6 столпов имана кратко

Обновлено: 02.07.2024

Иман – это убеждения, слова или дела, которые держат человека в рамках Ислама и приближают его к Аллаху .

Это определение опирается на множество доказательств из Кур’ана и Сунны.

Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, рассказал:

« (Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха ﷺ, к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал.

(Посланник Аллаха ﷺ) сказал:

أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ

… А потом (этот человек) ушёл. Когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха ﷺ спросил:

يَا عُمَرُ أَتَدْرِي مَنِ السَّائِلُ

فَإِنَّهُ جِبْرِيلُ أَتَاكُمْ يُعَلِّمُكُمْ دِينَكُمْ

В этом отрывке хадиса перечислены 6 столпов имана, в которые должен верить каждый мусульманин . Если человек отрицает что-то из этого списка или сомневается, то такой не является верующим.

В совокупности же убеждения мусульманина, которые он черпает из Кур’ана и достоверной Сунны, составляют собой его акыду , которая является фундаментом имана.

Помимо убеждений, иман включает в себя слова языка . Так, неотъемлемой частью имана является произнесение шахады. Также сюда можно отнести чтение Кур’ана, совершение зикра, призыв к религии Аллаха и так далее.

Частью имана также являются и действия органами тела , на что указывает известный хадис:

الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ — أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّونَ — شُعْبَةً، فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنِ الطَّرِيقِ، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الْإِيمَانِ

Также в качестве примера можно привести аят, в котором Аллах, говоря о намазе, произносит:

وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ

Таким образом, Господь Миров называет молитву, которая включает в себя все три вещи: убеждения, слова и дела тела — иманом.

Важно отметить, что иман состоит из основ, отсутствие одной из которых полностью его аннулирует и ответвлений, отсутствие которых не лишает мусульманина имана полностью, но делает его неполноценным и не позволяет приблизиться к Аллаху наилучшим образом.

Также, очевидно, что иман людей бывает разным: у кого-то он больше, а у кого-то меньше, что определяется степенью совершенства акыды, а также количеством и качеством дел языка и тела . При этом иман человека способен как увеличиваться, что достигается при совершении им благих дел, так и уменьшаться, что происходит при совершении грехов .

Виды имана

Иман бывает двух видов:

1) Основной иман, наличие которого делает человека мусульманином. Если этого имана у человека нет, то такой является кафиром .

Эта часть имана является неделимой и она либо есть, либо пропадает полностью, ставя человека вне рамок Ислама.

2) Дополнительные ответвления имана, которые приближают человека к Аллаху .

Если у человека не будет какого-то из дополнительных ответвлений имана, то такой остается мусульманином, но имеет при этом неполноценный иман.

Таким образом, иман можно условно представить в виде дерева, который имеет корни, ствол и ветви. Именно такую притчу приводит в Своей Книге Господь Миров:

أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ ٱللَّهُ مَثَلًا كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرَةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِى ٱلسَّمَآءِ

تُؤْتِىٓ أُكُلَهَا كُلَّ حِينٍ بِإِذْنِ رَبِّهَا ​ۗ وَيَضْرِبُ ٱللَّهُ ٱلْأَمْثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ

Корни — это акыда, правильные исламские убеждения, без которых имана быть не может. К ним относятся 6 столпов имана :

  • Вера в Аллаха
  • Вера в ангелов
  • Вера в Писания
  • Вера в пророков
  • Вера в Судный День
  • Вера в предопределение

Если человек не верит в один из этих столпов или сомневается в нём, то иман его аннулируется тем самым полностью .

Ствол дерева — это такие действия, оставление которых также делают иман человека недействительным. Здесь в качестве примера можно привести произнесение шахады (свидетельство таухида) и выполнение обязательной пятикратной молитвы.

К ответвлениям же имана можно отнести такие дела, как: хорошее отношение к родителям, выплата садаки, распространение саляма, встреча брата по вере улыбкой и многое другое.

Совершение подобных дополнительных дел, которые являются одними из ответвлений имана, делает иман человека более полноценным, укрепляя его.

Как укрепить иман?

Иман — это убеждения, слова или дела, которые держат человека в рамках Ислама и приближают его к Аллаху. Иман состоит из основной неделимой части, исчезновение которой делает человека кафиром, и из ответвлений, которые делают иман человека более полным.

Исходя из этого становится очевидным, что иман имеет свойство увеличиваться и уменьшаться .

Так каким образом мы можем укрепить свой иман? Поскольку он состоит из 3-х вещей: убеждений, слов и дел, — то и укреплять его можно по каждому из трех направлений.

Так, изучая Кур’ан и Сунну более детально, мусульманин узнает и берет себе в убеждения всё больше подробностей относительно Аллаха, ангелов, писаний, пророков, предопределения, веры в Судный День и других вещей, которые мы можем узнать только из Откровения.

Посредством новых убеждений, мусульманин начинает лучше осознавать величие Аллаха, начинает больше любить и бояться Его, становится более полноценными надежда и упование . В качестве примера можно привести аят:

وَمَا أَدْرَاكَ مَا سَقَرُ

لَا تُبْقِي وَلَا تَذَرُ

عَلَيْهَا تِسْعَةَ عَشَرَ

وَمَا جَعَلْنَا أَصْحَابَ النَّارِ إِلَّا مَلَائِكَةً وَمَا جَعَلْنَا عِدَّتَهُمْ إِلَّا فِتْنَةً لِّلَّذِينَ كَفَرُوا لِيَسْتَيْقِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا

В этих аятах Аллах связывает более подробное знание об Аде с увеличением имана.

В другом аяте Господь Миров говорит:

وَإِذَا مَا أُنزِلَتْ سُورَةٌ فَمِنْهُم مَّن يَقُولُ أَيُّكُمْ زَادَتْهُ هَذِهِ إِيمَانًا فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا فَزَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَهُمْ يَسْتَبْشِرُونَ

Из этого аята мы делаем вывод, что чтение и изучение Кур’ана также увеличивают иман мусульманина .

На это же указывает и известный хадис, который рассказал Ханзаля аль-Усаййиди, что однажды он, вместе с другими сподвижниками пришел к пророку и сказал:

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنْ لَوْ تَدُومُونَ عَلَى مَا تَكُونُونَ عِنْدِي، وَفِي الذِّكْرِ، لَصَافَحَتْكُمُ الْمَلَائِكَةُ عَلَى فُرُشِكُمْ وَفِي طُرُقِكُمْ، وَلَكِنْ يَا حَنْظَلَةُ سَاعَةً وَسَاعَةً، ثَلَاثَ مَرَّاتٍ

В целом же справедлива следующая формула: иман увеличивается при послушании Аллаху (размышление над Кур’аном и Сунной, выполнение приказов Аллаха и оставление того, что Он запретил) и уменьшается при Его ослушании (при совершении грехов).

Чем более старательно мусульманин старается поклоняться Аллаху, тем больше Он увеличивает его приверженность прямому пути . Верно и обратное: чем более небрежен мусульманин к своей религии, тем больше грехов он совершает и тем слабее становится его иман .

Доказательством этому служат аяты:

وَالَّذِينَ اهْتَدَوْا زَادَهُمْ هُدًى وَآتَاهُمْ تَقْوَاهُمْ

فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ

Степени имана

Иман может увеличиваться и уменьшаться, а это значит, что люди не одинаковы по своему положению перед Аллахом и могут занимать разные степени как в Раю, так и в Аду. Число этих степеней известно одному Аллаху .

Степень мусульманина в Раю зависит от силы его имана , который, в свою очередь, побуждает человека при жизни к совершению благих дел, угодных Аллаху.

В качестве доказательства это утверждение можно привести аяты:

لَا يَسْتَوِي مِنكُم مَّنْ أَنفَقَ مِن قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ أُولَئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِّنَ الَّذِينَ أَنفَقُوا مِن بَعْدُ وَقَاتَلُوا وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

لَّا يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُولِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى

أَمْ نَجْعَلُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَالْمُفْسِدِينَ فِي الْأَرْضِ أَمْ نَجْعَلُ الْمُتَّقِينَ كَالْفُجَّارِ

Если существует разница в степенях между мусульманами, то тем более огромна разница между мусульманами и кафирами, которые будут наказываться в Аду целую вечность:

أَفَمَنِ اتَّبَعَ رِضْوَانَ اللَّهِ كَمَن بَاءَ بِسَخَطٍ مِّنَ اللَّهِ وَمَأْوَاهُ جَهَنَّمُ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ

هُمْ دَرَجَاتٌ عِندَ اللَّهِ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِمَا يَعْمَلُونَ

Однако и в Аду, среди грешников, которые войдут туда временно, и среди кафиров, которые никогда не выйдут из Огня, будут существенные отличия по степени их наказания .

Так, например, Аллах обещал в Кур’ане лицемерам самое суровое наказание:

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا

А также Он сказал о кафирах:

وَلِكُلٍّ دَرَجَاتٌ مِّمَّا عَمِلُوا وَمَا رَبُّكَ بِغَافِلٍ عَمَّا يَعْمَلُونَ

Это справедливо, ведь количество грехов, которые совершают люди, разнится, поэтому разным будет и их наказание.

Каждый мусульманин должен знать столпы имана (веры). Их всего шесть, но значение каждого из них огромно. Они являются фундаментом, на котором стоят убеждения Ислама. На них основывается вера единобожия.

Слова веры перечисляют сколько столпов имана являются основой правильного вероубеждения. Если человек поверил в Аллаха, то должен принять все, что Он сообщил людям в Своем откровении – Коране. И из этого рождается убежденность в остальных столпах имана.

Калиматун иман на арабском

6 столпов имана - Калиматун иман на арабском

Транскрипция на русском: Аманту биЛляхи уа маляикятихи, уа кутубихи, уа русулихи, уаль яумиль ахири, уаль кадари хайрихи уа шаррихи мин Аллаха Тагаля уа багса багдаль маути.

Перевод на русский

столпы веры в исламе

В этой фразе заключается вся суть акыды (вероубеждения) мусульман, которая опирается на тексты Священного Корана. Если человек отрицает хотя бы один из столпов, перечисленных в Калиматун иман, то он выходит из Ислама. Так как это отрицание означает, что он не полностью признает то, что написано в откровении от Аллаха.

Разберем, что означает каждая из основ веры Ислам отдельно.

Вера в Аллаха

Мусульманином является тот, кто убежден, что Аллах — это Единственный, кто достоин поклонения. Эта вера включает признание всех Его прекрасных имен и атрибутов величия, присущих только Аллаху. Они упоминаются в разных сурах Корана.

Аллах – это Творец всего, поддерживающий и дающий пищу. Он Всемогущ и не имеет никаких недостатков.

Вера в ангелов (малаика)

Ангелы — это высшие живые существа, созданные из чистейшего света (нура) задолго до сотворения Адама. Они бесполы, свободны от слабостей и пороков, которым подвержены люди и джины. Ангелы не испытывают сомнений, боли, усталости. Они созданы, чтобы повиноваться велению Аллаха.

«Они прославляют его день и ночь, и не ослабевают.” (21: 20)

Некоторые из известных имен ангелов:

  • Джибраил (мир ему) передавал человечеству откровения Аллаха;
  • Микаил (мир ему) – ангел управляющий ветрами и облаками;
  • Исрафил (мир ему) – возвестит о начале Судного дня.

В Коране также приводится много упоминаний об ангелах, выполняющих возложенные Аллахом поручения.

вера в ангелов

Вера в Священные Книги

Аллах отправлял к людям пророков на протяжении всей истории существования человечества. Он открыл несколько откровений через посланников, которые привели людей к истинному пониманию единобожия и устройства этого мира.

В Коране упоминаются 4 книги, данные Аллахом:

  • Сухуф (свитки) были даны как откровение народу пророка Ибрагима (Авраама) мир ему;
  • Забур (псалмы) ниспосланы Давуду (Дивиду) мир ему;
  • Таврат (Тора) – народу израильтян через пророка Мусу (Моисея) мир ему;
  • Инджил (Евангелие) передано людям через Ису (Иисуса) мир ему.

Священный Коран является последним откровением, открытым через Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которое было ниспослано для всего человечества и сохранится до конца существования этого мира.

Мусульмане признают все откровения. Однако следовать должны последнему – Корану.

Вера в пророков

Мусульмане признают всех без исключения пророков Аллаха. Это были лучшие люди среди своих народов, которые вели призыв к вере, справедливости и добру. Религия их была одинаковой. Каждый из них подчинялся Аллаху и выполнял Его повеления, донося призыв до своего народа.

Есть много пророков, посланных Аллахом, но в Коране встречаются имена только 25-ти из них.

цепочка пророков

Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), как последний посланник, был отправлен для увещевания всего человечества.

Вера в день Суда (Яумиль Ахири)

Судный день – истина. Это день, когда Аллах прекратит жизнь своих творений: живых существ и людей на земле, джинов и ангелов. После этого, Он воскресит их и приведет обратно к Себе. Все дела людей будут оценены и каждый получит воздаяние.

Никто, кроме Аллаха, не знает, когда наступит этот день, поэтому мы должны жить каждый день так, как если бы он был нашим последним. И стремиться совершать поступки, которые станут тяжелыми на весах добрых дел.

Вера в предопределение (Кадар)

Последняя опора имана – вера в предопределение. Все в нашей жизни уже заранее предрешено. Аллах записал что произойдет от самого начала сотворения жизни до последнего дня существования мира и сохраняет это в Ляухуль-Махфуз (небесной скрижали).

В Коране сказано:

“Разве ты не знаешь, что Аллах ведает о том, что на небе и на земле? Действительно, это записано. Воистину, это для Аллаха легко” (22:70)

В хадисе сказано:

Перечисленные 6 столпов имана составляют основу акыды (вероубеждения мусульманина) и являются самым ценным, что есть в этом мире. Земные богатства в сравнение с Верой и знанием являются песчинкой в пустыне. И мусульмане должны беречь свою веру и религию Ислам как величайшую драгоценность.

Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:


Что будет с человеком, не признающим хоть один из столпов веры?

Тот, кто не уверует хоть в один из этих шести составляющих имана или засомневается в них, отойдет от веры, т. е. станет кяфиром. Он должен сожалеть об этом, покаяться от всей души и просить Всевышнего о прощении. Затем он должен прочитать шахаду, понимая смысл читаемого. Нужно уверовать во все шесть столпов Имана и в то, что все, с чем пришел Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), является истиной. Во все это человек должен уверовать сердцем и произносить вслух.

Вера (иман) состоит из шести столпов. Кто отрицает хоть один из столпов веры или сомневается в нем, тот не является мусульманином, его ждут вечные муки на том свете.

ИНФОГРАФИКА


Столпы веры:

1. Вера в Аллаха.

2. Вера в ангелов.

3. Вера в книги.

4. Вера в посланников.

5. Вера в Судный день.

6. Вера в предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

Вера в Аллаха

Вера во Всевышнего Аллаха заключается в нашей глубокой убежденности в том, что у Него есть двадцать обязательно присущих Ему качеств или атрибутов, двадцать недопустимых (невозможных) и один допустимый для Него атрибут. Эти качества, которые называются сыфатами, обязан знать каждый мусульманин.

Качества, обязательно присущие Всевышнему Аллаху

Такими качествами Всевышнего являются: 1. Существование. 2. Вечность без начала. 3. Бесконечность. 4. Независимость. 5. Бесподобие. 6. Единственность. 7. Всемогущество. 8. Воля. 9. Всезнание. 10. Вечная жизнь. 11. Речь. 12. Всеуслышание. 13. Всевидение. 14. Всемогущий. 15. Имеющий волю. 16. Всезнающий. 17. Вечно живой. 18. Разговаривающий. 19. Всеслышащий. 20. Всевидящий.

Качества, не присущие Аллаху и недопустимые по отношению к Нему

Качества, противоположные двадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него: 1. Небытие. 2. Наличие начала. 3. Наличие конца. 4. Подобие кому-либо или чему-либо. 5. Зависимость от чего-либо или кого-либо. 6. Множественность. 7. Отсутствие могущества. 8. Отсутствие воли. 9. Незнание чего-либо. 10. Смерть. 11. Отсутствие речи. 12. Отсутствие слышания. 13. Отсутствие видения. 14. Не всемогущий. 15. Не имеющий волю на что-либо. 16. Не всезнающий. 17. Не вечно живой. 18. Не разговаривающий. 19. Не всеслышащий. 20. Не всевидящий.

Аллах чист от этих качеств, они являются не достойными Его. Недопустимость этих качеств по отношению к Аллаху доказывают истинная религия и разум. Аллах вообще чист от всех качеств, не соответствующих Его Величию и Совершенству.

У Всевышнего есть еще не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создает его, если не захочет – не создает.

Истинное величие, сущность Аллаха, Его совершенство, истину о Нем никто не в состоянии полностью осознать, кроме Самого Аллаха. Необходимые и достаточные знания о Нем человечество получает от Него Самого через Его пророков и из Его книг. На этом свете никто не видит Всевышнего, а в вечной жизни Его увидят верующие.

Доказательством существования Аллаха являются этот устроенный удивительным и совершенным образом окружающий нас мир и Его творения. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, часы сделаны мастером, автомобиль или самолет свидетельствуют о существовании их конструктора и т. п. Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения, от атома до галактик, свидетельствуют об их Создателе, устроившем такой порядок, управляющем ими и охраняющем их. Они сами по себе, без Создателя, не могут образовываться. Именно Аллах является Тем, Кто создал все и управляет всем.

Человек, который, видя такие творения, тем не менее не верит в существование Аллаха, является тем, кто опровергает свой разум, не доверяет ему и не получает от него никакой пользы.

Вера в ангелов

Верить в ангелов необходимо в общем виде, а также конкретно по именам, как об этом упоминается в священном Коране и благородных хадисах. Существование этих ангелов является истиной.

Как необходимо верить в ангелов в общем виде?

Мусульманин должен верить, что ангелы являются чистыми, безгрешными и почтенными рабами Аллаха, созданными Им из света (нура). Они строго выполняют повеления Аллаха и никогда не ослушаются Его. Им не надоедает поклоняться Аллаху. Они не едят, не пьют, не спят и не имеют пола. Ими заполнены небеса и земли, и их количество знает только Всевышний. Они умрут вместе с другими созданиями и в Судный день воскреснут.

Как необходимо верить в ангелов по именам?

Мусульманин должен знать поименно и верить в существование нижеперечисленных ангелов: Джабраил – передает откровения от Аллаха пророкам; Микаил – раздает блага и имущество на земле; Исрафил – вострубит в Рог (Сур),возвещая о наступлении Конца Света, и в Судный день, чтобы воскресить творения из мертвых; ‘Израил – забирает души людей по окончании их жизненного срока (ангел смерти). Они являются архангелами, то есть главными ангелами.

Также необходимо верить в то, что существование ангелов Ракиба и ‘Атида – записывающих хорошие и плохие деяния рабов; Мункара и Накира – уполномоченных и ответственных за могильный допрос; Ризвана – руководящего ангелами, которые содержат Рай, и Малика – руководящего ангелами, которые следят за порядком в Аду; ангелов, совершающих обход вокруг ‘Арша, несущих на себе ‘Арш и других ангелов – является истиной.

Если спросят, откуда вы знаете о существовании ангелов, то ответ таков: это известно из Корана и хадисов, ибо в них содержится только истина.

Вера в книги

Мусульманин должен знать и верить, что от Всевышнего Аллаха ангел Джабраил передал посланникам книги и свитки. Всего было ниспослано 104 книги, 100 из них в виде свитков и 4 в виде книг. Из них самыми главными являются четыре следующих книг: Таврат (Тора) – ниспосланный пророку Мусе (мир ему), Забур (Псалтырь) – Давуду (мир ему), Инжил (Евангелие) – ‘Исе (мир ему) и Коран – Мухаммаду (мир ему и благословение). Из свитков же пророку Адаму (мир ему) было ниспослано 10, Шису (мир ему) – 50, Идрису (мир ему) – 30, Ибрахиму (мир ему) – 10.

Книги Всевышнего учат людей истинной религии и правильному образу жизни на земле. Коран – последняя книга Всевышнего, в которой заключается смысл всех предыдущих писаний. Это самое большое чудо Аллаха, которое никто не в состоянии исказить до Конца Света. А также никто не в состоянии сочинить подобное Корану, даже самую маленькую суру.

Вера в посланников

Мусульманин должен верить, что посланники – это самые почтенные и любимые рабы Аллаха, которых Он избрал из всего человечества, ниспослал им откровение и послал их к народам, чтобы призывать их к истинной религии Творца. Первым из них является Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (мир ему и благословение). Предыдущие посланники были посланы в определенные страны, к определенным народам и в определенное время. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан ко всему человечеству. Его посланничество будет иметь силу и сохранится до Конца Света. Он является последним Пророком и Посланником (мир ему и благословение), завершающим звеном в цепочке пророков.

Необходимо знать по именам и верить в следующих пророков, чьи имена упомянуты в священном Коране: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхак, Я‘куб, Юсуф, Шу‘айб, Аюб, Зулькифли, Муса, Харун, Сулайман, Давуд, Ильяс, Альяса‘, Юнус, Закарья, Яхья, ‘Иса, Мухаммад (да благословит их всех Аллах и приветствует).

Посланники (расуль) – это особые рабы Аллаха, избранные Им из всего человечества и получившие от Аллаха откровение и повеление довести его до людей. Пророки (наби) – это тоже особые рабы Аллаха, избранные Им из человечества и получившие откровение от Аллаха, однако они не получили повеление довести его до людей. Посланники одновременно являются и пророками. Точное количество пророков знает лишь Аллах. Некоторые ученые говорят, что пророков всего было 124 тысячи, из них 313 являются посланниками.

Доказательством истинности посланников и пророков являются чудеса (му‘джизаты), которыми их одаривал Всевышний Аллах, и особые качества, свойственные им.

Качества пророков

Качества, обязательно присущие пророкам

Всевышний Аллах наделил пророков следующими совершенными качествами, обязательно присущими им: честность, правдивость во всем, что говорят, абсолютная безгрешность, умственное совершенство, получение откровения и его полное доведение до людей, пророками бывают только мужчины, и все они были свободными от рабства.

Качества, недопустимые для пророков

Качества, противоположные перечисленным выше, пророки иметь не могут, то есть они недопустимы для них, и все пророки чисты от них. Это: нечестность, лживость, греховность, интеллектуальное несовершенство, сокрытие от людей откровений, переданных Всевышним для доведения до них, пророками не могут быть женщина или раб.

Качества, допустимые для пророков

Допустимыми для пророков являются различные качества и свойства, присущие всем людям. Например, прием пищи и питья, сон, женитьба, занятие торговлей, гнев, недомогание, смерть, выражение радости и печали, усталость, отдых и т. д. Однако болезни (например, эпилепсия, шизофрения и т. д.), которые могут подорвать их авторитет и принизить их степень в глазах людей, пророкам не присущи.

Вера в Судный день

В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным и непреходящим пристанищем человека.

Вера в предопределение судьбы

Мусульманин должен верить в то, что все в этом мире, будь то хорошее или плохое, происходит по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал еще до сотворения Вселенной. Однако людям дано право выбора между добром и злом. Всевышний Аллах одарил людей разумом, чтобы они могли различать добро и зло, послал к ним пророков, чтобы обучить их совершению благого и отдалению от запретного, и ниспослал им книги. Также Он рассказал о вознаграждении, которое ждет в Вечном мире совершившего добро, и о наказании, предназначенном совершившему зло. Поэтому тем, кто совершает добро, Всевышний Аллах доволен, а совершивший зло навлекает на себя Его гнев.


О важности имана в жизни каждого верующего мусульманина говорит хотя бы тот факт, что вера представляет собой один из пяти столпов ислама. Причём, если человек не соблюдает, но и не отрицает другие столпы ислама (намаз, уразу, закят и хадж), то, по мнению большинства мусульманских богословов, он остаётся мусульманином, но грешным. Однако в случае, если в сердце раба Аллаха отсутствует вера, он уже не может считаться мусульманином. Данный факт свидетельствует, что вера есть неотъемлемая составляющая исламской религии.

Иман верующего должен содержать как внутреннее осознание истинности объекта веры, так и подтверждение своего имана конкретными действиями.

По аналогии с исламом, иман также обладает своими столпами – они составляют основную опору веры мусульманина.

1. Вера в Аллаха

Главным столпом является вера в существование Всевышнего, обладающего абсолютной властью и могуществом над всеми творениями. Вера в Создателя содержит в себе следующие важнейшие элементы:

- Отсутствие у Него временных и пространственных ограничений. Верующий должен искренне верить в отсутствие у Всевышнего каких-либо границ или пределов – как временных, так и пространственных. Наш Творец не имеет ни начала ни конца, поскольку Он вечен и вездесущ.

2. Вера в ангелов

Рассматривая второй столп веры, важно подчеркнуть, что ангелы – это существа, которые были сотворены Господом из света. Они по своей природе безгрешны, бесполы, чисты, не употребляют в пищу ничего и не знают сна. Являясь покорными рабами Всевышнего, беспрекословно исполняют любые повеления Аллаха и не способны Его ослушаться.

Ангелов существует большое множество и их точное число известно лишь Создателю. Однако ангелы, как и люди, имеют собственную иерархию. Человечеству известны имена лишь нескольких ангелов, которые выполняют конкретные функции.

- Джабраил (Джибриль, мир ему). Самым главным среди ангелов является Джабраил (а.с.). Основная его функция заключается в донесении божественных откровений до пророков, которых Создатель ниспослал на Землю. Именно этот ангел доносил до Милости миров Мухаммада (с.г.в.) аяты Священной Книги мусульман – Корана и иные божественные откровения.

- Микаил (а.с.). Это следующий ангел, стоящий на верхней ступени иерархии после Джабраила. Микаил (а.с.) управляет природными явлениями и катаклизмами. Он же раздаёт пропитание творениям Всевышнего.

- Исрафил (а.с.). Его главная функция – возвещение людей о приближении конца света и наступлении Судного дня. Как только Исрафил (а.с.) протрубит в Рог (Сур), все люди восстанут из земли и предстанут перед своим Творцом.

- Азраил (а.с.). Четвертый высший ангел именуется ещё и ангелом смерти. Основная функция Азраила (а.с.) заключается в лишении души человека в тот момент, когда ему суждено умереть.

Верующему также надлежит верить в существование ангелов-писцов – Атида и Ракиба (а.с.), которые расположены над левым и правым плечами всех без исключения людей и записывают каждое плохое и каждое хорошее деяние человека. Любого раба Аллаха на протяжении жизни сопровождают по два таких ангела.

Мусульманину следует верить в существование и прочих ангелов, выполняющих строго отведенные им функции.

3. Вера в Книги

В качестве третьего столпа имана выступает вера в Писания Всевышнего. За всю историю Он ниспосылал различные откровения своим Пророкам, однако наиболее крупными из них считаются четыре Книги:

- Инджиль (Евангелие). Данную Книгу Господь Бог ниспослал Пророку Исе (Иисусу, мир ему). В Священной Книге мусульман содержится следующий аят:

- Коран. Заключительной Книгой Аллаха, которую Он ниспослал Пророку Мухаммаду (с.г.в.), служит Священный Коран. Действие его установлений будет осуществляться вплоть до Судного дня. Следует отметить, что Всевышний обязался хранить Свою последнюю Книгу от каких бы то ни было искажений вплоть до Дня воздаяния. Следование его предписаниям вменяется в обязанность каждому верующему. Плюс ко всему, Священный Коран, по воле Создателя, станет заступником в Судный день для каждого, кто читал и изучал его аяты. В самом Коране содержатся следующие строки:

4. Вера в Пророков

Немаловажным столпом имана является вера в пророков Всевышнего. Точное их число известно лишь Ему, однако целый ряд ученых называют цифру в 124 тысячи. В то же время в Священном Коране встречаются имена 25 из них: Адам (Адам), Идрис (Енох), Нух (Ной), Худ (Евер), Салих, Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Айюб (Иов), Шуайб (Иофор), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифль (Иезекииль), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Альяса (Елисей), Юнус (Иона), Закария (Захария), Яхья (Иоанн), Иса (Иисус), Мухаммад (мир им всем!).

В числе пророков особое место принадлежит посланникам Аллаха – то есть тем, кому было ниспослано новое Писание или Откровение. По мнению некоторых мусульманских богословов, на протяжении всей истории было 313 посланников.

Особую роль среди пророков и посланников занимает заключительный из них – Мухаммад (с.г.в.). Его отличительной от остальных предшественников чертой является то обстоятельство, что он был ниспослан не к определённому народу, а ко всему человечеству. Кроме того, ниспосланная ему Книга будет действовать от наступления Судного дня, и Творец будет оберегать её от различных искажений и нововведений.

5. Вера в Судный день

6. Вера в предопределение

Заключительный столп имана означает глубокую и искреннюю убежденность мусульманина в том, что всё без исключения в земной жизни – как хорошее, так и плохое – происходит по воле Создателя, по Его предопределению. Каждый раб Всевышнего, ещё находясь в утробе матери, получает судьбу, уготованную ему Аллахом. В судьбе человека расписана полностью вся жизнь, которую он проживёт, включая самые незначительные моменты. Однако это вовсе не означает, что предопределение станет оправданием для грешников в Судный день, так как человек не лишён свободы выбора между истинным путём и заблуждением.

Каждый из столпов имана является одинаково необходимым для соблюдения верующим, так как нельзя верить в что-то одно и отрицать другое. Однако уровень имана у всех людей разный, так как каждый из нас имеет свой индивидуальный путь. В связи с этим верующим следует стараться усиливать уровень своей веры, поскольку сильный иман является залогом соблюдения человеком предписаний религии.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Верующий заботиться о своей участи в вечной жизни, в то время как неверующие часто даже не задумываются об этом.

Всевышний Аллах в Благородном Коране сказал о неверующих (смысл):

Верующий поклоняется своему Создателю, неверующий же поклоняется чему угодно, кроме Бога: природе и природным явлениям, идолам, правителям, своим страстям и желаниям. Не бывает такого, чтобы человек никому и ничему не поклонялся. Иногда, впрочем, он убеждает себя, что не поклоняется никому. Но это неправда. Обычно это означает, что он поклоняется самому себе.

Руководство для верующего – Закон Всемогущего, Всезнающего Аллаха. А неверующий следует законам, придуманным людьми. Людские законы постоянно меняются и противоречат друг другу; это очень ненадежный ориентир.

Иман – это путь, который выбирают разумные, а неверие – это путь заблудших. Размышляя, человек приходит к тому, что Бог есть, что Он Один, что Он чист от недостатков и что пророки убеждают нас в том, что они, на самом деле, посланы Богом, при помощи чудес. Ислам – религия, в которой цениться разум, и вера разуму не противоречит.

Есть шесть столпов веры (имана):

  1. Вера в Аллаха.
  2. Вера в Его ангелов.
  3. Вера в Его Книги.
  4. Вера в Его посланников и пророков.
  5. Вера в Судный день.
  6. Вера в предопределение, в то, что все хорошее и плохое происходит по Воле Всевышнего.

Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.

Читайте также: