Государственный строй римской империи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древний Рим стал центром одной из самых грандиозных империй в истории человечества. Древнеримская цивилизация оставила свой след на большинстве европейских земель, сформировав культуру, хозяйственную и политическую жизнь западноевропейских народов. Где находился Древний Рим, какой путь прошел Рим от республики до империи, каким образом было установлено господство Рима над всем Средиземноморьем - вы узнаете из этого урока.

План урока:

Географическое положение Древнего Рима

В отличие от Древней Греции, Древний Рим находился на единой территории – Апеннинском полуострове, омываемом Тирренским, Ионическим и Адриатическим морями. Со временем, по мере усиления мощи древнеримского государства, его территории разрастались, пока не заняли в конечном итоге большую часть Европы.

Климат Древнего Рима походил на древнегреческий,здесь также выпадало мало осадков, лето было жарким и засушливым.Однако это не мешало развитию земледелия, так как итальянские почвы были достаточно плодородны, обширные равнины преобладали над скалистой местностью.

Природа и географическое положение Древнего Рима создавали все необходимые условия для его экономического развития. Обширные равнины служили пастбищами для выпаса скота. Горная цепь Альп, отделявшая Рим от остальной Европы на севере, приносила римлянам золото, серебро, строительный камень, олово, железо. Река Тибр изобиловала рыбой. Природные бухты и гавани позволяли римлянам торговать с Египтом, Финикией, Грецией, Сицилией и другими древними государствами.

Государственное устройство Древнего Рима

Согласно легендам, город Рим был заложен Ромулом - потомком троянских беженцев, сбежавших в Италию. Историки подтверждают, что первым римским царем действительно был Ромул, который основал новое государство в 753 году до нашей эры.

На раннем этапе исторического развития, Римом управляли цари. Они выполняли одновременно обязанности верховного главнокомандующего, высшего судьи, жреца и главы государства. Власть царей не передавалась по наследству, их избирал народ.Римскими гражданами считалось не все народонаселение Древнего Рима, а исключительно патриции.

Патриции в Древнем Риме - это коренные римляне, первыми заселившие долину реки Тибр. Первоначально, только они обладали всеми политическими правами и составляли римский народ. Патриции держали в своих руках общинные земли, участвовали в Народном собрании, на котором решались все важные дела в государстве, включая выбор нового царя.

Плебеи в Древнем Риме – это некоренное пришлое население, а также потомки покоренных римлянами соседних племен и народов. Плебеи были лишены политических прав, долгое время их даже не считали гражданами государства.

Государственное устройство Древнего Рима изменилось в 509 году до нашей эры, когда римский народ восстал против власти царей и установил в Риме республиканскую форму правления.

Рим от республики к империи

Римская республика начала свое существование после того, как из Рима был изгнан последний царь – Тарквиний Гордый, это произошло в 510 году до нашей эры. Римский народ восстал против авторитаризма царей, при которых вся власть в государстве находилась в одних руках. Поэтому, римляне избрали новую систему правления, где важнейшую роль в управлении государством играл народ.

Вместо царей, ежегодно на Народном собрании в качестве высших должностных лиц избирались 2 консула. Консул в Древнем Риме возглавлял заседания Сената, совмещал функции главнокомандующего и главы исполнительной власти. Чтобы власть не концентрировалась в одних руках, через год консулы покидали свой пост и становились членами Сената.

В 367 году до нашей эры в результате длительной борьбы за свои права, плебеи добились принятия закона, согласно которому один из 2 консулов избирался из числа плебеев. В результате многочисленных восстаний плебеев устройство Римской республики постепенно менялось, в обществе было установлено равенство плебеев и патрициев.

Отдельной главой в истории Рима считают период установления империи. Это произошло около 27 года до нашей эры и связано со следующими причинами:

  1. Римское государство существенно расширило свои границы в результате бесчисленных захватнических войн. Благодаря военным успехам римлян территория Римской республики охватила три материка: Европу, Азию и Африку. Управлять такой огромной державой при республиканской форме правления было уже невозможно.
  2. Несколько десятков аристократических семей фактически подчинили себе Сенат, все решения высший государственный орган стал принимать исключительно в интересах богачей, забывая о нуждах простого народонаселения.
  3. Кризис, который переживала Римская республика, сопровождался народными восстаниями и гражданскими войнами. В этих условиях стало возможно свержение республиканского строя и замена его имперским.

Первым императором Рима стал Октавиан Август, который смог сосредоточить в своих руках всю власть в государстве. Несмотря на установление в Риме империи, она сохранила в себе элементы республики, такие как Сенат и Народное собрание. Однако эти органы государственной власти утратили свое первостепенное значение, перешли в подчинение императору.

Завоевание Римом Средиземноморья

С веками численность римского населения росла, вместе с этим возрастала потребность Рима в новых землях, рабах, источниках сырья. Поэтому Римское государство встало на путь внешней экспансии [1] .

Первоначально объектом притязаний Рима стал Апеннинский полуостров. Римляне вели бесконечные войны с соседствующими племенами италиков, галлов, латинян. На эту борьбу ушло более двухсот лет, окончательное завоевание Римом Италии произошло в 265 году до нашей эры. Благодаря победоносным войнам Римское государство усилило свое могущество, распространило свои захватнические интересы на все Средиземноморье.

Первым опасным противником Рима за пределами Италии стал Карфаген – богатое рабовладельческое государство основанное финикийцами (пунами) на Севере Африки.

Первая Пуническая война началась в 264 году до нашей эры и продолжалась больше 20 лет. Победа Рима заставила карфагенян отказаться от притязаний на Сицилию, заплатить Риму большую контрибуцию [2] .

Во Второй Пунической войне великий карфагенский полководец Ганнибал сумел перенести военные действия на территорию Италии. В 216 году до нашей эры он победил римское войско в битве при Каннах, в 211 году его войско подступило к самому Риму. Однако вскоре римляне сумели перехватить инициативу, а в 202 году до нашей эры в битве при Заме нанесли решающее поражение Карфагену. Карфаген уступил все свои владения за пределами Африки, за счет присоединения которых Рим еще больше усилил свое могущество.

Третья Пуническая война продолжалась с 149 по 146 год до нашей эры. Невзирая на то, что карфагенская армия в несколько раз превосходила по численности римскую, война закончилась окончательной победой Рима. Римляне дотла сожгли Карфаген, посыпали его земли солью в знак того, что здесь больше никогда не должны селиться люди. Остальные карфагенские владения (Сардинию, Сицилию, Корсику, Испанию) Рим присоединил к себе. Победа в Пунических войнах привела к установлению господства Рима во всем Западном Средиземноморье.

Кризис и падение империи

В 3 веке нашей эры Римскую империю охватил экономико-политический кризис, под влиянием которого началась череда гражданских войн [3] , разорявших государство. Разросшаяся до невероятных размеров империя процветала за счет эксплуатации своих провинций [4] . Но зачастую отдаленные от центра провинции поднимали восстания, провозглашали свою независимость от центральной власти. Особенно часто волнения рабов вспыхивали в Африке, Испании, Галлии.

В кризисных условиях в Римской империи получила широкое распространение новая религия - христианство. Многочисленные конфликты на религиозной почве продолжались десятилетиями, пока император Константин не провозгласил веротерпимость. В конце 3 века он основал новую столицу государства – Константинополь. Перенос столицы на Восток послужил разделению Римской империи. В 395 году произошел окончательный распад Римской империи на Западную и Восточную, что привело к ослаблению бывшего некогда единым государства.

С 4 века в Европе началось великое переселение народов. Полчища германских племен стали покидать оскудевшие регионы, в поисках новых земель с более теплым климатом, лучшими условиями для жизни. Варвары: готы, гунны, вандалы, англы, саксы, лангобарды - отставали в своем развитии от древнеримской цивилизации. Однако они представляли собой мощную военную силу, сметавшую все на своем пути.

В 410 году произошло нашествие на Рим готов. Варварам не пришлось долго осаждать город, так как рабы, обозленные на своих хозяев, сами открыли врагу ворота. В течение трех дней готы грабили Рим, что повергло в ужас всех жителей Западной и Восточной Римской империи.

Спустя 40 лет после вторжения готов, над Римом нависла новая угроза – племена гуннов. Возглавляемые вождем Аттилой, в 447 году гунны напали на Восточную Римскую империю, которая откупилась от них огромным выкупом. В 451 году началось нашествие гуннов на земли Западной Римской империи, с большим трудом римские войска сумели дать отпор могущественному противнику.

В 455 году Рим захватили вандалы, за две недели они превратили город в руины, большинство римлян погибли, оставшихся в живых жителей сделали рабами. В 476 году подчинившись варварам, от власти отрекся последний римский император Ромул Августул, что ознаменовало падение Западной Римской империи. На землях бывшей некогда великой державы возникло множество варварских королевств. В эпоху Средневековья, наступившую вслед за эпохой Древнего мира, вошла только Восточная Римская империя со столицей в Константинополе.

Словарь

1. Внешняя экспансия - это территориальное расширение одного государства путем захвата чужих территорий, распространения на них своего влияния.

2. Контрибуция – послевоенные выплаты проигравшего государства странам победительницам.

3 Гражданская война - боевые действия внутри государства, вспыхивающие между противостоящими друг другу гражданами.

4. Римские провинции – это земли, захваченные Римом, входящие в состав Римской империи, расположенные вне Апеннинского полуострова.

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

С конца II в. до н. э. Римская республика вступила в исторический период общественно-политических кризисов и военных конфликтов. Борьба за землю, которую постоянно — то легальными способами, то путем восстаний — вели беднейшие слои римской общины, приняла крайние формы открытого конфликта плебейских магистратур с патрицианским Сенатом. Благодаря агрессивной военной политике, делавшей из римского полиса средиземноморскую державу-империю, в Италии резко возросло количество рабов, занятых в частных хозяйствах и на общественных работах. Это привело к почти постоянным восстаниям рабов, крупнейшие из которых — Первое и Второе сицилийские восстания, восстание Спартака — едва не сокрушили военную и государственную машину Рима. В начале I в. до н. э. между Римом и прежде союзными жителями большинства областей Италии разразился конфликт в виде многолетней Союзнической войны (91–88 гг.), одним из результатов которой стало предоставление италикам прав римского гражданства, хотя с сохранением политического доминирования римлян. Наконец, итогом постоянно нараставших в своих проявлениях социальных противоречий внутри римского полиса стало размежевание на своего рода политические движения — партии оптиматов (выражавших интересы богатых и аристократически-республиканских слоев) и популяров (объединивших недовольных из новых легионеров, офицерства и люмпенизирующегося плебса). Противоречия и борьба между этими партиями были настолько сильны, что привели к почти постоянным, сменявшим одна другую гражданским войнам в Риме, которыми, в свою очередь, не замедляли всякий раз воспользоваться в личных интересах удачливые полководцы, военные вожди либо политики, использовавшие ситуацию для утверждения личной власти.

Разнородные конфликты и социальные противоречия, осложненные не очень удачными для Рима внешними войнами, создали качественно новую государственно-политическую ситуацию: государственная организация республики обнаружила свое несоответствие времени и главенствующим общественным настроениям, и Рим стал решительно двигаться в направлении к военной монархии эллинистического типа, с классическими образцами которой соприкоснулся в ходе восточных завоеваний. Несколько исторических факторов способствовали этому движению.

50. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРВОЙ ИМПЕРИИ

50. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРВОЙ ИМПЕРИИ В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII г. республики) во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной

Государственный строй империи

Государственный строй империи В государственно-политическом отношении сложившаяся только за счет военных удач македонской армии держава представляла собой империю, объединившую под единой государственной властью самые разные народы, государства и полугосударства.

§ 14. Государственный строй Римской республики

§ 14. Государственный строй Римской республики От полиса к империи Конец IV — начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась

9.2. Государственный строй

9.2. Государственный строй С первых дней национально-демократической революции в Украине проходил процесс формирования республиканской формы правления. Наблюдается историческая связь, определенная преемственность органов государственной власти с теми, которые

10.2. Государственный строй

10.2. Государственный строй Форму правления, которая была введена во время П. Скоропадского, можно считать переходной к президентской республике. Вызывают возражения выводы тех авторов, которые считают, что произошел полный возврат к монархии. В заявлении Рады Министров

11.2. Государственный строй

11.2. Государственный строй После падения гетманского правительства законодательную и исполнительную власть олицетворяла в себе Директория Украинской Народной Республики.Название “Директория” было позаимствовано из времен Великой французской революции. Но дальше

12.2. Государственный строй

12.2. Государственный строй Процесс формирования высших органов власти и управления в западноукраинских землях был тождественным такому же процессу в Великой Украине. Эволюционный путь Центральной Рады от общественно-политического органа к парламенту повторила

13.2. Государственный строй

13.2. Государственный строй I Всеукраинский съезд Советов, который работал 11—12 декабря 1917 г. в Харькове, принял резолюцию “Об организации власти в Украине”, в которой указал, что “Украина провозглашается Республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских

14.3. Государственный строй

14.3. Государственный строй Изменения в государственном строе УССР были связаны прежде всего с тенденцией к объединению экономических, политических, военных усилий советских республик. Следует подчеркнуть, что инициатива такого объединения исходила из центра, от

15.2. Государственный строй

15.2. Государственный строй В 30-е годы в развитии политической системы произошли коренные изменения. Овладев аппаратом власти, И. Сталин и его сторонники создали такую государственную организацию, которая лишала рабочий класс и основную часть рядовых членов партии

16.3. Государственный строй

16.3. Государственный строй Анализ государственного строя в рассматриваемый период включает в себя характеристику Украинского самостоятельного государства, которое было провозглашено в июне 1941 г. во Львове, характеристику немецкого и румынского оккупационных режимов и

17.2. Государственный строй

17.2. Государственный строй Тоталитарный режим не изменил своей сущности и в послевоенные годы. Однако переход к мирной жизни нуждался в определенной реорганизации конституционных органов власти и управлении.Высшие органы власти и управления. Высшим органом власти

18.2. Государственный строй

18.2. Государственный строй Формирование неототалитарного режима нуждалось в установлении более жесткого контроля партийных структур над органами власти и управления. Этот процесс был завершен принятием Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных

19.2. Государственный строй

19.2. Государственный строй Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах.В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного

Читайте также: