Проблема экономического роста и модернизации в странах мира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одной из важнейших хар-ных особенностей 20в. явл. глобализация общ-ных процессов. Она связана с интернациализацией всей общ-ной деят-ти на земле. Это означает, что в современную эпоху все чел-во входит в единую систему соц-эк, политических, культурных и др. отношений. Растущая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм соц-ной, эк-кой и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и эффективные для удовлетворения личных и общ-ных потребностей. Глобальная цив-ция расценивается как кач-но новый тип цив-ции, целостности духовной и материальной жизни. Представления о глобальном планетарном единстве у чел-ва появилось лишь в 20в. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга. Сегодня можно говорить лишь о географической отдаленности стран и континентов. Центр. органом координации взаимоотношений стран явл. ООН. Образованы и региональные объединения (ЕС). Главным фактором в развитии мир. цивилизации становится тенденция к единообразию. Этому способствую СМИ. Т.о. глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются границы и ч-во превращается в единую полит. систему. Происходит осмысление дальнейшего пути развития общ-ва. Оно понимается как становление информационно-техногенной цивилизации. Формируется единое информационное пространство – глобальная сеть Интернет. Но происходит и автономизация обществ и регионов. Целостность совр. цив-ции не означает полной слитности, однородности, исчезновения своеобразия и особенностей народов, гос-в и регионов. Суть глоб-ции в том, что независимо от сознания и воли людей происходит рост их взаимозависимости, осознание которой приводит к возникновению проблем, противоречий и конфликтов, в основе которых лежат также традиции, особенности к-ры, языковое и религиозное многообразие.

15.Становление индустриального общества в России в 19 начале 20-го веков

В 19 в. Россия вступила на путь индустр. цивилизации. Но страна находилась на более раннем этапе. Мешали феод. устои: самодержавие, сословность, креп. право. Важным было и другое: отношения различных общ-ных сил и центр. власти к модернизации, степень их активности. Победив в войне 1812г. Россия избежала унизительной участи не оказалась под властью иноземных захватчиков, но и не испытала воздействия либер.-бурж. реформ Наполеона. Буржуазия в России была немногочисленна, слишком зависела от гос. власти, чтобы претендовать на полит. лидерство и добиваться уничтожения феод. устоев. Кр-во хоть и имело своих предпринимателей, но было патриархальным и противником модернизации. Невежество народов, убогость, нищета не позволяли развиваться кап-ким отношениям. В 1 половине 19 в. когда вся Европа бурлила революциями в России произошел только один всплеск осознанной борьбы за модернизацию – восстание декабристов, да и то потерпело поражение. Цель ликвидировать креп. право поставила не буржуазия, а двор. интеллигенция. Верховная власть так и не решилась на координальные изменения в обл. гос-го устройства, соц. сфере. Либеральный царь Александр 1 ограничился небольшими либеральными преобразованиями. Политика Николая 1 была далека от либерально-умеренного курса. Технико-эк. отставание от Европы проявилось в Крымской войне, поражение в которой толкнуло власти к провидению либер. реформ. Реформы Ал.1 начались с отмены креп. права и продолжились другими реформами, которые углубили развертывание процесса инд-ции. Россия превращалась в инд-ную державу. Построены банки, ж\д, АО, города. По темпам роста Россия вышла на 1 место в мире. Развивались 2 класса – рабочие и буржуазия. Но в пром-ти сущ. жестокая эксплуатация детей и женщин, система штрафов, отсутствие гарантий. Все это делало жизнь рабочих невыносимой. В развитии с/х наблюдались 2 тенденции: 1) прогресс с/х, рост произ-ти; 2) отсталость, запущенность деревни. Более 1 /4 кр-н не могли себя прокормить, причины – феод. пережитки и сохр. общины. Т.о. к концу 19 в. Россия подошла к стадии инд-ции общ-ва, но реформы породили противоречия и Россия осталась страной догоняющего типа развития.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Экономическая модернизация означает процесс перехода экономики на более высокую стадию развития или на более высокую ступеньку внутри стадии. Институциональная теория подчеркивает, что для этого в первую очередь нужна эволюция экономических институтов и прежде всего рост частной собственности и свободы экономических агентов. Эта идея лежит в основе теории экономического развития, нацеленной на рассмотрение проблем отсталости и модернизации.

Экономическая модернизация как фундаментальная проблема состоит из более узких проблем. Рассмотрим их вначале на примере модернизации отсталой, а затем развитой экономики.

Модели модернизации отсталой экономики

Для менее развитых стран экономическая модернизация означает преодоление их отсталости. На практике это выглядит как попытка догнать развитые страны по уровню экономического развития. Отсюда существование такого термина, как догоняющее развитие. Однако экономическая теория предпочитает говорить о модернизации чтобы подчеркнуть, что в процессе модернизации страна преследует не только повышение ВВП/ВНД на душу, но и на других показателей уровня экономического развития. Кроме того, подразумевается, что экономическая модернизация охватывает как отсталые, так и развитые страны.

Первые модели догоняющего развития возникли давно. Во второй половине XIX в. отстававшие от Великобритании по уровню развития Германия и США прибегли к активному протекционизму для защиты своей молодой промышленности, повысив ввозные пошлины на готовые изделия до 40%, а Япония стала активно использовать госрегулирование экономики, господдержку крупных национальных компаний и заниженный курс иены для поощрения экспорта и сдерживания импорта. В ХХ в. СССР для ускоренной индустриализации прибег к распространению госсектора почти на всю экономику, резкому увеличению государственных экономических расходов и к госмонополии внешней торговли.

С середины ХХ в. к экономической модернизации приступили уже десятки стран, в основном менее развитые. Они использовали опыт упомянутых стран, приспосабливая его к своей экономической реальности. Для их моделей модернизации был характерен внешнеторговый протекционизм и поощрение импортозамещения; активное госрегулирование всей экономики, включая большие госрасходы и госсектор, а также поддержка национальных монополий; ограниченная конвертируемость и даже неконвертируемость валюты для препятствования вывозу национального капитала и, главное, для административного установления валютного курса на заниженном уровне.

Незавершенная экономическая модернизация усиливала современный сектор, но не ликвидировала традиционный. Современный сектор представлен капиталистическими предприятиями (отечественными и иностранными фирмами, фермерскими хозяйствами), а традиционный — докапиталистическими (кустарными промыслами, общинными и помещичьими хозяйствами). Сосуществование в экономике двух крупных и разных по природе секторов, каждый из которых состоит из более мелких секторов (укладов), называется многоукладностью.

своих недостатков и отчасти под влиянием вашингтонского и поствашингтонского консенсуса неокейнсианская модель экономической модернизации стала заменяться неолиберальной. Уровень протекционизма стал снижаться, подстегивая конкуренцию со стороны иностранных конкурентов в ранее закрытых и монополизированных отраслях, госсектор стал приватизироваться, валюта становилась все менее свободной от ограничений на ее конвертируемость. Но эта неолиберальная (точнее, по преимуществу неолиберальная) модель экономической модернизации одновременно сохраняла в себе ощутимые элементы неокейнсианства и даже меркантилизма — более высокий, чем в развитых странах, уровень импортных пошлин, существенные ограничения на функционирование иностранного капитала, неполная конвертируемость валюты.

Наиболее успешной из моделей модернизации оказалась японская (за период с гг. по гг. Япония превратилась в развитую страну) и копировавшие ее новых индустриализированных азиатских экономик (в ходе модернизации — гг. они также стали развитыми странами). Своим успехом эта модель обязана успешным сочетанием с самого начала разных теоретических подходов — государство активно регулировало экономику, но не за счет больших госрасходов и большого госсектора, что способствовало росту частной собственности, низким налогам и существенной свободе экономических агентов. Другая причина успеха модели — это всемерное поощрение экспорта, особенно за счет заниженного валютного курса, что вело к постоянному повышению международной конкурентоспособности национальной экономики. Наконец, все это сопровождалось огромным вниманием к производству и распространению знаний. Отметим, что восточноазиатская модель при решении проблемы накопления опиралась на национальный капитал, который она мобилизовала из средств населения, а не на иностранный капитал (исключением были такие малые экономики, как Сингапур и Гонконг), а вместо импорта капитала самым активным образом импортировала знания. В рамках нашей дихотомии — неолиберальная модель или неокейнсианская — это по преимуществу неолиберальная модель модернизации, но опять же с сильными элементами неокейнсианства.

Успех описываемой модели привел к тому, что ее со своими модификациями взяли на вооружение другие менее развитые страны, прежде всего новые индустриальные. Эта модель позволяет Китаю, Индии, Бразилии, Турции, Ирану, Индонезии становится новыми мировыми экономическими центрами.

Россия: попытки преодоления экономической отсталости

Итак, модели экономической модернизации эволюционировали. Это происходило во многих зарубежных странах, но особенно радикально — в России, где модернизация шла волнами.

Первая волна модернизации России была предпринята еще Петром I, но она не сопровождалась активной экономической модернизацией, особенно экономических институтов — крепостное право даже усилилось.

Вторая попытка была предпринята после отмены крепостного права в 1861 г., растянулась на несколько десятков лет, но так и не завершилась переходом от традиционной системы к капиталистической — в сельском хозяйстве, тогда главной отрасли экономики, продолжала господствовать общинная и помещичья собственность. Тем не менее начавшийся с середины гг. быстрый по тогдашним меркам экономический рост составил в последующие тридцать лет 1,75% в среднем за год в расчете на человека (против 1,6% на Западе). В результате Россия медленно, но сокращала свое отставание по уровню экономического развития.

Незавершенность и медленность модернизации стали одной из причин смены экономической системы в стране. В рамках социалистической системы была предпринята третья попытка экономической модернизации. Частично она удалась, за (исключая ) среднегодовой темп экономического роста в расчете на душу населения составил 4,1%. Однако постепенное затухание экономической динамики (в -е гг. подушевые темпы роста стали отставать от темпов роста некоторых развитых стран) и медленное изменение остальных показателей уровня развития продемонстрировали ограниченность возможностей модернизации в рамках социалистической экономической системы с ее слабой частной собственностью, низким суверенитетом потребителя и отсутствием свободы предпринимательства.

Начавшийся с конца гг. переход к рыночной экономике мог бы генерировать новую волну модернизации, используя возможности рыночной системы. Но он обернулся экономической катастрофой гг. (ВВП снизился на 44%), хотя неплохие темпы экономического роста в следующем десятилетии (в основном хорошей конъюнктуры мировых рынков топлива, сырья и полуфабрикатов) помогли восстановить экономику, а мировой экономический кризис усилил уверенность российского общества в необходимости новой попытки экономической модернизации. Разрабатывавшаяся и перерабатывавшаяся в течение нескольких лет программа модернизации приняла в конечном счете форму принятого правительством в 2013 г. документа под названием Прогноз долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года.

В нем предусматриваются три сценария экономического развития: а) консервативный с модернизацией лишь отдельных отраслей и среднегодовыми темпами роста в 33,2%; б) инновационный с активным инновационным развитием всех отраслей и темпами в 4–4,2%; в) форсированный с максимальным использованием всех потенциальных возможностей и темпами в 5–5,4%. К 2030 г. подушевой ВВП по ППС возрастет по консервативному сценарию до 38 тыс. долл. (ниже будущего среднего европейского показателя), по инновационному сценарию — до 44,5 тыс. долл. (примерно на среднем европейском уровне), по форсированному варианту — 52 тыс. долл. (выше европейского уровня). По прогнозу Института мировой экономики и международных отношений РАН, он составит 46 тыс. долл.

Проблемы модернизации развитой экономики

Экономическая модернизация идет и в развитых стран. Для них она означает прежде всего решение проблем, которые характерны для постиндустриальной стадии развития — это проблемы человеческого капитала, инноваций, финансовой устойчивости, международной конкурентоспособности.

В развитых странах проблема человеческого капитала имеет свои аспекты. Прежде всего это старение населения, в результате чего численность пенсионеров здесь растет и растут государственные расходы на них, а попытки поднять возраст выхода на пенсию наталкиваются на сопротивление населения. Проблемой оборачивается и сравнительная доступность послешкольного образования — почти все желающие получить его имеют такую возможность, но не все это могут по своим умственным способностям, а в результате усиливается расслоение на образованных и менее образованных, причем первые обычно имеют высокие доходы, а вторые — намного меньшие, в результате чего расслоение по богатству все сильнее зависит от уровня полученного образования (точнее, от способностей, которые образование развивает).

Проблема инноваций выдвигается в развитых странах на первый план не столько трудностей осуществления в них инноваций, сколько того, что на нынешней стадии развития этих стран именно инновации являются главным двигателем их экономического роста и поэтому им уделяется особенное внимание. Более того, менее развитые страны, особенно крупные, предвидя свой будущий переход на более высокую стадию развития, также уделяют все больше внимания инновациям, хотя для них это все еще в основном импорт знаний, а не их производство на базе собственных НИОКР. Поэтому хотя в индексе глобальной инновационности (Global Innovation Index, см. 11.4) лидируют развитые страны (первые пять мест заняты Швейцарией, Швецией, Сингапуром, Финляндией, Великобританией), к ним довольно близко примыкают некоторые менее развитые страны (Малайзия — 32 место, Китай — 34 место, Чили — 39 место).

Изобилие, а временами избыток финансового капитала приводит в развитых странах к проблеме их финансовой устойчивости, а так как финансы мира сосредоточены в их руках, то она превращается в проблему устойчивости мировых финансов. Мировые экономические кризисы рождаются в развитых странах, причем все чаще в их финансовом секторе.

Экономический рост как экономическая категория представляет собой увеличение объемов национального производства и повышение уровня жизни населения. Изучается это явление как отдельное направление в экономической теории на стыке теории факторов производства и теории экономического развития. Экономический рост подразумевает динамическое изменение экономики, однако понятие экономического развития не является ему тождественным. Так, экономический рост можно явно выразить в увеличении количественных показателей, в то время как экономическое развитие характеризует качественное состояние экономики. Экономический рост может достигаться как за счет увеличения факторов производства, так и за счет его интенсификации. Второй способ является наиболее предпочтительным поскольку может обеспечить рост в долгосрочной перспективе, однако является наиболее затратным из-за расходов на научно-исследовательские работы. Увеличение факторов производства (численность трудовых ресурсов, объем капитала, количество природных ресурсов) тоже не всегда возможно, но этот способ чаще используется в развивающихся странах.

В экономической науке существует целая классификация типов экономического роста.

Изменение объема национального производства:

  • положительный
  • отрицательный
  • нулевой.

Динамика экономического роста:

  • низкий (замедленный)
  • средний (нормальный)
  • высокий (ускоренный).

Природа факторов роста:

  • эндогенный (обеспечен внутренними факторами)
  • экзогенный (за счет внешних факторов).

Теснота связи с мировой экономикой:

Помимо вышеприведенной классификации в последнее время существует дополнительная типология экономического роста:

Полное отсутствие роста – характерно для Греции, Португалии, Ботсваны, Зимбабве и пр.);

Драма экономического роста (некоторые страны Центральной Африки);

Чудо экономического роста (Китай, Южная Корея, Малайзия, Сингапур и пр.);

Сбалансированный и устойчивый рост экономически развитых стран ( Великобритания По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Великобритания подробнее , Нидерланды, Франция, Германия, ряд стран Западной Европы и пр.).

Готовые работы на аналогичную тему

Важно отметить, что в экономически развитых странах темп роста, как правило ниже чем в развивающихся, но обладает необходимой устойчивостью и сбалансированностью.

Проблемы экономического роста

Экономический рост не всегда характеризуется положительной величиной, иногда приходится говорить об отрицательном экономическом приросте. Кроме того, если уровень национального производства остается на том же уровне это означает нулевой экономический прирост. Все страны уделяют много внимания экономическому росту, так как он приводит к увеличению объема совокупного национального продукта, и, следовательно к повышению уровня жизни населения, позволяет решать проблемы национальной безопасности, экологические проблемы, снижает издержки производства и ведет к росту производительности труда.

В каждой стране существуют проблемы экономического роста, в первую очередь выделяют:

  • Изучение и определение возможностей (факторов роста);
  • Достижение устойчивого и сбалансированного роста в долгосрочной перспективе;
  • Выбор пути технологического развития экономики страны, определение возможных последствий;
  • Определение наиболее эффективных темпов роста для достижения поставленной цели.

Многие развитые страны наибольшее внимание при планировании роста уделяют доходам населения, поскольку опыт показывает, что необходимым условием экономического роста является увеличение заработной платы граждан пропорционально производительности труда.

Стимулирование экономического роста

Государство способно стимулировать экономический рост страны за счет развития системы образования, а также финансирования научно-исследовательских работ (как фундаментальных, так и прикладных), повышения качества человеческого капитала, достижения социальной стабильности, формирование удобной инфраструктуры и пр. Такие меры способствуют научно-техническому прогрессу, повышению производительности труда, снижению издержек, обновлению основного производственного капитала, росту доходов в регионах.

Достижение устойчивого экономического роста является одной из приоритетных задач, решаемых каждым государством. Для решения данной задачи государство использует совокупность инструментов, методов и механизмов. К инструментам стимулирования экономического роста относятся:

  • улучшение инвестиционного климата;
  • совершенствование кредитного рынка в плане его доступности;
  • увеличение государственных расходов и их эффективности;
  • повышение производительности труда работников;
  • способствование увеличению доходов различных субъектов федерации;
  • понижение ставки рефинансирования;
  • снятие проблем инфраструктурного характера и др.

Все страны мира стараются достичь высоких темпов экономического роста, что позволяет государству увеличивать налогооблагаемую базу, повысить благосостояние и доходы населения страны, расширить доходы государственного бюджета и прибыль предприятий, поддерживать национальную безопасность, снять социальную напряженность и достичь социальной стабильности, улучшить инвестиционный климат и пр. Но экономический рост должен быть в первую очередь не высоким, а стабильным, именно это условие необходимо для предотвращения кризисных ситуаций в стране.

Стабильный экономический рост может обеспечить устойчивое повышение производительности труда и конкурентоспособности производимой продукции в целом и отдельных предприятий. Достижение такого роста возможно при условии правильного внедрения новаций, роста национального производства за счет продукции наукоемких отраслей при достаточном объеме привлекаемых инвестиционных ресурсов.

Читайте также: