Адмет и алкеста миф кратко

Обновлено: 05.07.2024

В греческой мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета. Когда ее муж, обреченный на раннюю смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласятся заменить его в царстве мёртвых, Алкеста соглашается сойти в аид вместо Адмета. Своё peшение Алкеста объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше сумеет сохранить царство и обеспечить будущее детей.

Согласно более поздней версии мифа, богиня Персефона, растроганная силой супружеской любви Алкесты, возвращает её мужу ещё более прекрасной, чем она была раньше [1] .

В основе мифа об Алкесте сказочный мотив самопожертвования во имя любви.

В античном изобразительном искусстве (фрески в Геркулануме, вазопись, рельефы саркофагов и др.) были распространены два сюжета:

Сказочный сюжет здесь — борьба Геракла со Смертью. Греки, как и все народы, представляли когда-то, что Смерть — это чудовищный демон, который приходит к умирающему, хватает его душу и уносит в подземное царство. Всерьёз в такого демона давно уже не верили и рассказывали о нем не мифы, а сказки. Например, как хитрец Сизиф захватил Смерть врасплох, заковал в оковы и долго держал в плену, так что люди на земле перестали умирать, а самому Зевсу пришлось вмешаться и навести порядок. Или как главный богатырь греческих мифов, труженик Геракл, однажды схватился со Смертью врукопашную, осилил ее и вырвал у неё душу, которую демон уже уносил в преисподнюю. Это была душа молодой царицы Алкестиды (Алкесты), жены царя Адмета,

Дело было так. Бог Аполлон поссорился со своим отцом, громовержцем Зевсом, и был им наказан: Зевс велел ему целый год служить пастухом у смертного человека — царя Адмета. Адмет был хозяин добрый и ласковый, и Аполлон тоже отплатил ему добром. Он напоил допьяна непреклонных Мойр, богинь судьбы, отмеривающих сроки человеческой жизни, и добился для Адмета чуда: когда придёт Адмету время умирать, то за него, Адмета, может умереть кто-нибудь другой, а он, Адмет, доживёт свою жизнь за этого другого. Прошло время, Адмету пришла пора умирать, и он стал искать среди своих родных человека, который согласился бы принять смерть вместо него. Старый отец отказался, старая мать отказалась, и согласилась только его молодая жена — царица Алкестида. Она так его любила, что готова была отдать за него жизнь, чтобы он продолжал царствовать со славой, растил их детей и помнил о ней.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Греческие мифы представляют собой бесконечный калейдоскоп убийств и насилий, чудесным образом превращённый спустя много столетий в неподражаемые и необъяснимые деяния великих богов. Казалось бы, невидимым и бессмертным богам нет никакого дела до жалких смертных, живущих ничтожными повседневными заботами и не способными возвыситься до вечных божественных истин. Тем не менее, боги взаимодействуют с людьми и иногда даже приходят к ним на помощь, хотя и делают это отнюдь не бескорыстно. На этом фоне поразительным контрастом выглядит поступок Алкесты, спасающей мужа ценой своей жизни. Так понимает миф об Алкесте и её муже Адмете большинство исследователей. Но ведь условия, в которых невеста была вынуждена жертвовать своей жизнью, сложились в результате активного участия в этих событиях Аполлона. Прочтём эту историю о самопожертвовании и великодушии женщины и представим, какие события могли произойти в далёком прошлом и послужили основой для этого мифа.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга I:
"Когда Адмет царствовал в Ферах, у него в услужении находился бог Аполлон. Это было то самое время, когда Адмет сватался к дочери Пелия Алкесте. Пелий приказал оповестить всех, что отдаст дочь за того, кто сумеет запрячь в колесницу львов и вепрей. Аполлон сделал это и передал колесницу Адмету. Последний, приведя колесницу к Пелию, получил Алкесту. Во время свадьбы Адмет принес жертвы всем богам, но забыл об Артемиде. Это и было причиной того, что, когда Адмет открыл двери свадебного покоя, он нашел его наполненным клубками свернувшихся змей. Но Аполлон и тут пообещал умилостивить богиню и выпросил у Мойр следующее. Когда настанет для Адмета смертный час, он избавится от смерти, если кто-нибудь — отец или мать, или жена — добровольно согласится умереть вместо него. Когда настало время Адмету умереть, ни отец, ни мать не захотели отдать за него свою жизнь и только Алкеста согласилась умереть вместо своего мужа. Но Кора вновь вернула ее на землю; некоторые же говорят, что это сделал Геракл, сразившийся с Аидом".

Казалось бы, всё в этой легенде ясно. Благородный Аполлон, находящийся на службе у Адмета, смог выполнить невероятное условие Пелия - запрячь в колесницу львов и вепрей - и Адмет получает невесту. Но роковая забывчивость жениха приводит к тому, что в спальне появляются змеи, присланные Артемидой и его жизнь повисает на волоске. И снова заботливый Аполлон приходит на помощь неблагодарному жениху, хотя и делает это несколько сомнительно и крайне неловко: вместо виновного перед Артемидой Адмета гибнет ещё не успевшая стать его женой самоотверженная Алкеста. И вот тут у непредвзятого читателя могут возникнуть вопросы. А настолько ли случайно такое развитие событий? Если Аполлон смог запрячь в одну колесницу львов и вепрей, то почему он не напомнил Адмету о его обязанностях в отношении Артемиды? Спасает ли Аполлон Адмета или губит Алкесту таким образом? Могут ли быть справедливы боги, если гибнут невинные? А если боги несправедливы, то нужны ли такие боги?

Эллинам классического периода Аполлон известен как жизнерадостный, гармоничный бог, предводитель Муз и мастер игры на кифаре. Но словно на иконе под этим образом скрывается нечто более древнее и жестокое. Состязаясь с Марсием в игре на музыкальных инструментах на условии, что "победитель сможет сделать с побеждённым всё, что захочет", и став победителем в игре на кифаре, Аполлон подвесил Марсия на сосне и содрал с него кожу! Гибель конкурента для него победа. И этой победой предводитель Муз наслаждается, глядя на мучения поверженного врага. Зачем он это делает? Боги расправляются с конкурентами, врагами и даже критиками. Их деяния должны внушать страх окружающим, ведь именно так можно быстрее всего достичь повиновения от оставшихся в живых и получивших таким образом урок повиновения. Гармоничный Аполлон - это не только макияж художников на лике древнего и жестокого божества, но и явное свидетельство, что в его образе слиты разные боги, результат творчества нескольких столетий и многих поколений сказителей. Настоящий музыкант просто не может быть таким жестоким. Жестокость - это чаще всего качество людей, борющихся за власть или за деньги или же это врождённое свойство. Но обратимся к Адмету и Алкесте.

К Адмету Аполлон попадает решением Зевса: это было наказание за убийство кузнецов-оружейников царя богов. Источники по-разному оценивают срок его службы (или рабства): одни называют год, другие говорят о восьми годах. Из этого можно представить тяжесть данного преступления.
Если понимать условия Пелия для выдачи дочери замуж буквально, то оно выглядит не только непонятным, но и невозможным. При таких условиях она до конца своих дней останется старой девой! Станет ли создавать препятствия для своей дочери отец девушки? Очевидно, что нет. Какой же смысл в том, чтобы запрячь в одну колесницу несколько (!) львов и вепрей? Куда на ней можно поехать? В лес или в саванну? Невозможность объяснить буквально смысл данного условия означает всего лишь, что его надо понимать как иносказание. Колесница - это, так сказать химера, союз лошади, повозки и человека. Примирить "хищников" и "травоядных" - в этом и заключается цель Пелия. "Львы" и "вепри" в одной колеснице - это союз двух родов. Пелий и Ферет, отец Адмета, - родные братья по матери, а вот отцы у них разные: Ферет - сын Кретея, а Пелий - это то ли сын речного бога Энипея, то ли Посейдона. То есть он незаконнорождённый. Адмет - сын Ферета, а Алкеста - дочь Пелия, они двоюродные брат и сестра по материнской линии. Видимо, между потомками Ферета и Пелия существовал конфликт и Аполлон пообещал его уладить за определённое вознаграждение.

Обстоятельства мирного посредничества Аполлона миф не сообщает. По условиям тайного договора с Адметом Аполлон должен получить вознаграждение, представленное в мифе как жертва его сестре Артемиде. Если бы автор мифа сказал, что Адмет забыл наградить Аполлона, то это могло бы бросить тень на его последующие действия. А ему важно было представить Аполлона милостивым, а не губительным. Лик бога должен быть прекрасным для послушных и ужасным для неверующих и сомневающихся. Адмет "забыл" о том, что нужно быть благодарным даже своим рабам. Ведь всё в этом мире временно - и боги, и рабы, и жизнь. Возможно, он и заплатил, но эта плата показалась Аполлону незначительной. По причине этой "забывчивости" в свадебном покое его ждал подарок от Артемиды (или всё же от Аполлона?) - клубок ядовитых змей.

По обычаю того времени первыми заглянуть в свадебный покой должны были мать и отец Адмета, что вполне естественно. По какой-то причине они этого не сделали. Но, возможно, Аполлон подбросил змей уже после их посещения. Это и спасло им жизнь, а не нежелание умереть за сына. "Желание" Алкесты умереть вместо Адмета - это просто стечение обстоятельств: она первой перешагнула порог брачного покоя. Укус змей оказался не смертельным, невеста была на краю смерти и её, можно сказать, спасли с того света.

0_7eaca_ad269409_orig (700x541, 352Kb)

1.

Мифология народов мира — у нас вся мифология, магия, история — мифические существа, боги, богини, духи, фейри — герои мифов и легенд. Мифология и мифические существа собраны из самых разных источников. Подробная информация практически о всех персонажах мифологии - о богах (асах и ванах), богинях, демонах, чудовищах, боги Скандинавии и Древней Греции. Правда заключается в том, что таких существ тысячи и мы каждый день встречаемся с ними в обычной жизни.

Алкестида — Греческая мифология

Алкестида

Алкестида в греческой мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета. Когда её муж, обречённый на раннюю смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласится заменить его в царстве мёртвых, Алкестида соглашается сойти в аид вместо Адмета. Своё peшение Алкестида объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше сумеет сохранить царство и обеспечить будущее детей. Неожиданно навестивший дом Адмета Геракл, несмотря на радушный приём, замечает, что все домочадцы опечалены, и узнаёт причину их горя. Подкараулив у могилы Алкестиды пришедшую за ней смерть, Геракл отбивает Алкестиду и возвращает её мужу. Так излагается миф в трагедии Еврипида "Алкестида".

Согласно более поздней версии мифа, богиня Персефона, растроганная силой супружеской любви Алкестиды, возвращает её мужу ещё более прекрасной, чем она была раньше (Платон, Conv. 179). В основе мифа об Алкестиде сказочный мотив самопожертвования во имя любви.

В античном изобразительном искусстве (фрески в Геркулануме, вазопись, рельефы саркофагов и др.) были распространены два сюжета: сватовство Адмета и прощание супругов. В европейском искусстве широко известна скульптура Огюста Родена "Смерть Алкестиды".

В европейской драматургии 16-20 веков этому мифу посвящены следующие произведения: "Верная жена Алкестида и её верный муж Адмет" Г. Сакса; "Алкестида" Ф. Кино, а также Т. Смоллетта, К. Виланда, В. Альфьери; "Дом Адмета, или Обмен судеб" И. Г. Гердера; "Жизнь под солнцем" Т. Уайлдера и др. Образ Алкестиды нашёл отражение в поэзии (поэма "Алкестида" Р. М. Рильке и др.).

С 17 столетия миф приобрёл широкое распространение в европейском музыкально-драматическом искусстве (оперы "Алкестида или Триумф Алкида" Ж. Б. Люлли; "Алкестида" И. В. Франка и А. Драги; в 18 в., - "Адмет, царь Фессалии" Г. Ф. Генделя (создал также ораторию "Алкестида"); "Алкестида" К. В. Глюка и др. Среди балетных спектаклей: "Адмет и Алкестида" - три постановки Ж. Ж. Новера, "Алкестида" Й. Вейгля и др.

Читайте также: