6 даров фребеля кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дидактически игры Фребеля были восторженно приняты во многих странах мира, в том числе и в России.

На основании педагогической системы Фребеля разработаны многие современные дошкольные пособия: кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори материалы и др.

Познакомимся поближе с основными классическими дарами Фребеля и играми в них:

В наборе 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых, обвязанных цветной нитью. На 6 мячах есть специальная нить-петелька для подвеса. Всего в коробке 12 элементов. Модуль знакомит с основными цветами, развивает пространственную ориентацию и концентрацию внимания.

Модуль включает 3 пары деревянных геометрических фигур. В наборе шар, куб, цилиндр и сборная подставка для подвешивания фигур. Все фигуры имеют металлические крепления. Общее количество фигур – 6 штук. Модуль знакомит с основными формами предметов. Формирует самостоятельную игровую и исследовательскую деятельность.Занимаясь с кубом, шаром и цилиндром, ребенок запоминает геометрические формы и учится взаимодействовать с разными предметами.

Набор из 8 брусков одинакового размера. Модуль предназначен для развития пространственного мышления, понимания взаимоотношений между различными частями целого, развития зрительно-моторной координации.Объединяя детали обоих кубов, ребенок может составлять фигуры с пустыми пространствами, лучше усваивать геометрию предметов.

Общее количество фигур – 39 шт. Кубики – 21 шт., большие треугольные призмы - 6 шт.(1/2 куба), малые треугольные призмы - 12 шт.(1/4 куба). Модуль помогает освоить понятия квадрата, треугольника и объемной формы.

Общее количество фигур – 33 шт. Модуль состоит из деревянных плиток разного размера. Цели игры с модулями 3, 4, 5 и 6 одинаковые, поэтому их можно активно комбинировать и усложнять задачи. Модуль знакомит с понятиями полуцилиндра, развитие воображения. При регулярных занятиях, ребенок к 6-ти годам может построить практически любые объекты, которые представляет.

8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный, белый. Модуль готовит ребенка к рисованию и письму, развивает творческие способности, дает возможность учиться сортировке и упорядочиванию фигур по цвету и форме, тренирует мелкую моторику рук.

6 наборов деревянных палочек разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм. Окрашены краской на водной основе, цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный, белый. Материал помогает в обучении счету, выполнению простейших математических действий, подготовке к рисованию и письму.Сортирует и упорядочивает фигуры по цвету, по форме, по соотношению количества и размера;

Этот модуль открывает ребенку нестандартное видение предметов. Деревянные кольца и полукольца имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый. Тренировка мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, подготовка к рисованию и письму.

Это комплект мелких деталей 6 цветов. Диаметр фишек – 10 мм. 7, 8, 9 и 10 модули прекрасно подходят для тренировки навыков счета и служат материалом для составления красочных картинок и узоров. Элементы окрашены в яркие цвета – синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный и белый. Модуль помогает в тренировке мелкой моторики рук.Ребенок сортирует и упорядочивает фигуры пор цвету и форме;Обучается счету - использует фишки в качестве счетного материала;
Развивает игровую деятельность.

В составе модуля цветные бусины 3 разных форм – цилиндрической, кубической, шарообразной и шнурок для нанизывания.В составе модуля цветные бусины 3 разных форм – цилиндрической, кубической, шарообразной и шнурок для нанизывания. Модуль позволяет тренировать мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки.

В ящичке закреплено синее перфорированное поле. Продолговатые фишки на ножках отсортированы по цветам. В комплекте набор разноцветных шнурочков для тренировки моторики, навыков ориентирования в пространстве и умению действовать самостоятельно или по заданному образцу.

Всего 44 элемента. Комплект деталей для конструирования включает: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт.(1/2 куба), полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт. Объединение с модулями 3-6 позволяет создавать сложные конструкции и способствует запоминанию названий геометрических фигур.

Всего 44 элемента. Комплект деталей для конструирования включает: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт. Объединение с модулями 3-6 позволяет создавать сложные конструкции. Модуль способствует развитию мелкой моторики рук, сенсорных навыков, составлению различных узоров и картинок.

С 1 января 2014 года в действие вступил новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

Развивающая среда образовательной организации должна обеспечивать возможность для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности дошкольников.

Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

Знакомство с дарами Фребеля



Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.









Модуль12 (J2) – “Мозайка. Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.




Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе: Мир насекомых. С Дарами Фребеля Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: "Мир насекомых". С использованием даров Фребеля. Воспитатель.

Педагогическая система Фридриха Фрёбеля

В английском языке детское дошкольное учреждение называется так же, как и в русском – Kindergarten. Это простейшее языковое сопоставление даёт нам направление, в котором нужно копать. Там, где в русском языке буквально перевели иностранное выражение, в английском полностью заимствовали немецкий оригинал. Родина детских садов – Германия. Постараемся разобраться, как, когда и благодаря кому между Рейном и Одером возникла идея таких учреждений и как она изменила мир культивации, продолжая пользоваться языком земледелия, новых людей.

Педагогические идеи Фридриха Фрёбеля

Сады Фрёбеля

Фридрих Фрёбель

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Детский сад Фрёбеля

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

6 даров Фрёбеля

первый дар Фрёбеля

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Ф. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, человек утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, содействуют развитию воображения и фантазии.

Материалом для игр стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.

ВложениеРазмер
m-k.didakticheskaya_sistema_frebelya.docx 20.67 КБ
dary_fridriha_frebelya.pdf 867.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая система Ф. Фребеля. Краткое описание системы игр с дарами Ф. Фрёбеля.

Ф. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, человек утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, содействуют развитию воображения и фантазии.

Материалом для игр стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.

Первым даром является мяч .

Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т.е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая "вперед-назад”, "вверх-вниз”, "вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом "Есть мячик - нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.

Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, надуманных доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является "единством в единстве”, шар - символ движения, шар - символ бесконечности.

Мячики направлены на:

  • Развитие умение различать цвета
  • Знакомят с пространственными представлениями.
  • Знакомит с утверждением и отрицанием.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой опыт работы по театрализованной деятельности.


Описание системы работы по теме "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар.

Работа с родителями (описание системы + отчет по одному самому масштабному мероприятию с фото)

отчет о работе с родителями.


Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)

Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста.


Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"

В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй.


Описание игрового развивающего пособия "Дары Фрёбеля" в разных видах деятельности.

Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игровое пособие "Дары Фрёбеля" можно добиться более прочных.

Всем нам знакома основная идея теории Фрёбеля : “Дети — цветы жизни!”

Педагогический подход Фридриха Фрёбеля

Дары Фрёбеля


1 дар состоит из 6 мягких мячей из шерсти, окрашенных в 6 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Мячи обязательно должны быть с веревочками. Этот дар необходим ребенку, когда ему примерно один годик и поэтому шарики с веревочками, т.к. ребенку нужна помощь в овладении этим даром. Первый дар учит малыша различать цвет и форму и видеть, что не смотря на различный цвет предметы могут быть едины. “Мяч-универсальная игрушка, это последнее, что возьмет взрослый, но первое, что схватит ребенок – говорил Фрёбель”.

Рекомендован для занятий с детьми от года.


2 дар состоит из деревянных предметов разных форм. Это шар, куб и цилиндр. Второй дар учит малыша отличать предметы по форме и индивидуальным чертам. Шар – символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Рекомендован для занятий с детьми с 2-х лет.


3 дар это деревянный куб, разделенный на 8 кубиков. Самая важная черта этого дара, это контраст различий в форме единого и частей. Этот дар учит ребенка воспринимать ситуацию в целом и в частности, отдельными элементами, знакомит с понятием симметрии, помогает развить творческие способности и координацию.

Рекомендован для занятий с детьми с 3-х лет.


4 дар это куб, разделенный на 8 пластин. Этот дар развивает пространственное мышление, помогает понять взаимоотношения между различными частями целого и развивает зрительно-моторную координацию.

Рекомендован для занятий с детьми с 3-х лет.

5 дар куб это деревянный куб,разделенный на 27 маленьких кубиков. При этом, 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Этот дар знакомит ребенка с квадратом и треугольником. Помогает развить воображение и зрительно-моторную координацию.

Рекомендован для занятий с детьми с 4-х лет.


6 дар это деревянный куб, разделённый на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры и формы. Этот дар продолжает знакомить ребенка с геометрическими фигурами, помогает развить ребенку пространственное мышление и воображение.

Рекомендован для занятий с детьми с 4-х лет.



7 дар это цветные плоские геометрические фигуры: квадраты и треугольники разных размеров и сделанные из дерева. Этот дар знакомит ребенка с понятие абстракция и подготавливает ребенка к рисованию. Элементы седьмого дара используются для демонстрации изображения и развивают воображение.

Рекомендован для занятий с детьми с 5-и лет.

8 дар – это цветные палочки разной длины. Самая основная цель этого дара – познакомить ребенка с прямой линией и понятием длины. Этот дар развивает координацию, моторные навыки ребенка, а так же переводит знание о математических величинах на новый уровень.

Рекомендован для занятий с детьми с 5-и лет.


9 дар — это кольца и бусины различных размеров и форм. Этот дар может быть использован ребенком в свободной форме, нет никаких правил и контроля со стороны взрослых. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией.

Рекомендован для занятий с детьми 5-6 лет.


10 дар – это дар состоящий из различных природных материалов: раковин, круп, камушков, листочков, лепесточков, различных семян, кусочков глины, щепок и все это необходимо для того, чтобы ребенок смог постигнуть путь от множества к единому. Главная цель 10 дара Фрёбеля дать понять ребенку, что из разных элементов можно выложить две линии — прямую и волнистую. Прямая линия — это наиболее короткое расстояние между идеей и её реализацией, волнистая же линия может изменить свое направление в любой своей точке, а значит, ведет к решению более длительным и извилистым путем. Это знакомит ребенка с понятием, что любая цель может быть достигнута этими двумя способами. 10 дар развивает моторные навыки, координацию и знакомит ребенка с конструированием. Именно 10 дар помогает ребенку перейти от познавательной к изобразительной деятельности.

Рекомендован для занятий с детьми 5-6 лет.

Первые 6 даров акцентируют внимание на едином и целом, на частном, и индивидуальном. 7 дар обращает внимание на плоскость. 8 дар — на прямую линию. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией. 10 дар говорит, что вселенная состоит из элементов, которые образуют единое целое.

“Правильное восприятие внешнего, материально мира это ключ к пониманию интеллектуальных связей”

Читайте также: