Экзотическое фантастическое и прозаическое в поэзии гумилева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наследие, личность, судьба Николая Степановича Гумилёва – поэта редкой индивидуальности – вызывает сейчас жгучий интерес. Да и не может быть иначе. Его творчество всегда привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью. Жизнь – мужеством и силой духа. Долгие десятилетия стихотворения Гумилёва не переиздавались. Имя его изредка упоминалось. Меня его стихотворения поразили, и это определило мой выбор. Почему именно экзотика так привлекала Гумилёва? Что это – мальчишеское стремление к приключениям? Гумилёва увлекало всё неординарное, экзотическое: будь то корабль Летучего Голландца, огни святого Эльма, тёмнокожие мулатки, берега Красного моря, владыки Судана – всего и не перечислить.

ВложениеРазмер
ekzotika_v_stihah_nikolaya_gumilyova.doc 147 КБ

Предварительный просмотр:

Экзотика в стихах

Зомарева Ангелина Григорьевна

МОУ «Судинская средняя

учитель русского языка и литературы

2. Основная часть

Глава 1. Общая характеристика лирики. 5

Глава 4. Интерпретация стихотворений Гумилёва. 19

3. Заключение. 21

4. Библиография. 23

5. Приложение. 24

Серебряный век – это эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы. Наиболее яркие представители его определили в значительной мере дальнейшие пути развития русской литературы XX века.

Целью данной работы, таким образом, является анализ творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилёва.

Наследие, личность, судьба Николая Степановича Гумилёва – поэта редкой индивидуальности – вызывает сейчас жгучий интерес. Да и не может быть иначе. Его творчество всегда привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью. Жизнь – мужеством и силой духа. Долгие десятилетия стихотворения Гумилёва не переиздавались. Имя его изредка упоминалось. Меня его стихотворения поразили, и это определило мой выбор. Почему именно экзотика так привлекала Гумилёва? Что это – мальчишеское стремление к приключениям?

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

• изучение литературы по теме исследования;

• приобщение к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание особенностей поэзии Николая Гумилёва;

• выявление истоков поэтического творчества Гумилёва.

Материалом для исследования послужили стихотворения Гумилёва, мемуарные и биографические материалы, статьи и исследования.

Объект исследования: экзотика в стихах Николая Гумилёва. Методы исследования: анализ стихотворений, сопоставительный анализ поэтических текстов.

Я считаю, что эта работа имеет практическую направленность: может быть использована учителем литературы на уроках при знакомстве с особенностями поэзии Серебряного века, при изучении литературы на профильном уровне, педагогом дополнительного образования для обучения искусству анализа поэтического текста.

2. Основная часть.

Глава 1. Общая характеристика лирики

Я знаю весёлые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя.

Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

С чего начать исследование экзотической темы в творчестве Гумилева? Я думаю, что с более подробного знакомства с его лирикой.

Неистребимая жажда странствий владела Гумилёвым всю жизнь. Вполне возможно, что рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилёва.

Не по залам и по салонам,

Тёмным платьям и пиджакам –

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам.

Следует отметить, что Николай Гумилёв всегда искал трудный путь, постоянно был готов к подвигу. В августе 1914 года добровольцем идёт на войну.

За отличие в боях и личное мужество Гумилёв был произведён в унтер-офицеры, потом в прапорщики и дважды награждён солдатским орденом – Георгиевским крестом. Он писал о себе в 1920 году:

Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, беспокойный путь,

Но святой Георгий тронул дважды

Пулею нетронутую грудь.

. Как не погнулись – о горе! –

Как не покинули мест

Крест на Казанском соборе

И на Исакии крест?

Над потрясённой столицей

Выстрелы, крики, набат.

Поэтика поздней лирики Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного неприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развертывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже ее наружных примет.

Поздняя лирика Гумилева по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе к символизму, чем к акмеизму. Он сохранил и здесь романтическую исключительность, причудливость душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорого нам слово Мастера.

Глава 2. Гумилёв – акмеист

В 1910 году разгорается полемика вокруг символизма, выявившая глубинный кризис этого литературного направления. Как реакция на символизм возникает новое литературное течение – акмеизм, родоначальниками которого принято считать Н.Гумилева и С.Городецкого. Итак, начало акмеистическому течению в литературе было положено.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, естеству. Но и их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо просматривается на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов ХХ века Николая Гумилева, чьи стихи не могут не поражать нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.

Среди других поэтов серебряного века Николай Гумилев выделяется значительностью свершившийся в его лирике эволюции. Не случайно и многие мемуаристы, оставившие воспоминания о нем, и большинство критиков и следователей поэзии Гумилева писали, прежде всего, о заметном качественном росте его творчества, о тематической и стилевой трансформации поэзии. Параллельно с расширением тематического содержания лирика Гумилева последовательно углублялась, а рост формального мастерства поэта был лишь внешним выражением духовного роста его лирического героя.

Первое из них стало для читателей своего рода визитной карточкой поэта. На первом плане в нем – созданный воображением поэта собирательный образ капитанов, живописная проекция представлений поэта об идеале современного ему человека. Этот человек, близкий лирическому герою раннего Гумилева, обретает себя в романтике странствий. Его влечет линия отступающего горизонта и призывное мерцание далекой звезды – прочь от домашнего уюта и будней цивилизации. Мир открывается ему, будто первому человеку, первозданной свежестью, он обещает череду приключений, радость открытий и пьянящий вкус побед.

Как видим, если прежде стилю Гумилева была свойственна эстетизированная, декоративная предметность, то в стихах последнего сборника материальность, фактурность тех или иных деталей служит не орнаментальным целям. Вместо праздничной украшенности лирическому герою открывается теперь ограниченность земной жизни. Земное существование утратило для него самоценность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Цель: познакомить учащихся с биографией поэта, исследовать его творчество, пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее многогранности.

Главное значение приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение многообразного и яркого земного мира.

Особым было отношение к категории памяти. Память – важнейший эстетический компонент в творчестве самых значительных художников этого течения – А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама, именно акмеизм выступил за необходимость сохранения культурных ценностей.

Акмеизм опирался на разные культурные традиции. Объектами лирического осмысления в акмеизме часто становились мифологические сюжеты, образы и мотивы живописи, графики, архитектуры; активно использовались литературные цитаты.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго.

К началу Первой мировой войны рамки единой поэтической школы стали для них тесны, а индивидуальные творческие устремления выводили их за пределы акмеизма.

2 Вступительное слово учителя о Гумилёве

Итак, наш первый рассказ о путешественнике.

В 1906 году он совершает свое первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное,- в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр-Дам. Затем Италия. Древние, гордые города-государства, самые названия которых звучат как музыка: Болонья, Падуя, Флоренция, родина гениев, в том числе- великого Данте; Равенна, где его могила; наконец, легендарный Рим: Капитолий. Волчица- символ Вечного города; это она, по преданию, выкормила основателей Рима- близнецов Ромула и Рема.

Потом последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и ,наконец, его любимая Африка.

Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Вот лишь одно из приключений .

Из воспоминаний А.С. Сверчковой( жены племянника Гумилева)

В пути караван встретился в двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гусейну, чтобы он помог отыскать пропавшего мула. Николай Степанович заинтересовался и повел караван к жилищу пророка. Гусейн принял европейцев с почетом, остался доволен поднесенными подарками, позволил им все осмотреть…Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных мучениях, и никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды. В этом месте валялось немало черепов и костей .Как ни отговаривал дядю племянник, он все таки решил сделать опыт- пролезть между камнями. Все кончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал еще какой-нибудь опыт.

Из воспоминаний О.Мочаловой.

Из воспоминаний Николая Чуковского.

Местом дуэли была выбрана черная речка, потому что там дрался Пушкин с Дантесом. Он прибыл к Черной речке с секундантами и врачом в точно назначенное время, прямой и торжественный , как всегда.. Но ждать ему пришлось долго. С Максом Волошиным случилась беда,- пробираясь к Черной речке пешком, он потерял в глубоком снегу калошу. Без калоши Макс ни за что не соглашался двигаться дальше и упорно, но безуспешно искал ее вместе со своими секундантами. Тогда он, озябший, уставший ждать, пошел навстречу и тоже принял участие в поисках калоши. Он рассказывал о дуэли насмешливо, снисходительно, с сознанием собственного превосходства…Макс же – добродушно смеясь над собой.

Да, он любил искушать судьбу и играть в прятки со смертью.

А теперь послушайте рассказ о воине.

24 декабря 1914 года он был награжден Георгиевским крестом 4 степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведен в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года- представлен ко второму Георгиевскому кресту и производству в прапорщики. В чем секрет его необыкновенной отваги? Может быть, он мечтал о смерти в бою?

Или был уверен в том, что его не убьют? Пули не тронули его.

Читать он выучился сравнительно поздно – в 6 лет, но к 12 годам он перечитал обширную библиотеку родителей, друзей, знакомых. Родителям пришлось договориться с букинистами. С тех пор его комната стала наполняться книгами, книгами, книгами.

Чтение становится любимым занятием; любимым писателем – Пушкин, наукой – наука о литературе. В это время он делает своему отцу целые доклады о современной литературе. В 14 лет он увлекается философией, читает произведения основных русских и зарубежных светил; особенно привлекает его Владимир Соловьев. В 1906 году он становится студентом Сорбонны. Начитанность его и образованность были удивительны; современники отмечают, что, казалось, не было таких вещей, о которых он ничего не знал.

Дальше мы будем говорить об аристократе.

И. Одоевцева вспоминает его рассказ о своей юности.

Любимый писатель на тот период –Оскар Уайльд, а любимый литературный герой – Дон Жуан.

И подобно Дон Жуану он был галантным рыцарем.

Из воспоминаний Надежды Войтинской.

И, подобно Дон Жуану, этот сухощавый, изящный и чопорный человек, которого нельзя назвать красавцем, был покорителем женских сердец. И каких сердец! В него влюблены самые утонченные, самые умные, самые прекрасные. И он постоянно в кого-то влюблен – но отгорает быстро, как порох.

И лишь одна любовь преследует его всю жизнь – великая и безнадежная.

Он встретил ее в 1903 году в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, ей – 15. Начиналось все как гимназическая полудружба – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли балерины Айседоры Дункан, в библиотеку. Ее звали Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал бывать в ее доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и получал отказ за отказом. После очередного отказа отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. Трагедия не произошла. В другой раз выпил яд – яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли в лесу. Казалось, сама судьба хранила его. Однажды он приехал к Анне на дачу.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Наконец, 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Мы можем только предполагать, опираясь на свидетельство людей, хорошо их знавших. Например, Валерии Срезневской, подруги Анны с самого детства.

Из воспоминаний Срезневской.

Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков. Их отношения скорее были тайным единотворством – с ее стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием остаться самим собой . независимым и властным.

Из воспоминаний Анны Горенко.

. Современники, говоря оГумилёве, часто противоречат друг другу, многого не могут объяснить. Но стихи, звучавшие сегодня, все объясняют, так как они написаны тем человеком, о судьбе которого мы говорили.

Из рассказа Владимира Шилейко.

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним шутку, поменяв местами цифры. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему лет, в 35. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели, при нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели, потонувшей в густом плюще.

Из воспоминаний И.Одоевцевой.

Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем. Но..

Его лучшие стихи будут повторять мальчишки новых поколений России и, став седыми, не забудут их, как не забывают детства.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Гумилева (на выбор).

I II . Николай Степанович Гумилёв - Поэт, публицист, переводчик, критик

Родился 3(15) апреля 1886 в Кронштадте в семье корабельного врача С.Я.Гумилёва.

1887 – семья Гумилёвых переехала в Царское Село.

1898 – Гумилёв держит экзамен в приготовительный класс Царскосельской гимназии, но по состоянию здоровья с осени продолжает обучение дома.

1900 – Гумилёвы переезжают на Кавказ, в Тифлис, для укрепления здоровья детей. Гумилёв учится в лучшей в городе 1-ой Тифлисской гимназии.

1902 – в газете "Тифлисский листок" публикуется первое стихотворение: "Я в лес бежал из городов. " (1902), подписанное "К. Гумилёв".

1903 – семья возвращается в Царское Село, где Гумилёв поступает в 7-ой класс Николаевской царскосельской гимназии, директор которой поэт И.Ф.Анненский . Тогда же состоится его знакомство с будущей женой поэтессой А.Ахматовой .

1905 – выходит первый сборник Гумилёва "Путь конквистадоров", изданный на средства родителей.

1906 – окончив гимназию, Гумилёв уезжает в Париж, в Сорбонну, где слушает лекции по французской литературе, изучает живопись, театр.

1907 – в Париже Гумилёв издает литературный журнал "Сириус" (вышло всего три номера), в котором печатает свои произведения под различными псевдонимами ("Анатолий Грант", "К-о", "К. ") и стихи молодой поэтессы А.Горенко ( Ахматовой ).

В начале лета 1907г. Н.Гумилёв отправляется в своё первое путешествие в Африку.

В августе 1908 года Гумилёв зачислен студентом юридического факультета Петербургского университета, но обучение на этом факультете не заканчивает (в мае 1911г. он сам подает прошение об увольнении), а с сентября 1909г. слушает лекции на историко-филологическом факультете того же университета, с сентября 1912г. на романо-германском отделении, где организует "Кружок романо-германистов".

Ноябрь 1909 - февраль 1910 – с экспедицией, организованной академиком В.Радловым, Гумилёв едет в Абиссинию (Африка) (полученные впечатления послужили основой для поэмы "Мик" (1914) и "Абиссинских песен"). Всего в Абиссинии Гумилёв был три раза (сентябрь1910 - март 1911; апрель-сентябрь 1913г.), причем в третью экспедицию он ходил в качестве руководителя. Доставленные фотографии и предметы были переданы Музею антропологии.

1910 – выходит третий сборник стихов "Жемчуга", посвященный В.Брюсову и принесший Гумилёву широкую известность. В этом же году поэт женится на Анне Ахматовой (их разрыв относится к 1913г - отражен в стих. "Пятистопные ямбы"; развод был оформлен в 1918).

1912 – выходит новый сборник стихов "Чужое небо", в который, кроме своих стихов, Гумилёв включает переводы стихов Теофиля Готье. В семье Гумилёвых рождается сын Лев.

1913 – состоится любительская постановка пьесы Гумилёва "Дон Жуан в Египте" петербургскими студентами. Чуть позже пьеса поставлена в Троицком театре миниатюр.

Август 1914г. – начало Первой мировой войны. Гумилёв идет добровольцем, служит в Лейб-гвардии уланского полка, в Гусарском Александрийском полку; награжден двумя Георгиевскими крестами. О боевых приключениях он рассказывает в "Записках кавалериста", печатавшихся в утреннем издании "Биржевых ведомостей" (февраль 1915 – январь 1916 ) и сборнике стихов "Колчан" (1915).

1917 – Октябрьская революция застает Гумилёва за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он живет в Париже, занимается восточной литературой, переводит, работает над драмой "Отравленная туника". Затем переезжает в Лондон, где знакомится с такими писателями, как О.Хаксли, Д. X.Лоуренс и др. В это же время состоится знакомство с известным английским переводчиком китайских поэтов А.Уэли и писателем Дж.К.Честертоном.

1918 – Гумилёв возвращается в Петроград. Вместе с А.Блоком , М.Лозинским, К.Чуковским и другими крупными писателями работает в созданном М.Горьким издательстве "Всемирная литература", ведает сектором французской литературы, входит в коллегию по редактированию стихотворных переводов, очень много переводит сам. Летом выходят книги "Костер", "Фарфоровый павильон (Китайские стихи)".

В ноябре того же года открывается Институт живого слова, в котором Гумилёв читает лекции по курсам теории и истории поэзии. Начинает преподавать в Институте истории искусств и во многих литературных студиях.

1919 – женитьба вторым браком на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н.А.Энгельгардта и внучке публициста А.Н.Энгельгардта. Выходит книга "Гильгамеш. Вавилонский эпос", переведенная Гумилёвым, с его же "Предисловием переводчика".

1920 – Гумилёв избирается членом приемной комиссии Петроградского отдела Всеросийского Союза писателей, позже (февраль 1921) избран руководителем Петроградского отделения Всеросийского союза поэтов.

Летом 1921 года выходят сборники "Шатёр" и "Огненный столп", последний посвящен второй жене Гумилева – А.Н.Энгельгардт.

24 августа 1921 – постановление Петроградского Губчека о расстреле участников "Таганцевского заговора" (всего 61 человек). Точная дата расстрела Николая Гумилёва не известна; по словам А.Ахматовой , казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом.

Романтическое: Романтические мотивы занимают центральное место в творчестве Гумилева. Безусловно, его поэтический мир прошел свою эволюцию, однако Гумилев оставался романтиком, искателем приключений, мечтателем до конца жизни. Большинство его романтических произведений преисполнены патетикой и пафосом.

Ну и здесь снова абсолютно романтический мотив одиночества.

В каждом из сборников поэта присутствует экзотическая тема, ведь экзотика и связанные с нею путешествия, далекие страны, необычные герои всегда жили в душе и сознании Гумилева.Экзотическая тема, как и все творчество поэта, эволюционировала: от декоративных, многоцветных образов и картин поэт пришел к философским размышлениям о мире и о себе, и экзотика стала в поздний период деятельности Гумилева фоном и средством передачи мыслей, порой трагических.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Своеобразие лирических сюжетов: экзотическое, фантастическое и прозаическое в. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Лирика Лирика Николая Гумилева экзотична, полна красок неведомых стран. Сам поэт много путешествовал и пытался передать увиденное им через творчество, создавая неповторимые образы далекого юга. Он много пишет о том, как странствовал под чужим небом, по чужой земле. В этом долгом пути скитаний особенно дорог ему становится родной край, непохожий на далекие страны, скупой на краски, но все же близкий и знакомый. Николай Гумилев пишет о тех краях, где все занесено песком, где нещадно палит солнце, где живут дикие племена, растут пальмы, и все так не похоже на наш привычный мир.

ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры! Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток. Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь. Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня. Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. Поздно. Уж мы обогнули стену, Мы проскочили сквозь рощу пальм, Через Неву, через Нил и Сену Мы прогремели по трем мостам. И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик, — конечно тот самый, Что умер в Бейруте год назад. Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет. Вывеска… кровью налитые буквы Гласят — зеленная, — знаю, тут Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают. В красной рубашке, с лицом как вымя, Голову срезал палач и мне, Она лежала вместе с другими Здесь в ящике скользком, на самом дне. А в переулке забор дощатый, Дом в три окна и серый газон… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. Машенька, ты здесь жила и пела, Мне, жениху ковер ткала, Где же теперь твой голос и тело, Может ли быть, что ты умерла! Как ты стонала в своей светлице, Я же с напудренною косой Шел представляться Императрице, И не увиделся вновь с тобой. Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет, Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет. И сразу ветер знакомый и сладкий, И за мостом летит на меня Всадника длань в железной перчатке И два копыта его коня. Верной твердынею православья Врезан Исакий в вышине, Там отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне. И всё ж навеки сердце угрюмо, И трудно дышать, и больно жить… Машенька, я никогда не думал, Что можно так любить и грустить.

Поэзия Гумилев считал, что стихотворная речь должна быть предельно проста и точна, тогда лишь мысль автора станет ясной, прозрачной, понятной. Эти принципы Николай Степанович пытался воплотить в своей поэзии, что ему, безусловно, удалось. Автор одним штрихом, одной фразой, точным жизненным наблюдением мог передать целую трагедию жизни, скупо, не выражая по этому поводу никаких чувств, просто объясняя факты, не более того. И в этом вся красота его стихов!

Память В городе Бежецке установлена скульптурная композиция, посвящённая Н. Гумилёву, А. Ахматовой и Л. Гумилёву. Памятный знак в честь Н. Гумилёва установлен в посёлке Победино Краснознаменского района Калининградской области. Памятник Н. Гумилёву в Коктебеле. Памятник в посёлке Шилово Рязанской области. Мемориальная доска в виде бронзового барельефа на Доме искусств в Калининграде. Мемориальная доска в усадьбе Гумилёвых в селе Градницы Бежецкого района Тверской области. В честь Н. Гумилёва назван астероид (4556) Гумилёв, открытый астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной 27 августа 1987 года. В 2011 году Почта России выпустила конверт с изображением книг Н. Гумилёва и маркой с портретом поэта. В 2016 году установлен памятник в городе Всеволожске 15 апреля 2019 года на территории Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена состоялось торжественное открытие памятника поэту.

Серебряный век в русской литературе – это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом серебряного века считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией. Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека.

Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм.
Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов

к идеальному и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, естеству. Но и их поэзии были присущи склонность к эстетизму, у поэтизации чувств. Это хорошо просматривается на примере творчества винного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала 20 века Николая Гумилева, чьи стихи не могут не поражать нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.
Сам Гумилев считал свою поэзию “музой дальних странствий” и был верен своей музе до конца своих дней. Многие стихи сборника “Жемчуга” (1910) популярны, но, конечно, прежде всего, знаменитая баллада

“Капитаны”. Свежий ветер настоящего искусства наполняет паруса “Капитанов”, безусловно, связанных с романтической традицией Киплинга и Стивенсона.

До конца дней Гумилев сохранил верность теме странствий, и она при всем своем многообразии тематики и философской глубине творчества позднего Гумилева придает совершенно особый романтический отсвет его произведениям.
Знаменитая баллада “Капитаны” из сборника стихов “Жемчуга”, принесшего Гумилеву широкую известность – это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. В этом произведении поэт замечательным образом воспевает романтику дальних странствий, отваги, риска, смелости.
Гумилева влечет неординарное, экзотическое: будь то корабль Летучего Голландца, огни святого Эльма, темнокожие мулатки. Берега Красного моря, владыки Судана – всего и не перечислить. Каждое его стихотворение этого цикла, будто ларец из колониальной лавки, вплотную наполненной небывалыми диковинками. Гумилев формирует новую стихотворную технику.

Он требует от читателя умственной работы, сотворчества, сильного, равного по мощности эстетического порыва. Результат превосходит ожидаемое. Удивительно, но в стихотворениях “Огненного столпа” Гумилев протянул руку отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт уходит в стихию символа и мистики, в его стихах трудно отличить, что вымысел, а что сама реальность, поэтический образ становится глубоким, неоднозначным.

Это можно назвать романтизмом, лирико-философское содержание которого существенно отличается от романтизма прославленных “Капитанов”.
Выдающийся поэт Николай Гумилев оставил после себя интересное наследие оказал значительное влияние на развитие российской поэзии.

Читайте также: