3 круга внимания по станиславскому кратко

Обновлено: 03.07.2024

Станиславский разработал простую и удобную схему управления вниманием. Все пространство он делил на три круга.

Все пространство Станиславский делил на четыре круга. Первый круг (большой) – это воспринимаемое и обозримое вами окружающее пространство (ваш дом и пространство которое окружает этот дом, которое вы можете увидеть: машины, улица, дома).

Второй круг (средний) это зона вашего непосредственно пребывания и общения (это ваша квартира с мебелью и родственники).

Четвертый круг (внутренний) – это вы сами, ваш внутренний мир (желание, когда вам захотелось встать и подойти к окну).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Родимое пятно в виде круга

Глава 5. Расширение вашего круга общения

Глава 5. Расширение вашего круга общения При прочих равных условиях люди предпочитают иметь дело с друзьями. Джеффри Гитомер Чем шире круг знакомств – тем больше возможностей. Благодаря рекомендации ваших знакомых вы можете как найти клиентов, сотрудников,

Общение внешнего и внутреннего круга

Общение внешнего и внутреннего круга

Общение внешнего и внутреннего круга Можно изъясняться пустыми словами, клише и эвфемизмами, которые скрывают наши истинные мысли и чувства, или можно раскрыть свои мысли и чувства. Соответственно существует внешний и внутренний круг общения (см. рис. 19). Совет:

Четыре сбоку

Как выбраться из порочного круга?

Как выбраться из порочного круга? Какие действия делают затрачиваемое время продуктивным? Перечислим их: создание своих продуктов; направленный на них маркетинг; менеджмент проектов, приносящих деньги на сегодняшний день; масштабирование своего бизнеса; делегирование

6.1. Три круга общения

6.1. Три круга общения Социологи считают, что у каждого человека существует три круга общения. Первый круг, его еще называют малым, – это семья и близкие люди, самый тесный круг, в котором человек чувствует себя наиболее комфортно. Второй круг, средний, – это друзья и

Глава 2. Расширение вашего круга общения

Центр круга влияния

Центр круга влияния Чтобы создать собственную миссию, нужно четко понимать, что у нас находится в центре круга влияния.Люди, для которых центром влияния является семья, черпают ощущение своей внутренней безопасности и значимости из семейных традиций. Таким образом, они

Упражнение № 15: В четыре руки

Упражнение № 15: В четыре руки Подходит только настоящим ценителям массажей. Есть мужчины, которые с удовольствием позволят вам прикасаться к нему где угодно, но чужие руки не подпускают. Выясните это заранее. Если муж согласится на профессиональный массаж, закажите ему

Внимание – это сложный психический процесс, который обеспечивает концентрацию сознания в реальных или идеальных событиях.

Выделяют внимание внешнее и внутреннее, первое направленно на происходящее в окружающем нас мире, а второе – на наши мысли, это сосредоточение на внутреннем мире. В нашей повседневной жизни внимание непроизвольно, даже инстинктивно, так как движут им безусловные рефлексы. Но внимание может быть и целенаправленным. Сосредоточенность, фиксация в сценической среде на предмете или человеке – это очень важный элемент. Умение концентрироваться и быстро переключаться свидетельствует о хорошей игре. Артисты – такие же люди как все, им свойственны отвлечение и рассеянность. Именно поэтому очень важно наработать и натренировать внимание. Более того, это первейшая обязанность каждого артиста, претендующего на средний уровень развития и выше.

К. С. Станиславский писал:

Работа актёра над собой длится всю жизнь. Простое осознанное переключение и удержание внимания в различных кругах тренирует восприятие человека, его наблюдательность и способность к концентрации. С помощью специальных упражнений актёр может научиться покидать или расширять свою зону комфорта, тренировать наблюдательность и чувствительность.

Лучше всего смог раскрыть и изложить в своих трудах эту тему Михаил Чехов. Через внутренние и внешние круги внимания актёр готовится к роли, познаёт себя. По его мнению, в процессе внимания мы внутренне совершаем одновременно четыре действия:

· держим незримо объект вашего внимания;

· притягиваем его к себе;

· сами устремляемся к нему;

· проникаем в него.

Всё пространство внимания Станиславский разделил на четыре круга (пространства): большой, средний, малый и внутренний. Рассмотрим их подробнее.

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА: Внимание как важный аспект сценического искусства, изображение №1

Малый круг – это небольшое пространство рядом с нами на расстоянии вытянутой руки. В нем находятся, когда заняты, мыслители, художники, его разделяют между собой влюбленные, два друга за столиком в кафе.

Внутри малого круга находится человек с его чувствами и телесными ощущениями. Здесь уместно сказать о восточных практиках, где необходимо сосредоточится только на телесных ощущениях или следить за чувствами, возникающими из глубины.

2. Средний круг – это более обширная область: комната, часть зала, аудитория, большой обеденный стол. Большая площадь дает простор для широкого действия. В большом пространстве удобнее говорить об общих, а не и личных, интимных вопросах. В таких кругах чтобы удерживать внимание собеседника, нужно вести себя громче, ярче, четче.

3. Дальний, большой круг – это размеры всей сцены, большой комнаты или улицы. Размеры самого большого круга зависят от дальнозоркости смотрящего. Если бы мы были сейчас не в театре, а в степи или в море, то размер круга внимания определялся бы отдаленной линией горизонта.

4. Внутренний круг – это та часть внимания, которая направлена на то, что происходит внутри самого человека, в его теле и душе. Ведь ваше внимание может быть поглощено вашими телесными ощущениями, мыслями и чувствами. В этот круг внимания человек погружается, когда ему нужно решать трудные задачи, разобраться в тонкостях собственных чувств и мыслей, восстановить в памяти прошлое, помечтать о будущем. Внутренний круг условно делится на телесный и душевный. Телесный круг – это те ощущения, которые присутствуют или возникают в вашем теле в данный момент времени. Например, в теле можно ощущать: холод, тепло, жжение, дрожь, онемение, зажатость, тяжесть, давление, сердцебиение. Душевный круг – это пространство ваших эмоций и чувств, мыслей и рассуждений, воспоминаний и мечтаний.

Также создатель всемирно известной системы сценической работы создал комплекс упражнений, позволяющих управлять вниманием – переводить его из круга в круг, расширять, углублять, отключать. Эти навыки являются ключом к управлению эмоциональными состояниями, чувствами, поведением.

Актёр, имеющий соответственный навык, может произвольно ограничивать круг своего внимания. Сосредоточиваясь на том, что входит в этот круг, и лишь полусознательно улавливая то, что выходит за его пределы. В случае надобности он может сузить этот круг даже настолько, что достигнет состояния, которое можно назвать публичным одиночеством. Но обычно этот круг внимания бывает подвижным – то расширяется, то сужается актером, смотря по тому, что должно быть включено в него по ходу сценического действия. В пределах этого круга находится и непосредственный, центральный объект внимания актера как одного из действующих лиц драмы – какая-нибудь вещь, на которой сосредоточено в эту минуту его желание, или другое действующее лицо, с которым он по ходу пьесы находится во внутреннем общении.

Упражнения

Теперь направьте ваше внимание во внутренний Круг и отследите свои телесные и душевные реакции на этого человека и то пространство, в котором вы сейчас пребываете. Например, в теле могут появиться: тепло в груди, расслабление в животе, может возникнуть непроизвольная улыбка, а в душе вы можете прочувствовать симпатию и благосклонность к этому человеку.

Затем на 3–5 минут переведите ваше внимание на дальний (большой) круг. Понаблюдайте за тем, что находится за пределами маршрутки. Это может быть закат солнца, тучки на небе, уличная суета, ДТП.

И опять загляните во внутренний круг. Как отреагировали ваши душа и тело на то, что вы только что увидели? И так повторно, круг за кругом, но без фанатизма.

Упражнения на круги внимания вне нас и когда мы в центре круга

Круги внимания вне нас:

а) положить на стол несколько предметов. Предложить, каждому ученику рассмотреть один из этих предметов и, отвернувшись от стола, рассказать о предмете, который он рассматривал. При этом педагог напоминает, что предмет, который рассматривался, – это объект-точка;

б) тот же стол с предметами. Предложить каждому ученику рассмотреть на столе все предметы и рассказать о них, об их особенностях – это малый круг внимания;

в) рассмотреть часть комнаты с находящимся в ней столом (обязательно наметить границы обзора комнаты) и рассказать, что в ней увидели, – средний круг внимания;

г) рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что вы в. ней увидели, какие предметы, – большой круг внимания.

2. Круги внимания, когда мы в центре круга:

а) посадить на стулья двух учеников и предложить им внимательно рассмотреть друг друга, сравнивая одежду у партнера со своей, – малый круг внимания;

б) к двум ученикам, сидящим на стульях, посадить еще 6–8 человек и предложить каждому рассмотреть всех, включая и себя. Установить, какой цвет преобладает в одежде собравшихся, – средний круг внимания;

в) посадить на стулья всех занимающихся и предложить рассмотреть, кто в какой позе сидит, включая и себя, – большой круг внимания.

Время рассмотрения с каждым разом нужно сокращать. Сначала установить счет 1, 2, 3. до 30, и довести до 5, что важно для тренировки более обостренного внимания.

Упражнения на собирание и удержание внимания при помощи сужения и расширения кругов внимания

Когда внимание актера рассеялось, что часто случается на сцене, необходимо ограничить площадь своего внимания до предела среднего круга. Если это не помогает, то надо продолжать сужать круг внимания до пределов малого круга. Если же и это не помогает, то следует обратиться к помощи объекта-точки, а удержав свое внимание на ней, возвратиться в малый, а потом и в средний круг внимания.

  1. В учебной комнате педагог намечает большой, средний и малый круги внимания. Например, одна из стен комнаты и стоящие около нее предметы – это большой круг; шкаф, стоящий у этой стены, – средний круг, одна же из полок этого шкафа – малый круг, а какой-то предмет, лежащий на этой полке, – объект-точка.

На этих примерах и подобных им надо научить практически сужать и расширять круги своего внимания.

2. Предложить каждому ученику наметить себе границы кругов внимания (большого, среднего, малого), а потом расширять и сужать их.

Упражнения на оправдание расширения и сужения кругов внимания

Оправдать сужение кругов внимания.

Педагог вызывает ученика и ставит вопрос: как вы будете сужать круг внимания? Предлагает ему начать с оправдания.

Приведем пример из практических занятий.

Ученик. Мне надо сделать ремонт окон. Я осматриваю стену комнаты, где есть три окна, и отмечаю, какой требуется ремонт (большой круг внимания). Потом останавливаю свое внимание на среднем окне (средний круг), задерживаю свой взгляд на форточке, которая все время открывается ветром (малый круг), и фиксирую окончательно свое внимание на запоре форточки, сломанном крючке (объект-точка), и начинаю действовать.

Оправдать расширение круга внимания.

Упражнение по системе Михаила Чехова

Проделайте внутренне (психологически) все четыре действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Каждое из этих действий проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и т.д.

Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:

3. Человеческая речь.

4. Простой предмет, вызванный в воспоминании.

5. Звук, вызванный в воспоминании.

6. Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.

7. Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.

8. Образ, взятый из пьесы или литературы.

9. Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т.п., созданный вами самими.

Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом. Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: держа, например, в сфере внимания образ человека, в данный момент отсутствующего, начните убирать комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое легко выполнимое действие. Постарайтесь уяснить себе при этом, что процесс внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми. Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось. Время от времени возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям. Овладев техникой внимания, вы заметите, что все ваше существо оживет, станет активным, гармоничным и сильным. Эти качества проявятся и на сцене во время игры. Бесформенность и расплывчатость исчезнут, и ваша игра получит большую убедительность.

Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды

Составитель Ольга Лоза

Как построена книга

Артисты сцены, подобно художникам и музыкантам, обладают памятью внутреннего зрения и слуха. С их помощью они могут запечатлевать и воскрешать в себе воспоминания о зрительных и слуховых образах, о лице человека, о его мимике, о линиях тела, о походке, о манерах, о движениях, о голосе, об интонации встречающихся в жизни людей, об их костюме, о бытовых и других подробностях, о природе, о пейзаже и прочем. Кроме того, человек, а тем более артист, способен запомнить и вновь воспроизвести не только то, что он видит и слышит в реальной жизни, но и то, что невидимо и неслышно создается в его воображении. Артисты зрительного типа любят, чтобы им показали в действии то, чего от них добиваются, и тогда они легко ощущают чувство, о котором идет речь. Артистам слухового типа, напротив, хочется поскорее услышать звук голоса, речь или интонацию того лица, которое они изображают. У них первый толчок для возбуждения чувствования исходит от слуховых воспоминаний.

К этим трем типам мы добавили временную (личный ритм), реактивную (способ переключения с одного чувственного различения на другое, смена эмоций) и ассоциативную (яркость реакций, ассоциативный след, воображение) память. Зрительные, слуховые, осязательные, временные, ассоциативные впечатления заставляют артиста проникнуться ролью и зажить на сцене естественной жизнью образа. Но не бывает такого, чтобы у одного человека в равной степени были развиты все типы психоэмоциональной памяти. Всегда доминируют один-два типа. Для обычной жизни это нормально, но совершенно недостаточно для жизни на сцене. Поэтому так важно начинающему актеру:

1) узнать свой доминирующий тип; 2) развить в нужной мере все второстепенные типы психофизиологической памяти.

Как пользоваться этой книгой

Как выстраивать тренинговые занятия?

Тексты упражнений цит. по: К. С. Станиславский, собр. соч. в 8 т. Т. 3. Приложение. М; Искусство, 1955.

У меня есть МЕЧТА

У меня есть МЕЧТА

У меня есть МЕЧТА запись закреплена

ТРИ КРУГА ВНИМАНИЯ (по Станиславскому). Управляя вниманием, мы управляем своей жизнью. Простое упражнение на тренировку переключения внимания "Три круга внимания" - малый, средний и большой.
Малый круг - небольшой участок вокруг человека, ограниченный движениями его рук и ног. Если человек сидит, или стоит, погруженный в свои мысли, или идет, задумавшись, не обращая внимания на окружающих, — он "в малом кругу".
Средний круг — участок побольше, это может быть часть комнаты или даже все пространство небольшой комнаты.
Большой круг — вся площадь вокруг. Если мы находимся в поле, то размер самого большого круга определяется линией горизонта.
Наша задача — выработать "бессознательный, механический переход от малого круга к большому и обратно". Станиславский советует: "Если заблудитесь в большом кругу, скорей цепляйтесь за объект-точку. Удержавшись на ней, создавайте себе малый круг, а потом и средний".

Читайте также: