Своеобразие лирического героя окуджавы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Один из самых популярных литераторов нашего времени. Бард, стихотворец, романист, эссеист, букеровский лауреат, общественный деятель, шестидесятник, "совесть нации" - имя его на слуху уже несколько десятков лет. Стихи Булат Шалвович писал их на протяжении всей своей творческой жизни и посмертное президентское признание в виде указа, а также "увековечивание памяти" получил как поэт.

Образы, художественный мир

Не словом трибуна, не тяжкой киркой
на благо родимой страны -
он все норовит заработать строкой
тебе и себе на штаны.
Поэтический мир Булата Окуджавы существует в сложном соединении непреложных законов природы и свободы. Эта сложная гармония долга и свободы воплощена у поэта в "музыке светлой".

Тема войны

Лирический герой

Поэтика

В шестидесятые годы во время так называемой “хрущевской оттепели” поэзия вышла на эстраду, особой популярностью стала пользоваться авторская песня. Возник целый ряд имен, в будущем – знаменитых исполнителей своих песен: Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и, конечно, Булат Окуджава. К тому времени Б. Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песни сразу же подхватила молодежь.

Столько в них было неподдельного, тонкого человеческого чувства.

После волны бравадных песен

про подвиги и любовь строителей коммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей любовной лирики. Песни были рассчитаны именно на людей с прогрессивными чувствами и мыслями. После концертов песни Окуджавы выходили вместе с публикой на улицы и площади городов.

Их пели люди всех возрастов и профессий. Но аудиторию Окуджавы отличала всегда демократичность взглядов, порядочность и интеллигентность.

Поколение фронтовиков благодарно ему за несколько песен, которые раскрыли душу солдата больше, чем иные романы о войне. Например, песня “Десантный батальон” стала знаменитой на другой

день после выхода фильма “Белорусский вокзал”. Известно, что песня спасла и фильм от ножниц советской цензуры, потому что самого генсека Брежнева эта песня растрогала до слез. Окуджава написал много песен на историческую тему.

Удивительная способность чувствовать время, в котором живут и действуют его герои, роднить их с современностью сделала Окуджаву ведущим поэтом в кинематографе. В персонажах девятнадцатого века – времени благородных исканий – мы узнаем по песням Окуджавы деятельную молодежь “хрущевской оттепели”. Интересен факт, что, когда эта “оттепель” закончилась, многие барды “потеряли” голос.

Кто-то сделал это из чувства самосохранения, кто-то растерялся, кто-то уехал за границу. Но “холодное” время никак не отразилось на популярности Окуджавы. Его песни продолжали звучать с экранов кинотеатров и по радио.

Мне кажется, это произошло потому, что, как я уже говорил, Окуджава мог вместе со своими героями жить в историческом времени, а говорить о современности. То есть Окуджава продолжал высказывать прогрессивные мысли, но облачены они были, например, в “мундиры кавалергардов”.

И еще одна вечная и любимая всеми русскими людьми тема не позволила певцу и поэту потерять свою широкую аудиторию. Это тема – Москва. Начиная с “Песни о московских ополченцах”: “…

Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами” – и кончая признанием в любви Арбату: “Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое отечество…” – все песни шли, как говорится, на ура. Поэт ощущал себя частью Москвы, частью России.
Героиня любовной лирики Окуджавы всегда умна, тонка и благородна в чувствах. Это женщина, любовь которой заслужить не просто. Поэт вновь ввел в русскую лирику мотив преклонения перед женщиной:

… вы пропойте, вы пропойте
славу женщине моей!

Окуджава тех лет не замыкался на песенном жанре. Он публиковал свои подборки стихов в толстых литературных журналах. Это в основном глубокие философские рассуждения о вечных человеческих ценностях:

И вот я замечаю, хоть и не мистик вроде,
какие-то намеки в октябрьской природе:
не просто пробужденье мелодий и кистей,
а даже возрожденье умолкнувших страстей.

Все в мире созревает в борениях и встрясках.
Не спорьте понапрасну о линиях и красках.
Пусть каждый, изнывая, достигнет своего…
Терпение и вера, любовь и волшебство!

Но и отдельно от музыки и голоса поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд человеческой доброты, напоминает нам о милосердии, о любви к окружающему миру, к родной истории. А про самого Булата Шалвовича я сказал бы строкой из его же стихотворения. В его личности главное – “терпение и вера, любовь и волшебство”.

У оврага кузнечик сгорает.
Рифмы шепчет, амброзию пьет
И худым локотком утирает
Вдохновенья серебряный пот.
Б. Окуджава

Очень многие современные поэты и писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени. Юнна Мориц, Мария Романушко, многие другие получали от него не только дружескую поддержку, но и материальную помощь.

Так, небольшой сборник стихов Романушко – певицы мира цирка – полностью вышел за счет стараний Булата.
Окуджава – удачливый человек. У него было мало врагов и очень много друзей. Он любил Москву и ухитрился придать мировое значение московским дворикам, скверам.

А улица Арбат – это не просто улица, это “отечество” поэта.

Тонкий, романтичный писатель, Окуджава никогда не упрощал стилистику своих стихов. Но понимали его люди разных классов. Скорее все го потому, что в каждом человеке есть то, о чем писал Окуджава: мечта, грусть, любовь, надежда, вера в хорошее.
Он даже не столько пел (не имел никаких вокальных данных), сколько тихо и нежно рассказывал под простенькие аккорды. Это был уютный, домашний бард, умеющий без пафоса говорить о сложном и важном, о главном и второстепенном.

…В земные страсти вовлеченный,
Я знаю, что из тьмы на свет
Шагнет однажды ангел черный
И крикнет, что спасенья нет…
…Кавалергарда век недолог,
И потому так сладок он,
Поет труба, откинут полог,
И где-то слышен сабель звон…
…Как сладко мы курили!
Как будто в первый раз
На этом свете жили
И он сиял для нас…

Песни Окуджавы часто звучали в кинофильмах, придавая лучшим из них дополнительное очарование. Трудно представить, например, “Белое солнце пустыни” без песни Булата:

Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце,
Постой – не зови…
Не везет мне в смерти,
Повезет в любви.

Окуджава прожил достойную жизнь. Вся Москва скорбела о его кончине. Он был и остается не избранным поэтом меньшинства, а поэтом глубоко народным:

Я – дворянин Арбатского двора,
Своим двором введенный во дворянство.

В 1920-е годы одним из ярчайших представителей движения авторской песни, его создателей и негласных лидеров (хотя сам он к этому никогда не стремился) стал Булат Шалвович Окуджава. В противовес официозу массовой культуры в его песнях расцвел человеческий фактор, появилось нечто лиричное, персонализированное, даже интимное, близкое каждому отдельному человеку.

Особенность творчества Окуджавы

Песни Окуджавы ознаменовали собой целую эпоху, но даже сегодня они не потеряли ни своей остроты, ни своей актуальности. Причина проста Окуджава был главным сентименталистом (что неоднократно повторял поэт Давид Самойлов) бардовской среды.

Темы поэзии Окуджавы

Огромное место в лирике Окуджавы занимает Москва, особенно Арбат, где он вырос. Сочетание во многих его стихах (позднее ставших песнями) арбатской и военной темы породило именно то, что принято называть городским бардовским романсом.

Однако творческий мир Окуджавы не ограничивается рамками Арбата, как не ограничивается и рамками реальности: в его лирике встречаются и сказочные мотивы. В некоторых песнях главными героями оказываются даже насекомые (". и муравей создал себе богиню. ", ". ну чем тебе потрафить, мой кузнечик?"), которых он наделяет человеческими чертами.

Не забывает он и об известных литературных героях или знаменитых людях ("Моцарт на старенькой скрипке играет. ", ". зато Офелия всех нас помянет"), которые кажутся читателю простыми и близкими. Окуджаве действительно удается найти ключ к каждому своему слушателю и читателю. Именно этим можно объяснить тот факт, что песни Окуджавы стали неотъемлемым украшением многих известных советских фильмов.

Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.
Едва огонь угас звучит другой приказ,
и почтальон сойдет с ума,
разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
бьет пулемет, неутомим.
И, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим.

Припев
От Курска и Орла
война нас довела
до самых вражеских ворот такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это и не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим.

Песни Окуджавы часто звучали в кинофильмах, придавая
лучшим из них дополнительное очарование. Трудно
представить, например, “Белое солнце пустыни” без песни
Булата:
Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце,
Постой — не зови…
Не везет мне в смерти,
Повезет в любви.
Окуджава прожил достойную жизнь. Вся Москва скорбела о
его кончине. Он был и остается не избранным поэтом
меньшинства, а поэтом глубоко народным:
Я — дворянин Арбатского двора,
Своим двором введенный во дворянство.

12. 2. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.

Поэт ценит в их сердцах "скрытую теплоту патриотизма".
Это скромные джазисты, сержант Петров, мальчики и
девочки, "повзрослевшие до поры", к ним обращает поэт
свою просьбу-призыв: "До свидания, мальчики!
Мальчики. Постарайтесь вернуться назад!"[5]. Войне и
смерти противопоставляет Окуджава людское братство. В
балладе "Король" он воспел бессмертие обыкновенного
арбатского мальчишки Леньки Королева, который
"кепчонку, как корону, набекрень и пошел на войну",
погиб в боях, но навсегда остался в памяти людей, в
жизни московских улиц и дворов.
Лирический герой Окуджавы постоянно путешествует в
памяти, живя "посередине между войной и тишиной",
сохраняя в себе черты рыцаря, воина, защитника мира и
добра.

Война вошла в лирическую ткань и образность поэзии
Окуджавы: в стихах о любви "отправляется нежность на
приступ, В свои тихие трубы трубя"; "часовые любви"
неизменно стоят на улицах Москвы. С темой войны связан
и "надежды маленький оркестрик под управлением
любви", и образы "трех сестер милосердных - Веры,
Надежды, Любви".
Поэт Окуджава, не входя в открытую контру с линией
Партии смог показать Солдата-Победителя с
неофициальной стороны, не как Великого Героя, которым
он, не смотря ни на что, оставался, а как человека,
человека со своими переживаниями, эмоциями,
ощущениями.

Окуджава смог наполнить Советского Воина-Освободителя
человеческими, а не идеализированными коммунистическими
чертами, благодаря чему, любой Победитель (будь то Великая
Отечественная, Афган, Чечня либо Южная Осетия) в нашей стране
стал в первую очередь человеком.

После волны бравадных песен про подвиги и любовь строителей коммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей любовной лирики. Песни были рассчитаны именно на людей с прогрессивными чувствами и мыслями. После концертов песни Окуджавы выходили вместе с публикой на улицы и площади городов. Их пели люди всех возрастов и профессий. Но аудиторию Окуджавы отличала всегда демократичность взглядов, порядочность и интеллигентность.

Героиня любовной лирики Окуджавы всегда умна, тонка и благородна в чувствах. Это женщина, любовь которой заслужить не просто. Поэт вновь ввел в русскую лирику мотив преклонения перед женщиной:

… вы пропойте, вы пропойте

славу женщине моей!

Окуджава тех лет не замыкался на песенном жанре. Он публиковал свои подборки стихов в толстых литературных журналах. Это в основном глубокие философские рассуждения о вечных человеческих ценностях:

И вот я замечаю, хоть и не мистик вроде,

какие-то намеки в октябрьской природе:

не просто пробужденье мелодий и кистей,

а даже возрожденье умолкнувших страстей.

Все в мире созревает в борениях и встрясках.

Не спорьте понапрасну о линиях и красках.

Пусть каждый, изнывая, достигнет своего…

Терпение и вера, любовь и волшебство!

У оврага кузнечик сгорает.

Рифмы шепчет, амброзию пьет

И худым локотком утирает

Вдохновенья серебряный пот.

Очень многие современные поэты и писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени. Юнна Мориц, Мария Романушко, многие другие получали от него не только дружескую поддержку, но и материальную помощь. Так, небольшой сборник стихов Романушко — певицы мира цирка — полностью вышел за счет стараний Булата.

Окуджава — удачливый человек. У него было мало врагов и очень много друзей. Он любил Москву и ухитрился придать мировое значение московским дворикам, скверам. А улица Арбат — это не просто улица, это “отечество” поэта.

Тонкий, романтичный писатель, Окуджава никогда не упрощал стилистику своих стихов. Но понимали его люди разных классов. Скорее все го потому, что в каждом человеке есть то, о чем писал Окуджава: мечта, грусть, любовь, надежда, вера в хорошее.

Он даже не столько пел (не имел никаких вокальных данных), сколько тихо и нежно рассказывал под простенькие аккорды. Это был уютный, домашний бард, умеющий без пафоса говорить о сложном и важном, о главном и второстепенном.

…В земные страсти вовлеченный,

Я знаю, что из тьмы на свет

Шагнет однажды ангел черный

И крикнет, что спасенья нет…

…Кавалергарда век недолог,

И потому так сладок он,

Поет труба, откинут полог,

И где-то слышен сабель звон…

…Как сладко мы курили!

Как будто в первый раз

На этом свете жили

И он сиял для нас…

Песни Окуджавы часто звучали в кинофильмах, придавая лучшим из них дополнительное очарование. Трудно представить, например, “Белое солнце пустыни” без песни Булата:

Ваше благородие, госпожа удача,

Для кого ты добрая, а кому иначе.

Девять граммов в сердце,

Постой — не зови…

Не везет мне в смерти,

Повезет в любви.

Окуджава прожил достойную жизнь. Вся Москва скорбела о его кончине. Он был и остается не избранным поэтом меньшинства, а поэтом глубоко народным:

Читайте также: