24 августа 2004 года взрывы самолетов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Террористические акты в двух самолётах — взрывы, осуществлённые 24 августа 2004 года террористками‑смертницами в двух российских гражданских самолётах. В Тульской области разбился самолёт Ту‑134, выполнявший рейс Москва — Волгоград, а в Ростовской области — Ту‑154, выполнявший рейс Москва — Сочи. 89 человек, все пассажиры и члены экипажа обоих самолётов, погибли. Террористками‑смертницами оказались Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова, уроженки Чечни. Организатор этих терактов — Шамиль Басаев.

Содержание

В 22:53 московского времени при выполнении пассажирского рейса в районе города Ростова-на-Дону с самолётом была потеряна радиосвязь и исчезла отметка с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. Обломки самолёта обнаружены в районе села Можаевка, Тарасовского района Ростовской области.

Самолёт эксплуатировался с 1982 года. Последний капитальный ремонт он прошёл в августе 1993 года, а последнее техническое обслуживание — 10 августа 2004 года. За время службы лайнер налетал более 30 тыс. часов при ресурсе в 37 тыс. часов.

Потерпевший катастрофу самолёт был обнаружен в Ростовской области в 08:14 мск. Обломки самолёта найдены в Каменск-Шахтинском районе Ростовской области, в 9 км от населённого пункта Глубокий. Обломки самолёта находились у нескольких населённых пунктов Каменского района, а район поиска составлял 25 квадратных км.

В совершении теракта на борту Ту-154 обвинялась уроженка Чечни С.Джебирханова. Внимание следователей привлёк тот факт, что, в отличие от других пассажиров, судьбой этой женщины никто не заинтересовался. Кроме того, чеченка оказалась в эпицентре взрыва. Джебирханова поменяла билет с утреннего рейса в Сочи, намеченного на 25 августа 2004 года, на более ранний, вечерний рейс 24 августа 2004 года — во время начала регистрации на самолёт. Чеченка сидела именно во втором салоне, вблизи туалета и двигателя. Её место 19F. Как показал временной анализ расшифровок чёрных ящиков, сигнал SOS пошёл на землю уже после того, как в самолёте началась разгерметизация. Самописцы не зарегистрировали взрыв на борту. Они просто их не пишут. Остались другие отметки, как самолёт начал разрушаться. Записи прекратились в воздухе.

В документе, на основании которого опубликована полная расшифровка содержимого речевого самописца, не указано точно, кто именно произносил конкретные слова и фразы.

Всё штатно. Экипаж делает свою обычную работу.

22:50:54 (Неразборчиво) Идём до расчетного.
22:51:00 20 километров на 50.
22:51:04 На 40, на 40 надо.
22:51:06 50, 50 километров.
22:51:09 Набираем (нрзб).
22:51:10 Да, нам ветерок встречный.
22:51:13 Да.
22:51:34 Вот так вот надо.
22:51:37 150.
22:52:22 ВОР можно включить?
22:52:43 ВОР.
22:52:44 Да не надо пока.
22:52:45 А?
22:52:46 Можно?
22:52:47 Можно, можно.
22:52:48 Да.
22:52:49 Включаю.
22:53:10,4. Интенсивный звуковой эффект и начало шумов (до конца записи).
22:53:11. Протяжный крик.
22:53:13,7. Начало звучания прерывистого сигнала.
Сигнал о разгерметизации.
22:53:15,4. Крики.
22:53:23,1. Ругань.
22:53:31,8. Стон.
22:53:36. Крик.
22:53:45,9. Протяжный крик.
22:53:48,7. Ой! (Ругань, крик.)
22:53:52,7. Протяжный крик.
22:53:56,6. Где мы?
22:53:57,7. Крик.
22:53:58,9. Крик.
22:53:59,9 — 22:54:11,6. Прерывистый сигнал с частотой около 1000 Гц (6 включений).
22:53:59,9. Э-э.
22:54:00. Где?
22:54:06,7. Где?
22:54:09,6. Э-э. (Ругань)
22:54:10,6. Э, прощайте.
22:54:11. Крики одновременно двух человек.
22:54:13,1. Разгерметизация.
22:54:14,5. Диспетчер: 85556, высота?
22:54:19,2. Что случилось?
22:54:21,1. Разгерметизация.
22:54:22,8. Разгерметизация возникла.
22:54:25. Крики, стоны.
22:54:28,4. Давай, давай штурвал от себя.
22:54:31,7. Штурвал от себя. (С трудом.)
22:54:32,5. Диспетчер: 85556, высота?
22:54:38,3. Восемь.
22:54:43. Где мы?
22:54:45,2. Подожди.
22:54:46,1. Вот и все!
22:54:48,4. 81.
22:54:49,5. Есть.
22:54:56,8. Господи!
22:55:01,6. Нет, нет, не здесь, не здесь. (Ругань)
22:55:07,5. Ну на себя бери.
22:55:08,8. На себя?
22:55:09,8. На себя.
22:55:10,3. Давай!
22:55:12,5. Ты здесь?
22:55:14,8. Уходи.
22:55:16,7. Где мы?
22:55:19. А-а-а!
22:55:20,3. На себя!
22:55:23,1. Стоны.
22:55:23,7. Прекращение записи. Столкновение с землёй.

Выводы Государственной комиссии по установлению причин катастроф воздушных судов ТУ-154 N85556 и ТУ-134 N65080, произошедших 24 августа 2004 года.

Причиной катастроф самолётов Ту-154 RA 85556 и Ту-134 RA 65080 24 августа 2004 года явилось разрушение конструкции самолетов в полёте в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах.

  1. Командир воздушного судна Гурьев Михаил Леонидович, 1956 г.р., пилот 1-го класса (Москва)
  2. Второй пилот Андрущенко Юрий Владимирович, 1970 г.р., пилот 2-го класса (Москва)
  3. Штурман Король Юрий Владимирович, 1964 г.р., пилот 1-го класса (Москва)
  4. Бортинженер Ермолаев Андрей Владимирович, 1966 г.р., пилот 2-го класса (Москва)
  5. Старший бортпроводник Быковская Ольга Сергеевна, 1963 г.р. (Барнаул)
  6. Бортпроводник Иванов Сергей Владимирович, 1966 г.р. (Барнаул)
  7. Бортпроводник Тарсукова Яна Геннадиевна, 1974 г.р. (Барнаул)
  8. Бортпроводник Худеева Марина Петровна, 1979 г.р. (Барнаул)
  9. Басюк Флор (Норильск)
  10. Богданова Раиса
  11. Шапкин Борис
  12. Богомолов Василий
  13. Джебирханова Сацита (террористка-смертница)
  14. Дураченко Иван Иванович
  15. Фетисова Екатерина
  16. Финадеев Н.
  17. Горин Андрей Николаевич
  18. Куликов Андрей Юрьевич
  19. Горшков Виктор
  20. Комочкин Сергей
  21. Куренда Сергей (посёлок Мурмаши Мурманской области)
  22. Хлушкова (Хлускова) Наталья
  23. Хлушкова Ю.
  24. Киселева Е.
  25. Кузнецов Сергей Николаевич
  26. Меньшиков Александр (Норильск)
  27. Меньшиков Андрей Анатольевич
  28. Меньшиков Дмитрий Николаевич (Норильск)
  29. Надрага Александра Савельевна
  30. Надрага Валерий Анатольевич
  31. Неретин Дмитрий
  32. Оганесян Саркис (Сочи)
  33. Панов Константин Александрович
  34. Поляков Владимир Федорович
  35. Разживак (Разживяк) Михаил Геогргиевич
  36. Сетдиков М.
  37. Шаров Сергей
  38. Щербович Ирина
  39. Шоня О.
  40. Степанов Алексей Николаевич (Петропавловск-Камчатский)
  41. Звягинцева Лариса Анатольевна (Петропавловск-Камчатский)
  42. Степанов Павел
  43. Степанова Анастасия
  44. Тарасов С.
  45. Тодорочко Юрий Михайлович
  46. Вязьмин Александр

Архивные снимки с места крушения самолета смотрите здесь

Самолет Ту-154Б2, выполнявший рейс №1047 из Москвы в Сочи (аэропорт Адлер), с 38 пассажирами и восемью членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Домодедово в 21 час 35 минут. Самолет Ту-134А из Москвы в Волгоград (аэропорт Гумрак) с 35 пассажирами и девятью членами экипажа на борту, вылетел из того же аэропорта в 22 часа 20 минут.

В 22 часа 53 минуты связь с самолетом Ту-154Б2 была утрачена, а его отметка пропала с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. Самолет в это время находился на высоте 12 100 метров над территорией Ростовской области. Спустя менее минуты, в 22 часа 54 минуты, прервалась радиосвязь с экипажем и исчезла радиолокационная отметка самолета Ту-134А, который в это время находился над территорией Тульской области. В 22.54 в его хвостовой части произошел сильный взрыв. Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 9500 метров. Обломки самолета нашли в двух километрах севернее населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области. Хвостовая часть лайнера лежала в 700 метрах от носовой части и крыльев.

Установлено, что взрыв в самолете устроила 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева. Родная сестра Аминат — Роза Нагаева — была уничтожена через несколько дней во время штурма захваченной террористами школы в Беслане.

К утру 25 августа были найдены тела всех погибших в авиакатастрофах под Тулой и Ростовом-на-Дону, а также самописцы разбившихся самолетов. В обломках самолетов Ту-134 и Ту-154 эксперты обнаружили частицы взрывчатого вещества. Обломки разбившегося самолета долгое время хранились в одном из цехов Кимовского радиоэлектромеханического завода.

В связи с авиакатастрофами в Тульской и Ростовской областях 26 августа 2004 года в России было объявлено Днем траура.

В результате оперативно-следственных действий и технических экспертиз было установлено, что предполагаемыми исполнителями терактов использовались паспорта, выданные на имя Аманат (Аманты) Нагаевой и Сациты Джебирхановой. Обе уроженки Чечни. Жительница Грозного Нагаева числилась среди пассажиров потерпевшего катастрофу в Тульской области самолета Ту-134, а Джебирханова была в списке пассажиров самолета Ту-154, разбившегося в Ростовской области.

Капитан Артамонов без досмотра пропустил двух пассажирок, совершивших теракты. По его словам, Нагаева и Джебирханова прибыли в столичный аэропорт рейсом из Махачкалы вместе с еще двумя чеченцами. Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом капитану милиции для досмотра вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам, но капитан отпустил их без всякой проверки.

Через год после трагедии на месте катастрофы в Ту-134 в Тульской области был открыт памятный знак — расколотый куб из белого мрамора и черного гранита, на котором высечены фамилии погибших в авиакатастрофе, и высажена березовая аллея из 43 деревьев — в память о каждом пассажире и члене экипажа.

В 2009 году на месте трагедии была освящена часовня.

Рейс Москва – Сочи

Оба самолёта отправились поздним вечером из московского аэропорта Домодедово. Через час с небольшим с момента взлёта оба рухнули на землю после взрыва в воздухе. Рейс 1303 потерпел катастрофу около населённого пункта Бучалки в Тульской области, а борт, следовавший рейсом 1047, разбросало в Каменском районе Ростовской области.

Всего погибли 90 человек. В Сочи летели 38 пассажиров и восемь членов экипажа.

Во время полёта над Ростовской областью, в 22 часа 53 минуты, в хвостовой части лайнера произошёл сильный взрыв. Были перебиты приводы и проводки управления. В борту образовалась дыра, хвостовая часть оторвалась. Самолёт потерял управление и начал падать.

Экипаж был опытным, он всеми силами пытался удержать машину в воздухе, но в 22:55 неуправляемый лайнер потерпел крушение и полностью разрушился.

Тела падали на хутора

Основным местом катастрофы Ту-154 стало поле в восьми километрах от поселка Глубокий (в ста километрах от Ростова-на-Дону). Радиус же разброса фрагментов самолета составил около 25 километров. Некоторые обломки упали на жилые дома поселка, но на земле никто не пострадал.

Как тогда писали СМИ со ссылкой на представителя областного управления МЧС Наталью Власенко, уже через 30 минут после получения сигнала тревоги первые поисково-спасательные подразделения были на месте ЧП. Однако реальные результаты появились утром, после восхода солнца. Был найден фюзеляж самолета, а в полуторе километров от него и хвостовое отделение.

Местность прочёсывали более тысячи человек. И только к 16 часам 25 августа обнаружели первые шесть тел. Позже останки находили в районе станицы Зеленовской и хутора Крутые Горки.

Пока специалисты вели поисковую операцию, местная детвора тоже находила обломки. Говорят, что почти каждый окрестный мальчишка в тот август стал владельцем страшного сувенира.

Терактов могло и не быть

Затем террористки без проблем прошли предполетный контроль и попали на борт самолетов. И случилось то, что случилось. Добавим, что родная сестра Аминат через несколько дней будет уничтожена во время штурма захваченной школы в Беслане.

Преступление и наказание

В ходе следствия милиционера Артамонова обвинили в преступной халатности, судили и приговорили к семи годам лишения свободы. Арутюнян и Коренков были приговорены к полутора годам колонии.

Следует добавить, что шесть пассажиров зарегистрировались на рейс 1047 с опозданием, на борт они не попали, багаж им вернули. Выяснением обстоятельств этого факта и причастности опоздавших к трагедии занималась специальная комиссия. Что ей удалось выяснить – не оглашалось.

Прошло 15 лет. Траурная панихида по жертвам теракта пройдет на месте крушения самолета Ту-154 в Каменском районе Ростовской области 24 августа 2019 года.

24 августа 2004 года вся страна испытала состояние шока после крушения ТУ-134. Взрыв самолета летевшего из Москвы в Волгоград. История одного теракта.

24 августа 2004 года вся страна испытала состояние шока после крушения ТУ-134, который летел из Москвы в Волгоград. Авиакатастрофа произошла в результате взрыва, осуществленного террористкой-смертницей. Погибло тридцать пять пассажиров и девять членов экипажа воздушного борта. Президент Российской Федерации объявил этот день траурным для страны.


Хроника рокового дня

К двум часам ночи около населенного пункта Бучалки начали находить обгоревшие фрагменты корпуса самолета, среди которых была хвостовая часть. Работающие команды спасателей к этому моменту не смогли обнаружить выживших. К восьми часам утра 25 августа Министерство по чрезвычайным ситуациям сообщило о том, что выживших среди находившихся на борту ТУ-134 не найдено.

Все работники аэропорта Домодедово, которые находились на смене в злополучную ночь задержались на своих рабочих местах и опрашивались правоохранительными органами.

Состояние воздушного судна

Государственная комиссия провела тщательное расследование для установления причин катастрофы воздушного судна ТУ-134 следовавшего по маршруту Москва-Волгоград. Было установлено, что все системы и оборудование были в полностью исправном состоянии и не имели повышенного износа. Вплоть до момента аварии все узлы самолета работали в штатном режиме.


Также не было выявлено никаких отклонений или нарушений в работе служб управления воздушными полетами. Все члены экипажа обладали высокой квалификацией и не имели никаких противопоказаний к полету. По данным бортовых самописцев катастрофическая ситуация возникла в следствии нагрузки внутри самолета в виде ударного воздействия на конструкцию. В дальнейшем разрушение корпуса происходило из-за нарушения герметизации.

Выводом работы комиссии стало то, что причиной катастрофы является разрушение корпуса самолета из-за срабатывания взрывных устройств в пассажирских салонах.

Следствие

Официально следствие заявляло о том, что на борт самолета взрывное устройство пронесла чеченская террористка Сацита Джебирханова, которую удалось вычислить по паспорту. Отрабатывалось множество версий о ее связях с боевиками и экстремистами, но они так и не были установлены. Было странно то, что женщина являлась продавщицей детской одежды на одном из рынков города Грозного.

Сотрудники Федеральной службы безопасности предполагали, что террористка воспользовалась чужим паспортом. Визуально опознать тело не представлялось возможным, а родственники чеченки не признали в смертнице Джебирханову. Со слов прокуратуры смертницу сопровождали два чеченца, которые так и не были найдены.

Также не выяснено каким образом на самолет попало взрывное устройство. Помимо версии, что смертница пронесла заряд на себе, предполагалась возможность предварительного монтирования взрывного устройства сотрудниками техперсонала. Эксперты были убеждены в том, что теракт был осуществлен теми, кто хорошо разбирался в строении самолета и точно знал где именно нужно разместить заряд, чтобы он нанес максимальный ущерб. Бомба была заложена в хвосте самолета, а ведь именно там располагаются источники питания.


Перед вылетом самолетов террористка была задержана капитаном милиции Михаилом Артамоновым, который не провел процедуру досмотра. В дальнейшем милиционер был обвинен в преступной халатности и по приговору Домодедовского суда 2005 года ему было назначено наказание в виде семи лет лишения свободы.

Также ответственность понес Армен Арутюнян, который продал не предъявлявшей паспорт смертнице билет. За это он получил от нее 2 тысячи рублей. Половину из полученных денег он отдал сотруднику авиакомпании Николаю Коренкову, который поменял билет на более раннее время. Приговором суда Арутюняну и Коренкову было назначено наказание в виде восемнадцати месяцев лишения свободы.

Astrakhan Airlines Tupolev Tu-134 Faerberg.jpg


Ту-134А-3 компании Астраханские авиалинии

000815siberia.jpg


Ту-154Б-2 аналогичный данному

Содержание

Рейс № 1303

Ту-134А-3, регистрационный номер RA-65080, выпуска 1977 года, КВС — Ю.Баичкин, вылетел из аэропорта в 22:30 и, пропав с экранов локаторов в 22:54, рухнул с высоты 9,5 км. Обломки самолёта нашли несколько часов спустя в 2 км севернее населённого пункта Бучалки Тульской области. На его борту находилось 34 пассажира и 9 членов экипажа. Взрыв в самолёте устроила террористка-смертница — Аманта (Аминат) Нагаева, 1974 года рождения. Родная сестра Аманты — Роза Нагаева вместе с Марьям Табуровой погибла через несколько дней при участии в совершении террористического акта в Беслане [1] [2] .

Рейс № 1047

Ту-154Б-2, регистрационный номер RA-85556, выпуска 1982 года, КВС — М.Гурьев, поднялся в воздух в 21:35 и упал в 22:55 в районе посёлка Крутые Горки, Ростовская область. На его борту было 38 пассажиров и 8 членов экипажа. Взрыв в самолёте устроила вторая террористка-смертница — Сацита Джебирханова.

Расследование

24 августа в здании аэропорта Домодедово Нагаева и Джебирханова были задержаны капитаном милиции Михаилом Артамоновым для проверки документов. Артамонов не обыскал их и отпустил. Смертницы на тот момент были одеты легко и, судя по всему, взрывчатка ещё не была с ними. Однако в течение последующего часа они сели на свои рейсы, и соответствующая проверка смогла бы помешать осуществлению терактов. После терактов Артамонова обвинили в преступной халатности. В мае-июне 2005 года над ним состоялся суд. 30 июня Домодедовский городской суд приговорил его к 7 годам лишения свободы.

После того как террористки были отпущены Артамоновым, спекулянт Армен Арутюнян продал им билеты без предъявления паспортов. Нагаева приобрела билет за 140 евро (170 долларов), а Джебирханова с помощью Арутюняна дала контролёру Николаю Коренкову взятку в размере 30 долларов и была допущена на борт без предъявления документов, удостоверяющих личность, и после завершения регистрации на рейс. Каждый из них был приговорён к полутора годам колонии.

Ответственность за теракты

Отражение в культуре

См. также

Примечания

Ссылки

  • Авиакатастрофы 2004 года
  • Авиакатастрофы Ту-154
  • Террористические акты, совершённые в России
  • Террористические акты 2000-х
  • События 24 августа
  • Август 2004 года
  • Авиакатастрофы в России
  • 2004 год в России
  • Террористические акты в воздухе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Взрывы на самолётах (2004)" в других словарях:

Взрывы жилых домов в России — Взрывы жилых домов Последствия теракта утром 9 сентября 1999 года по улице Гурьянова, дом 19, Москва. Кадр НТВ … Википедия

Рейд на Ингушетию (2004) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рейд на Ингушетию (2002). Рейд на Ингушетию Вторая чеченская война Дата 21 22 июня 2004 … Википедия

Список авиационных аварий и катастроф в 2004 году — Основная статья: Список авиационных катастроф В данном списке перечислены происшествия в гражданской и военной авиации, произошедшие в 2004 году и повлёкшие за собой потерю летательного аппарата и/или человеческие жертвы. В список не входят… … Википедия

Нападение боевиков на Грозный (2004) — Нападение боевиков на Грозный Вторая чеченская война Дата 21 августа 22 августа 2004 Место Чечня … Википедия

Домодедово (аэропорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Домодедово. Координаты: 55°24′31.63″ с. ш. 37°54′22.73″ в. д. / 55.408786121111, 37.906313898889 … Википедия

Читайте также: