200 мильная зона это кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1982 году в приморском городке Монтего-Бей на Ямайке представители 117 государств подписали международный договор, регламентирующий правила пользования мировым океаном — Морскую конвенцию ООН. Так завершился путь длиной в сотни лет — путь, полный вооружённых и дипломатических конфликтов.

История раздела мирового океана

Международная дипломатия, зародившаяся за много лет до нашей эры, уже во времена египетских фараонов и царей Месопотамии знала примеры международных договоров о разграничении зон влияния на суше. Однако, ни тогда, ни в поздние времена не существовало понятия о разделе моря на зоны политического и экономического влияния. Влияние государства на прибрежные воды в античные времена распространялись не далее, чем мог видеть наблюдатель с суши. Да и это влияние было весьма призрачным. Даже самые крупные державы того времени, Римская империя и Карфаген, не могли на 100% контролировать свои прибрежные воды. Побережье Средиземноморья буквально кишело пиратами и контрабандистами всех мастей, и самое большее, на что могли рассчитывать прибрежные государства в борьбе за влияние на море, это захват отдалённых побережий и островов с основанием там колоний и военных постов. Впрочем, особой необходимости в международных договорах о разграничении влияния на море в те годы не требовалось. Мореходство не было столь интенсивным как в наши годы, а использование морских ресурсов в то время ограничивалось прибрежным рыболовством.




Корнелиус ван Бинкершок.

Эта декларация Трумэна, получившая номер 2667, породила цепную реакцию — многие страны стали перекраивать свои морские границы. Например, многие латиноамериканские страны (Чили, Перу, Никарагуа и т.д.) также объявили о расширении своих территориальных вод — до 200 миль от побережья. Чуть позже, в 1960-е г., к ним присоединились и ряд новых африканских государств — Танзания, Мадагаскар, Гамбия объявили о своих претензиях на 50-мильную зону моря, а Сьерра-Леоне — на 200 миль океана. Не остались в стороне и некоторые европейские страны, например Исландия.


Мировой океан. Заштрихованы прибрежные экономические зоны государств

Морская конвенция ООН


Экономическая морская зона США

Основные положения Морской конвенции

Зоны моря, согласно положениям Морской конвенции ООН.

Территориальные воды

* Не создавать угрозы для безопасности государства;

* Не загрязнять акваторию;

* Не вести гидрографическую или топографическую съёмку;

* Не вести добычу морских ресурсов.

Проход военных кораблей через территориальные воды должен, как правило, согласовываться с государством, под чьей юрисдикцией находятся эти воды. Иностранные подводные лодки обязаны проходить в них только в надводном положении. Также возможен свободный проход кораблей через проливы шириной менее 12 миль.

Удалённость линии территориальных вод от берега, согласно Конвенции, составляет 12 морских миль. Однако, целый ряд государств установили в одностороннем порядке более широкие или узкие линии территориальных вод: Перу и Сьерра-Леоне — 200 миль, Сирия — 35 миль, Сингапур — 3 мили и т.п.

Внутренние воды

Прилегающая зона

Морская зона на удалении до 24 миль от базисной линии называется прилегающей. Хотя прибрежное государство не имеет здесь исключительных суверенных прав, однако может пресекать тут контрабандные перевозки и иные нарушения международных правовых нормативов.

200-мильная экономическая зона

Установка Конвенцией этой зоны является одним из главнейших её достижений. Прилегающая к побережью страны полоса шириной 200 миль от исходной линии является той частью моря, где государство имеет исключительное право на следующую деятельность:

* Разведка и разработка любых морских ресурсов;

* Насыпка искусственных островов;

* Установка плавучих платформ;

* Сохранение природных ресурсов;

* Передача права на экономическую деятельность иностранной фирме.

Другие государства в 200-мильной зоне имеют право:

* На свободное передвижение кораблей и летательных аппаратов;

* На прокладку морских коммуникаций (кабелей, трубопроводов и т.п.).

Интересный факт: самой обширной экономической зоной обладают Соединённые Штаты, не подписавшие Морскую конвенцию. Площадь её 200-мильной зоны составляет 16 млн. кв. км — почти вдвое больше сухопутной территории США.


Шельф

Шельф — подводное продолжение материка, вдающееся в море в виде обширной, относительно неглубокой территории, переходящей в открытое море. Согласно Конвенции 1982 года, прибрежные государства имеют преимущественное право на разработку здесь полезных ископаемых, ловлю рыбы и другую экономическую деятельность. При этом область шельфа зачастую простирается гораздо дальше 200-мильной зоны. В этом случае исключительные экономические права распространяются на полосу до 350 миль. В связи с наличием на континентальном шельфе значительных запасов полезных ископаемых, между прибрежными государствами ведётся серьёзная дипломатическая борьба. Примером может служить спор вокруг арктического шельфа между Россией, Канадой, США и Норвегией. Также в последние годы обостряется конфликт между Китаем и его соседями: Вьетнамом, Японией, Филиппинами.

Открытое море

Открытое море – территория, находящаяся вне территориальных или экономических зон любого государства. На юридическом языке также именуемое нейтральными водами, оно занимает примерно 60% от всей территории мирового океана. Юрисдикция открытого моря полностью регулируется положениями Конвенции. Согласно им, вся территория открытого моря является общим достоянием всех государств. Все работы по добыче или разведке полезных ископаемых должны производиться только после согласования с Международным агентством, что и является причиной, по которой США до сих пор отказываются подписать Морскую конвенцию ООН. Здесь может осуществляться беспрепятственное движение любых судов. Досмотру может быть подвержено только судно, подозреваемое в пиратстве, перевозке рабов и совершении иных международных преступлений.


Исключи́тельная экономи́ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий.

Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:

  • на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах
  • юрисдикцию в отношении
    • создания и использования искусственных островов, установок и сооружений
    • морских научных исследований
    • защиты и сохранения морской среды

    Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне:

    • В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря
    • Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством




    См. также

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Исключительная экономическая зона" в других словарях:

    Исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права. Определение исключительной… … Финансовый словарь

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — 200мильная полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. тж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА … Юридическая энциклопедия

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права … Юридический словарь

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — Прилегающая к территории полоса открытого моря шириной в 200 морских миль, в которой только прибрежное государство имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный конвенцией ООН. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

    Исключительная экономическая зона рф — (англ. exclusieve/exceptional economic zone of RF) по законодательству РФ морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ «Об исключительной экономической зоне… … Энциклопедия права

    Исключительная экономическая зона РФ — 1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также исключительная экономическая зона) морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее территориальное море) и прилегающий к нему, с… … Официальная терминология

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — 200 мильная (365 км) полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. См. т.ж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА … Энциклопедический словарь экономики и права

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ — это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии … Словарь-справочник уголовного права

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что… … Энциклопедия юриста

    исключительная экономическая зона — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права … Большой юридический словарь


    Помимо этого прибрежное государство осуществляет юрисдикцию относительно деятельности по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, ведению морских научных исследований, осуществлению защиты и сохранения морской среды.

    Все государства в исключительной эконо­мической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, про­кладки кабелей и трубопроводов. Использование исключитель­ной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирую­щими такую деятельность.


    В пределах открытого моря прибрежные государства могут устанавливать исключительную экономическую зону. Это район с особым правовым режимом, находящийся за границами территориального моря, но непосредственно прилегающий к нему.

    История

    Впервые об установлении данной зоны заговорили развивающиеся государства. Их не устраивало то положение, что свободное рыболовство и добыча ресурсов в открытом море было выгодно экономически мощным странам, которые обладали крупнотоннажным рыболовным флотом и иными техническими возможностями. Данные страны хотели осуществлять в таких зонах научные исследования и устанавливать свой контроль над природными ресурсами.

    Вплоть до XVIII в. граница морских владений, принадлежащих конкретному государству, лимитировалась линией горизонта, которая была видна с берега. Позднее некоторые страны стали считать своими владениями всю акваторию, до которой доставало их самое дальнобойное орудие. В дальнейшем некоторые государства устанавливали свою юрисдикцию над акваториями на расстоянии 3 морские мили, другие придерживались расстояния в 12, а иные — в 50 морских миль.

    исключительная экономическая зона это

    Суверенитет

    На рассматриваемую зону ни одно государство не имеет полный суверенитет, поэтому правовой режим исключительной экономической зоны смешанный. Согласно принятой Конвенции, прибрежная страна обладает некоторыми суверенными правами для осуществления разведки, разработки естественных ресурсов и их сохранения в недрах, водах морского дна и непосредственно расположенных на нем.

    Данное государство может для достижения своих экономических целей сооружать самостоятельно или давать разрешение, осуществляя регулирование создания и эксплуатации искусственных островов, а также различных сооружений и установок. При этом они не являются основанием для выделения нового территориального моря и не изменяют границы последнего, также как и границы континентального шельфа или исключительной экономической зоны.

    континентальный шельф и исключительная экономичекая зона

    Над данными строениями и искусственными островами устанавливается исключительная юрисдикция того государства, к берегу которого примыкает данная зона.

    Права прибрежной страны

    Вокруг данных сооружений рассматриваемое государство может устанавливать зоны безопасности, которые могут быть применены как к возводимым сооружениям, так и к безопасности судоходства. Они должны иметь ширину, не превышающую 500 м от любой точки их внешнего края. Здесь, как и в каждом правиле, есть исключения. Они устанавливаются соответствующими уполномоченными международными организациями или международными стандартами. В случае создания помех при возведении искусственных островов, различных сооружений и установок для международного судоходства по общепризнанным морским путям, устройство зон безопасности запрещено.

    Делимитация данных зон между странами, имеющими противоположные или смежные побережья, решается на основании выше рассмотренной Конвенции.

    режим исключительной экономической зоны

    Таким образом, режим исключительной экономической зоны предусматривает некоторые ограниченные права для различных стран. Без согласия первой страны никакие иные не могут осуществлять добычу рыбных и минеральных ресурсов, энергии от ветра, воды или течений.

    Юридические действия в данной зоне

    Для защиты своих прав прибрежная страна может осуществлять некоторые юридические действия в исключительной экономической зоне. Это предусматривает осуществление таких мер, как досмотр, осуществление инспекций, проведение ареста, осуществление судебных разбирательств.

    Помимо этого данное государство может осуществлять преследование судна, не принадлежащего его флагу, в открытом море вне границы исключительной экономической зоны.

    В случае предоставления обеспечения арестованный экипаж и судно освобождаются. Личное наказание или тюремное заключение при отсутствии договоренностей между сторонами исключены. Если осуществляется задержка иностранного судна, то государство, которому оно принадлежит, должно быть незамедлительно проинформировано об этом.

    правовой режим исключительной экономической зоны

    Ресурсы рассматриваемых зон

    Ресурсы подразделяются на живые и неживые. К первым относятся различные рыбы, виды морских ракообразных, моллюсков, млекопитающих, обитающих в данных водных средах. Ко вторым относятся минеральные ресурсы: нефть, газ и т. д., которые залегают на дне моря. В их состав также включаются химические взвеси, соединения химических элементов, энергия ветра, приливов и течений, а также иные потенциальные виды неживых ресурсов.

    Сохранение некоторых видов рыб в исключительных зонах

    Для сохранения в этих зонах некоторых видов рыб, к которым относятся далеко мигрирующие, анадромные (мигрирующие для осуществления нереста из морей в реки, например, многие рыбы семейства Лососевые) и катадромные (осуществляющие противоположную миграцию, к примеру, угорь речной), государства могут заключать соответствующие соглашения или осуществлять защиту посредством вовлечения международных организаций, принимать меры по сохранению биоразнообразия посредством регулирования промысла в водах, расположенных за пределами рассматриваемых зон.

    В 1992 году была заключена Конвенция о сохранении анадромных видов, находящихся на севере Тихого океана вне исключительных экономических зон таких государств, как США, РФ, Япония и Канада. Данный район называется конвенционным. В нем специализированный промысел анадромных видов запрещен. Если при осуществлении промысла иных видов произошел непреднамеренный вылов анадромных видов, они должны быть сразу возвращены в море.

    российской исключительной экономической зоне

    Права государств в рассматриваемых зонах

    В случае осуществления исследований в рассматриваемой зоне прибрежной страны другие государства или международные организации должны гарантировать право первой державы принимать участие в научно-исследовательской деятельности на море и предоставить в случае возникновения такой просьбы результаты выполненных исследований.

    Любые государства, включая те, которые не имеют выхода к морю, в данных зонах могут осуществлять свободное судоходство, неограниченные полеты, прокладывать трубопроводы и кабели. Данные вопросы регулируются международным правом.

    Исключительная экономическая зона РФ

    Конституцией нашей страны предусмотрено, что у нее имеются суверенные права; юрисдикцию в рассматриваемой зоне она осуществляет, руководствуясь нормами международного права и действующими национальными нормативно-правовыми актами.

    фз об исключительной экономической зоне

    Данный закон ориентирован на системное урегулирование проблем в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В нем определено, что естественные ресурсы и порядок распоряжения ими находятся в исключительной компетенции Правительства РФ и федеральных органов испвласти, которым делегированы соответствующие полномочия. Использование подобных ресурсов в данных зонах предусматривается на платной основе для учета интересов малочисленных народов районов Дальнего Востока и Севера, а также населения, которое проживает на территориях, непосредственно прилегающих к морскому побережью нашей страны.

    К российской исключительной зоне относятся также любые острова, принадлежащие государству, кроме скал, непригодных для осуществления жизнедеятельности человека, в том числе для осуществления хозяйственной деятельности.

    исключительная экономическая зона рф

    Топ-10 стран с наибольшей площадью исключительной экономической зоны с территориальным морем

    На первом месте находятся США, у которых суммарная площадь этих двух зон составляет более 11300 тыс. км2. С небольшим отрывом от них (11035 тыс.) второе место занимает Франция. Далее расположились Австралия (около 8150 тыс.), Россия (около 7500 тыс.), Канада (около 5600 тыс., причем в данной стране почти половина площади приходится на территориальное море), Япония (около 4500 тыс.), Новая Зеландия (около 4100 тыс.), Великобритания (около 4000 тыс.), Бразилия (около 3650 тыс.) и Чили (около 2000 тыс.).

    В заключение

    Итак, исключительная экономическая зона — это некоторая область в море, расположенная за пределами территориальных вод, но непосредственно прилегающая к ним и имеющая ширину не более 200 морских миль. В России действует соответствующий ФЗ, принятие которого позволило определить за нашей страной использование естественных ресурсов, расположенных в данных зонах и регламентировать деятельность различных лиц, осуществляемой в границах рассматриваемых зон.

    Исключительная экономическая зона

    Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это морской район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. ИЭЗ простирается за пределы территориального моря на расстояние, не превышающее 200 морских миль, отмеряемых от исходных линий территориального моря. Права, обязанности и юрисдикция прибрежных государств в их исключительной экономической зоне, а также права, обязанности и свободы других государств в данной зоне, регулируются положениями Части V Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.), подписанной 10 декабря 1982 года в Монтего-Бей (Ямайка).

    Формирование и развитие концепции исключительной экономической зоны.

    Первые упоминания о концепции исключительной экономической зоны можно встретить в претензиях на осуществление национальной юрисдикции и контроле над природными ресурсами в морских районах за пределами территориального моря, которые были представлены некоторыми прибрежными государствами, участвующими в Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 года.

    В 1952 году на первой конференции по эксплуатации и сохранению морских богатств Южной части Тихого океана Чили, Эквадор и Перу подписали Декларацию о морской зоне. В Декларации, в частности, провозглашалось, что каждая из республик рассматривает в качестве нормы международной морской политики право обладания исключительным суверенитетом и юрисдикцией над районом моря, прилегающим к побережью их страны, и шириной не менее 200 морских миль от побережья.

    Введенный в международное морское право режим ИЭЗ, интегрировавший в единой многофункциональной зоне режимы вод, покрывающих морское дно, морского дна и его недр, обеспечивал эффективный компромисс между запросами прибрежных государств и интересами международного судоходства.

    Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

    Ключевым положением, касающимся суверенных прав, обязанностей и юрисдикции прибрежного государства в исключительной экономической зоне, является статья 56 Конвенции 1982 г. В первом пункте статьи 56 предусматривается, что в ИЭЗ прибрежное государство имеет:

    суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

    Важно отметить, что суверенные права прибрежного государства в эксклюзивной экономической зоне ориентированы преимущественно на обеспечение условий для ведения хозяйственной деятельности, такой как разведка и эксплуатация морских ресурсов (ограничение ratione materiae). В данном отношении понятие суверенных прав следует отличать от территориального суверенитета, подразумевающего полную самостоятельность, независимость и верховенство власти, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

    Концепцию суверенных прав можно также встретить в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Статья 2, п. 2 Женевской конвенции предусматривает, что:

    права, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведки континентального шельфа или не разрабатывает его естественных богатств, никто другой не может делать этого или иметь притязания на его континентальный шельф без его прямого согласия.

    Хотя в Части V Конвенции 1982 г. не содержится аналогичного положения, можно утверждать, что суверенные права в ИЭЗ имеют по существу исключительный характер в том плане, что никто не вправе проводить исследования или эксплуатацию ресурсов в данной зоне без непосредственного согласия прибрежного государства.

    Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает как законодательной, так и исполнительной юрисдикцией. В этом отношении ключевым положением является статья 73, п.1:

    прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с настоящей Конвенцией.

    Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

    В соответствии со статьей 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:

    1. создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
    2. морских научных исследований;
    3. защиты и сохранения морской среды.

    Искусственные острова, установки и сооружения

    Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:

    1. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:
      1. искусственных островов;
      2. установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей;
      3. установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.

      В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п.7)

      Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.

      Морские научные исследования.

      Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:

      прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.

      Защита и сохранение морской среды.

      В статье 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.

      Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.

      Прокладка подводного трубопровода в исключительной экономической зоне

      Другие права и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

      Конвенция 1982 г. не содержит положений, касающихся юрисдикции прибрежного государства над археологическими и историческими объектами, находящимися в ИЭЗ за пределами прилежащей зоны. В этой связи 2 ноября 2001 года ЮНЕСКО с целью обеспечения и укрепления охраны такого наследия приняла Конвенцию об охране подводного культурного наследия (Конвенция ЮНЕСКО).

      Права, обязанности и свободы других государств.

      Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:

      в исключительной экономической зоне все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в статье 87 свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции.

      Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г., в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п. 2).

      Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. 3). В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.

      Похожие записи

      Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

      Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

      Читайте также: