Культура и ее критика у з фрейда кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале своих рассуждений Фрейд ставит вопрос о том, что Я без четко очерченной границы переходит в ОНО. То есть дает понять читателю о размытых границах между Я и ОНО. Можем ли мы согласиться с данной позицией или нет, зависит от глубины наших самонаблюдений и самоанализа. Кажется разумным тот факт, что границы Я нельзя считать неизменными. Например, при восприятии и отреагировании на какие-либо события человек не всегда осознает одинаковую информацию, часть информации воспринимается бессознательно и может быть позднее переведена на уровень сознания при определенных обстоятельствах.

Также можно дать однозначное согласие с мнением Фрейда о том, что на пике влюбленности стирается и расплывается граница между Я и предметом влюбленности, при этом возникает ощущение проникновения своего Я в Я другого (в объект влюбленности). Состояние влюбленности сродни психической патологии, о которой также упомянул автор.

Достаточно интересно познакомиться с идеей о развитии Я с детства до взрослого состояния и изменения вплоть до смерти. Проблемы эволюции Я автор описывает следующими этапами:

  1. отмежевание и расщепление Я;
  2. последующее сохранение целостности Я.

В первой главе автор также рассматривает проблема сохранения базовых элементов в психике, делая переход от размытых границ Я к проблемам памяти и забывания. Достаточно сложно прокомментировать постулат о том, что быстрое забывание стирает всякие следы памяти, уничтожает их, поскольку здесь порождается больше вопросов о том, каким образом был сделан данный вывод. Однако далее уже следует согласиться с тем, что в душевной жизни не погибает ни один возникший в ней элемент, все, что человек воспринимает, сохраняется и при определенных условиях (регрессии) может снова возникнуть в сознании. Конечно же, это так называемое воспоминание легким образом проверяется на таком примере, как сновидения. Однако, тут читателя подстерегает достаточно интересный вывод о том, что сохранение прошлого опыта не остается в нетронутом виде, оно искажается в процессе развития психики человека. В более ранних работах автора уже был упомянут данный вывод.

Фрейд говорит о том, что ранние фазы развития организма едва ли оставляют какие-то ощутимые следы в психике человека. Однако, в работах Мелани Кляйн можно почерпнуть идеи обратного характера.

Волнительные переживания вызывает также идея автора о том, что прежние события жизни человека искажаются и деформируются, и не могут быть восстановлены и пережиты в своем первоначальном виде. При этом возникает ощущение страха, утраты чего-то ценного, что никогда не может повториться.

Фрейд выделяет следующие пути к счастью человека:

  1. Избежание боли и неудовольствия;
  2. Получение максимума удовольствия и радости.

Автор говорит о том, что программа элементарного принципа удовольствия задает цель жизни, и с этой мыслью можно соглашаться бесконечное количество раз, поскольку действие этого принципа повторяется на множестве примеров людей в настоящем и прошлые времена.

  1. тело;
  2. окружающий мир;
  3. другие люди.

И как бы автор дает нам далее понять, откуда появляется принцип реальности: это трансформированный страданиями принцип удовольствия. При этом Фрейд приводит достаточно интересную классификацию способов получения удовольствия:

  1. избегание наказания (неудовольствия);
  2. химическое воздействие (интоксикация);
  3. мания (эйфория опьянения без ядов);
  4. умерщвление влечений (йога);
  5. подавление инстинктивных влечений;
  6. переключение либидо (сублимация);
  7. удовлетворение с помощью иллюзий (воображаемая жизнь);
  8. отказ от реальности (отшельничество);
  9. религия как бредовое извращение;
  10. чувственная любовь;
  11. бегство в невротическое заболевание;
  12. обретение убежища в психозе.

Развивая достаточно печальную, но жизненную идею автор в конце 2й главы делает вывод о том, что поскольку человек не был создан для счастья, то и удовлетворение принципа удовольствия – средство достижение счастья не может быть достигнуто до конца, однако человек делает повторные попытки к его достижению. Наверное, комментарии здесь излишни, таковы судьба и жизненный путь человека.

Человек как Бог на протезах. Требования культуры (чистота, порядок) и судьба анального влечения

К 3й главе достигается пик эмоционального напряжения при прочтении произведения, как гром среди ясного неба мы сталкиваемся с идеей о том, что вину во многих наших бедах несет культура, враждебность которой возникла при:

  1. победе христианства над язычеством;
  2. наступлении эпохи технического прогресса.

Далее становится более понятным, в чем проявляется беда от культуры, когда Фрейд подводит нас к теории неврозов, говоря о том, что человек заболевает неврозом, когда мера ограничений, накладываемых на него требованиями культурного идеала, становится невыносимой. И конечно же, тут не приходится спорить или сомневаться с данным мнением, поскольку подтверждением этого служат те меры и ограничения в поведении, которые накладывает на нас культура.

Фрейд отмечает, что красота, чистота и порядок занимают особое место в ряду требований культуры. Он делает упор на том, что развитие культуры – навязанный человечеству процесс в силу следующих причин:

  1. происходят изменения человеческих влечений;
  2. некоторые влечения подавляются так, что появляются черты индивидуального характера: например, анальный эротизм который трансформируется/сублимируется таким образом, что порядок и чистота являются основными требования культуры, несмотря на то, что их необходимость не является очевидной, и сами по себе они не служат источниками удовольствия;
  3. культура строится на отказе от сильных влечений.

Любовь как основа культуры

Фрейд полагает, что прародителем человеческой культуры является любовь. Ход его рассуждений приводит нас сначала к мысли о том, что первоначальная основа культуры – это любовь, однако, конечный результат окультуривания – любовь угнетенная. Такое угнетение происходит за счет преобразования влечения в целенаправленное. Моногамные браки, обряды, ритуалы, запреты и ограничения на любовь подтверждают данную позицию.

Очень интересное мнение автор выдвинул о том, что не все люди достойны любви. Фрейд не развивает данную мысль, поэтому за ней кроется огромное количество вопросов: А кто достоин? Почему достоин? Каковы критерии – быть достойным?

Давая определение любви, автор выделяет следующие понятия:

  1. отношения между мужчиной и женщиной, которые на фундаменте половой любви создали семью;
  2. позитивные чувства, связывающие детей и родителей, других родственников.

При этом он говорит о 2х видах любви: чувственной и осознанно целенаправленной. Под влиянием культуры, как можно понять автора, и выделяется такая целенаправленная любовь.

Культура, по мнению автора, является неким прообразом узницы влечений, вынуждая ее разработать строгие меры и правила во избежание восстания необузданных сил влечений. Интересно, возможно ли было бы какое — то иное решение организации института культуры для одновременного сохранения безопасности индивида и удовлетворения его потребности в чувственной любви?

Далее Фрейд дает логическое объяснение действиям культуры, направленным на обуздание агрессии людей: культура не жалеет сил, чтобы обуздать агрессивные влечения людей, подавить выплеск диких психических реакций. Автор говорит о побуждении людей со стороны культуры к объединению и целенаправленной разумной любви, ограничению в половой жизни и возникновению требования любить ближнего как самого себя. После таких логических объяснений многое становится понятным при понимании культурных и религиозных ценностей.

Примечателен вывод про наличие агрессивности, которая возникает не как проявление алчности при разделении собственности, а о так называемой врожденной агрессии, которая проявляется у детей. Да, это умозаключение не противоречит ранее сделанным выводам автора, проследить наличие агрессии у детей можно как при непосредственном наблюдении за ними в реальной жизни, так и при прочтении произведений литературы, например, Достоевского, Чехова.

Агрессия против я, чувство вины, совесть

По мнение Фрейда агрессия подвергается интроекции и направляется против собственного эго: становится совестью и чувством вины, таким образом проявляется потребность в наказании. Наверное, можно было бы слегка поспорить с данным выводом, если б имелось больше доказательств такого выхода агрессии. Однако, внутренний мир человека настолько сложен и разнообразен, что можно сказать, что такая идея возможно имеет место быть. Тем более практические психоаналитические сеансы вполне могли бы подтвердить это.

Сложно сказать, может ли чувство вины возникнуть даже тогда, когда человек не совершил дурного поступка, но имел намерение его совершить. Наверное, это зависит от силы Супер — Эго. Автор говорит о том, что возникновение чувства вины объясняется страхом потери любви со стороны значимых авторитетов, что он раскроет либо поступок, либо замысел, при этом возникает угрызение совести. Это достаточно глубокое умозаключение, немного не хватило более детальных выводов, как он пришел к этому.

Далее Фрейд отмечает развитие совести: ее интериоризацию, говорит о том, что этой совестью становится судьба (высшая сила разлюбила). Понятие совести непосредственно переплетается с понятием чувства вины (как результатом действия совести). Автор приводит нас к двум источникам чувства вины:

  1. страхом перед авторитетом;
  2. страхом перед супер – эго.

Фрейд рассмотрел динамику существования совести:

  1. совесть как причина отказа от удовлетворения влечений;
  2. отказ от удовлетворения влечений становится динамическим источником совести.

Это достаточно интересный круговой процесс: первоначальное событие порождает другое, которое затем порождает само первоначальное событие. Хотелось бы, конечно, и далее разить эту мысль, как это влияет на человека в итоге, то есть получить более общую, целостную картину.

Вражда между Эросом и влечением к смерти и культурный процесс

В конце произведения Фрейд подводит нас к итоговому противопоставлению 3х процессов: Эроса, инстинкта смерти и культурным процессом, в который вовлечено человечество. Очень необычной к восприятию является фраза о том, что развитие культуры и человека – два схожих процесса. Культура для Фрейда – это модификация жизни под влиянием Эроса и силы судьбы. Сколько смыслов несет данная фраза – остается загадкой.

Фрейд нас подводит к пониманию явления антагонизма влечения к жизни и к смерти и проводит параллель с индивидуальным и культурным развитием. В конце произведения читателю не хватило больше ярких примеров и подробных логических цепочек, однако, общий посыл и причины такой вражды понять возможно.

Многие исследователи считают З. Фрейда великим психологом,известным врачем и одним из создателей школы психоанализа. Однако новое направление в медицине, разработанное Фрейдом, оказало огромное влияние на развитие культурологической мысли 20 в. З.Фрейд пытался распространить свой как универсальный, посредством которого можно объяснить культуру, понять роль религии, искусства в жизни человека, иными словами, создать универсальное учение, позволяющее понять весь спектр социокультурной действительности. В создании психоанализа приняли участие также ученики Фрейда — К.Г.Юнг,

Несмотря на чрезмерное преувеличение роли бессознательного вклад З.Фрейда в развитие культурологии огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характеристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры. Вот как бы краткое понимание культурологической концепции З. Фрейда. Спасибо за внимание!

Зигмунд Фрейд – ($1856 – 1939$) австрийский психоаналитик, психиатр, невролог, основоположник психоанализа.

Психоаналитическая концепция культуры

Начало $20$ века ознаменовано появлением нового способа изучения вопросов культуры – психоаналитической концепции культуры. Это закономерное продолжение психологического рассмотрения культуры. На протяжении своего развития психоаналитическая концепция культуры переживала успешные времена и периоды упадка, но, не смотря на это, она является весьма влиятельной и распространённой в процессах интерпретации различных культурных явлений.

Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда

Психоаналитическая концепция З. Фрейда являет собой противоречивую в своём направлении модель изучения культуры, для познания развития исторических обществ на основе индивидуализма, ограничиваясь лишь клиническим подходом.

Готовые работы на аналогичную тему

Модель внутрипсихологических взаимодействий личности.

З.Фрейд разрабатывает внутрипсихологическую модель взаимодействий личности, в которую входит:

  • Глубинно-бессознательное (Оно) ид
  • Я – эго (уровень сознательного)
  • Сверх-я (супер-эго) должествование, мораль, цензура, культурные нормы.

В начале $20$ века Фрейд начинает применять свою концепцию для изучения культурных процессов и явлений, с целью обосновать психоаналитическую концепцию культуры. Большой интерес он уделял символическому значению сюжетов из мировой литературы.

В процессе изучения личности Фрейд отметил, что в ее основе лежит страх, травма, которую не удобно вспоминать, отражённую в ритуалистических изображениях в коллективном сознании.

Своим вкладом в психоанализ Фрейд побудил интерес к изучению культуры в новом аспекте, где выделил три ключевых момента в возникновении культуры:

Австрийский врач и психиатр, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд – фигура ключевая во всей современной культуре. В основе воззрений на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормам культуры, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов.

Культура в концепции З.Фрейда

В применении к анализу культур общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем означает, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества. Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство и становление культуры. По Фрейду, красота, чистоплотность и порядок занимают особое место среди требований культуры. Хотя они и не столь же важны для жизни, как покорение сил. Но их и не отодвинешь в сторону, как нечто второстепенное.

Культура предполагает не одну лишь пользу это видно уже на примере красоты, которую нам никак не хочется исключать из интересов культуры. Польза от порядка очевидна, чистоплотность включает в себя гигиенические требования. Можно предположить, что польза от чистоты не ускользала от внимания людей даже в те времена, когда еще не было научно обоснованного предупреждения болезней. Но полезность и в данном случае не дает полного объяснения этого стремления, тут должно присутствовать и нечто иное.

В качестве далеко немаловажной характеристики культуры следует удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаимоотношения людей, социальные отношения, касающиеся человека. Фрейд считает, что, возможно, с самого начала следовало бы заявить, что элемент культуры присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти отношения подчинялись бы произволу, т. е. устанавливались бы в зависимости от интересов и влечений физически сильного индивида.

Читайте также: