2 ватиканский собор и его решения кратко

Обновлено: 05.07.2024

1962-1965 – католический собор, в результате которого католицизм официально перешел на модернистские и экуменические позиции. Подготовлен модернистской оппозицией внутри католицизма в кон. 50-х гг. XX в. Созван по инициативе “красного папы” Иоанна XXIII 11 октября 1962 г. Завершился при папе Павле VI 8 декабря 1965 г.

Согласно Иоанну XXIII, цель ВВ. – развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени. В результате должна возникнуть Церковь, открытая миру.

В ВВ. принимали участие более 2 тыс. членов. Помимо прямых сотрудников Иоанна XXIII, очень важную роль в манипуляции собором сыграли т.н. periti (эксперты).

Центральными фигурами ВВ. стали кардиналы Августин Беа, Йозеф Фрингс и Л.-Й. Сюненс, а также Анри де Любак, Ив Конгар, М.-Д. Шену. В соборе принимали участие: кардинал Франц Кениг, буд. кардинал Жан Даниелу, буд. кардинал Йоханнес Виллебрандс, Кароль Войтыла (буд. папа Иоанн-Павел II), Йозеф Ратцингер (буд. папа Бенедикт XVI), Ганс Кюнг, Э. Шиллебеекс, глава украинских униатов Иосиф Слипый, униатские “архимандриты” Эммануэль Ланн и Элевферио Фортино и др.

На соборе присутствовал “цвет” православного и протестантского модернизма: еп. Кассиан (Безобразов), митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Николай Афанасьев, о. Александр Шмеман, Николай Арсеньев, Павел Евдокимов, Николаос Ниссиотис, представители общины Тезе “брат” Роже и Макс Туриан, Лукас Вишер, Эдмунд Шлинк и т.д. Интересно, что о.А. Шмеман отрицал, что был официальным наблюдателем от Американском Митрополии, а присутствовал на соборе, якобы, частным образом, как special guest.

Возможность присутствия наблюдателей от Русской Православной Церкви обсуждалась в марте 1959 г. на встрече митр. Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам РПЦ Г.Г. Карповым. Было решено не исключать возможности посылки представителей. В беседе с тем же Г.Г. Карповым в нач. апреля 1959 г. Патриарх Алексий I высказался крайне отрицательно о самой идее делегировать представителей РПЦ на католический собор.

Благодаря прямому участию митр. Никодима (Ротова) представители Русской Православной Церкви были отправлены на Второй Ватиканский собор. Во время тайной встречи в августе 1962 г. в Париже с Й. Виллебрандсом митр. Никодим сообщил, что Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом. 10 октября 1962 г. Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: митр. Никодим, буд. митр. Владимир (Котляров), буд. митр. Ювеналий (Поярков), о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов.

В течение всего ВВ. раз в неделю проводились собрания наблюдателей, во время которых Августин Беа комментировал текущую работу собора, а наблюдателям предлагалось высказывать критические замечания по обсуждаемым проектам документов. Перед началом ВВ. госсекретарь Ватикана Чиконьяни принял наблюдателей и вручил им от имени Иоанна XXIII памятные медали его понтификата.

О. Всеволод Шпиллер отзывался о ВВ.:

Какая исчерпывающе ясная картина всего происходящего на [II Ватиканском] Соборе! Дышишь воздухом, которым дышит Собор. Как хорошо показаны дерзания Его и благоразумная осторожность, не только общая направленность, но и внутренний смысл и значение aggiornamento [обновления] Церкви. Нет, никакие попытки девальвации всё углубляющегося и возвышающегося, всё расширяющегося и усиливающегося значения и смысла aggiornamento, никакое иронизирование над этим словом теперь уже нисколько и никогда не умалят силы движения, вышедшего из духовной, я хочу сказать, из священной глубины подлинной соборности, подлинной кафоличности Церкви.

Второй Ватиканский собор. Основные документы

Второй Ватиканский собор принял 16 документов.

о богослужебной реформе – Sacrosanctum Concilium

о Церкви – Lumen gentium

о Церкви в современном мире – Gaudium et Spes

о Божественном откровении – Dei Verbum

о миссионерстве – Ad gentes

об униатских “восточных” церквах – Orientalium Ecclesiarum

о пастырском служении епископов в Церкви – Christus Dominus

о служении и жизни пресвитеров – Presbyterorum ordinis

об экуменизме – Unitatis redintegratio

об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям – Perfectae caritatis

о подготовке к священству – Optatam totius

о средствах массовой коммуникации – Inter mirifica

об апостольстве мирян – Apostolicam actuositatem

о религиозной свободе – Dignitatis humanae

о христианском воспитании – Gravissimum educationis

об отношении к нехристианским религиям – Nostra Aetate

Второй Ватиканский собор. Предыстория

Уже в первой пол. XIX в. в католицизме возникает сильная модернистская струя с коллективистским, социалистическим оттенком. Одновременно активизируется униатская проповедь в славянском мире, в том числе среди русской интеллигенции. Такими средствами католицизм пытается преодолеть, а скорее переосмыслить, свое политическое, общественное и государственное поражение в Италии, Франции и Германии, где национализм и масонство проводили яростную антикатолическую политику.

Католицизм, в целом, счел невозможным напрямую атаковать современную цивилизацию. Примирение с новым антихристианским порядком в Европе становится основной линией мысли поведения официального католицизма.

Потерпев временную неудачу в 1907 г., когда папа Пий X осудил модернизм как ересь, богословский модернизм, экуменизм и обмирщение уходят временно в подполье.

В кон. 20-х гг. модернизм возрождается, в частности, в таких интеллектуальных центрах как Лувен, Fourviere и Le Saulchoir, в движении “литургического обновления” и в нач. 40-х гг. – в движении “рабочих-священиков”. Возникают такие крупные фигуры будущих отцов ВВ. как Ив Конгар, Анри де Любак, Ж-М. Шену, Луи Буйе, Августин Беа и др. Этому сыграли на руку и официальные католические инициативы: в энциклике Пия XI Quas Primas (1925) получает свою окончательную форму новое “социальное” учение Первого Ватиканского собора о Христе-Царе.

В 1943 г. появляется модернистская энциклика Divino afflante Spiritu, которая открыла путь к проникновению в католицизм разрушительных приемов библейской критики.

Несмотря на преследования при Пие XII в 40-х – 50-х гг., модернистское подполье в своих трех основных направлениях – модернизм, богослужебная реформа, обмирщение (социализация) – благополучно дожило до понтификата Иоанна XXIII, когда оно смогло открыто заявить о себе.

созыв собора

Организаторы ВВ. изначально ставили целью “обойти” консервативных католиков, обманом и, если надо насилием, использовать их в своих интересах. Так, Иоанн XXIII объявил о своем намерении созвать собор спустя три месяца после своего избрания – 25 января 1959 г., что сразу застало консервативную Римскую курию врасплох. Больше курия и вообще консервативные католики не оказывают решающего влияния на события.

В 1960 г. Иоанн XXIII создает Секретариат по содействию единству христиан и назначает Августина Беа его президентом. Секретариат был создан в противовес ортодоксальной Римской курии и Конгрегации по делам веры во главе с кардиналом Оттавиани. В ходе подготовки ВВ. было выдвинуто предложение, чтобы все члены собора перед его началом исповедали Никейский Символ веры и принесли присягу против модернизма. Августин Беа протестовал и добился того, что предложение было отвергнуто.

Официально созыв ВВ. был объявлен конституцией Humanae Salutis 25 декабря 1961 г.

Различаются четыре этапа ВВ.

11 октября – 8 декабря 1962 г.

В ходе первой сессии Второго Ватиканского собора 13 октября 1962 г. большинство членов собора отказались следовать повестке дня, составленной курией, и голосовать за предложенных ею кандидатов в соборные комиссии. У Иоанна XXIII, подготовившего совместно Августином Беа эту “революцию”, был готов альтернативный центр руководства собором: Секретариат по содействию единству христиан, во главе с Беа.

Французский кардинал Лиенар предложил каждому члену собора в сане епископа составить свой список. Его поддержал немецкий кардинал Фрингс. После консультаций в состав комиссий ВВ. попали совсем иные лица, по большей части модернисты из Восточной и Северной Европы. В качестве лидеров собора обозначаются кардиналы Альфринк из Голландии и Сюненс из Бельгии. Негласно модернистов поддерживал папа.

Проект документа De fontibus Revelatione (Об источниках Откровения) был рассмотрен 14-21 ноября . Первоначально в нем излагалось учение о том, что Божественное откровение проистекает из двух одинаковых по святости и значимости источников: Священного Писания и Священного Предания. Проект подвергся жесткой критике со стороны либеральных теологов, отстаивавших свою концепцию, согласно которой Предание не имеет Божественного происхождения. Беа отметил, что проект мешает экуменическому диалогу с протестантами. Прошедшее голосование по проекту показало его неприятие большинством участников ВВ., но для полного его отклонения собранных голосов было недостаточно. 21 ноября Иоанн XXIII поддержал модернистов, объявив, что для отклонения этого проекта достаточно простого большинства, и документ был отправлен на доработку.

29 сентября – 4 декабря 1963 г.

После смерти Иоанна XXIII и выборов нового папы Павла VI Второй Ватиканский собор продолжил работу, к которой теперь были привлечены и миряне. Пленарные заседания собора становятся открытыми для наблюдателей и прессы.

Павел VI указал четыре основные цели ВВ.:

  • более полно определить природу Церкви и роль епископов;
  • обновить Церковь;
  • восстановить единство всех христиан, принести извинения за роль католицизма в возникших разделениях;
  • начать диалог с современным миром.

В этот период произошло самое запоминающееся событие ВВ.: яростное столкновение между кардиналом Фрингсом и защищавшим консервативную позицию курии кардиналом Оттавиани. Необходимо отметить, что советником Фрингса был Йозеф Ратцингер.

Приняты конституция Sacrosanctum Concilium и декрет Inter Mirifica.

Sacrosanctum Concilium инициировал разрушительную реформу католического богослужения с одной главной целью: большего участия мирян в литургии.

На третьем этапе – с 14 сентября по 21 ноября 1964 г. – приняты основные документы ВВ.: Unitatis Redintegratio, Orientalium Ecclesiarum, Lumen Gentium.

Lumen Gentium утверждает:

Единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую… пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству (Выд. нам.- Ред).

Второй Ватиканский собор провозгласил, что люди, не по своей вине не слышавшие проповеди Евангелия, могут обрести вечное спасение. Встречается здесь и своеобразная католическая “соборность”: собор епископов не может действовать без согласия папы, но сам папа не обязан действовать в согласии с собором, он всегда может свободно осуществлять свою власть.

Было осуществлено предложение кардинала Сюненса о допустимости женщин в число наблюдателей-мирян, на 3-й сессии присутствовали 16 католичек.

В заключение сессии Павел VI объявил об изменении порядка поста перед Причастием – обязательный пост сокращен до одного часа.

четвертый, заключительный, период – 14 сентября – 8 декабря 1965 г.

Создается “Синод епископов” – безвластный консультативный орган при папе.

Самым спорным документом ВВ. стала декларация о религиозной свободе Dignitatis Humanae, за которую проголосовали 1997, а против – 224 члена собора.

Ожесточенные споры вызвала и декларация Nostra Aetate, которая снимала с иудеев вину за Распятие Спасителя и осуждала антисемитизм.

Nostra aetate провозглашает, что католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого, что есть в нехристианских религиях. Согласно заявлению Августина Беа, готовившего Nostra Aetate, хотя в декларации говорится о всех нехристианах, отношения католицизма с иудеями были главным вопросом, который стремился разрешить ВВ. В ходе подготовки документа Беа консультировался с ведущими представителями иудейской общины через посредство председателя Всемирного еврейского конгресса Наума Гольдмана. Под “иудеями”, согласно Беа, подразумеваются все потомки Авраама, с которыми Бог заключил Завет, и, утверждает Беа в соборном документе, этот завет сохраняется неизменным и с иудеями, отвергшими Христа. Поэтому иудеи не должны изображаться как отверженные или проклятые Богом. Общее духовное наследие Христиан и иудеев настолько велико, что священный собор стремится поддержать это взаимопонимание и уважение, которое возникает как в результате библиологических и богословских исследований, так и братского диалога.

Последний день Второго Ватиканского собора: Павел VI и митр. Илиупольский Мелитон провозглашают взаимное снятие анафем 1054 г.

В последний день работы ВВ. обнародован текст совместной декларации Павла VI и Патриарха Афинагора о взаимном “снятии” анафем 1054 г. Беа зачитал послание Павла VI Ambulate in dilectione о снятии отлучения с Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария. В свою очередь представителем Константинопольского Патриархата, митр. Илиупольским и Фирским Мелитоном, был оглашен томос Патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и др. папских легатов.

учение ВВ. об экуменизме

Папой Иоанном XXIII была предложена удобная, хотя и псевдологическая, схема, которая предлагает отождествлять истины веры не со словесным их выражением, а с пониманием и переживанием этих истин верующими. Соответственно, если Православие и традиционный католицизм основываются на неразделимости слова и мысли, то современные католики-экуменисты предлагают шизофренически различать в человеческой речи форму и содержание. Этот прием используется и “православными”-экуменистами, хотя и не играет столь решающей роли.

Католики-экуменисты признают (см. конституцию Lumen Gentium), что в Церкви произошло разделение и что повсюду вне границ Церкви можно обнаружить частичную и неполную Истину. Одновременно католицизм утверждает, что католическая церковь есть полнота благодати и совершенное единство и никогда не была расколота. Целью католического экуменизма становится является поиск большей полноты, хотя при этом исповедуется, что в католицизме есть все необходимое для спасения.

Все верующие во Христа и крещенные во Имя Святой Троицы находятся в общении с Церковью, учит католический экуменизм, хотя это их общение и является несовершенным. Общение с Церковью усматривается Ватиканом даже у тех конфессий, которые не имеют крещения (“Армия спасения”, квакеры и т.п.). Разумеется, постановления ВВ. не объясняют и не могут объяснить, что это за общение и как оно возможно.

“дух” Второго Ватиканского собора

После окончания ВВ. в католический и вообще экуменический обиход вошло понятие “дух Второго Ватиканского собора”, в верности которому клянутся и католики, и симпатизирующие им.

После ВВ. быть “католиком” значит верить в то, во что хочешь, и понимать истины веры так, как хочешь. Католицизм – это “культура”, а не строгое исповедание с определенными положениями и требованиями.

До ВВ. Церковь воспринималась как основанная Христом и содержащая определенное учение и верная неизменным установлениям. После, Церковь – это сообщество, странствующее во времени и приспосабливающееся к обстоятельствам и эпохам.

До ВВ. католицизм считал себя единственной Церковью. После – как одно из проявлений Церкви, все из которых являются несовершенными.

Переворот, совершенный ВВ., чрезвычайно близок “православным” модернистам, которые на протяжении XX в. осуществили такой же переворот в Православной Церкви, правда, без всякого собора.

Источники

The Supreme Realist // Time. Friday, Jul. 06, 1962

К пребыванию в Москве монсеньера И. Виллебрандса // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 10. СС. 43-44

The Cardinal’s Setback // Time. Friday, Nov. 23, 1962

Определения Священного Синода 1962.10.10: о подготовке Римско-Католической Церковью Второго Ватиканского Собора // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 11. СС. 9-10

Jung-lglesias M. Augustin Bea, Cardinal de I’unite. Paris, 1963

архиеп. Василий (Кривошеин). Les Orthodoxes et le Concile Vatican II // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 41. СС. 16-21

Второй Ватиканский собор (замыслы и итоги). М.: Мысль, 1968

Martin, Malachi. Three Popes and the Cardinal, Farrar, Straus and Giroux. New York, 1972

Isambert, Fran?ois-Andr?. Du Syllabus ? Vatican II, ou les avatars de l’intransigeantisme. A propos de deux ouvrages d’Emile Poulat // Revue de sociologie fran?aise. 1978. V. 19. № 4. PP. 603-612

Schmidt, Stephan. Augustin Bea, Cardinal der Einheit. K?lln, 1989

Biographical dictionary of Christian theologians. Greenwood Press, 2000

New Catholic encyclopedia: jubilee volume. Gale Group, Catholic University of America, 2001

Vereb, Jerome-Michael. The Ecumenical Endeavour of Cardinal Bea. Rome: Pontifical University of Saint Thomas Aquinas, 2003

Документы II Ватиканского собора. М., 2004

Gross, Michael B. The war against Catholicism: liberalism and the anti-Catholic imagination in nineteenth-century. Germany. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2004

A Dictionary of Jewish–Christian Relations. Cambridge University Press, 2005

Abstracts of Karl Rahner’s unserialized essays. Marquette University Press, 2009

Tavard, George H. Vatican II and the Ecumenical Way. Marquette University Press, 2006

Vatican II: renewal within tradition. Oxford University Press, 2008

Horn, Gerd-Rainer. Western European liberation theology: the first wave, 1924–1959. Oxford University Press, 2008

Boersma, Hans. Nouvelle Theologie and Sacramental Ontology: A Return to Mystery. Oxford University Press, 2009

История

Проекты созыва Вселенского католич. Собора при папах Пие XI и Пие XII

Предподготовительный период

В нач. февр. 1959 г. текст выступления папы был передан на рассмотрение членам коллегии кардиналов, после чего в Рим стали поступать отклики и предложения, касающиеся тематики Собора. Для суммирования всех пожеланий и предложений 17 мая 1959 г. была создана Предподготовительная комиссия (ППК). Ее председателем был назначен префект Конгрегации по чрезвычайным церковным делам, госсекретарь Ватикана кард. Доменико Тардини, секретарем - прелат-аудитор трибунала Rota Romana Перикле Феличи. В состав ППК вошли асессоры и секретари куриальных конгрегаций.

Подготовительный период

Заседание Центральной подготовительной комиссии II Ватиканского Собора

Председателем Центральной ПК во время ее рабочих сессий являлся сам понтифик или же специально делегированный им кардинал-легат (декан Коллегии кардиналов кард. Эжен Тиссеран). Секретарем был назначен архиеп. П. Феличи. Членами Центральной ПК (108) были председатели комиссий, кардиналы и епископы. Она принимала на рассмотрение и утверждение результаты исследований отдельных ПК в форме проектов соборных документов (схем). Между июнем 1961 и июнем 1962 г. прошло 7 рабочих сессий Центральной ПК, на к-рых был выработан регламент Собора, сформированы соборные комиссии, составлен список приглашенных на Собор лиц - экспертов-богословов и представителей от некатолич. Церквей.

14 нояб. 1960 г. папа Иоанн XXIII официально объявил об открытии подготовительной фазы Собора и начале работы комиссий. 19 марта 1961 г. св. Иосиф Обручник был провозглашен покровителем (Патроном) В. С.

20 июня 1962 г. завершилась заключительная сессия Центральной ПК. В ходе подготовительных работ были изданы 73 проекта документов. Однако большинство их еще не были до конца проработаны, и в течение лета 1962 г. лишь первые 7 (Об источниках Откровения, О сохранении чистоты сокровищницы веры, О Свящ. Литургии, О средствах массовой коммуникации, О единстве Церкви, О христ. воспитании, О морали) были готовы к представлению Собору и разосланы его участникам.

1-я сессия: 11 окт. - 8 дек. 1962 г.

1-я сессия II Ватиканского Собора

8 дек. состоялась церемония закрытия 1-й сессии В. С. В связи с тем что ни один из обсуждавшихся на ней документов не был принят, а общий объем предложенных к каждому проекту изменений и дополнений был огромен, еще 27 нояб. было официально объявлено решение папы об открытии 2-й сессии В. С. 8 сент. 1963 г., вместо ранее назначенного 12 мая. 5 дек. папа установил порядок работы над документами между сессиями, заключавшийся в составлении их с наиболее общих позиций, приемлемых для большинства участников Собора.

Между 1-й и 2-й сессиями

Последовавшая 3 июня 1963 г. кончина папы Иоанна XXIII вызвала дискуссии о возможности продолжения В. С. Однако новый папа Павел VI (кард. Джованни Баттиста Монтини) сразу же после избрания 21 июня в своем обращении urbi et orbi официально объявил о намерении продолжить работу В. С., перенеся открытие 2-й сессии с 8 на 29 сент.

2-я сессия: 29 сент. - 4 дек. 1963 г.

Между 2-й и 3-й сессиями

4-6 янв. 1964 г. папа Павел VI посетил Иерусалим, где встречался с К-польским Патриархом Афинагором и Иерусалимским Патриархом Венедиктом, а также с представителями мусульман и иудеев.

Соборные комиссии с февр. по апр. доработали основные документы, планируемые к обсуждению на 3-й сессии.

В июле 1964 г. претерпел очередное изменение Устав В. С., что свидетельствовало о желании ускорить темп работы Собора. Был изменен порядок выступлений.

1 сент. 1964 г. Павел VI направил кард. Э. Тиссерану письмо, в к-ром определил целями 3-й сессии Собора помимо обновления Церкви и единения христиан необходимость пробуждения религ. сознания во всем мире и помощь в установлении справедливости и мира между народами.

3-я сессия: 14 сент. - 21 нояб. 1964 г.

Открылась в праздник Крестовоздвижения и начала работу с торжественной мессы, совершенной папой в сослужении с неск. кардиналами и епископами. Было осуществлено предложение кард. Л. Ж. Сюненса о допустимости женщин в число наблюдателей-мирян, и на 3-й сессии среди аудиторов присутствовали 16 женщин-католиков: 10 представительниц жен. монашеских конгрегаций и 6 мирянок. Произнесенная при открытии заседаний речь папы Павла VI касалась основной задачи сессии: развития учения I Ватиканского Собора о епископате, природы и служения епископов, их взаимоотношений с папой и Римской курией.

Между 3-й и 4-й сессиями

4-я сессия: 14 сент. - 8 дек. 1965 г.

Основной отличительной чертой работы сессии стала активная деятельность соборных комиссий и национальных епископских конференций, исследовавших поступившие по обсуждаемым документам замечания и дополнения.

8 дек. на площади перед базиликой св. Петра состоялась церемония закрытия В. С., на к-рой присутствовали ок. 2 тыс. католич. епископов, представители почти 100 гос-в и примерно 200 тыс. чел. Папа произнес речь, обращенную к людям во всем мире, в к-рой заявил, что для католич. Церкви никто не чужд, не исключен, не далек. По окончании этой речи была оглашена булла об офиц. закрытии Собора и объявлено решение папы об учреждении Архива В. С.

Богословие

В. С. присуща тенденция к сближению католич. воззрений с либеральной системой ценностей, отвергавшейся Церковью со времен противостояния антиклерикальным мероприятиям Великой французской революции. Учение Собора о религ. свободе и повышенный интерес к экуменическому движению, в к-ром католич. Церковь до Собора официально не принимала участия, являются частными проявлениями этой основополагающей тенденции.

Преемственность католического вероучения и В. С.

В изложении общеизвестных догматов веры новым является не раскрытие к.-л. из сторон этих положений вероучения, подробнейшим образом исследованных прежними богословами, но манера изложения, во многом отличающаяся от привычного схоластического языка.

Экклезиология, сотериология, мариология

Правосл. экклезиология не принимает самого понятия наместничества Христова на земле, признавая основой жизни Церкви соборность.

Учение католич. Церкви о Пресв. Деве Марии, обобщенное в заключительной главе конституции о Церкви, имеет многолетнюю предысторию и отмечено разногласием среди большого числа епископов: одни из них считали, что на Соборе должно быть рассмотрено учение о Пресв. Деве, др. ожидали провозглашения нового мариологического догмата, большая часть из них призывала дать соборное определение относительно посредничества Пресв. Девы Марии в деле спасения людей и об Ее Успении. Программа задуманного папой Пием XI Собора включала темы и о посредничестве, и об Успении Пресв. Девы Марии. В 1948 г. подготовительная комиссия пришла к мнению, что вопрос о посредничестве Пресв. Девы Марии в деле искупления недостаточно созрел; на повестку дня была поставлена тема Успения. Когда в 1959 г. (уже после провозглашения догмата о взятии Пресв. Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом) папа Иоанн XXIII провел опрос среди епископов относительно тематики предстоящего Собора, ок. 100 из них выступили против создания нового догмата, призвали вообще не затрагивать вопросы мариологии. Уже во время Собора возникло разногласие относительно того, подготовить ли отдельный документ о Пресв. Деве Марии или же изложить учение о Ней в виде главы в конституции о Церкви ( Филипс . С. 89-91).

Папа Павел VI в своей вифлеемской речи провозгласил Божию Матерь Матерью Церкви, что вызвало смущение в сердцах мн. христиан, ибо это произошло в период работы Собора (после 2-й сессии) и явилось напоминанием о прерогативах папы ( Казем-Бек А . После Ватиканского Собора. С. 72). Матерь Иисуса Христа признается Собором образом и началом Церкви (LG. 68).

Учение о таинствах

Учение о религиозной свободе

Социальное учение

Христ. концепция труда исходит из того, что субъект деятельности, человек, совершает свой труд не только под сенью греха, но и в уповании искупления. В результате такого подхода все области человеческой жизни соотносятся со спасительной миссией Христа; ее продолжением является деятельность Церкви. Миссия Церкви и мирские дела оказываются взаимопроницаемыми, хотя и не тождественными.

В. С. специальное внимание уделил служению Церкви в совр. мире, взаимоотношению Церкви и мира, связи между земной деятельностью человека и его духовным призванием (GS. 40-45).

Литургическая реформа

В рим. обряде не практиковалось сослужение, поскольку считалось, что оно умаляет роль священника, служащего мессу in persona Christi, а также, что неск. месс, отслуженных неск. священниками, принесут больше плодов для живых и мертвых, чем отслуженная теми же священниками одна месса. В. С. допустил возможность сослужения в Великий четверг (как на мессе при освящении мира, так и на мессе Вечери Господней), на мессах, совершаемых на Соборах, в собраниях епископов и в синодах, а также на мессе при возведении в сан настоятеля мон-ря. С разрешения правящего епископа сослужение может иметь место на общей монастырской (конвентуальной) мессе, на главной мессе в храмах, на мессах в собрании секулярных и монашествующих священнослужителей (SC. 57). Собор отметил, что в литургическом сослужении наилучшим образом проявляется иерархическое общение священников с епископами (PO. 7-8).

В. С. предписал пересмотр канонов и церковных правил, касающихся внешней стороны богослужения: формы и построения престолов, расположения священных изображений и украшений и т. п. (SC. 128). Было принято решение о реформировании литургического календаря (SC. 107). Собором предписывалась радикальная реформа Бревиария; было отменено и традиц. прочтение всей Псалтири в течение одной недели (SC. 91).

Православные Церкви и В. С.

Возможность присутствия наблюдателей от РПЦ на В. С. обсуждалась уже в марте 1959 г., тогда на встрече митр. Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым было решено, что если планируемый Собор будет касаться вопросов исключительно христ. единства, то участие в нем даже на уровне наблюдателей неприемлемо. Если же на Соборе будут затронуты вопросы, касающиеся борьбы за мир, то МП не исключает возможности присутствия делегатов-представителей (Запись беседы Г. Г. Карпова с митр. Николаем 13 марта 1959 г. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 255. Л. 24). Однако уже в нач. апр. 1959 г. Патриарх Алексий I высказался крайне отрицательно о самой идее делегировать представителей РПЦ на католич. Собор (Запись беседы Г. Г. Карпова с Патриархом Алексием, митр. Николаем, прот. Колчицким 2 апр. 1959 г. // Там же. Л. 31).

В дальнейшем СХЕ принял решение приглашать на В. С. правосл. наблюдателей с помощью К-польского Патриархата, благожелательно относившегося к идее присутствия наблюдателей от Поместных Православных Церквей. В 1961 г. представители СХЕ встречались с Патриархом Афинагором, подтвердившим намерение К-польского Патриархата принять активное участие в переговорах католич. Церкви с правосл. Церквами.

11 окт. наблюдатели от РПЦ прибыли в Рим. Им были предоставлены почетные места на особой трибуне рядом с президиумом, право пользоваться переводчиками, все обсуждаемые соборные документы. В течение всего В. С. раз в неделю проводились собрания наблюдателей, во время к-рых кард. А. Беа комментировал текущую работу, а наблюдателям предлагалось высказывать критические замечания по обсуждаемым проектам документов. 8 дек. 1962 г., до начала церемонии открытия 1-й сессии В. С., гос. секретарь Ватикана кард. А. Дж. Чиконьяни принял наблюдателей и некатолич. гостей, вручив им от имени папы Иоанна XXIII памятные медали его понтификата.

4 дек. 1965 г., накануне закрытия заседаний В. С., в базилике св. Павла состоялся прием некатолич. наблюдателей папой Павлом VI.

За все время работы В. С. на нем присутствовали наблюдатели 9 Поместных правосл. Церквей. Постоянными наблюдателями со стороны РПЦ на В. С. были: прот. В. Боровой (все сессии), прот. И. Илич (2-я сессия), доцент ЛДА прот. Л. Воронов (3-я сессия) и архим. Ювеналий (Поярков) (4-я сессия). На В. С. присутствовала также делегация наблюдателей от РПЦЗ: еп. Женевский Антоний (Бартошевич), прот. И. Троянов и С. Гротов и делегация от Свято-Сергиевского богословского ин-та в Париже - ректор еп. Катанский Кассиан (Безобразов) и прот. А. Шмеман.

Ист.: Denzinger H . , Sch ö nmetzer A . Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum. (DS). Wirzeburgi, 1854. Friburgi Brisgoviae, 196332; Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998; Faggioli M . , Turbanti G . Il Concilio inedito: fonti del Vaticano II. Bologna, 2001; Христианское вероучение: догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб., 2002.

Папа Римский Иоанн XXIII во время своего пребывания на посту апостольского нунция в Турции в 1935 году стал членом Ордена Розы и Креста.

Иоанниты, главой которых стал Иоанн XXIII, добились созыва и проведения Второго Ватиканского собора, изменившего направление развития католицизма и произведший революцию в литургике и богословии Римской церкви Римской католической церкви.

Второй Ватиканский Собор должен был сделать Римско-католическую Церковь открытой миру

Второй Ватиканский собор — это XXI Вселенский Собор Католической церкви, открытый в 1962 году по инициативе папы Иоанна XXIII. Продолжался он 3 года и закрылся уже при папе Павле VI.

На нём были принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. В Соборе принимали участие 3058 человек — епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций.

Присутствовали также миряне, наблюдатели других конфессий, дипломатический корпус.

На открытии Собора 11 октября 1962 года папа Иоанн XXIII заявил, что его целью является обновление Римскокатолической Церкви и её разумная реорганизация. Это необходимо для того, чтобы она могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу.

Кроме того, Папа высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала открытая миру Церковь. Задачей Собора было проведение давно назревших реформ в церковной жизни.

Принятые на нем решения о реформах в католичестве, вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества, часть которого оказалась в фактическом расколе с Церковью (Священническое братство святого Пия Х), часть поддерживает движение за сохранение дореформенного обряда в рамках Церкви (Una Voce).

Второй Ватиканский Собор должен был продолжить незавершенный Первый Ватиканский Собор

Через 3 месяца после своего избрания на папский престол, 5 января 1959 года, папа Иоанн XXIII, объявил о своем намерении созвать Вселенский Собор. Для этого 17 мая того же года была образована предподготовительная комиссия, председателем которой стал госсекретарь Ватикана кардинал Доменико Тардини.

В ней он впервые публично высказал пожелание о возможном возобновлении работы незавершенного I Ватиканского Собора, прерванного в 1870 году.

Папа поручил систематизировать архивы Первого Ватиканского Собора, а также начать исследования его материалов, при этом в их состав были включены и те документы, которые Первый Ватиканский Собор не стал обсуждать.

4 марта 1848 года папа распорядился создать подготовительную комиссию, которая занялась бы подготовкой документов для будущего обсуждения.

20 июня 1962 года завершилась работа Центральной комиссии, подготовившей 73 проекта документов.

Второй Ватиканский Собор проходил в течение 3-х лет

11 октября 1962 года состоялось торжественное открытие Второго Ватиканского собора. На нем присутствовало 2540 участников.

Кроме того, на церемонию открытия прибыли наблюдатели от других христианских церквей: представители Русской Православной Церкви, старокатолики, англикане и т.д. Работа первой сессии продолжалась до 8 декабря.

Были обсуждены проекты документов о Церкви, об источниках Откровения, о средствах массовой коммуникации и ряд других.

Ни один документ не был принят, но было сформулировано большое количество поправок и предложений, направленных в соборные комиссии, которые должны были продолжить работу в период между сессиями.

3 июня 1963 года умер организатор и вдохновитель Собора папа Иоанн XXIII. Вместо его был избран новый папа Павел VI и Вторую сессию Собора, которая проходила с 29 сентября по 4 декабря 1963 года, открывал уже он.

На ней шли горячие споры по проектам документов о Церкви в современном мире, об экуменизме (взаимодействии с нехристианскими религиями и некатолическими церквами) и религиозной свободе.

Документы по этим темам приняты на сессии не были. Первыми документами, одобренными собором стали конституция о литургии Sacrosanctum Concilium и декрет об отношениях со СМИ Inter Mirifica.

Третья Сессия Собора длилась с 14 сентября по 21 ноября 1964 года. На ней было принято 19 сентября большое количество документов и, в том числе, важнейший документ — Догматическая конституция о Церкви (Lumen gentium).

Она стала продуктом компромисса между прогрессистским и интегристским течениями в Римскокатолической Церкви. Кроме конституции третья сессия также приняла два декрета — Unitatis redintegratio (о католическом экуменизме) и Orientalium Ecclesiarum (о Восточных церквях).

Заключительная сессия Собора началась 14 сентября и длилась по 8 декабря 1965 года. На ней были приняты все прочие документы Собора.

Наибольшие разногласия вызвала декларация Dignitatis humanae о религиозной свободе.

Из-за разногласий между интегристами и прогрессистами она была оформлена в виде пастырской, а не догматической конституции только после открытого требования папы сделать.

Это означает её декларативный, а не вероучительный характер. Ещё одним важным документом, принятым на заключительной сессии стала конституция о Божественном откровении Dei Verbum.

Результатом Второго Ватиканского Собора стало принятие большого количества документов

8 декабря на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Собора, на которой присутствовали около 2 тысяч римо-католических епископов, представители почти 100 государств и примерно 200 тысяч человек.

На Втором Ватиканском соборе принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации):

Также по мирянам и центральную постсоборную комиссию по истолкованию соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий.

Решения Второго Ватиканского Собора имели важные богословские последствия для Римскокатолической Церкви

Еще в период подготовки Собора выявились значительные расхождения его участников во взглядах на основные проблемы церковной жизни Римскокатолической Церкви.

Несмотря на то, что на основные решения Второго Ватиканского собора были инициированы прогрессистами, некоторые документы, принятые на нем, представляют плод компромисса двух партий.

В результате 2 Ватиканский Собор и его решения подтвердил как все общехристианские догматы, так и специфичные для католичества (безошибочное учительство папы ex cathedra, непорочное зачатие Девы Марии, взятие Девы Марии в Небесную Славу душой и телом).

Необходимо отметить, что при этом Собор избежал новых догматических вероопределений.

Революционные изменения произошли в области литургии, отношения к служению Церкви в современном мире и отношения к другим конфессиям и религиям. Экклезиологическое богословие собора выразилось в пастырской конституции о Церкви Lumen Gentium.

Основные вопросы споров касались учения о посредничестве Девы Марии в деле искупления и об Успении.

Многие даже ждали от Собора нового мариологического догмата. Однако в итоге тема посредничества вообще была снята с повестки дня.

Одним из самых дискуссионных богословских вопросов Собора был вопрос о религиозной свободе, после долгих дискуссий сформулированный в декларации Dignitatis Humanae.

Также было сформировано Социальное учение Римскокатолической Церкви.

Согласно ему, католический экуменизм не предполагает упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту.

Такое его трактование взывало ожесточенные споры, так как католическая догматика предполагает, что вся полнота истины пребывает в Католической церкви.

Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви

Наибольшие изменения коснулись литургии в Римскокатолической Церкви. Они нашли свое отражение в:

Собор разрешил для мирян в римском обряде причащение под двумя видами по усмотрению епископов. В некоторых случаях было допущено общение в таинствах с Православными и древневосточными инославными.

По постановлению Собора был пересмотрен чин мессы. После II Ватиканского собора в некоторых случаях было разрешено использование местного языка в богослужениях наряду с латынью. Решение об этом принимает сам Папа Римский.

Необходимо отметить, что Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви.

Собор выявил изменения во взглядах, которые подспудно происходили после I Ватиканского собора. Объемные документы II Ватиканского собора отражают совершенно иные настроения, чем документы предыдущего собора. Они более пастырские, чем догматические, примирительные по тону, настроенные доброжелательно по отношению к другим христианам, и к современному миру. Религиозные преследования, которые играли такую значительную роль в истории римско-католической церкви, были отвергнуты и появилась готовность признать тот факт, что церковь совершала ошибки.

Основные декреты и конституции II Ватиканского собора.

Взаимоотношения Римо-католической Церкви и Поместных Православных Церквей в период работы II Ватиканского собора.

Одним из последствий II Ватиканского собора можно счи­тать новое явление – межправославные встречи и установление связей с Католической церковью. Но значение этих событий в полной мере раскрывается только в контексте очевидной акти­визации экуменического движения в целом с 1959 по 1962 год. Оно стало многосторонним, динамичным и постепенно усложняющимся феноменом, в рамках которого II Ватиканский собор явился одним из важных двигателей, но не обязательно основным центром притяжения. Таким образом, когда Иоанн XXIII в январе 1959 провозгласил вселенский собор, который должен был принять экуменическую перспективу, русское православие уже с 1955-1956 годов готовилось к членству в ВСЦ. В частности, в те годы состоялись следующие события: Решающая встреча д-ра В. Виссерта Хоофта с представителями Русской православной церкви с перспективой ее членства в ВСЦ (август 1958 года, Утрехт); Провозглашение Иоанном XXIII созыва вселенского собора Католической церкви с целью способствования христианскому единству (январь 1959 года, Рим); Учреждение Секретариата по христианскому единству и организация рабочей группы Беа – Виллебрандса (июнь 1960 года, Рим); Генеральная ассамблея ВСЦ с официальным членством Рус­ской православной церкви (Московский патриархат) в ВСЦ (ноябрь-декабрь 1961 года, Нью-Дели); Поток глав некатолических Церквей, желающих быть принятыми Иоанном XXIII (беспрецедентное явление); Официальное объявление о приглашении протестантских, англиканских и православных наблюдателей на собор (весна 1962 года); Постоянные трения между Москвой и Вселенским патриархатом, особенно по поводу отправки наблюдателей на собор в Рим (лето и осень 1962 года); Открытие II Ватиканского собора Католической церкви с прибывшими в Рим некатолическими наблюдателями (среди них два представителя Московского патриархата), сыгравшими особенно важную роль (октябрь 1962 года, Рим).[20]

Наиболее важным экуменическим событием 1962 – 1963 годов, безусловно, стала вторая Всеправославная конференция, состоявшаяся в сентябре 1963 года на Родосе. Основным вопросом, обсуждавшимся на этой встрече, стали последствия экуменической открытости Иоанна XXIII и итоги первой сессии II Ватиканского собора. Встала задача определить общий ответ на насущный вопрос: следует ли в принципе представителям православных церквей соглашаться на официальный диалог с Римской церковью. В дополнение к продолжающимся разногласиям между Москвой и Константинополем, внутри вселенского православия было много и других проблем. В то время как Элладская автокефальная церковь отказалась даже ехать на Родос, в самой Греции экуменический дух крупнейших богословов столкнулся с закрытой позицией местной иерархии.

Разногласия на Родосской конференции сфокусировались вокруг нескольких проблем. Следует ли вопрос о наблюдателях на II Ватиканском соборе связывать с более важным вопросом открытия официального диалога с Римом? Следует ли принимать общее решение о направлении наблюдателей в Рим, или же каждая Церковь может решать этот вопрос самостоятельно? Следует ли начинать официальный диалог с Римом безотлагательно или же только после окончания работы собора? Представители Константинополя и Александрии предпочитали на­чать диалог на равноправных основах, поскольку считали одно лишь направление наблюдателей на собор неэффективным. Европейские и Восточные церкви, выступавшие за направление наблюдателей на собор, желали дождаться окончания II Ватиканского собора, а потом уже предпринимать какие-либо шаги по установлению диалога с Римской церковью.

В конце Всеправославной конференции 22 официальных представителя пришли к соглашению. С одной стороны, каждой Церкви разрешалось послать наблюдателей на II Ватиканский собор, но они должны избираться из числа священников или мирян, но не из епископата. С другой стороны, официальный диалог с Римской церковью признавался приемлемым в прин­ципе, но с двумя условиями: он должен идти на равноправной основе и включать православие в целом. Правда, решение, каким образом следует вести переговоры от лица всех, пока еще принято не было.

Читайте также: