Джеймс кэмерон история успеха кратко

Обновлено: 02.07.2024

Случайно наткнулся в твиттере на твит techcrunch о захватывающей статье на wired, посвященной Джеймсу Кэмерону. На фоне всеобщей истерии по Аватару, я просто не мог не заглянуть в статью. С первых абзацев я понял, что статья будет интересна многим читателям хабра, т.к. в ней очень интересно описан тернистый жизненный путь великого режиссера. А умалять его вклад в развитие высоких технологий компьютерного моделирования персонажей просто кощунство. Поэтому предлагаю проследовать под кат и прочитать удивительную историю бывшего водителя грузовика, а ныне богатейшего режиссера — Джеймса Кэмерона.
Перевод статьи выполнен мной на translated.by, а также при небольшой помощи пользователя Esma. Надеюсь, будет интересно.


12 years after Titanic James Cameron is betting he can change forever the way you watch movies
Photo: Art Streiber

Целью клипа было привлечение студий для съемок полнометражного фильма. Но после тщетных попыток пробиться в Голливуд Кэмерон остался ни с чем и временно похоронил своё желание превзойти Лукаса.

В этот раз ему не понадобились никакие стоматологи. История была настолько неповторима, что он смог убедить небольшую компанию, финансирующую кино, позволить ему стать режиссёром фильма. Когда Терминатор вышел, в 1984 году, он сделал Арнольда Шварцнеггера звездой огромного масштаба, а Джеймс Кэмерон, бывший некогда водителем грузовика, внезапно превратился в ведущего кинорежиссёра.

Титаник, безусловно, вышел чтобы стать самым доходным фильмом. Он взял 11 оскаров, включая лучшую операторскую и режиссерскую работу. После этого Кэмерон мог снять любой фильм, какой пожелает. И что же он сделал?

Санчини по-прежнему ждала, что режиссер придет в норму, поправится. До Титаника Кэмерон восхищался Аватаром — это было, помимо прочего, космическим эпосом о котором он мечтал с 1977 года. Но Кэмерон не выглядел слишком заинтересованным.

Частично его неопределенность развеялась на встрече в Digital Domain, компании спецэффектов, основанной Кэмерном в 1993. Он представил концепт Аватара, пояснив, что главные герои будут 10-футовыми синими пришельцами с узкими туловищами и мощными ногами и торсом. Они должны были выглядеть чрезвычайно реально, такого эффекта было не достичь протезированием. Пришельцы должны были быть смоделированы компьютером. Но основываясь на текущих достижениях, его команда сказала, что это невозможно. Это бы отняло слишком много времени и денег, не говоря уже о немыслимых компьютерных мощностях.

«Я получил свои „пошел ты“ деньги ", говорит Кэмерон. „Пришло время для игр“.

Под игрой Кэмерон подразумевал следующее: прогулку с аквалангом рядом с неразорвавшимися снарядами времен второй мировой войны у островов Микронезии. Летом 2000 года он зафрахтовал 80-футовую яхту и пригласил группу людей для погружения к флоту затонувших Японских кораблей. Также он пригласил и Винсента Пэйса (Vincent Pace), специалиста по подводной съемке, который работал над „Титаником“ и „Бездной“. Пэйс, ожидая, что сможет поэкспериментировать с HD видео, взял с собой всё оборудование, но вскоре стал подозревать, что Кэмерон что-то затевает.

За просмотром отснятого за день материала Кэмерон спросил Пэйса: Чего бы стоило создать „священный грааль кинокамер“, HD камеру, которая бы снимала как в 2D, так и в 3D? Пэйс не смог точно ответить — он не был экспертом, но знал о дешевых красно-голубых картонных очках общепринятых в 3d фильмах. Они были ужасно неудобны, а картинка могла вызывать головные боли, если проектор не был откалиброван. Кэмерон был уверен, что есть способ улучшить существующие технологии. О чем он действительно хотел говорить, так это о его видении камер следующего поколения: маневренных, цифровых, HD и 3D.


Спустя 2 месяца Кэмерон послал Пэйсу билет первым классом за 17 штук из LA в Токио, а вскоре они уже сидели перед инженерами в подразделении hi-def камер корпорации Sony. Пэйс нужен был для убеждения инженеров в необходимости отделения объектива и матрицы от процессора в HD камерах профессионального уровня. Громоздкий процессор тогда мог бы быть удален на длину кабеля от объектива. И вместо того, чтобы таскаться с 200 килограммовой 3D установкой, оператор бы управлял 25 килограммовым оптическим блоком.

Кэмерон отложил „Аватар“ до тех пор, пока На'ви смогут быть смоделированы невероятно реалистично.
Photo: Art Streiber

Sony согласились разработать новую линейку камер, а Пэйс, используя прототип, приступил к работе. Спустя 3 месяца он уместил объектив в бокс, который позволял оператору точно контролировать 3D изображение. Он думал, что стоило бы начать тесты с одним-двумя актерами, но у Кэмерона были свои мысли на этот счет. Он попросил Пэйса установить камеру в арендованный истребитель P-51 времен второй мировой, а затем отправил его в бомбардировщик B-17 Flying Fortress. Сам Кэмерон занял место второго пилота P-51, и, как только поднялись в воздух, начал снимать как пилот палил из 50 калибра холостыми патронами по бомбардировщику B-17, в котором сидел Пэйс. „Тут-то я впервые почувствовал, что Джим подразумевает под „тестом“", говорит Пэйс.

Камера показала себя с лучшей стороны, обеспечив четкую 3D картинку, которая бы не вызывала головных болей на протяжении длинного фильма. Пэйс подумал, что сейчас-то Кэмерон и начнет работу над „Аватаром“. Вместо этого режиссер забрал камеру на 3 километра под воду, чтобы снять останки Титаника в 3D. Кэмерон объяснял это тем, что еще не насытился „настоящими приключениями“.

Его приятелем по этим путешествиям был морской исследователь Эндрю Вайт. Смелый Австралиец Вайт исследовал рушащиеся подводные пещеры, плавал с белыми акулами, смотрел в глаза крокодилам. Но даже он спасовал перед напором Кэмерона. Когда ураган приближался к месту их стоянки над останками Титаника, то Вайт предложил развернуться и переждать непогоду. Кэмерон же сказал, что это прекрасный шанс «поймать ураган за хвост“ и снять прекрасные кадры. Но русский капитан судна переубедил Кэмерона и, к разочарованию режиссера, они ушли.

Так весной 2005 года он встретился с представителями кинокомпании Фокс (Fox) и попросил несколько миллионов долларов, чтобы доказать, что он сможет создать такой мир. У директоров были сомнения, не все из которых были техническими. Например: Хвосты — у инопланетян определенно должны быть хвосты?

Больше он ничего не сказал. Ему не надо было ничего говорить. Директоры перестали задавать вопросы и согласились заплатить за испытания. Влиятельность Кэмерона оставалась непоколебимой.

Режиссер провел 5 недель, монтируя 30-секундный тестовый ролик. Ролик запечатлел бегущих и разговаривающих на ходу в лесу На'ви и Аватара. Компания Лукаса Industrial Light & Magic отвечала за спецэффекты, и этого хватило, чтобы Фокс поверила в проект. Студия согласилась инвестировать 195 миллионов долларов, а Кэмэрон окончательно вернулся в режиссерское кресло.

Для начала он нанял эксперта по лингвистике Университета Южной Калифорнии (USC) Пола Фроммера (Paul Frommer) для того, чтобы тот изобрел абсолютно новый язык для обитателей Пандоры — На'ви. Фроммер приступил к работе в 2005 году и начал с того, что стал интересоваться как должен звучать язык? Хотел ли Кэмерон услышать щелчки и гортанные звуки или же должны использоваться звуки переменной тональности? Чтобы сузить круг поиска Фроммер включил микрофон и записал несколько примеров для Кэмерона.

Когда язык устоялся, Кэмерон принялся за придумывание названий всему на чужой планете. Каждое животное и растение на планете получили имена на На'ви, Латыни или других языках. Как будто этого было мало и Кэмерон нанял председателя отдела ботаники Калифорнийского университета Riverside Джоди Холт (Jodie Holt), чтобы та детально описала дюжины выдуманных растений. Она потратила 5 недель, описывая как флора Пандоры может биолюминесцировать и иметь магнитные свойства. Когда она закончила описание, Кэмерон помог всё это систематизировать.

В итоге команда редакторов и писателей собрала все эти материалы в 350 страничную рукопись названную Пандорапедия (Pandorapedia). Она описывает науку и культуру вымышленной планеты, и больше чем что-либо другое, она описывает мир, созданный Кэмероном. Для фанатов, которые хотят копнуть глубже, части этой книги будут доступны в сети этой зимой.

dzhejms-kemeron

В биографии Кэмерона есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Джеймса Кэмерона.

Биография Кэмерона

Джеймс Кэмерон появился на свет 16 августа 1954 г. в Капускасинге, в канадской провинции Онтарио. Он рос и воспитывался в семье не имеющий ничего общего с кинематографом. Его отец трудился электриком, а мать была художницей.

У своих родителей Джеймс был старшим из 5 детей. В подростковом возрасте он вместе с семьей переехал в Калифорнию (США), где окончил школу. После получения аттестата он продолжил получать образование на физфаке местного университета.

Фильмы

dzhejms-kemeron-7

В ходе выполнения конного трюка на крыше небоскреба, лошадь едва не сбросила мужчину с 30-метровой высоты. Шварценеггера спас каскадер, который своевременно помог ему выскочить из седла.

Интересен факт, что в 2012 г. Джеймс Кэмерон стал первым человеком в мире, который в одиночку спустился на дно Марианской впадины в подводном аппарате (провел там около 3-х часов). За пару лет до этого, он погружался в батискафе на дно озера Байкал.

Личная жизнь

Затем Джеймс начал ухаживать на режиссером Кэтрин Бигелоу, ставшей его женой в 1989 г. Однако этот союз просуществовал всего 2 года, после чего мужчина взял в жены актрису Линду Хэмилтон. В этом союзе у пары родилась дочь Жозефина Арчер.

dzhejms-kemeron-i-ego-zhena-syuzi-emis

Джеймс Кэмерон и его жена Сьюзи Эмис

Джеймс Кэмерон сегодня

Фото Кэмерона

dzhejms-kemeron-1
dzhejms-kemeron-2

dzhejms-kemeron-5
dzhejms-kemeron-6

dzhejms-kemeron-i-gejl-enn-herd

Джеймс Кэмерон и Гэйл Энн Херд

Джеймс Кэмерон

Сорок лет назад юный Джемс Кэмерон , стиснув зубы, терпел насмешки одноклассников. Школа, где обучался будущий режиссер, находилась в городе Чиппава, Онтарио, - совсем недалеко от громыхающего Ниагарского водопада. Кэмерон был законченным ботаником и довольно рано начал карьеру изобретателя - в частности, соорудил самодельный батискаф из майонезной банки и утопил водолаза-мышонка в местном озере. Потерпев неудачу с водным миром, Джим принялся копить деньги на автобусные путешествия в Торонто - там он посещал местные музеи и делал наброски с этрусских шлемов и гигантских костей динозавров.

Не слишком обнадеживающее начало, отвратительные стартовые условия.

Он бросил колледж и теперь развозил обеды в школы округа Оранж, что в Южной Калифорнии. В 1977 году 22-летний водитель грузовиков Джеймс Кэмерон на пару с приятелем отправился посмотреть художественный фильм "Звёздные войны". Приятелю фильм понравился, Кэмерон же вышел из кинотеатра негодуя. Он бросил колледж и теперь развозил обеды в школы округа Оранж, что в Южной Калифорнии. Всё свободное время парень проводил за раскрашиванием моделек и написанием фантастических рассказов, действие которых разворачивалось в далёкой-далёкой галактике. И вот она, жестокая реальность - какой-то Джордж Лукас воплотил в жизнь всё то, о чём мечтал молодой Кэмерон. Несправедливо! Ведь именно Кэмерон должен был снять фильм вроде "Звёздных войн". Это ЕГО мечты!

Всё это так разозлило Джеймса, что он накупил дешёвого оборудования для съёмок и попытался понять, как же снимал кино Лукас. Он довёл жену до белого каления - кому понравится, когда в зале твоей квартиры муж под ослепительным светом софитов катает камеру по рельсам, упражняясь в операторском мастерстве? Целыми днями он проводил в библиотеке, жадно пожирая глазами всё о специальных эффектах в кино. По собственному признанию он стал "совершенно одержимым".

Джеймс Кэмерон

Вскоре Кэмерон понял, что без денег далеко не уедешь, так что он стал донимать группу местных дантистов просьбами инвестировать 20 тысяч долларов в его версию "Звёздных войн". Вместе с другом он написал сценарий фильма "Ксеногенез" и снял 12-минутный фильм. Кэмерон намеревался показать свой шедевр какой-нибудь серьёзной студии и снять настоящий полнометражный фильм, однако после месяцев скитаний оказалось, что голливудские бонзы почему то не спешили взять в разработку проект юного Джима.

Джеймс Кэмерон

Однако нельзя сказать, что его попытки ни к чему не привели: Кэмерон получил предложение о сотрудничестве от короля второсортных фильмов Роджера Кормана (Roger Corman). Его наняли мастерить миниатюрные модели космических кораблей для фильма "Битва за пределами звёзд" (Battle Beyond the Stars), а некоторое время спустя Кэмерон стал одним из специалистов по визуальным эффектам в команде Кормана. Уже в 1981 году Кэмерон оказался в режиссёрском кресле довольно отстойного ужастика "Пираньи 2: Нерест" (Piranha II: The Spawning).

Джеймс Кэмерон

После одного из съёмочных дней "Пираньи 2", Кэмерон увидел во сне как чудовищный робот прорывается к сжавшейся от страха женщине. Эта картинка из сна застряла в голове молодого режиссёра. Через год этот образ лёг в основу сценария о киборге-убийце из будущего, посланном в наше время убить мать лидера повстанцев будущей войны.

На этот раз никаких дантистов донимать не пришлось. История была настолько захватывающей и целостной, что теперь можно было "нападать" на небольшие компании, финансирующие фильмы. Когда в 1984 "Терминатор" вышел на экраны, Арнольд Шварцнеггер превратился в звезду первой величины а бывший водила Кэмерон - в именитого режиссёра.

За следующий десяток лет Кэмерон снял серию превосходных фильмов, среди которых "Чужие", "Бездна", "Терминатор 2: Судный день" и "Правдивая ложь". Собрав в прокате 1,1 миллиарда долларов, эти картины позволили режиссёру по новому взглянуть на свою давнюю мечту о создании галактического эпоса. Так в 1995 году появился синопсис на 82 страницах о виртуальном путешествии парализованного солдата на далёкую планету после того, как Земля превратилась в безжизненную пустыню. Другой мир под названием Пандора населял народ На'Ви - раса воинственных трёхметровых гуманоидов с кожей синего цвета, кошачьими лицами и длинными хвостами. Атмосфера Пандоры чрезвычайно токсична для человека, поэтому учёные выращивают генетических особей На'Ви - так называемых "аватаров" - которые соединяются с сознанием оператора-человека и управляются им на расстоянии.

Джеймс Кэмерон

Кэмерон надеялся, что этот проект, получивший название "Аватар", станет его следующим блокбастером. Так и вышло, правда после выхода небольшой романтической киношки о корабле, столкнувшимся с айсбергом.

"Титаник", безусловно, стал самым успешным кинофильмом всех времён . Среди множества наград этой картины аж 11 "оскаров", в том числе "За лучший фильм" и "Лучшую режиссуру".

Но сам Кэмерон говорит: "Когда мы снимали "Титаник", мы пытались посчитать, сколько денег мы потеряем" . Действительно, за ослепительным сиянием рекордных сборов легко забыть, что "Титанику" предсказывали оглушительный провал. Бюджет картины перевалил за 100 миллионов долларов сверх намеченной суммы в 100 миллионов, превратив фильм в самый дорогой на тот момент кинематографический проект. 20th Century Fox убедительно потребовал от Кэмерона попридержать аппетит.

В знак согласия Кэмерон отказался от режиссёрского гонорара и любой прибыли с картины. Когда оказалось, что к намеченному на 4 июля дню премьеры фильм ещё не готов, над проектом сгустились совсем уж тёмные тучи. На монтажном столе режиссёра хранилась бритва с запиской: "Использовать только в случае, если фильм - лажа". В то время Кэмерон признался другу: "Я тут понял, что за 200 миллионов баксов я снял какую-то сопливую ерунду, где все в конце умирают. Блин, о чём я только думал? Карьеру надо начинать заново". И тут неожиданно "Титаник" уворачивается от айсберга и приносит сумасшедшие доходы.

Джеймс Кэмерон

Летом 2000-го Кэмерон зафрахтовал корабль и пригласил компанию своих знакомых понырять. С собой он прихватил Винсента Пэйса, специалиста по подводным камерам, с которым работал на "Титанике" и "Бездне". Пэйс, в надеждах опробовать свои наработки по подводной съёмке в высоком разрешении, захватил всё необходимое оборудование, но вскоре начал подозревать, что Кэмерон что-то замышляет.

Однажды, просматривая отснятое за день погружений, Кэмерон спросил у Пэйса: а что если сделать "королевскую камеру" - устройство для съёмки в высоком разрешении, которое могло бы снимать не только в 2D, но и в 3D? Изобретение такой камеры - задача не из лёгких, но Кэмерон был настроен совершить революцию в кино - он упоминал некий таинственный и давно задуманный им проект, переносящий зрителя на другую планету. Кэмерон не хотел браться за этот проект, пока не было уверенности в том, что зритель сможет прочувствовать эту планету всем своим существом - в 3D. Поскольку подходящих 3D камер в природе ещё не было, оставалось одно - изобрести собственную.

Джеймс Кэмерон

В 2002 году, когда студия Питера Джексона представила своего Голлума в трилогии "Властелин Колец", Кэмерон наконец-то почувствовал - пришло время попытаться создать компьютерный мир, который нельзя будет отличить от реальности.

В 2005 году он попросил у студии 20th Century Fox несколько миллионов долларов на то, чтобы доказать, что он способен создать такой мир. Руководство компании испытывало некоторые сомнения, причём далеко не все они были связаны с техническими аспектами проекта. Например - хвосты. Они действительно так необходимы этим существам?

"Да," - уверенно заявил Кэмерон. "У них должны быть хвосты".

В руководстве Fox перестали задавать вопросы и выдали денег. Голливудский авторитет Кэмерона остался в силе.

Джеймс Кэмерон

У режиссёра ушло пять недель на сведение 30-секундной тестовой сцены. В ней инопланетянин и аватар бегут по лесу и разговаривают между собой. Этих секунд оказалось достаточно, чтобы убедить Fox, что проект стоит воплощения в жизнь. Студия согласилась с бюджетом в 195 миллионов и Кэмерон, наконец, вернулся в режиссёрское кресло.

Для начала, в августе 2005-го, он позвал в команду Пола Фроммера, лингвиста Университета Южной Калифорнии, для того, чтобы тот придумал язык На'Ви. На составление одной только грамматики ушло несколько месяцев. Прошло 13 месяцев, и Фроммер раздал актёрам "Аватара" брошюру "Говорим на На'Ви" и начал обучать их правильному произношению на новом языке. Для этого он создал своеобразный тренировочный лагерь с "полосой препятствий" и работал персонально с каждым актёром.

"Актёрам не нравилось, когда я поправлял их произношение на языке, на котором никто раньше не говорил" - говорит он.

Джеймс Кэмерон

Когда появился язык, Кэмерон принялся давать имена всему на планете. Каждое инопланетное создание, каждое растение получало своё название, а также имена на На'Ви и латыни. Как будто этого было мало, Кэмерон нанял руководительницу отделения ботаники Калифорнийского университета в Риверсайде Джоди Холт. Учёная-ботаник должна была составить подробное научное описание десяткам придуманных Кэмероном растений. За пять недель она подвела научную основу под необычные свойства флоры Пандоры - био-люминесцентное сияние растений и их магнетические свойства. Затем, при участии Кэмерона, данные были систематизированы в таксономию.

Аватар

Эта работа почти не видна в фильме, но Кэмерон проделал её с большой любовью. Кэмерон приглашал к сотрудничеству и других экспертов - астрофизиков, профессора музыки, археолога. Эти специалисты рассчитали плотность атмосферы Пандоры, а также учредили трёхчастную структуру ладов в музыке инопланетян.

В конце концов, команда писателей и редакторов собрала всю информацию в справочник на 350 страницах, который получил название "Пандорапедия".

Не жалея ни себя, ни других

На самом дне Земли

За мужество и удачно осуществленное погружение Х Prize Foundation наградил Джеймса премией в $10 млн. Но он от денег отказался, передав их на развитие науки.

На пресс-конференции после погружения в Марианскую впадину Кэмерона спросили, чем так манят его морские глубины, что заставляет рисковать жизнью и каким будет его следующий эксперимент, на что Кэмерон ответил, что испытывает потребность совмещать науку и искусство в своем творчестве. Что прежде всего им движет любопытство и желание бросить вызов самому себе.
- Я хочу делать фильмы, которые никто до этого не видел, нечто такое, что раньше нельзя было даже вообразить. Мне нравится открывать для себя новые горизонты, исследовать новые виды. Я не люблю риск ради риска. Риск оправдан только тогда, когда ты открываешь для себя что-то новое.

Сквозь замочную скважину.

Вдали от мира всего

Читайте также: