Оборудование резервуаров азс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Резервуары для автозаправочных станций представляют собой специальные ёмкости, которые изготавливаются из стали или полимерных материалов. Их основное назначение – хранение и защита горючих жидкостей от негативных внешних воздействий и утечки. Именно топливные резервуары являются основой АЗС и занимают большую часть ее площади, остальная инфраструктура и коммуникации сооружаются вокруг хранилища. Из-за возможности возгорания нефтепродуктов автозаправочные станции относятся к объектам повышенной опасности. От качества основной составляющей – емкости для топлива – зависит безаварийная работа всей станции.

Классификация резервуаров, используемых на АЗС

Основными параметрами, по которым классифицируются емкости для хранения горючих продуктов, являются конструкция, материал изготовления и место расположения. Исходя из количества секций, они делятся на:

  • однокамерные;
  • многокамерные – позволяют хранить несколько видов топлива сразу.

В зависимости от конструктивных особенностей могут быть одностенными и двустенными. В последних основная емкость размещается внутри защитной. Внешняя стенка защищает от внешних воздействий и является теплоизолятором.

По расположению резервуарные конструкции подразделяются на:

  • наземные – модели, полностью расположенные на поверхности;
  • полуподземные – цистерны, частично заглубленные в грунт;
  • подземные – полностью скрытые под землей.

Площадка для хранения должна иметь удобные подъездные пути для беспрепятственного въезда техники и перекачивания нефтепродуктов.





Характеристики резервуаров для АЗС

Горизонтальные одностенные. Используются для надземной установки или монтируются в подземный бетонный саркофаг. Внешняя сторона обрабатывается антикоррозийными составами, внутренняя – реагентами, устойчивыми к действию нефтепродуктов.

Горизонтальные двустенные. Универсальные конструкции, которые применяются как для подземного, так и надземного монтажа. Подходят для хранения любых видов нефтепродуктов. Контроль герметичности обеспечивается специальными датчиками, расположенными в межстенном пространстве.

Дополнительные резервуары, устанавливаемые на АЗС

Помимо топливных емкостей на современных автозаправочных станциях могут применяться дополнительные резервуары:

  • Аварийные. Используются для сбора пролитого топлива, обычно изготавливаются в объемах – 10, 15, 25 куб. м. . Основное назначение – хранение воды для пожаротушения. Объем может достигать 100 куб. м. . Комплектуются насосным оборудованием и обеспечивают автономное водоснабжение станции в случае отключения от централизованной сети.

Чаще всего на автозаправках применяются горизонтальные цилиндрические конструкции, изготовленные из стали. Они просты в установке и эксплуатации, отличаются надежностью и долгим сроком службы. Цена изделий зависит от технических характеристик – объема, количества секций, толщины стенок, марки стали и дополнительной комплектации.

Резервуары на АЗС являются частью технологических линий или служат для обеспечения безопасности и удобства эксплуатации автозаправочной станции. АЗС относятся к объектам высокой опасности, поэтому к резервуарам предъявляются повышенные требования по герметичности, пожаробезопасности, соответствию экологическим нормативам. Емкости для хранения топлива в обязательном порядке оборудуются контролирующими устройствами, звуковой и световой сигнализацией, другими средствами безопасности.

Резервуар

Стальные резервуары для топлива горизонтального исполнения: виды и характеристики

Наиболее распространенное резервуарное оборудование, применяемое на автозаправочных станциях, — горизонтальные резервуары цилиндрической формы, изготовленные из марок стали, соответствующих предполагаемым климатическим условиям. Для умеренного климата используют нелегированные углеродистые стали обыкновенного качества марки Ст3. Для регионов с холодным климатом — низколегированные стали 09Г2С-12 и 09Г2С-15. И Cт3, и 09Г2С относятся к низкоуглеродистым маркам, поэтому обладают хорошей свариваемостью без ограничений. В зависимости от места расположения, емкости разделяют на подземные и наземные, по конструкции — на одно- или двустенные, а также на одно-, двух- или многосекционные. Днище может быть катаным или коническим.

Резервуар

Горизонтальные одностенные емкости

Одностенные резервуары используются для наземного монтажа или подземного в бетонный саркофаг. Наружная сторона конструкции обрабатывается антикоррозионными материалами в усиленном варианте. Внутренняя сторона по желанию заказчика может покрываться составами, устойчивыми к воздействию нефтепродуктов.

Горизонтальные двустенные емкости

Двустенные резервуары используется на АЗС для наземного и подземного монтажа, подходит для всех видов топлива. Наружная оболочка предохраняет внутреннюю емкость от грубых механических воздействий. Герметичное межстенное пространство заполняют азотом или термосолом. В промежутке между стенками устанавливают датчики контроля герметичности. О возникновении нештатной ситуации сообщает звуковая и световая сигнализация.

Конструкция РГД обеспечивает:

  • прием топлива через систему наполнения;
  • автоматическое перекрытие при заполнении емкости на 95%;
  • контроль уровня топлива в емкости с использованием метроштока или при помощи автоматических уровнемеров, контроль герметичности;
  • выдачу продукта по линии выдачи к ТРК;
  • газоуравнивание давления внутри и снаружи резервуара с помощью дыхательной аппаратуры;
  • возможность очистки резервуара с помощью технологических отсеков и трубопровода для удаления шлама.

Емкости выполняются с одной, двумя, тремя секциями. В многосекционных конструкциях отсеки имеют равную или разную вместимость. Отсеки разделены герметичными двустенными перегородками.

Срок службы двустенного стального резервуара составляет не менее 10 лет при условии соблюдения всех требований по безопасной эксплуатации.

Классификация горизонтальных резервуаров для АЗС, в зависимости от места размещения

Емкости, предназначенные для хранения нефтепродуктов и воды, разделяются на наземные и подземные.

  • Наземные конструкции размещают на поверхности грунта или выше уровня земли.
  • Подземные емкости располагаются таким образом, чтобы верхний уровень жидкости находился ниже планировочной отметки территории автозаправочной станции на 20 см и более. Перед монтажом емкость зачищают внутри и снаружи, внешнюю поверхность обрабатывают антикоррозионными составами. Проводят гидравлические испытания. На горловине устанавливают смотровой колодец с крышкой. Если на местности существует угроза затопления, то резервуар устанавливают на монолитный ЖБ фундамент с фиксацией стальными хомутами.

Места установки наземных и подземных аппаратов для хранения топлива должны иметь удобные подъездные пути и площадки для перекачки нефтепродуктов.

Одностенные емкости для подземного монтажа: аварийные, пожарные, для воды

Помимо резервуаров различных типов для приема, хранения и передачи топлива, на территории АЗС необходимы емкости и другого целевого назначения. Для экономии наземного пространства их устанавливают под землей.

Таблица характеристик одностенных резервуаров для аварийного пролива топлива РА

Тип РА V = 10 м 3 V = 15 м 3 V = 25 м 3
Максимальный объем, м 3 14,6 16,3 28,8
Толщина обечайки, мм 4 4 4
Толщина днища, мм 4 4 4
Масса, кг 2800 3900 4500
Рабочее давление, кгс/см 2 0,2 0,2 0,2

Таблица характеристик типовых пожарных резервуаров

Тип РП РП25 РП50-2500 РП50-2800 РП 60 РП 100
Рабочий объем, м 3 25 50 50 60 100
Диаметр, м 2,8 2,5 2,8 2,8 3,24
Длина, м 5,16 11,16 9,66 11,16 13,78
Высота с ТО 3,565-3,865 3,265-3,565 3,565-3,865 3,565-3,865 4,050-4350

Очистные установки для АЗС

Очистные установки — еще один вид подземных резервуаров, которые применяются на территории АЗС и обеспечивают ее соответствие экологическим нормам. К основным типам очистных сооружений относятся нефтеуловители и установки УСВ-М. Они выполняются единым стальным блоком подземного исполнения. Специфика очистных сооружений на АЗС заключается в том, что приходится работать с водами, которые содержат большое количество нефтепродуктов. Также в них находятся механические частицы, подлежащие удалению. После очистки поверхностных вод от песка и сепарации нефтепродуктов (флотацией или фильтрацией) стоки направляют на городские очистные сооружения или для сброса на рельеф.

Надежные, высокопроизводительные установки изготавливают из листовой стали марки Ст3. Наружную поверхность баков покрывают гидроизоляционным составом, внутреннюю — антикоррозионным. В зависимости от модели, установки обеспечивают эффективную очистку поверхностных вод со скоростью 6, 10, 20 л/сек.

Одностенные и двустенные стальные резервуары цилиндрической формы наземного и подземного монтажа — надежны, достаточно просты в установке, удобны в использовании и обслуживании, имеют длительный эксплуатационный период.

Единичная вместимость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС , расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов - 20 м 3 .

Объем топлива в цилиндрическом резервуаре внутренним диаметром D и высотой залитого топлива h находят из выражения:


Коэффициент использования емкости заправочных баков автомобилей составляет 0,2 – 0,4. Водители заправляют бак, когда в нем находится примерно 30 – 50 % топлива. Из 100 автомобилей, находящихся в эксплуатации, – 80 легковых и 20 грузовых. В среднем за одну заправку в бак автомобиля заливают 75 л бензина (при емкости топливных баков от 50 до 450 л). Учитывая, что в баке перед заправкой находится до 30% топлива, то одна средняя заправка составляет примерно 50 литров бензина. Можно предположить, что для АЗС мощностью 500 заправок в сутки одним видом топлива, например бензином, емкость цистерны должна соответствовать не менее 25000 л или 25 м 3 .

Конструкции резервуаров АЗС

Резервуары могут быть одностенными и двухстенными.

В городах и населенных пунктах обязательно должны устанавливаться резервуары с двойной стенкой и контролем межстенного пространства типа РГС-25, 50, 75, 100.

  • единичная вместимость резервуаров не должна превышать 10 м 3 ;
  • резервуары контейнера хранения топлива должны быть установлены в емкость (сосуд) для сбора аварийного пролива топлива. Вместимость указанной емкости должна быть не менее объема наибольшего из резервуаров контейнера хранения топлива. При установке нескольких резервуаров в общую емкость для сбора аварийного пролива топлива эту емкость следует секционировать перегородками высотой, равной половине высоты ее борта, и размещаемыми между резервуарами. Перегородки должны быть выполнены из негорючих материалов. Места соединений перегородок с указанной емкостью должны быть герметичными.
  • контейнеры хранения топлива должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения (например, самосрабатывающими огнетушителями);
  • подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение утечек топлива в грунт из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.
  • одностенные наземные резервуары могут устанавливаться на фундамент без вертикальных стенок.

В двухстенных резервуарах межстенное пространство заполняется негорючей жидкостью с плотностью, превышающей плотность топлива, либо инертным газом. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна превышать 100°С.

Двухстенные резервуары должны быть оборудованы системой объединенного и непрерывного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию о разгерметизации световым и звуковым сигналами персоналу АЗС и автоматическое прекращение наполнения резервуара. Для двухстенных резервуаров традиционных АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности.

Межстенное пространство таких резервуаров контролируется несколькими методами, позволяющими определить целостность внутренней стенки резервуара:

  • контроль избыточного давления инертного газа;
  • контроль межстенного пространства на наличие паров углеводородов;
  • контроль наличия нефтепродуктов в расширительном бачке резервуара при заполнении межстенного пространства незамерзающей жидкостью.

О герметичности внешнего и внутреннего резервуаров можно судить по изменению уровня жидкости в межстенном пространстве. Существует модификация двухстенных резервуаров подземного размещения, в которых индикация утечек топлива в межстенное пространство осуществляется сигнализатором довзрывоопасных концентраций паров топлива. При этом осуществляется периодический контроль герметичности путем создания небольшого (20…40 кПа) избыточного давления в межстенном пространстве.

Многокамерные резервуары используются для хранения одновременно двух и более типов топлива.

Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться мероприятия, предусматриваемые для однокамерного резервуара. Одновременное хранение бензина и дизельного топлива в различных камерах одного резервуара допускается только в двухстенных резервуарах, камеры для бензина и дизельного топлива которых разделены двумя перегородками с обеспечением контроля герметичности межперегородочного пространства.

Внутренние резервуары должны быть оснащены предохранительными мембранами или клапанами с давлением срабатывания не более 130 кПа.

Резервуар, входящий в состав комплекта блока, оснащен всем технологическим оборудованием согласно требованиям пожарной безопасности.

Конструкция резервуаров должна предусматривать возможность проведения механизированной пожаровзрывобезопасной очистки от остатков хранимого топлива, дегазации и продувки при ремонте и исключать необходимость проведения на них сварочных работ при монтаже на строительной площадке.

Схема установки резервуара АЗС

Fig9

Резервуар оснащен следующими устройствами:

Количество резервуаров принимаемых к установке определяется количеством сортов топлив/масел в ассортименте АЗС .

Оборудование резервуаров монтируется в металлических (цилиндрической формы) колодцах диаметром 1200 мм, устанавливаемых на резервуарах. Корпус колодца жестко крепится к корпусу резервуара. Для предохранения от коррозии поверхность коложца и резервуара покрывается антикоррозионной изоляцией. В целях предохранения от действия статических электрозарядов и блуждающих токов резервуары оборудуются специальным заземлением.

Сливная труба монтируется на высоте 100 мм от дна резервуара (на 50 мм ниже всасывающего клапана, установленного на всасывающей трубе), чемм ликвидируется необходимость установки специального затвора. Сливные трубопроводы (Ду80) прокладываются надземно с уклоном 0,002 в сторону резервуаров.

Подземный резервуар устанавливается в котловане и засыпается грунтом. Над резервуаром устраивается островок высотой 20 см от проезжей части. По периметру островок выкладывается бордюрным камнем. Устойчивость грунта на глубине 1,5…2,0 м должна быть не менее 1,5 МПа. Резервуар можно устанавливать и при наличии грунтовых вод. Установившийся уровень грунтовых вод не должен превышать отметки минус 1,0 м, принимая за нулевую отметку уровень поверхности островка. В сухой грунт резервуар устанавливается на песчаную подушку толщиной 30 см, засыпанную в котлован и уплотненную. В водонасыщенных грунтах резервуар устанавливается на бетонном фундаменте и крепится к нему стальными хомутами. Такая конструкция фундаментов предотвращает всплытие резервуара при его опорожнении. Засыпка резервуара в котловане производится слоями толщиной 10 см с поливкой водой и тщательным утрамбовыванием. Глубина заложения резервуара от верхней образующей до поверхности островка должна быть 0,7…1,2 м в зависимости от емкости резервуара, а также от необходимости углубления, вызванного уклоном всасывающего и других трубопроводов.

Оборудование резервуаров АЗС

Fig10

Каждый резервуар оборудуется сливным устройством для слива топлива из автоцистерн.

Сливное устройство состоит из приемного патрубка с быстроразъемной муфтой, сливного фильтра с гидравлическим затвором, задвижки, огневого предохранителя и сливной трубы.

  • одновременный слив нефтепродукта несколькими шлангами в один резервуар (применение сливных устройств новой конструкции);
  • перекачку нефтепродуктов при помощи насосных установок автоцистерн или АЗС ;
  • плановый завоз нефтепродуктов в часы их минимальной загрузки (ночное время);
  • автоматизацию контроля полноты слива нефтепродукта из автоцистерны и замера уровня нефтепродукта в резервуарах.

Всасывающее устройство резервуара или линия выдачи состоит из приемного клапана, всасывающего трубопровода и углового огневого предохранителя. Приемный клапан, устанавливаемый в начале линии выдачи внутри резервуара, служит для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса топливораздаточной колонки.

Угловой предохранитель состоит из корпуса 1, фильтра 2, пружины 3, крышки 4, прижима 5. Через мелкую латунную сетку фильтруются нефтепродукты, поступающие из резервуара в топливораздаточные колонки. Теплоемкость этой сетки, ее малое проходное сечение обеспечивают гашение пламени в случае его возникновения в трубопроводе.


Fig12

Дыхательный клапан снижает потери бензина от испарения, открывается под действием избыточного давления 2000 – 20000 Па, величина которого зависит от толщины стенок, прочности материала, объема резервуара. В комбинированных дыхательных клапанах кроме клапана, открывающегося под избыточным давлением, имеется второй клапан, который открывается под действием разрежения. Вакуумметрическое давление, при котором клапан открывается, составляет 200 – 1000 Па. Чем больше объем резервуара, тем меньше давление срабатывания клапана избыточного давления и разрежения. Снижение давления связано с прочностью резервуара.

Чтобы клапан не примерзал к седлу при отрицательных температурах, соприкасающиеся поверхности покрывают фторопластовой пленкой.

Кроме дыхательных клапанов в резервуарах устанавливают предохранительные клапаны. Давление открытия данных клапанов выше на 10% давления открытия дыхательных клапанов.

Система флегматизации резервуаров АЗС

Помимо линий наполнения и выдачи на резервуарах предусматриваются линия деаэрации, линия рециркуляции и система флегматизации.

— комплекс оборудования, обеспечивающий защиту от возможного воспламенения паровоздушной смеси топлива внутри технологического оборудования. Флегматизация осуществляется путем наполнения инертным газом свободного пространства технологической линии.

Существуют объединенные системы деаэрации и рециркуляции, совмещенные с системой флегматизации, для чего к системе деаэрации и рециркуляции подключается дополнительная линия с компенсационным резервуаром под инертные газы.

Совмещенная система флегматизации снижает до минимума периодичность срабатывания дыхательной аппаратуры за счет увеличения объема газообменной системы, что позволяет снизить выброс паров в атмосферу.

Требования к эксплуатации резервуаров АЗС

Эксплуатация и ремонт резервуаров, предназначенных для приема и хранения нефтепродуктов, осуществляется в соответствии с действующими правилами технической эксплуатации металлических резервуаров и инструкциями по их ремонту.

На каждый резервуар ведется технический паспорт установленного образца. Все графы паспорта подлежат обязательному заполнению.

На каждую секцию многосекционного резервуара распространяются требования, как на отдельный резервуар.

Резервуар оснащается оборудованием, в полном соответствии с проектом и должен находиться в исправном состоянии. Эксплуатация неисправного резервуара или с неисправным оборудованием запрещена.

Резервуар должен иметь обозначение с указанием порядкового номера, марки хранимого нефтепродукта, максимального уровня наполнения и базовой высоты (высотного трафарета). Базовая высота резервуара измеряется ежегодно в летний период, а также после выполнения ремонтных работ. Результат измерения оформляется актом. Утвержденный руководителем организации - владельца АЗС - он прикладывается к градуировочной таблице резервуара.

Гидравлические испытания резервуаров (вновь введенных, реконструируемых, после ремонта), проводятся путем полного их заполнения водой с выдержкой в заполненном состоянии в течение 72-х часов и контролем уровня. Допускается проведение гидравлического испытания другими инертными к возгоранию жидкостями. По результатам испытаний составляется акт в произвольной форме и утверждается техническим руководителем.

В целях исключения разлива нефтепродуктов вследствие переполнения резервуара максимальный объем заполнения не должен превышать 95% его вместимости. Для этой цели на сливной трубопровод должен устанавливаться отсечной клапан, отрегулированный на 95% заполнения.

Резервуары подвергаются периодическим зачисткам в соответствии с требованиями государственных стандартов:

  • не реже одного раза в год - для масел с присадками;
  • не реже одного раза в два года - для остальных масел, автомобильных бензинов, дизельных топлив.

Резервуары подвергаются очистке:

  • при ремонтах и перед выполнением работ по их калибровке;
  • при смене марок хранимых нефтепродуктов и по мере необходимости.

При выполнении работ по зачистке резервуаров выполняются следующие операции и оформляются следующие документы:

  • производителем работ готовится план производства работ, согласовывается с технической службой, службой по охране труда, службой по пожарной безопасности и утверждается руководителем организации;
  • подготавливается бригада, и распределяются обязанности в соответствии с инструкцией по зачистке резервуарных емкостей;
  • подготавливаются спецодежда, спецобувь, индивидуальные средства защиты, спецприспособления, технические средства, обтирочные материалы, контейнеры для обтирочных материалов, емкости для сбора остатков нефтепродуктов, первичные средства пожаротушения и т.д.;
  • ответственным руководителем производства зачистных работ проводится инструктаж работников, производящих эти работы, с отметкой и подписями каждого работника в журнале инструктажа;
  • перед выдачей наряда-допуска составляется акт готовности резервуара к зачистным работам;
  • оформляется наряд-допуск на производство работ ответственным руководителем производства работ по зачистке резервуара;
  • перед началом производства работ ответственный исполнитель работ по зачистке резервуара после осмотра места работ делает дополнительный инструктаж;
  • после выполнения работ по зачистке резервуара составляется акт на выполненную зачистку резервуара.

В акте о зачистке резервуара указывается объем извлеченных и подлежащих вывозу и утилизации пирофорных отложений, ила и т.д. Порядок хранения актов по зачистке резервуаров определяется руководством организации, исходя из местных условий с учетом необходимости их представления по требованию представителей контрольных и надзорных органов.

После зачистки резервуара в паспорте резервуара делается отметка с указанием даты зачистки.

Место и порядок утилизации продуктов зачистки согласовывается в установленном порядке.

Техническое обслуживание и ремонт резервуаров осуществляются по графику, утвержденному руководителем (техническим руководителем) организации.

Оборудование резервуаров подвергается профилактическим осмотрам:

  • дыхательные клапаны периодически осматриваются в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года и не реже одного раза в десять дней при отрицательной температуре окружающего воздуха; в зимний период необходимо также регулярно очищать их от инея и льда, не допуская уменьшения зазора между тарелкой и стенкой корпуса клапана;
  • ежесменно (ежедневно) производится осмотр ответственными работниками АЗС сливного оборудования, технологических колодцев резервуаров с целью выявления разгерметизации соединений, восстановления окраски, очистки от мусора.

Результаты ремонтов и устраненные неисправности отмечаются в журнале учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров.

Дыхательные клапаны подлежат проверкам на срабатывание. Периодичность проверок - два раза в год, через 6 месяцев. Время выполнения проверок выбирается таким образом, чтобы обеспечить их выполнение в летний и зимний периоды года. Технические требования по срабатыванию дыхательных клапанов - в соответствии с документацией завода-изготовителя. Запрещается работа по выдаче топлива при снятом дыхательном клапане.

Замерный патрубок резервуара устанавливается строго вертикально.

Сливной трубопровод устанавливается нижним срезом не выше 100 мм от нижней точки резервуара и имеет срез (скос) под углом 30-45°, направленный в сторону ближайшего днища (стенки резервуара).

Для защиты резервуаров от коррозии рекомендуется предусматривать пассивные или активные методы защиты и их комбинации.

Резервуары автозаправочных станций классифицируются: 1) по виду хранимого продукта; 2) по форме; 3) по размещению относительно поверхности земли; 4) по конструкции.

По виду хранимого продукта различают резервуары для бензина, дизельного топлива, масла, многотопливные.

По форме резервуары АЗС бывают горизонтальными цилиндрическими и вертикальными цилиндрическими. Горизонтальные цилиндрические резервуары обычно выполняются со сферическими днищами (хотя возможны также плоские и конические) и, в общем случае, снабжаются двумя горловинами: на одной монтируются технологическая обвязка резервуара и универсальная шахта съемной конструкции, другая используется в качестве люк-лаза. Вертикальные цилиндрические резервуары изготавливаются с одной горловиной.

Горизонтальные цилиндрические резервуары способны выдерживать более высокое внутреннее избыточное давление и разряжение, но требуют более значительных удельных (на 1 м 3 вместимости) металлозатрат и капиталовложений, чем вертикальные цилиндрические.

По размещению относительно поверхности земли резервуары АЗС, как и на нефтебазах, подразделяются на наземные и подземные. Наземные расположены на поверхности грунта или выше него, а у подземных наивысший уровень нефтепродукта находится не менее чем на 0,2 м ниже планировочной отметки территории АЗС.

Благодаря подземному расположению уменьшается пожарная опасность резервуаров и сокращаются потери топлива от испарения.

В соответствии со строительными нормами и правилами установка резервуаров в грунт производится в следующей последовательности:

1) зачистка внутренней поверхности резервуара;

2) очистка наружной поверхности от краски и ржавчины;

3) внешний осмотр резервуара;

4) пневматическое испытание резервуара (под избыточным давлением 0,05—0,07 МПа в течение 15—20 мин);

5) нанесение противокоррозийного покрытия (после очистки стальными щетками на обезжиренную поверхность наносятся сначала слой грунтовки, а затем два слоя битумной мастики);

6) подготовка котлована глубиной на 0,5 м выше уровня грунтовых вод;

7) устройство в котловане песчаной подушки толщиной 0,5 м;

8) установка резервуара на песчаную подушку;

9) устройство заземления резервуара и проверка его сопротивления;

10) засыпка резервуара грунтом;

11) устройство смотрового колодца с крышкой на горловине резервуара;

12) устройство подъездов и оборудования площадок для средств перекачки топлива.

Расстояние между соседними резервуарами должно быть не менее 1м.

При угрозе затопления резервуары устанавливают в котловане на сплошных бетонных фундаментах с креплениями стальными хомутами.

image184

Схема установки резервуаров типа РГС при высоком уровне грунтовых вод:
1 — бетонный фундамент; 2 — резервуар; 3 — колодец резервуарного оборудования; 4 — опора из кирпича или бетона;
5 — стальные хомуты; 6 — цементный раствор

Площадка для приема топлива выполняется из безыскрового бетона, уложенного на основание из песка с уклоном 0,01 в сторону приямка для сбора проливов.

Высота колодца над поверхностью грунта должна быть не менее 0,15 м. Он закрывается одноили двухскатной крышкой с петлями для обеспечения возможности запирания и опломбирования.

По конструкции резервуары автозаправочных станций бывают однокамерными или многокамерными, а также одностенными и двустенными. Однокамерные резервуары предназначены для хранения какого-либо одного нефтепродукта, многокамерные — сразу нескольких. Применение многокамерных резервуаров целесообразно при небольших объемах реализации нефтепродуктов и при ограниченных размерах площадки АЗС. Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться те же требования, что и для однокамерного резервуара.

Резервуары АЗС могут быть одностенными и двустенными. Для предотвращения утечек подземные одностенные резервуары устанавливаются внутри оболочек (за исключением аварийных резервуаров), выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между стенками оболочки и резервуара должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.

В двустенных резервуарах межстенное пространство может быть заполнено азотом или жидкостью, удовлетворяющей следующим требованиям: ее плотность должна быть выше плотности топлива, температура вспышки не должна быть ниже 100 °С; сама жидкость не должна вступать в реакцию с материалами конструкции и топливом, сохранять функциональные свойства при температурах эксплуатации резервуаров. В качестве подобной жидкости может использоваться, например, этиленгликоль.

Жидкостью должно быть заполнено все межстенное пространство резервуара. Возможность понижения уровня в нем должна быть исключена (например, посредством устройства расширительного бачка).

При заполнении межстенного пространства резервуара азотом избыточное давление в нем не должно превышать 0,02 МПа и не быть ниже 0,01 МПа. Для защиты от чрезмерно высоких и слишком низких давлений служит предохранительный клапан.

Двустенными в обязательном порядке должны быть:

■ многокамерные резервуары для одновременного хранения бензина и дизельного топлива;

Технологическое оборудование АЗС

АЗС или в расшифровке автозаправочная станция – технико-технологический комплекс, состоящий из сооружений и резервуарного оборудования, расположенных на ограниченной площади. Основная деятельность комплекса – обслуживание автотранспорта топливом.

Автозаправочная станция является составной частью системы удовлетворения потребности потребителей в нефтепродуктах конкретного назначения. В роли потребителей при этом выступают как автотранспортные предприятия разного масштаба и профиля, так и частные собственники автомобильного транспорта (физические лица).

Направления деятельности

Услуги АЗС

Услуги, оказываемые на автозаправочных станциях корпоративным и частным клиентам, делятся на 2 группы.

  1. Основная деятельность прописана в названии автозаправочной станции – заправка автомобилей разных мощностей, габаритов и классов топливом. В качестве последнего может предлагаться:
    • бензин;
    • масла/смазки;
    • специальные жидкости;
    • дизель.
  2. Вспомогательный сервис отличается в зависимости от эксплуатации оборудования для АЗС, запроса потребителей и других условий работы. Полный комплекс обычно включает:
    • продажу автокомпонентов;
    • реализацию автоаксессуаров;
    • прием отработанной тары из-под масел, смазок, топлива;
    • техобслуживание автомобилей;
    • консультации автовладельцев;
    • услуги для водителей и пассажиров (уборная, напитки, фастфуд) и т. д.

Классы автозаправочных станций

Виды автозаправочных станций

Автозаправочные станции классифицируют по 6 признакам – конструктивному исполнению, функциональному назначению, ассортименту продаваемых ГСМ, способу размещения оборудования и резервуаров АЗС, месторасположению и набору оказываемых услуг. Существуют также заправки, работающие круглосуточно или только в дневную смену.

По конструктивному исполнению автозаправки могут быть стационарными или мобильными. В зависимости от резервуарного оборудования их делят на комплексы с емкостями подземного или наземного монтажа. Существует и третий вариант, когда резервуар для ГСМ устанавливается на транспортную платформу (передвижные автозаправочные станции).

Базовые параметры для классификации АЗС:

  • количество заправочных колонок;
  • пропускная способность (количество машин, пропускаемых через заправку во время пиковых нагрузок или в течение суток);
  • общая вместительность резервуаров парка.

Оборудование для АЗС

Технологическое оборудование для АЗС, которое определяет эффективность ее работы и окупаемость инвестиций в ее строительство, размещают по линиям. Последних насчитывается 4.

Линия наполнения

Линия наполнения на АЗС

Система наполнения – забора топлива в резервуар из автоцистерны – делится на два участка: один входит в консрукцию резервуара, другой нет. Конструкцию первого формируют:

  • трубопровод диаметром труб 80 мм (толщина трубной стенки от 0,4 см);
  • рассекатель потока топлива (концевая часть трубопровода, заеденная в резервуар не ближе, чем в 100 мм от его дна);
  • фланец присоединения (вторая концевая часть трубопровода).

2-й участок составлен межблочными трубопроводами колодцев (приемного, насосного). Приемный колодец состоит из поста управления, штуцера, запорной арматуры, муфты и фильтра. Штуцер нужен для подсоединения к сети для испытаний герметичности резервуара. Запорная арматура предупреждает аварии. Фильтр-гидрозатвор снижает риски возгораний (работает как огнепреградитель).

Линия выдачи

Оборудование для АЗС, осуществляющее подачу ГСМ из резервуара к топливораздаточной колонке, формирует линию выдачи. Помимо резервуарного оборудования и ТРК, она включает:

  • трубопровод приемки топлива (диаметр труб – 50 мм, толщина стенки не меньше 3 мм);
  • клапан приемный (нужен для сбора ГСМ на удалении от 15 см до днища резервуара);
  • огнепреградитель;
  • запорную арматуру (2 комплекта, расположены в технологическом колодце резервуарного оборудования и перед колонкой – по всему данному участку трубы укладываются в специальные лотки во избежание протечек нефтепродуктов в почву);
  • трубопровод для подачи ГСМ к распределительному пункту.

Деаэрация

Линия даэрации на АЗС

  • Стальным трубопроводом (участок с дыхательным клапаном на конце, обязательно оснащается запорной арматурой перед клапаном). Дыхательный клапан в данном случае должен срабатывать при давлении в системе 0,0014 МПа с погрешностью в 50 Па, вакууме (от 100 до 150 Па). Ставится клапан на высоте 2,5 м от поверхности площадки конца трубки. Контроль осуществляется мановакуумметром с подключенной запорной арматурой.
  • Магистралью, соединяющей резервуарное оборудование со стальной секцией наземного расположения (прокладывается в шахте).

К оснащению этой зоны выдвигаются самые жесткие требования по оборудованию АЗС.

Отведение воды со шламом

Обесшламливание – удаление из резервуарного оборудования для АЗС воды с примесями твердых частиц. Последние называют шламом. Технику, установленную на участке, используют и для очистки резервуаров.

Что сюда входит:

  • Передвижная часть – шланги откачки и слива, емкость для сбора воды с примесями и ручной насос.
  • Стационарный участок – трубопровод диаметром секций 40 мм, собирающим коллектором на одном конце (проходит не дальше, чем в 1 см от днища резервуара) и штуцером на другом. Штуцер оснащается герметичной заглушкой. Его задача – обеспечить соединение резервуарного оборудования и шланга откачки (или насоса с моющим раствором).

Купить оборудование для АЗС

Заказать оборудование для АЗС

Воспользуйтесь предложением от производителя. Чтобы заказать оборудование для АЗС – резервуары и парки из нашего каталога, – свяжитесь с нами по телефону, email, через форму обратной связи на сайте. Все реквизиты есть в разделе контактов. Ждем вашей заявки: все ответы на вопросы о техническом оснащении автозаправочных станций вы найдете здесь.

Читайте также: