1828 1830 лермонтов в московском университетском благородном пансионе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнил: Беселев Максим, ученик 8 класса.

Руководитель: Барышева Е.Ф., учитель русского языка и литературы I кв. категории.

1. Московский Университетский благородный пансион эпохи Лермонтова.

2. Годы пребывания М. Ю. Лермонтова в Университетском Благородном пансионе.

3. Произведения, созданные в годы учебы в пансионе.

I V . Библиография.

I . Введение.

Объект исследования – жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова в Московском Благородном пансионе.

Тема исследовательской работы: роль данного периода жизни в формировании дальнейшего творчестве поэта.

Проблема: отсутствие единого систематизированного информационного ресурса, полно и широко раскрывающего данную тему.

Актуальность: приобщение к миру искусства, духовной культуре русского народа.

Перспектива: материал может использоваться на уроках литературы при изучении биографии писателя.

Цель исследования:

приобретение новых знаний о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова,

Задачи:

изучить литературу по интересующей меня теме;

найти информационные источники (справочники, энциклопедии, мемуарная литература, искусствоведческая литература, интернет – ресурсы);

изучить и проанализировать данные различных информационных источников;

Гипотеза:

Основная часть.

Московский Университетский благородный пансион эпохи Лермонтова.

Московский Университетский благородный пансион (1779 — 1830) — пансион при Московском университете, закрытое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей.

В 1818 году предполагалось окончательно закрепить разделение пансионеров на 3 класса: высший, средний и низший, каждый из которых состоял из двух отделений — старшее и младшее. Кроме этого был ещё "приготовительный" .

Каждый учащийся занимался по различным дисциплинам в том классе, который соответствовал его познаниям. Ученики старшего отделения посещали лекции в университете. Раз в полгода проводились испытания, годовые экзамены были публичными.

Программа, рассчитанная на 6 лет, включала математику (с началами высшей) и механику, отечественную и иностранную словесность, закон Божий и священную историю, римское право, российское законоведение, иностранные языки (французский, немецкий, английский, итальянский), классические языки, историю, мифологию, светское воспитание, искусства (музыка, рисование, живопись, танцы, фехтование, верховая езда), гражданскую архитектуру, военные дисциплины, логику, историю философии, политическую экономию, нравоучение, риторику, эстетику.

Дополнительно (вне уроков) изучались статистика России. В пансионе имелась большая библиотека

В пансион принимались мальчики 9—14 лет по представлении свидетельства о дворянском происхождении и после предварительных испытаний, в ходе которых выяснялся уровень подготовки и определялась индивидуальная программа для будущего воспитанника.

Пансион готовил к военной, статской, придворной и дипломатической службе. С 1818 года воспитанники пансиона получили ряд привилегий: присвоение по окончании прав и чинов X—XIV классов, право производства в офицеры независимо от вакансий (по прошествии 6-месячного срока в низших званиях) и другие. Желающие продолжить образование в университете производились в студенты сразу же по окончании и часто оставались жить в пансионе.

После 1825 года пансион был лишён части привилегий в связи с причастностью многих воспитанников (Н. С. и П. С. Бобрищевы-Пушкины, П. Г. Каховский, Н. М. Муравьёв, В. Ф. Раевский, С. П. Трубецкой, А. И. Якубович) к восстанию декабристов. В 1830 получил статус гимназии (с 1833 Московский дворянский институт).

Среди воспитанников пансиона были литераторы И. П. Панин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. Ф. Вельтман, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; прославленные военные А. П. Ермолов, И. Н. Инзов и другие.

2. Годы пребывания М. Ю. Лермонтова в Университетском Благородном пансионе .

Годы пребывания М. Ю. Лермонтова в Университетском Благородном пансионе (1828—1830) — столь же мало изученная страница в биографии поэта, как и другие периоды в его жизни.

Воспользовавшись тем, что занятия в пансионе велись по индивидуальным программам, Лермонтов за шесть месяцев осилил годовой курс.

После экзамена Лермонтов был переведен из четвертого класса в пятый. За успешные занятия он получил два приза — книгу и картину.

А в 20-х числах декабря в Москву приехал из Кропотова Юрий Петрович Лермонтов.

Второе письмо в Апалиху, датированное приблизительно 21 декабря 1828 года, преимущественно посвящено ученическим успехам Мишеля:

Скоро я начну рисовать с (buste) бюстов… какое удовольствие! К тому ж Александр Степанович [Солоницкий] мне показывает также, как должно рисовать пейзажи.

Домашний учитель Лермонтова Алексей Зиновьевич Зиновьев, даровитый педагог, знаток языков и словесности, поборник свободы личности, куда как лучше других разглядел и понял своего питомца:

Осенью М. Ю. Лермонтов с бабушкой переезжает с Поварской улицы на Малую Молчановку, в дом Чернова. Их соседями были Лопухины. С ровесником Алексеем Лопухиным впоследствии Михаил был очень дружен.

За полгода Михаил проходит программу четвертого класса и переходит в пятый, получив два приза: книгу и картину.

В письме к тетке М. А. Шан-Гирей перед Новым годом он прикладывает стихотворение “Поэт”. Именно к 1828 году сам М. Ю. Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности: “Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту

переписывал и прибирал их, они еще теперь у меня”, – писал он спустя два года. В 1828 году написаны “Осень”, “Заблуждение Купидона”, “Цевница”, “Кавказский пленник”, “Корсар”.

В марте выходит альманах Московского университетского благородного пансиона: “Цефей. Альманах на 1829 год. Москва”.

Там под псевдонимом, возможно, опубликованы первые литературные опыты поэта.

Он продолжает посещать Московский театр и восхищается игрой П. С. Мочалова.

6 апреля по случаю девятого выпуска на торжественном собрании среди отличившихся учеников был назван и М. Ю. Лермонтов.

он проводит с бабушкой под Москвой в имении Е. А. Столыпиной Середниково. В 1829-1830 годах поэт пишет две редакции “Демона”. В начале весны пишет повесть “Джюлио”.

11 марта пансион неожиданно посетил Николай I и остался крайне недоволен вольными порядками, царившими там. В результате пансионы были преобразованы в гимназии. В середине апреля выдано свидетельство из Благородного пансиона “Михаилу Лермонтову в том, что он в 1828 году был принят в пансион, обучался в старшем отделении высшего класса разным языкам, искусства и преподаваемым в оном нравственным, математическим и словесным наукам… с весьма хорошими успехами; ныне же по прошению его от пансиона с сим уволен”.

Лето поэт провел на даче в Середниково, пишет там ряд стихов, в том числе и в ответ на революцию во Франции 18 июля. 17 августа с бабушкой и кузинами поэт пришел на богомолье в Троице – Сергиеву лавру, где написал стихотворение “Нищий”. Примерно тогда же он пишет стихи “Стансы”, “Ночь”, “Чума”.


Окт 25, 2017 | 0 комментариев

М. Ю. Лермонтов в Московском университетском благородном пансионе. 1828 — 1830 годы

Если обратиться к биографии и описанию жизни Лермонтова, то в период с 1828 — 1830гг., Лермонтов учится в Московском университетском благородном пансионате.

Лермонтов 1828 — 1830

М. Ю. Лермонтов в Московском университетском благородном пансионе. 1828 - 1830 годы

Хотя, Лермонтов был талантливым и способным учеником, однако закончить пансионат ему не удалось. Николаю Первому доложили о том, что многие учащиеся мечтают о революции. Николай Первый самолично прибыл в пансионат, а убедившись в правдивости информации, в том что в учеников слишком вольное воспитание, закрывает заведение и преобразовывает его в гимназию. После чего, учеба отроков проходит под розгами учителей и их строгим контролем. Лермонтов не смог выдержать такого отношения, и не доучившись несколько месяцев, покидает стены заведения, после чего поступает в университет, но это уже другой период его жизни.

Осенью М. Ю. Лермонтов с бабушкой переезжает с Повар­ской улицы на Малую Молчановку, в дом Чернова. Их соседями были Лопухины. С ровесником Алексеем Лопухиным впоследст­вии Михаил был очень дружен.

За полгода Михаил проходит программу четвёртого класса и переходит в пятый, получив два приза: книгу и картину.

Он продолжает посещать Московский театр и восхищается игрой П. С. Мочалова.

6 апреля по случаю девятого выпуска на торжественном соб­рании среди отличившихся учеников был назван и М. Ю. Лер­монтов.

Читайте также: