Образ летописца в повести временных лет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Летописное дело возникло на Руси очень рано, что свидетельствует о высоком культурном уровне, достигнутом древней Русью спустя небольшой промежуток после того времени, когда начала иметь значение книжная культура.

1. 1039 год. Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года (из греческих хроник и местного фольклора). Учреждена митрополия в Киеве. Этот свод создается для идеологического обоснования стремления Руси к церковной и политической независимости от Византии. Это первое обощающее историческое произведение на Руси поставило себе задачу упрочить церковный и тем самым политический авторитет Русской земли как равноправной с другими землями. На основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала.

2. На его основе и на основе Новгородской летописи 1036 года возник в 1050 Древний Новгородский свод.

3. 1073 г. в Киево-Печерском монастыре Первый Киево-Печерский свод, включивший в себя Древнейший Киевский 1039 года и дополненный вставками, продолженный статьями о событиях, начиная с кончины Ярослава Мудрого. (Никон игумен). Этот монастырь стал средоточием русской национальной идеи в стремлении отстоять независимость русской церкви от византийской иерархии. Патриотическое отношение к своей земле, к ее чести и достоинству, летописец заботится о благополучии русского народа, интересами которого пренебрегают князья.

4. 1095 год. Первый Киево-Печерский, Древний Новгородский свод 1050 года, материалы греческого Хронографа, Паримийника составили Второй Киево-Печерский свод, иначе Начальный, здесь же устные рассказы Яна Вышатича и житие Антония Печерского. Еще более оппозиционный. Летописец обрушивается на Святополка Изяславича, только что восшедшего на престол с суровыми упреками (святополк не оказал должного сопротивления половцам), обвиняя его в том, что он пренебрегает интересами народа ради богатства и насилия. Но Начальный свод не только не выступал против княжеской власти, но всячески ее поддерживал в положительных действиях – в интересах крепости русской государственности.

Рыбаков считал, что первый Киевский летописный свод был создан в 996-997 гг при Десятиной церкви.

Свод 1113 года уже утрачивает оппозиционный характер, потому что Святополк примирился с монастырем.

2. Тема Родины является определяющей. Интересы Родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя. Несмотря на неизбежную пристрастность оценок летописца, идея славянского единства и идея общности целей и интересов всей Русской земли проходят через все изложение событий. Автор резко осуждает княжеские усобицы, распри, ослабляющие могущество Русской земли, призывает блюсти и защищать русскую землю от внешних врагов, печенегов, затем половцев. Основная политическая тенденция: утверждение идеи единства Русской земли, осуществляемого князьями рюриковского дома. Призывы постоять за русскую землю, объединиться обретают стилистическое выражение. Например, Ярослав, умирая, завещает детям жить в любви. Если будете жить в любви, бог будет с вами и покорит врагов ваших. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добывали трудом свои великим.

Отразилась классовая борьба в Киевском государстве. 1068 – восстание в Киеве после поражение Ярославичей в битве с половцами на Альте. Киевляне освободили Всеслава и он сел на киевский престол. Летописец на стороне восставших, потому что побудительной причиной было желание постоять за русскую землю (Изяслав оружия киевлянам не дал)

Ольга– образ мудрой женщины, наделенной красотой, сильной волей, настойчивостью и находчивостью. Она – преданная супруга, попечительная мать, устроительница Русской земли, отважная воительница и – после крещения – столп христианской веры, первая в русском княжеском роде принявшая крещение., становящаяся духовной начальницей Русской земли.

Святослав– изображен как самый воинственный русский князь. Суровый, простой и сильный воин. Война – его обычная стихия. Одним своим именем он наводит страх на врагов: печенеги разбегаются, услышав, что на них идет Святослав. Одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар, берет город Переяславец., против стотысячной греческой рати выступает с десятью тысячами воинов и одолевает греков. Для него очень важны честь и достоинство воина, бежать с поля битвы – несмываемый позор.

Владимир. С одной стороны, это князь – язычник с необузданными страстями (ради женитьбы на Рогнеде убивает Рогволда и двух его сыновней. С помощью воеводы Ярополка – изменника Блуа, которого он соблазняет наградами, убивает Ярополка, занимает киевский престол, берет себе в жены вдову, уже беременную сыном Святополком. Ставит языческих идолов в Киеве, приносит им жертвы после удачных походов, предается распутству с многочисленными женами; с его ведома приносят в жертву идолам сына варяга-христианина). С другой стороны, это идеальный правитель – христианин, наделенный добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим. (988 год, Корсунь, царевна Анна). Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином автор доказывает превосходство христианской морали над языческой.

Летописное дело возникло на Руси очень рано, что свидетельствует о высоком культурном уровне, достигнутом древней Русью спустя небольшой промежуток после того времени, когда начала иметь значение книжная культура.

1. 1039 год. Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года (из греческих хроник и местного фольклора). Учреждена митрополия в Киеве. Этот свод создается для идеологического обоснования стремления Руси к церковной и политической независимости от Византии. Это первое обощающее историческое произведение на Руси поставило себе задачу упрочить церковный и тем самым политический авторитет Русской земли как равноправной с другими землями. На основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала.

2. На его основе и на основе Новгородской летописи 1036 года возник в 1050 Древний Новгородский свод.

3. 1073 г. в Киево-Печерском монастыре Первый Киево-Печерский свод, включивший в себя Древнейший Киевский 1039 года и дополненный вставками, продолженный статьями о событиях, начиная с кончины Ярослава Мудрого. (Никон игумен). Этот монастырь стал средоточием русской национальной идеи в стремлении отстоять независимость русской церкви от византийской иерархии. Патриотическое отношение к своей земле, к ее чести и достоинству, летописец заботится о благополучии русского народа, интересами которого пренебрегают князья.

4. 1095 год. Первый Киево-Печерский, Древний Новгородский свод 1050 года, материалы греческого Хронографа, Паримийника составили Второй Киево-Печерский свод, иначе Начальный, здесь же устные рассказы Яна Вышатича и житие Антония Печерского. Еще более оппозиционный. Летописец обрушивается на Святополка Изяславича, только что восшедшего на престол с суровыми упреками (святополк не оказал должного сопротивления половцам), обвиняя его в том, что он пренебрегает интересами народа ради богатства и насилия. Но Начальный свод не только не выступал против княжеской власти, но всячески ее поддерживал в положительных действиях – в интересах крепости русской государственности.

Рыбаков считал, что первый Киевский летописный свод был создан в 996-997 гг при Десятиной церкви.

Свод 1113 года уже утрачивает оппозиционный характер, потому что Святополк примирился с монастырем.

2. Тема Родины является определяющей. Интересы Родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя. Несмотря на неизбежную пристрастность оценок летописца, идея славянского единства и идея общности целей и интересов всей Русской земли проходят через все изложение событий. Автор резко осуждает княжеские усобицы, распри, ослабляющие могущество Русской земли, призывает блюсти и защищать русскую землю от внешних врагов, печенегов, затем половцев. Основная политическая тенденция: утверждение идеи единства Русской земли, осуществляемого князьями рюриковского дома. Призывы постоять за русскую землю, объединиться обретают стилистическое выражение. Например, Ярослав, умирая, завещает детям жить в любви. Если будете жить в любви, бог будет с вами и покорит врагов ваших. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добывали трудом свои великим.

Отразилась классовая борьба в Киевском государстве. 1068 – восстание в Киеве после поражение Ярославичей в битве с половцами на Альте. Киевляне освободили Всеслава и он сел на киевский престол. Летописец на стороне восставших, потому что побудительной причиной было желание постоять за русскую землю (Изяслав оружия киевлянам не дал)

Ольга– образ мудрой женщины, наделенной красотой, сильной волей, настойчивостью и находчивостью. Она – преданная супруга, попечительная мать, устроительница Русской земли, отважная воительница и – после крещения – столп христианской веры, первая в русском княжеском роде принявшая крещение., становящаяся духовной начальницей Русской земли.

Святослав– изображен как самый воинственный русский князь. Суровый, простой и сильный воин. Война – его обычная стихия. Одним своим именем он наводит страх на врагов: печенеги разбегаются, услышав, что на них идет Святослав. Одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар, берет город Переяславец., против стотысячной греческой рати выступает с десятью тысячами воинов и одолевает греков. Для него очень важны честь и достоинство воина, бежать с поля битвы – несмываемый позор.

Владимир. С одной стороны, это князь – язычник с необузданными страстями (ради женитьбы на Рогнеде убивает Рогволда и двух его сыновней. С помощью воеводы Ярополка – изменника Блуа, которого он соблазняет наградами, убивает Ярополка, занимает киевский престол, берет себе в жены вдову, уже беременную сыном Святополком. Ставит языческих идолов в Киеве, приносит им жертвы после удачных походов, предается распутству с многочисленными женами; с его ведома приносят в жертву идолам сына варяга-христианина). С другой стороны, это идеальный правитель – христианин, наделенный добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим. (988 год, Корсунь, царевна Анна). Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином автор доказывает превосходство христианской морали над языческой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Нестор - русский летописец……………………………………………….4

"Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, получает душе великую пользу" Нестор Летописец

Обращаясь всё к той же летописи, можно говорить, что Нестор родился в 1064 году. Умер же летописец в 1114 году. Достигнув 17-ти летнего возраста, он отправился в Печорскую обитель, где принял монашеский постриг. В Печорской лавре проживало большое количество достойных братьев. Будущему летописцу было с кого брать пример. Нестор постоянно самосовершенствовался: духовно и умственно.

Летописец обладал незаурядными умственными способностями, с уважением относился к различным знаниям, церковь же в этом отношении была очень консервативна. Первым письменным произведением Нестора стало житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за его авторством идет житие преподобного Феодосия Печорского. Житие преподобного выдающиеся произведение русской письменности 11 века.

Нестор - русский летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел в Печерский монастырь к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг в монашество будущего летописца уже преемник Феодосия, игумен Стефан. При этом же игумене монах Нестор становится иеродиаконом. Согласно летописным данным, произошло это не раньше 1078 года. Чистотой своей жизни, молитвой и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев.

В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Он глубоко ценил истинное знание. "Великая бывает польза от учения книжного. Книги — это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души", — писал он.

В 80-х годах Нестор написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году. Старший из известных историкам списков "Чтения…" относится к XVI веку. Историю гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предваряет обширным историческим введением, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. Борис и Глеб выступают в "Чтении…" как носители христианских добродетелей — смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней.

Немного позже преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему выкопать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия. Особенно выделяется в "Житии" образ матери Феодосия: вопреки традиции, Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, а, напротив, женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь мальчика, мечтающего лишь о богоугодных делах и монашестве.

Главным плодом деятельности преподобного Нестора было составление "Повести временных лет", окончание которой относят к 1112-1113 годам. Круг источников киевского летописца был необычайно широк для того времени. Нестор пользовался предшествующими русскими летописными сводами и сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различными историческими сборниками, рассказами старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников. Он не только собрал массу разнородной информации, но и привел ее к общему знаменателю, осмыслив не в контексте временной исторической ситуации, а в контексте вечности. Нестор Летописец написал историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

В "Повести временных лет" Нестор повествует о первом упоминании русского народа в церковных источниках в 866 году, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной княгини Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников Феодора и Иоанна, о "испытании вер" святым равноапостольным князем Владимиром и о Крещении Руси. Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, через века ставшей Лаврой, о ее основателях и подвижниках.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

"Повесть временных лет" и ее автор инок Нестор-летописец представляют собою удивительное явление русской культуры, ее гордость и славу, немеркнущие вот уже девять столетий. По степени гениальности исполнения из современных Повести произведений очень трудно (если вообще возможно) найти нечто сопоставимое – разве что "Слово о полку Игореве". Однако надо сказать, что перед певцом Слова, посвятившим свое сочинение описанию похода князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году, стояла не столь грандиозная задача, нежели перед автором "Повести временных лет", который вознамерился ответить на вопрос: "Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть".

С этой задачей Нестор справился столь успешно, что его творение стало образцом для последующих поколений русских летописцев – не случайно поздние летописные своды начинались именно с несторовой "Повести".
Последующих летописцев, как и нынешних исследователей, привлекала и привлекает, прежде всего, широта исторического взгляда Нестора, а точнее сказать – широта его миропонимания. Свое повествование он начинает с библейских времен, с Великого Потопа, вводя тем самым русскую историю в мировой исторический процесс, делая ее причастной к мировой истории. Затем у него идет рассказ об эпохе общеславянского единства. Тем самым Нестор демонстрирует связь древнерусской истории со славянской историей. И лишь потом летописатель переходит к изложению исторического материала, относящегося к восточным славянам и людям Древней Руси. Необходимо учесть, что эти построения становились особенно значимыми на фоне высказываний митрополита Иллариона о Русской земле, которая "ведома и слышима всеми конци земли".

Нестор-летописец, следовательно, закладывал первые основы идеи всемирности русской истории и русского народа, которая у наших мыслителей XIX века (в частности у Ф.М.Достоевского) приобретет мессианское предназначение.

Нестор творил, разумеется, не на пустом месте. В плане идейном он мог опереться, насколько мы только что убедились, на митрополита Иллариона, на его блистательное "Слово о Законе и Благодати". Но и в летописном деле у него были предшественники, занимавшиеся летописанием далеко уже не одно десятилетие.

Поэтому "Повесть временных лет" создавалась в довольно насыщенной творческой среде, и ее следует рассматривать как своего рода итог развития древнерусского летописания. Правда, относительно начала летописного дела на Руси в науке нет единства мнений.

Существуют три точки зрения на сей счет. Одни исследователи (в частности Б.А.Рыбаков) связывают возникновение летописного жанра с далеким временем князя Аскольда, полагая, что в конце IX века была составлена так называемая "Аскольдова летопись".

Другие специалисты (например, А. Н. Насонов, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин) относят появление летописных записей к исходу X века, когда было составлено "Сказание о русских князьях", а при Десятинной церкви, созданной заботами князя Владимира Крестителя, стали вестись записи летописного характера.

Третья точка зрения относит возникновение летописного дела к 30-м годам XI века, связывая его со строительством Софии Киевской. На этой точке зрения стоял А.А.Шахматов, следовавший за ним М.Д.Приселков, к ней склонялся также Д.С.Лихачев, допуская, впрочем, здесь и 40-е годы XI столетия.

Трудами А.А.Шахматова была установлена предыстория ""Повести временных лет": благодаря глубокому проникновению в русские летописи, исследователь выявил ряд летописных сводов, ей предшествовавших, – это и свод 1039 года, и свод Никона Печерского, и Начальный свод конца XI века. Стало быть, Нестор, приступая к составлению своей летописи, имел под руками обильные летописные материалы, на основе которых он создал новый монументальный свод – "Повесть временных лет".

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм " Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Имя Нестора навсегда вписано в русскую историю. Благодаря этому человеку, мы имеем достоверные и более-менее подробные сведения о наших славных предках. Летописец жил в тяжелые времена. На Руси начинались усобицы, постоянно совершали набеги на Русь и кочевники. Печерская обитель, в которой жил летописец, была разорена кочевниками в 1096 году. Наш герой сильно переживал, но, не смотря на трудности, продолжил свой путь. Летописец Нестор похоронен в пещерах Антония Печерского. Нестор почитается русской православной церковью.

Главная историческая заслуга Нестора состоит в том, что он создал историко-художественное произведение, не имевшее аналогов в европейской средневековой историографии. Показал, что наш народ имеет свою историю, которой может гордиться

Источником для автора первой редакции послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы.

Каткое содержание

В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.

Готовые работы на аналогичную тему

Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.

Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.

В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.

Литературный анализ

Юные годы

Предположительно, Нестор появился на свет в 1056 году, на Белом Озере. По всей видимости, его семья была довольно зажиточной, поскольку мальчик получил достойное образование, что по тем временам было признаком особого социального статуса и достатка.

Киево-Печерский монастырь

В возрасте семнадцати лет юноша пришел в Киево-Печерский монастырь, чтобы пройти испытание послушанием. Быт в этом монастыре основывался на строжайшем воздержании. Послушникам полагалась самая скромная пища – хлеб и вода. Нередко практиковалось добровольное голодание, и все свободное время уделялось молитвам и мыслям о господе.

Спустя время Нестор принял постриг, и стал монахом. В стенах монастыря он занимался летописью, и это занятие стало делом всей его жизни.

Летописи

Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира, которым суждено было умереть от руки сводного брата Святополка. Будучи глубоко верующими людьми, братья со смирением приняли мученическую смерть от жестокого родственника, боровшегося за единоличную власть.

Память

Нестор прожил долгую благочестивую жизнь, оставив весомый след в истории. После смерти летописец был похоронен в пещерах Киево-Печерского монастыря, а в дальнейшем был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Кроме того, Нестор входит в список святых Римско-католической церкви. День памяти монаха отмечается 9 ноября.

Памятники Нестору Летописцу находятся в Киеве, Владимире, Борисполе. В родной обители святого возведены два храма имени преподобного.

Читайте также: