Звук э буква э 2 класс перспектива презентация и конспект

Обновлено: 08.07.2024

Образовательная: научить писать слова с буквой э, правильно произносить согласные звуки перед звуком [э].

Воспитательная: воспитать интерес к родному языку, культуру устной и письменной речи, культуру поведения и общения.

Предметные - учащиеся научатся орфографически верно писать слова с буквой э (в том числе имена собственные); правильно произносить согласные звуки перед звуком [э]. Составлять предложения из слов с буквой Э и правильно их записывать.

Межпредметные – соблюдать в жизни нормы речевого этикета и правила устного общения, осознавать цели и задачи урока, выполнять учебные действия, следовать инструкции учителя и алгоритмам, осуществлять самопроверку; находить, сравнивать, анализировать и характеризовать единицы языка, осуществлять синтез, как составление целого из частей (составление предложения, текста).

Личностные – проявлять познавательный интерес к изучению родного языка, чувство сопричастности к сохранению богатства русского языка.

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой учащихся: какие качества помогут вам хорошо усвоить тему урока?

Проверка готовности к уроку.

Ответы учеников: (внимание, сосредоточенность, старание)

2. Актуализация знаний (постановка проблемной ситуации)

Повторение материала о гласных звуках и буквах. Сколько букв в русском алфавите? Сколько букв, обозначающих гласные звуки? Сколько гласных звуков? Какой звук называют гласным? Назови гласные, показатели твердости. Назови, гласные, показатели мягкости.

При правильном ответе открываются буквы, но одна буква обозначена вопросительным знаком (р д у ? т и )

Попробуйте составить слово из этих букв.

Постановка проблемной ситуации (в русском алфавите не было этой буквы).

Расскажу я вам сегодня сказ о мудром купце и буковке в ларце.

Рассказ о купце.

Долго ли коротко длилось его путешествие, объездил много стран и нашел в стране греческой ларец, а в нем букву заветную.

Только открыть его поможет загадка.

Она на букву С дивится,

Словно в зеркало глядится.

«Сходство есть наверняка,

- Какая это буква?

Определите тему и цель урока.

-Какой звук она обозначает?

-Дайте характеристику звуку.

-Какое слово собрал купец?

Слов на букву Э мало, многие пришли в наш язык из других языков, часто их значение нам не понятно. Решить эту проблему нам помогут…

Вернулся купец с буквой новой в город Санкт-Петербург, по реке Неве, да в центр города, к главному музею Эрмитажу. А вместе с ним да буквой Э приплыли гости заморские -слова с буквой Э, да люди интересные.

Встречал путешественников экипаж, на котором гостей повезли с городом знакомиться.

На первом корабле приплыл художник и слова имеющие к нему отношение:этюд, этюдник, эскиз, Эдуард Мане, пейзаж, силуэт

Рассказ о значении слов.

На втором корабле приплыл поэт со словами на эту тему. Знакомство со словами: поэт, поэма, Эдуард Успенский.

На третьем корабле приплыл музыкант со своими словами. Прослушивание этюдов, знакомство со значением слов: этюд, дуэт, Фредерик Шопен

учащихся отвечают на вопросы

Составить слово не получается

Слушают рассказ учителя.

-Определяют тему и цель урока: звук [э], буква э. учиться писать слова с буквой э.

Дают характеристику звуку [э].

Собирают из букв слово (в толковом словаре находят его значение).

Приходят к выводу о сравнительно небольшой частоте употребления буквы Э.

Узнать значение непонятных слов можно:

-в толковом словаре

-спросить у взрослых

Слушают рассказ, знакомятся с новыми словами и помогают раскрывать значение этих слов.

3. Самоопределение к деятельности

Работа в тетради.

Минутка чистописания. Буква Ээ. учитель показывает образец.

Запишите транскрипцию слова пена и поэт.

-Что интересного заметили?

- Чему будем еще учиться на уроке?

Учащиеся пишут буквы Э и э в тетради, по образцу оценивают правильность написания буквы Ээ.

Буквы Е и Э обозначают звук [э].

Правильно писать в словах и не путать букву э с буквой е.

4. Работа по теме урока

Вспомните и назовите слова с буквой Э в начале и в середине. Исследуйте и распределите слова по двум группам. В первую группу запиши слова с буквой Э в начале слова, во вторую – слова с буквой Э в середине.

Какие знакомые орфограммы встретились?

Все слова с буквой Э можно отнести к словам с непроверяемым написанием, т.е. их надо запомнить!

Исследовательская работа. Работа в тетради.

Учащиеся объясняют значение слова, не называя его, остальные ребята отгадывают слово, анализируют и записывают в нужный столбик.

Называют изученные орфограммы

Заглавная буква в именах собственных (если назовут)

5. Продолжение работы по теме урока

-(Устная фронтальная работа) составь алгоритм написания предложения или текста.

На что надо обратить внимание, чтобы работа получилась правильно и хорошо?

-Составьте и запишите в тетрадь предложение с одним из слов.

-Придумайте и запишите еще одно или два предложения так, чтобы получился текст.

Устно составляют алгоритм, дают рекомендации перед успешным написанием предложений:

- записать предложение в тетрадь

Самостоятельно записывают предложение в тетрадь.

(Работают в парах по желанию).

Учащиеся читают свои предложения.

Записывают еще предложения (работают в парах)

Что интересного узнали о букве?

Паруса нашего корабля не готовы. Понадобится ваша помощь.

Каждый из вас получил изображение буквы Э.

-красным (все понятно на уроке, все получилось)

-зеленым (немного затруднялся с заданиями, не все понял)

-синим (было трудно, не получилось).

Приклей букву на парус.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры.

Разукрашивают букву и приклеивают на паруса на корабле (на доске).

7. Подведение итогов урока

Продолжи фразу: на уроке я узнал, что…

Домашнее задание – записать несколько новых слов с буквой э в тетрадь, уметь объяснить их значение.

отвечают на вопрос

записывают задание на дом.

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (1 минута)
  3. Словарно-орфографическая работа (10 минут)
  4. Формулирование темы урока (3 минуты)
  5. Изучение нового материала (20 минут)
  6. Закрепление изученного (3 минут)
  7. Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
  8. Домашнее задание (1 минута)

Комментированная запись числа.

- Какую букву и звук изучали на прошлом уроке?

- Чем различаются буквы и и й?

- Какое правило переноса запомнили?

Отвечают на вопросы

- Запишем и запомним новые словарные слова.

- Угадайте первое слово.

Движущаяся лестница в метро называется…

- Все вместе произнесем это слово.

- Кто-нибудь знает, как записать слово [эскалатар]?

- Запишем слово эскалатор

- Прочитайте слово эскалатор по слогам, найдите ударный слог.

- Подчеркните ту часть слова, которую нужно запомнить.

- Произнесем слово по слогам как оно написано (орфографически).

Гусь по улице ползет-

Клювом улицу грызет. (экскаватор)

- Что такое экскаватор?

Экскаватор – землеройная машина для выемки, погрузки земли.

- Все вместе произнесем это слово.

- Кто-нибудь знает, как записать слово [экскаватар]?

- Запишем слово экскаватор

- Прочитайте слово экскаватор по слогам, найдите ударный слог.

- Подчеркните ту часть слова, которую нужно запомнить.

- Произнесем слово по слогам как оно написано (орфографически).

- Как вы понимаете значение слова силуэт?

Силуэт – одноцветное плоскостное изображение предмета на фоне другого цвета, либо очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, либо линии, контур одежды.

Цель: Формирование у учащихся умения правильно различать и отображать на письме звук и букву Э.

Задачи:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • развитие интеллекта и творческих способностей;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развивать словарный состав учащихся.
  • научить детей правильно различать и отображать на письме звук и букву Э;
  • совершенствовать навыки грамотного письма, фонематический слух;
  • познакомить со словами с буквой Э.
  • воспитание организованности, сосредоточенности, аккуратности внимательности;
  • воспитание положительного отношения к учёбе.
  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: мел, доска, карточки (Приложение 2, Приложение 3), ПК, мультимедийная установка, презентация (Приложение 1).

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Ученики: Оформляют тетради.

Учитель: Сегодня наш разговор пойдет о букве Э.

3. Чистописание.

Учитель: Посмотрите на букву Э. На что она похожа? (Приложение 1) (слайд 2)

Ученики озвучивают свои ассоциации (перевёрнутая С, часть Ж, часть Х, перевёрнутая Т, ласточка и другое).

Учитель: Очень хорошо. Сейчас я предлагаю вам вспомнить, как пишется буква Э? (слайд 3, 4, 5)

Учитель комментирует анимацию: Маленькую или строчную букву Э мы пишем во всю строку – сверху донизу, заглавную букву Э пишем, выходя за пределы верхней строки.

Еще раз посмотрим, как пишется заглавная буква Э. Мы её пишем, выходя за пределы верхней строки. (слайд 3, 4, 5). Теперь, пропишем в воздухе заглавную букву Э. Приготовили руку.

Ученики прописывают в воздухе заглавную букву Э вместе с учителем.

Учитель: Теперь на строке после классной работы прописываем заглавную букву Э три раза.

Учитель: Снова смотрим на экран (слайд 3, 4, 5). Вспомним, как пишется строчная буква Э. Мы её пишем, не выходя за пределы верхней строки. Теперь, пропишем в воздухе заглавную букву Э. Приготовили руку.

Ученики: прописывают в воздухе строчную букву Э вместе с учителем.

Учитель: Теперь на этой же строке прописываем строчную букву Э три раза.

Учитель: Смотрим на доску. Соединения каких букв вы здесь видите?

Ученики: Соединения букв Э и М, Э и С.

Учитель: Прописываем на следующей строке соединения этих букв три раза.

4. Работа над новым материалом.

Учитель: Чем интересна буква Э?

Ученики: Не так много слов на букву Э в русском языке.

Учитель: И в основном эти слова заимствованные. Кто знает слова на букву Э?

Ученики называют слова на букву Э.

Учитель: Посмотрите на экран. Здесь представлены слова на букву Э. Прочитаем хором эти слова. (слайд 6)

Ученики читают хором слова.

Учитель: какой звук слышится первым?

Учитель: На следующей строке записываем эти слова через запятую. Подчеркиваем букву Э.

Учитель: Мы с вами выяснили, что чаще всего буква эпишется в начале слова и слышится звук [э]. А иногда звук [э] слышится в середине слова. Произнесите слова, которые вы видите на слайде. (слайд 7)

Ученики: Клей, крем, ветер.

Учитель: Какой звук слышим?

Учитель: Слышим звук [э], а пишем букву Э. Почему?

Ученики: Звучит мягко.

5. Физминутка. (слайд 8)

Спал цветок и вдруг проснулся. (туловище вправо – влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется. (покружиться)

6. Закрепление изученного материала.

На доске написаны слова Муз…й, …хо, в…к, …скимо.

Учитель: Подумайте, в каких словах вы поставите букву Э, а в каких звук [э] только слышим и произносим, а пишем букву Е.

Ученики: Музей, век – пишем букву Е, так как звучит мягко, в словах эхо, эскимо – пишем букву Э, так как буква Э находится в начале слова и мы четко слышим звук [э].

Учитель: Запишите эти слова в два столбика: в один слова с буквой Э, в другой с буквой Е.

Ученики выполняют задание.

Учитель: Что такое век?

Ученики: Единица времени

Учитель: Сколько лет в веке?

Учитель: В каком веке живем?

Ученики: Мы живем в 21 веке.

Самопроверка (с доской).

7. Словарная работа

Учитель: Посмотрите на слово эскимо. Что такое эскимо?

Ученики: Мороженое на палочке.

Учитель: Составьте предложение со словом эскимо.

Ученики составляют предложения. Наиболее удачное предложение записывают.

Учитель: Я знаю стихотворение про эскимо.

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке.
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочке.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква Э.

Учитель: Какие слова кроме слова эскимо с буквой Э вы услышали в стихотворении?

Учитель: Какое правило вы должны помнить?

Ученики: Большая буква в именах.

Учитель: Взяли в руки по эскимо и открываем учебник на стр. 23. Наши друзья для нас приготовили задание.

8. Закрепление изученного материала.

Два ученика работаю по карточкам у доски: выписывают предложения, вставив нужную букву в словах. (Приложение 2)

Два учащихся работаю на карточках со словами, в которых пропущены буквы (выписывают слова, вставив нужную букву). (Приложение 2)

Учитель: Все остальные работаем с упражнение 38. (Приложение 3)

Ученики списывают упражнение, ставят над каждым словом знак ударения.

Ученики проверяют упражнение по предложение.

Учитель: Что такое Москва?

Ученики: Столица нашей родины.

9. Подведение итогов.

Учитель: С какой буквой мы сегодня работали?

Ученики: Мы работали с буквой Э.

Учитель: Как узнать, где буква э, а где только слышим и произносим звук [э]?

Ученики обобщают сведения (звучит мягко – пишем букву Е, если звук [э] слышится в начале слова, пишем букву Э).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Этот звук сказать нетрудно: Рот открыть немножко нужно, Кончик языка – внизу. - Э! – услышим гласный звук. Эскимос, этаж, эстрада, Этикетка, эльф, эскадра.

ЭКСКАВАТОР * К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот закроет рот. * Мы хотели ехать прямо, Посреди дороги – яма И дорожный оператор Шлёт нам в помощь…

ЭСКИМО Любит наша Аллочка Морожено на палочке, Очень вкусное оно А зовётся… (Эскимо)

ЭХО * На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет. *Живёт без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит.

Назовите первый звук во всех словах-отгадках

Назовите слова, которые начинаются на звук Э

ЭКРАН Делим слова на слоги

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 211 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 531 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.10.2016 1860
  • PPTX 8.7 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шепелева Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Материал урока способствует совершенствованию навыка чтения и письма слов с буквой Э; развитию речи, внимания мышления, памяти, любознательности, мелкой моторики; воспитанию у детей самостоятельности, аккуратности при работе в тетрадях.

Описание разработки

Цель: - познакомить детей со звуком [э] и буквами Ээ.

Задачи: совершенствовать навыки чтения и письма слов с новой буквой;

1) формировать умения слышать в словах звук [Э]. Читать с ним слоги, слова и предложения. Упражнять в звукобуквенном анализе, закреплять умение составлять схему предложения

2) развивать речь, слуховое внимание, мышление, память, любознательность, мелкую моторику;

3) воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность,

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Комбинированный

Оборудование: - Букварь, пропись, фишки для звуко - буквенного анализа слов, презентация.

Ход урока

I Орг момент. Проверка готовности к уроку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. (Слайд 1)

– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной буквой русского алфавита и звуком, который она обозначает.

II Актуализация знаний.

- Как подзывают цыплят? ( цып , цып).

- Как лошадка стучит копытами? (цок , цок).

- Как гудит поезд? (у - у - у).

- Как пыхтит тесто? (пых , пых).

- А собака рычит? (р - р - р).

- Гусь как гогочет? (га - га - га).

- Камыш шумит как? (ш - ш - ш).

– Вы пришли сегодня на урок, чтобы узнать чего - нибудь новенького?! Проверим, что вы помните с прошлых уроков?

– Какая бывает речь? (Слайд 2)

– Что значит письменная речь?

– Что значит устная речь?

– Из чего состоит наша речь?

Вывод: Наша речь состоит из предложений.

– Прочитайте, что говорит нам девочка.

Что вы поняли из этой пословицы?

– Сколько слов в этом предложении?

– Кто составит схему предложения?!

– Из чего состоят предложения?

Вывод: Предложения состоят из слов.

– Это слова? (Слайд 3)

Презентация Звук [э] и буквы Ээ

Дополним слоги до слов.

Вывод: Слова состоят из слогов.

– А из чего же состоят слоги?

Как на письме обозначается звук?

У нас сегодня необычный гость. Это страус Эму. (Слайд 4 - 6)

А знаете ли вы что страус Эму в высоту достигает 150 - 180 см, весит 35 - 55 кг. Они спокойно ходят по открытым просторам и лишь в случае опасности срываются в быстрый бег, при этом они развивают скорость до 50 км/час. Они откладывают яйца, цвет которых варьирует от темно - синего, почти черного до зеленовато - синего.

Просмотр видео. (Слайд 7)

Какой звук повторяется чаще в этом видео?

Какие слова вы услышали со звуком Э?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете звук Э гласный или согласный? Докажите.

Эму приготовил для вас сегодня много заданий.

Надеюсь вы со всеми заданиями справитесь все на отлично.

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю. (Эскимо) (Слайд 8)

Звук Э обозначается буквой Э. (Слайд 10)

Словно морю глубина,

Эмма, Элли и экран

Без нее – сплошной туман.

На что похожа буква Э? (Слайд 11 - 12)

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Читайте также: