Звонкие и глухие согласные звуки 2 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.

Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16 – 19.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 - 40.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 46 - 47.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 36.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Мир наполнен разнообразными звуками. Звучат вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит. И человек тоже живёт со звуками. Только звуки, издаваемые человеком, за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами.

В произношении многих звуков принимают участие голосовые связки. Все гласные звуки образуются только с участием голоса. Однако для произношения чуть больше половины согласных звуков нужен голос.

Из 36 согласных звуков русского языка, без голоса произносятся 16, а вот для того, чтобы услышать оставшиеся 22 звука, голосовые связки необходимы.

Значит, чтобы определить тип согласного звука – звонкий или глухой – достаточно узнать, участвуют ли голосовые связки в образовании этого звука. Но как распознать это? А нужно просто почувствовать, работают ваши голосовые связки или нет.

Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными.


Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б - П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука - мягкий и твёрдый согласный звук.

С первого класса вам знакомы глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки. Сегодня мы не просто вспомнили об этом. Мы увидели особенности работы речевого аппарата человека, из-за которых звуки получаются такими похожими и такими разными.

А как думаете вы?

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Выдели красным цветом буквы.

Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки.

Черничный пирог, шерстяной свитер.

Подсказка: Определите, какой согласный звук в слове звонкий, какой глухой.

Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.

Задание. Подчеркни слова.

Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие.

КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ

Подсказка: Определите, какие согласные звуки есть в слове. Если все согласные звуки в слове глухие, то подчеркни его.

Правильный ответ: КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 19 декабря урок русского языка.docx

Урок русского языка

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Тема: Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова – это орфограмма;

объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;

находить и проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова.

сравнивать звучание и написание слова;

уметь с помощью учителя составлять алгоритм проверки орфограммы;

понимать важность орфографически-правильного написания слов для понимания письменной речи;

активизировать словарный запас при подборе проверочных слов.

формировать потребность грамотного письма;

Ι. Орг. момент

Слайд №1 . (русский язык.)

- Сегодня на уроке нас ждут интересные открытия, новые знания.

-Что необходимо для успешной работы? (Внимательно слушать учителя. Думать и правильно отвечать на вопросы.)

- Я желаю вам удачи.

Слайд №2. (девиз)

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

II .Актуализация знаний

Словарно – орфографическая работа. Выборочное письмо.

- Прочитайте предложение орфографически.

В лесную школу пришли учиться: к…рова, м…две…ь, за…ц, с…бака, л…сица.

- Что объединяет учащихся лесной школы? ( Они все животные.)

- На какие группы можно распределить животных? ( На дикие и домашние.)

- Запишите названия животных, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните известные орфограммы.

Слайд № 4. (Проверка)

Корова, медведь, заяц, собака, лисица.

- Что такое орфограмма? ( Опасное место в слове.)

- Какая орфограмма объединяет данные слова? (Буква безударного гласного.)

- На какую ещё орфограмму есть слово? ( Орфограмма – парный согласный на конце слова.)

Слайд №5 (картинки медведя)

- Назовите признаки этого животного. ( Медведь – крупное хищное животное. В сказках его изображают неуклюжим, косолапым. На самом деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь.)

- Когда так говорят?

Медвежья услуга. (Когда неумелая помощь приносит неприятность, ущерб.)

- Мы можем оказать друг другу медвежью услугу?

-В каких случаях? (Когда пытаемся друг другу подсказывать.)

III . Самоопределение к деятельности. Постановка темы урока.

Слайд №6. (транскрипция слова)

- Вернёмся к слову медведь .

Медведь

- А какую букву напишем? ( д )

- Почему мы можем назвать парный согласный в конце слова орфограммой?

( Такие слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать. Часто не ясно, какой буквой обозначать парный по звонкости-глухости согласный звук.)

- Как вы считаете, какова будет тема нашего урока?

Слайд №7. (тема урока)

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

- Для чего надо изучать эту тему? ( Чтобы грамотно писать.)

- Какие задачи поставим перед собой? Продолжите предложения:

Слайд № 8. ( задачи урока)

Будем учиться находить …

Будем учиться подбирать…

- На уроке мы будем учиться находить буквы парных звонких и глухих согласных в конце слова, подбирать проверочные слова.

IV . Фиксация затруднений в деятельности.

Проблемная ситуация. Вывод правила проверки написания парных звонких и глухих согласных. ( Работа в паре)

Слайд № 9. (стихотворение)

Вот верблю[т], ено[т], удо[т],

Леопар[т], медве[т`] и кро [т].

Что же делать? Помоги!

Пропуск букв восстанови.

Ребята, название какого животного вам не знакомо, и вы не видели его в зоопарке? (Удод.)

Слайд №10. ( звуки)

- Какие звуки слышатся в конце слов? ( Звуки [т] и [т`]).

- Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую?

- Кто испытывает затруднение?

Мы решим проблему эту?

Предстоит сегодня нам

Все расставить по местам .

- Кто сможет объяснить, какую букву нужно вставить?

Слайд № 11. (Выходят буквы)

(Дети подбирают проверочные слова.)

- Эти слова называются проверочными.

V . Поиск решения и открытие нового знания

- Попытаемся сами вывести правило проверки написания парных согласных.

Слайд № 12 (правило)

- Сделаем вывод.

Работа по учебнику

- А Ваня придумал для этого правила стишок. (стр.109)

- Прочитаем все вместе.

VI . Физкультминутка мишка Гумми бер.

VII . Выведение алгоритма проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова

- Мы сами вывели правило проверки парного согласного на конце слова.

- Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать букву согласного на конце слова? Восстановим последовательность наших действий.(На доске вразброс алгоритм действий.)

Читаю слово…

Проверяю - изменяю…

Слайд № 13 ( Проверка алгоритма)

Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в конце слова

1. Читаю слово…

2. Слышу звук…

3. Проверяю - изменяю…

4. Пишу букву…

VIII . Первичное применение знаний.

Работа заданий в ТПО

- Потренируемся. Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 53, упр. 94.

Работаем с комментированием по алгоритму.

IX . Закрепление и совершенствование умений. Работа в паре.

Слайд № 14. (Карточка для работы в паре)

- Работаем ( Показ сигнала работы в парах.)

- Ознакомьтесь с содержанием карточки.

- В каком столбике записаны проверяемые слова, а в каком - проверочные? Объясните свой выбор.

Вставьте буквы. Соедините пары слов.

львёнок носоро_

ёжик дикобра_

дикобразы жира_

носороги ё_

- Проверим работу в паре по документ-камере.

- Оцените работу.

X . Рефлексия. Самостоятельная работа.

- А сейчас будем работать самостоятельно. Проверим, как вы поняли тему урока.

1. Ваша задача – выбрать нужную букву, подбирая проверочное слово.

Мор(ш, ж ) - мор ж и, кро(т,д) -_____________, жира(в,ф) - _______________ , жу(г,к) - __________, верблю(д,т) - ______________, страу(з,с) -

____________, кар(п,б) - __________ , уда(ф,в) - ____________, много ко(з,с) - ___________.

1. Ваша задача – вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.

Мор ж - мор ж и, кро… -_____________, жира… - _______________ ,

жу… - __________, верблю… - _____________, страу…- ____________,

кар… - __________, уда… - ______ . много ко…- ___________.

Слайд № 15 (Проверка с/р)

-Поменяйтесь карточками. Проверьте работу соседа по эталону. Оцените работу. ( ! + - )

XI . Подведение итога.

-Вернёмся к задачам урока.

- Кто научился хорошо находить буквы опасных парных согласных звуков?

- У кого получилось подбирать проверочные слова?

- А кто ещё испытывает затруднения?

XII . Домашнее задание

- Я дарю вам памятку. Она вам поможет при подготовке домашнего задания.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

XIII . Рефлексия деятельности учащихся.

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

- Кто за все задания поставил себе !

Интересный урок Моё участие

Выбранный для просмотра документ домашнее задание.docx

ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку.

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

Выбранный для просмотра документ карточки.docx

Задание. Вставьте нужную букву. Соедините пары слов при помощи стрелок.

Задание. Вставьте нужную букву. Соедините пары слов при помощи стрелок.

Задание. Вставьте нужную букву. Соедините пары слов при помощи стрелок.

Задание. Вставьте нужную букву. Соедините пары слов при помощи стрелок.

Задание. Вставьте нужную букву. Соедините пары слов при помощи стрелок.

Задание. Вставьте нужную букву. Соедините пары слов при помощи стрелок.

1. Ваша задача – выбрать нужную букву, подбирая проверочное слово.

Мор(ш, ж ) - мор ж и, кро(т,д) -_____________, жира(в,ф) - _______________ , жу(г,к) - __________, верблю(д,т) - ______________, страу(з,с) - ____________, кар(п,б) - __________ , уда(ф,в) - ____________, много ко(з,с) - ___________.

1. Ваша задача – вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.

Мор ж - мор ж и, кро… -_____________, жира… - _______________ ,

жу… - __________, верблю… - _____________, страу…- ____________,

кар… - __________, уда… - ______ , много ко…- ___________.

1. Ваша задача – выбрать нужную букву, подбирая проверочное слово.

Мор(ш, ж ) - мор ж и, кро(т,д) -_____________, жира(в,ф) - _______________ , жу(г,к) - __________, верблю(д,т) - ______________, страу(з,с) - ____________, кар(п,б) - __________ , уда(ф,в) - ____________, много ко(з,с) - ___________.

1. Ваша задача – вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.

Мор ж - мор ж и, кро… -_____________, жира… - _______________ ,

жу… - __________, верблю… - _____________, страу…- ____________,

кар… - __________, уда… - ______ , много ко…- ___________.

Проверяю -

Выбранный для просмотра документ памятка для детей Документ Microsoft Word.docx

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

– Будешь грамотным и ты!

Выбранный для просмотра документ самоонализ к 19 декабря Документ Microsoft Word.docx

Самоанализ урока

Основным этапом был поиск решения и открытие нового знания. Открытие новых знаний основывалось на базе умений, которые дети получили в первом классе по данной теме. Выведение алгоритма проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова - это один из приёмов метода критического мышления. (Нужно было определить правильную последовательность действий, по которым дети будут находить буквы парных согласных). На основном этапе работы прослеживалась метапредметная связь ( словарно – орфографическая работа) – окружающий мир.

Первичное закрепление с проговариванием шло строго по алгоритму. Использовали разные формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Работа проверялась детьми по эталону и оценивалась знаковыми символами. Самоконтроль и самооценка своей деятельности служили стимулом для дальнейшей познавательной деятельности детей.

На уроке использовала элементы следующих технологий : проблемное обучение- постановка проблемного вопроса; дефференцированное обучение ( разноуровневые задания самостоятельной работы). В рамках здоровьесбережения проводилась музыкальная физкультминутка.

Учащиеся имели возможность выбора одного из заданий в домашней работе.

Материал урока оказался интересным для учащихся, судя по рефлексии их деятельности

Задачи урока считаю достигнутыми, так как на этапе рефлексии дети достаточно хорошо выполнили самостоятельную работу.

Цел и: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, производить звуковой анализ слова.

I. Орг.момент.

Мы будем писать и учиться
А может, действительно чудо случится.
Давайте скорее урок начинать
Пора нам, друзья, гостей приглашать.

Слайд 2 – 3. (Кликнуть по мальчику)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не пойду,

Зимой в поле лежал,

А весной в реку побежал.

– С каких звуков начинаются слова? Слайд 4.

– Объясните, какие это звуки? Отличаются ли они при произношении?

Верно ли вы рассуждали?

I I I. Упражнение в различении согласных по звонкости и глухости.

(Зеленина Л. М. Русский язык: учебник для 2 кл. нач. кл. Ч. 1.)

Слайд 5 ( если есть возможность писать ручкой, щёлкнуть по красному квадрату, выбрать ручку и цвет её чернил)

1. Выполнение упражнения 61 (устно).

2. Выполнение упражнения 62 по заданию.

Учитель. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и выделяйте первый звук. Если это звонкий согласный – хлопните в ладоши, если глухой – топните ногой.

Крот, гроза, весна, волшебник, зебра, камыши.

Физкультминутка

Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Лёгкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

I V . Актуализация опорных знаний.

1. Выполнение упражнения 64. Слайд 7.

(Если есть возможность писать ручкой, щёлкнуть по красному квадрату, выбрать ручку и цвет её чернил.)

Вариант I – 1-я загадка;

Вариант II – 2-я загадка.

2. Выполнение упражнения 63 (самостоятельная работа).

Проверка. Слайд 8.

- Выбери животных с глухим согласным звуком в начале слова.

Фотографии: лиса, сова, заяц, кабан, волк, тигр, слон, попугай.

Верный ответ – появляется слово ( с ова, к абан, т игр, с лон, п опугай).

Ошибочный ответ – фотография вылетает за край слайда, появляется зачёркнутое слово ( лиса , заяц , волк ).

- Выбери животных со звонким согласным звуком в начале слова.

Фотографии: кенгуру, волк, верблюд, белка, зебра, пингвин, лошадь.

Верный ответ – появляется слово ( в олк, в ерблюд, б елка, з ебра, л ошадь).

Ошибочный ответ – фотография вылетает за край слайда, появляется зачёркнутое слово ( пингвин , кенгуру ).

V. Итог урока . Слайд 11.

Звонкие согласные произносятся …

Глухие согласные произносятся …

Пора прощаться нам

И время расставаться.

Увидимся мы вновь

И будем вновь встречаться.

Домашнее задание: упражнение 65.


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8

Книг а не   а  в  сад  м  о  лёт  ,  а лёк ие   з е м ли  N 63. у нес ёт .


Слайд 9

Выбери животных с глухим согласным звуком в начале слова. ЛИСА СОВА ЗАЯЦ КАБАН ВОЛК ТИГР СЛОН ПОПУГАЙ


Слайд 10

Выбери животных со звонким согласным звуком в начале слова. ВОЛК КЕНГУРУ ВЕРБЛЮД БЕЛКА ЗЕБРА ПИНГВИН ЛОШАДЬ


Слайд 11

Итог урока. Закончите предложения. Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом Глухие согласные произносятся глухо, без голоса Домашнее задание: упражнение 65.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

1 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Узнать, как проверить парные согласные на конце или в середине слова.

Большинство учащихся смогут:

Провести исследование: понаблюдать, что происходит с парными звонки-

ми согласными звуками на конце слова и в середине перед глухими соглас-

Писать слова с парными согласными на конце или в середине слова, под-

бирая проверочные слова.

Определить в прослушанном тексте, что хотел сказать автор/в чём он хотел

нас убедить (используя опорные слова).

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Составить и записать рассказ, используя картинки и слова для справок.

Составить вопросы по содержанию текста с опорой на ключевые слова.

Некоторые учащиеся смогут:

Придумать продолжение истории о щенке и его новом друге.

Основные термины и словосочетания:

Согласные и гласные звуки и буквы, парные и непарные согласные, звон-

кие и глухие согласные, голос, шум, оглушение, слог, текст, рассказ, по-

словица, предложение, словосочетание, упражнение, опорные слова, клю-

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Как поступили с белкой мальчики? Оцени их поступок.

В чем хотел убедить нас автор рассказа?

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,

алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,

высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и

письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в

именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,

перенос слов с двойными согласными, ударные и безударные гласные,

мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, пра-

вописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, щн.

Планируемые мероприятия

Создание положительного эмоционального настроя

Создание положительного эмоционального настроя

Учащиеся поочередно касаются пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

во всём (безымянными)

и везде (мизинцами).

Здравствуй друг! Я желаю тебе успеха на уроке!

(прикосновение всей ладонью)

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей

урока.

Чтобы учащиеся смогли сформулировать тему урока, учитель

предлагает их вниманию письмо.

Ребята, сегодня по почте я получила письмо. Оно адресовано

Учитель читает письмо.

ученикам 2 класса, то есть вам.

Орфография появились нарушители. Их приметы:

1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума;

2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме

в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а

Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих

невидимок. Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвре-

дить этих нарушителей.

Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфо-

– Ну как, берёмся за это дело?

Я повторяю приметы нарушителей:

1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шу-

2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед

согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звуча-

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Постановка задач:

Тема урока на доске.

Критерии успеха. Что должны знать, уметь.

- Чему мы должны научиться к концу урока?

- Какие цели мы должны достичь к концу урока?

Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

Работа по учебнику.

(К, И) Минутка чистописания:

Работа со словом.

Верблюд - верблюды

Трёхзязычие: верблюд, camel, түйе.

Работа с предложением.

Верблюд, увидел, красивый, колючка.

Составить и записать предложения.

Синтаксический разбор предложения.

1. Записал предложение с заглавной буквы.

2. В конце предложения поставил точку.

3.Все слова в предложении записаны отдельно.

4.Подчеркнул орфограммы: гласную е, парную согласную д, чк.

Критерии на доске.

Работа с пословицей по плану:

Назвал другом – помогай в беде.

2. Объяснить значение непонятных слов .

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно упо-

требить данную пословицу.

(К, И) Учащиеся рассматривают картинки в учебнике, озву-

чивают их, дают характеристику звукам и делают вывод,

кие из них произносятся звонко, а какие – глухо, с шумом.

Делаю вывод: какие парные относятся к звонким, а какие к глухим.

(К, И) Чтение и анализ правила из учебника.

Ученики меняют первую букву в слове, наблюдают над изме-

нением лексического значения слов, записывают в тетрадь,

предлагают свои варианты.

(Г) Организуется работа в группах. Учащиеся списывают

столбики слов. Подчёркивают слова, в которых все согласные

буквы обозначают звонкие звуки. Выясняют, какие из них

парные, а какие – непарные.

(Д, К) Физминутка для глаз

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и

Вправо, влево повернем,

А потом скатились вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и

поморгать им.)

Работа по теме урока

Цель: выполнение практических заданий.

(Г) Исследовательская работа

Учитель организует с учащимися исследование, чтобы пона-

блюдать, что происходит с парными звонкими

согласными звуками на конце слова и в середине перед глу-

(К, И) Чтение и анализ правила из учебника.

(П) Организуется работа в парах. Учащиеся читают пары

слов под картинками. Объясняют значение слов каждой па-

ры. Делают вывод, какой звук – звонкий или глухой –

слышится на конце слов каждой пары, какими буквами обо-

значаются эти звуки.

(К, И) Чтение и анализ правила из учебника.

(К,И) Учащиеся работают со столбиками слов (д или т, ж или

ш, з или с, г или к) , называют парные согласные на конце

слова. Записывают слова и подбирают к ним проверочные по

(Д, К) Динамическая пауза.

Учитель называет слова. Если слово начинается на звонкий

парный согласный звук – нужно присесть. Если слово начи-

нается на парный глухой звук – хлопнуть в ладоши.

Зайка, Федя, Вова, трава, дрова, дверь, зверь, тень, велосипед,

шило, фонарь, голубь, парта.

Работа по развитию речи.

Цель: развитие связной речи.

Работа по учебнику

(П) Учащиеся составляют и записывают рассказ «Как щенок

ется определить в прослушанном тексте, что хотел сказать

Ученики составляют вопросы по содержанию текста с опорой

на ключевые слова. Детям предлагается придумать продол-

жение истории о щенке и его новом друге.

(Д, К) Пальчиковая гимнастика

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком и поднять над головой.)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек.)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально.)

Рядом чтоб сосна росла.

36-37 мин Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой.)

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем

(И) Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно записывают слова парами, изменяя

так, чтобы они стали обозначать один предмет

Итог урока. Рефлексия.

Согласные звуки бывают…….и ……….

Чтобы правильно написать парный согласный нужно……..

Дополнительная информация

Дифференциация

Межпредметные

В процессе работы на уроке учитель

Формативное оценивание.

индивидуально помогает учащимся

– Самооценивание в тетради

отвечать на вопросы по содержанию

прочитанного, обозначать парные

– Взаимооценивание при работе

глухие/звонкие согласные на конце

в паре, группе, классом.

Читайте также: