Звездное небо солнце и луна конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Светятся звезды , светятся…

Даже порой не верится,

Что так велика Вселенная.

В небо смолисто-черное

Глядим, все забыв на свете…

А все-таки это здорово,

Что ночью нам звезды светят .

-Ребята, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Но у него есть и другое название – Вселенная . Наблюдали ли вы когда-нибудь за ночным небом ? Что вы там видели?

(Ответы детей.)

-Как вы представляете себе размеры Вселенной?

(Она бесконечна) .

-Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд , планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак.

- Ребята, давайте сейчас закроем глаза и представим нашу Галактику : как мы летим на космическом корабле и, глядя в иллюминатор, видим вращающиеся вокруг Солнца планеты , проносящиеся метеориты, кометы, видим сияющие звезды .

-Ещё древние астрономы (учёные, которые изучают звёзды) заметили, что причудливые узоры, которые составляют огоньки звезд , не изменяются.

Как называют группы звезд ? ( Созвездиями ) .

-Созвездия – это участки звездного неба .

Чтобы можно было свободно ориентироваться среди звезд и созвездий , ученые наносили их на небесную карту и каждому созвездию давали свое название. Какие созвездия вы знаете ?

Двенадцать созвездий традиционно называют зодиакальными.

Двенадцать знаков зодиака :

Рогатый козлик -забияка,

В блестящих брызгах Водолей,

Две рыбы в чешуе огней.

Барашек в облаках кудрявых

И Бык бодливый в лунных травах,

Двойняшки с вечной их возней,

Рак с ослепительной клешней..

Лев , с неба рыкающий грозно,

И девушка в накидке звездной ,

Весы, висящие меж туч,

И Скорпиона жгучий луч,

Стрелец , что целится из мрака, -

Двенадцат ь знаков зодиака!

-Ребята, во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны , но на самом деле звезды так далеки , что мы не замечаем, как они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью по своему пути.

Во Вселенной существует строгий порядок, и ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты и не столкнутся одна с другой.

Звезды светят постоянно – и днем, и ночью. А чтобы в этом убедиться, я предлагаю провести опыт.

Воспитатель пробивает дыроколом в картонке несколько отверстий. Вкладывает картонку в конверт. Берет в одну руку конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Включает фонарик и на расстоянии 5 см светит на обращенную к детям сторону конверта, потом на другую сторону.

-Что вы видите, ребята?

(Ответы детей.)

Давайте сформулируем вывод

: дырки в картонке не видны через конверт, если светить фонариком на освещенную сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на нас. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно. В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается . Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи.

Сейчас, я предлагаю вам поработать с рисунками в наших учебниках. Давайте внимательно рассмотрим созвездия. На что они похожи?

А теперь выполним задание и нарисуем звёзды.

Воспитатель : -Посмотрите, какие красивые, загадочные получились у вас работы. Какое впечатление у вас создается при рассмотрении ваших рисунков?

(Ответы детей.)

Сегодня мы с вами как будто побывали в космосе, где увидели много интересного и загадочного .

Какой вывод мы сделали из увиденного опыта?

(Ответы детей.)

Я думаю, мы с вами еще не раз будем знакомиться с тайнами Вселенной. А пока наше занятие подошло к концу.

2. Коррекционно-развивающие задачи :развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память, развивать слуховое внимание, умение отвечать полным предложением, развивать общую и мелкую моторику, пространственные представления.

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей любознательность, патриотическое воспитание, формировать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности, создавать положительный настрой.

ОБОРУДОВАНИЕ: макет инопланетянина Юпика, карточки в конвертах по количеству детей с разными по величине буквами КОСМОС, Су-Джоки, схема Солнечной систем, макет Солнечной системы.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Логопед: Посмотрите на ваших столах лежат конвертики, что в них?

Логопед: Верно. Но это не просто буквы, расположите их в порядке убывания и прочитайте получившееся слово, и узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Логопед: Молодцы, сегодня мы будем говорить о космосе. А что такое космос?

Космос – это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.

Земля – планета, на которой мы живём. Космонавты, видевшие Землю с большой высоты, говорят, что она очень красивая – яркий голубой шар, покрытый белыми облаками. Земля летит вокруг Солнца, а вокруг него кружатся ещё семь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Какие же наши соседи по космосу?

Небольшая планета Меркурий – самая близкая к Солнцу. На той стороне Меркурия, которая обращена к Солнцу, жарко, а на обратной, теневой стороне холодно.

Марс называют красной планетой из-за красноватого цвета его поверхности. Даже летним утром там стоит страшный мороз. Воздух Марса непригоден для человека. Учёные предполагают, что на Марсе есть вода.

Вторая по величине планета после Юпитера – Сатурн, знаменитая своими ледяными кольцами. Сине-зелёный Уран и ярко-голубой Нептун – два ледяных гиганта. Они находятся очень далеко от Солнца.

У большинства планет есть спутники, которые вращаются вокруг планет. Спутник Земли – Луна. Планеты с их спутниками, летящие вокруг Солнца, образуют Солнечную систему.

А что же такое само Солнце, согревающее нашу Землю? Солнце – это звезда, гигантский шар из раскалённого газа, мы видим его большим и ярким, а другие звёзды кажутся нам светящимися точками, это потому что все звёзды, кроме Солнца, находятся немыслимо далеко от нас. Даже луч света от звёзд летит до Земли сотни, тысячи, а то и миллионы лет!

В космосе есть много загадочных объектов. Например, белые карлики – небольшие, но очень тяжёлые и плотные звёзды, чёрные дыры, из которых не может вырваться ни один лучик света, далёкие и таинственные квазары, похожие на звёзды, но в миллионы раз ярче. Так же встречаются кометы и метеориты.

Ребята, какую планету я показываю?

Дети: Это планета Земля.

Логопед: Планета Земля какая?

Дети: Планета Земля круглая, красивая, голубая…

Логопед: А что это?

Дети: Это Солнце.

Логопед: Солнце какое?

Дети: Солнце горячее, желтое, лучистое, яркое.

Звучит музыка, влетает инопланетянин Юпик.

Логопед: Ой, это же наш старый знакомый инопланетянин. Как его зовут?

Логопед: С какой он планеты?

Логопед: С чем ты к нам пожаловал?

Юпик: Я принёс вам конверт с загадками от жителей моей планеты, надеюсь вы нам поможете ответить на вопросы?

Логопед: Хорошо, я уверена, что наши ребята с ними справятся, верно?

Логопед: Для того, чтобы ответить на вопросы Юпика нам нужна специальная подготовка. Прежде всего разогреем наши ручки с помощью специальных тренажеров. Возьмите Су-Джоки:

Мы с Су-Джоками играем, быстро пальцы разминаем, чтобы в космос полететь, надо ручки нам согреть.

А теперь проговариваем четко:

РА-РА-РА- ракете объявили старт;

РО-РО-РО- есть созвездие ведро;

РУ-РУ-РУ- видим черную дыру;

РЫ-РЫ-РЫ- есть на небе и квазары.

-А что такое КВАЗАРЫ?

Дети: Это похожие на звезды, но в миллионы раз ярче их.

Логопед: А сейчас возьмите ваши сигналы, я буду называть слова, а, если в слове есть звук [Р], то вы показываете зелёный сигнал, если – нет, то красный.

Рама, мама, лама, нога, розы, козы, тучка, рыба, Рома, руки, лук, косы, Тома, дома, ручка, рама, рубанок.

На Луне жил Звездочет (ладони трубочкой - подзорная труба)

он планетам вел учет. (Считаем звезды)

Меркурий - раз, (Описываем круг руками)

Венера - два, (Хлопаем в ладоши)

Три Земля, (Присели, четыре Марс, (Встали)

Пять Юпитер, (Наклон вправо, шесть Сатурн, (Наклон влево)

Семь Уран, (Наклон вперед, восемь Нептун (Наклон назад)

Девять – дальше всех Плутон. (Подпрыгнуть)

Кто не верит (погрозить пальцем), выйди вон. (Махнуть рукой)

Логопед: Первое задание Юпика: надо разделить слова на слоги.

Серё жа: Кос-мос, в этом слове два слога.

Логопед: Правильно. Егор разделит слово ЮПИТЕР.

Егор: Ю-пи-тер, в этом слове три слога.

Логопед: Молодец, Алиса разделит слово СПУТНИК.

Алиса: Спут-ник, в этом слове два слога.

Логопед: Правильно, Рома разделит слово МЕРКУРИЙ.

Рома: Мер-ку-рий, в этом слове три слога.

Логопед: Умница, Даша разделит слово ЛУНА.

Даша: Лу-на, в этом слове два слога.

Логопед: Верно, Владик разделит слово ВЕНЕРА.

Влад: Ве-не-ра, в этом слове три слога.

Логопед: Молодец, Витя разделит на слоги слово МАРС.

Витя: Марс, в этом слове один слог.

Луна, это, Земля, спутник.

Дети: Луна – это спутник Земли.

Логопед: Верно. Луна вращается, Земля, вокруг.

Дети: Луна вращается вокруг Земли.

Логопед: Молодцы. В следующем задании надо подобрать родственные слова к словам: СОЛНЦЕ, КОСМОС, ЛУНА.

Дети: Солнце, солнышко, солнечный, подсолнух.

Космос, космонавт, космический.

Луна, лунный, луноход, прилуниться.

Логопед: Умнички! Нам осталось только отгадать загадки Юпика.

Жарко там, как будто в печке Всюду красные пески

Нес ни озера, ни речки. Горы слишком высоки

Необычной густоты Тут замёрз бы снежный барс,

Облака из кислоты Если б он попал на (Марс).

Этот мир зовут (Венера). Солнце там выглядит звёздочкой малой,

Холод чудовищный там, небывалый,

Там свободно и легко Карлик, малыш в хороводе планет,

Можно прыгать высоко, Он для Земли самый дальний сосед.

Нету воздуха на ней, Полон загадок неведомых он –

Небеса угля черней Маленький, тёмный, морозный (Плутон).

И Земле она верна

Вечный спутник наш (Луна). Раскалён гигантский шар,

Ведь на нём всегда пожар,

Пусть сияет нам всегда Не залить его водой

Эта желтая звезда! Этот шар зовут (Звездой)

Утром смотрит к нам в оконце

Золотое наше (Солнце). В небе звёздная дорога,

Звёзд на ней ужасно много.

Что там за звёздочка в небе летит? Нам с дороги не свернуть,

Камень космический - (метеорит) Ярко светит (Млечный Путь)

Логопед: Молодцы, справились со всеми заданиями Юпика.

Юпик: Вы, ребята, теперь настоящие астронавты, так много знаете о космосе. А мне пора лететь на свою планету Юпитер, я обязательно расскажу про вас своим друзьям. До свидания!

День звёздного неба на МAAM. Оформление музыкального зала в ДОУ

День звёздного неба на МAAM. Оформление музыкального зала в ДОУ 12 апреля 2021 года исполняется ровно 60 лет первому полёту человека в космос. Первымпокорителем космоса стал советский лётчик -космонавтЮрий.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Цель: уточнить и систематизировать полученные знания, представления о космосе, космических полётах.

  • Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству;
  • Расширить представление детей о профессии космонавта;
  • Воспитывать уважение к этой профессии.
  • Развивать воображение, фантазию;

Материалы и оборудование: листы в клетку по количеству детей простые карандаши, портрет Ю. Гагарина, диск с музыкой, магнитофон.

Воспитатель. Ребята отгадайте загадку:

Постелен ковёр, рассыпан горох
Ни ковра, ни поднять,
Ни горох не собрать (небо в звёздах)

Воспитатель: Ребята сегодня мне бы хотелось рассказать вам о звёздном небе. В ясную и безлунную ночь небесный небосвод усеян множеством звёзд. Звёздное небо видел каждый. При помощи специальных приборов можно увидеть: более мелкие звёзды, планеты, созвездия, туманности, галактики. В далёкие времена люди наблюдали за ночным небом, и заметили, что звёзды располагаются в определённой последовательности, их можно объединить в созвездия. Созвездия – это причудливые фигуры, как бы образованные наиболее яркими звёздами.

Ребёнок:

В тёмном небе звёздной ночью
Я нашёл семь ярких точек
Семь горящих глаз нашёл
Называется ковшом

Воспитатель: Какое созвездие нашёл мальчик?

Дети: Мальчик нашёл созвездие Большой медведицы.

Дети: Это необъятный мир, который находится за пределами нашей планеты.

Воспитатель: Да нашу планету Земля вместе с воздушной оболочкой окружает большое пространство. Это космос. В нём находятся небесные тела: Солнце, звёзды, планеты, Луна. Какие планеты кроме Земли вращаются вокруг солнца?

Дети: Венера, Плутон, Марс, Юпитер…

Воспитатель: Да, верно, таинственный космос притягивал людей, звал заглянуть в небо и разгадать его загадки. А как вы думаете, на чём можно полететь в космос?

Дети: на ракете.

Воспитатель: главным конструктором космических кораблей – ракеты был Сергей Павлович Королёв. Давайте и мы с вами спроектируем этот летательный аппарат.

Чтобы космонавтом стать
Чтобы в небо взлетать
Надо много знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Космонавтом помогает арифметика.
Вот и нам она поможет спроектировать ракету.

Графический диктант

От начальной точки 2 клетки вверх, 1 – вправо, 10 – вверх, 2 – вверх на угол вправо, 2 – вниз на угол вправо, 10 – вниз, 1 – вверх на угол вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 2 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево.

Воспитатель: Что же за летательный аппарат у вас получился?

Дети: Ракета.

Воспитатель: Правильно, а сейчас мы поиграем с вами в игру

Дети: Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Правильно, Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года. Он хорошо учился, увлекался спортом, занимался в аэроклубе, прыгал с парашютом. Окончил авиационное училище, стал военным лётчиком, но всё время мечтал о космосе. И когда узнал, что создаётся отряд космонавтов, записался в него. Начались, долгие, трудные тренировки. А как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Дети: Сильным, ловким, выносливым, терпеливым, трудолюбивым.

Воспитатель: Да давайте и мы с вами потренируемся.

Физкультминутка

1,2 стоит ракета
3,4 – самолёт
1,2 хлопки в ладоши
А потом на каждый счёт
1, 2, 3, 4 и на месте походили

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки поскорей мои загадки о космосе, звёздах и ракете.

Мы с вами в космосе летаем
И планеты пролетаем
Нептун, Плутон, Сатурн, Уран
Сосчитай скорее сам
Сколько планет насчитали?

Дети: Четыре

В небе сияли 4 звезды
Одна из них погасла
Другая вдруг упала
Сколько ярких звёзд

Дети: Две

Дети: Три

Подарили Пете книжку о ракете.
Прочитал Петя, подарил Свете.
Света – Ване, Ваня – Тане,
Таня – маленькой Марьяне.
Сколько детей прочитали книгу?

Дети: Один

Любопытная ракета
Облетела три планеты,
Отдохнула и опять –
Облетела целых пять.
Познакомилась со всеми
В нашей солнечной системе!
Ты же дай скорей ответ,
Сколько в ней всего планет

Дети: Восемь

  • Кто первым полетел в космос? (Собака)
  • Кто первый космонавт? (Гагарин)
  • Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: лишь распустит птица хвост – и поднимется до звёзд. (Ракета)
  • Пространство, в котором летают ракеты. (Космос)
  • Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт, а огромную ракету. Дети кто скажите это? (Космонавт)
  • Кличка собаки летавшей одной из первых в космос. (Белка)
  • Главный конструктор ракет. (С.П. Королёв)

Воспитатель: Молодцы ребята, очень старались! Вы с большим успехом сегодня занимались. И я твёрдо уверяю, если захотите, все без сомненья, в космос полетите!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Закрепление пройденного материала.

В прошлый раз мы говорили о звёздном небе. Что вы запомнили о звёздах?

Работа с тетрадью.

Самая главная звезда для нас- Солнце. Оно даёт нам свет и тепло. Откройте с. 6 тетради. Выполним задание.

А теперь солнышко поможет нам отдохнуть.

Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Объяснение нового материала.

Солнце мы видим днём, а в тёмное время суток мы видим хорошо другое небесное тело- луну. Найдите в тетради на с. 5 Солнце, Землю и Луну. Около Луны поставьте галочку.

Просмотр учебного фильма.

Посмотрим фильм о Луне.

Итог. Ребята, мне очень понравилось работать с вами, я очень надеюсь, что вы многое узнали сегодня. Это так?

Возьмите в руки карточку с изображением луны. Нарисуйте на ней глаза и рот, чтобы было понятно, какое у неё и у вас настроение. Спасибо, до новых встреч!

Читайте также: