Зрительный анализатор строение и функции глаза 8 класс конспект

Обновлено: 30.06.2024

Конспект
Анализатор – система, которая обеспечивает восприятие поступающей информации (рецепторы), доставку информации в мозг (нервы) и анализ поступившей информации, создание ощущения (головной мозг). Например зрительный анализатор включает в себя зрительные рецепторы глаза, зрительный нерв и отделы головного мозга, участвующие в обработке зрительной информации.
Обычно анализатор формирует вполне правильное представление об окружающем мире, но иногда возникают ошибки восприятия. Они известны как иллюзии.
Давайте познакомимся со строением глаза. Прежде всего нужно сказать о вспомогательном аппарате, в который входят брови, веки, ресницы, слезные железы. Все части вспомогательного аппарата выполняют защитную функцию – оберегают глаза от пыли, капель пота, бактерий. Слезная железа находится над дальним углом глаза, слезы омывают поверхность глаза и стекают в носослезный канал.
Глазное яблоко находится в полости черепа – глазнице. Глазодвигательные мышцы обеспечивают движения глаза. Глаз покрыт тремя оболочками: наружной (белочной), средней (сосудистой) и внутренней (сетчаткой).
Наружная (белочная) оболочка выполняет защитную функцию. В передней части глаза она прозрачная и носит название роговицы. Задняя часть белочной оболочки называется склера.
Основная функция средней (сосудистой) оболочки – снабжение клеток глазного яблока кровью. В передней части сосудистой оболочки есть отверстие – зрачок. Мышцы зрачка способны изменять его диаметр, регулируя поступление света. Часть сосудистой оболочки, окружающая зрачок окрашена и называется радужной оболочкой. Цвет радужной оболочки зависит от количества пигмента меланина – чем его больше, тем менее цвет глаз.
Между роговицей и радужкой находится передняя камера, заполненная жидкостью.
За зрачком находится хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Кривизна хрусталика может изменяться за счет мышц. Эта способность хрусталика называется аккомодация. Между радужкой и хрусталиком расположена задняя камера, заполненная жидкостью.
Основное пространство глазного яблока заполнено прозрачным стекловидным телом.
Главная часть глазного яблока – сетчатка. В сетчатке находятся зрительные рецепторы – палочки (их около 130 миллионов) и колбочки (их около 7 миллионов). Палочки содержат зрительный пигмент родопсин, активируются небольшим количеством света и отвечают за черно-белое зрение. Колбочки содержат иодопсин, активируются ярким светом и отвечают за цветное зрение. В сетчатке различают 3 вида колбочек, отвечающие за восприятие красного, зеленого и фиолетового цвета.
Схема работы зрительного анализатора выглядит так: квант света разрушает молекулу зрительного пигмента, в результате чего возникает электрический сигнал (нервный импульс), по зрительному нерву передающийся сначала в средний мозг для первичной обработки, затем в таламус промежуточного мозга и далее в зрительную зону коры больших полушарий. Там формируется зрительный образ. Место выхода зрительного нерва из сетчатки лишено рецепторов и поэтому называется слепым пятном; над ним находится место, где сконцентрированы только колбочки – желтое пятно.
Наиболее распространенными нарушениями зрения являются близорукость и дальнозоркость. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, плохо различаются предметы, расположенные на далеком расстоянии. Дальнозоркость характеризуется фокусированием изображения за сетчаткой и плохим различением близко расположенных предметов. Основной способ коррекции близорукости и дальнозоркости – ношение очков.
Другое нарушение зрения – помутнение хрусталика, называемое катарактой. В этом случае удаляют поврежденный хрусталик и заменяют его искусственным либо носят специальные очки.
Подведем итог.
Анализатор – это система, обеспечивающая восприятие информации, ее проведение в мозг и ее анализ в участках головного мозга. Зрительный анализатор обеспечивает получение около 90% всей информации, получаемой человеком. Сетчатка воспринимает зрительные сигналы, по зрительному нерву эти сигналы передаются в мозг, где и формируется зрительный образ.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сомова Л. В. - учитель географии

Предмет - Биология

Уровень образования – базовый

Тема урока : Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 2

Задачи урока:

Образовательные: организовать индивидуальную познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения органа зрения и зрительного анализатора;

Развивающие: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное;

Воспитывающие: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, привитие интереса к учению и любознательности.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- составные части и отделы анализатора;

- состав и отделы зрительного анализатора, строение и функции глаза, его частей;

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на учебной таблице, рисунках, моделях основные части органа зрения и его анализатора, объяснять и описывать их;

- характеризовать роль органа зрения и зрительного анализатора в жизни человека;

- самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом.

Тип урока: освоение новых знаний и видов учебных действий.

Проблемный вопрос (?): почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): учебник, дополнительный материал, презентация, интерактивная доска, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

Содержание урока

I . Организованный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II . Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, мы постоянно получаем информацию из окружающей среды, которая обрабатывается нашей нервной системой. А какие органы нам помогают получить информацию?

Органы чувств.

- Какие органы чувств вам известны?

Зрение, слух, осязание, вкуса, обоняния.

- А где происходил анализ этой информации?

В головном мозге, точнее в коре больших полушарий.

- А что такое анализаторы?

Анализаторы – это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нём какой – либо информации.

- У вас на партах находятся предметы. Сможете ли вы собрать о них информацию? Используйте все возможные органы чувств.

(яблоко, резиновый ёжик, мягкая игрушка, крем)

Описывают предметы.

III . Актуализация знаний.

- С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации о предметах?

С помощью органа зрения.

- А можно ли глаза назвать главным источником информации?

- Именно благодаря глазам мы получаем 70% информации об окружающем мире.

IV . Определение темы и целеполагание.

- Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Запишем в тетрадях число и тему нашего урока.

- Исходя из темы урока и всего вышесказанного, давайте сформулируем цель нашего урока.

- Проблемный вопрос (?): почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

- Решаем данную проблему.

V . Изучение нового материала.

- Рассмотрим анатомическое строение зрительного анализатора.

Из каких частей состоит любой анализатор? (Ответы)

Совершенно верно (рецепторы, нервы, кора больших полушарий)

- Рассмотрим зрительный анализатор. Как он устроен?

Зрительный анализатор = рецепторы глаза (свет – раздражитель) + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.

– Как устроен глаз? На этот вопрос мы ответим после просмотра видео.

2. Просмотр мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

VI . Физминутка.

Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь. Если Вы будите регулярно использовать предлагаемый комплекс упражнений гимнастики для глаз, то сохраните хорошее зрение.

Быстро поморгайте, закрыв глаза, и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 5 раз.

Крепко зажмурьте глаза, считая до 3. Откройте их и посмотрите вдаль, считая до 5. Повторите 5 раз.

В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль. Повторите 2 раза.

Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца. Оставайтесь в таком положении 5 секунд.

V . Изучение нового материала. Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы, слезные железы, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобождение от продуктов распада.

- Данные внесите в таблицу.

Задняя непрозрачная часть;

 белочная оболочка, или склера;

 роговица. Роговица – выпукло-вогнутая линза

 через роговицу свет извне проникает внутрь глаза

 Передняя часть радужки, содержащая пигмент;

 в центре радужной оболочки находится небольшое отверстие – зрачок;

 сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов

 Определяет цвет глаз;

 регулирует поступление света в глаз;

 обеспечивает глаз кислородом и питательными веществами, выносит продукты распада

 Рефлекторно меняя кривизну, обеспечивает четкое изображение на сетчатке

 Состоит из рецепторов двух типов:

 Рецепторы сумеречного света;

 рецепторы, способные реагировать на цвет

Поддерживает внутриглазное давление, пропускает лучи света

Заполняет внутреннюю часть глаза

С ветовоспринимающие : Фоторецепторы : палочки и колбочки.

Оптические : Роговица , Водянистая влага , Радужка , Зрачок , Хрусталик , Стекловидное тело .

Оболочки : Сетчатка , Сосудистая , Белочная .

– Как же работает зрительный анализатор?

Свет через роговицу, зрачок, хрусталик и стекловидное тело попадает на сетчатку глаза.

В рецепторах сетчатки (колбочках и палочках) световые сигналы преобразуются в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры.

Здесь собирается вся информация, расшифровывается, обобщается и создается зрительный образ.

VII . Первичная проверка понимания.

Работа по пособию, предназначенному для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации – ОГЭ по биологии.

VIII . Закрепление изученного материала.

Выполнение теста: Зрительные анализаторы

Выполнение задания по теме: Части глаза.

I Х. Итог урока.

К концу урока мы можем ответить Проблемный вопрос (?): почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Потому что глаз это обработка визуальной информации для мозга.

Конспект урока биологии. 8 класс. Зрительный анализатор

· Продолжить формирование навыков работы учащихся с различными источниками информации, навыков экспериментальной работы, работы в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация; раздаточный материал: кусочки чёрной бумаги (4х4) с точёным отверстием; карандаши в красной рубашке, карандаши, прозрачная плёнка, листы бумаги с зелёными и красными кружками.

Тип урока: изучение нового материала


I Активизация опорных знаний.

1.Чем анализатор отличается от органов чувств?

2.Что входит в состав анализатора?

3.В чём выражена специфичность анализатора?

4.Что такое иллюзия и отчего они происходят?

5.Всегда ли правильно отражают наши анализаторы окружающую действительность?
II Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать анализаторы и органы чувств.

О каком органе идёт речь?

Внутренняя часть глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобразной массой-стекловидным телом, пространство между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком - прозрачной жидкостью . Поэтому внутри глаза свет проходит через однородную прозрачную среду.

2 Исследования. Предлагаю вам провести свои исследования и выяснить функции структурных частей глаза. Работать вы будете по вариантам, в парах. Свои выводы записать в листы. По выполнению работы заслушаем ваши отчеты.

Опыт № 1.Определите, какую функцию выполняют веки, слезная железа, брови, ресницы.

Ход: Мигните, пронаблюдайте за движением век, убедись, что оба глаза синхронно мигают.

Вывод: Слезы, выделяются постоянно, они увлажняют и промывают глаза. Брови отводят от глаз пот со лба. Веки и ресницы защищают глаза от пыли и неожиданного яркого света. Выполняют защитную функцию.

Опыт №2 . Определите функцию глазных мышц и их количество.

Ход: В парах проследите за движением карандаша .Его нужно передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, влево, затем описать окружность.

Вывод : Глаза работают синхронно. Глазные мышцы, их 6, способны ориентировать глаз в любом направлении.

Опыт № 3 Обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход : Возьмите кусочек черной бумаги с точечным отверстием и посмотрите в него одним глазом. Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему отверстие в бумаге то увеличивается , то уменьшается?

Вывод : так как глаза работают парно, а величина зрачка меняется от количества получаемого света, поэтому отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается.

Опыт № 4 Принцип работы хрусталика .

Ход: Напишите фломастером на прозрачной полиэтиленовой пленке ряд букв. Разверните её перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но такое, чтобы буквы были четко видны. Если настроить глаза на буквы, то далекие предметы, видимые сквозь полиэтиленовую пленку, покажутся размытыми. Если же посмотреть на далекие предметы, то размытыми окажутся буквы на полиэтилене. Объясните, от чего это происходит.

Вывод: если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским, если рассматриваем предметы вблизи – более выпуклым. Благодаря этому кажутся размытыми близкие, то далекие предметы кажутся.

Опыт № 5 Функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите карандаш в красной рубашке. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя). Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, посему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод : по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение.

Вывод : Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Способствовать развитию умений самостоятельно работать с учебником, дидактическим материалом, наглядными пособиями, проводить простейшие опыты, наблюдения. Учить анализировать, делать выводы

3. Способствовать развитию навыков работы в группе. Воспитывать умение слышать и уважать друг друга.

Близорукость

Человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдали, и для решения этой проблемы может пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.

Причины близорукости

Миопия является генетически обусловленным заболеванием, в результате которого форма глазного яблока вытягивается. Чаще всего развивается в подростковом возрасте. [1]

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие — к частичной или полной утрате трудоспособности.

Также близорукость может быть вызвана спазмом аккомодации (в молодом возрасте), кератоконусом (изменением формы роговицы), смещением хрусталика при травме (подвывих, вывих), склерозом хрусталика (в пожилом возрасте). [2]

Разрешение проблемы близорукости

В подавляющем большинстве случаев близорукости сопровождается увеличением передне-заднего размера глазного яблока [3] . Данная проблема решается с помощью очков или контактных линз (только на время ношения), ортокератологических линз (на несколько часов после снятия) или рефракционной хирургии.

Национальный Институт Здоровья США утверждает, что не существует способов предотвратить миопию, а использование очков и контактных линз не оказывает влияния на прогрессирование данного заболевания. [4]

Виды близорукости

В офтальмологии принято разделять близорукость на следующие виды [5] :

врождённая (myopia congenita) — редко встречающаяся форма близорукости, констатируемая с первых дней жизни и обусловленная аномалиями развития глазного яблока;

ложная (спазматическая, псевдомиопия; myopia falsa) — близорукость, возникающая при увеличении тонуса ресничной мышцы (спазма аккомодации) и исчезающая с его нормализацией;

ночная (сумеречная; myopia nocturna) — близорукость, связанная с эмметропической рефракцией глаза, возникающая при недостатке света и исчезающая при увеличении освещённости;

осложнённая (myopia complicata) — близорукость, сопровождающаяся анатомическими изменениями глаза, приводящими к потере зрения;

Степени близорукости

По тяжести заболевания, в близорукости выделяют три степени.

Слабая — до 3 диоптрий, средняя — от 3,25 до 6 диоптрий, высокая — свыше 6 диоптрий. Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15, 20, 30 D.

При слабой и средней степени близорукости, как правило, осуществляется полная или почти полная оптическая коррекция для дали и применяются более слабые (на 1-2 диоптрий) линзы для работы на близком расстоянии.

Близорукость может быть врождённой, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться — прогрессировать. При высокой степени близорукости — постоянная коррекция, величина которой для дали и для близи определяется по переносимости. Если очки недостаточно повышают остроту зрения, рекомендуется контактная коррекция.

Способы коррекции близорукости

В настоящее время существуют 7 признанных способов коррекции близорукости, а именно: очки, контактные линзы, лазерная коррекция зрения, Рефракционная замена хрусталика (ленсэктомия), Имплантация факичных линз, Радиальная кератотомия и Кератопластика (пластика роговицы). В зависимости от степени близорукости человек может испытывать постоянную потребность в очках или временную (только при необходимости разглядеть предмет на расстоянии), например, при просмотре телепрограмм и кинофильмов, во время управления автомобилем или при работе за компьютером.

При близорукости сила очковых стёкол и контактных линз обозначается отрицательным числом. Рефракционная хирургия способна уменьшить или полностью устранить необходимость пользоваться очками или контактными линзами. Наиболее часто такие операции делаются с помощью специальных лазеров.

Осложнения близорукости

При несвоевременном лечении или неправильной коррекции близорукости возможно прогрессирование заболевания и возникновение осложнений, таких как образование стафилом склеры (выпячивание), дистрофии и кровоизлияния на сетчатке и в стекловидном теле, в тяжёлых случаях их отслойка.

Дальнозоркость

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2014; проверки требуют 8 правок.



Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 27 июня 2014; проверки требуют 8 правок .

Перейти к: навигация, поиск

Коррекция дальнозоркости при помощи двояковыпуклой линзы.

Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далёких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркости с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке.

Для получения отчётливого изображения на сетчатке приходится усилить рефракцию. Это аномалия зрения, которую имеют около четверти населения Земли. Существует ошибочное мнение, что дальнозоркие хорошо видят вдаль, однако это не всегда так. Часто дальнозоркие видят плохо и вблизи, и вдали. Однако люди, страдающие лишь возрастной дальнозоркостью (пресбиопией), хорошо видят вдаль, так как у них нет аномалий рефракции и хрусталик всегда находится в расслабленном состоянии. Дальнозоркие люди часто испытывают головные боли при выполнении работы вблизи.

Причины дальнозоркости

Одной из причин дальнозоркости может быть уменьшенный размер глазного яблока на передне-задней оси. Практически все младенцы — дальнозоркие. Но с возрастом у большинства этот дефект пропадает в связи с ростом глазного яблока.

Причина возрастной (старческой) дальнозоркости (пресбиопии) — уменьшение способности хрусталика изменять кривизну. Этот процесс начинается в возрасте около 25 лет, но лишь к 40—50 годам приводит к снижению остроты зрения при чтении на обычном расстоянии от глаз (25—30 см). Примерно к 65 годам глаз уже практически полностью теряет способность к аккомодации. [ уточнить ]

Виды дальнозоркости

Кроме естественной физиологической дальнозоркости у детей младенческого возраста заболевание может быть врождённым. Речь идёт о тех случаях, когда зрение у ребёнка со временем самостоятельно не приходит в норму. Причиной дальнозоркости этой формы может послужить не только малый размер глазного яблока, но и слабая врождённая преломляющая сила хрусталика или роговицы.

При врожденной дальнозоркости у детей с коэффициентом выше 3.0 диоптрий существует большая вероятность развития сопутствующего заболевания – косоглазия содружественной формы. К нему приводит перенапряжение глазодвигательных мышц ребёнка и постоянное сведение глаз к носу для большей чёткости зрения. Дальнейшее прогрессирование болезни может стать причиной еще более грозного осложнения дальнозоркости у детей - амблиопии (ослабленного зрения одного из глаз).

Возрастная дальнозоркость характерна для людей старше 45 лет. Заболевание обусловлено возрастными изменениями мышц и тканей глаза. Хрусталик со временем склерозируется, уплотняется, ресничная мышца слабеет, и глаз теряет способность к нормальному преломлению лучей.

Возрастная дальнозоркость – естественное состояние человека. Предотвратить её нельзя, но можно избежать последствий возрастной дальнозоркости: нечёткости зрения, головной боли и перенапряжения глаз. Для этого нужно своевременно начать коррекцию дальнозоркости с помощью очков, контактных методик или хирургического лечения.

Нередко в молодом возрасте дальнозоркость приобретает скрытую форму. Аккомодационные возможности глаз ещё велики, и человек не ощущает проблем со зрением, но перенапряжение глазных мышц приводит к быстрому утомлению глаз, головной боли и тошноте. Со временем скрытое заболевание становится явным, и в случае запоздалой диагностики дальнозоркости у детей грозит обернуться косоглазием или амблиопией.

Лечение дальнозоркости

Дальнозоркость может быть исправлена при помощи как очков, так и контактных линз, чтобы изменить направление лучей света в глазу. Больные зачастую вынуждены носить очки или контактные линзы или всё время, или только для близи (читая, работая на компьютере, или выполняя другую близкую работу).

Читайте также: