Зощенко конспект 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Годы жизни: 10.08.1894 — 22.07.1958. Прожил 63 года.

Жанры, в которых работал: рассказ, повесть, роман, фельетон, пьеса.

Интересные факты из жизни М. М. Зощенко

  1. Ещё пятилетним ребёнком Миша сделал вклад в возведение музея Суворова. Помогая папе, он выложил нижнюю веточку на картине из мозаики.
  2. Одна из пьес драматурга в послевоенный период за год была поставлена на сцене более 200 раз.
  3. В детстве Михаил чуть ли не утонул в реке. Ему тогда было 6 лет.
  4. В гимназии будущий писатель отставал в учёбе. Особенно не дружил он с русским языком и литературой.
  5. Умер Зощенко от отравления никотином, что повлекло за собой остановку сердца.

1894 год. 10 августа. В Санкт-Петербурге в семье художника Михаила Ивановича рождается сын Миша.

1903. Мальчика отдают в гимназию №8.

1913. Миша заканчивает гимназию и идёт работать на железную дорогу контролёром.

1914. Юноша идёт добровольцем на фронт.

1915. Мишу производят в прапорщики, а после осколочного ранения в ногу, он награждается орденом Станислава 3 степени и становится подпоручиком.

1916. Зощенко попадает под газовую атаку, получает ещё три ордена и становится штабс-капитаном.

1917. Писатель отправляется в Архангельск, а потом скитается по многим городам и меняет профессии.

1919. Он вступает в Красную Армию, но после сердечного приступа признан негодным к воинской службе.

1920. Писатель посещает литературную студию, которой руководил Корней Чуковский. Он женится на Вере Кербиц. С ней он проживёт до самой смерти.

1921. У писателя рождается сын Валерий.

1939. Писатель награждён орденом Трудового Красного знамени.

1941. Литератора эвакуируют в Алма-Ату.

1946. Начало гонений на писателя. Его исключают из Союза писателей и лишают средств к существованию.

1953. Литератора вновь принимают в Союз писателей.

1958 год. 22 июля. Писатель умирает и его хоронят на городском кладбище Сестрорецка.

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Читательские дневники по произведениям М. М. Зощенко

Смотри также:

Михаил Зощенко – мой любимый писатель!

Каждое из произведений писателя не только невероятно увлекательное, но и поучительное. Его рассказы помогают избегать многих ошибок, воспитывают положительные качества и подымают настроение.

Я смело могу сказать, что Михаил Михайлович имел врождённый талант. Ведь прекрасные писательские умения он проявил еще в 13 лет.

Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) известен как писатель, сценарист и драматург, основа его творческого метода – острая сатира. Занимался переводами. Кратко самое главное из биографии Зощенко изложено в этой статье.

Детские и юношеские годы

Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Биография Зощенко для детей начальных классов рассказывает, что его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы.

Тем не менее обеспеченной семья не была – отец зарабатывал на жизнь своим талантом художника, но выходило немного – сына выучили в гимназии, которую он окончил в 1913 году, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату. Зощенко начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге.

Началась война и молодого человека призвали в армию. Воевать ему особенно не хотелось, но четыре боевые награды он все равно получил и даже вернулся на фронт после того, как его списали в запас.

А потом была революция 1917 года и возможность уехать из Архангельска, где он служил комендантом почтамта, во Францию. Зощенко от нее отказался.

Краткая биография Зощенко указывает, что за свою юность писатель сменил около 15 профессий, служил в Красной армии и к 1919 году стал телефонистом.

Литературная деятельность

Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства.

Уже много позже, работая телефонистом, он одновременно посещает литературную студию Корнея Чуковского, который уже тогда писал для детей – сегодня его произведения изучают в 3-4 классе. Чуковский высоко ценил юмористические рассказы молодого автора, но личная встреча удивила его: Зощенко оказался очень печальным человеком.

В студии Михаил Михайлович познакомился с Вениамином Кавериным и другими писателями, которые стали костяком “Серапионовых братьев”.

Зощенко Михаил Михайлович стал популярным очень быстро – его книги издаются и переиздаются (за двадцать пять лет, с 1922 года, количество переизданий достигло сотни), а фразы становятся крылатыми. Зенит славы пришелся на 20-е годы, когда его творчеством увлекся сам Максим Горький.

В тридцатые годы ситуация несколько меняется – после поездки на Беломорканал он пишет мрачную “Историю одной жизни”, еще до этого его “Письма к писателю” вызвали волну возмущения, а одну из пьес сняли с репертуара. Постепенно он погружается в депрессию.

В этот период писатель увлекся психиатрией. Он написал “Возращенную молодость” и “Голубую книгу”, но если у психологов, особенно зарубежных, они вызвали живой интерес, то в среде писателей – снова критику.

После этого Зощенко пишет, в основном, детские рассказы, а по окончании войны – сценарии к фильмам и спектаклям. Но гонения на писателя продолжаются, его произведения критикует сам Иосиф Сталин. Постепенно писатель угасает – и в 1958 году его не стало.

Личная жизнь

Писатель был женат. Его жена, Вера Кербиц-Кербицкая поддерживала Зощенко после смерти матери и подарила единственного сына Валерия.

Но интересным фактом из жизни Зощенко является то, что он был неверным супругом. В его жизни была еще одна любовь – Лидия Чалова, которую Зощенко продолжал любить даже после расставания.

Однако в самые сложные годы его жизни, особенно последние, Михаила Зощенко продолжала поддерживать именно законная супруга, которую впоследствии похоронили рядом с писателем.

В данном уроке рассказывается о творчестве советского сатирика Михаила Михайловича Зощенко и некоторых его рассказах.

План урока:

Художественное своеобразие его произведений (фельетон, литературный анекдот, юмористический рассказ)

Михаил сначала обучался в гимназии, в 1913 г. стал студентом Петербургского университета. Проучился недолго, не имея возможности платить за обучение. Когда началась Первая мировая война, принял решение уйти на фронт. Он стал юнкером [1] на ускоренных курсах в Павловском военном училище, после выпуска ему был присвоен младший офицерский чин прапорщика. На фронте с февраля 1915 г. был командиром пулеметной команды, роты и батальона. Получил ранение в ногу, был повышен в звании до поручика.

Серьезно пострадал во время германской газовой атаки. Почувствовав удушливый запах со стороны немецких блиндажей [2] , он не сразу надел противогаз, чтобы крикнуть и предупредить однополчан. После лечения в госпитале был комиссован. Отравление газами стало причиной хронического заболевания сердца и тяжелой психологической травмы. Зощенко стал свидетелем применения химического оружия и его многочисленных жертв. Дослужился до штабс-капитана, за храбрость был пять раз награжден орденами. Таким количеством наград в то время немногие могли похвастаться. Последнюю пятую награду не смог получить из-за революции. В 1917 г. познакомился с Верой Кербиц, которая через три года стала его женой.

В послереволюционное время Михаилу Зощенко довелось перепробовать множество ремесел, менять города. Он был комендантом Главпочтамта, телеграфистом, столяром, делопроизводителем, сапожником, секретарем суда, милиционером, служил в уголовном розыске, занимался кролиководством и птицеводством. С января 1919 г. служил пограничником в Красной армии, но уже весной был вновь комиссован из-за сердечных приступов.

Популярность сатирика в то время была громадной. Это были времена расцвета НЭПа, но, когда они закончились, герои рассказов Зощенко были названы в критике изжившими себя. Нужны были новые герои, вчерашний пошлый обыватель должен был волшебным образом переродиться в беспорочного советского человека. Острый взгляд сатирика на быт и нравы настораживал власти. Сталин не любил Зощенко, он понимал, что в его произведениях изображена неприглядная советская реальность, а они популярны и в русской эмиграции. Недовольство от восторженных отзывов за рубежом накапливалось. Все же до конца 30-х годов книги знаменитого в народе сатирика издавались невиданными ранее тиражами. Один из знакомых Зощенко писал, что людей с его книгами можно было встретить повсюду: в трамваях, плацкартных вагонах, пивных. В 1939 г. писатель получил орден Трудового Красного знамени.

За свою жизнь Зощенко написал немало пьес, повестей, киносценариев. Но истинную славу ему принесли миниатюрные шедевры, которые печатались в многочисленных журналах и газетах. Зощенко стоял у самых истоков советской сатирико-юмористической литературы, продолжив традиции Гоголя, Чехова, Лескова, создав собственный уникальный художественный стиль.

Сатирическое отображение человеческих и общественных пороков. Средства сатирического изображения в произведении (юмор, ирония, гротеск)

Рассказы Зощенко, написанные в 20-30 годы, были основаны на злободневных реальных фактах. Почти все описанные истории были взяты из личных писательских наблюдений или из многочисленных писем читателей. Тематика рассказов разнообразна: различные общественные беспорядки в коммуналках, общежитиях и в транспорте, проявления обывательщины, мещанства.

Зощенко в рассказах использует различные виды комического: юмор [4] , сатиру [5] , иронию [6] , гротеск [7] , каламбур [8] . Как средства создания комического изображения писателем используются несоответствие поступков и ситуаций, мимика, жестикуляция героев, смешение различных языковых стилей, речевые несуразности.

Особенности речи персонажей как приемы создания комического эффекта

Речевые характеристики героев рассказа Зощенко. Авторская позиция

В этом полуграмотном косноязычном языке прослеживается разрыв между формой и смыслом. Форма смешная, но за ней прячется страшный смысл: убогость мышления, примитивность взглядов, низменность желаний. Зощенко полагал, что перестанет казаться страшным то, над чем можно посмеяться. Сам юморист свои рассказы читал скучно и замогильным голосом, а его слушатели всегда смеялись. Но он отнюдь не веселил, и очень огорчался такой реакции на свои произведения. За внешней простотой текстов прячется глубокий подтекст об искаженной реальности, в которой персонажи не замечают уродливости своего положения, а способны лишь замечать мелкие пакости, причиняемые друг другу.

Значение творчества М. Зощенко

Словарь

1. Юнкер – курсант военного училища.

2. Блиндаж – оборонительное сооружение в земле, укрепленное бревнами.

3. Отщепенец – отколовшийся от какого-либо общества, отвергнутый им.

4. Юмор – изображение чего-либо в смешном виде без осуждения и порицания.

5. Сатира – высмеивание и обличение недостатков, отрицательных явлений, пороков.

6. Ирония – употребление слова в таком контексте, что оно воспринимается в противоположном значении, создавая комический эффект.

7. Гротеск – комически преувеличенное изображение, смешение реального и нереального.

8. Каламбур – шутливое употребление похожих, но разных по значению слов, игра слов, создающая двусмысленность.

9. Арго – специфический язык социально ограниченной группы.

10. Пленарное – проводимое пленумом, членами руководящего органа организации.

11. Порожнее – ничем не заполненное, пустое.

12. Мопсик – маленькая собачка породы мопс.

13. Партер – нижняя часть зрительного зала.

14. Галерка – самый высокий ярус в зрительном зале.

15. Нарицательный – общий, типичный, не имеющий собственных, индивидуальных признаков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

показать значение и актуальность произведений Зощенко.

Вид урока: комбинированный с использованием ИКТ.

- Что для вас самое главное?

- как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какие цели урока? (ответы уч-ся) .

- Обратите внимание на доску, что вы там видите? К ним мы вернемся чуть позже.

Это слова о Михаиле Зощенко. Давайте познакомимся с некоторыми фактами биографии писателя.

Зощенко родился в Петербурге, в семье небогатого художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной… С раннего возраста, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда Елена Осиповна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже хорошо понял, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен несправедливо, и при первой возможности отправился этот несправедливый мир изучать. Он еще гимназистом мечтал о писательстве — и вот за невзнос платы его исключили из Университета; нужен ли более веский предлог для ухода из дома — в „люди“ ?

Писатель так рассказывает о себе в автобиографических главах книги.

«В начале революции я вернулся в Петроград.

5.Учащиеся читают описание Андрюши Рыженького.

6.Беседа по прочитанному.

- Произведения каких писателей напомнил вам рассказ? (Смешной, напоминает Н.В.Гоголя и А.П.Чехова. Но смех другой, автор смеётся над героем не так беззаботно.)

Мы уже давали определение юмора и сатиры.


Признаки юмора

Признаки сатиры

Смех лёгкий, весёлый; автор смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными недостатками человека.

Смех злой, жестокий; автор высмеивает пороки общества, взаимоотношения между людьми.

Какой рассказ перед нами? Докажите.

Каким вы представляете себе героя рассказа?

Какие чувства вызывают у вас главный герой?

Как вы думаете, для чего эти изображения? Помогли ли эти предметы Андрюше достичь цели? А как только можно стать храбрым?

7. Работа со словарём.

Получить по заслугам– В соответствии с поведением, поступками кого-либо

Правильно ли понимал Андрюша слова матери?

Актуален ли рассказ в наши дни?

8. А теперь обратимся к стилю Зощенко, особенностям его манеры повествования.

- Вспомните начало произведений, которые мы изучали. Назовите произведения и автора.

«Царь с царицею простился, // В путь-дорогу снарядился, // И

Чем же отличается начало рассказа Зощенко от начальных строк произведений вам уже знакомых?

9.Как заканчивается рассказ? В чём смысл такой концовки рассказа?

10. Слово учителя. Ребята, вы хорошо потрудились, показали, насколько вы были внимательны при чтении рассказов М.Зощенко. Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов:


Если бы вам довелось лично познакомиться с М.Зощенко, о чем бы вы его спросили?

Рассказы М.Зощенко сатирические или юмористические? Приведите аргументы.

Понравились они вам или нет? Если да, то чем?(Слайд № 11)

Читайте также: