Знакомство с многообразием слов звучанием их звонко громко тихо рисование солнышка конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Колесникова Е.В., 2007.

Фрагмент из книги:
Председатель совета Клуба юных геологов Наташа Гофлин отчитывается о работе за год. В заполненном до отказа колонном зале Дворца пионеров звучат фамилии, цифры, трудные названия минералов.
Наташу сменили Леня и Даша. Они кратко рассказывают о только что вернувшейся самой дальней нашей экспедиции в Забайкалье, о преодоленных тысячах километров и привезенных каменных сокровищах.
Я плохо слежу за их рассказом. Мое внимание привлекли две пары глаз, что так внимательно следят за выступающими.

Ход НОД

Речевая разминка у окна.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Хоть бескрылый, а летает.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток он сбивает.

Предлагает понаблюдать за направлением и силой ветра и подумать над тем, какими словами можно назвать ветер. (ветерочек, ветерок, \ ветрище)

В о с п и т а т е л ь. Какую разницу в звучании этих слов вы заметили? (Предположения детей.) Слово изменяется от маленького до большого. Подумайте, что делает ветрище (Дует, воет, шумит)А ветерок (Веет, ласкает, напевает, обвевает).

Воспитатель просит определить, какой ветер сегодня,и приводит к пониманию того, что об одном явлении или предмете можно сказать разными словами. Дети приводят свои примеры.

Работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Давайте отправимся с вами на лесную полянку. (Подходят к экологическому букварю.) Как здесь хорошо! Прислушайтесь, как тихо кругом. Только чуть слышно шелестят листья деревьев от легкого ветерка, а вот мышка пробежала мимо наших ног, тихонечко шуршит осенней листвой ежик.

Воспитатель предлагает детям вслушаться в звучание произнесенных слов и повторить полушепотом, негромко. /шелестят, мышка, наших, шуршит/

Работа с коромыслами.

В о с п и т а т е л ь. Посмотрите внимательно на коромысла и найдите слова :

звонкие (зонт, замок, зебра, звонок);

шипящие (щетка, шапка, мишка, щенок);

рычащие (рыба, рак, роза, морковь);

жужжащие (жук, ежик, жаба, лыжи).

Физкультминутка с офтальмотренажером.

Гусь-физкультурник приглашает детей потренировать глаза.

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке,

Наклонился влево, вправо.

Повороты сделал браво.

Раза три подряд присел

И на тренажер взлетел.

Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и называет с ребенком слово-друга, ребенок возвращает мяч обратно. Например: галка – палка, огуречик – человечек, Петрушка – ватрушка.

Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо …печка. (Речка.)

Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие …кошки. (Крошки.)

Как у нашей дочки

Розовые …бочки. (Щечки.)

Работа за конторками.

Итог. Слова по звучанию могут быть громкие, тихие, рычащие, жужжащие и т. д.

Продуктивная: создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку.

Подскажи словечко дем.материал.

Незнайка сочинил для вас загадки. Постарайтесь их отгадать.

На ветке не птичка- зверек – невеличка,

Мех теплый, как грелка, кто же это? (Белка)

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… Ежик

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха,

Живо угадай-ка, кто же это? (Зайка)

Назови другим словом дем.материал.

Незнайка просит вас назвать другими словами зайку, белку, ежа. (Зайчишка, зайчонок, заинька; белочка, бельчонок; ежик, ежонок).

Вы назвали много слов, и все они звучат по-разному.

Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно их перечисленных ниже. Ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

- Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики).

- Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, вишня, апельсин, банан).

- Назови овощи. (Капуста, картошка, морковь, огурец).

И т.д. с различными вариантами по вашему усмотрению.

Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделите его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

4.Знакомим детей с моделированием задание 2.

Незнайка сочинил стихи, но никак не может придумать последнее слово, давайте ему поможем.

Прицепившись к задней шине, Я рубашку сшила мишке,

Мишка едет на (машине) Я сошью ему (штанишки).

Целый день поет щегол в клетке на окошке.

Третий год ему пошел, а он боится (кошки) .

Незнайка, как и вы не умеет писать, поэтому под каждой картинкой нарисовал прямоугольник. Так мы будем пока обозначать слова. Соедините прямоугольник с картинкой – с предметом, который вы назвали в конце стихотворения.

5.Рисование предметных картинок.

Предложить детям альбомные листы и цветные карандаши. Воспитатель предлагает нарисовать разные картинки. Показать детям варианты картинок: яблоко, бабочка, машина, воздушный шар и др.

Коммуникация: знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие); продолжать знакомить с многообразием слов; познакомить с тем, что слова могут звучать, похоже; продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника; учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Продуктивная: развивать мелкую моторику, чувство формы, способности к композиции.

Познание (ФЦКМ): обогащать знания детей о диких животных.

1.Отгадай загадки дем.материал

Мишка решил загадать вам загадки. Отгадайте их и покажите картики – отгадки.

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом быстро в городе другом. (Вагон).

Червякам – враг. (Грач)

Как звучат слова – отгадки? (По-разному)

Мишка произнесет слово, а вы найдите на листе предмет, название которого произносится похоже. (Рубашка – ромашка, лимон – вагон, врач – грач.)

Мишка говорит детям, что слова могут звучать, похоже. Просит детей соединить на картинке предметы, названия которых звучат похоже, и назвать их. (Лук – жук, санки – банки.)

Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно их перечисленных ниже. Ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

- Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики).

- Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, вишня, апельсин, банан).

- Назови овощи. (Капуста, картошка, морковь, огурец).

И т.д. с различными вариантами по вашему усмотрению.

Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделите его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим. (Часы)

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка).

Бьют его, а он не плачет.

Только выше, выше скачет. (мяч)

Не будильник, а звонит,

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно, (телефон).

Назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон).

Как звучат названия этих предметов? (По-разному).

Скажите детям, что слова можно прохлопать, прошагать.

Скажите детям, что сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове.

Скажите, что под каждым предметом нарисован прямоугольник, - так мы обозначаем слова. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.

Разделите прямоугольники под картинками с изображением кошки и часов на две части. (Очень часто дети проводят в прямоугольнике две линии. Обратите их внимание на то, что надо провести одну линию посередине прямоугольника – и в нем будет две части.)

В названии, какого предмета три слога? (Телефон) Разделите прямоугольник под телефоном на три части ( скажите детям, что в прямоугольнике надо провести две линии).

Если хлопнули один раз, то слово это короткое, если хлопнули 2,3 раза, то это длинные слова.

5. Вот ежик – ни головы, ни ножек.

В конце работы организовать выставку.

Коммуникация: продолжать знакомить со звучащим словом; упражнять в различении близких по звучанию слов; учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие); учить внимательно, слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Продуктивная: учить рисовать округлые и прямые линии (солнце).

1.Отгадай загадки дем.материал

Сообщить детям, что мишка снова пришел к ним в гости и приготовил новые загадки. Отгадай загадки и покажи картинки-отгадки.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова. (Коза)

Птица черная кружится,

Удивительный ребенок только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок)

Сказать, что слова, которые они назвали, звучат по – разному: коза – звонко, ворона – громко, утенок – тихо.

Эти слова звучат похоже? (Нет, они звучат по – разному)

2.Подбери пару дем.материал

Мишка провел дорожки от картинок – отгадок, изображенных слева, к картинкам, изображенным справа.

Назовите предметы, которые он соединил. (Коза – коса, ворона – корона, утенок – котенок).

Примечание. Если дети затрудняются, то произнесите данные слова попарно. Акцентируйте внимание на звучании.

Мишка назовет слово, а вы подберите к нему другое, похожее по звучанию. (Лук – жук, санки – банки, рак – мак, чашка – рубашка).

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам Руки поднимать,

Делаем зарядку. Руки опускать,

Очень нравится нам Руки поднимать,

Делать по порядку: Руки опускать,

Весело шагать, Приседать и вставать,

Весело шагать. Прыгать и скакать.

Нарисуем задание 3.

Прочитайте детям стихотворение:

Нарисуем желтый круг,

Много палочек вокруг.

Это солнышко сияет,

Все собою озаряет.

Предложите нарисовать солнышко с лучами и раскрасить его.

Похожие документы:

Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

. рисование. Определение понятия. Цель: знакомство с элементами портретного очерка путем словесного рисования . предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов . моделирование, применение интеллект-карт . Знакомство с многообразием .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Расширенный план- конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (4 года).

Педагога дополнительного образования Карташовой С.А.

Время проведения : 9:30-9:50 1гр, 10:30-10:50 2 гр, 11:30-11:50 3 гр.

Место проведения : 4 каб.

Дата проведения: 28.10.17

Цели и задачи урока:

- продолжать знакомить со звучащим словом;

- упражнять в различении близких по звучанию слов;

- учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, глухие);

- учит внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу;

- учить рисовать округлые и прямые линии (солнце);

- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;

- формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование : рабочие тетради, простые и цветные карандаши.

1. Организационный процесс.

- Здравствуйте ребятки. Скажите, а куда это вы пришли? (в школу)

- А зачем вы пришли в школу? (получать знания, учиться)

- А на какой урок вы сейчас пришли? (развитие речи)

- Давайте с вами вспомним, чем мы занимались на прошлом нашем уроке? (мы изучали разные слова: сладкие, кислые, колючие; рисовали иголочки ежам, соединяли слова которые похоже звучат)

- Какие вы молодцы. Все запомнили.

- А сейчас мы с вами будем работать в тетради.

- Назовите животных, которые нарисованы в домиках. (по-разному)

- Внизу нарисованы предметы, названия которых произносятся по-разному. Помогите зайке найти предметы, которые произносятся звонко. Соедините их с домиком зайки.

- Какие предметы соединили с домиком зайки? (зонт, зайка)

- Теперь нам надо помочь коровке. Надо с её домиком соединить слова которые произносятся громко.

- Что соединили с коровой? (рубашка, барабан)

- Осталось помочь кошке. Соедините с её домиком те предметы, которые звучат тихо.

- Какие предметы соединили с домиком кошки? (котенок, петушок)

- Какие вы у меня умнички. Все задания выполнили, да и еще правильно.

3. Физкультминутка.

- Ребята, я вам сейчас буду читать стихотворения, а вы мне подскажете слово в конце стихотворения. Для этого вы должны внимательно слушать меня.

И шалить без передышки

Целый день могли… (мартышки).

Ты не бойся- это гусь,

Я сама его… (боюсь).

Только жив ли петушок,

Золотой наш… (гребешок).

Он отправится… (в полет).

- Ребята, вы подсказали много слов и все они звучат по- разному.

- А в виде чего мы с вами рисуем слова? (в виде прямоугольника)

- Посмотрите на картинку на следующей странице. Вам нужно соединить предметы, названия которых звучат похоже. Но сначала нам нужно назвать все нарисованные предметы. (лейка, морковка, рубашка, чашка, гриб, скамейка)

- А теперь соединим предметы, названия которых звучат похоже. Что соединили? (Лейка- скамейка, чашка- рубашка)

-А что мы не соединили и почему? (не соединили морковь и гриб, потому что названия этих предметов звучат по-разному)

6. Нарисуем.

Нарисуем жёлтый круг,

Много палочек вокруг.

Это солнышко сияет,

Всё собою озаряет.

- Нарисуйте в квадратике справа такое же солнышко, какое нарисовано в квадрате слева. (дети выполняют задание)

- Вот и подошел наш урок к концу. А что же за у рок у нас был? (развитие речи)

- Чем мы занимались на уроке и что нового узнали? (на уроке знакомились с новыми словами, узнали о том, что некоторые слова звучат громко, звонко и тихо; продолжали находить слова которые звучат похоже, рисовали солнышко, подсказывали слово в конце стихотворении)

8. Рефлексия.

- Скажите, вот прошел у нас с вами урок, и у каждого осталось какое-то впечатление, настроение. Скажите, на какой цвет, на какую фигуру похоже ваше настроение? (дети отвечают)

Создавать условия для знакомства с мнгообразием слов.

ВложениеРазмер
konspekt_attest.docx 22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для развития речи

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: создавать условия для знакомства с многообразием слов.

Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже) , подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие слова) . Продолжать формировать умение регулировать громкость голоса, дыхание.

Развивающие : Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, инициативы в решении познавательных задач, самостоятельности. Воспитывать у детей потребность в речевом общении.

Словарная работа: Активизировать словарь: мак-рак, лук - жук, дом-дым, коза-коса, галка-палка.

Методы и приемы реализации содержания: показ, вопросы, художественное слово, поощрение, уточнение, аудио запись, обобщение.

Демонстрационный материал: картина, мольберт, настенная доска, проектор.

1. Вводная часть.

- Мы сегодня поиграем?

Мы сегодня помечтаем?

Заниматься тоже будем?

Пошутить мы не забудем?

И дружить мы крепко будем?

Вот сколько интересных дел!

2. Основная часть:

-Ребятки, а вы любите играть? Да!

Слышен крик (телефонная запись)

(на экране появляется Зайка) :

У меня случилось горе,

В домик мой забрался ветер,

Всё разрушил, разбросал,

Всё вокруг заколдовал.

Чтоб порядок навести,

Нужно знанья показать!

- Зайка наш попал в беду. Мы сможем помочь ему? Но для этого нам нужно попасть в Волшебный лес, где живёт Зайка. Как же мы туда попадём? А может нам поможет ветер, если он такой сильный?

- Ветер, ветер, помоги! К зайчику нас отнеси!

-Вместе сделаем вдох, выдох должен быть плавным и долгим.

Глазки закрыли и повторяем упражнение. Молодцы!

(Воспитатель быстренько расставит елочки, на пол листья осенние)

-Куда мы попали? (В сказочный, волшебный лес) Поможем Зайке навести порядок в домике? Садитесь на стульчики.

Тогда за дело! Перед вами картинки. (На доске)

-Назовите короткие слова: еж, уж, лук, кот, кит.

-Назовите длинные слова: коса, коза, мама, галка, палка.

-Найти предметы, названия которых слова, звучат похоже.

-Саша, иди пожалуйста, найди?

- Назовите предметы, которые соединили: коса-коза, сушка-сумка, жук-лук, сом-ком, рак-лак.

-Назовите предметы, которые не соединили: Баба, деда.

-Почему не соединили эти предметы? Нет пара слов, слова звучат по-разному.

Ехала машина, за каким – то интересом,

- А теперь мои юные помощники следующая игра

Теперь машина едет дальше по кругу, назвавший слово ребенок передает машину другому ребенку.

Класть предмет не надо, достаточно назвать слово на –ок и передать рядом соседу.

Я кладу в кузовок, замок. Коля, что положит? Листок..

Воспитатель: Ребятки, вы отлично справляетесь с заданиями.

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)

Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)

Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)

Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы , изображая крышу дома.)

Давайте построим зайчику дом, ведь он остался без дома. (повторение гимнастики)

-Молодцы и этим заданием справились.

-Ребята, мы все друзья, я твой друг и ты мой друг.

Дело было вечером, делать было нечего.

-У меня в кармане гвоздь, а что у вас Даша?

Даша: А у нас водопровод, что у вас Денис?

- Ребята, какие вы молодцы! Быстро справились с заданиями.

(на экране Зайка)

Зайка: (Телефонная запись)

Я рад, что никто из вас не заблудился в лесу.

Спасибо за помощь!

От беды меня спасли!

Вам я очень благодарен.

Вы, ребята, молодцы!

3.Заключительная часть: Рефлексия.

-Чем вы сегодня занимались?

-Что вам больше всего понравилось?

-В какие игры мы поиграли?

Спасибо, все старались, молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос.

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос.


Знакомство с многозначными словами


Даный конспект поможет в игровой форме познакомить детей со словами, оюозначающими признаки предметов.

Конспект организованной образовательной деятельности "Многообразие слов. Деление слов на слоги. Моделирование."

Программные задачи.1.Продолжать учить детей делить слова на слоги, подбирать к слову схему.2. Закреплять умение подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.3. Способствова.


Русский язык – один из богатейших языков мира. Это язык величия.


Закрепление представление о слове, словах-друзьях, многообразие слов. Продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на слоги.

Читайте также: