Манифест 19 февраля 1861 г конспект

Обновлено: 06.07.2024

Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение. Она создала возможность для широкого развития рыночных отношений, дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.

Законодательное ограничение крепостного права

Проекты отмены крепостного права

Население России к концу 1850-х годов достигло 74 миллионов человек. Крестьяне составляли из них 83%. Крепостное право было распространено на территории 45 губерний из 65. Всего же крепостных насчитывалось до 23 миллионов лиц обоего пола. Это была треть населения страны.

Милютин Николай Алексеевич

В марте 1856 года, выступая перед собранием Московского дворянства, Александр II заявил, что намерен заняться крестьянским вопросом. Будучи нерешительным человеком, он ждал инициативы со стороны, чтобы отвести от себя критику. Александр II знал, что 9/10 дворянства были против отмены крепостного права. Во всех 45 губерниях, где существовало крепостное право, были образованы губернские комитеты по крестьянскому вопросу. Первыми такие комитеты создали прибалтийские дворяне. Московское дворянство сопротивлялось до последнего.

С 1859 году при Главном комитете работала Редакционная комиссия. Она состояла из 31 человека — чиновников различных ведомств и членов-экспертов — представителей поместного дворянства.

10 октября 1860 года комиссия закончила работу. Итоговые документы были рассмотрены Государственным советом, и Александру предложили два варианта: прокрестьянский и продворянский. Император выбрал первый.

Самарин Юрий Фёдорович

Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович

Значение Манифеста 1861 года

Значение реформы состояло, прежде всего, в том, что она расчистила путь развитию капитализма в России. Но при этом обнаружилось, что крепостная зависимость заменялась на долговую. Неадаптированным к рыночной экономике оказалось и помещичье хозяйство. Социальная поляризация в деревне и ускоренный экономический упадок дворянства противоречили сословной модели государственности. Все это провоцировало новые социальные конфликты.

Первое исследование

Издания начала XX века на выставке

Советская историография

Современная историография

О сложном процессе подготовки реформ в условиях жесткого противоборства различных общественных сил рассказано в книге доктора исторических наук Бориса Григорьевича Литвака «Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива«. История буржуазных реформ в России 1860-х годов, и в первую очередь крестьянской, показана как история народа в период реформ, как история жизни и деятельности людей. Впервые в отечественной науке раскрыта роль великого князя Константина Николаевича, как ревностного сторонника реформ. Автор объясняет механизм реформ и анализирует их влияние на процесс развития капитализма в России. Раскрывая характеры реформаторов, Литвак показывает, почему Великие реформы XIX века, являясь логическим следствием отмены крепостного права, так и не привели к созданию в России конституционной монархии.


19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была претворена в жизнь.


Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесен в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на “прогнившую” систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Фотография К. Д. Кавелина

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

которые читают вместе с этой





  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочередно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.


Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 9 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Тема: Крестьянская реформа 1861 года. (8 класс)

1. Создание представления о подготовке крестьянской реформы.

2. Формирование представления об основных положениях крестьянской реформы 1861года.

3. Подведение учащихся к пониманию отмены крепостного права для развития страны.

Формирование умения отвечать на вопросы по тексту учебника.

Формирование умения давать внутреннюю критику документу.

Формирование умения отвечать на вопросы учителя с опорой на картину.

Создание условий для формирования у учащихся оценочных суждений.

Ход урока.

Этап урока/методич. приём

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На доске тема урока, план, домашнее задание.

Подготовка к уроку.

3. Тема урока: Крестьянская реформа 1861 г.

-прослеживание преемственных (межкурсовых) связей;

-использование презентации по ходы урока;

-постановка вопроса к тексту учебника;

-постановка вопросов к документу;

-постановка вопросов к картине

-прослеживание межпредметных связей;

Подготовка крестьянской реформы;

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.;

Значение отмены крепостного права.

Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества еще в XVIII в.

Вспомните, что такое крепостное право?

Какие попытки предпринимались для ослабления крепостного права с конца XVIII до середины XIX века?

Привели ли эти преобразования к эффективным результатам?

Да, действительно, все предпринятые попытки не дали положительных результатов, помещики не шли на уступки, ни кто не желал расставаться со своими крестьянами.

К тому времени в Западной Европе крепостное право было уже отменено, и экономика этих стран стала развиваться быстрыми темпами.

Александр II понимал, что в стране назревала критическая ситуация.

30 марта 1856 г во время коронации в Москве Александр II, выступая перед предводителями дворянства, сделал историческое заявление, что лучше освободить крестьян сверху, чем ожидать, пока они сделают это сами снизу. Таким образом, он предпочитал проведение реформы.

-Что такое реформа?

-Вспомним, каковы причины отмены крепостного права?

У ряда историков существует такое мнение, что у Александра II был непоследовательный курс либеральных преобразований, начатых в 1861 г. не всегда хватало императору и силы характера.

Действительно ли мы с вами сейчас можем сказать, что он непоследовательно проводил преобразования? Ведь крайне сложно было провести эти реформы.

Император Александр II хотел, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков, однако мало кто его не поддержал. Он начинает подготовку отмены крепостного права.

1.Подготовка крестьянской реформы.

Начнем с подготовки крестьянской реформы.

Подготовка крестьянской реформы

Секретный комитет

Главный комитет

Редакционные комиссии при Главном комитете

Разработка проекта об отмене крепостного права

19 февраля 1861 год

Манифест Александра II об освобождении крестьян

Рескрипт-это письмо монарха к подданному.

Обе организации занимались разработкой проекта крестьянской реформы, только в Секретном комитете-это делалось тайно, общественность не привлекалась, а в Редакционных комиссиях работа шла в условиях гласности.

Александр II приглашает Я.И. Ростовцева председателем Редакционных комиссии, представители которой выступали за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников.

-Какова роль Александра II в отмене крепостного права?

-О каких особенностях подготовки и проведения крестьянской реформы можно узнать из документа?

Под каждым вопросом вы можете печатать ответ.

В результате огромной работы, был создан проект крестьянской реформы, который утверждался в Государственном совете.

2.Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

Кто изображен на этой картине?

Что находится в руках у Александра?

Запишите дату отмены крепостного права- 19 февраля 1861 года.

Сегодня мы с вами узнаем, какие положения содержатся в Манифесте.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

1.Крестьяне получали личную свободу и наделялись гражданскими , экономическими правами .

Какие гражданские права вы можете назвать?

Сейчас, нам с вами кажется, что эти вещи элементарные, мы даже не задумываемся, что их у нас могло и не быть. А для крестьян они стали долгожданными, но только пока на бумаге.

Дайте определение барщине и оброку.

То есть крестьянин мог стать собственником только после выкупной операции.

3.Крестьяне освобождались с землей, то есть с полевым наделом, размер которого в зависимости от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин.

1 десятина=1,1 га=11.000 м 2 =110 соток.

4. Размер выкупа за землю устанавливался в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который в банке должен давать доход 6% годовых.

Например, если в нечерноземных губерниях оброк составлял в среднем 10 рублей в год, то выкупная сумма должна была составлять

X руб.=100% X =(10∙100):6=166руб. 66коп. в год.

Посчитайте сумму выкупа, если оброк будет составлять 12 рублей?

20% выкупной суммы крестьянин должен самостоятельно выплатить помещику единовременно.

80% выкупной суммы давало в долгосрочный кредит государство- на 49 лет под 6 % годовых.

Как вы считаете, это крупная сумма для крестьянина или нет?

5.Крестьяне в течение 9 лет не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину.

7. Договор заключался в виде уставных грамот между помещиками и крепостными крестьянам.

Что такое уставные грамоты? Вам необходимо обратиться к интернет ресурсам для того, чтобы найти ответ.

Таким образом, мы рассмотрели основные положения, которые постепенно стали претворяться в жизнь.

3.Значение отмены крепостного права.

Для Александра II воплотить в жизнь такую реформу было очень смелым шагом, который перевернул жизнь страны, повлиял на все сферы жизни общества.

Как известно, каждое преобразование, каждая реформа имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Начнем с положительных моментов:

- к рестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т. е. усадьбы (дом с огородом) и пахотной земли;

- могли защищать свои права в суде;

-имели право на собственность;

- к рестьянам дозволялось свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения;

- крестьяне могли вступать в брак без согласия помещика.

- сохранилось крупное помещичье землевладение;

- земельная неустроенность крестьян ( многие не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), что затрудняло хозяйствование);

- тяжесть выкупных платежей;

- сохранение сельской общины.

Крестьянская реформа 1861 года стала одним из важнейших событий в истории России.

Справедливы ли, на ваш взгляд, упреки в адрес Александра II в непоследовательности или незаконченности реформы? Ответ аргументируйте.

Таким образом, принятие Манифеста послужило хорошим толчок к развитию всех сфер общества, в частности экономики. Реформа не дала результатов сразу же, но со временем были устранены недостатки, которые позволили взглянуть на жизнь по иному. Эта реформа стала одной из либеральных, которые были проведены во время правления Александра II .

-Крепостное право — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов.

-указ о трехдневной барщине(Павел I , 1797);

-отмена крепостного права в Прибалтике;

-Нет, эти попытки не привели к положительным результатам.

- Реформа- преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для учителей истории.

Преподаватель: ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год.


Крестьянская реформа 1861 года

Презентцая урока по истории Отечества XIX в. в 8 классе.

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения.


1. В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы 19 века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью кейсов, с опорой на слайды презентации.


Урок истории по теме" Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года".

Презентация посвящена реформе Александра II, связанной с отменой крепостоного права в Российской империи.

otmena-krepostnogo-prava-kratko

Причин для отмены крепостного права было предостаточно.
Во-первых, это отставание России во всех сферах экономики.
Во-вторых, это недовольство россиян (и это были не только крестьяне, но и представители других классов).
В-третьих, поражение в Крымской войне, которое показало, что в таких условиях Россия не может дать достойный отпор врагу.

Поэтому правительство приняло решение готовиться к отмене крепостного права.

Подготовка отмены крепостного права

Сначала подготовка реформы шла в Секретном совете, созданном в 1857 году. Однако вскоре это учреждение было преобразовано в Главный комитет по крестьянскому делу. Теперь подготовка реформы была открытой. В ней принимали участие только дворяне и правительство (крестьяне к разработке не допускались).

Причем каждый помещик мог внести свое предложение, для этого существовали губернские комитеты, в которые могли поступать проекты дворян об отмене крепостного права. Из губернских комитетов пожелания помещиков отправлялись в Редакционную комиссию, все идеи помещиков обобщались, и уже обработанная информация передавалась Главному комитету.

Манифест 19 февраля 1861 года

1. Крестьянам даровалась свобода и гражданские права (Однако крестьяне оставались привязаны к общине, что тормозило развитие экономики)

2. Крестьянам выдавались наделы, которые были меньше, чем до реформы. Причем земля доставалась бывшим крепостным не просто так, они должны были ее выкупить (стоимость участков была сильно завышена государством)

3. Что касается выкупа земли, то в этом крестьянам помогало государство. 80% стоимости земли правительство давало крестьянам в кредит, 20% они должны были выплачивать сами. Но и этот процесс имел негативную сторону. Эти 20% крестьяне накапливали в течении 20 лет, а в это время они должны были выполнять все те же обязанности в пользу помещика (работать на его земле/отдавать часть выращенного), чтобы пользоваться его землей. Отличие от положения крестьян до реформы состояло в том, что теперь они были лично свободны, но вынуждены вступать в экономическую кабалу к помещику.

Значение отмены крепостного права

Освобождение крестьян привело к постепенному восстановлению экономики, к свершению промышленного переворота, к установлению капитализма в стране.

Также манифест 19 февраля освободил миллионы крестьян от крепостной зависимости. Они получали гражданские права, но вместе с тем, была и другая сторона медали.

Крестьянам не хватало земли, они были задавлены налогами и выплатами, многие были по-прежнему зависимы от помещика (но теперь экономически). Аграрный вопрос еще сильнее обострился. В дальнейшем он станет причиной недовольства крестьян и присоединения их к революционерам.

Если говорить о значении отмены крепостного кратко, то оно было пользой для экономики, крестьянам же, несмотря на освобождение, после реформы было сложно приспособиться к их новому нелегкому положению.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: