Зимний вечер конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Совершенствовать навык сознательного, беглого, выразительного чтения.

Расширять пассивный и активный словарный запас.

Учить ориентироваться в тексте произведения.

Развивать мелкую моторику и пространственные представления.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Учить эмоциональному восприятию поэтического произведения.

Воспитывать интерес к личности А.С.Пушкина, любовь к родному языку.

Буря, мгла, вихри снежные, ветхая лачужка, обветшалая кровля, веретено.

Комплект персональных компьютеров, соединенных локальной сетью.

Мультимедийная установка для вывода на экран изображения с рабочих столов компьютеров.

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Творчество какого поэта мы изучаем?

Как звали няню Пушкина?

3.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ

Какое явление природы описывает поэт?

Какое чувство испытывает автор?

4.БЕСЕДА ПО ПЕРВИЧНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

Какое явление природы описывает поэт?

Какие чувства испытывает поэт?

У поэта такое настроение, потому что он живет в Михайловском, вдали от своих друзей. Царь запретил ему приезжать в Петербург, и он вынужден жить в деревне. Единственный его друг – это няня, к которой он и обращается в этом стихотворении.

К кому обращено это стихотворение?

5.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

6. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Какие слова и выражения были вам непонятны при чтении?

Как вы понимаете слова Буря

Вихри снежные

Ветхая лачужка

Обветшалая кровля

РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ

Садитесь каждый к своему компьютеру.

В левом столбике слова и выражения из стихотворения, а в правом – их значения. Ваше задание – подобрать к словам из левого столбика их значение из правого и раскрасить их в одинаковый цвет.

Проверьте, как у вас получилось.

Поднимите руку, у кого все сделано правильно.

7. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

Читайте описание зимней бури.

Какие слова передают звуки?

Какое настроение передают такие слова?

Прочитайте еще раз, обращая внимание на эти слова, и постарайтесь передать настроение тоски и печали.

Читайте обращение А.С.Пушкина к своей няне.

Прочитайте слова, которые подчеркивают грустное настроение поэта и характеризуют жилище.

Прочитайте эту часть стихотворения еще раз с выражением, обращая внимание на эти слова.

Прочитайте про себя песню на с. 31

Послушайте мелодию этой песни.*

Как вы думаете, может такая песня поднять настроение?

9. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЕТЬМИ

Прочитайте стихотворение выразительно. (2-3 ученика читают стихотворение целиком или частями)

Лицейский друг Пушкина сочинил романс на эти стихи.

Послушайте и скажите, удалось ли ему передать настроение этого произведения?

Выучите это стихотворение наизусть.

12. ИТОГ УРОКА

Какое стихотворение читали?

Кто автор этого стихотворения?

Какая погода описывается в этом стихотворении?

Какие слова использует Пушкин для описания погоды?

К кому обращено стихотворение?

Какое настроение у этого стихотворения?

13. ОЦЕНКИ ЗА ЧТЕНИЕ И РАБОТУ НА УРОКЕ

старая, гнилая крыша

приспособление в виде катушки, на которое наматываются нитки

очень старый, маленький домик

очень сильный ветер

очень старая, гнилая крыша

круговые порывы ветра

приспособление в виде катушки, на которое наматываются нитки

очень старый, маленький домик


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14

Проверка  Буря  Очень сильный ветер  Мгла  Непрозрачный воздух  Вихри  Круговые порывы ветра  Обветшалая кровля  Ветхая лачужка со снегом  Старая, гнилая крыша  Очень старый, маленький домик  Приспособление в виде  Веретено катушки, на которую наматываются нитки


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Полный текст материала Разработка урока чтения А.С. Пушкин "Зимний вечер"; 7 класс (коррекционная школа VIII вид) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Формировать поэтическое восприятие стихотворения.

Формировать обще учебные умения и навыки (через работу по тексту).

Развивающая: Коррекция эмоционально – волевой сферы (выразительное чтение стихотворения, эмоции).

Коррекция мыслительной деятельности (проверочный тест, поэтические образы).

Коррекция речи (монолог, диалог, словарь к стихотворению).

Коррекция памяти (припоминание, иллюстрации, запоминание).

Воспитательная: Воспитать интерес к творчеству А.С. Пушкина, гордость за прошлое нашей литературы..

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): учебники, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, сигнальные карточки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.

прививать детям любовь к поэзии

развивать навыки выразительного чтения

коррекция речи учащихся

портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин

портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков

картина художника Н.В.Ильина.

I. Организационный момент

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о Пушкине и его творчестве.

Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.

- Вспомните, как звали няню поэта? (Арина Родионовна) Слайд.

- Верно. Это- Арина Родионовна Яковлева.

Слайд . Портрет няни.

-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку.

Она была не просто заботливой няней, знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту, няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа; от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

В одном из стихотворений Пушкин писал:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы и былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не нравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. (Слайд )

2. Учитель выразительно читает стихотворение.

3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение?

-Какие чувства вызвало у вас?

-Какую картину вы представили?

-Какие слова вам не понятны?

4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?

Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.

IV. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

5. Беседа по содержанию стихотворения.

1) Какое настроение у героя-рассказчика?

2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?

3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?

6. Обучение выразительному чтению.

- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.

4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:

Буря мглОЮ небо крОет,

Вихри снежные крутя,

ТО, как зверь она завОЕт,

ТО заплАчет , как дитЯ.

Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.

То по кровле обветШалой

Вдруг Соломой ЗаШумит,

То, как путник ЗапоЗдалый,

К нам в окоШко поСтуЧит.

Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?

6) Какими словами он называет ее?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя, где же кружка?

Сердцу будем веселей.

Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?

8) Как вам кажется , для чего он это сделал?

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Итог урока.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
Задачи:

продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;
познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
развивающие:

содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;
развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
развивать познавательные интересы детей;
отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
воспитательные:

формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;
воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
воспитывать ответственность за выполненную работу.
УУД:

понимать смысл стихотворения;
понимать настроение лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
навыкам выразительного чтения лирического текста;
сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные результаты

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
воспринимать смысл небольшого текста;
соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.

иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Ученик получит возможность научиться:

принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные высказывания;
задавать вопросы.
Методы и приемы:

методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);
методы передачи информации с помощью практической деятельности учащихся (выполнение практической работы);
методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);
метод музыкального обобщения и систематизации.
Формы организации на уроке: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, ИЗО.

I. Организационный момент.

-Какой раздел начали изучать? ( Великие русские писатели)

-Для чего изучаем произведения великих русских писателей? (Они мастера русского языка, русского слова, многому учат)

III. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С. Пушкина, но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта познакомимся на уроке, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Автор его композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идет речь.

-Итак, выскажите свои мнения. Почему вы так думаете?

Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?Какие изобразительные средства использует художник?

Вывод: Передать настроение можно не только словами, но и красками, и музыкой.

Проверить правильность ваших предположений мы сможем, только прочитав и проанализировав данное произведение.

– Перед нами новое произведение А.С. Пушкина. Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?

Научиться анализировать стихотворение
Научиться его выразительно читать
IV. Введение детей в литературно-исторический контекст.

Это уже не первое произведение А.С.Пушкина, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о жизни этого поэта?

Перед вами лежит текст,прочитайте его с карандашом в руках и подчеркните ту информацию, которая для вас ранее была незнакома. Поделитесь этой информацией со своим соседом по парте.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не нравилось, и он решил наказать поэта..В 1825 году А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское.. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. В Михайловском он создал более 100 произведений, многие из которых написаны темными вечерами при свете лучины.Пушкину было очень грустно одному вдали от друзей. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить.. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, и также, как в детстве, любил слушать ее рассказы, песни и сказки.

Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя из жизни и творчества Пушкина.

А вы когда-нибудь присутствовали при рождении стихотворения?

-Давайте представим, что мы сейчас находимся в домике Пушкина, в селе Михайловском, где он читает няне своё новое произведение.

Сядьте поудобнее, закройте глаза.

V . Первичное чтение стихотворения.

1. Чтение стихотворения учителем.

Учитель наизусть читает стихотворение.Под звуки вьюги

2.Проверка первичного восприятия стихотворения.

Что вы себе представили, слушая это стихотворение?
Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
V I. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.

VII.Словарно — лексическая работа.

Работа в парах, Где можно найти значение непонятных слов?(работа с толковым словарем)

Веретено — ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет — покрывает.
Лачужка — небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля — старая разрушающаяся крыша.

Б) В тексте этого произведения встречаются названия природных явлений. Как вы понимаете их значение?Самостоятельная работа.

Буря-ненастье с сильным разрушающим ветром.
Мгла — это сырой, холодный туман, непрозрачный воздух от тьмы, сумерек.

Вихрь – порывистое, круговое движение ветра.

Возьмите лист самооценки и оцените, как вы справились с этим заданием.
Самопроверка (на доске)

Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).
Подберите синоним к слову Буря-, к слову лачужка- Вывод : Значения слов можно узнать и в словаре синонимов

IX. Анализ лирического стихотворения.

– Давайте еще раз прочитаем текст и поразмыслим над его содержанием.

Автор делит своё произведение на части?

а) Работа над первой строфой.

Чтение учеником вслух.

— Какое явление природы описывает автор? (Бурю.)

— Какими словами автор создает образ бушующей бури? (Мглою небо кроет, крутит снежные вихри, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит.)

-Какой прием использует автор при описании бури? (Сравнение и олицетворение) — А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

С путником: «То, как путник запоздалый,

— Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с людьми, с животными, то есть с живыми существами?

(Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера.)

— Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

— Какая погода описывается в начале стихотворения? (Ненастная)

— Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

— Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

— Какие чувства лирического героя нужно передать при чтении? (Тоска, одиночество, тревога).

— Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

Чтение первой строфы вслух.

б) Чтение второй строфы.

— Прочитайте вторую строфу.

Сохранился ли предмет описания? Какой основной мотив этой строфы?

— О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)

-Какое настроение у автора? (Грустное)

— В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

— Как в этой строфе поэт называет няню?

— Какие чувства должны вы показать при чтении этой строфы?(Любовь , нежность

— Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

— Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением. Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?

Чтение второй строфы вслух.

в) Чтение третьей строфы.

— Прочитайте третью строфу.

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

— Почему он просит спеть няню песню о синице, о девице? (Арина Родионовна олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора). Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?

Чтение строфы вслух.

г) Чтение учеником четвертой строфы

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)

-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)

Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)

— Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?(Повтор).

— То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем? (Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце.)

Обратите внимание на глаголы в начале и в конце стихотворения. В каком времени употребил их поэт и почему?

Х. Формирование умений и отработка навыков.

-Для чего автор написал это стихотворение?

(-Чтобы рассказать о своих чувствах.

-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

XI. Выбор тона чтения стихотворения.

-Как надо читать стихотворение? (Спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью, ласковое обращение к няне.Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

XII. Чтение стихотворения учениками.

1) Выразительное чтение двух учеников.

Чьё чтение вам понравилось больше и почему?

XIII. Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

— При помощи, каких средств композитор пишет музыку?

( Для этого он используют средства музыкальной выразительности)

( Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель).

— Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Д. «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

— Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужные характеристики.

ХIV.Работа в группах.

ТЕМП (быстрый, медленный)

ДИНАМИКА (громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

МЕЛОДИЯ (бодрая, спокойная, взволнованная)

— Что выбрали – прочитайте.

— Попробуйте тихо напеть эти строки

-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

Вывод: Передать настроение можно не только красками, но и словами, и музыкой.

Подведение итогов урока.

Смогли ли мы выполнить задачи, которые ставили перед собой на этом уроке?

— Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали. Выразили свое мнение о литературном произведении.

Пусть в вашей жизни будут вьюги и метели, но на смену всегда приходит солнечное утро.

XV . Домашнее задание (по выбору):

Используя ссылки, которые я дала можно подготовить виртуальную экскурсию по экспонатам, находящимся в этих музеях.

Читайте также: