Зимнее утро зимний вечер 4 класс музыка конспект урока с презентацией критская

Обновлено: 07.07.2024

Презентация к уроку музыки по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".

Похожие презентации

1 Зимнее утро Зимний вечер

3 Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела А нынче. погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запрячь?

8 Няня А.С. Пушкина Яковлева Арина Родионовна Арина Родионовна Яковлева (1758 – 1828)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Веселая мышка (-).mp3

03 - В. Шебалин. Зимняя дорога..mp3

04 - Г. Свиридов. Зимняя дорога..mp3

05 - П. Чайковский. Январь. У камелька..mp3

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Весёлая мышка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Весёлая мышка

Весёлая мышка в рояле жила, Она музыкальною мышкой была . И часто под звуки р.

Весёлая мышка в рояле жила, Она музыкальною мышкой была . И часто под звуки рояля Пищала она: тра-ля-ля-ля-ля-ля. Пищала она: тра-ля-ля-ля. Хозяин рояля о мышке не знал, Он топал ногой и по крышке стучал. Когда начинало в рояле Фальшиво звучать: тра-ля-ля-ля-ля-ля. Фальшиво звучать: тра-ля-ля-ля. Проигрыш

Но вот знаменитый настройщик пришел, И сразу дефект у рояля нашел . Ах вот, о.

Но вот знаменитый настройщик пришел, И сразу дефект у рояля нашел . Ах вот, он воскликнул, в чём дело! И мышь от стыда покраснела-ла-ла. И мышь от стыда покраснела. А мастер из сумки достал инструмент, И правильно мышку настроил в момент. И вот она в месте с роялем Отлично поёт : тра-ля-ля-ля-ля-ля Отлично поёт : тра-ля-ля-ля Проигрыш

Поют композитор, настройщик и мышь, Зовут всех троих на гастроли в Париж, А е.

Поют композитор, настройщик и мышь, Зовут всех троих на гастроли в Париж, А если там нету рояля, Им все подпоют: тра- ля- ля- ля- ля-ля. Им все пропоют : тра-ля-ля-ля. А если там нету рояля, Им все подпоют: тра-ля-ля-ля-ля-ля. Им все пропоют : тра-ля-ля-ля.

Выбранный для просмотра документ Картины.docx

Выбранный для просмотра документ Карточка.docx

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)

ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)

ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)

ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)

ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Цель урока: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

1. Познакомить с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, С.Прокофьева.

2. Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Прививать любовь к природе, обогащать духовный мир ребёнка.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.

Музыкальное приветствие

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Кому принадлежат эти строки?

Дети: А.С. Пушкину

Учитель: О каком времени года идёт речь?

Дети: Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.

Учитель: Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?

Дети: О прощальной.

Учитель: А у нас осень давно закончилась, сейчас время года: зима.

Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

Учитель: А как заканчивается день?

Дети: Вечером. Все возвращаются домой.

Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Дети: Утро. Вечер.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня, зимнего вечера?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Дети: Нет (Да)

Учитель: А почему?

Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

Представьте себе, вы подошли к окну, а за окном красивое морозное утро! Интересно, что каждый из вас увидел.

Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.

Дети: Светлые, жизнерадостные.

Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит технологическую карту урока и презентацию.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фотина Ирина Сергеевна

Воспитательная: формирование эмоциональной отзывчивости к музыкальным явлениям, потребности в музыкальных переживаниях.

Развивающая: развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия, умения обобщать полученные знания.

Образовательная: развитие умений размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.

Умение познавать мир через музыкальные и литературные формы и образы.

Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Способность излагать свои мысли о музыке.

Умение находить главные идеи в музыкальных и литературных произведениях.

Представлять систему общечеловеческих ценностей, в том числе – любовь.

Воспринимать и анализировать смысл художественного образа через музыкальные и литературные произведения.

Материально- техническое обеспечение

Мультимедийные средства; портреты У. Шекспира, Д.Б.Кабалевского, выставка рисунков, фотоматериалы; раздаточный материал (таблицы, символы урока).

формировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства, развивать ассоциативно-образного мышления.

Контролировать собственные учебные действия.

Способность излагать свои мысли о музыкальных и литературных произведениях.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать, вступать в диалог.

Умение находить главные идеи в музыкальных и литературных произведениях.

Овладение базовыми понятиями: пастораль.

Адекватное восприятие музыкального и художественного произведений, осознание многозначности содержания их образов.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Виды деятельности и формы работы обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Слушание песни, просмотр кинофрагмента.

Личностные: мотивируются на активную деятельность,

2.Актуализация знаний.

О каком времени года идёт речь? (о зиме)

Эпиграф: Идет волшебница-зима,…

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

-С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

- А как заканчивается день.

- Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер.

-Какова же будет цель нашего урока?

-Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

- С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

-Вечером. Все возвращаются домой.

- Утро. Вечер. (зима)

-познакомиться с произведениями композиторов, на тему: Зимнего утра и вечера.

- С помощью музыки, живописи, поэзии.

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Потребность в общении с учителем.

умение определять тему и цель урока.

умение слушать, вступать в диалог.

3. Выявление проблемы.

- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

-Сегодня на уроке ответим на этот вопрос.

- Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.

умение находить нужную информацию.

4.Открытие нового знания.

-Сегодня мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

- Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь.

-Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло,вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

- Какие краски использовал художник, изображая зиму.

- Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.

Перед вами лежат таблицы. Давайте запишем, какая зима на картине. Используйте словари.

Инструкция по заполнению таблицы:

1.В первой колонке вписываем слова, описывающие зиму на картине.

2.Во второй колонке нужно выбрать, какая зима в стихотворении.

3. В третьей колонке выделите слова, которые отображают ваше впечатление от прослушанного фрагмента музыки.

Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Какое же зимнее утро?

-Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

(учащиеся заполняют 2 столбик)

-П.Чайковского. Какие чувства передаёт музыка?

-Какие у вас возникли ощущения?

-А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу.

- Посмотрите на все три ваши колонки. Какая же зима у нас получилось?

Пастораль - это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

-Русские композиторы в своём творчестве обращались неоднократно к музыкальной живописи. Она красочная, яркая, насыщенная музыкальными голосами-тембрами.

-Тембрами, каких музыкальных инструментов изобразил пейзаж Георгий Свиридов (русский композитор 20 в.) в музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина “Метель”?

Характер музыки попробуем передать с помощью пластического интонирования (движения рук).

Анализ музыкального произведения.

- Перед вами репродукции трёх картин. Определите группой какая из них наиболее подходит к музыке. А ребята из других групп оценят правильность вашего выбора. Оценивание.

-Зима нас радует и дарит нам множество забав, развлечений и праздников. Какой же праздник без песни! Чтобы красиво петь, нужно… ? (распеться)

Физкультминутка.

- ученики молча под музыку смешиваются, двигаясь по комнате,

музыка останавливается, учащиеся образуются в пары (дают пять), если ученик не нашел пару, то поднимает руку вверх и находит пару).

-Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

- Какой вечер предстал перед нами?

-Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки с помощью карточки №2. Подчеркните нужное с вашей точки зрения.
Карточка

-Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?

Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева

- Возвращение к проблемному вопросу

- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской с использованием инновационных технологий.

Учитель музыки и МХК

МБОУ СОШ №1 п.Ленино

Резник Любовь Васильевна

Урок музыки

Место урока в планировании учебного процесса: II четверть, 7 урок. (№15)

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: Научаться анализировать музыкальные произведения; сравнивать; обобщать. Выразительно исполнять песни.

Формирование УУД:

Личностные действия: формировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства, развивать ассоциативно-образного мышления.

Регулятивные действия: формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные действия: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству, и музыкальной деятельности.

Метапредметные: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.

Личностные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы изобразительного искусства.

Выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем).

Материально-техническое оснащение: баян, мультимедийная доска, компьютер, раздаточный материал.

Организационный момент.

Здравствуйте дорогие ребята! Я учитель музыки. Зовут меня Любовь Васильевна.

Мне хотелось бы с вами окунуться в волшебный мир искусства. Вы меня поддержите?

Сегодня мы будем работать не только индивидуально, но и в группах. Пожалуйста, разделитесь на три группы и выберете старшего.

Учитель: О каком времени года идёт речь? (о зиме)

Эпиграф: Идет волшебница-зима,…

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

Учитель: А как заканчивается день?

Дети: Вечером. Все возвращаются домой.

Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Дети: Утро. Вечер. (зима)


Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Учитель: А почему?

Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь.

Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло,


вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

Дети: За окошком красивое морозное утро?

Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.

Дети: Светлые, жизнерадостные.

Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.

Перед вами лежат таблицы. Давайте и мы запишем, какая зима на картине. Используйте словари

Дети: Мягкая, пушистая, красивая, спокойная, тихая, нежная

(учащиеся заполняют 1 столбик)

Оценивание –снежинки по группам


Учитель:

Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!


Учитель:

Какое же зимнее утро?

Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.

Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

(учащиеся заполняют 2 столбик)

Оценивание – снежинки по группам


Учитель: Какие у вас возникли ощущения?

Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.

Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу

Учитель: Посмотрите на все три ваши колонки. Какая же зима у нас получилось?

Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Оценивание – снежинки по группам

Учитель: Вслед за утром наступает день!


Давайте мы с вами перенесемся в родовое имение А.С.Пушкина Михайловское.


Необыкновенно хороши окрестности Михайловского в любое время года, особенно сосновые леса с озерами, холмы с извилистыми тропинками. Александр Сергеевич любил здесь бывать.






Пастораль - это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Русские композиторы в своём творчестве обращались неоднократно к музыкальной живописи. Она красочная, яркая, насыщенная музыкальными голосами-тембрами.

Тембрами, каких музыкальных инструментов изобразил пейзаж Георгий Свиридов (русский композитор 20 в.) в музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина “Метель”?

(Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов)

Характер музыки попробуем передать с помощью пластического интонирования (движения рук).

Слушание музыки. Пластическое интонирование.

Анализ музыкального произведения.

Ученики: (Спокойная, печальная, струнно-смычковые и деревянно-духовые изображают сельский пейзаж. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную)

Учитель: Перед вами репродукции трёх картин. Определите группой какая из них наиболее подходит к музыке. А ребята из других групп оценят правильность вашего выбора. Оценивание.

Зима нас радует и дарит нам множество забав, развлечений и праздников. Какой же праздник без песни! Чтобы красиво петь, нужно… ? (распеться)


Разучивание мелодии по схеме.

Учитель: Какое у вас настроение? Праздник будет еще веселей, если пригласить оркестр.

Я предлагаю вам взять музыкальные инструменты и самим принять участие в оркестре. Ёлочные украшения: шары и конфеты заменят сегодня нам ноты. Маленькие шары и конфетки – короткие, восьмые, а большие – долгие, четвертные. (дети пробуют сыграть) Украшенная ёлочка пауза – знак молчания.

Внимательно смотрим на экран. Слушаем и играем.

Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

Учитель: Какой вечер предстал перед нами?
Дети: Холодный, метельный.

Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки с помощью карточки №2. Подчеркните нужное с вашей точки зрения.
Карточка

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)

не очень громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)


Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?

Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева

Дети: Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.

Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?

Дети: Тема зимы.


Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы.

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

Художественное чтение эпиграфа.

Эпиграф: Идет волшебница-зима,…

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Жёлтый – хорошо, комфортно.

Красный – радостно, восторженно.

Синий – грустно, тревожно.

А сейчас я предлагаю объявить благодарность. Ребята выберите только одного из одноклассников, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и поясните, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить.

Д/З Составьте синквейн на тему зима. Алгоритм составления у вас на карточка. Возьмите их домой в помощь.

Читайте также: