Расстановка общественных сил в 1860 е годы конспект по литературе 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: дать общую характеристику литературы середины XIX века с точки зрения истории; показать значение русской литературы середины XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Эпиграф: До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых в России в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.

У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

I. Оргмомент. Вступительное слово.

II. Периодизация русской литературы

Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Поскольку на роль таковых системообразующих элементов, критериев периодизации выдвинуто к настоящему времени более чем достаточное количество ориентиров, то и вариантов периодизации как истории культуры в целом, так и историй различных составляющих исторического процесса также имеется великое множество. Время человека, культуры, исторического существования периодизируются по-разному. Для каждого варианта периодизации, также как и для типологии культуры, существенным и определяющим является выбор основания, которое находится, как правило, либо в материальной, либо в духовной сфере, либо примыкает к одной из них. Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.

В истории русской литературы выделяют несколько периодов:

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.

2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.

5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.

6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991 ) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

III. Социально-исторический контекст.

Две отправные точки новой эпохи:

2 марта(по н.ст.) 1855 г. скончалcя поражение в Крымской войне1853-1856 гг

император Николай I

Крымская война, поражение русской армии, унизительный Парижский мир взволновали современников и нашли отражение во многих художественных произведениях. Современники осознавали, что к концу царствования Николая I русское общество оказалось в состоянии глубокого кризиса. Поражение в Крымской войне воспринималось закономерным итогом недальновидной политики императора.

С императором Александром II россияне связывали надежды на обновление жизни страны. Почти одновременно были осуществлены крестьянская, земская, судебная, военная реформы, реформы образования и печати.

IV . Политическая борьба в общественной и литературной жизни.

Постепенные преобразования Путь народного восстания, крестьянской революции

Консервативные взгляды: Либеральные взгляды:

обновляя общество, необходимо преобразовать монархию в контитуцион-

сохранить монархию в России ную или сформировать республиканское

правительство и т.д.

На этом фоне в жизни русского общества важную роль играю четыре общественно-политических движения:

1. славянофилы отстаивали идею особого исторического пути России, хотели объединить все сословия с простым народом, критиковали реформы Петра I , утверждая, что в России невозможны просвещение и демократия западного образца. (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы и др.)

2. западники считали необходимым для России именно европейское экономическое развитие и просвещение. (И.С. Тургенев, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский и др.)

3. почвенники полагали, что русское общество должно соединиться с народом, но при это не отрицали положительной роли реформ Петра I . (Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, А.А. Григорьев)

4. революционеры-демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.)

V. Философско-религиозный контекст эпохи.

Русский человек XIX века воспитывался в христианской вере. Поэтому органичным, постоянным и стабильным для русской философской мысли были философско-религиозные искания её представителей.

1-я половина XIX века в русском обществе прошла под знаком увлечения германской классической философией (учения Канта, Шеллинга, Гегеля).

Середина XIX века – увлечение материализмом и позитивизмом. В своём увлечении материализмом и позитивизмом русские мыслители – материалисты довели до логического заверщения идею отрицания всего внематериального и внеличностного, Бога и абсолютных ценностей.

Нигили́зм (от лат . nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым, или даже ко всем сторонам общественной жизни.

Русский нигилизм - отрицание христианства.

Во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.

VII. Реализм как ведущее направление XIX века.

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Этапы развития реализма:

1. Просветительский реализм (17-18 вв.): вера в разум человека, надежда на гармонизацию общества через просвещение, развитие творческого начала в человеке (А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин).

3. Критический реализм (1840 – 1890-е гг.): обличительная направленность произведений, решительный разрыв с романтическими традициями (И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и др.).

4. Социалистический реализм (1920 – 1980-е гг.): проникнут идеями революционной действительности и ощущением социалистического преобразования мира (М.Горький).

Черты реализма:

а. стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

б. тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несёт на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;

в. универсальность в изображении времени;

г. социальный и психологический детерминизм;

д. историческая точка зрения на жизнь.

Особенности русского реализма:

‒ активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;

‒ выраженный жизнеутверждающий характер;

‒ синтетичность: более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями.

Основное средство реализма – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущим критерием художественности была верность действительности, стремление к непосредственной достоверности изображения. Реализм признаёт право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Для этого направления характерно большое разнообразие художественных форм.

Типизация – 1. Изображение через единичное , т.е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

3. Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.

VIII . Итог. Домашнее задание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока Русская литература и общественная мысль в 60-е годы XIX в. I. Обще.

Тема урока Русская литература и общественная мысль в 60-е годы XIX в. I. Общественно-политическая обстановка в России в 60-е гг. XIX в. (записываем опорные положения лекции)

4.Отмена крепостного права 1861г.- главная реформа Александра II. Состояние о.

II. Роль литературы, публицистики и критики в общественном движении эпохи наз.

«Литература у народа, лишенного общественной свободы, – единственная трибуна.

III. Основные общественные силы эпохи Две ведущие исторические силы 2 половин.

Философская программа: материализм и воинствующий атеизм Политическая програм.

либералы славянофилы почвенники западники Дружинин, Анненков Киреевский Григ.

либералы славянофилы почвенники западники Дружинин, Анненков Киреевский Григорьев, Страхов 2.Либеральные течения противостояли революционерам- демократам

2. Либерально-западническое течение. ЗАПАДНИКИ Развитие России без революцион.

3.Либерально- славянофильское течение Славянофилы Программа: Резкий протест п.

3.Либерально- славянофильское течение Славянофилы Программа: Резкий протест против идей революции( Революция убьёт Россию) Яростно критиковали крепостное право, необходимость преобразований, но лишь таких, которые соответствуют национально-историческим традициям, национальной природе русского человека. Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введён А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере). Резко отрицательно относились к Петровским реформам и европеиизации России. Идеал общественного устройства - крестьянская община с её жизнью-миром, т.е. общим ладом, общим согласием, решением на миру всех общих вопросов Принцип государственного устройства: самодержавие+ Земский Собор, состоящий из представителей всех сословий, совместное обсуждение законов, приводящий к всеобщему согласию; или подчинение воле царя.

Эстетическая программа: распространение и развитие традиций национальной куль.

Эстетическая программа: распространение и развитие традиций национальной культуры, фольклора, национальной литературы, поэтически воссоздающих всё лучшее, что дано народу для своего исторического предназначения. Именно в трудах славянофилов высказана идея о спасительной роли русского народа для всего мира. Представители славянофилов: Братья КириЕвские-Пётр Васильевич , Иван Васильевич- собиратели русского фольклора (8 томов русских сказок) Алексей Степанович Хомяков ( 18 языков, интеллигент, публицист) Юрий Фёдорович Самарин Семья Аксаковых- Сергей Тимофеевич, сыновья Константин и Иван Из писателей близки к славянофилам: Александр Николаевич Островский, Мельников-Печерский Фёдор Иванович Тютчев, Лев Николаевич Толстой (в некоторые периоды своего творчества)

Критерии сопоставления Славянофилы Западники Отношение к самодержавию Монархи.

Критерии сопоставленияСлавянофилыЗападники Отношение к самодержавиюМонархия + совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы Отношение к крепостному правуОтрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отношение к Петру IОтрицательное. Пётр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень По какому пути должна идти РоссияРоссия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идёт и должна идти по западному пути развития Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Либералы выступали за путь постепенных реформ. Революционеры-демократы - за революционный путь.

Главные идеи почвенников: Всеобщее примирение сословий в России, стране класс.

IV. Развитие науки и искусства В науке – естественно-математические знания, р.

 Передвижники Крамской, Перов, Репин

Передвижники Крамской, Перов, Репин


Урок 3 Основные особенности литературного процесса в 60-е гг. В России каждый.

Урок 3 Основные особенности литературного процесса в 60-е гг. В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление- понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе её народа, об её роли на земле. М. Горький

Что такое литературное направление?

Что такое литературное направление?

Какие направления последовательно сменялись в литературе?

Какие направления последовательно сменялись в литературе?

Каковы главные особенности реализма? Как и когда возник реализм в литературе.

Каковы главные особенности реализма? Как и когда возник реализм в литературе? Какой вклад в развитие реализма внесли великие русские писатели первой половины 19 века?

Реализм (от лат.)- действительный, вещественный, подлинный. Литературное напр.

Реализм (от лат.)- действительный, вещественный, подлинный. Литературное направление, сформировавшееся в 40-е гг. 19в. и отличающееся: -вниманием к воздействию общественных условий на человеческие судьбы -влияние жизненных обстоятельств на нравственный и духовный мир человека; - изображение типических характеров в типических обстоятельствах. -глубокое исследование закономерностей действительности, становление и проявление характера человека

Разнообразие писательских индивидуальностей 1.Отсутствие ведущей для данной э.

Разнообразие писательских индивидуальностей 1.Отсутствие ведущей для данной эпохи писательской фигуры. 20-е гг. -Пушкин, 30-е гг. -Лермонтов, 40-егг. – Гоголь. Во второй половине 19в. – целая плеяда мощнейших русских писателей, создавших великую литературу. В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе её народа, об её роли на земле. М. Горький

Иван Александрович Гончаров годы творчества: 1847—1869 Фёдор Михайлович Досто.

Иван Александрович Гончаров годы творчества: 1847—1869 Фёдор Михайлович Достоевский годы творчества: 1844—1880

Лев Николаевич Толстой годы жизни: 1828 - 1910 Николай Алексеевич Некрасов го.

Лев Николаевич Толстой годы жизни: 1828 - 1910 Николай Алексеевич Некрасов годы жизни: 1821 - 1877

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин годы жизни: 1826 - 1889

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин годы жизни: 1826 - 1889

Афанасий Афанасьевич Фет годы жизни: 1820 - 1892 Фёдор Иванович Тютчев годы т.

Афанасий Афанасьевич Фет годы жизни: 1820 - 1892 Фёдор Иванович Тютчев годы творчества: 1813—1873

Дмитрий Васильевич Григорович (1821-1899) 1822-1899

Дмитрий Васильевич Григорович (1821-1899) 1822-1899

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)

Николай Герасимович Помяловский (1835- 1863)

Николай Герасимович Помяловский (1835- 1863)

Глеб Иванович Успенский (1843-1902) Николай Васильевич Успенский (1837- 1889).

Глеб Иванович Успенский (1843-1902) Николай Васильевич Успенский (1837- 1889) Рассказы Рассказы

Талантливые поэты Поэты-демократы Поэты философско-эстетического направления.

Талантливые поэты Поэты-демократы Поэты философско-эстетического направления Н.А. Некрасов Н.А. Добролюбов Н.П. Огарёв И.З. Суриков А.Н. Плещеев Л.Н. Трефолев И.В. Никитин В.С. Курочкин Д.Д. Минаев М.Л. Михайлов Ф.И. Тютчев А.А. Фет И.С. Тургенев А.К. Толстой Л.А.Мей Я.П.Полонский А. Н. Апухтин А.Н. Майков К.К. Случевский Каролина Павлова

Драматургия Сатирическая поэзия и драматургия А.Н. Островский И.С.Тургенев А.

Драматургия Сатирическая поэзия и драматургия А.Н. Островский И.С.Тургенев А.В. Сухово-Кобылин М.Е. Салтыков –Щедрин Н.С. Лесков А.ф. Писемский Л.Н. Толстой

Особенности русской литературы 2 половины Страстный гуманизм сочувствие «униж.

Влияние на общественную жизнь передовой журналистики

Влияние на общественную жизнь передовой журналистики

Группа писателей журнала "Современник": И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. То.

Группа писателей журнала "Современник": И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.

Дом на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, где помещались редакции "Соврем.

Дом на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, где помещались редакции "Современника" и "Отечественных записок".

Выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор; расширить их представление о литературе как искусстве слова, отражающем жизнь человека и общества; дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века; углубить представление о классике, о классической литературе

Планируемые образовательные результаты

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; сформированность учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Коммуникативные: выстраивание небольших монологических высказываний, осуществление совместной деятельности рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Предметные: выявление основных этапов развития русской классической литературы второй половины XIX века, литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Методы и формы обучения

поисковый, индивидуальная работа, групповая работа

Учебник, раздаточный материал

Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!

1. Слово учителя. Вступительная беседа.

1853-1856гг.- Крымская война; 1854г- осада Севастополя;

1855г.- вступление на престол Александра II;

1861г.- отмена крепостного права;

1863-1864гг.- окончание Кавказской войны.

Абсолютное падение производства, рост безработицы.

Распространение просвещения, прогресс отечественной науки.

Стадия осмысления содержания.

- К середине XIX столетия в русской литературе закончился процесс развития основных принципов изображения действительности, утвердился реализм . И литература XIX в. становится движущей реальной силой во всей русской художественной культуре. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности . Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию. Главным в этом методе, как утверждают теоретики реализма, является типизация . Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия , а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма. У каждого свой принцип отбора фактов действительности, обязательно раскрывающий субъективный взгляд художника. У каждого художника своя мера.

Он разделил всех на два лагеря: славянофилов и западников . Различия между ними были в определении главного направления, по которому должна идти Россия.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

  1. Западники.
  2. Славянофилы.
  3. Почвенники.
  4. Революционеры-демократы.
  5. Эпоха русского романа
  6. Русская драматургия 19 века

Философия революционных демократов

Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Добролюбова, Д. И. Писарева , а также с именами М. В. Буташевича-Петрашевского и М. А. Спешнева. Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. Их социализм называли утопическим, так как считалось, что переход к социализму через преобразование крестьянской общины, минуя капитализм, мирным путем неосуществим. Они создали философское и социологическое учение, которое по теоретическому богатству, по широте и глубине постановки и решения проблем превосходит многое из того, что было сделано в философии другими представителями этого направления.

Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России . Этот путь связывался с построением социализма в России на основе общинного, коллективного владения средствами производства. При этом построение социализма В. Г. Белинским мыслилось как путь революционных преобразований и экспроприации помещичьих земель и владений. Герцен был сторонником спокойных революционных преобразований без насилия и гражданской войны.

Основные положения теории “русского социализма” разработал Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.). Он пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение . В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала , позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю,

2) общинное владение ею,

3) мирское управление.

Эти общинные начала, воплощающие “элементы нашего бытового, непосредственного социализма”, препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать стадию капиталистического развития: “Человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник”.

По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму . “Мы, – писал Герцен, – русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, – и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука”.

Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.

1 ноября 1861 г. Герцен выдвигает лозунг "В народ!", ставший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении.

На общий ход дискуссий о социальных возможностях общины большое влияние оказали публицистические выступления Николая Гавриловича Чернышевского (1828– 1889), особенно две его статьи – "Критика философских предубеждений против общинного владения" (1858) и "Экономическая деятельность и законодательство" (1859).

В первой из них сделан вывод о том, что существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилизации, какая достигнута в текущем столетии, не помеха для ее вхождения в эту цивилизацию, потому что в общинном владении присутствует "высшая форма отношений человека к земле". Более того, общинное владение обеспечивает, писал Чернышевский в другой статье годом раньше, каждому земледельцу обладание землею и "гораздо лучше частной собственности упрочивает национальное благосостояние". Такое владение в состоянии наилучшим образом обеспечить успехи в сельском хозяйстве, поскольку общинная собственность "соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице". Все это позволяет сделать вывод о возможности ускоренного социального развития при помощи общины.

В отличие от Герцена Чернышевский – убежденный демократ . Авторитет Чернышевского в освободительном движении начала 1860-х гг. был очень высокими, и правительство установило за ним секретный надзор. В 1862 г. вслед за приостановлением журнала "Современник" Чернышевского заточают в одиночную камеру Петропавловской крепости. Здесь он пишет роман " Что делать ?", который своим идейным содержанием оказал большое влияние на несколько поколений революционно настроенной молодежи, пытавшейся на практике воплотить принципы разумного человеческого общежития. Особенно притягательным в романе был элемент аскетизма во имя общего дела, который оказался характерным для последующей революционной интеллигенции.

При отсутствии прямых улик Чернышевский был признан виновным "в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления", осужден на семь лет каторги и вечное поселение в Сибири. Его сочинения были запрещены в России до первой русской, революции.

Эпоха русского романа

Русский роман — это высший взлет литературы XIX века. Взлет не может быть долгим, вот и эпоха русского романа укладывается меньше чем в три десятилетия.

Так, едва возникнув, русский роман смело нарушил жанровые каноны и стал развиваться столь стремительно, что едва ли не за четверть века если не исчерпал себя, то предельно раздвинул узкие рамки жанровой формы. Это и был самый существенный вклад русской литературы XIX века в мировую культуру.

Именно в 60—70-е годы были созданы произведения, которые и определили лицо, национальное своеобразие и величие нашей литературы. Романы писали и после 1880 года, но они уже не имели такого мирового значения.

Но русский роман, поставивший перед собой такие высокие и сложные задачи, конечно, ломал привычные представления об этом жанре. Очень характерна реакция иностранных читателей на появление произведений Тургенева, Толстого, Достоевского. Прежде всего поражала простота сюжета, отсутствие острой интриги, внешней занимательности; композиция представлялась хаотичным нагромождением событий.

Русская драматургия 19 века

2.Работа в группе "экспертов".

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме (кластер, ментальная карта и т.д.).

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общественное движение в 1850-х – 1860-х гг."

Общественное движение в начале правления Александра II. Начало правления Александра II характеризовалось надеждами на перемены к лучшему, зародившимися в обществе. Это объяснялось реформаторским курсом императора: прекратились репрессии, была ослаблена цензура, проявлялась терпимость к либеральным идеям.


Николай Чернышевский вместе с другом Николаем Добролюбовым в своих статьях критиковали либералов, обвиняя их в непоследовательности действий и нежелании защищать интересы народа.

Взгляды разночинной интеллигенции. В середине 19 века изменился состав образованного общества. Всё более заметную роль стала играть разночинная интеллигенция.


Объяснялось это тем, что в первые пореформенные годы стирались границы между сословиями, образование становилось доступным для выходцев из самых разных социальных слоёв.

Уже в 60-е годы 19 века можно было выделить характерные черты разночинной интеллигенции.

Это ощущение избранности и исключительности, которое объяснялось тем, что разночинцам удалось выйти за пределы устойчивых социальных структур.

Потеря уважения к традициям и устоям. Большинству интеллигентов-разночинцев приходилось забывать о своём прошлом, чтобы строить свою дальнейшую жизнь.

Восприимчивость к революционным идеям.

Идейным вдохновителем для разночинной интеллигенции был Николай Чернышевский. Существует версия, что именно он подтолкнул разночинцев к созданию прокламаций революционного характера, которые появились в 1861–1862 годах.

Прокламации встревожили правительство. В это же время в нескольких городах России, в том числе и в Петербурге, начались пожары. Власти обвинили радикальную интеллигенцию в поджогах.

В 1862 году был арестован и отправлен в ссылку Николай Чернышевский. Такая же судьба постигла и других общественных деятелей.


Программа организации была достаточно умеренной. Землевольцы хотели

возвращения земель, отрезанных у крестьян в ходе проведения реформы;

ограничения власти царя собранием народных представителей.

В своей борьбе землевольцы стремились опираться на крестьян и планировали вести среди них активную пропаганду.

Но пропаганда им не удалась. Надежды на крестьянское восстание оказались несбыточными.


Восстание 1863–1864 годов в Польше имело национально-освободительный характер. На первом этапе царское правительство не вело активных военных действий, так как было застигнуто врасплох. Однако уже к концу 1864 года восстание удалось подавить.

Эти события вызвали широкий резонанс в русском обществе, что привело к явному разделению между либералами и революционно настроенной интеллигенцией.


Нигилизм перед своими последователями ставил задачи освобождения от бытовых и семейных традиций и поклонения общепризнанным авторитетам.

Нигилисты стремились развивать интеллект, постигая естественные науки, так как они в отличие от гуманитарных были построены на изучении реального окружающего мира. Нигилист должен был стать свободной и разумной личностью. Он устраивал свою жизнь и жизнь окружающих на хорошо продуманных основаниях.


В силу своей простоты это радикальное течение нашло широкую поддержку в обществе, особенно среди молодых людей.

Кружок ишутинцев. Антиправительственное движение развивалось в небольших кружках, организованных в основном учащейся молодежью.

Наиболее значительным был кружок студентов Московского университета. Его в 1863 году создал Николай Ишутин.

Нечаевщина. В конце 1860-х годов заметную роль в антиправительственном движении стал играть Сергей Нечаев.

Таким образом, впервые в истории России была создана программа террора, предполагавшая большие человеческие жертвы.

Полиция быстро раскрыла преступление. Суд над убийцами был открытым, так как власти хотели дискредитировать революционное движение, продемонстрировав его безнравственную сторону. В результате идеология Нечаева не была принята обществом.

Таким образом, 1860-е годы стали временем становления разночинной интеллигенции, которая искала своё место в обществе.

Нигилизм и столкновения с царской властью стали предвестниками событий, потрясших Россию в 70-е годы 19 века.

Давайте подведём итоги.

С середины 19 века важную роль в общественном движении стала играть разночинная интеллигенция.

Различное отношение к польскому восстанию привело к разделению между либералами и революционно настроенной интеллигенцией.

С середины 1860-х годов среди разночинной интеллигенции стал популярен нигилизм.

4 апреля 1866 года один из ишутинцев Дмитрий Каракозов попытался застрелить Александра II.

Читайте также: