Жостовская роспись конспект урока 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Беседа. На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале.

В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или “скатертные”, достигали размеров стола, а маленькие “закусочные” - не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной – и круглые, и овальные, прямоугольные и даже треугольные.

Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.

“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство”.

Именно расписные подносы прославили это подмосковное село.

  • Прошу детей назвать это село. Если никто не может назвать, то отгадываем по буквам (по типу игры “Поле чудес”)
  • Что же так поражает и восхищает в этих подносах?

А теперь мы посмотрим фрагмент фильма о росписи подносов

  • Конечно же особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.

(Показ фильма “Жостовские букеты”.)

Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это и букет, и венок, и полувенок.

  1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
  2. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
  3. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
  4. Прокладка. Уточняются многие детали.
  5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
  6. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
  7. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
  8. Уборка. Украшение борта подноса.

Давайте и мы попробуем на заготовленных круглых бумажных тарелочках изобразить один крупный цветок с листиками.

Я буду показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе.

Идет практическая часть (звучит народная музыка). Дети работают над росписью своего подноса.

В конце прошу детей поднять свои работы и показать мне и друг другу свои подносы. Подводятся итоги.

У вас на столах должны лежать клеёнка, краски, кисти, ножницы, картон, баночка для воды.

Вы познакомитесь с историей жостовского промысла, узнаете, какие бывают формы подносов и что на них изображают, научимся выполнять элементы жостовских подносов.

Кто может рассказать о Жостове? Где находится Жостово? (недалеко от Москвы)

На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие.

Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. Кто знает что такое папье-маше? (изделие из рваной, мятой бумаги). В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы.

В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера! Форма у них была самой разнообразной – и круглые, и овальные, прямоугольные и даже треугольные.

Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.

“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство”.

Именно расписные подносы прославили это подмосковное село Жостово.

Эти вроде бы простые цветы отличаются особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.
Ребята, какие цветы расцветают на жостовских подносах? (цветы яблони,розы, маки васильки, колокольчики). Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это букет, венок и полувенок.
Ребята, давайте, перед тем, как приступить к работе, проведем разминку:

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Теперь давайте и мы с вами попробуем сделать жостовские подносы? Сейчас мы раздадим вам шаблоны подносов , которые нужно будет обвести на картоне и аккуратно вырезать.

Для того чтобы мы правильно работали, нужно быть аккуратными:

- с ножницами(передавать их друг другу кольцами вперед, не бросать их)

- не вытирать грязные руки об одежду;

- работать на клеенке;

- после работы вымыть руки с мылом.

Мы будем показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе, изображая любой из представленных цветов. Используйте наиболее понравившиеся цвета красок.

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов.
Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём. Тенежку наносим более темным цветом, чем основной цвет вашего цветка.
Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым. Бликовку наносим белым цветом.

Приступайте к работе. Если понадобиться помощь, поднимайте руки.

Урок подходит к концу, давайте все вместе посмотрим, что у вас получилось. Покажите свои работы первый ряд, второй и третий.
Ребята, какие работы понравились вам больше всего? Почему?

Все молодцы, у всех получились по-своему замечательные работы.

Где находится Жостово?

Предметы создают Жостовские умельцы?
В связи с чем стали изготавливать Жостовские подносы?
Молодцы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского

Конспект внеурочного занятия

Для учащихся 1-4 класса

Специальность: 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Студентки группы 14ИЗОд31ш-15

Методист: Смирнов Андрей

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ФИО преподавателя: Галяутдинова Василиса Айратовна

Группа: 1-4 класс

Внеурочное занятие: кружка изобразительного искусства

Дата проведения внеурочного занятия: 26.04.18

2. Развивающие: развить способность учащихся компоновки элементов на листе, мышление, воображение, навыки работы гуашью, усидчивость, умение поэтапно выполнять рисунок.

3. Воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность, интерес к изобразительному искусству и ДПИ.

Тип занятия: (нужное подчеркнуть) 1. Приобретения новых знаний.

2. Повторения и закрепления знаний.

3. Проверки и оценки знаний.

4. Комбинированное.

Методы занятия: 1. Наглядные: пособия с примерами выполнения цветов,

узоров, листьев, форм подносов

2. Практические: выполнение эскиза подноса в

3. Словесные: рассказ и беседа о жостовской и других

Форма работы уч-ся на занятии: (нужное подчеркнуть)

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование к занятию:

Для учителя: наглядные пособия с примерами выполнения цветов, узоров, листьев, форм подносов

Для учащегося: черный картон, карандаш, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра

Словарь: роспись, жостовская роспись, поднос, эскиз

Структура занятия: 1. Организационная часть – 2 - 3 мин.

2. Объяснение нового материала – 10 - 15 мин.

3. Практическая часть – 15 - 20 мин.

4. Подведение итогов – 5 - 7 мин.

ХОД ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть:

Здравствуйте, меня зовут Василиса Айратовна. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из знаменитых русских росписей – Жостовской росписью и сделаем собственный эскиз подноса. Итак, проверьте, у всех ли на столах есть черный картон, гуашь, баночка для воды, палитра, кисти. Если у кого-то чего-то не хватает, подойдите, пожалуйста, ко мне.

2. Объяснение нового материала:

- Ребята, какие росписи вам известны и в чём их особенности?

Росписей в России и по сегодняшний день существует большое множество, но я бы хотела познакомить вас именно с Жостовской.

- Кто-нибудь слышал такое название и знает ли, как выглядит такая роспись?

Жостовская роспись появилась в 1825 г. и её промысел процветает до сих пор в деревне Жостово в Московской области. Основным её мотивом является цветочный букет. Чаще всего фоном служит черный цвет. Существуют учебные заведения, где годами люди учатся данной росписи, с каждый годом улучшая свой навык и в конце становятся мастерами. Мастер может выполнять одновременно несколько подносов, работая то с одним, то с другим. Настоящие жостовские подносы выполняются масляными красками и затем их покрывают лаком. Готовые изделия могут быть довольно разнообразными по форме: круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

3. Практическая часть:

А теперь я предлагаю вам создать свой собственный эскиз, например, к будущему подносу.

Первое, с чего нужно начать, это выбрать форму подноса. Показываю на доске прикреплённые примеры разных форм подносов. Приложение 1.

Когда вы закончите работу, вы сможете вырезать по своей форме картон, чтобы поднос был действительно на себя похож. Как только вы нарисовали ваш контур, откройте, пожалуйста, гуашь. Теперь нужно сделать узор внутри нашего подноса, вы можете выбрать из нарисованных мною, или придумать свой. Показываю на доске прикреплённые узоры. Приложение 2.

Выберите цвет для узора и нарисуйте его по краям вашего эскиза.

Теперь мы можем заняться непосредственно нашей росписью. Т.к. основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, мы тоже нарисуем цветы. Перед вами на доске я вывесила варианты выполнения разных цветов, вы можете выбрать какие-нибудь из них или придумать свои по тому же принципу. Приложение 3.

Теперь нам необходимо, выбрав цветок или цветы, нарисовать их карандашом на нашем эскизе. Постарайтесь не рисовать элементы близко к узору подноса, лучше нарисовать их ближе к середине. Помимо цветов вы можете нарисовать листики к ним. Показываю на доске прикреплённый пример листьев. Приложение 4.

Как только вы нарисовали ваш эскиз, возьмите гуашь и начните закрашивать их гуашью.

4. Подведение итогов:

А теперь, кто уже закончил, можете подойти ко мне, и мы вывесим ваши работы, а потом посмотрим, что у каждого получилось.

Тема: Истоки и современное развитие промысла жестова.

План-конспект урока изобразительного искусства составила учитель изо МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово

Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

Развивать творческие способности учащихся.

Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Тип урока : комбинированный ( с использованием элементов игры путешествия) коллективная работа .

Зрительный ряд: мультимедийное оборудование; презентация .

Музыкальный ряд: народная музыка.

Вступительное слово сопровождается мультимедийной презентацией. Слайды 1-3

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!

Сколько сказочных мест у России!

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

но не будет роднее, чем здесь!

И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдём,

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.

Кто живёт там, спросим, о себе рассказать попросим.

И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное!

2.Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.

Скажите, с каким народным ремеслом уже познакомились?

Назовите особенности Дымковской игрушки.

Чем отличается Филимоновская игрушка от Дымковской?

Что можете рассказать о матрёшке?

3.Изучение нового материала. Информация сопровождается показом слайдов.

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи.

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

4. Практическая работа.

Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения цветка).

Каждый из вас нарисует несколько цветов , вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе.

Индивидуальная помощь детям.

Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

Наше путешествие в село Жостово подошло к концу, мы должны отправляться дальше. Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России .

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14

Урок изобразительного искусства по теме:

( Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ).

Учитель Пустоветова Г.Н.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Структура урока помогала поддерживать интерес и работоспособность на всех этапах. Использование стихов и слайдов о красоте русской земли в начале урока эмоционально погрузили ребят в проблему урока. Элемент путешествия тоже помог этому. При повторении ранее изученного материала, в ходе беседы я использовала слайды с фотографиями работ самих детей. Раскрытие новой темы в форме изложения учителя с богатым сопровождением наглядного материала. Инструктаж к работе провела в форме мастер-класса, пример учителя главное средство получения хороших результатов. Самостоятельная работа сопровождалась индивидуальной и фронтальной работой. При подведении итогов урока, отвечая на вопросы учителя, ученики назвали особенности Жостовской росписи, и я думаю, что не спутают её с другими, а это и было главной задачей урока. Ведь за один урок нельзя научить расписывать поднос, мастера учатся этому годами. Поэтому считаю, что все поставленные задачи реализованы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки .

В музее народных промыслов Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме)

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.

Читайте также: