Животный мир крыма конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата___________________

Тема. Животные Крыма

Цель: обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся

с представителями животных Красной книги Крыма.

Закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике; создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся об экологической проблеме – исчезновении видов животных, о необходимости их охраны.

формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных, познакомить с Красной книгой Крыма, с редкими животными ,занесенными в Красную книгу;

способствовать развитию умения охарактеризовать меры по сохранению природы;

развивать чувство ответственности за каждую жизнь на планете; повторить правила поведения в природе;

воспитать бережное отношение к живым существам, окружающей природе, пробуждать интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Предметные: научатся добывать новые знания, необходимую информацию.

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

развивать умения работать в группах,

внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

формулировать тему урока; искать и выделять необходимую информацию;

адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход занятия

I .Организационный

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

II .Актуализация знаний

1) Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (Медведь)

2) Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)

3) Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)

4) В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса).

5) Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)

6) Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких - красные ботики. (Утка)
7) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (Мышь)

8) Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь. (Жук)

- Что объединяет ответы загадок?

- Сформулируйте тему нашего занятия.

- Сегодня познакомимся с разнообразием мира животных в Крыму.

- Как называется наука о животных?

Наука о животных называется зоология. Это еще один из разделов биологии.

III .Работа по теме

1.Рассказ учителя

- Крымский полуостров уникален во всех отношениях и его животный мир – не исключение.

Совокупность видов животных, обитающих или обитавших в прошлом на определенной территории или акватории называется красивым словом – ФАУНА (от лат. фавна, фауна – богиня лесов и полей, покровительница животных в римской мифологии).

Сегодня мы с вами поговорим немного о разнообразии животного мира Крыма. Животный мир часто ускользает от досужего взгляда, ведь в большинстве своем братья наши меньшие ведут скрытный образ жизни.

Крымская фауна несколько обеднена, что обусловлено изолированностью полуострова от материка. Несколько миллионов лет назад полуостров находился под властью более влажного и тёплого климата, поэтому здесь комфортно чувствовали себя антилопы, жирафы, безрогие носороги. В эпоху четвертичных похолоданий в Крыму обитали рысь, росомаха, северный олень, тетерев и др.

С каждой эпохой животный мир становился все беднее, и если раньше это было связано с климатическими изменениями, то сегодня — с хозяйственной деятельностью человека.Но, тем не менее, полуостров всё ещё остаётся богатым обитающими только в Крыму эндемичными видами и видами-реликтами, помнящими древние эпохи.

Среди эндемиков Крыма — ящерица крымская и геккон.

Животные-реликты – леопардовый полоз, гребенчатый тритон.

На сегодняшний день, на территории Крыма различают несколько животных сообществ, которые определяются по местам обитания:

• яйл,( плоские безлесные места на горах Крыма , используемые в качестве летних горных пастбищ. Представляет собой относительно горизонтальный участок горной местности (вершинное плато))

• скалистого низменного побережья.

Несмотря на такое разделение, есть группа животных, представителей которых можно встретить во всех уголках Крыма. Среди них: лисица, заяц, еж, горлица, полевка, жаба, уж, хохлатый жаворонок, а также множество насекомых.

Существует значительное различие фауны степной и горной части Крыма. Степь с первого взгляда кажется малообитаемой, но состав животного населения здесь даже больше, чем в лесу. Крымские степи – дом грызунов: сусликов, полёвок, хомяков и тушканчиков. Обилие грызунов привлекает в степи мелких хищников: лис, хорьков, ласку.

С приходом весны крымская степь наполняется щебетом и пением птиц. Солистом выступают жаворонки, среди них степной жаворонок, которого можно узнать по черному ошейнику. Также слышны голоса других пернатых. Из хищных птиц выделяют степного луня, орла. Дрофы, журавли и цапли предпочитают более уединенные места. Четкой границы между степным районом полуострова и предгорьем как таковой нет. Фауна постепенно меняет в этих регионах свое видовое разнообразие.

В предгорьях Крыма она представлена смешанным типом видов животных из степей и лесов. Здесь можно встретить маленькую ласку, из птиц — садовых овсянок, соловьев, скворцов, галок, грачей, иволг. В список обитателей предгорных районов полуострова ученые вносят также виды пресноводных рыб, которые живут в горных реках: щиповка, быстрянка, пескарь и др. Из крупных млекопитающих указывают барсука, косулю, оленя, куницу. До недавнего времени, в их число включали и волка, но это животное было истреблено и сегодня не обитает в Крыму.

Среди пернатого населения крымского леса часто встречаются дятлы, зяблики, сойки, дрозды, крапивники, малиновки. Весной нередко слышится кукование кукушки. Среди представителей орнитологии в крымском горном лесу обитают и хищники: орлы, черные грифы, совы-неясыти. Из пресмыкающихся к жизни в условиях леса приспособился полоз-медянка, который легко может забираться на деревья.

Одни из самых сложных условий для жизни представителей фауны в Крыму сложились на яйлах. Фауну яйл, главным образом, представляют пернатые: сипы, орлы-белохвосты, стервятники, чекканы-каменки, синие каменные дрозды, горные коноплянки. Из мелких обитателей на крымских яйлах живут ящерицы и разнообразные насекомые.

Район Южного берега, казалось бы, одно из самых благоприятных мест для обитания диких животных. Но, из млекопитающих нельзя указать ни одного характерного вида. Спасают положение, все те же птицы. Их видовое разнообразие довольно обширно: черный дрозд, зяблик, горихвостка, сокол-сапсан, стрижи, удоды, скворцы, сороки и др. Также в большом количестве на Южном берегу водятся представители пресмыкающихся: ящерицы, гекконы, желтопузы, тритоны. Теплый климат благоприятно сказывается на количестве и разнообразии насекомых. Многими из них интересуются исследователи и ученые, готовые часами наблюдать за колониями муравьев, слушать концерты цикад, изучать поведение богомолов, крымских жужелиц, ос, бабочек.

И, безусловно, нельзя не упомянуть о фауне морских берегов. Жизнь на всем продолжительном побережье Крыма кипит и оглушает случайных гостей. Вдоль берегов стаями носятся чайки, крикливые крачки, интеллигентные бакланы, жадные поморники, кулики, нырки, чирки, гагары, кряквы и многие другие.

В Крыму обитает или обитало ранее 18 видов рыб, занесенных в Красную книгу: осетр атлантический, белуга черноморская, лосось черноморский; марена крымская, бычок-рыжик обычный, бычок золотистый; также морской конек черноморский, морской черт.

В Азовском море обитает доисторическое существо, жившее еще 200 млн. лет назад. Оно гораздо старше динозавров и, тем более, млекопитающих.

Физкультминутка

Смотри скорей, который час

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так. (Смотрим на часы на руке.)

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

петух расправил два крыла.

Мы тоже можем так. (Дети вытягивают руки, плавно поднимают и опускают их.)

Пастух в лесу трубит в рожок —

Сейчас он сделает прыжок.

Мы тоже можем так. (Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте.)

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг.

На двух ногах, на двух руках.

Мы тоже можем так. (Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну, потом в другую сторону.)

2.Продолжение работы

Рекордсмены Крымского животного мира.

1. Самая крупная ящерица Крыма — желтопузик, или глухарь. Максимальная длина ее тела — 1,09 м. Желтопузик является также и единственной безногой ящерицей фауны Крыма.

2. Самой крупной или, точнее, самой длинной змеей Крыма и Европы является полоз желтобрюхий, длина которого достигает 1,5 м. Длина самого крупного экземпляра желтобрюхого полоза, добытого в Крыму, составляла 1,99 м! Для сравнения: самой длинной змеей в мире является сетчатый питон. Средняя длина взрослой особи этого вида превышает 6м 24 см, а длина рекордного экземпляра — 10 м.

3.Самой маленькой змеей фауны Крыма является медянка . Максимальная длина ее тела — до 596 мм(почти 60 см). Не ядовита. Для сравнения: самая маленькая, вернее, самая короткая змея мира — двухлинейчатая узкоротая змея. Самые длинные особи этого вида достигают всего лишь 108 мм.

4. Единственная ядовитая змея фауны Крыма — гадюка степная. Раньше являлась широко распространенным обитателем степной части полуострова, сейчас встречи с этой змеей крайне редки. Численность вида неуклонно сокращается.

5. Самой редкой змеей фауны Крыма, является полоз леопардовый. Эта же змея является и самой красивой змеей фауны Крыма, хотя, конечно, здесь уместно подчеркнуть субъективность восприятия такой красоты.

6. Единственным видом черепах фауны Крыма является болотная черепаха. В Крыму встречается редко. Обитает в прудах, реках, каналах. Хорошо плавает и ныряет. Длина карапакса (верхнего панциря) взрослой особи достигает 20 см. Кормится болотная черепаха как в воде, так и на суше.

7. Самым крупным представителем пернатых Крыма является кудрявый пеликан, длина тела которого колеблется от 160 до 180 см. Самой крупной птицей, которую можно увидеть в Крыму практически круглогодично, является лебедь-шипун, который с недавних пор, с 80-х гг, стал и самой крупной гнездящейся птицей нашего полуострова.

8. Самые маленькие птицы на нашем полуострове — красноголовый и

желтоголовый корольки из отряда воробьиных, имеющие длину всего 9 см. 9.Самой быстрой птицей не только в Крыму, но и среди всех пернатых, считается сокол-сапсан, развивающий при пикировании на жертву скорость до 300 км/ч.

10. Черный и белобрюхий стрижи — самые "воздушные" птицы в крымской

орнитофауне: они совершенно не могут передвигаться по земле, большую часть жизни проводя в полете, даже спят в верхних слоях воздуха. На земле (в гнездах) они только выводят птенцов.

11. Прямая противоположность этим обитателям воздушной стихии — коростель, самая "сухопутная" из крымских птиц. Летать он может, но не любит и большую часть своих дальних ежегодных сезонных странствий (в южные страны на зимовку, а весной — домой на гнездование) совершает пешком.

12. По-видимому, самой красивой, и уж во всяком случае, самой многоцветной и яркой птицей полуострова является зимородок обыкновенный.

13. По-видимому, относительно самым сильным клювом обладает небольшая птичка из воробьиных — дубонос. При длине тела всего 18 см он может развивать усилие на челюстях в 30 кг, что позволяет ему раздавливать косточки вишни, сливы и других косточковых фруктовых деревьев.

14. Самый мелкий представитель из 4 крымских видов куриных — перепел, длина его тела составляет 18 см.

15. Самый крупный представитель дрофообразных Крыма — дрофа, длиной до 76 см. Самый мелкий представитель дрофообразных Крыма — стрепет, длина его 43 см.

16. Самые крупные из крымских чаек — хохотунья, или серебристая чайка, и

черноголовый хохотун, длина этих птиц достигает 66 см. Самая маленькая из чаек — малая крачка ,длина до 24 см.

17 Самая крупная в Крыму птица из отряда воробьинообразных — ворон ,с длиной тела 64 см.

18. Самое мелкое из бесхвостых земноводных Крыма— квакша обыкновенная с длиной тела 35. 40, иногда до 52 мм.

19.Самым редким земноводным Крыма, по всей видимости, является жерлянка краснобрюхая . Известна лишь одна достоверная находка краснобрюхой жерлянки из Крыма в 1966 году.

20. Одним из самых редких жуков Крыма является листоед чекиниоля. Этот вид нигде в мире, кроме Крыма, не встречается. В Крыму же известны находки только из Симферопольского и Бахчисарайского районов. С момента описания этого жука (1908 г.) было найдено всего 16 экземпляров.

21. Самой крупной бабочкой Крыма и всей Еропы является грушевая павлиноглазка, или большой ночной павлиний глаз. В размахе крыльев она достигает от 120 до 155 мм. Интересно, что эта гигантская бабочка за всю свою жизнь ни разу не ест, а живет за счет запасов, накопленных гусеницей.

22. Сатир черноморский, относящийся к семейству сатирид, был описан в 1909 г. На всей планете он водится только в одном месте — в Крыму, на территории Ялтинского горно-лесного заповедника.

23. Самое крупное ракообразное Черного моря — омар европейский, который здесь встречается изредка. Его длина — до 65 см, масса — до 11 кг.

24. Самым крупным пауком фауны Крыма является тарантул южнорусский. Длина его тела достигает 35 мм. Живет тарантул в вертикальных норах глубиной до 60 см.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о диких животных Крыма.

• Уточнить и закрепить знания детей о диких животных Крыма;

• Расширить представление об образе жизни ежа, белки, зайца и их детёнышей;

• Учить замечать основные и характерные признаки животных, способы самозащиты от врагов;

• Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение;

• Формировать речевую активность, развивать навыки диалогической формы речи, умение передавать диалог;

• Активизировать и обогащать словарь, умение согласовывать слова в роде числе и падеже, умение повторить междометия, звукоподражание, звукопроизношение, развивать связную речь;

• Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний;

• Активизировать мыслительную деятельность, интеллектуальные способности;

• Развивать фантазию, воображение, коммуникативные навыки и умения;

• Воспитывать интерес и доброе отношение к животным, сопричастности и сопереживание ко всему живому, умение видеть и оберегать всё прекрасное, что нас окружает;

• Заложить основы экологического воспитания.

Коррекционные задачи: развивать мелкую и общую моторику, чувство ритма, речевое дыхание, творческое воображение, слуховое восприятие, психические процессы: внимание, память, мышление.

Ход занятия

-Дети, как называется наша страна, в которой мы живём?

На юге России находится полуостров Крым, который омывается двумя морями (показ карты Крыма). На ней обозначены не только города и посёлки, но карта Крыма раскрашена разным цветом: жёлтым, коричневым, зелёным и синим.

-Кто знает, что обозначает зелёный цвет на карте? (леса Крыма)

Жёлтый – (степи Крыма); коричневый - (Крымские горы).

-А что обозначает синий цвет вокруг полуострова Крым? (Чёрное и Азовское моря).

Желающих поиграть просим

Занять свои места!

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть!

-Смотрите, на карте появились разноцветные квадратики, там спрятались обитатели Крыма. А вот волшебный кубик с такими же цветами, он нам поможет в открытии картинок.

«Кубик, кубик, покрутись,

-Я возьму карточку – картинку зелёного цвета и посмотрю. Я обитателя Крыма вижу, а вы нет, чтобы вы тоже его увидели, внимательно послушайте о нём рассказ – загадку.

«Нет у бедного берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

(показ иллюстрации зайца).

-Дети, в каких районах Крыма обитают зайцы? (в лесных и степных).

Да, в Крыму обитают два вида зайцев: степные и лесные. А скажите, чем отличаются степные зайцы, от лесных? (степные крупные зайцы, лесные маленькие).

Давайте мы с вами покажем и расскажем какой у нас крымский зайчик.

У зайчика круглая голова.

Рот с большими зубами.

У зайца длинные уши.

У него вытянутое пушистое туловище.

У зайца короткие передние лапки.

И длинные задние лапки.

У зайчика маленькие пушистый хвостик.

-Дети, какого цвета шубка у крымского зайчика в зимний период? (светло-серая, а хвостик с чёрным кончиком).

-А почему она не белого цвета? (В Крыму снег в зимний период не лежит долга, а если и выпадает, то не покрывает всю землю).

-Дети, а если в Крыму выпало много снега и он не тает несколько дней, что тогда делает крымский зайчик? (Зайцы стараются не бегать по лесу и степи, а отлёживается под кустами, в ложбинках).

-Дети, чем питаются крымские зайцы? (Зайцы питаются листьями, стеблями, корнями, корой деревьев, плодами, грибами). Зубы у зайца очень острые.

-Дети, как зовут детёныша зайцев? (Зайчонок). Показ иллюстрации.

Зайчата рождаются маленькими и без запаха, поэтому зайчиха покормит зайчат и убегает подальше от родившихся зайчат, чтобы лиса не учуяла её запах.

-Дети, а как зайцы убегают от врагов? (Петляют, запутывают следы).

-Все считают зайцев трусливыми. А ведь это не так. Заяц отважно отбивается от врагов, встав на задние лапки, размахивает лапами и громко кричит для устрашения, или опрокидывается на спину и задними ногами старается ударить нападающего. Заяц не трус, а мудрый зверь: глупа стоять на месте и ожидать, когда тебя съедят.

Давайте поиграем в игру.

В весенний ясный теплый день.

На голый лес упала тень.

Страх - ах, ах, ах!

В небесах - ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей - эй, эй, эй!

Берегитесь злых когтей - эй, эй, эй!

Там беда - да, да, да!

Не ерунда - да, да, да!

Бьёт в чурбан - бан, бан, бан!

Барабан - бан, бан, бан!

Пролетел сигнал тревоги

Уноси быстрее ноги: - ой, ой, ой!

-Дети, давайте мы с вами отобьём ритм, как зайчики, которые бьют по коре дерева. (Дети по кругу передают ритмический рисунок).

-«Кубик, кубик, покрутись,

-Дети, послушайте рассказ-загадку и скажите, о каком животном говорится.

«Если судить по названию – зверь должен быть белым,

А он рыжий летом и серо-коричневый зимой.

Узнаешь этого зверька по пушистому хвосту

(Отрывается картинка на карте Крыма).

-Дети, чем питаются белочки в Крыму? (Белочки питаются грибами, ягодами, сосновыми шишками, семенами, корой деревьев, насекомыми, птичьими яйцами).

-Дети, шубка у белки летом рыжая, а зимой какая? Почему?

-Дети, что делает белочка, когда в Крыму наступают сильные морозы? (Белочка, свернувшись в клубочек, может спать в дупле несколько дней, укрывшись своим пушистым хвостом).

-Как называются детёныш белки? (Показ иллюстрации).

- Какими рождаются бельчата?

Бельчата рождаются крошечными, голыми, слепыми. Уже через месяц они открывают глаза, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они становятся такими баловниками и так надоедают своей маме, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает. Но к ночи, передохнув, она возвращается к бельчатам. Ведь белка очень заботливая мать. В случае нападения врага, белка старается отвести его от гнезда, убегая по стволу, прыгая с ветки на ветку. Иногда, падая на землю.

-Дети, давайте поиграем с бельчатами, пока мама белка отдыхает.

Раз, два, три, четыре, пять (Выставляем 5 пальцев правой руки).

Пришли белки поиграть.

Одна, куда-то подевалась (Прячем руку за спину)

Четыре белочки осталось. (Выставляем 4 пальца).

А теперь скорей смотри- (Прячем руку за спину)

Их уже осталось три. (Выставляем 3 пальца).

Ну и ну, какая жалость! (Прячем руку за спину)

Только две у нас осталось. (Выставляем 2 пальца).

Это новость так грустна, (Прячем руку за спину)

Осталась белочка одна. (Выставляем 1 палец).

Пока мы с тобой считали (Разводим руки в стороны).

Белочки от нас сбежали.

-«Кубик, кубик, покрутись,

-Слушаем, новый рассказ-загадку.

«Он не прячется от врагов и не убегает от них.

Смело топает, сопит, шуршит сухими листьями.

Ну, а если грозит опасность – свернётся в клубок,

(Показ иллюстрации).

-Дети, а чем питается ёжик?

Ёжик питается все, что попадё тся: змеи, кузнечики, улитки, червяки, ящерицы, мыши, яйца птиц.

-В какое время суток крымский ёжик охотится? Всю ночь топает. Под каждый листочек заглядывает, переворачивает ветки. У ёжика чуткие нос и уши. Ёжиков называют ночными охотниками, много приходится за ночь бегать.

Ги – ги – ги – Ёжик, ты себя побереги.

Ди – ди – ди - Много ёжик не ходи.

Ять - ять – ять - Лиса уйдёт, пойдёшь гулять.

-Дети, как ёжик спасается от врагов?

Иголки спасают ёжика от врагов. Ножки ведь коротенькие, быстро бегать, как заяц, не умеет. Иголки покрывают всё ежиное тело, кроме головы и живота, поэтому ему приходится сворачиваться в клубок.

-Что ёжик делает зимой?

-Как зовут детёныша ежа? (показ иллюстрации).

Ежата рождаются совсем голенькими и слепыми. А потом у них отрываются глазки и вырастают маленькие мягкие иголки. Мама ежиха не выпускает ежат из норки, пока иголки не подрастут и не станут твёрдыми. Когда ежата подрастут, ежиха начинает водить их по лесу, учит, показывает. А ежата пыхтят и идут как паровозик с вагончиками.

Дыхательное и имитационное упражнение

1. Как, ёжик ищет еду, морщит носик, фыркает.

2. Как, ёжик сердиться, пыхтит.

3. Ёжик надувает и сдувает щёки.

5. Ёжик вдруг начал зевать? (Имитируют зевание).

Ёжик топал по тропинке (ходьба мелкими шагами)

И листочки нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша (шарканье ногами)

Тихо листьями шурша. (произносят звук «Ш – ш – ш)

Вдруг навстречу ему лиса, (ёжик притаился)

Чтоб не попасть лисе на зубок,

Ты, ёж, свернись скорей в клубок. (Дети приседают, наклоняют голову, прячут руки)

-Дети, к нам в гости пришёл Ёжик, он что – то принёс. А принёс он вам волшебные листочки. Посмотрите на них, они почти чистые, только точки. Мне по секрету ёжик сказал, что за точками спрятались животные Крыма, но их невидно. А давайте, мы соединим точки сплошной линией так, чтобы все увидели, кто спрятался. (Ёж, белка, волк, кабан, лиса, заяц и т. д)

-Дети, в лесах, в горах, в степях Крыма животные находят пищу, дом, укрытие от врагов, чувствуют себя хорошо. Все эти животные нуждаются друг в друге. А нам они необходимы для того, чтобы мы были добрее и счастливее. С животными – мир краше, богаче и интереснее.

Всем людям нужно помнить:

Мы большие и сильные, но

Должны быть ещё добрыми и мудрыми,

Чтобы не навредить родной природе.

Тогда природа скажет нам СПАСИБО!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.

Крымоведение 2-в класс 24.12.18г.

Тема : Животный мир Крыма.

Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.

Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни птиц и животных

Познакомить с жизнью животных и птиц в лесах и степях Крыма.

2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в

работе ранее полученные знания.

4.Познакомить с животными занесенными в Красную книгу Крыма.

5. Учить работать с картой.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

числе к животным.

Оборудование: картинки животных

1 Слово учителя

-Я хочу открыть вам секрет . Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие .

- А вы любите путешествовать ?

- Это хорошо. Сегодня мы отправимся в путешествие по родному Крыму .

Так вот мы отправимся путешествовать в царство животных.

2. Работа с опорной схемой .

- Теперь вы знаете - на какие группы делятся животные

Отправляемся в путешествие и узнаем о животных Крыма.

В Крыму обитает более 60 видов млекопитающих. Самые крупные представители крымской фауны - копытные животные, четыре вида которых приспособились к горным лесам полуострова. Крымский олень благородный, сохранившийся на заповедных территориях, является местным (аборигенным) видом, два остальных вида парнокопытных появились благодаря усилиям людей. Лань в 70-х гг. XX в. завезена из заповедника Аскания-Нова, но большого прироста поголовья пока не наблюдается. А вот кабан дикий, появившийся в середине 50-х гг., в настоящее время расселился по всей лесной зоне, и на него разрешен лицензионный отстрел. Попытки акклиматизации в Крыму зубра и горного барана-муфлона окончились неудачей: зубр, причиняющий вред неприспособленной к росту его поголовья растительности, был в 1980 г. лишен крымской "прописки", а муфлон довольно плохо размножается.
Из хищных зверей полуострова достаточно многочисленными являются лисица и ласка. Ласка - самый маленький хищник Крыма, лисица вместе с лесным жителем барсуком - самые крупные. Обычная лисица чаще встречается в степных участках, крымский подвид более характерен для горно-лесной части полуострова. В предгорьях Крыма обитает куница, вдоль Северо-Крымского канала расселилась енотовидная собака. Хищники питаются либо чисто животной пищей, как хорек и ласка, либо имеют смешанный рацион, как это наблюдается у куницы, лисицы, барсука, енотовидной собаки. Некогда в Крыму было довольно много волков, но последние звери исчезли еще в начале XX века.
Жизнь без волков для зайцев, несомненно, представляется пресноватой, но заяц-русак неплохо себя чувствует в Крыму и может быть обнаружен повсеместно, кроме разве что центральных городских кварталов. Существенного увеличения акклиматизированного в степных районах кролика пока не наблюдается, но вот белка, поселившаяся в 1940 г. на территории Крымского природного заповедника, расселилась по всему полуострову, включая парки и зеленые зоны городов.

В лесах можно увидеть оленей, муфлонов, косуль, диких кабанов. Нередко встречаются лисицы и зайцы. Реже можно увидеть каменную куницу — это необычайно красивый, но злобный зверек. Живут в лесах барсуки, ласки, белки-телеутки, ежи. Особо следует сказать о белке.

В 1940 году в заповедники Крыма с Алтая были завезены всего 125 белочек; они прижились, а теперь встречаются в горно-лесном Крыму повсюду. Часто их можно видеть даже в городском парке или в ореховых caдах, окружающих города Крыма.

Птиц в Крыму более 160 видов. Самые крупные: черный гриф, живущий на высоких деревьях, белоголовый сип, гнездящийся на недоступных скалах: размер его крыльев достигает трех метров. Живут в здешних лесах также сова, сойка, вальдшнеп, зяблик, пестрый дятел, дубонос и другие птицы. В лесах южного склона обитают: синица лазоревка, корольки, клесты и горная овсянка. В утёсах встречаются: каменный дрозд, пищуха, стенолаз, каменный голубь, башенный стриж и белобрюхий стриж.

Самыми крупными птицами на полуострове являются журавль серый, журавль-красавка, дрофа, стрепет, лебеди, гуси и крупные хищники: змееяд, степной орел, скопа, орел-карлик, могильник, орлан-белохвост, беркут, стервятник, черный гриф, белоголовый сип, балобан, сапсан и филин. Иногда в Крыму встречают пеликанов. Почти все крупные птицы редки. Основное количество видов своим местообитанием избрало горные районы, особенно много птиц на плато Главной гряды и на границах плато и леса. Весьма богата орнитофауна в смешанных пойменных лесах речных долин. В степной части Крыма довольно часто встречаются кулики, четыре вида жаворонков, перепела и такие редкие виды, как дрофы и остающиеся на зимовку в теплые годы стрепеты.
Крым расположен на путях традиционных перелетов птиц. На мелководье Сиваша и Каркинитского залива в период миграций и на зимовках скапливаются огромные стаи околоводных и водных видов. На полуострове раздолье для охотников. На берегах Черного и Азовского морей кормятся и гнездятся нырки, пережидают в укромных местах зиму утки (кряквы, свиязи, шилохвосты, чирки), дикие гуси, вальдшнепы, перепелки, куропатка серая и дикие голуби. Впрочем, многие промысловые птицы приспособились зимовать в непосредственной близости от людных городских пляжей, где запрет на охоту дополняется обилием корма.
На многих территориях гнездовья и перелеты птиц охраняются законом, среди них нужно назвать несколько островов Сиваша, заповедное урочище "Гора Опук" и острова Элькен-Кая на юге Керченского полуострова.
В северной части Керченского полуострова расположен государственный орнитологический заказник "Астанинские плавни" ("Ойсульская плавня"). Восточные берега Акташского озера-лимана представляют собой заросли тростника, они-то и называются плавнями. Надежное укрытие и обилие корма привлекают сюда многочисленные стаи перелетных и гнездящихся в Крыму птиц.
Но самым "главным" орнитологическим заповедником, имеющим заслуженное международное признание, являются Лебяжьи острова - филиал Крымского государственного заповедника. Шесть островов урочища находятся возле северо-западных берегов равнинного Крыма. Примерно на 8 км вытянулись они вдоль берега Каркинитского залива. Самый большой остров имеет длину около 3,5 км и ширину до 350 метров. От берега острова удалены примерно на 3,5 км. Мелководье, обилие растительной и животной пищи в воде и на суше в сочетании с заповедным режимом привлекают на Лебяжьи острова массу водоплавающих птиц. Здесь гнездится большая популяция лебедя-шипуна. Поздней осенью на островах собираются на зимовку северные лебеди-кликуны. На островах гнездятся различные виды уток, куликов, белые и серые цапли, чайки, бакланы, всего более 25 видов.
В Черном и Азовском морях встречаются четыре представителя морских млекопитающих: тюлень-монах и три вида дельфинов. В естественной обстановке дельфинов удается встретить нечасто, но в настоящее время легко познакомиться с ними в дельфинариях Севастополя, Ялты, Евпатории и Карадага, где обычно содержится афалина. Дельфины с удовольствием прыгают через обручи, играют с мячом, выполняют разнообразные команды дрессировщиков - словом, демонстрируют перед публикой свои недюжинные способности, и поэтому посещение дельфинария всегда очень зрелищно и познавательно.
Рефлексия

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Примечание: в этом занятии используется большое число разных картинок и фотографий, все они находятся в архиве с занятием (ссылка на архив находится в самом низу). на этой странице мы выкладываем только некоторую их часть.

Оборудование:

Для динамической паузы: тоннель, пеньки, ручей, коррегирующая дорожка.

Ход занятия:

Нам с вами посчастливилось жить на удивительном полуострове, который называется … как? (Ответы детей). Крым.

Карта Крыма с природными зонами

На небольшой его территории расположились горы и степи, леса и болота, предгорье, и конечно море, которое называется … как? (Ответы детей). Черное море.

Сегодня мы отправимся в путешествие по Крыму. А поможет нам вот этот кубик. На его гранях расположены фото с изображением различных мест нашего полуострова. А с чего начнем наше путешествие выберет … (Вызывается ребенок, который выбирает фото на одной из граней куба).

Болото

Заглянем на одно из болот и увидим здесь сову.
Болотная сова получила свое название за то, что любит жить поблизости от болот и других водоемов, где потише и поменьше людей.

Послушайте голос совы.

Очень страдают совы от шума, беспокоят их люди.
Болотная сова даже занесена в Красную Книгу Крыма. Что это значит? Кого заносят в Красную Книгу? (Ответы детей). Болотные совы стали настолько редки, что нуждаются в защите.

Совам, как и всем птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев? (Ответы детей). Маховое перо намного больше пухового.
Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало? (Ответы детей). Медленно, плавно кружась. А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало? (Ответы детей). Еще медленней. Можете попробовать бросить одновременно два пера.
А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются? (Ответы детей).У махового пера толстый и пустой внутри стержень. У пухового пера тонкий, мягкий стержень.
Взмахните маховым и пуховым пером. Что вы ощутили? (Ответы детей). Маховое перо рассекает воздух, мы чувствуем движение воздуха. Пуховое перо не рассекает воздух.
Рассмотрите перья через лупу. Обратите внимание как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.

Давайте порассуждаем, для чего сове такие перья? (Ответы детей).

Вывод: Маховое и пуховое перо отличаются: маховое перо помогает птице летать, а пуховое — сохранять тепло.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Отправляемся на море. Назовите знакомых вам морских обитателей Черного моря. (Ответы детей). Дельфины, хамса, крабы, медузы, мидии, рапаны, морские коньки, катран.

Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные.
Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните. (Показ). Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезнен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Разрежьте ножницами по линиям щупальца медузы.

Медуза, рисунок, клипарт

Сосчитайте щупальца. Сколько щупалец? (Ответы детей). С помощью ножниц сделайте одну щупальцу короче других. Какая по счету короткая щупальца у твоей медузы? (Ответы детей).

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Сейчас отправимся в лес. В лесу растет множество деревьев, но мы обратим внимание на зеленые листики, растущие на лесной опушке.
Может быть вам знакомо это растение? Потрите его листочек и ощутите аромат. (Ответы детей). Это мята.

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!

Мята используется человеком и для чая, и для лечения, и для приготовления пищи, даже для отпугивания комаров и москитов.

Мята полевая получила свое название, потому что … — эта мята растет в поле.
Мята водяная получила свое название, потому что … — эта мята растет вблизи водоемов.
Мята длиннолистная получила свое название, потому что … — эта мята имеет длинные листья.
Мята болотная получила свое название, потому что … — эта мята растет вблизи болот.
Мята колосистая получила свое название, потому что … — цветок этой мяты похож на колос.
Мята мелкоцветковая получила свое название, потому что … — цветы этой мяты маленькие, мелкие.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Степь

А теперь пройдемся по ровной степи. Здесь мы можем встретить тушканчика. (Показ). Послушайте его голос.

Днем тушканчики отдыхают в норах, а с наступлением сумерек прыгают по окрестностям, кормятся.
Питаются тушканчики всевозможными частями растений, но особенно любят – луковицы, клубни и зерна. Могут перекусить и яйцами, птенцами, насекомыми. Очень любят дыни, тыквы, арбузы. Прогрызают в них дыры и выедают мякоть.

Гимнастика для глаз

В углах комнаты под потолком расположены крупные картинки. Дети отыскивают глазами ту, которую называет воспитатель.

Головою поверти
И глазами отыщи
Ту картинку, где еда.
Для тушканчика она.

Арбуз. Яйца. Колоски. Насекомые.

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Предгорье

Взгляните. (Показ). Узнаете это насекомое? (Ответы детей). Это стрекоза.

Стрекозы летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые лапы. В них-то и попадает добыча.

За час стрекоза может съесть множество комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью.
Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых.

Возьмите простые карандаши и по пунктирной линии проведите путь стрекозы во время охоты за комарами.

Стрекоза

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Живет можжевельник очень-очень долго..
Звери и птицы очень любят можжевеловые шишкоягоды. Особенно рьяно – значит старательно, усердно, рыщут звери в поисках плодов осенью, перед тем, как залечь в спячку, а птицы – перед отлетом на юг. Плоды можжевельника действуют на них как лекарства, помогая избавиться от болезней.

Возьмите в руки спилы древесины можжевельника. Попробуйте на ощупь, почувствуйте ее запах.

Приятный для человека запах можжевельника совершенно невыносим для паразитов и вредоносных микробов.
Об очистительных свойствах можжевельника люди знали с давних времен. Наши предки, для изгнания из жилья дурного запаха, поджигали сухие плоды можжевельника. В Крыму для сохранения одежды от моли в сундуки клали куски ароматной можжевеловой древесины. Использовали можжевельник и в лечебных целях: он и животу полезен, и кашель исцеляет.

Взгляните на карту. Наше путешествие по Крыму подошло к концу, карта заполнилась, вы узнали много нового. А впереди вас ждет еще больше интересного — ведь наш родной край удивительный, разнообразный, красивый!

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также: