Житие протопопа аввакума конспект

Обновлено: 05.07.2024

Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Сила и красота языка сочинений протопопа Аввакума.

Приобщить учащихся к мировой письменной культуре Древней Руси

Подготовить восприятие всей последующей литературы;

Познакомить с нравственно-дидактическими сочинениями древнерусских книжников

Воспитывать бесстрашие, самоотверженность, стойкость.

Знания на уроке :

Основные биографические сведения об авторе, канон жития, агиографическая литература.

Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себя вмещает человек,

Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

1 . Вступительное слово учителя:

Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Запишите в тетрадях определение.

Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

Немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными византийскими житиями также могло пробудить у русских книжников желание попробовать силы в этом жанре. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, описывая их, с яркими детальными подробностями.

-Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?

-Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя 2 года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.

ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.

ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.

ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.

ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.

ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.

II. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Первая группа анализирует композицию и сюжет:

1.В чем своеобразие композиции текста?

2.Что составляет основу сюжета?

3.В какой последовательности изображены события?

4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?

Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

1.Как соотносятся в тексте автор и герой?

2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

3.Каковы приемы изображения и создания образа?

4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?

Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?

( работа с тетрадями )

Канонические черты жития

Художественные черты жития

1.Житие – это биография святого

1. Аввакум не причислен к лику святых.

2.Житие составлялось после смерти святого.

2.Написано при жизни.

3.Повествование ведется от третьего лица.

3.Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1 лица придает тексту эмоциональность, силу.

4.Композиция жития строится по строгой схеме.

4.В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

5.Способ изображения героя – идеализация.

6.Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

6.Ярко изображается внутренний мир героя, этому служит внутренний монолог.

7.Прстратство и время изображается условно.

7.Конкретны и реальны.

8.В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

8.Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

9.Тон повествования торжественный, серьезный.

9.Появляются комические нотки.

10.Язык жития книжный, с обилием старославянизмов и церковных слов.

10.Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.

11.Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного.

11.Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которым нелегко понять церковно-славянскую речь.

12.Сюжет жития составляет духовный завет и подвиг святого.

12.Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

Зачитывает отрывок из послания Аввакума боярыне Морозовой…

УЧИТЕЛЬ: Вот, ребята, мы подошли к тому, что нам нужно сделать выводы о писательской деятельности и новаторстве протопопа Аввакума.

ЛИТЕРАТОРЫ: Еще большее новаторство было то, что он решился создать свое собственное житие и создал блестящее произведение автобиографического жанра.

ИСТОРИКИ: Эти особенности: индивидуальность формы и содержания литературного произведения. Недаром выдающиеся писатели высоко ценили его писания от Достоевского и Лескова до Мамина – Сибиряка и Горького.

Итог урока : Итак, мы заканчиваем урок на том, что в Аввакуме поражает его бесстрашие, самоотверженность, фанатизм веры, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Идея свободы современна и актуальна.

Похожие документы:

Урок №1 Тема. Введение. Значение литературы в развитии общества и жизни человека. Мировой литературный процесс

. literaturaозначает буквально: написанное). Есть и другие . Урок № 2 Тема. Выдающиеся памятники древнерусской письменности (обзор с обсуждением . самом деле сломал все возможныеканоны и традиции.Основная идея жития Аввакума . , прославивших его имя. В конце .

Тематическое планирование по литературе в 8 классе

Пояснительная записка Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ

Литература 5-9 классы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- познакомить учащихся с жанром жития и личностью протопопа Аввакума в контексте его эпохи; показать особенности жанра, своеобразие произведения;

- развивать интеллект, память, речь и способность к анализу;

- воспитывать интерес к истории, литературе; продолжить формирование личности учащихся.

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Работа с эпиграфом урока

Нет участи слаще,

Желанней конца,

Чем пепел, стучащий

В людские сердца.

- Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока? О чем он говорит?

В этих поэтических строках речь идет о людях, которые идут в своей борьбе до конца. Они сгорают, как яркие факелы, освещая путь другим, ведя их за собой. И такой конец им кажется вовсе не страшным, не ужасным, а желанным, счастливым, ведь они сгорают во имя великой идеи, славного дела, будущего своего народа, своей страны.

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Слово учителя

- Сегодня мы будем говорить об удивительном человеке, ставшем символом своей эпохи, незаурядной личности, оставившей свой след в веках, о бунтаре, несгибаемом борце, человеке невероятной смелости, дерзнувшем самостоятельно написать свое житие для потомков. Имя его протопоп Аввакум, мятежный священник, посягнувший на непререкаемый авторитет высших церковных иерархов. Иногда его называют огненным протопопом, за пламенную страсть к истине, огненное слово, и жизнь, пылающую, как костер в глухую ночь.

Замечательные слова сказал о нем Ярослав Смеляков:

Мятежный пастырь, книжник дикий,

Он не умел послушным быть,

И не могли его владыки

Ни обломать, ни улестить.

Попытки их не удавались,

Стоял он глупо на своем,

Хотя они над ним старались

И пирогом, и батогом.

В своей истории подробной

Другой какой-нибудь народ

Полупохожих и подобных

Средь прародителей найдет.

Но этот – крест на грязной шее,

В обносках мерзостно худых –

Мне и дороже, и страшнее

Иноязычных, не своих.

Ведь он оставил русской речи

И прямоту, и срамоту,

Язык мятежного предтечи,

Светившийся, как угль во рту.

- Но понять личность и судьбу этого человека мы сможем лишь тогда, когда поймем эпоху, в которую он жил.

Постепенная утрата церковью былого авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной реформы

К середине XVII в. в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским.

В 1652 г. новым патриархом стал Никон. Именно он провел реформу: крещение не двумя, а тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, книги и обряды были исправлены по византийским образцам.

Получив власть над верующими, Никон выступил с идеей превосходства церковной власти над светской. И тогда царь перестал посещать патриарший Успенский Собор. Обиженный патриарх в ответ отказал царю в благословении и, заявив о сложении патриарших полномочий, удалился в построенный по его приказу и под его руководством Новоиерусалимский монастырь.

В 1666 г. царь пригласил в Москву четырех восточных патриархов и устроил суд над Никоном. Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил и противников реформы, их лидеров передали в руки светских властей. Это привело к расколу русской православной церкви.

Сопротивление никонианским начинаниям возникло сразу после выхода новых исправленных служебников в 1654 году. Но первоначально движение староверов было немногочисленным, ограничиваясь всего несколькими сотнями ревнителей старой веры. Среди них были протопоп Аввакум, священноинок Епифаний, дьякон Федор, Иван Неронов, соловецкие монахи. Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских и духовных властей. Примкнула к расколу и часть родовитого боярства (боярыня Ф.П. Морозова, ее сестра Е.П. Урусова, князья Хованский, Мышецкий, Потемкин, Соковнин), видевшая в реформе средство усиления царской власти.

Именно эти немногочисленные сторонники старых обрядов противостояли объединенным силам церкви и государства. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум. В 1682 г. по царскому приказу он был сожжен вместе со своими соратниками.

За сухими строками исторической литературы скрывается настоящее пламя – пламя смертного костра и пламя огненных душ. И понять его, почувствовать его обжигающую силу и страсть мы можем, познакомившись с судьбой протопопа Аввакума и его житием.

Сначала немного сведений из его биографии. Авва́кум Петро́в (Аввакум Петрович Кондратьев) родился в 1620 или 1621 году в селе Григорово (Нижегородской губернии, Княгининского уезда) в бедной семье.

Весьма начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов. Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, Аввакуум на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него.

Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил. Его проповеди и настойчивое утверждение своих принципов веры настроили против него местных жителей, и пришлось ему спасаться бегством в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, начинающий проводить свою церковную реформу.

Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию.

Чрезвычайно милостиво отнесся к нему царь Алексей Михайлович , приказавший поселить Аввакума в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Но пути Аввакума и его покровителей были разные: они боролись лично против Никона, за власть боярства - Аввакум же шел против Никонова дела, его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали его примириться. Для Аввакума компромисс был невозможен; колебание его могло быть только минутным. Ободренный своей фанатичной женою, он ревностно обличает ересь.

И тогда царским указом от 22 августа 1664 года протопоп Аввакум был выслан в Пустозерск, но достиг только Мезени. Полтора года он жил в Окладниковой слободе, служа в местной церкви. В марте 1666 года (год пострижения в монахи бывшего патриарха Никона) его доставили в Москву на заседание Церковного Собора, где уговаривали покаяться, но протопоп Аввакум продолжал упорствовать в приверженности к старой вере, за что 13 мая 1666 года был расстрижен, предан анафеме и увезен в Никольский монастырь на Угрешу, близ Москвы.

По указу царя от 26 августа 1667 года Аввакум был сослан в Пустозерский острог, где в апреле 1676 года заключен в осыпную земляную тюрьму, где и были написаны его сочинения.

Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения.

В 1686 году на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенскими старообрядцами был поставлен крест, ныне утраченный. В 1989 году был установлен памятный знак с колоколом, а в 1991 году старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли крест и освятили его.

Такова нелегкая судьба этого несгибаемого человека. Но, борясь за старую веру, он по сути своей был смелым, почти дерзким новатором. Давайте убедимся в этом, обратившись к особенностям жанра жития.

- Каковы признаки традиционного жанра жития?

Житие – это биография святого, написанная после его смерти и канонизации (причисления к лику святых).

- Каковы особенности этого жанра?

Повествование отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.

- От какого лица ведется повествование?

Повествование ведется от третьего лица.

- Могло ли житие быть написано при жизни святого?

Нет, только после его смерти, так как причисление к лику святых живого человека было невозможно.

Самим Аввакумом.

- Был ли он при жизни причислен к лику святых?

Конечно, нет.

- Каков характер повествования?

Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность, силу.

- Оставьте в тетрадях место для продолжения заполнения этой таблицы на следующем уроке.

3. Словарная работа

Найти в словаре и записать в тетради толкование слов раскольники, старообрядцы, агиографический канон.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Выразительное чтение

В чем своеобразие языка произведения?

Какому стилю речи свойственно просторечие? (Разговорному.)

Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

“Протопоп горел с ног, на низком вялом пламени. Он стонал, ревел, закидывал косматую пегую голову с жёлто обгорелыми от искр кончиками длинных волос. И стрелецкий десятник. томительно ждал, чтоб страдалец запросил пощады. И когда терявший себя от боли протопоп заходился волчьим воем, десятнику мерещились седой ковыль, серые гладкие валуны на южном пределе Руси и золотисто вскипающая даль под копытами вражеской конницы.

— Ластовица, помощница ко спасению. — взывал из чёрного дыма протопоп. — О вы, скрижали света, жезл Ааронов прозябший. две херувимы одушевленные. Не обижайте Фёдора. блаженны нищие духом. Дочь духовная, не уйдёшь от меня ни на небо, ни в бездну. Грядет Господь грешников мучити, праведников спасати.

Много ещё выкрикивал задыхающийся протопоп, вроде бы бессвязно, но всё имело прочную связь в нём самом. И всё-таки, многажды думая об уготованном ему конце, рисуя в сильном своём воображении ждущие его муки, Аввакум не ждал, что ему будет так больно. А говорили, что смерть на костре не страшнее любой другой казни, даже легче. Человек вроде бы ещё жив, и корчится, и даже глас подаёт, а уж сердце стало угольком и не живёт, не болит. Да кто это мог знать. Когда же наконец обуглится его сердце? Нет сил терпеть. Господи, неужто ты оставил меня. Нет. Нет. Я всё вынесу, только будь со мной. Господи, боля твоя.

У же дважды проводила урок, и оба раза после прочтения — тишина в классе и потрясённые лица учеников. Вопросы не повторяю, никого не тороплю — жду. Жду, когда пройдёт волнение и кто-нибудь заговорит первый. Голос первого подхватывается моментально.

Ученики “рисуют” образ, отвечая на вопрос, и верно определяют ключевые авторские слова. Горит, но не сломлен — отмечают в заключение ученики, и только после этого кратко рассказываю о Ю.Нагибине, называю тему урока и прошу учеников сформулировать вопросы к теме. Развитию этого навыка придаю большое значение. Ещё в 5-м классе провожу урок по моделированию вопросов, на котором вводятся понятия репродуктивного и продуктивного вопроса, на примере конкретного текста (сказка) ученики составляют и записывают модели вопросов, при этом обращается внимание на грамматику и синтаксис.

В 6–7-м классах ученики учатся моделировать проблемные вопросы, выстраивая вместе с учителем алгоритм мыслительных этапов. Составляя самостоятельно вопросы к теме, то есть прогнозируя свои дальнейшие действия в работе над темой, ученики мыслят вслух, отмечая свои ошибки и тут же их исправляя. В тетрадь записываются вопросы, которые требуют глубокого осмысления и пристальной работы с текстом, внимательного отношения к слову.

— Когда слово становится делом и может расцениваться как подвиг?

— Какие особенности слова протопопа разожгли “костёр великой русской прозы”?

(Эти вопросы соответствуют тем, которые сформулировала сама, поэтому они будут в центре уроков.)

Задание первого блока связано с вопросом о деле протопопа. Ученики, читая предложенные эпизоды из жития, должны понять характер, мироощущение, мировоззрение протопопа, в результате — осознать его религиозный и “мирской” подвиг. Чтобы у учеников сложилось целостное представление об образе, учитель между эпизодами кратко рассказывает об исторических событиях, комментируя их. Таким образом, в рассказ учителя “вставляются” аналитические рассуждения учеников, и поскольку групп много, успевают поучаствовать все. Учитель при таком распределении материала выступает лишь информатором, ученики же — аналитиками, вместе они создают целостное повествование о деле протопопа.

Листы с заданием и эпизодами раздаются всем одинаковые, но указываются номера эпизодов и групп. Во время устной работы все видят отрывки из текста, что облегчает восприятие анализа. Готовятся все одновременно, и обычно на выполнение задания тратится около пяти минут.

Задание. Прочтите эпизод и определите, какие черты личности Аввакума раскрываются в представленной ситуации. Выразите своё отношение к тому, как поступает протопоп, каковы его мысли.

“Народу много приходило к Казанской, так мне любо — поучение чол безпрестанно. Лишо о братьях родных духовнику поговорил, и он их в Верху, у царевны, а инова при себе, жить устроил попом в церкве. А я сам, идиже людие снемлются, там слово Божие проповедовал да при духовникове благословении и Неронова Иванна тешил над книгами свою грешную душу о Христе Исусе”.

“Доехали до Игреня-озера. У людей и собаки в подпряшках, а у меня не было, одинова лишо двух сыновей, маленьки ещё были, Иван и Прокопей, тащили со мною, что кобельки, за волок нарту. Волок — вёрст во сто: насилу, бедные, и перебрели. А протопопица муку и младенца за плечами на себе тащила; а дочь Огрофена брела, брела, да на нарту и взвалилась, и братья ея со мною помаленьку тащили. И смех и горе, как помянутся дни оные: робята — те изнемогут и на снег повалятся, а мать по кусочку пряничка им даст, и оне, съедши, опять лямку потянут”.

Получив в ходе обсуждения эпизодов представление о церковной реформе патриарха Никона, об изменениях в церковных обрядах, об общественном резонансе на нововведения, ученики осмысляют новый материал на ином уровне: чем привлёк Сурикова в конце XIX века сюжет о боярыне, ведь реформа, остро воспринятая народом в XVII веке, наверняка в конце позапрошлого столетия уже не волновала общество?

Анализ картины позволяет заключить урок обобщением о стезе Аввакума и его сподвижников. Осознавая их жизнь как подвиг, ученики отмечают, что ни Аввакум, ни его сподвижники своё дело подвигом не считали, тем более высокую оценку получив от потомков.

Задания второго блока направлены на доказательство словесного мастерства Аввакума. Они — основа второго урока.

  • Аввакум “писал таким языком, что каждому писателю следует изучать его”).

Задание распределяется по рядам, ученики работают парами с тремя эпизодами, но с одним вопросом, и в устном обсуждении задания многие успевают высказаться.

— Благодаря каким особенностям язык Аввакума кажется живым?

— Какие особенности языка использует протопоп, чтобы описываемое предстало в виде картины?

— Что делает язык автора эмоциональным?

Эпизод № 2. “Курочка у нас чёрненькая была, по два яичка на день приносила робяти на пищу Божиим повелением, нужде нашей помогая, Бог так строил. На нарте везучи в то время удавили по грехом. А нынеча мне жаль курочки той, как на разум приидет. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка на день давала, сто рублёв при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевлена, Божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку соснову ис котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала, а нам против тово по два яичка на день давала. Слава Богу, вся строившему благая! А не просто нам она и досталася. У боярыни куры все переспели и мереть стали, так она, собравше в короб, ко мне прислала, чтоб-де батко пожаловал, помолился о курах. И я-су подумал: кормилица то есть наша, детки у нея, надобно ей курки. Молебен пел, воду святил, куров кропил и кадил, потом в лес збродил — корыто им зделал, ис чево есть, и водою покропил, да к ней всё и отслал. Куры Божиим мановением исцелели и исправилися по вере ея. От тово-то племяни и наша курочка была”.

Эпизод № 3. “Окинула нас на море погода, и мы гребми перегреблися (не больно широко о том месте: или со сто, или с восмдесят вёрст), чем к берегу пристали. Востала буря ветренная, насилу и на берегу место обрели от волн восходящих. Около его горы высокия, утёсы каменныя, и зело высоки, — двадцеть тысящ вёрст и больши волочился, а не видал нигде таких гор. На верху их полатки и повалуши, врата и столпы, и ограда — всё благоделанное. Чеснок на них и лук ростёт больши романовскаго и слаток добре. Там же ростут и конопли богорасленные, а во дворах травы красны и цветны, и благовонны зело. Птиц зело много — гусей и лебедей, — по морю, яко снег, плавает. Рыба в нём — осётры и таймени, стерледи, омули и сиги, и прочих родов много. И зело жирна гораздо, на сковороде жарить нельзя осетрины: всё жир будет. Вода пресная, а нерпы и зайцы великие в нём, — во акиане, на Мезени живучи, таких не видал. А всё то у Христа наделано человека ради, чтоб упокояся хвалу Богу воздавал. А человек, суете которой уподобится, дние его, яко осень, преходят; скачет, яко козёл, раздувается, яко пузырь, гревается, яко рысь, съесть хощет, яко змия, ржёт зря на чюжую красоту, яко жребя, лукавует, яко бес; насыщался невоздержно, без правила спит, Бога не молит; покаяние отлагает на старость, и потом исчезает, и не вем, камо отходит: или во свет, или во тьму, — день судный явит кое-гождо. Прости мя, аз согрешил паче всех человек”.

Комментарии. Писатели прежде всего обращали внимание на живость языка Аввакума. Стиль его эмоционален, как отмечал выдающийся филолог В.В. Виноградов, выражается он в “бесхитростной импровизации” или, по утверждению самого Аввакума, представляет собой “беседу”, “вяканье”. Он не пишет своё житие, а разговаривает с нами о жизни своей и своих сподвижников, дословно передаёт многие разговоры, вводит в речь выражения, “приглашающие” нас к беседе, просторечные слова и выражения, а также добавление к словам различных частиц (“су”, “де”), которые тоже придают речи живость, помогают услышать особенности некоторых поволжских говоров.

Исследователи отмечают безыскусность стиля протопопа, без риторических украшений, но между тем подчёркивают образность рисуемых им картин, портретов, деталей. Взгляд Аввакума внимателен к деталям: он не просто перечисляет увиденное, но сопровождает предметный ряд комментарием, или образным сравнением, или пословицей и поговоркой (эпизод 3). В результате мы представляем ярко описываемое, эмоционально переживая вместе с автором. Усиливают образность и эмоциональность речи и троекратные повторы (эпизод с курочкой).

О бсудив с учениками особенности стиля Аввакума и оформив в тетрадях краткие записи, предлагаю вернуться к формулировке темы уроков. Определив в течение двух уроков, в чём заключается значение слова и дела протопопа Аввакума, ученики получают задание на осмысление эпитета огненный.

— “Огненный потому, что умел словом народ зажечь”;

— “Огонь беспокойства и переживания за веру горел в душе его”;

— “Правдой опалял нечестивых”;

— “Дело его сродни огню Прометееву”;

Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той […]

Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той […]


Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той церкви без освящения: блюдитеся и от Бога казни. Не добра похвала — такой вор и ругатель великия России святителя учит.

Протопоп Аввакум

Кем был знаменитый протопоп Аввакум — самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Почему произошел церковный раскол и существуют ли сейчас старообрядцы? Мы постарались описать житие протопопа Аввакума, человека, который пошел против действующей власти и стоял до конца за то, что считал правильным, не сломленный перед пытками. Он потерял в двоих сыновей, шел пешком по тайге, стал известен, как истовый подвижник православия.

протопоп Аввакум. Два перста - символ раскола

Можно по-разному относится к участию протопопа Аввакума в расколе, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой своего времени, стойким и удивительным человеком, который не пожелал склониться перед теми, кого считал врагами истиной веры. Для старообрядцев протопоп Аввакум остается образцом веры во Христа.

Протопоп Аввакум: житие

Протопоп Аввакум был одной из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII века. Он был сыном бедного священника из Нижегородского уезда и рано приобрел известность, как подвижник православия. Протпоп Аввакум был строг не только к другим, но и к самому себе. Он не признавал никаких сделок с совестью. Бывало, что он держал руку над горящей свечой, чтобы усмирить плоть и избавиться от греховных мыслей.

Протопоп Аввакум не боялся знатных людей, спрашивал и с них за творящиеся беззакония. Однажды у одной вдовы начальник отнял дочь. Протопоп Аввакум был единственным, кто заступился за вдову. Начальник явился в храм, чтобы жестоко избить священника. Он волочил его за собой по земле прямо в ризах. Но протопоп Аввакум не сдался и не изменил тому, что он считал праведным делом.

Из-за непростого характера, нетерпимости к злу, протопоп Аввакум постоянно менял приходы. И каждый раз вступал в новый конфликт, чтобы защитить слабых, обличить греховные поступки знатных и простых людей. Он терпел поношения и побои, но не менял своих взглядов. Слава о протопопе Аввакуме дошла до самой Москвы.

Государь Алексей Михайлович радушно принял протопопа Аввакума в своих роскошных покоях. Он должен был получить прекрасную карьеру после одобрения царя, но в 1653 году все изменилось.

Учения Протопопа Аввакума

Патриарх Никон наоборот считал, что следует взять современные греческие образцы. В 1649 году в Москву приехал Вселенский Патриарх Паисий и уговорил царя Алексея Михайловича взять греческие книги за образец. Алексей Михайлович действовал из интересов государства. Чтобы превратить Россию в центр православного мира требовалось согласие с четырьмя Вселенскими Патриархами, которые были греками.

Став Патриархом Никон взялся за исправление церковных книг и устоев. Нововведения касались, казалось бы, незначительных вещей.

  • Крестный ход стал вестись против солнца
  • Сугубая аллилуйя сменилась на трегубую аллилуйю
  • Земные поклоны сменились поясными поклонами
  • Появился новый иконописный канон
  • Исус и Девица стали в Церковном языке Иисусом и Девой

Реформа проходила жестко. Так, например, те, кто отказывался сдавать старые иконы и заменять их на новые подвергались гонениям. К ним домой врывались стрельцы, чтобы разломать иконы.

Староверцев иногда называют еретиками, но, на самом деле, раскол не касался вопросов вероучения. Главной виной раскольников стало непослушание. Они не соглашались не только с религиозными, но и со светскими властями.

Дело было не только в религиозном протесте. Народ был недоволен жестокими порядками царя, коррупцией и произволом, царившими в те времена. Люди, которые не были согласны с начальством, подвергались в те времена жестоким гонениям. Протопоп Аввакум выступил против церковной реформы и призвал свою паству не сломиться и оказать сопротивление. Староверы бунтовали нечасто, скорее, предпочитали уйти в те места, где их не могли найти. Они уходили на Урал, за Урал и в другие далекие земли. Иногда даже практиковали самосожжение, чтобы не предать старую веру.

Протопопа Аввакума бросили в монастырский подвал, оставив на трое суток без еды и воды, а потом сослали в Тобольск вместе со всей семьей. Оттуда он уехал в Забайкалье, в голодный и холодный край, на верную смерть.

По всей Руси начались гонения на тех, кто выступал против реформы. Духовное чадо протопопа Аввакума боярыню Морозову арестовали и подвергли жестоким пыткам, чтобы умертвить в земляной яме. Среди знатных людей подвижников старой веры было немного, но боярыня Морозова и ее сестра стали одними из них. На знаменитой картине Сурикова, изображающей боярыню Морозову во время этапирования ее к месту казни, она держит персты, сложенными так, как принято было креститься раньше, — символ раскола. На картине есть и юродивый, который также держит над головой два сложенных перста, являя собой образ несгибаемой старой веры.

духовное чадо протопопа Аввакума - боярыня Морозова. Суриков

Раскол набирал обороты. Филаретский монастырь шесть лет отражал осаду стрельцов. Протопопа Аввакума вызвали в Москву, чтобы заключить мир. Царь предложил протопопу Аввакуму стать своим духовником с одним условием — отказаться от борьбы за старую веру. Протопоп Аввакум резко отказался. Его прокляли на Церковном соборе и сослали за полярный круг, в Пустозерск. Протопопа Аввакума расстригли, предали анафеме, многим его сторонникам урезали языки.

Пятнадцать лет он провел в земляной тюрьме, но не оставил борьбу. Царь Алексей Михайлович не решился казнить протопопа Аввакума, а вот его сын и преемник Федор Алексеевич отказался терпеть хулу протопопа Аввакума и приказал сжечь заживо, чем доказал, что светская власть была бессильна перед народным протестом. Для народа протопоп Аввакум стал героем, мучеником за веру. Он погиб за право верить свободно в то, что человек считает правильным. Протопоп Аввакум выступал против жестокости и несправедливости действующей власти.

Конец жизненного пути

протопоп Аввакум заживо сожжен

Интересные факты

староверы, последователи протопопа Аввакума существуют и по сей день

Читайте также: