Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности конспект

Обновлено: 06.07.2024

Здоровый образ жизни - это способ построения жизни, который способствует сохранению физической формы и достижению активного долголетия.

Режим дня – это построение расписания своих действий на день, с целью его рационального и максимально эффективного распределения времени.

Биологические ритмы (биоритмы) – периодические повторения биологических явлений и процессов.

Циркадные (циркадианные) биоритмы человека – связанные со сменой дня и ночи периодические повторения биологических процессов в живом организме.

Двигательная активность – потребность организма, связанная с поддержанием физического и психического здоровья.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 138 – 152)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Правильное питание поддерживает здоровье человека.

Жизнедеятельность каждого человека невозможна без питания, а здоровье зависит от сбалансированного рациона.

Правильное питание основывается на соблюдении основных принципов:

Принцип энергетического равновесия. Суточный рацион индивидуален и рассчитывается из энергозатрат организма. При этом учитывают возраст, пол, физическую активность человека. Также суточный рацион учитывает профессию человека. Взрослый человек, занимающийся умственным трудом должен потреблять 2000 – 2600 ккал; а человек, занимающийся тяжелым физическим трудом соответственно до 4000-5000 ккал в сутки.

Принцип сбалансированного питания. В пище должны присутствовать: белки, углеводы, жиры, витамины, микро и макроэлементы. Белки обеспечивают 10-15% суточной калорийности. Источник белков: мясо, сыр, рыба, яйца, творог, грибы, орехи, семечки и т.д. Жиры в рационе составлять 15-30% от суточной калорийности. Источник жиров: сметана, жирное мясо, сыр, растительные масла, сливочное масло, жирная рыба, орехи (особенно грецкие) и т.п. Углеводы обеспечивают 55-75% суточной калорийности. Источники углеводов: крупы, картофель, макароны, фрукты и т.п.

Принцип соблюдения режима питания. Питаться следует регулярно и дробно (3-4 раза в сутки).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Выберите правильные ответы

Основные составляющие здорового образа жизни:

1. Правильное питание;

2. Соблюдения режима дня;

4. Личная гигиена;

5. Отказ от вредных привычек;

6. Профилактика утомления;

7. Психогигиена (умение управлять своими эмоциями);

8. Физическая активность;

9. Чтение перед сном;

10. Посещение врачей;

11. Отказ от приёма лекарственных препаратов.

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;


Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое, социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального.

Содержимое разработки

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Причины трагических последствий

незнание норм и правил безопасного поведения

низкий уровень общей культуры в области безопасност и

пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа

Общие понятия культуры в области безопасности жизнедеятельности: осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций. 1 способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту. 2 способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций. 3 способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации. 4 знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья. 5

Общие понятия культуры в области безопасности жизнедеятельности:

осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.

способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций.

способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.

знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности будет способствовать обеспечению социального благополучия человека и характеризовать уровень его здоровья. уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важных критериев, определяющих уровень здоровья человека и общества.

Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности будет способствовать обеспечению социального благополучия человека и характеризовать уровень его здоровья.

уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важных критериев, определяющих уровень здоровья человека и общества.

Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире. Здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни. Text in here Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека.

Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

Здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека.


-75%


Оглавление

  • Лекция № 1. Влияние окружающей среды на здоровье человека
  • Лекция № 2. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление.
  • Лекция № 3. Здоровье молодежи и личная заинтересованность в его сохранении
  • Лекция № 4. Вредные привычки и их социальные последствия
  • Лекция № 5. Влияние алкоголя на организм человека
  • Лекция № 6. Курение и его влияние на здоровье человека
  • Лекция № 7. Табачный дым, влияние табачного дыма на человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 2. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья

Соблюдение норм поведения человека — необходимое условие не только психического, но и физического здоровья. Психическое здоровье человека — это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющиеся ровным устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, способностью в короткое время восстановить душевное равновесие.

Предупреждение болезненных психологических реакций в процессе общения людей — серьезная задача. Отрицательные реакции могут возникать как дома, так и на работе. Следует помнить, что настроение и его проявление вызывают соответствующий резонанс среди окружающих. Резкое слово, несправедливость уже вызывают отрицательные эмоции. Нередко неправильно сложившиеся семейные отношения травмируют психику.

Отрицательно сказывается и отсутствие психологического комфорта на работе. В возникающих конфликтах трудно сохранять самообладание и объективность. Повышенный фон эмоционального напряжения искажает у людей оценку происходящего. Ключи к предупреждению таких ситуаций — повышение личной и общественной культуры общения, взаимопомощь, уважение к сослуживцам, доброжелательность, взаимопонимание.

Культура общения заключается в самообладании, умении не проявлять отрицательных эмоций, в такте — умении соотнести свои переживания с переживанием соседа, не делать, не говорить того, что неприятно услышать окружающим. Культурные люди, контролирующие свое поведение, легки и приятны в общении и создают тот необходимый положительный микроклимат на работе, который способствует хорошему настроению.

В общении людей огромное значение имеют их нравственные принципы, но контролю и тренировке подлежат не только эти принципы, но и воля, эмоции, интеллект. Воспитание психических функций, формирование гармоничного развития личности начинаются с раннего возраста.

Самовоспитание — обязательное требование общества к своим сочленам. Каждый человек должен стремиться сообразовывать свои поступки с принятыми в обществе нормами поведения.

Такой человек умеет сдерживать отрицательные эмоции, ему не свойственен эгоизм, жадность, стяжательство, он способен к состраданию и заботе.

Умение правильно оценить себя и свои возможности предохраняют от ненужных и бесцельных переживаний и разочарований. Настойчивость, терпение и самоконтроль помогают преодолевать неизбежные в жизни затруднения.

Большое значение для душевного благополучия имеет самодисциплина. Владеющий собой человек не создает конфликтов и тушит возникающие. Перечисленные психические свойства, оцениваемые нравственными категориями, делают человека приятным для окружающих.

Когда человек ставит перед собой задачу выше своих психических и физических возможностей, тогда возникают признаки не только физического утомления, но и ухудшается психическое состояние.

Овладевать новыми знаниями желательно всю жизнь. Тренировка своих психических функций предотвращает возрастное снижение умственных способностей, сферы интересов, определяет полноценность духовной жизни до последних дней существования человека.

1. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека

Сохранение здоровья во многом зависит от самого человека, так как среди факторов, порождающих болезни, ведущее место занимают неправильный образ жизни, несоблюдение элементарных норм личной и общественной гигиены, нерациональное питание, вредные привычки. Разумное отношение каждого к своему здоровью — самая надежная гарантия его сохранения, с которой не могут конкурировать даже самые эффективные методы лечения.

Личная гигиена определяется совокупностью гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья и включает общие гигиенические правила для любого возраста; правильное чередование умственного и физического труда, регулярный прием полноценной пищи, занятия физкультурой, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.

К личной гигиене относят:

1) гигиенические требования к содержанию в чистоте белья, одежды;

2) требования к содержанию в чистоте жилища;

3) соблюдение чистоты при приготовлении пищи.

Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Кожу нужно своевременно и регулярно мыть, в противном случае нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитарных грибков и других вредных микроорганизмов. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями, поэтому очень важен систематический и правильный уход и тщательное мытье рук. Чистота рук работников общественного питания — обязательное условие работы. Необходимо тщательно ухаживать за кожей тела и волосами — принимать душ, посещать баню. Необходимо помнить, что при нарушении целости кожного покрова легко могут возникнуть грибковые заболевания и гнойничковые заболевания кожи. Уход за полостью рта не только способствует сохранению целости зубов, но и предупреждает многие заболевания внутренних органов. Чистить зубы нужно каждый день, полоскать рот после каждого приема пищи. Не реже двух раз в год посещать стоматолога.

Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные мероприятия нужно начинать с момента рождения ребенка и проводить постоянно.

Важное место занимает соблюдение чистоты нательного белья, рабочей одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости ног. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель и полотенца (личное и банное); перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку.

Соблюдение чистоты тела и одежды немыслимо без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, а также в производственных помещениях.

Все эти гигиенические мероприятия приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, так как несоблюдение гигиенических требований может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих больного людей, особенно детей.

2. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека

Закаливание организма — это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Современные комфортные условия жилища, одежда, транспорт и так далее уменьшают воздействие меняющихся условий погоды на организм человека, снижают устойчивость по отношению к метеорологическим факторам. Являясь важной частью физического воспитания, закаливание организма восстанавливает эту устойчивость. Закаливание организма основано на способности адаптации организма человека к меняющимся условиям окружающей среды.

Закаливающий эффект достигается путем систематического воздействия того или иного фактора и постепенного повышения их дозировки, так как только при этих условиях развиваются приспособительные изменения в организме: совершенствуются обменные процессы, повышается общая сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Систематическое дозирование воздействия холодом повышает устойчивость к действию низких температур, а теплом — к действию высоких.

Сущность закаливания к холоду заключается в постепенности нарастания степени охлаждения. У людей, привыкших к холоду, теплообразование происходит более интенсивно, что обеспечивает лучшее кровоснабжение кожи, повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям и отморожениям. Закаливание организма к холоду может быть достигнуто рациональным использованием солнца и воздуха (солнечные и воздушные ванны) и воды (водные процедуры).

Солнечный свет обладает мощным стимулирующим и закаливающим действием. Солнечной радиацией лучше пользоваться в виде рассеянных солнечно-воздушных ванн. Воздушная ванна повышает обменные функции организма, укрепляет сосуды, нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма.

Наиболее эффективными являются водные процедуры: обтирания, обливания, душ, купания. Их следует начинать при комнатной температуре воды, постепенно от процедуры к процедуре понижая температуру и увеличивая ее длительность.

При высокой температуре окружающей среды возникает опасность перегрева организма (тепловой удар). В результате многократного и длительного воздействия тепла устойчивость к высокой температуре воздуха повышается: увеличивается теплоотдача организма за счет усиления потоотделения и изменения состава пота. Благодаря улучшению теплоотдачи учащение пульса во время работы в условиях жаркого климата бывает умеренным, работоспособность не падает.

Режим закаливания организма устанавливает врач с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья.


Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возраст­ным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, усло­виям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.

Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

  1. Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  2. Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  3. Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормально­го течения физиологических и психических процессов, снижает веро­ятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологиче­ских процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероят­ность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуа­лен по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуаль­ный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут зани­маться спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каж­дый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достиже­ние физического, духовного и социального благополучия.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов са­мореализации.

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

• соблюдение режима дня;

• хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияю­щие на здоровье:

• употребление алкоголя, наркотиков;

• эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;

• неблагополучная экологическая обстановка в местах про­живания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольст­вием и уверенностью, что она даст положительные результаты в со­хранении и укреплении его здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных фак­торов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укреп­ление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с уче­том приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, не­обходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — до­стижение полного духовного, физического и социального благополу­чия для себя, для нашего общества и государства.

Выбор пути создания своей индивидуальной системы здоро­вого образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориенти­ров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:

• четко сформулированную цель жизни и обладание психоло­гической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

• знание форм своего поведения, которые способствуют со­хранению и укреплению здоровья;

• стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

• выработать у себя правильное отношение к жизни, воспри­нимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно полу­чать от жизни хотя бы маленькие радости;

• развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, ко­торые бы заменили движение);

• соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;

• быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;

• ставить перед собой достижимые цели, не драматизиро­вать неудачи, помнить, что совершенство в принципе не­достижимая вещь;

радоваться успехам, так как во всех человеческих начина­ниях успех порождает успех.

Читайте также: