Конспект урока цветаева жизнь и творчество 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Уроки 61–62
Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
Уникальность поэтического голоса

Цели: рассмотреть разнообразие тематики поэзии Цветаевой, отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта; углубить понятия стихотворного лирического цикла и лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста.

Стихи – есть бытие.

I. Вступительное слово.

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам-мужчинам.

Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась судьба.

II. Лекция учителя о жизни Марины Цветаевой (заранее подготовленные учащиеся в роли ассистентов).

1. Учитель . Начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из автобиографии:

Ученик . Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892 года в Москве.

Отец – сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств (Москва). Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей… Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.

…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…

Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

Учитель. Нельзя говорить о Цветаевой, не вспоминая о её главной страсти – любви к книгам. Это первая и пожизненная любовь.

Ученик. Интересны воспоминания о Цветаевой её одноклассницы.

Ученик читает стихотворение Цветаевой на фоне музыки:

В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов.

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.

…Все бледней лазурный остров – детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно, грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Учитель . 5 мая 1911 года, приехав в Коктебель в гости к Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня – и на всю жизнь.

– Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.

– 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.

– 31 августа 1941 года покончила с собой Марина.

Если кто-то скажет, что это – случай, совпадение – ошибется. Это судьба. Горькая!

Юноша. Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину…

Биограф . Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.

Юноша. Сергей – Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…

Девушка. Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Юноша. Разве это не поэтическое предвидение, не роковое пророчество гениального поэта и любящей женщины? Судьба, господа, судьба…

В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции. Об этом времени так вспоминала её дочь Ариадна Эфрон.

Ученик. …По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) Марина прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем (у кого она в моде сейчас…).

Если бы она была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, – где, лишь бы вместе?

Если бы она не была собой!

Но собой она была всегда!

Биограф . В 1939 году семья Марины Цветаевой возвращается в Россию. Два года стали расплатой – за что? – непохожесть, нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой?

Девушка . С фонарем обшарьте

Весь подлунный свет!

Той страны на карте

Нет, в пространстве – нет!

Выпита как с блюдца, –

Можно ли вернуться

В дом, который срыт?

Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души поэта.

Юноша. Мур не смог ничего передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет скоро расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.

Учитель . Перед вами – одно из ранних стихотворений Цветаевой (раздаточный материал). Чем стали они сегодня?

3. Анализ и выразительное чтение стихотворения .

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти –

Разбросанным в пыли по магазинам

(где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

III. Тема Родины в творчестве Цветаевой.

Учитель. Испытавшая страдания и потери в России, отторгнутая от родины, Цветаева всегда оставалась русским поэтом. Поэтому тема Родины – центральная в её творчестве.

В конце урока обсуждаются выполненные работы.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Дискретность (от лат. discretus — разделённый, прерывистый) — свойство, противопоставляемое непрерывности, прерывность.

Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Пауза — краткий перерыв в звучании, речи, работе.

Сравнение — слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Темперамент — индивидуальные особенности личности, определяющиеся её активностью и эмоциональностью в их динамических проявлениях (интенсивность, темп, ритм, подвижность психических процессов).

Рифма — созвучие концов стихотворных строк.

Ритм — равномерное чередование каких-нибудь элементов (звуков, речевых единиц), размеренность в развитии чего-нибудь.

Основная литература:

1. В. П. Журавлёв. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 «классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве в семье основателя Музея изобразительных искусств Ивана Цветаева и пианистки Марии Мейн.

В их доме была большая библиотека, и увлечение книгами проявилась у Марины очень рано. Это её первая и пожизненная любовь.

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

В потёртом, красном переплёте.

Чуть лёгкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

- Уж поздно! – Мама, десять строк.

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки .

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Темнеет . В воздухе свежо .

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры .

О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

В 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле Цветаева знакомится со своим будущим мужем, офицером белой армии, Сергеем Эфроном. Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения поэтессы, посвящённые мужу. В 1914 году, через 2 года после их венчания, она пишет:

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Безмолвен рот его, углами вниз,

В его лице трагически слились

Две древних крови…

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей¬

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твоё, -ах, нельзя!

Имя твоё - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

Вдали от Родины Марина Цветаева проживёт 17 лет. Этот период станет большим испытанием и в жизни, и творчестве поэтессы.

Тоска по Родине! Давно

Мне совершенно вс` равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

В эмиграции Цветаева пишет стихотворение, обращённое к Борису Пастернаку, в котором звучат ноты непередаваемой тоски и грусти о России.

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гексаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

В 1937 году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД. Оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, он вынужден бежать из Франции в Москву. Летом 1939 года возвращается на родину и Цветаева. Но возвращение оборачивается трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает её дочь, а за ней и мужа. В октябре 1941 года Эфрона расстреляли.

Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и последнем пристанище поэта. Удивительно, но ещё в 1913 году, за несколько десятилетий до смерти, Марина Цветаева создаёт стихотворение, в котором размышляла о своей кончине.

Идёшь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет, —

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

После расстрела Сергея Эфрона жизнь Марины Цветаевой становится невыносимой. Дочь Ариадна сидит в тюрьме. Поэтесса не может найти жилье для себя и сына, у неё нет работы. Её стихотворения не публикуют.

Как Осип Мандельштам, Николай Гумилёв и многие другие писатели, Цветаева становится жертвой сталинского тоталитарного режима. Одиночество, душевные страдания, состояние безысходности приводят её к гибели: 31 августа 1941 г в Елабуге Марина Цветаева принимает решение уйти из жизни.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

В каком городе родилась М. Цветаева?

Правильный вариант ответа:

Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве в семье основателя Музея изобразительных искусств Ивана Цветаева и пианистки Марии Мейн.

В их доме была большая библиотека, и увлечение книгами проявилась у Марины очень рано. Это её первая и пожизненная любовь.

Единичный выбор.

По мнению О. Мандельштама, слово не должно нести логическую мысль, а обязано нести …?

Правильный вариант ответа:

По мнению О. Мандельштама, слово не должно нести логическую мысль, а обязано нести мелодию.

2. Психологиче ская подготовка к изуче нию нового материала.

- Ребята, тольк о что для вас прозвучали стихо творения

Марины Ивановн ы Цветаевой, много гранного художника, навеки

вписавшего своё имя в историю отечественной литературы. В

наступающем 200 7 году исполнится 115 лет со дня рождения этой

замечательной ру сской поэтессы . И наш сегодняшний урок я хо чу

- Многие годы и даже десятилетия ш ирокая читательская

аудитория была л ишена возможности обраща ться к е ё

многогранному тво рчеству – книги Цвет аевой почти не издавались.

Теперь положение измен илось, но всё - таки мы снова и снова

листаем эти страниц ы, которые излучают свет размышлений,

Где же истоки е ё таланта? Сначала обр атимся к судьбе поэтессы.

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветае ва, профессора

Московского университета, директора Румянцевского му зея и основателя Московского

Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

« Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного с ына Александра

первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась

Шло время, и Марина из кру глолицей девочки с глазами цвета крыжовни ка

превратилась в невысоку ю светловолос у ю девушк у с зад у мчивым взглядом близор у ких

глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У

неё появилась более глу бокая страсть – книги. С шести лет Муся (та к называли её в семье)

писала стихи, теперь уже любовь к поэтическому творчеств у захватила её целиком.

Анастасия Цветаева, сестра Марины , вспоминала: « В комнате матери висел

портрет бабушки, красавицы - польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей оче нь ран о –

в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с

точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пу шкин и стал

постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной ду ши.

Великому русскому поэту Цветаева посвяти ла цикл стихотворений « Стихи к

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по

себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо зн акома с

Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом

Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми к. 19 – н. 20 века.

Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением е ё ч у вств и мыслей. Особенной

любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому куми ру – А. Блоку:

В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим

впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие

1913 год. Коктебель. Рядом с М. Цветаевой – её друзья, любимый человек и

крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: « Это было время расцвет а

Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечам и, её золотоволосая голова,

пушистая, с вьющимися у висков с тр уйками лёгких ку дрей, с густым блеском над

бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, зату маненная близ ору ким

взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе ч то - то к олдовское. Это не та

застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялас ь своей ею не любимой

наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, к ак с детства знала её – во

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Литературе "Листая книгу жизни М.И.Цветаевой" 11 класс


Учитель русского языка и литературы

п.Рамешки Тверской области

Боброва Наталья Анатольевна

Урок литературы в 11 классе по биографии М.И.Цветаевой (2 часа)

Цели урока: 1) познакомиться с основными вехами жизни М.И.Цветаевой;

Оформление, оборудование: урок сопровождается мультимедийной презентацией (тема урока, эпиграфы, портреты, фотографии, воспоминания, стихи и т.д.

Эпиграфы к уроку:

Жизнь – вокзал, скоро уеду, куда – не скажу .

Я – бренная пена морская…

1. Подготовка к восприятию темы урока. Слово учителя.

В анкете 1926 года Марина Ивановна назвала 4 свои любимые вещи в мире:

Все это – родом из детства. Стихийность её жизни подобна музыке, не только той, которая возвышает, но и той, которая страшна – судьба слишком жестоко расправилась с ней.

В Цветаевой всегда жил кочевник. Путь был её жребием. Ещё девочкой она выпрыгивала по ночам из окна и отправлялась бродить, забираясь под утро в копну сена, потом так же, через окно, возвращалась домой. Из большивистской России выпрыгнула, как из окна, - чтобы снова вернуться. Это было так романтично, если бы не оказалось так скверно. Её стихи – как верстовые столбы, как сами вёрсты…

Проблемная ситуация. Работа с эпиграфами

Я – бренная пена морская…

- Какое основание имела М.Цветаева так сказать о себе? Обратимся к этимологии имени.

Пока огнями смеётся бал,

Душа не уснёт в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поёт огнями манящий зал,

Поёт и зовёт, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

Имя, мечты, душа, море – ключевые слова стихотворения, смысловые доминанты.

Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и неразгаданное, хотя многие учёные и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека.

16 августа 1916 г

- Как стихотворение поможет ответить на вопрос: когда родилась М.Цветаева?

М.И.Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного их старинных московских переулков.

Московского дома в Трёхпрудном переулке давно уже нет- его в своё время разобрали на дрова и сожгли в печах соседской типографии. Эта небольшая усадьба, зажатая каменным городом, была для Цветаевой родным существом.

Будет скоро тот мир погублен,

Погляди на него тайком,

Пока тополь ещё не срублен

И не продан ещё наш дом.

Этот мир невозвратно-чудный

Ты застанешь еще, спеши!

В переулок сходи Трёхпрудный,

В эту душу моей души.

Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным: профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне – ГМИИ имени А.С.Пушкина). Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась универсальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй. Он познакомил Марину с культурой Эллады. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античного мира встречаются во многих произведениях Цветаевой.

(ДИЗ (домашнее индивидуальное задание): Найдите произведения М.И.Цветаевой, в которых встречаются образы, мотивы античной культуры ).

- Как вы думаете, каким было детство Марины Цветаевой?

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. Мать вкладывала в своих дочерей всё, что знала и любила сама:

Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен.

После смерти матери интерес к музыке угас, но появилось новое увлечение – книги и стихи.

Он стал для неё историей её законченного детства. Для нас он интересен, как

книга - предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся- как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – по-детски светлая книга.

Для гимназистки это была огромная радость и поддержка. М.Волошин и М.Цветаева нашли друг друга на всю жизнь.

М.И. Цветаева не любила своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине Ивановне в своих воспоминаниях её дочь:

В этом стихотворении Марина Цветаева предсказывает судьбу своих стихов.

В Коктебеле решилась судьба Марины. Это произошло в начале мая…Марина Цветаева и Сергей Эфрон… Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина Цветаева приехала вместе с сестрой Асей по приглашению М.Волошина.

Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Заглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашёл сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел…

В дневнике Марины Цветаевой есть запись:

После свадьбы их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

В октябре того же года, 1912. у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре.

То было чудо с огромными глазами и горячим сердцем, которому М.И.Цветаева посвятила много своих стихов.

Дочь стала центром её внимания и любви.

Мандельштам стал первым увлечением. Он пленил её высокой степенью словесного совершенства.

Судьба распорядилась так, что Марина Цветаева провела в России годы первой мировой войны и революции. Голод, нищета…Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать, - продано. Полная неизвестность о судьбе Сергея.

В 1914 году он рвался на фронт, его не брали. Он рвался в бой. Поступил в юнкерское училище и был отправлен на фронт, не подозревая раздела в скором будущем России на красных и белых.

Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 года. Прошёл ещё год, прежде чем они встретились (июнь 1922г.)

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу, но затем всё изменилось. Эмиграционные журналы постепенно перестали печатать её стихи.


Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества. 17 лет эмиграции… Думы о Родине…

В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю…Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы…Возвращение состоялось не сразу…

В 1936-1937 гг М.И.Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием, которому на тот момент было 14 лет, вернулась в Россию.

Началось время террора. С.Я.Эфрон и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

Цветаева в отчаянии… Муж будет расстрелян в начале 1941 года. Ариадна проведёт в сталинских лагерях почти 17 лет. Она вернётся в Москву только в 1955 году…

М.И.Цветаева пыталась спасти своих родных. 23 декабря 1939 года она пишет письмо Л.П.Берии.

Этот период жизни поэтессы был самым трагическим. Ностальгия по родине, частичная, а затем - практически полна духовная изоляция, неопределённость положения, предчувствие новой беды, чувство обречённости – вот составляющие трагедии, финал которой наступил в Елабуге (Прикамье), маленьком городке, в котором Цветаева оказалась в 1941 году (а этому, как мы уже теперь знаем, предшествовали прибытие в СССР, арест дочери и мужа, атмосфера страха, лжи, царившие в стране, начала войны…)

8 августа 1941 года пароходом из Москвы вместе с сыном отправилась в эвакуацию в Елабугу.

Елабуга стала последним местом жительства М.И.Цветаевой. Положение ужасное. Цветаева пишет заявление в Литфонд:

«Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывшуюся столовую Литфонда.

М. Цветаева. 26 августа 1941 года

31 августа 1941 года под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии М.И.Цветаева покончила жизнь самоубийством. У неё не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между ней и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

Чтение предсмертных писем М.И.Цветаевой (Выступление ученика)

31 августа 1941 г.

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передавай папе и Але – если увидишь, - что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик .

Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели её к гибели. Как Н.Заболоцкий, Н.Клюев, Б.Пильняк, О.Мандельштам и многие другие писатели, М.И.Цветаева стала жертвой сталинского тоталитарного режима.

16. Домашнее задание

4) Найдите произведения М.И.Цветаевой, в которых встречаются образы, мотивы античной культуры (индивид. задание)

Список литературы, используемой при подготовке к уроку

2) Лютов В.В. Русские писатели в жизни. -Челябинск: Урал – LTD , 1999.

4) Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей/ Сост. Е.В.Корсалова, А.В.Леденёв, Ю.М.Шаповалова. -М., 1994

5) Цветаева А.Воспоминания. - М., 1974

6)Эфрон А. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери.- М., 1989

В начале следующего урока можно провести работу, позволяющую выявить качеств o усвоения материала прошлого урока: знание биографии М.И.Цветаевой.

Задание по биографии и творчеству Марины Ивановны Цветаевой

Выберите только те утверждения, которые относятся к жизни и творчеству М.И.Цветаевой.

1) Она родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой, в местечке Большой Фонтан.

2) Она родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года.

3) Её детство прошло в Царском Селе.

4) В 1910 году вышла замуж за известного поэта.

6) С детства она, по её собственному мнению, оказалась на перекрёстке двух стихий: поэзии и музыки.

10) Мужем Марины Ивановны Цветаевой был Сергей Яковлевич Эфрон.

11) Марина Ивановна вышла замуж за известного поэта Максимилиана Волошина.

12) Очень часто она бывала в Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка, в имении Слепнево.

13) Несколько раз Марина Ивановна бывала в Коктебеле, где произошло одно из главных событий её жизни.

15) Она провела в эмиграции 17 лет, и в самые тяжёлые годы, годы террора, всё-таки вернулась на Родину.

16) Её единственный сын был арестован трижды: в 1935г, в 1938г, в 1949 г.

17) Муж был расстрелян в 1941 году; дочь провела в сталинских лагерях почти 17 лет.

18) Последним пристанищем для неё стал город Елабуга, где она оказалась в начале августа 1941 года.

19) Когда началась война, Марина Ивановна Цветаева была в Ленинграде. Вскоре её эвакуировали в Ташкент, в мае 1944 года она вернулась в Ленинград.

20) Место её захоронения точно не известно.

*Определите, факты из чьей (чьих) биографии(-ий) упомянуты в этом задании.

**Какое утверждение вы не отнесли ни к одному из известных вам поэтов?

Ключ к заданию: Верные утверждения (№2, 5, 6, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 20)

*В задании приводятся факты из жизни А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилёва (А.А.Ахматова: №1,3, 4, 7, 12, 14, 16, 19: Н.С.Гумилёв: № 8)

Читайте также: