Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении конспект урока 9 класс

Обновлено: 20.05.2024

Конспект
Урок 41. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Ключевые слова:
Бессоюзное сложное предложение, БСП, запятая, точка с запятой, перечисление, одновременность, последовательность, смысл, осложненность.

Основные понятия:
Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления.
Запятая.
Точка с запятой.

Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, из-за туч показалось солнышко.

В этом БСП отдельные части – простые предложения – тесно связны между собой по смыслу со значением последовательности. Поэтому между частями этого сложного предложения ставится запятая.

Точка с запятой ставится между частями БСП если:
• эти части значительно отдалены по смыслу;
• значительно распространены и внутри них уже имеются знаки препинания;
• осложнены и внутри них уже имеются знаки препинания.

Уже светало; дождик перестал, тучи расходились.

В этом БСП отдельные части отдалены друг от друга по смыслу, поэтому между ними ставится точка с запятой.

Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

В этом БСП его отдельные части осложнены обособленными обстоятельствами и содержат запятые, поэтому между этими частями ставится точка с запятой.

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

В этом СБП можно выделить 2 смысловые части: первая – Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали – состоит из двух простых предложений; вторая – отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса – состоит из трех простых предложений. В каждой из этих частей отделены предложения связаны между собой по смыслу и отделяются друг от друга запятыми. Две смысловые части, наоборот, значительно отдалены по смыслу – между ними ставится точка с запятой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Запятая.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа № 10

Конспект открытого урока

по русскому языку в 9 классе на тему:

«Запятая и точка с запятой в

Курагина Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

с. Берёзовское 2016

Тема урока : Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

- сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

- формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

- определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;

- обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике;

- развитие речи и творческих способностей учащихся;

- воспитывать личность, способную на самостоятельную деятельность.

Оборудование :

Тип урока : комбинированный

Прогнозируемые результаты : учащиеся определяют смысловые отношения между частями БСП;

знают правила постановки запятой и точки с запятой в БСП,

основные признаки бессоюзного сложного предложения, узнают БСП;

конструируют данные синтаксические конструкции;

правильно и уместно используют БСП в речи.

Организация класса.

Проверка домашнего задания.

Готовимся к ОГЭ : работа с текстом, выполнение творческого задания.

От ручья тянулась трясина; она раскинулась среди кочек, густого лозняка и подошла вплотную к лесу, узким клином врезавшемуся в болото.

Старые ели и осины переплелись ветвями, синеватый сухостой просвечивал своей бледностью сквозь тяжёлые лапы елей, заглохший и позабытый всеми лес медленно умирал.

Брянцев подходил к самому берегу ручья и, не двигаясь, смотрел.

Глаза художника среди коряг отыскивали длинное, пятнистое тело огромной щуки.

Она каждый вечер приплывала сюда и, громко плеснув водой, таилась за чёрным стволом; рыба видела Брянцева и зорко следила за ним, поворачивая круглые, зелёные глаза, и медленно шевелила плавниками.

Рыба была очень старая.

Пятна на боках сделались чёрными, будто выжженные огнём.

- выпишите грамматическую основу предложения 6;

- сколько грамматических основ в предложении 2;

- замените словосочетание ЛАПЫ ЕЛЕЙ (предл.2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетание со связью согласования;

- среди предложений 1-7 найдите предложение с 2-мя обособленными распространенными обстоятельствами;

- среди предложений 1-7 укажите номера бессоюзных сложных предложений.

4. Работа над темой урока.

1). Проверка выполненного задания, беседа по вопросам.

Почему вы решили, что предложения 1,2,5 бессоюзные сложные?

По каким признакам вы находили бессоюзные сложные предложения?

Как связаны части бессоюзного сложного предложения?

Почему в одних БСП между частями ставится запятая, а в других точка с запятой?

2). Коллективная работа: учащиеся объясняют постановку запятой и точки с запятой в БСП.

3). Учитель объявляет тему и цели урока.

4). Свои предположения о постановке запятой и точки с запятой учащиеся проверяют по учебнику (стр. 96)

Чтение и анализ предложений.

6). Практическая работа с языковым материалом. Укажите номера предложений, в которых поставим запятую, и номера предложений с точкой запятой между частями. Знаки препинания не расставлены.

1 . День был серый небо висело низко сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья деревьев.
2 . Чёрные тени и красные блики двигались по земле сменяя друг друга они то удалялись от костра то приближались к нему вплотную.
3 . Наступила ранняя весна и уже кое-где появились первые проталинки.
4. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головою.
5. Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонь будка вынырнула из темноты и опять пропала.

7). Прочитайте, вставляя однородные и обособленные члены предложения, данные в скобках. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.

Жёлтые листья опали с деревьев ( и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно
(как в погребе).

Крупные капли дождя осыпались с шумом
(точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

8) . Конструирование бессоюзных сложных предложений. Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные, а сложные предложения – в связный текст. Каким знаком вы разделили части сложного предложения. Выбор знака обоснуйте.

1. Грозовую тучу буря несла нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас.

2. Сухая земля и сухой песок заскрежетал по железному телу паровоза. Видимости не стало.

3. Нам теперь было трудно дышать от горячего пыльного вихря забившегося в кабину. Паровоз с воем пробивался вперед.

4. Скорость упала до шестидесяти километров.

Мы работали и смотрели вперед как в сновидении.

9) Задание-шутка : восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.

2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.

3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.

4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.

5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?

Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления?

Д/з. и комментарий к его выполнению.

- Выучить теоретический материал по теме урока

Форма урока: обобщение знаний по теме с использованием ИКТ (показ слайдов с заданиями и ответами).

Цель использования ИКТ: обеспечение наглядности, повышение мотивации и эффективности проведения урока.

Учебные пособия, использованные учителем:

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Структура занятия

Этапы

Формы
и методы

Приемы использования ИКТ

Время

Ожидаемые результаты

Мотивация

Вводное слово учителя, объявление темы урока

Объяснение учителя, постановка целей

Определяются цели, учащиеся настраиваются на выполнение поставленных задач

1-й этап

Повторение. Работа с орфограммами (устно) и схемами изученных предложений

Самопроверка, нахождение ошибок и их исправление с аргументацией. Построение схем и самопроверка

Нахождение орфограмм. Сочетание устной и письменной работы. Построение схем изученных видов предложений

2-й этап

Знакомство с новым материалом

Частично-поисковый метод. Фронтальная и индивидуальная работа

Моделирование способов правильного понимания материала, выработка алгоритмов действия. Наблюдение за стилистическим богатством русского языка

3-й этап

Индивидуальное выполнение заданий, проверка в парах или самопроверка. Работа под диктовку

Моделирование способов правильного выполнения заданий, выработка алгоритмов действия

4-й этап

Учащиеся самостоятельно формулируют выводы по теме, высказывают мнения

5-й этап

Дача домашнего задания и подведение итогов урока

Комментарий по выполнению домашнего задания и работы на уроке

Запись домашнего задания в дневник, выставление оценок

Основные понятия урока: бессоюзное сложное предложение, интонация, выбор знаков препинания, синтаксическая синонимия.

Ход урока

Мотивация. Водное слово учителя (Слайды № 1, 2, 3).

Умники и умницы, сегодня мы совершим путешествие в Объединенное Королевство Синтаксиса и Пунктуации. Скажите, а с какой целью совершаются путешествия? (Ответы учащихся.) Правильно, молодцы, вот мы и определили цели нашего урока-путешествия.

1-й этап. Повторение. Работа с орфограммами и схемами предложений. (Слайды № 4, 5, 6, 7)

А. На экране вы видите текст. Прочтите его внимательно и назовите несколько орфограмм, которые встретились в этом тексте (устно).

Наступила ра. яя весна, и уже (кое)где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш? и обтаивали на со. нце. Когда капли падали с них, по всем улицам ра. носилась песня весны.

(Безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, правописание существительных мн. числа, род. падежа, приставки на з-, с-, правописание наречий, Н, НН в прилагательных.)

Наступила ранняя весна, и уже кое-где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш и обтаивали на солнце. Когда капли падали с них, по всем улицам разносилась песня весны.

Б. Определите виды предложений по их строению и составьте схемы, объясняя их (письменно).

2-й этап

А. Знакомство с новым материалом. Запятая. (Слайд № 8)

– Подъезжаем к станции. и видим на плакате надпись:

Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.

– Да, придется остановиться и утолить жажду знаний. Для удобства запишите предложение в тетрадь.

– Какое по строению перед нами предложение? (БСП.)

– Что является средством связи между простыми предложениями? (Интонация.)

– Каковы смысловые отношения между простыми предложениями? (Одновременность происходящих событий или перечисление фактов, событий.)

– А какая интонация? (Перечислительная.) Что это нам напоминает?

– Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить на границе между предложениями? (Запятая выступит в роли пограничного столба.)

Продолжим работу. Спишите с экрана предложения, поставьте знаки препинания и прочитайте с соответствующей интонацией. (Слайд № 9)

(Слайд № 10) Задремали звезды золотые задрожало зеркало затона брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. Да, в Белинском наши лучшие идеалы в Белинском же история нашего общественного развития в нем же и тяжкий, горький, неизгладимый упрек нашему обществу.

Фронтальный работа (Слайд № 11)

А. Какие по строению предложения?

Б. Какая интонация и какие знаки препинания?

(Слайд № 12) В. Сделайте вывод о сфере использования БСП. (Художественный стиль. Они изображают одновременно протекающие или следующие друг за другом события или явления, создают многогранную картину – чаще всего зрительную или звуковую; публицистический стиль – перечислительная интонация сочетается с эмоционально-оценочными словами, что создает экспрессию. Часто используется синтаксический параллелизм.)

Б. Продолжение знакомства с новым материалом. Точка с запятой.

Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумрудов (И.Тургенев).

Фронтальная работа (Слайд № 13)

– Каковы смысловые отношения между частями БСП? (Перечисление одновременно или последовательно происходящих событий и явлений.)

– Прочитайте их, соблюдая нужную интонацию.

– Чем отличается интонация этих предложений от предыдущих? (Точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижение голоса, почти как на точке. Предложения такие читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.)

– А что еще можно увидеть в простых предложениях в составе БСП? (Уже имеющиеся запятые.)

– Что же является важным при выборе запятой и точки с запятой? (Смысловые отношения и распространенность простых предложений.)

3-й этап. Закрепление материала.

(Слайд № 15)

  1. Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
  2. Соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах.
  3. Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.

Теперь проведем самопроверку:

(Слайд № 16)

  1. Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
  2. Соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах.
  3. Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.

Б. Дострой предложение и, обменявшись в парах, правильно прочитай вариант предложения.

Закат уже начал темнеть. (1 в. – с запятой; 2 в. – с точкой запятой)

Река в половодье сильно разлилась. (варианты наоборот)

(Слайд № 17)

В. Запишите под диктовку текст, проведите самопроверку по экрану. Объясните выбор интонации и знаков препинания во втором и последнем предложениях.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветви берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И.Тургенев).

Молодцы, отлично поработали. Ну, что будем возвращаться? (Слайд № 18)

4-й этап. Рефлексия (Слайды № 19, 20)

Б. Что узнали нового? Интересного?

5-й этап. Домашнее задание (Слайд № 21)

Презентацию Вы можете получить у автора статьи.


На этом уроке узнаем, в каких случаях в БСП ставится запятая. Рассмотрим случаи постановки точки с запятой. И обобщим информацию в удобных схемах.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

· Сегодня мы продолжим знакомство с бессоюзным предложением.

· Выясним, в каких случаях в бессоюзных предложениях ставится запятая.

· Выясним, в каких случаях в бессоюзных предложениях ставится точка с запятой.

Мы помним, что бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (то есть, без помощи союзов или союзных слов).

При этом между частями бессоюзного сложного предложения могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненного или сложноподчиненного предложения.

Отношения в бессоюзном предложении выражаются при помощи интонации и знаков препинания.

Сегодня мы будем изучать бессоюзное предложение с помощью не только логики, но и интуиции. Этот способ познания мира был выведен еще в глубокой древности.

Интуиция – это такой способ постижения истины, который основан на воображении и предыдущем опыте, чутье, проницательности.

Используя интуицию, мы можем найти решение задачи без достаточных логических обоснований.

Создадим бессоюзное предложение. Быстро, не думая! И не вспоминая примеров!


То есть, почему-то получилось, что первое бессоюзное предложение, которое пришло к нам в голову, соединяется при помощи запятых между частями.

Почему так произошло?

А как проще всего перечислить события или действия?

Снова отвечаем, не раздумывая. Просто соединить их между собой! Пристыковать друг к другу, без всяких союзов.

Вот и получается, что мы соединили простые предложения при помощи интонации перечисления и запятых.

В бессоюзных сложных предложениях с интонацией перечисления между частями ставятся запятые.

Анна читает, Леонид задумался, Варвара грустит.

Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром.

По вторникам мы пишем диктант, по пятницам – отвечаем устно.

Обратите внимание на это предложение, и особенно – на тире во второй части. Вторая часть этого предложения – неполная, пропущено подлежащее, поэтому и ставится тире.

Мы должны помнить, что части бессоюзных сложных предложений могут быть неполными или односоставными.

Вечерело, на небе загорались звезды. Первая часть односоставная, а вторая – двусоставная.

Сеня был весельчаком, Тихон – молчаливым мечтателем. В этом предложении обе части двусоставные, зато вторая – неполная.

У тебя нет нужных знаний, у меня – есть. А здесь обе части односоставные, а вторая еще и неполная.

Почему же это настолько важно для нас? Дело в том, что мы не должны путать бессоюзные сложные предложения с простыми осложненными предложениями.

Казалось, сегодня всё против нас. Это простое предложение. Оно осложнено вводным предложением.

Люди шумели, перекрикивались, толкались. Это простое предложение, осложненное однородными сказуемыми.

Холодало, мороз хватал за уши. Это бессоюзное сложное предложение, в котором первая часть – односоставная.

А теперь мы опять обратимся к интуиции. Посмотрим на бессоюзное предложение из стихотворения Владимира Высоцкого.

Звонко лопалась сталь под напором меча,

Тетива от натуги дымилась,

Смерть на копьях сидела, утробно урча,

В грязь валились враги, о пощаде крича,

Победившим сдаваясь на милость.


Предложение бессоюзное, и между его частями стоят запятые. Но не только между его частями: запятыми отделяются деепричастные обороты, которыми осложняются две последние части.

В стихотворении или песне есть ритм, мелодия, поэтому такая расстановка знаков препинания кажется нам естественной.

А если мы вернемся к самому обычному предложению и пожелаем в каждой части дать более развернутую информацию?

Дополним каждую часть обособленным членом предложения или однородными членами.

Светит солнце, щедро даря земле тепло, цветут цветы, развернувшие навстречу солнцу лепестки, поют соловьи, скворцы и малиновки.

В первую часть предложения мы вставили обособленное обстоятельство, во вторую – обособленное определение, третью осложнили однородными подлежащими. Конечно, при осложнениях мы поставили соответствующие знаки препинания – запятые.

И что теперь говорит нам интуиция, если мы видим это предложение?

Действительно, за всеми этими запятыми не совсем понятно, где у нас границы между частями сложного предложения.

Поэтому нужно обозначить части бессоюзных предложений так, чтобы не путать их с осложнениями.

А значит, нам не подходит запятая, потому что во всех случаях она будет обозначать одинаковую паузу.

Между частями бессоюзного предложения мы поставим точку с запятой, потому что она обозначает более долгую паузу.

Если части в бессоюзном предложении распространённые, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.

Светит солнце, щедро даря земле тепло; цветут цветы, развернувшие навстречу солнцу лепестки; поют соловьи, скворцы и малиновки.

При этом наша схема практически не изменилась. В ней появились точки с запятой. И еще в третьей части мы обозначили однородные сказуемые.


Точка с запятой между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если части сильно распространены, то есть, имеют собственные знаки препинания.

Легко скользя между сосен, лыжник двигался вперед; он торопился успеть до вечера.

Ваня стоял у доски, выполняя задание; ученики внимательно слушали и записывали; учитель комментировал примеры, вызывавшие трудности.

За этим лесом – если можно было так назвать этот могучий бор – открывалась холмистая равнина; деревенька виднелась в самом ее конце.

Ну, а теперь проверим интуицию. Какой знак препинания вам хочется поставить в этих предложениях?

Быстро! Не задумываясь!

Дети внимательно читали текст _ в окно скучно барабанил дождь.

Уютно и тихо потрескивал костер _ темнело.

Канонада смолкла _ никто не двинулся с места.

Если вы мысленно поставили запятую, то интуиция подсказала вам неправильно.

Но ведь по правилу нам как раз и нужно поставить запятые: части предложений неосложненные, своих знаков препинания не имеют.

И все же в этих предложениях между частями ставятся точки с запятой.

Дело в том, что части этих предложений отдалены по смыслу.

Сравним два предложения.

За мной зашел друг, мы отправились в кино.

Части в этом предложении просто перечисляются. Но при этом их объединяет общий смысл. Поэтому между частями стоит запятая.

Был вечер; за мной зашел друг.

Части этого предложения совершенно независимы друг от друга. Можно сказать, это два разных предложения. Вот мы и подчеркиваем это при помощи точки с запятой.

Читайте также: