Запросы как приложения информационной системы 11 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Дата Класс _ № урока_______

Запросы как приложения информационной системы. Понятие запроса. Создание запросов на выборку данных.

Образовательные:

• конкретизировать понятие объектов БД, используя личный опыт учащихся;

• сформировать представление о разнообразии объектов БД;

• сформировать умение работать с формами и запросами на практике;

• сформировать представление о связи объектов БД;

• сформировать умение самостоятельно работать с алгоритмическими предписаниями компьютерного практикума.

Воспитательные:

воспитывать стремление к получению знаний, интерес к предмету, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность, стремление к созидательной деятельности и продолжению образования;

Развивающие:

развивать учебно-познавательную деятельность обучающихся, логическое мышление, навыки работы на компьютере.

Задачи урока через планируемые результаты:

формировать систему знаний о БД как универсальном хранилище информации и мощной системе обработки информации, навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, умения соблюдать нормы информационной этики и права; отработать умения и навыки при создании запросов в режиме конструктора и формы в режиме мастера.

Метапредметные:

владеть достоверной информацией исторических событий, происходивших на территории Донбасса во время ВОВ, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические рассуждения, выводы;

развивать чувства личной ответственности за качество и достоверность отображаемой информации, способность связывать данные с собственным жизненным опытом.

Формирование УУД:

Регулятивные:

целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество – постановка вопросов, обращаться за помощью

Оборудование:

Методы обучения:

Наглядный, словесный, практический, индивидуальное консультирование, мозговой штурм, самоконтроль.

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Метапредметные

1.Оргнизационный

Цель: подготовка класса к работе

Проверка присутствия обучающихся

Подготовка к уроку

Интерес к предмету, теме

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность

2.Актуализация знаний

Цель: создание ситуации успеха на уроке для каждого обучающегося через повторение ранее изученного материала

1. Что такое база данных?

2. Какие типы БД существуют?

3. Что вы знаете о реляционной БД?

У вас на партах лежат тесты, предлагаю пройти их и проверить уровень своих знаний самостоятельно, сверив ответы с доской.

Работа с тестом (самопроверка)

Заполняют оценочный лист

Закрепление основных понятий , изученных ранее.

Познавательные УУД:

анализировать и обобщать;

сравнивать;устанавливать аналогии работы в разных приложнениях

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность, оценивать степень успешности достижения цели

Коммуникативные УУД:

излагать своё мнение;

участвовать в диалоге

3 .Мотивация

На прошлом уроке мы разделились на группы и определились с темой ваших БД. В рамках года 75-летия Великой Победы вы выбрали для своих проектов поисковую деятельность на тему Герои Донбасса. В ваших папках с практическими работами у вас создана заготовка БД, которую вы будете продолжать, и на основании которых вы будете работать. Ответьте на вопрос: что мы можем с ней сделать? (Выбирать и систематизировать информацию по полям).

Показывают папки с информацией собранной для БД

Заполняют оценочный лист

Поисковая работа с информацией. Отработка информационных процессов

Познавательные УУД:

анализировать и обобщать;

умение работать с информацией

4. Постановка цели урока

Приступим к продолжению изучения возможностей БД.

Тему урока запишите в тетрадь.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим основные способы работы с объектами БД и способы их создания, выполним две практические работы по заданному алгоритму.

Записывают в тетрадь тему урока и определения основных понятий данной темы, выполнение лабораторно-практической работы

Изучение новых возможностей при формировании баз данных

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность, оценивать степень успешности достижения цели

5. Изучение нового материала

Цель: знакомство с новыми понятиями объектов БД запросами и формами и с новыми возможностями приложения Microsoft Access 2007 .

Система управления базами данных (СУБД) — это про­граммное обеспечение компьютера для работы с базами дан­ных.

Запросы упрощают просмотр, добавление, удаление или изменение данных в базе данных Access. Среди других целей использования запросов можно отметить:

· быстрый поиск определенных данных путем фильтрации с применением определенных критериев (условий);

· вычисление или сведение данных;

· автоматизированное управление данными, например регулярный просмотр актуальных данных.

Форма отображает одну запись в удобном для пользователя виде. В процессе создания формы можно указать какие поля БД включить в форму, как расположить поля в окне формы, а также как можно сделать форму визуально привлекательной.

Для создания запроса ознакомимся с алгоритмом создания запросов и форм, он лежит у вас на рабочем столе.

Основные способы создания этих объектов : режим конструктора и режим мастера

-Слушают объяснения и записывают новые понятия в тетрадь.

-Для закрепления полученных знаний выполняют лабораторно-практическую работу.

-Выявляют непонятные вопросы при выполнении работы.

-Ознакамливаются с алгоритмом создания запросов и форм для реализации его на практике

Знакомятся с новыми понятиями при формировании базы данных и с новыми возможностями приложения через теоретический материал и лабораторно-практический.

Познавательные УУД:

устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи;

Регулятивные УУД:

работать по плану урока

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи при формировании вопросов по выполнению работы

6 Практическая работа за ПК

Цель: научится создавать запросы в режиме конструктора и формы в режиме мастера

Перед практическими работами повторим правила безопасной жизнедеятельности в компьютерном классе.

Занимайте свои рабочие места за компьютерами.

При создании запроса и формы по выбранным вами полям используйте алгоритм. Который лежит на рабочем месте.

ФИЗМИНУТКА

Повторяют правила БЖ.

Выполняют практическую работу.

Знакомятся с новыми понятиями при создании запросов и форм

В практической деятельности, отрабатывают практические навыки посредством выполнения практической работы.

Познавательные УУД:

устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи;

Регулятивные УУД:

работать по плану урока

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи при формировании вопросов по выполнению работы

7.Подведение итогов урока

Цель: определение предварительного уровня достижения цели урока

1.С какими возможностями баз данных мы познакомились на уроке?

Был ли полезным новый материал урока?

2.Достигли ли цели урока?

3. Оценивание

Отвечают на вопросы на основе записей в тетради и выполнения лабораторно-практической работы.

Заполняют оценочный лист.

Лабораторно-практическая работа выполнена .Запросы и формы созданы.

Коммуникативные УУД:

излагать своё мнение

Регулятивные УУД:

определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, оценивать степень успешности достижения цели

Цель: закрепление знаний по теме, возможность выбора заданий для обучающихся с разным уровнем мотивации

Домашнее задание : продолжение сбора информации для проекта

Найти ответы на поставленные вопросы в тексте учебника, использовать приложение Microsoft Access 2007 .

Загрузить презентацию (933 кБ)

Предмет: Информатика.

Класс: 11 класс.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.

Место урока в системе уроков по теме: 8 урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы и базы данных”, после изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютеры с операционной системой Windows7 и установленными пакетом Microsoft Office и СУБД LibreOffice Base, мультимедийный проектор, экран.

Цель урока: сформировать представление о запросе БД, формировать умение создавать запросы разных типов в среде БД.

Задачи:

  • образовательная: знакомство с правилами формирования команд запросов, с синтаксисом команд на языке гипотетической СУБД, освоение приемов создания и реализации запросов
  • развивающая: формирование приемов логического мышления
  • воспитательная: воспитание аккуратности, точности

Ожидаемые результаты: После этого урока ученики смогут: создавать базы данных средствами LibreOffice Base на основе хаотично представленных сведений и выполнять запросы к этой базе данных.

Ресурсы:

  • Методика преподавания информатики: Учеб.пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М.П.Лапчика. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 624 с.
  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 120 с.
  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 246 с.

Ход урока

Организационный момент.
(1 мин)

Слайд 1.
Тема урока: “Запросы как приложения информационной системы”.
Цель: Создать запросы к базе данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД LibreOffice Base при создании запросов к базе данных.

Записать тему урока

Отвечают на вопросы.

Создание происходит в два этапа:
- Построение структуры таблиц и установка связей.
- Затем ввод данных в таблицы.

Слайд 2. Действия, выполняемые над информацией в БД, называются манипулированием данными. Перечислите, пожалуйста, свои ассоциации.

Манипулирование данными – это действия, выполняемые над информацией, хранящейся в БД:
- выборка данных по некоторым условиям;
- сортировка данных;
- обновление;
- удаление и замена данных

Изучение нового материала
(16 мин)

Выполнение этих действий производится с помощью запросов.

Сегодня на уроке мы разберёмся со следующими вопросами:
- Что такое запрос.
- С помощью каких средств формируются запросы.
- А также какова структура запроса на выборку.

Слайд 3.
Ввести определение запроса
Запрос – это команда к СУБД на выполнение определенного вида манипулирования данными
Теперь нам предстоит научиться искать информацию в БД, то есть формировать запросы к базе данных. Сначала мы будем это делать на двухтабличной базе данных, сформированной на предыдущем уроке.

Существует универсальный язык, на котором формулируются запросы во многих СУБД.
В учебных целях мы будем использовать строчное описание команд запросов на придуманном (гипотетическом) языке. Он близок к SQL, однако имеет не такой строгий синтаксис и, кроме того, использует русские служебные слова.
Команда запроса на выборку на гипотетическом языке запросов имеет следующий формат:
.выбрать для сортировать по
Не все составляющие этой команды являются обязательными. Могут отсутствовать условия выбора и параметры сортировки. Если ключей сортировки несколько, они записываются в порядке приоритетов: первичный, вторичный и так далее.

Слайд 4.
Запрос 1. Нужно вывести названия всех специальностей с указанием факультета и плана приема. Сортировать в алфавитном порядке по двум ключам: названию факультета (первичный ключ) и названию специальности (вторичный ключ). Напомним, что в таком случае сортировка сначала происходит по первичному ключу и, в случае совпадения у нескольких записей его значения, они упорядочиваются по вторичному ключу.
Команда для данного запроса будет следующей;
выбрать Факультеты.ФАКУЛЬТЕТ, Специальности. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, Специальности. ПЛАН сортировать.
Факультеты.ФАКУЛЬТЕТ по возрастанию, Специальности.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ по возрастанию
Здесь использованы составные имена полей, включающие разделенные точкой имя таблицы и имя поля в этой таблице.

Слайд 5


Практическая работа. Самостоятельно.
(15 мин)

Практическая работа №1.6; 1.8
Контроль выполнения практической работы.

Учащиеся выполняют задания практической работы.

Подведение итогов урока
(2 мин)


На уроке рассказывается про запросы как приложения информационной системы. Также из урока можно узнать, с помощью каких средств формируются запросы и какова структура запроса на выборку.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Запросы как приложения информационной системы"

В настоящее время в современном мире электронных технологий практически невозможно представить компанию (фирму или организацию), в которой не требуется обработка некоторого объёма информации. Информацию необходимо где-то хранить. Она может динамически изменяться. Регулярно требуется выборка данных по определённым критериям из всего массива.


Базы данных создаются специально для хранения, обработки, проведения расчётов, сортировки, выборки и представления любых массивов данных по любым критериям.


На прошлом уроке мы с вами выяснили, что создание базы данных осуществляется средствами системы управления базами данных.

Создание происходит в два этапа:

· Построение структуры таблиц и установка связей.

· Ввод данных в таблицы.


Сегодня на уроке мы разберёмся со следующими вопросами:

· Что такое запрос.

· С помощью каких средств формируются запросы.

· Какова структура запроса на выборку.


Пусть некоторая строительная компания решила выяснить, сколько мостов в США. А также узнать длины пролётов этих мостов, года постройки и типы мостов.


В компании имеется база данных всех мостов. Для поиска нужной информации необходимо воспользоваться средствами, воплощёнными в базах данных.


Поиск информации в базах данных осуществляется через запросы.

Запросы являются одним из важнейших инструментов для извлечения информации из одной или нескольких таблиц базы данных. Запрос может служить источником данных для форм, отчётов и страниц доступа к данным. Его результатом является новая таблица, которая может быть просмотрена, проанализирована, а затем и сохранена или не сохранена.


Запрос (справка) – это таблица, которая содержит интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных. Таблица включает записи и поля, которые содержатся в запросах на выборку данных, удовлетворяющих заданным условиям (условиям выбора).


Основные операции, которые пользователь может выполнять с использованием запросов это:

• создание новых таблиц на основе анализа данных в уже существующих таблицах базы данных;

• вычисление обобщённых данных (например, суммы, максимального или минимального значения и других) для заданных полей;

• нахождение значений новых свойств (то есть проведение вычислений), используя данные из разных таблиц или запросов;

• внесение изменений в уже существующие таблицы (например, обновление данных, вставка и удаление записей и других).


В зависимости от назначения запросов их разделяют на:

• перекрёстные запросы представляет собой специальный запрос итогового типа. Он отображает результаты итоговых статистических расчётов над значениями некоторого поля в виде перекрёстной таблицы. В ней значения одного или нескольких столбцов слева образуют заголовки строк, верхняя строка – заголовки столбцов из значений определённого поля, а на пересечении строк и столбцов – итоговые значения.


Существует общий язык, на котором создаются запросы во многих СУБД. Он называется SQL – структурированный язык запросов.

Мы с вами не будем обучаться составлению запросов на языке SQL, а воспользоваться более высокоуровневым вспомогательным средством.

В большинстве современных СУБД такие средства имеются. Например, в Майкрософт Acses – это конструктор запросов.

Мы с вами, в учебных целях, будем использовать строчное описание команд запросов на придуманном языке. Этот язык похож на SQL, но имеет не такой строгий синтаксис, а главное для нас, использует русские служебные слова.


Команда запроса на выборку данных из БД на придуманном языке запросов имеет следующий формат: точка выбрать далее записываем список выводимых полей где условие выбора; сортировать указываем ключ сортировки по порядок сортировки.


Не все части этой команды являются обязательными. Могут отсутствовать: условие выбора и порядок сортировки. Кроме того, ключей сортировки может быть несколько. Тогда они записываются в порядке приоритетов: первый, второй и т. д.

Вернёмся к нашему примеру.


Создадим запрос. Для этого выбираем объект Запросы и далее команду Создать запрос в режиме дизайна.

Перед нами окно конструктора запросов.

В верхней части окна конструктора запросов находится Поле схемы запроса — это место, куда помещаются схемы таблиц, данные из которых используются в запросе.

В нижней части окна находится таблица. Она называется Бланк запроса. Столбцы относятся к полям, участвующим в формировании запроса. В первой строке указываются имена всех этих полей. Вторая строка — псевдоним, под которым будет выступать данное поле в запросе (его можно оставить пустым). Третья строка — имя таблицы, из которой извлекается соответствующее поле. Четвертая строка — признак сортировки. Используется лишь для ключей сортировки. Флажки в пятой строке отмечают признак вывода данного поля на экран при выполнении запроса. В следующих строках формируется условие отбора.

Команда на гипотетическом языке для такого запроса имеет вид: точка выбрать Название моста, Страна, Год постройки; сортировать Название моста по возрастанию.


Для того чтобы посмотреть результаты, необходимо дважды щёлкнуть на названии запроса. Перед нами сформировалась таблица, в которой указаны названия мостов, построенных в США с годами их постройки. Также названия мостов сортированы в алфавитном порядке.

Теперь выполним запрос строительной компании. Итак, требуется получить список всех мостов, построенных в США с указанием года постройки и типа моста. Список отсортировать в алфавитном порядке по двум ключам: названию моста (первый ключ) и тип моста (второй ключ).


В этом запросе не будет использовано условие выбора, поскольку в итоговый список войдёт информация из всех записей таблиц: Название моста и Тип моста. В разделе сортировки должно быть указано два ключа по порядку.

Напомним, что в таком случае сортировка осуществляется по первому ключу, и в случае совпадения у нескольких записей его значения, они упорядочиваются по второму ключу.

Связывать таблицы необходимо для описания структуры связей в многотабличной базе данных, а также для сохранения синхронизации.

Теперь необходимо заполнить бланк запроса.

Если в запросе используются поля из разных таблиц, то для их обозначения применяются составные имена, включающие разделённые точкой имя таблицы и имя поля в этой таблице.


Команда для данного запроса на гипотетическом языке будет следующей: точка выбор Название моста точка Название, Название моста точка Страна, Название моста точка Год постройки, Тип моста точка Тип, Тип моста точка Длина пролёта; сортировать Название моста точка Название по возрастанию, Тип моста точка Тип по возрастанию.

Здесь использованы составные имена полей, включающие разделённые точкой имя таблицы и имя поля в этой таблице.

В столбце Страна устанавливаем Критерий в одинарных кавычках США. И сохраняем запрос.

Посмотрим результаты запроса, дважды щёлкнем на названии запроса. Перед нами сформировалась таблица, в которой указаны названия мостов, построенных в США с годами их постройки, типом и длиной пролёта. Также названия мостов и типы мостов сортированы в алфавитном порядке.

Подведём итоги нашего сегодняшнего урока:

Запрос – это таблица, которая содержит интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных. Таблица содержит записи и поля, которые содержатся в запросах на выборку данных, удовлетворяющих заданным условиям (условиям выбора).

Запросы формируются с помощью структурированного языка запросов SQL.

Структура запросов на выборку: сначала указываем список полей, затем Условие выбора записей, далее ключи и порядок сортировки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Запрос - это команда к СУБД на выполнение определенного вида манипулирования данными.

Запросы как приложения информационной системы 11 класс

Запросы как приложения информационной системы

Определение Запрос - это команда к СУБД на выполнение определенного вида манипулирования данными .

Запрос - это команда к СУБД на выполнение определенного вида манипулирования данными .

Читайте также: