Заполните таблицу используя конспект материал учебника л д столяренко психология

Обновлено: 08.07.2024

Психология – одна из профилирующий дисциплин студента педагогического учебного заведения. Психология человека, которую ты сейчас изучаешь, является своего рода, введением в систему психологических наук. Тебе, как будущему педагогу, необходимо иметь представление о познавательных, эмоциональных и личностных характеристиках человека, а также уметь объективно оценивать себя.

.В настоящее время множество разнообразной учебной и теоретической, тестовой литературы в области изучения психологии человека, но недостаточно изданий, позволяющих применить полученные знания, проверить качество их усвоения. Имеющиеся издания носят в основном односторонний характер.

Содержание представленной в рабочей тетради включает в себя ряд разнообразных заданий, которые помогут тебе включиться в продуктивную самостоятельную работу, познать себя, научиться применять полученные на занятиях теоретические знания, умения и навыки, проверить качество усвоения материала.

Часть заданий, входящих в рабочую тетрадь, разработаны автором-составителем, другие заимствованы из учебных пособий Першиной Л.А., Айсмонтас Б.Б., Ратановой Т.А. и др.

Желаем успеха!

Тема. Внимание

Задание №1: Заполните таблицу, используя конспект, материал учебника Л.Д.Столяренко Психология.

Виды внимания и их сравнительные характеристики

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное

Свойства внимания

Сила Широта Динамичность
концентрация интенсивность объем распределение устойчивость переключение Колебание

Инструкция: Отметьте верный вариант ответа.

1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

3. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

А. ведущий анализатор

Б. предмет отражения

В. форма существования материи

Г. характер связи с практикой.

4. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

5. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

А. новизна раздражителя

Б. неожиданность раздражителя

В. интерес человека

Г. усталость человека.

6. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

7. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

8. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:

Задание №3: Укажите, какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания и возникновения непроизвольного внимания. Приведите в соответствие виды внимания и условия:

1. Непроизвольное внимание А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

2. Произвольное внимание Б. Создание благоприятных условий для деятельности.

В. Устойчивость интересов.

Г. Осознание долга и обязанностей выполнения деятельности

Д. Новизна, сила, контраст раздражителя.

Е. Активная умственная работа.

Ж. Необычность раздражителя.

З. Наличие косвенных интересов.

И. Привычные условия работы.

Задание №4: Психологические задачи.

1. На практических занятиях преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?

2. Во время экзаменационной сессии студент готовиться к экзамену по предмету, для него неинтересному. Несколько раз он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, опять садится к столу. С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

3. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимателен тот, кто рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей. О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?

Тема. Ощущения и восприятия как основа чувственного познания.


Задание № 1: Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах:

При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.

Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

Почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?

Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?

Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней более 30 оттенков цветов.

Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

Задание № 2: Соотнесите особенности, которые характерны для ощущения и восприятия.

1. Ощущения. А. Этот психический процесс включает в себя моторный компонент.

2. Восприятия. Б. Это отражение отдельных свойств предметов.

В. Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.

Г. Эта способность дана с рождения.

Д. Этот процесс связан с мышлением.

Е. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.

Инструкция: Выберите правильный вариант ответа.

Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание:

2. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:

А. нижний абсолютный

Г верхний абсолютный.

3. Энтероцептивные, интероцепритвные, пропеоцептивные ощущения классифицируются по:

А. месту расположения рецепторов

Б. по контакту с раздражителем

В. по модальности

Г. по генетическому принципу.

4. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

А. нижний абсолютный

Г верхний абсолютный.

5. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

7. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:

Б. фигуры и фона

8. Форма целостного, наглядно-образного психического отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:

9. Целостность, константность, осмысленность – это:

А. виды восприятия

Б. свойства восприятия

В. особенности восприятия

Г. функции восприятия.

10. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта:

А. при опосредованном взаимодействии субъекта с этим объектом

Б. при отсутствии воспринимаемого предмета

В. при непосредственном взаимодействии с объектом

Г. при отсутствии взаимодействия.

Тема. Память как мнемический процесс .

Задание № 1: Вставьте пропущенные слова, закончите предложение, выберите нужное слово:

Единовременное повторение заученного материала ( более или менее) продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени.

При запоминании длинного информационного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец. Это явление называется ……………………………………………….

Память у человека теряется и восстанавливается по одному закону (Т.Рибо): при потерях памяти в первую очередь страдают …………………………….

Впечатления, при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, сначала восстанавливаются наиболее ……………………………. впечатления, а затем наиболее ……………………………… воспоминания.

Задание № 2. Определите, для какого из познавательных процессов характерны следующие признаки:

1. Психический процесс, отражающий внутреннее состояние организма человека.

Процесс, дающий отражение предмета в целом. …………………………………..

Познавательные процессы, характерные только для человека. …………………………………………………………

Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию. …………………………………………………………

Познавательный процесс – первоначальный источник знаний о мире. …………………………………….

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

Вид памяти при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

3. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

4. Два противоположных явления связывает ассоциация:

5.Вид памяти, помогающий человеку запоминать умения, навыки, различные движения и действия – это:

6. Быстрота запоминания, прочность сохранения, точность памяти – это:

А. функции памяти

Б. качества памяти

Г. особенности памяти.

7. Приемы, созданные специально для облегчения запоминания:

8. Вид памяти, основанный на запоминании по специальной установке:

9. Инструкция: вставьте пропущенное слово:

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности ………………………..

ранее закрепленного в памяти

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ МАТЕРИАЛА.

Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.

Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.

Попытайтесь воспроизвести запоминаемый материал без подсказок.

Попытайтесь систематизировать, классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.

Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.

Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный.

Тема. Мышление и речь.

Задание № 1. Используя справочную литературу, дайте определение выделенным видам мышления.

В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач и операционных процедур различаются:

По характеру протекания познавательных процессов разделяют:

Задание № 2. Определите вид мышления.

Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов зрения ……………………………………..

Вид мышления, направленный на решение практических задач …………………………………. .

прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ ……………………………………… .

Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением ………………………………………….. .

Инструкция: вставьте пропущенные слова.

Мышление – процесс ……………….. и …………………. отражения окружающей действительности

Инструкция : выберите правильный вариант ответа.

Вид мышления непосредственно связанный с восприятием окружающей действительности:

3. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:

4. По характеру результатов мышления выделяют:

А. теоретическое, практическое

Б. репродуктивное, творческое

В. критическое, некритическое.

5. Сравнение, абстракция - это:

А. виды мышления

Б. формы мышления

В. операции мышления

Г. функции мышления.

6. Мысленное расчленение предметов, явлений для выделения соответствующих элементов – это:

7. Расчленение сложного объекта на составляющие части или характеристики – это:

8. Выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности:

9. Система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис:

10. Речь, в которой активно используется мимика, жесты:

11. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается- это:

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

2. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

Б. наглядно- действенного

3. Теоретическое и практическое мышление различают:

А. по типу решаемых задач

Б. по характеру обобщений

В. по активности субъекта

Г. по ведущему анализатору.

4. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:

5. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:

6. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это:

7. Широта мышления – это его:

8. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:

9. Логический переход в процессе мышление от общего к частному называется:

10. Функция речи, заключающаяся в передаче информации.

Инструкция : Вам предлагается бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу в течение 3 минут постарайтесь вписать недостающие в словах буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными нарицательными в единственном числе.

Д..ло п..л..а з..о..ок с..я..о..ть к..ша о..р..ч

К..н..а к..с..а..ник с..да к..р..он с..е..ло у..и..е..ь

В..за з..р..о к..ы..а а..е..ь..ин н..га в..с..ок

Д..ля в..т..а с..а..ка к..п..с..а к..на п..д..ак

Ч..до б..л..он п..е..а к..н..о..а ц..е..ок с..и..ок

Подсчитайте количество правильно составленных слов в течение 3 минут.

Менее 20 – низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

21 – 30 - средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

31 и более – высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов

Задание № 1. Психологические задачи.

Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа: кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

Задание № 2. Определите вид воображения.

Образы воображения возникают спонтанно, под влиянием захватывающих человека эмоций.

Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен создавать новые образы. ___________________________

Создание образов желаемого будущего. ____________________________

Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному

Образы воображения возникают под действием малоосознанных потребностей, установок, влечений.________________________

Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. _________________________

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятною.

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение че­ловека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

Просторный сельский дом

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо — о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая — замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости з поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Отсутствие на рисунке трубы — признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом — признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Сделайте выводы из проделанной работы.

Тема. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии.

Задание № 1. Внимательно прочтите и запомните следующее определение.

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Педагогическая психология – наука, изучающая изменения личности в процессе обучения и воспитания.

Задание №1: Заполните таблицу, используя конспект, материал учебника Л.Д.Столяренко Психология.

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Укажите стрелками способы создания образов воображения

(представьте эти процессы)

АГГЛЮТИНАЦИЯ
Характерезуется увеличением или уменьшением предмета, изменением количества частей предмета

Проверил _________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4.ВНИМАНИЕ.

Задание 1. Заполните таблицу, используя конспект, материал учебника

Л.Д. Столяренко Психология.

Виды внимания и их сравнительные характеристики.

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

Задание 2. Укажите стрелочками определение основных свойств внимания.

Устойчивость Данное свойство внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно
Концентрация Умение одновременно выпонять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами
Распределение Общая направленность внимания в процессе деятельности
Переключение Степень сосредоточения на объекте
Объем внимания Перестройка внимания. Перенос его с одного объекта на другой

Задание 3. Укажите, какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания. Приведите в соответствие виды внимания и условия:

1. Непроизвольное внимание 2. Произвольное внимание А. Отчетливое понимание целей Б. Создание благоприятных условий для деятельности В. Устойчивость интересов. Г. Осознание долга и обязанностей выполнения деятельности Д. Новизна, сила, контраст раздражителя. Е. Активная умственная работа. Ж. Необычность раздражителя. З. Наличие косвенных интересов. И. Привычные условия работы.

Задание 4. ТЕСТ

2. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступае:

A. Ведущий анализатор

B. Предмет отражения

C. Форма существования материи

D. Характер связи с практикой

3. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких то его особенностей называется вниманием:

4. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

A. Новизна раздражителя

B. Неожиданность раздражителя

C. Интерес человека

D. Усталость человека

5. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

6. Степень сосредоточенности на объекте-это такой показатель внимания, как:

Проверил ___________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5.ПАМЯТЬ.

Задание 1.Ответьте на вопросы:

О каком виде памяти говорил К.С. Станиславский?

1. К.С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,- у вас есть память…..

_______________________________________________________________________

2. Память в психологии часто называют мнемической деятельностью, объясните почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила, все здесь напоминает мне былое…

О каком процессе памяти идет речь?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ниже приведены описания основных видов памяти. В каждом случае укажите название вида.

1. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их системе__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающий от действий вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку сопереживать герою книги основано на этом памяти________________________________________________________________________

3. Память представления, картины, а также на звуки, запахи, вкусы. Бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Содержанием этого вида памяти являются наши мысли ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 206 материалов





















5763898 5630180 5630160 5581339 5553256 5452755 5440000 5417415 5407927 5399144 5399136 5399125 5399116 5399105 5399089 5298453 5236147 5236116 5236107 5236099

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: