Законность в гос управлении конспект

Обновлено: 06.07.2024

Законность в государственном управлении - это режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений, действующих на территории государства нормативных правовых актов. Законность в госуправлении является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Законность выступает обязательным требованием к деятельности субъектов управления и является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности, основывается на действующем законодательстве и представляет собой режим должного поведения физических лиц и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

Принципы законности - принцип верховенства закона и равенства перед законом, принцип единства законности, всеобщности и непререкаемости законности, гарантированности прав и свобод личности, принцип неотвратимости ответственности за нарушения законности, принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона – принцип состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативно-правовые акты, действующие на территории государства, соблюдать иерархию актов и соответствие нормативно-правовых актов меньшей юридической силы актам большей юридической силы. Равенство перед законом – перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.

Единство законности – действие законов, подзаконных актов на территории государства единообразно, толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия, единство нормативной основы законности обязательно для всего государства. Всеобщность и непререкаемость законности – принцип требования законности распространяются на деятельность органов госвласти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и общественных объединений. Никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантированность прав и свобод личности – принцип состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации. Неотвратимость ответственности за нарушения законности – каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – принцип заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм, в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.

Обеспечение законности в сфере государственного управления - это деятельность специально уполномоченных субъектов, граждан и объединений по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, своевременному и полному предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления. Способы обеспечения законности - государственный контроль, государственный надзор, судебный контроль и общественный контроль.

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления и должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности. Субъектами судебного контроля являются федеральные суды. Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Судебный контроль в сфере госуправления осуществляется при рассмотрении дел об административных правонарушениях, при проверке законности нормативно-правовых актов, при рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений и при рассмотрении уголовных дел.

Общественный контроль за законностью в сфере госуправления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений. Общественный контроль осуществляется гражданами и их объединениями, объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц. При общественном контроле широко применяются меры общественного воздействия, он имеет профилактическую и правовосстановительную направленность и осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля - граждане, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы и трудовые коллективы. Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба. Существуют общее право граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование). При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Жалоба может быть подана сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд или жалоба подается по выбору субъекта - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

Решение суда по жалобе - установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы. Исполнение решения суда - решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории государства. Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы. Судебные издержки возлагаются на госорган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу - подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, подается в письменной форме, подается в орган вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий и рассматривается в установленном процедурном порядке.

6.5. Обеспечение законности в государственном управлении

Законность есть соблюдение Конституции РФ, законов РФ и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Эти основные требования и составляют сущность законности.

Сущность законности заключается в необходимости свято соблюдать законы и следить за их исполнением. В реальности это пока недостижимо.

Законность состоит для юристов в следующем:

- они обязаны соблюдать Конституцию и иные правовые акты;

- они обязаны принимать решения, основанные на законе;

- они должны осуществлять повседневный контроль, чтобы требования законов исполнялись другими лицами.

Законность государственного управления характеризуется:

• общеобязательностью законов для всех без исключения граждан, учреждений, организаций, должностных лиц. В этом случае проявляется верховенство законов. Никому не дана привилегия невыполнения закона, право ставить себя выше закона;

• единством законности, т.е. единым пониманием и применением законов на всей территории РФ;

• недопустимостью противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо издавать закон и, прикрываясь целесообразностью, нарушать принцип законности. Но нельзя забывать и о том, что закон предполагает его творческое применение, поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения между людьми — законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно несколько вариантов конкретных решений. Принятие решений не терпит формализма, надо учитывать индивидуальность граждан и относиться к ним, уважая их права и интересы;

• недопустимостью правового бескультурья населения. С одной стороны, внедрение законности означает повышение правовой культуры населения, а с другой — само наличие определенного уровня правовой культуры составляет предпосылку законности.

При любом управленческом решении закон должен сопутствовать справедливости, только вместе они позволяют достигнуть положительного эффекта. Без справедливости теряется смысл закона.

Законность государственного управления торжествует тогда, когда нарушение влечет неизбежность ответственности нарушителя законности или другой негативной реакции со стороны государства. Обеспечению законности в России служит система экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий. На эти гарантии опирается власть субъектов административного права.

Субъекты не только применяют закон, но и создают новые нормативные акты, которые не должны противоречить вышестоящим. В правовом государстве должна быть хорошая правовая база. Необходимо сокращать подзаконные акты и ведомственные распоряжения, дабы массив законодательства представлял собой стройную, непротиворечивую систему.

Государственная дисциплина — это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях.

Меры обеспечения законности способствуют укреплению дисциплины. В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов власти по совершенствованию органов исполнительной власти устанавливаются пределы личной ответственности, определяется компетенция, повышается правовая культура. Вместе с тем действует особая система государственных органов, обязанных осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.

Способы обеспечения законности — это установленная государством организационно-правовая система деятельности государственных органов и общественных организаций, позволяющая предупреждать, пресекать, выявлять нарушения закона и принимать меры по их устранению. Такими способами являются различные виды контроля — надзор. В юридической литературе выделяются и другие способы: подбор и расстановка кадров, обжалование незаконных решений. По нашему мнению, эти способы также имеют право на существование.

Поддержание законности и дисциплины в государственном управлении в современных условиях имеет императивный характер.

Нестеров А.К. Законность и дисциплина в государственном управлении // Энциклопедия Нестеровых

Необходимость законности и дисциплины в государственном управлении

Основной проблемой в данной области выступает тот факт, что поддержание законности и дисциплины в государственном управлении вызывает к жизни необходимость обеспечения действенного контроля по соблюдению данных принципов в государственном управлении.

Инновационное развитие экономики обусловливает качественные изменения в сфере обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, в том числе в сфере контроля и исполнения.

Законность и дисциплина в государственном управлении

Законность и дисциплина в государственном управлении

Законность государственного управления выступает неотъемлемой основой функционирования государства, тогда как дисциплины в государственном управлении проявляется при формировании согласованного управленческого процесса.

Следует отметить, что обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении соответствует современным потребностям любого государства, так как значимость данных аспектов проявляется на всех уровнях органов власти. В то же время, формирование условий для эффективного государственного управления подразумевает обязательный характер соблюдения законодательства и исполнения поставленных государством задач.

Законность в государственном управлении

Законность в государственном управлении проистекает из принципов функционирования правового государства, формируя условия деятельности всех его звеньев.

Фундаментальная основа законности в государственном управлении состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Таким образом, законы распространяются на сферы общественной жизни. Прежде всего, требованиям законности должны отвечать действия органов государственной управления, что обусловлено обязательным характером законов для самого государства, и развитие государственного аппарата должно соответствовать, таким образом, установлению максимально возможной справедливости, основанной на соблюдении законов государства.

Законность в государственном управлении конкретизируется в аспектах, которые показаны на рисунке.

Конкретизация законности в государственном управлении

Конкретизация законности в государственном управлении

Можно судить о том, что проблематика законности в государственном управлении имеет принципиальное значение для непосредственной реализации управленческой деятельности на общегосударственном уровне.

Вместе с тем, справедливо и обратное утверждение: правильными являются только те действия органов государственной власти, которые соответствуют требованиям законодательства.

Кроме того, авторитет, сила и торжество закона является основополагающими принципами государственного управления с древнеримской школы управления. Ключевыми положениями принципа законности государственного управления, которые были сформированы в древнеримский период, можно считать следующие:

Следует отметить, что законность в государственном управлении достаточно многозначна и может трактоваться в общем и конкретном аспектах. Общий аспект законности в государственном управлении подразумевает повсеместное и неукоснительное соблюдение всеми субъектами общественной и государственной жизни требований закона [1]. Однако, такое понимание законности является достаточно односторонним не может приниматься, так как ограничивается лишь соблюдением закона.

Таким образом, правовые нормы действующего законодательства должны соответствовать и согласовываться с морально-этическими нормами социально-общественной нравственности, сообразно уровню организационного, культурного и экономического развития. Законность в государственном управлении составляет правовую основу деятельности органов власти, осуществляющих управленческую деятельность в рамках сферы своих компетенций.

Органы государственного управления в рамках своей деятельности решают задачи, связанные с интересами государства, отдельных граждан, субъектов хозяйственной деятельности, государственных и общественных организаций и объединений, поэтому соблюдение законности должно отвечать интересам всех заинтересованных групп. В этой связи следует отметить, что существует объективная необходимость того, что любой закон должен быть правовым и справедливым, хотя очевидно, что не может быть создан закон, удобный для каждого, но если такой закон хорош для большинства и отвечает интересам государства, то такой закон следует признать полезным.

Вместе с тем, юридическая правомерность выступает фундаментальной основой режима законности в рамках всего государства, так как субъекты государственного управления осуществляют комплекс действий, связанных с вопросами законности:

  • издают нормативные акты;
  • обладают властными полномочиями и непосредственно распоряжаются имеющимися ресурсами;
  • осуществляют внесудебное принуждение и юрисдикционную деятельность;
  • используют механизмы физического принуждения (армия, органы правопорядка, внутренние войска, учреждения исполнения наказаний и т.д.).

В результате, законность охватывает весь процесс государственного управления, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм, как управляющими, так и управляемыми, таким образом, законность выступает и объективным условием эффективности государственного управления [5].

Обеспечение законности в государственном управлении

Таким образом, можно судить о том, что законность в государственном управлении, в целом, соответствует принципу, на котором должна быть элементарно основана деятельность государственных органов и должностных лиц на практике, что проистекает из верховенства закона над иными нормативными актами, должностными инструкциями и прочими документами. Вместе с тем, методологическое обоснование законности выражается в наличии некой совокупности правовых мер, с помощью которых государственное управление в виде отдельных действий осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством и является юридически значимым.

Режим законности также должен соответствовать общегосударственному порядку, при котором все правовые акты и организационно-управленческие действия осуществляются государственным аппаратом управления, исходя из духа и буквы закона, в рамках сущности права [8]. В этой связи законность является проявлением воли народа, которая реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов на территории всего государства. Следовательно, обеспечение законности в государственном управлении объективно требует наличия развитой системы законов и законодательных актов, которые соблюдаются всеми органами государственного управления без исключений, а также определенную и надлежащую реализацию правовых норм, предопределенных данной законодательной системой.

Обеспечение законности в государственном управлении осуществляется согласно целям правового регулирования и сообразно интересам личности, народа и государства. В результате реализации законности в государственном управлении возникает перманентное состояние соответствия социальных отношений нормам права.

При обеспечении законности в государственном управлении важное значение имеет уровень эффективности в осуществлении властных полномочий в рамках государственного управления, что влияет на слаженность выполнения государственных функций и решения общегосударственных задач. Наиболее существенным аспектом в этой связи является правомерность деятельности органов государственной власти, в свою очередь, правомерность определяется соблюдением законности при осуществлении государственного управления, что выражается в том, что государственные служащие должны служить закону, а не вышестоящему должностному лицу, частным, групповым или корпоративным интересам. Это положение закреплено в ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Таким образом, можно сделать вывод, что законность не является общим требованием в рамках государственного управления. Напротив, законность лежит в основе государственно-управленческой деятельности и имеет конкретную направленность по поддержанию действительного верховенства закона, а не подмены законов государственными соображениями особой важности. В этой связи соблюдение законности тесно связано с соблюдением дисциплины государственного управления, что касается непосредственно императивного исполнения служебных обязанностей государственными служащими.

Дисциплина в государственном управлении

Эффективное государственное управление не определяется исключительно соблюдением законности, обязательным требованием также является поддержание дисциплины при формировании согласованного управленческого процесса.

Дисциплина в государственном управлении заключается в точном соблюдении и неуклонном исполнении государственными организациями, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению задач и функций [4].

Взаимосвязь законности и дисциплины в государственном управлении

Взаимосвязь законности и дисциплины в государственном управлении

Следует отметить, что взаимосвязь дисциплины и законности в государственном управлении проявляется также в том, что использование средств укрепления законности одновременно служит и соблюдению дисциплины. В современных условиях объективизация поддержания законности, аспектов дисциплины, требует и формализации их точного и полного соблюдения, при этом законность и дисциплина не могут поддерживаться сами собой. В целом укрепление дисциплины ведет к росту эффективности государственного управления за счет повышения уровня его законности, что в целом напрямую влияет на характер осуществления государственного управленческого воздействия в целом.

Дисциплина в государственном управлении может также выражаться в разработке и принятии законодательных актов, направленных на предупреждение и пресечение возможных нарушений, усиление и укрепление порядка, воспитание и повышение правовой культуры, в том числе, через четкое регламентирование организационно-правового статуса органов государственной власти и отдельных должностных лиц.

Чем выше дисциплина, тем эффективнее функционирует система государственного управления. Следовательно, дисциплина в государственном управлении способствует эффективному функционированию правовой системы общества и устойчивости государственного строя, полному и последовательному воплощению общественной свободы и прав отдельных граждан на образование, социальное обеспечение, получение государственных услуг и так далее.

Таким образом, практический смысл дисциплины в государственном управлении неразрывно связан с таковым в отношении соблюдения законности, что выражается в необходимости реального действия закона в жизни общества, оказывая свое регулятивное воздействие на соответствующие сферы общественных отношений. Однако, дисциплина в государственном управлении предполагает необходимость установления благоприятного развития правовых норм, обеспечиваемых комплексной системой юридических средств и гарантий. В результате этого, дисциплина и законность в государственном управлении обеспечивают реализацию прав, использование дозволений, соблюдение запретов, тогда государственное управление реально выполняет свою роль в жизни государства, общества и отдельных людей или социальных групп.

Следует согласиться с утверждением, что "дисциплина в государственном управлении означает соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка в сфере реализации функций государственного управления, а также деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений" [6]. Вместе с тем, дисциплина несовместима с ведомственным или местническим подходом к решению общегосударственных задач.

Государственное управление априори направлено на достижение общественной стабильности, условий нормального развития во всех сферах. В современных условиях оно строится на дисциплине в рамках организации управленческого воздействия на развитие страны на основе соблюдения баланса интересов социальных групп, что неразрывно связано с общественно-значимым нормированием морально-нравственного развития общества.

Обеспечение дисциплины в государственном управлении

Если учесть, что в государственном управлении дисциплина предполагает обеспечение законодательными мерами определенного порядка поведения субъектов государственно-управленческих процессов, то для нормального функционирования государственного аппарата, необходимо поддержание условий для согласованности действий всех органов государственного управления. Следовательно, обеспечение дисциплины в государственном управлении предполагает наличие гарантированных государством мер и способов, позволяющих регламентировать и контролировать деятельность органов государственной власти. Такой комплекс мер и способов разделяется на меры общего и специального характера.

Обеспечение дисциплины в государственном управлении

Обеспечение дисциплины в государственном управлении

1. К общим мерам, способам и условиям обеспечения дисциплины государственного управления относятся:

  • политические – производные от различных общественных институтов, включая, общественное мнение, гласность, общественное сознание, авторитет государственной власти, имидж государственной службы и т.д.;
  • экономические – соответствуют текущему развитию национальной социально-экономической системы, в том числе уровень благосостояния, наличие материальных ресурсов и т.д.;
  • организационные – включают организационные структуры аппарата управления, квалификацию сотрудников, делегирование властных полномочий, компетентность государственных служащих и т.д.;

2. Специальные меры и способы обеспечения дисциплины государственного управления включают в себя особого рода юридические средства и контроль.

Для соблюдения дисциплины государственного управления критически важным является, в первую очередь, контроль, как "важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел при выполнении принятых решений, вследствие чего они могут принимать меры с целью корректировки процесса исполнения (на разных его стадиях) либо наказания исполнителей" [2].

Контроль дисциплины государственного управления может быть внешним или внутренним.

К внешнему контролю дисциплины государственного управления относится контроль, осуществляемый извне:

  • Президентом РФ,
  • законодательными органами,
  • судами,
  • прокуратурой,
  • общественными организациями.

Внутренний контроль дисциплины государственного управления выражается в 4 основных формах:

  1. контроль субъектов линейной власти, т.е. осуществляемый "сверху – вниз" по властной вертикали;
  2. контроль субъектов функциональной власти, т.е. контроль по отдельным направления, например, финансовый контроль;
  3. внутриведомственный контроль, осуществляемый специальными органами конкретного государственного института;
  4. межведомственный контроль, осуществляемый согласно имеющимся полномочиям специальных государственных учреждений.

Контроль соблюдения дисциплины и законности в государственном управлении

В настоящее время в России сложились три вида контроля соблюдения дисциплины и законности в государственном управлении и управленческой деятельности органов власти, осуществляемые в форме судебного, прокурорского и административного надзора.

  • Судебный надзор позволяет реализовать право граждан на судебную защиту их интересов и обеспечить контроль государственного управления через рассмотрение жалоб и требований о признании незаконными административных актов, проверку законности таких актов и т.п.
  • Прокурорский надзор обеспечивает контроль точного и единообразного исполнения законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами органов государственного управления.
  • Административный надзор как разновидность межотраслевого управления, направленного на обеспечение законности, представляет собой надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами правовых норм.

Таким образом, дисциплина и законность в государственном управлении неразрывно связаны между собой и их реализация должна подкрепляться действенными механизмами различных форм контроля.

Следовательно, дисциплина государственного управления служит фактическим основанием соблюдения законности государственного управления в рамках осуществления органами государственной власти управленческой деятельности в пределах имеющихся властных полномочий и компетенций.

Выводы

Законность в государственном управлении выступает в качестве одного из базовых аспектов государственно-управленческой деятельности, направлена на поддержание верховенства закона и способствует эффективной реализации государственного управления в современных условиях развития национальной социально-экономической системы государства и его политико-управленческой среды.

Вместе с тем соблюдение законности невозможно без учета необходимости поддержания дисциплины государственного управления, что неразрывно связано с балансом интересов различных групп населения, социально значимых объединений и государства. Это предопределяет значимость императивного исполнения служебных обязанностей государственными служащими.

Следовательно, дисциплина и законность в государственном управлении являются его элементами одного порядка, поэтому их реализация должна осуществляться на основе применения и реального функционирования действенных мер и форм контроля. Поскольку в современных условиях дисциплина является фактическим условием законности государственного управления, органы государственного управления должны осуществлять управленческую деятельность исключительно в пределах имеющихся властных полномочий и компетенций, руководствуясь при этом принципом верховенства закона, а не соображениями какой-либо государственной важности.

Гост

ГОСТ

Что включает в себя понятие законности и какими принципами оно характеризуется

Законность представляет собой важнейший принцип государственного управления.

Законность является точным и единообразным пониманием и исполнением Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и законов всеми органами власти, должностными лицами и субъектами управления.

Законность предполагает действие субъектов управления согласно своей компетенции и на основании закона.

Принцип законности основывается на ст. 15 Конституции РФ, которая закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство.

Законность характеризуется точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов, достаточным количеством юридических норм и их строгим соблюдением всеми субъектами права. Режим законности в государстве представлен его кадровым и материальным обеспечением: специалистами юриспруденции, правовой инфраструктурой, полицией, судами, учреждениями по исполнению наказания, иным специальным аппаратом для принудительной реализации законов. Исполнение законов в государстве является обязательным. Если возникает необходимость, государственная воля, выраженная через закон, реализуется с помощью силы.

Принципы законности состоят из:

  • верховенства закона;
  • реальности законности;
  • ее единства;
  • недопустимости в противопоставлении законности и целесообразности.

Принцип верховности заключается в главенствующей роли закона, который в свою очередь представляет основу государственного управления. Этот принцип подразумевает соответствие всех подзаконных актов субъектов государственного управления закону. При несоответствии акта применяется закон, а акт либо отменяется, либо приводится в соответствие с законом.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность принципа реальности проявляется при достижении фактического исполнения норм закона.

Единство заключается в едином понимании и применении закона на всей территории, которая попадает под его действие.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности заключается в выборе в рамках закона наиболее оптимальных и целесообразных решений в управленческой сфере. Корректировка закона в процессе управления в угоду целесообразности не допускается. Возможно его изменение посредством законотворческой процедуры.

Какими способами обеспечивается законность

Способы обеспечения законности в государственном управлении состоят из:

  • государственного контроля;
  • надзора и обжалования действий и решений.

Суть государственного контроля состоит в использовании уполномоченными государственными органами (должностными лицами) определенных приемов и способов с целью выяснения нарушений законности и целесообразности в деятельности подконтрольных органов. Если таковые нарушения имеют место, контрольными органами должны быть приняты меры, направленные на их устранение, восстановление нарушенных прав и привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Основные принципы контроля заключаются в:

  • законности;
  • объективности;
  • независимости;
  • гласности;
  • экономичности;
  • сохранении государственной тайны.

Государственный контроль может быть:

  • общим (охватывающим всю деятельность проверяемого органа);
  • специальным (при проведении проверки по определенным вопросам).

Надзор представляет собой постоянное и систематическое наблюдение специальных государственных органов и выявление нарушений в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Отличие надзора от контроля состоит в отношении подчиненности органов надзора и поднадзорных органов. А также в выявлении у поднадзорных органов законности, но не целесообразности.

Законность в государственном управлении - это режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений, действующих на территории государства нормативных правовых актов. Законность в госуправлении является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Законность выступает обязательным требованием к деятельности субъектов управления и является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности, основывается на действующем законодательстве и представляет собой режим должного поведения физических лиц и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

Принципы законности - принцип верховенства закона и равенства перед законом, принцип единства законности, всеобщности и непререкаемости законности, гарантированности прав и свобод личности, принцип неотвратимости ответственности за нарушения законности, принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона – принцип состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативно-правовые акты, действующие на территории государства, соблюдать иерархию актов и соответствие нормативно-правовых актов меньшей юридической силы актам большей юридической силы. Равенство перед законом – перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.

Единство законности – действие законов, подзаконных актов на территории государства единообразно, толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия, единство нормативной основы законности обязательно для всего государства. Всеобщность и непререкаемость законности – принцип требования законности распространяются на деятельность органов госвласти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и общественных объединений. Никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантированность прав и свобод личности – принцип состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации. Неотвратимость ответственности за нарушения законности – каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – принцип заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм, в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.

Обеспечение законности в сфере государственного управления - это деятельность специально уполномоченных субъектов, граждан и объединений по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, своевременному и полному предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления. Способы обеспечения законности - государственный контроль, государственный надзор, судебный контроль и общественный контроль.

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления и должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности. Субъектами судебного контроля являются федеральные суды. Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Судебный контроль в сфере госуправления осуществляется при рассмотрении дел об административных правонарушениях, при проверке законности нормативно-правовых актов, при рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений и при рассмотрении уголовных дел.

Общественный контроль за законностью в сфере госуправления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений. Общественный контроль осуществляется гражданами и их объединениями, объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц. При общественном контроле широко применяются меры общественного воздействия, он имеет профилактическую и правовосстановительную направленность и осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля - граждане, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы и трудовые коллективы. Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба. Существуют общее право граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование). При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Жалоба может быть подана сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд или жалоба подается по выбору субъекта - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

Решение суда по жалобе - установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы. Исполнение решения суда - решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории государства. Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы. Судебные издержки возлагаются на госорган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу - подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, подается в письменной форме, подается в орган вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий и рассматривается в установленном процедурном порядке.

Читайте также: