Загрязнение атмосферы 11 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

выстраивать дискуссию п о проблемны м эколог ическим во просам.

Умение определять понятия, устанавливать причинно - следстве нные

связи, переводить один вид информации в другой, формулировать выводы,

организовывать учебное сотрудничес тво и совместную деятельность с

учителем и со сверстниками; исполь зовать реч евые средства для выражен ия

Формировани е у обучающ ихся бережного отношения к природе.

Учитель: здорова ется с классом, спрашивает о дежурных,

Проводится фро нталь ный устный опрос по следующ им вопросам:

1) В чём принципиа льные отличия в стратегии использования возобновимых

2) Какое значение имеет при рода в жизни человека и человеческ ого

3) Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия на неё

3. Ак туализация знаний и мотивация к изу чению нового материала (3 - 5

Эпиграфом н ашего сегодняшнего урока служит од но замечательн ое

Сегодня м ы будем со обща разб ираться в совреме нном со стоянии атм осферы,

а так же обсудим основны е проблемы, связанные с эти м важным вопросом. А

пока, пусть один человек в ы йдет и напишет на д о ске состав и слои атмосферы

( Тропосфера, тропопауза, стратосфера, стратопауза, мезосфера,

Рассказ учителя : Жизнь на Земле в озможна до тех пор, п о ка существуе т

земная атмосфера – газовая обол очка, защищающая живые организмы от

вредного воздейст вия космических излучений и резких колебаний

температуры. Атм осферным воздухам дышат все аэробные органи змы. Если

без пищи человек может прожить н есколько недель, без воды – несколько

суток, то смерть от удушья через 4 – 5 мин. Вы н аверняка помните примерные

границы сл о ев атмосферы се йчас назовете мне их (Нижн ий слой– тро посфера

–приблизительн о до 20 км.; стратосфера –до 50 км.; мезосфера (до 80 км) и

термосфера (выше 80 км). Ка кой газов ы й с остав атмос феры? ( Азот – 78,09%,

кислород – 20,95%, аргон – 0,93%, углекислый газ – 0 ,03%, инертные газы

(неон, криптон, кс ено н, радон) – незначительн ое количество). Какое же

значение у Атмосферы? (З а щищает Землю от космических влияний,

поддерживает общий тепловой режим на Земле, содержит кислород,

необходимый для дыхания всем живым организмам, со де ржит углекислый

газ, необходимы й для питания растений в процессе фотос и нтеза,

подвижнос ть воздушных м асс атмос феры позв оляет осущес твлять

пассивный полёт для расселения растений, животных и м икрооргани змов).

Баланс газов в составе воздуха и меет огромное значение для жизни

обитателей Земли. В послед нее время происходит изменение газ ового с остава

воздуха. Сейчас мы с вами выясним причины и последствия этих изменений .

Вам пр идется с амостоятельно п оработа ть 5 минут с учебником стра ницы 227 -

Задачи урока: показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы; рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация “Экологические проблемы атмосферы”.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 25.32 КБ
prezentatsiya.ppt 1.49 МБ
prilozhenie_1.docx 13.09 КБ
prilozhenie_2.doc 24 КБ
prilozhenie_3.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по экологии 11 класс

Задачи урока: показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы; рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация “Экологические проблемы атмосферы”.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя (проверка домашнего задания, проблемные вопросы по данной теме).
  3. Демонстрация презентации параллельно с выступлениями учащихся по заданной теме.
  4. Комментарии учителя.
  5. Работа в группах – решение проблемных, интегрированных экологических задач.
  6. Заключение.
  7. Задание на дом.
  1. Значение атмосферы для обитателей Земли. Строение, состав атмосферы.
  2. Баланс газов в атмосфере.
  3. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Основные загрязнители атмосферы.
  4. Экологические проблемы атмосферы: загрязнение и запыление атмосферы, смог, парниковый эффект, кислотные осадки, озоновые дыры.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы разбираем одну из самых актуальных экологических проблем современности – загрязнение воздушного океана Земли – атмосферы. А также мы познакомимся с мерами по охране атмосферы и с местными проблемами.

Проверим домашнее задание (слайд 1-5)

? Скажите, ребята, на какие две группы можно разделить экологические проблемы по масштабу проявления? (Глобальные и локальные).

? Какие проблемы называют глобальными (планетарного масштаба); а какие локальными? (Проблемы отдельно взятых регионов).

? Как вы думаете, загрязнение атмосферы – это глобальная или локальная проблема? Почему? (Затрагивает интересы всех людей на земном шаре).

Вещества, поступающие в атмосферу при естественном загрязнении, всегда были и есть в природе. Они быстро включаются в естественные круговороты. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, многие из которых в природе не встречаются. Они могут нарушить естественные природные процессы. В природе наступает дисбаланс.

Подумайте, и ответьте мне на такой вопрос: Какие глобальные экологические проблемы связаны с балансом газов и загрязнением атмосферы?

Чем опасно вмешательство человека в атмосферные процессы? (Проблема загрязнения и запыления атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, кислотные дожди, “парниковый эффект”.) (слайд 7)

1) Но прежде чем заняться рассмотрением этих проблем, вспомним, что же такое атмосфера, каковы ее состав и строение, значение для обитателей планеты Земля. (записи в тетради – строение атмосферы ) (слайд 8)

Учитель. Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты. Нижний слой атмосферы – тропосфера – простирается приблизительно до высоты 20 км, и именно он более всего подвержен пагубному антропогенному влиянию; следующий слой – стратосфера – простирается примерно до 50 км, в этом слое располагается озоновый экран; далее идут мезосфера (до 80 км) и термосфера (выше 80 км).

Газовый состав атмосферы выглядит так: азот – 78,09%, кислород – 20,95%, аргон – 0,93%, углекислый газ – 0,03%, инертные газы (неон, криптон, ксенон, радон) – незначительное количество. Значение атмосферы для обитателей планеты Земля огромно. Атмосфера защищает Землю от космических влияний, поддерживает общий тепловой режим на Земле, содержит кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, содержит углекислый газ, необходимый для питания растений в процессе фотосинтеза, подвижность воздушных масс атмосферы позволяет осуществлять пассивный полёт для расселения растений, животных и микроорганизмов.

2) Баланс газов в составе воздуха имеет огромное значение для жизни на планете Земля. В последнее время происходит изменение газового состава воздуха. Сейчас мы с вами выясним причины и последствия этих изменений. Работаем самостоятельно с учебником стр. 227-229. Заполняем таблицу. (слайд 9)

Причины изменения концентрации

3) Учитель: Загрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным. Естественное происходит при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. (слайд 10)

4) Итак, первая проблема, которую мы рассмотрим, это загрязнение и запыление атмосферы . (слайд 11)

Учащийся 1. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них – газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Лидируют по масштабам выбрасываемых в атмосферу загрязнителей такие отрасли промышленности, как чёрная и цветная металлургия, энергетика, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, автотранспорт.

В атмосферу выбрасывается: Чёрной металлургией – пыль, сернистый газ, марганец, оксиды углерода и серы; цветной металлургией – сернистый ангидрид, оксиды углерода, сероводород, пыль; химической и нефтехимической промышленностью – оксиды углерода и азота, аммиак, сернистый ангидрид и оксиды серы, сероводород, сероуглерод, бензин, толуол, ацетон; энергетика – оксиды углерода, серы и азота, пыль; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид, сероводород, ацетон; автотранспорт – оксиды азота и углерода, бензин.

Учащийся 2. (слайд 12) Вредными примесями пирогенного происхождения являются аэрозоли – это твёрдые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твёрдые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде тумана, мглы, дыма или дымки. Фотохимический туман, или смог , представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц. Он возникает в результате фотохимических реакций при определённых условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия. По своему физиологическому воздействию на организм человека смог крайне опасен для дыхательной и кровеносной систем и часто бывает причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем. Такие смоги – нередкое явление над крупными городами Европы и Америки.

Учитель: Следующая проблема, которую мы разбираем – проблема “парникового эффекта”. (слайд 13)

Учащийся 3. Парниковый эффект – это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла Землёй. Существует ряд научных гипотез, объясняющих последствия парникового эффекта: 1) к концу XXI века содержание атмосферного углекислого газа удвоится, что неизбежно приведёт к повышению средней глобальной приземной температуры на 5–6 градусов; 2) подобный рост средней глобальной приземной температуры приведёт к повышению уровня Мирового океана на 20–165 см, что в свою очередь приведёт к затоплению многих территорий; 3) концентрация атмосферного углекислого газа может оказать весьма благоприятное воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур; 4) потепление может привести к резкому сокращению площадей бореальных лесов, а также к перемещению их границ на север. В целом, парниковый эффект – это уравнение со многими неизвестными. Например, есть учёные, которые считают, что, как это ни парадоксально, ускоряющееся накопление углекислого газа может привести не к потеплению, а к похолоданию.

Учитель: Следующая проблема – кислотные осадки. (слайд 14)

Учащийся 4. Кислотные дожди – это атмосферные осадки (в том числе снег), подкисленные (рН 5–6) из-за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов, главным образом оксидов серы и азота, соляной кислоты и др. В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоёмы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и других водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании, пагубно действует на здоровье человека. Вызывает гибель памятников архитектуры. Кислотные дожди особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, США, Канады, промышленных районов России, Украины и др.

Учитель: И, наконец, 4-я проблема – озоновые “дыры ”. (слайд 15)

Учащийся 5. Озоновый слой Земли расположен в стратосфере на высоте от 20 до 50 км. Он защищает всё живое на Земле от губительного УФ излучения. В настоящее время наблюдается всё усугубляющаяся картина истоньшения озонового слоя Земли. Учёные считают, что изменяющаяся озоновая обстановка непременно скажется на состоянии растительного и животного мира. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур может резко упасть. Изменившиеся условия скажутся и на микроорганизмах – на том же планктоне – основном корме морских обитателей. Увеличение дозы УФ лучей может резко ослабить иммунную систему человека и вызвать многие заболевания (глазные, рак кожи и др.). Есть разные варианты научных объяснений причин появления озоновых дыр и прогнозов. Однако большинство авторитетов сходятся в одном: основная причина в концентрации хлор-фторуглеродов (фреонов). Это антропогенные вещества и химические соединения, используемые в производстве аэрозолей, хладагентов (в холодильниках), растворителей и т.д. В нижних слоях атмосферы они не вступают ни в какие химические реакции и не оказывают токсичного действия. Но именно эта “инертность” позволяет им подниматься в стратосферу и интенсивно разрушать молекулы озона.

Уже довольно давно известно, что воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже обрел признание термин “трансграничный перенос”.

Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего “производителя” сернистого газа в Европе. Почти 1/3 его переносится в другие страны, особенно скандинавские, где вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили около 15% строевого леса (в частности, в Швеции и Норвегии).

Такая страна, как Голландия, имеющая незначительное число источников загрязнения, расплачивается таким же по масштабу ущербом, как “коптящие небо” соседи.

Учащийся 7. Проблемы загрязнения воздуха в Мордовии .

Учитель: Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на её нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и переработаны самой природой.

Задание для экспертов (слайд 17)

  • Некоторые ученые предполагают, что к 2025 г. повышение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 – 3-4 градуса. Опишите прогноз последствий для России.
  • Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель, в то время как лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это связано?

Задание для оппонентов (слайд 16)

  • Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.
  • Объясните, почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности.
  • Дайте прогноз состояния окружающей среды при повышении концентрации углекислого газа в атмосфере

Подведение итогов (Слайд 18)

Учитель: Итак, на этом уроке мы с вами разобрали основные экологические проблемы атмосферы. Способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы. Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.

Задумайтесь над этим! Возможно, в будущем вы тоже сможете внести какой-либо позитивный вклад в решение данных проблем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Экология, 11 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • основные виды загрязнения атмосферы;
  • какое влияние оказывает загрязнение атмосферы на здоровье людей, изменение климата;
  • на основании каких показателей рассчитывают европейский индекс качества воздуха;
  • описывать тенденции глобальных и региональных климатических изменений;
  • формулировать суть проблемы истощения озонового слоя;
  • обосновывать меры по охране атмосферы;
  • характеризовать экологические последствия загрязнения атмосферы на региональном уровне;
  • применять экологические знания в жизненных ситуациях.

Глоссарий по теме:

Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферный воздух новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты вследствие накопления парниковых газов.

Глобальное потепление — повышение средней температуры климатической системы Земли.

Озоновый экран (слой ) - повышенная концентрация озона в стратосфере на высоте 20-25 км, который защищает наземные организмы от губительного жесткого ультрафиолетового излучения.

Фреоны — техническое название группы насыщенных алифатических фторсодержащих углеводородов, применяемых в качестве хладагентов, пропеллентов, вспенивателей, растворителей. Кроме атомов фтора фреоны могут содержать атомы хлора или брома.

Озоновая дыра́ — это локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли.

Смог — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях . .

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная:

Интернет-ресурсы:

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Постоянство состава атмосферного воздуха (чистота) важнейшее условие существования человечества. Загрязнение атмосферы может быть естественным (за счет извержения вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров и других природных процессов) и антропогенным- природным и искусственным или антропогенным ( выбросы топливно-энергетического комплекса, промышленных предприятий, транспорта).

Основными ингредиентами загрязнения атмосферы являются: оксид и диоксид и углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды и взвешенные частицы (пыль).

Загрязнение атмосферы хлор- и фторсодержащими фреонами, окислами азота приводит к разрушению озонового слоя. Высокие концентрации загрязняющих веществ промышленных районах и крупных городах при неблагоприятных метеорологических условиях ведут к образованию смога.

Одним из показателей качества атмосферного воздуха является Европейский индекс качества воздуха, который рассчитывают по пяти основным: O3 (озон), NO2 (диоксид азота), SO2 (диоксид серы), PM2,5 (взвешенные частицы диаметром меньше 2,5 микрометров) и PM10 (взвешенные частицы диаметром 2,5 - 10 микрометров).

Для предотвращения опасного изменения состава атмосферного воздуха подписан ряд международных соглашений: Венская конвенцию об охране озонового слоя; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; Киотский протокол о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу.

Смог в Москве

В августе 2010 года в Москве наблюдался сильнейший смог. Разовые концентрации загрязняющих веществ на территории города превышали предельно допустимые концентрации по угарному газу почти в 7 раз, по взвешенным веществам почти в 16 раз, по диоксиду азота более, чем в 2 раза.

4 августа из-за густого смога было задержано около 30 рейсов в аэропорту Домодедово. Из-за ограничения видимости было запрещено движение судов по каналу имени Москвы.

Причиной столь неблагоприятной обстановки торфяные пожары. В связи с аномально жарким и сухим летом в Подмосковье было зафиксировано более 100 торфяных пожаров. Площадь пожаров составила около 200 гектаров. Первопричиной природно-торфяных пожаров, из-за которых и образуется смог, стало активное осушение подмосковных болот и добыча из них торфа в 20-60 годы XX века. Осушенные торфоразработки закрывались, но при этом не заполнялись водой. Торфяные пожары на них возникали всегда, но самые сильные из них произошли в 1972, 2002 и 2010 годах. После сильных пожаров 1972 года были начаты работы по обводнению торфяников. С развалом СССР прекратились работы по искусственному обводнению торфяников. В итоге в 2002 и 2010 годах Москву окутал густой и плотный смог.

После столь критической ситуации в 2010 году работы по обводнению торфяников возобновились, были восстановлены лесхозы. Это принесло результаты - существенных торфяных и лесных пожаров в Московской области не было.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.

Смог — чрезмерное загрязнение ___________ вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, ________________ и теплопроизводящими установками при определённых _____________ условиях . .

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Смог — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях . .

Подсказка: повторно посмотрите объясняющее видео

2. Текст задания: Установите соответствие между понятием и его значением.

Парниковый эффект

привнесение в атмосферный воздух новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

Озоновый экран (слой )

локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли.

Загрязнение атмосферы

повышенная концентрация озона в стратосфере на высоте 20-25 км, который защищает наземные организмы от губительного жесткого ультрафиолетового излучения.

Озоновая дыра́

повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты вследствие накопления парниковых газов.


Ученые из Университета техники и технологии (UTEC) в Перу занимаются разработкой и созданием рекламных щитов, которые способны бороться с загрязнением воздуха. Прототип такого рекламного щита был установлен в одной из самых загрязненных частей столицы Перу в Лиме в 2013 году. Щит работает благодаря основным термодинамическим законам, загрязненной воздух пропускается через воду, которая активно собирает в себе загрязняющие вещества (например, бактерии, пыль и т.д.), после чего очищенный воздух выпускается наружу. По утверждению создателей устройства, один рекламный щит может выполнить работу 1200 деревьев, очищая ежедневно в городских условиях 100000 м3 воздуха.

2. Дезинфектор воздуха от NASA


Изначально дезинфектор воздуха был разработан для Международной космической станции, на которой необходимо было избавиться от этилена, вырабатываемого растениями. На его основе было разработано устройство Airocide. Дезинфектор имеет камеру, в которой содержатся стеклянные кольца, покрытые диоксидом титана. Под воздействием света в камере продуцируются гидроксилы, которые разрушают органические молекулы, находящиеся в воздухе. После успешной эксплуатации на станции, эти устройства стали использоваться на предприятиях, чья работа была связана с продуктами питания, а также в больницах. Недавно они стали доступны для обычных пользователей.

3. Поедающий смог, самоочищающийся бетон


Еще одна технология, основанная на способности диоксида титана при воздействии на него света разрушать углеродные связи в молекулах, была разработана итальянским химиком Луиджи Кассаром (Luigi Cassar). Недавно ученый был удостоен международного признания и получил европейскую премию изобретателя за создание инновационного цемента, который нейтрализует загрязняющие вещества, делает их менее вредными и улучшает качество воздуха вокруг. После нейтрализации вредных веществ, они просто смываются дождевой водой.

4. Здания, очищающие воздух


Читайте также: