Задачи приводящие к понятию производной конспект
Обновлено: 07.07.2024
Воспитательные: продолжить воспитывать познавательную активность, самостоятельность, диалоговую культуру, интерес к предмету, поисково-познавательную деятельность.
Методы обучения: частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Актуализация и проверка усвоения изученного материала(5-6 мин.)
III. Устная работа класса (5-7 мин.)
IV. Изучение нового материала (20-25 мин.)
V. Подведение итогов урока (2-3 мин.)
VI. Домашнее задание (1-2 мин.)
Приветствие класса учителем;
отмечает с дежурными отсутствующих.
Проверка домашнего задания.
1.Дайте определение предела функции на бесконечности. Геометрический смысл. (Графики на интерактивной доске Слайд №2)
2.Дайте определение предела функции в точке. Какая функция называется непрерывной в точке?
3.Дайте определение приращения аргумента и приращения функции.
1. Пусть дана функция , в области определения которой содержится луч [а; ), и пусть прямая у = b является горизонтальной асимптотой графика функции : . И говорят: предел функции при стремлении х к плюс бесконечности равен b) Если же дана функция , в области определения которой содержится луч (-; а], и прямая у = b является горизонтальной асимптотой графика функции , то в этом случае: . И говорят, что предел функции при стремлении х к минус бесконечности равен b)
2. Число b называют пределом функции при стремлении х к а, = b
Функцию называют непрерывной в точке х = а, если выполняется соотношение
С понятием предела непосредственно связано понятие производной. Различные задачи из различных областей знания приводят к одной и той же математической модели - пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремиться к нулю.
(Слайд 3) Впервые название этой модели и ее обозначение ввел немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц в 1675 году - основоположник дифференциального и интегрального исчисления. Лейбниц был философом и лингвистом, историком и биологом, дипломатом и политическим деятелем, математиком и изобретателем. Он в 1700 году организовал академию в Берлине, он же рекомендовал Петру I организовать академию в России. При организации Петербургской Академии наук в 1725 г. пользовались планами Лейбница.
Рассмотрим задачи, приводящие к понятию производной:
Задача о скорости движения. (Слайд 4)
Рассмотрим прямолинейное движение некоторого тела. Закон движения задан формулой S = S(t), т.е. каждому моменту времени t соответствует определённое значение пройденного пути S. Найти скорость движения тела в момент времени t.
Решение: Пусть в момент времени t тело находится в точке М.
Дадим аргументу t приращение Δt, за это время тело переместится в некоторую точку Р, т.е. пройдёт путь ΔS.
Итак, за время Δt тело прошло путь ΔS.
Что можно найти, зная эти два значения?
, т.е. среднюю скорость движения тела за промежуток времени .
Средней скоростью движения тела называется отношение пройденного пути ко времени, в течение которого этот путь пройден.
В физике часто идёт речь о скорости v(t), т.е. скорости в определённый момент времени t, часто её называют мгновенной скоростью.(Слайд 5)
Можно рассуждать так: мгновенную скорость получим если Δt, т.е. Δt выбирается всё меньше и меньше, т.е.
Физический смысл производной заключается в том, что мгновенная скорость - это производная пути по времени: v = S ′ (t)
Еще одна задача, приводящая к понятию производной, - задача о касательной к графику функции .
Рассмотрим график непрерывной функции и проведем в точке А секущую и касательную к графику
Прямая АВ - секущая, ee уравнение y = kсекх +b, где kсек - угловой коэффициент секущей,
kсек =∆y/∆x = tg αсек, где αсек - угол наклона секущей (отсчитывается от положительного направления оси Ох против часовой стрелки).
Пусть ∆х стремится к нулю, тогда секущая стремится к своему предельному положению - к касательной в точке А, т. е. угловой коэффициент касательной равен пределу углового коэффициента секущей: = kкас, причем kкас = tg α, где α - это угол наклона касательной, отсчитываемый от положительного направления оси Ох.
Значит, kкас = tg α =
Геометрический смысл производной заключается в том, что угловой коэффициент или тангенс угла наклона касательной к графику функции в данной точке с абсциссой равен производной функции в этой точке: kкас = tg α = f ′ ()
Итак, две различные задачи привели к одной и той же математической модели - пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремится к нулю. Многие задачи физики, химии, экономики
и т. д. приводят в процессе решения к такой же модели. Значит, эту математическую модель надо специально изучить.
Итак, введем понятие производной: (Слайд 9)
Пусть функция определена в некотором интервале, содержащем внутри себя точку . Дадим аргументу приращение такое, чтобы не выйти из этого интервала. Найдем соответствующее приращение функции (при переходе от точки к точке ) и составим отношение . Если существует предел этого отношения при , то указанный предел называют производной функции в точке и обозначают (). Итак, .
Обозначается или , где df - дифференциал функции, dx - дифференциал аргумента (дифференциал - бесконечно малое приращение).
Если функция имеет производную в точке хо, то ее называют дифференцируемой в точке хо. Процедуру нахождения производной функции называют дифференцированием функции.
- Урок подходит к концу, давайте повторим, кто является основоположником дифференциального и интегрального исчисления?
Задача 1 (о скорости движения). Материальная точка движется по прямой, на которой заданы начало отсчёта, единица измерения (метр) и направление. Закон движения задан формулой \(s=s(t)\), где \(t\) — время (в секундах), \(s(t)\) — расстояние материальной точки от начала отсчёта (её координата) в момент времени \(t\) (в метрах). Найти скорость движения материальной точки в момент времени \(t\) (в \(м/с\)).
Решение. Пусть в момент времени \(t\) материальная точка была в положении \(T\).
В момент времени t + Δ t материальная точка будет в точке \(K\), то есть OK = s t + Δ t .
Значит, за Δ t секунд материальная точка переместилось из \(T\) в точку \(K\). Имеем: TK = OK − OT = s t + Δ t − s ( t ) . Полученную разность мы назвали приращением функции: s t + Δ t − s ( t ) = Δ s . Итак, TK = Δ s ( м ) . Средняя скорость v ср движения материальной точки за промежуток времени t ; t + Δ t равна v ср = Δ s Δ t \((м/с)\).
А скорость \(v(t)\) в момент времени \(t\) (мгновенная скорость) — это тоже скорость движения за промежуток времени t ; t + Δ t , но Δ t выбирается очень маленьким, почти равным нулю, то есть Δ t → 0 . Это значит, что v ( t ) = lim Δ t → 0 v ср .
Задача 2 (о касательной к графику функции). На графике функции \(y=f(x)\) взяли точку \(M(a;f(a))\) и в этой точке провели касательную к графику функции. Необходимо определить угловой коэффициент этой касательной.
Решение. Дадим аргументу приращение Δ x и рассмотрим на графике точку \(P\) с абсциссой a + Δ x . Ордината точки \(P\) равна f a + Δ x . Угловой коэффициент секущей \(MP\) равен тангенсу угла между секущей и осью \(x\): k сек = Δ y Δ x .
При Δ x , стремящемся к нулю, точка \(P\) будет приближаться по графику к точке \(M\). При этом касательная будет предельным положением секущей. Значит, угловой коэффициент касательной равен k кас = lim Δ x → 0 k сек . Используя приведённую выше формулу для k сек , получаем:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Определение производной. Задачи, приводящие к понятию производной. Физический и геометрический смысл производной.
1 ) ввести понятие производной;
2) рассмотреть задачи, приводящие к понятию производной;
3) рассмотреть примеры на вычисление производной по определению
4) закрепить умение применять физический и геометрический смысл производной на конкретных примерах из ЕГЭ.
I . Организационный момент ( 3 мин )
Сообщить тему и цели урока.
II . Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся.(10 мин)
Два ученика у доски решают №39.40 (б) и 39.43(а) из домашнего задания, в это время идет фронтальный опрос, после которого обсуждается решение примеров на доске. Два ученика на крыльях доски оформляют свое индивидуальное домашнее творческое задание ( применить алгоритм нахождения производной базовых функций.)
Устно по учебнику№39.1
Фронтальный опрос.( слайд2)
Дать определение функции.
Дать определение предела функции на бесконечности. Геометрический смысл.
Дать определение предела функции в точке. Какая функция называется непрерывной в точке?
Устно определить тангенс угла наклона прямой к положительному направлению оси ОХ( слайды 3-4)
Дать определение приращения аргумента и приращения функции.
Определение приращения функции и приращения аргумента.( слайд 5)
III . Изучение нового материала. (20мин.)
Ученик (небольшая историческая справка)
С понятием предела непосредственно связано понятие производной. Различные задачи из различных областей знания приводят к одной и той же математической модели – пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремиться к нулю. Впервые название этой модели и ее обозначение ввел немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц в 1675 году – основоположник дифференциального и интегрального исчисления. Лейбниц был философом и лингвистом, историком и биологом, дипломатом и политическим деятелем, математиком и изобретателем. Он в 1700 году организовал академию в Берлине, он же рекомендовал Петру I организовать академию в России. При организации Петербургской Академии наук в 1725 г. пользовались планами Лейбница.
Мы рассмотрим две задачи, которые приводят к понятию производной.
1. Задача о скорости движения.(слайд7)
Рассмотрим прямолинейное движение некоторого тела. Закон движения задан формулой S = S ( t ), т.е. каждому моменту времени t соответствует определённое значение пройденного пути S . Найти скорость движения тела в момент времени t .
Решение: Пусть в момент времени t тело находится в точке М.
Дадим аргументу t приращение Δ t , за это время тело переместится в некоторую точку Р, т.е. пройдёт путь Δ S .
Итак, за время Δ t тело прошло путь Δ S .
Что можно найти, зная эти два значения?
, т.е. среднюю скорость движения тела за промежуток времени .
Определение: Средней скоростью движения тела называется отношение пройденного пути ко времени, в течение которого этот путь пройден.
В физике часто идёт речь о скорости v ( t ), т.е. скорости в определённый момент времени t , часто её называют мгновенной скоростью.
Можно рассуждать так: мгновенную скорость получим если Δ t , т.е. Δ t выбирается всё меньше и меньше, т.е.
2. Еще одна задача, приводящая к понятию производной, – задача о касательной к графику функции 𝒚 = f ( 𝑥 ). Сначала напомнить определения касательной и секущей к графику(слайд8)
Рассмотрим график непрерывной функции и проведем в точке А секущую и касательную к графику(слайд9)
Прямая АВ – секущая, ee уравнение y = k сек х + b , где k сек – угловой коэффициент секущей,
k сек =∆ y /∆ x = tg α сек , где α сек – угол наклона секущей (отсчитывается от положительного направления оси Ох против часовой стрелки).
Пусть ∆х стремится к нулю, тогда секущая стремится к своему предельному положению – к касательной в точке А, т. е. угловой коэффициент касательной равен пределу углового коэффициента секущей: = k кас , причем k кас = tg α, где α - это угол наклона касательной, отсчитываемый от положительного направления оси Ох.
Значит, k кас = tg α =
Итак, определение производной: (слайд11)
Производная непрерывной функции в данной точке равна пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремится к нулю.
Обозначается f ′ (х) или df / dx , где df – дифференциал функции,
dx - дифференциал аргумента (дифференциал – бесконечно малое приращение).
Если функция имеет производную в точке х о , то ее называют дифференцируемой в точке х о . Процедуру нахождения производной функции называют дифференцированием функции.
Вывод.(слайд12) Физический смысл производной заключается в том, что мгновенная скорость – это производная пути по времени:
Вспомним определение ускорения: а = ∆ v /∆ t , но если ∆ t 0, то
а = Итак, задача механики о нахождении скорости тела в любой момент времени решена. Нужно только вычислить предел отношения приращения пути к приращению времени, если приращение времени стремится к нулю, т. е. найти производную пути.
Вывод.(слайд13) Геометрический смысл производной заключается в том, что угловой коэффициент или тангенс угла наклона касательной к графику функции в данной точке с абсциссой 𝑥 равен производной функции в этой точке:
Алгоритм нахождения производной функции у = f ( x ) (слайд14)
Зафиксировать значение х, найти f ( x ).
Дать аргументу приращение Δ х, перейти в новую точку х + Δ х, найти f ( x + Δ х).
Найти приращение функции Δ у = f ( x + Δ х) - f ( x ).
Составить отношение Δ у\ Δ х
Вычислить lim Δ у\ Δ х при Δ х стремящемся к 0
Этот предел и есть f ’( x ).
заслушать творческое задание на доске и записываем в тетрадь
Найти производную функции y =.
1.Возьмём два значения аргумента x и x + Δ x .
Найти производную функции y =.
1.Возьмём два значения аргумента x и x + Δ x .
Домножим числитель и знаменатель дроби на выражение, сопряжённое числителю
Таким образом, с помощью определения производной, можно найти производную любой функции.
Домашнее задание : найти для следующих функций:
Найти производную функции y = C .
Решение: f ( x ) = C .
1.Возьмём два значения аргумента x и x + Δ x .
Значит, = 0 или производная постоянной равна нулю.
Найти производную функции y = x .
Решение: f ( x ) = x .
1.Возьмём два значения аргумента x и x + Δ x .
Найти производную функции y = x 2 .
Решение: f ( x ) = x 2 .
1.Возьмём два значения аргумента x и x + Δ x .
Найти производную функции y =.
1.Возьмём два значения аргумента x и x + Δ x .
Далее рассмотрим примеры из ЕГЭ ( слайды 16-18)
Рефлексия (подведение итогов урока).
Цель: качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.
Итог урока. Ученикам предлагается высказать мнение по поводу урока.
Тип урока-изучение нового материала. В начале урока повторяется понятие предела функции на бесконечности и предела функции в точке. Затем дается небольшая историческая справка об ученых - основоположниках дифференциального исчисления. Вводится понятие производной, понятие дифференцирования функции. Рассматриваются две задачи, приводящие к понятию производной. подчеркивается физический и геометрический смысл производной.
Урок разработан учителем математики ГБОУ МООШИ с ПЛП Егоровой И. Г.
Целевая аудитория: для 10 класса
Урок выстроен достаточно традиционно. Новизна отсутствует. Презентация примитивна, не соответствует современным требованиям. В представленной разработке не прослеживается работа обучающихся.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также:
- План конспект титулов дигесты юстиниана о субъектах частного права
- Новогодний классный час 2 класс конспект и презентация
- Оборудование и материалы технического обслуживания автомобильных двигателей конспект
- Гласные и согласные звуки обозначение их буквами 2 класс перспектива конспект урока
- Основы правового статуса личности в рф конспект