Задачи на движение в противоположных направлениях 3 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Тема: Задачи на движение в противоположных направлениях.
Тип урока: урок изучение нового материала
Цель: способствовать развитию умений решать задачи на движение в противоположных направлениях.
образовательные: устанавливать зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; формировать умение анализировать и решать задачи на движение.
развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь обучающихся;
воспитательные : формировать навыки работы в паре; прививать навыки безопасного поведения на дорогах.
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД : моделировать и решать задачи на движение в противоположнх направлениях – дополнять условие задачи недостающими данными или вопросами дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, строят речевые высказывания в устной форме, строят рассуждения;
- личностные УУД : формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе
- коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для представления результата
-регулятивные УУД : ориентироваться в разных вариантах выполнения задания – планировать свое действие в соответствии с учебным заданием ставят учебные задачи,
Планируемые результаты : учащиеся научатся решать задачи на движение в противоположных направлениях; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
1.Самоопределение к деятельности
- Почему эти слова открывают наш урок?
- Кто хочет научиться решать задачи на движение?
- Какие знания нам нужны , чтобы успешно решать такие задачи? ( знание формул, знание величин, умение их отличать, вдумываться в условие и вопрос задачи…)
- Кто готов научиться решать их?
- Что уже знаем и умеем для этого?
2. Актуализация знаний и мотивация
Начнем с небольшой разминки СЛАЙД3
- Для решения задач нам нужно знание формул. Проверим друг друга. СЛАЙД4
- По какому алгоритму решаем задачи?
( прочитать условие задачи, выделить известные данные, прочитать вопрос задачи, составить схему или рисунок, подумать , можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему, выбрать формулы для решения задач и записать решение и ответ)
Два лыжника выехали навстречу друг другу из двух поселков и встретились через 6 часов. Скорость первого 12 км в час, скорость второго- 14 км в час. Найдите расстояние между поселками.
- На какой вид движения была задача?
( проверить в соседних парах правильность решения задач)
- Что такое скорость сближения?
Молодцы, справитесь ли вы со следующей задачей СЛАЙД6
Велосипедист и пешеход движутся в противоположных направлениях. Скорость велосипедиста 15км/ч, а скорость пешехода 5км/ч. На сколько километров они удаляются друг от друга за 2 ч?
- Почему не можем решить эту задачу?
3. Постановка учебной задачи
- Нужно ли нам этому научиться?
- Назовите тему урока . СЛАЙД7
Назовите цель урока.
- что делать, чтобы нам этому научиться?
Прочитайте на с. 39 алгоритм решения задач
- Понаблюдайте в группах за движением в противоположных направлениях. Попробуйте решить задачу.
Что у вас получилось
Можно ли решить задачу вторым способом
Выведем формулу нахождения расстояния между объектами
S =( V 1+ V 2)* t СЛАЙД9
№1 с.40. (Действуем по алгоритму)
- Чтение задачи. Что известно? Что неизвестно?
- Какой способ мы можем уже использовать? ФОРМУЛУ
- Попробуем найти второй способ.
- Какой способ удобнее? Почему?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- прочитайте, что известно? Что неизвестно?
-Знание каких формул поможет решить задачу?
Что изменилось в условии, что измениться в формуле?
S общ.= S +( V 1+ V 2) * t
почему добавилось сложение
- Кому нравится решать такие задачи?
7.Включение в систему знаний
- Какую ставили цель урока?
- Достигли ли мы ее?
- Довольны ли своей работой? Работой класса? Работой соседа?
- Как чувствовали себя в решении задач?
- Все ли уже научились делать?
- чему еще хотели бы научиться?
8. Рефлексия деятельности ( итог урока)
- Как понимаете слова, которые мы читали в начале урока?
- Что значит быть в движении по- вашему, какой еще смысл есть в этих словах?
Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях и составлять обратные задачи;
Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и предлагать пути их решения учить применять на практике; умение анализировать собственную деятельность.
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитывать аккуратность через выполнение графических работ по
оформлению чертежа к задачам; соблюдение ПДД на дорогах.
Вид урока - урок применения знаний и умений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Комментарии: данный урок проводится в 4 классе (обучение по традиционной системе). На уроке применяется индивидуальная ( групповая) работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! За окном у нас зима, а в классе тепло и уютно от ваших горячих и добрых сердец! Желаю вам плодотворной работы! ( Дети настраиваются на урок).
II Актуализация знаний
Ребята, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка. - А математическая разминка – это движение мысли.
Д: 450 : 9 = … + 63 = … – 13 = … х 10 = 1000
Х: 5 = 500 18 * Х= 90 Х – 3= 800
90 : Х=30 376 – Х = 63
702 см … 2м 7 см 6 м 9 дм … 690 см
8 дм 3 см … 1 м 4 м 5 см … 4 м 5 дм
125 см = …м …дм …см 7 м 3 см = …см
847 дм = …м …дм 700 см 2 = …дм 2
- Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
- Вывод:
- Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
- Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – со скоростью 14 км/ч. Найди расстояние между поселками?
- Из города выехали одновременно в противоположных направлениях автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, а автобуса – 60 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобиль и автобус через 3 часа?
Как называются такие задачи, которые мы решили?
III. Самоопределение к деятельности.
- Какие величины используются в задачах на движение?
- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?
Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен.
- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?
Д: Расстояние, время
-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?
Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)
Проверка. Проговаривание формул.
IV.Постановка учебной задачи (Электронное прилож. )
Думайте хорошенько, как движутся объекты, какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления?
Определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать? Сформулируйте задачи урока. (Поупражнять в решении задач на движение в противоположных направлениях, научиться выполнят и правильно читать чертежи к таким задачам, составлять и решат взаимообратные задачи)
- Из города выехали одновременно в противоположных направлениях автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, а автобуса – 60 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобиль и автобус через 3 часа?
Задачи на движение в противоположное направление
Работа по теме урока.Работа по учебнику :с.33 №125 Прочитай задачу. Рассмотрите чертеж.
- Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч? 4 км/ч 5 км/ч
- Что известно? Что нужно найти? Что найдем в первом действии? ( Общую скорость , или скорость удаления )
- Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
- Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?
Запишите решение задачи выражением.
( 5 + 4 ) * 3 = 27 ( км)
Ответ: расстояние – 27 километров.
Каким еще способом можно решить задачу? (Узнать какие расстояния пройдут один и другой пешеходы, и сложить их)
5*3 + 4 * 3 = 27 (км)
Прочитайте задачу 2. Рассмотрите чертеж.
- Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?
- 4 км/ч 5 км/ч 27 км
- Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время?
- Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
- Как узнать скорость удаления?
Запишите решение задачи выражением.
Ответ: время – 3 часа.
- Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
- Что известно в этой задаче? Что нужно найти? Как найти общую скорость?
Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.
- Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?
- Ученики: Скорость удаления.
- Учитель: Записываем решение.
- Ученики: 27 : 3 - 5 = 4 ( км/ч) – скорость удаления
Ответ: скорость – 4 километра в час.
- Похожи ли эти задачи? Чем?
Это задачи на движение в противоположном направлении.
- Чем отличаются эти задачи?
- Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 и № 3 задачах оно дано, но неизвестным во 2 задаче становится время, а в задаче № 3 - скорость.
- Учитель: Как называются такие задачи?
- Ученики: Взаимообратные
V.Закрепление изученного материала Задача 126 (с.33)Работа в парах. Выборочная проверка. Самооценка.
Составьте задачу по схемам.
Чем отличается эта задача от предыдущей? Что в ней надо узнать? (Учитель снова меняет карточки на чертеже)
- Что надо узнать в этой задаче?
Как называют такие задачи? (Взаимообратные)
О каком виде движения идет речь в этих задачах?
Какое задание было для вас интересным?
-Какие задания вызвали затруднения?
- Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
- Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?
- Как вы понимаете её?
Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.
- При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.
- С каким видом движения познакомились?
- С какой скоростью движутся объекты при движении в противоположных направлениях?
- С каким понятием познакомились?
- Что такое скорость удаления?
- Домашнее задание: стр. 33 № 127, 128
Спасибо за урок!
От одной станции одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда со скоростями 75 км/ч и 85км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 640 км?
Задача 2. Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста со скоростями 12 км/ч и 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними, когда первый велосипедист проедет 48 км?
-Итак, ребята, чему мы с вами будем учиться на сегодняшнем уроке?
1) 75+85=160 (км/ч) - скорость удаления
2) 640:160=4 (ч) - расстояние между ними
Ответ: через 4 ч. – расстояние между ними
1) 12+15=27 (км/ч) - скорость удаления
3) 27∙4=108 (км) - расстояние между ними
Ответ: 108 км – расстояние между ними
Два лыжника вышли из поселка одновременно в противоположных направлениях. Один из них шел со скоростью 12 км/ч, а другой-
10 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 44 км? Какое расстояние за это время пройдет каждый лыжник?
Для работы у доски один ученик.
-Как кратко оформить условие?
-Что найдем в первом действии?
-Как найти время?
-Как найти расстояние, которое пройдет первый лыжник?
-Как узнать расстояние, которое пройдет второй лыжник?
-Каким еще способом это можно сделать?
-Запишите решение задачи по действиям с пояснениями.
Выполним упражнение 134:
Из двух поселков выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Первый ехал со скоростью 200 м/мин, а второй проезжал в минуту на 20 м меньше. Всадники встретились через 50 мин. Найди расстояние между поселками?
-Общую скорость или скорость удаления
-Общее расстояние разделить на скорость удаления
1) 12+10=22 (км/ч) - скорость удаления
2) 44:22=2 (ч) – время
3) 12∙2=24 (км) – расстояние, которое пройдет первый лыжник
4) 10∙2=20 (км) – расстояние, которое пройдет второй лыжник
Ответ: 24 км - пройдет 1 лыжник,
20 км - пройдет 2 лыжник.
1) 200+200=400 (мин)
2) 400-20=380 (мин) - скорость сближения
3) 380∙50= 19 000 (м)=19 (км) - расстояние между поселками
Ответ: 19 км-расстояние между поселками.
Д: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Время в пути 2 часа.
«Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч. Расстояние между сёлами 30 км.
Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста со скоростями 12 км/ч и 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – со скоростью 14 км/ч. Найди расстояние между поселками?
Из города выехали одновременно в противоположных направлениях автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, а автобуса – 60 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобиль и автобус через 3 часа?
Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста со скоростями 12 км/ч и 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – со скоростью 14 км/ч. Найди расстояние между поселками?
Из города выехали одновременно в противоположных направлениях автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, а автобуса – 60 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобиль и автобус через 3 часа?
Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста со скоростями 12 км/ч и 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – со скоростью 14 км/ч. Найди расстояние между поселками?
Из города выехали одновременно в противоположных направлениях автобус и автомобиль. Скорость автомобиля 90 км/ч, а автобуса – 60 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобиль и автобус через 3 часа?
Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста со скоростями 12 км/ч и 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Задачи на движение в противоположных направлениях.
Цель: способствовать развитию умений решать задачи на движение в противоположных направлениях.
образовательные: устанавливать зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; формировать умение анализировать и решать задачи на движение, на нахождение периметра .
развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь обучающихся;
воспитательные : формировать навыки работы в паре; прививать навыки безопасного поведения на дорогах.
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД : моделировать и решать задачи на движение в противоположнх направлениях – дополнять условие задачи недостающими данными или вопросами дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, строят речевые высказывания в устной форме, строят рассуждения;
- личностные УУД : формировать внутреннюю позицию на на уровне положительного отношения к школе
- коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для представления результата
-регулятивные УУД : ориентироваться в разных вариатах выполнения задания – планировать свое действие в соответствии с учебным заданием ставят учебные задачи,
Планируемые результаты : учащиеся научатся решать задачи на движение в противоположнх направлениях ; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник «Математика: 4 класс,
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организацион
Ребята, давайте перед началом урока улыбнемся друг другу. Посмотрите, как тепло и весело стало от ваших улыбок в классе. И работать нам с таким настроением будет веселей.
Чтобы меньше допускать ошибок, быстро и правильно выполнять задания, слышать других, давать правильные ответы, делать выводы, что необходимо развивать?
Сегодня мы продолжим работу по развитию этих процессов.
Приветствуют учителя Включаются в учебную деятельность.
Дети получают эмоциональный настрой.
(Внимание, память, речь, наблюдательность.)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Научить составлять обратные задачи на движение в противоположные направления, формировать вычислительные навыки умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями.
2. Развивать логическое мышление, память, познавательную и
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, патриотизма.
1. Самоопределение к деятельности.
- О какой науке говорит автор этих слов?
-Чем помогает она в жизни?
2.Актуализация знаний.
( дорога, улица) Слайд №1.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по одной из улиц Закамска.
( информация об улице М.Рыбалко)
Эта улица названа именем лучшего военачальника, маршалом бронетанковых войск, дважды героем Советского Союза.
- Вспомним названия остановок, расположенных на этой улице.
( проверяем по слайду)
Устный счет.
1. Вычислим расстояние между остановками, решив примеры . Что между ними общего? ( Умножение и деление с круглыми числами).
3.На нашей дороге появляются участники движения: автобус – скорость 1000м/мин, пешеход – скорость 50м/мин.
- Я читаю утверждение, с которым вы соглашаетесь (поднимаете руку) или не соглашаетесь ( руку не поднимаете), но объясняете свой вариант ответа.
3) Все расстояние пешеход пройдет за 50 мин (да: 2500: 50= 50).
4) Скорость автобуса в 10 раз больше скорости пешехода ( нет: 1000:50=20).
5)Чтобы проехать расстояние от начальной остановки до конечной и обратно без остановок автобусу необходимо 50 мин (да: (2500+2500):100=50 ).
-Какие знания необходимы для безопасного движения по улицам?
- Как математика помогает нам в этом?
Запись в тетради числа.
Совершенствование знаний.
- На каком расстоянии друг от друга они будут находиться через 5 минут?
Выбери схему к задаче и обоснуй ответ. ( слайд№5)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Задачи на противоположное движение).
- Посмотрим, какую часть дороги знаний мы уже прошли? ( примеры, устный счет). Отметьте на линейке свои результаты.
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке, чему должны научиться?
(решать обратные задачи на противоположное движение)
-А трудности встречаются на дорогах? (нас тоже ждут нестандартные задачи).
-Что помогает преодолевать трудности? (знания, совместный труд)
-Давайте вернемся к задаче. Прочитайте. Сделайте полный чертеж.
Решение с доской.
- Предложите несколько вариантов решения задачи. Какой из них рациональный? (разноуровневое задание)
- Измени условие задачи. Как называются такие задачи?
ПРОВЕРКА. Скорость: расстояние : время
Время: расстояние: скорость
Задача 2. Посмотрите на схемы задач, какую закономерность вы увидели?
-Что общего? Чем отличаются?
- Какой вид транспорта движется с такой скоростью?
(работа по группам: составить по схеме задачу, решить её ) ( слайд №6)
Дети выходят к доске (по одному человеку) с предложенными решениями
( на альбомном листе).
Самостоятельная работа: Реши обратную задачу к своей решенной. Запиши по действиям или выражением.
Вывод по задачам: Какие задачи решали сегодня на уроке?
Зачем нужно уметь решать обратные задачи?
Какие знания необходимы для этого?
Отметьте свои успехи на линейке знаний.
Конструирование.
( правила движения, знаки)
Какие знаки вы знаете? ( предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса, информационно- указательные).
Схему автобуса (11 спичек), переложив 5 спичек, преобразуй в 3 квадрата.
Какие знаки имеют форму квадрата или прямоугольника?( указательные).
Покажите знак, обозначающий направление движения на полосе?
( информация из истории автобуса). ( слайд№7)
Логическая задача.
Кондуктор продал вам в автобусе билет, расшифруй его номер.(слайд№8)
Домашняя работа( творческое задание).
-75%
1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении в противоположных направлениях, фиксировать результат в виде формулы;
2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на движение в противоположных направлениях; тренировать вычислительные навыки.
3) воспитывать взаимопонимание, дисциплинированность, чувство ответственности.
Предметные УУД
помочь осознать необходимость умения строить формулы, использовать их в практической деятельности для рационального решения задач;
показать необходимость знания алгоритма действий с натуральными числами.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, анализировать свои действия и формулировать выводы;
формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Регулятивные УУД:
определять самостоятельно цель учебной деятельности, искать средства её осуществления;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД:
критично относиться к собственному мнению, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
предвидеть последствия коллективной работы.
Личностные УУД:
способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;
Предполагаемые результаты деятельности:
умение самостоятельно решать задачи на движение;
умение строить формулы и использовать их для рационального решения задач
умение ставить перед собой цель, принимать решение;
понимание необходимости использования эталонов для самопроверки, умение пользоваться алгоритмом самооценки;
умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
приобретают способность адекватно оценивать свои действия, выявлять и корректировать возникшие затруднения;
осознают необходимость умения согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться;
отрабатывают вычислительные навыки;
Используемые технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология оценивания образовательных достижений.
Используемые методы: учебно - исследовательский, проблемно – поисковый, системно – деятельностный, метод коллективного взаимообучения.
Используемые формы организации познавательной деятельности: подводящий диалог, работа в группах, работа в парах, фронтальная работа.
эталоны для самопроверки работы в парах и самостоятельной работы,
таблица для самоанализа.
I. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок математики, Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз:
НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ вывод
II. Мотивация к учебной деятельности
Сегодня работаем в парах и в группах. Вспомним правила работы в парах.
( Прислушиваться к мнению соседа, помогать друг другу, взаимопроверка)
А что мы сегодня новое будем открывать, вы узнаете, выполнив задание в конверте №1.
- Вычислите значения выражений, ответы расставьте в порядке убывания, и у вас получится слово, над чем же мы сегодня будем работать на уроке:
500· 6 :10= 300 (а) 0·10 000=0 (и)
400·3:100=12 (ч) 60 · 9 – 240 =300 (а)
950-720+45=275 (д) 1 000 -250= 750 (з)
- Взяли конверты, начали работать, как только группа будет готова, поднимите вместе руки. Работаем дружно, помогаем друг другу.
1000 250=750 з
500 · 6: 10=300 а
950-720+45 275 д
60 · 9-240=300 а
400 · 3 : 100=12 ч
0 · 10 000= 0 и
- Какое слово получилось? (задачи)
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи. Какие? Ответ на вопрос вы дадите, посмотрев на рисунки. (Экран)
-Какие же задачи мы будем решать? (На движение)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Движение – это перемещение в нужном направлении.
III. Актуализация знаний.
1. Воспроизведение знаний о S, V и t.
-Какие величины используются при решении задач на движение?
- Что такое скорость? Выберите правильный ответ:
Быстрая езда.
Расстояние, пройденное за единицу времени.
Расстояние между двумя точками.
- Что показывает скорость? (Скорость показывает, насколько быстро движется предмет.)
- Что же такое расстояние? (Путь, который нужно преодолеть)
- Давайте поработаем в парах. Найдите конверт №2. Выберите из предложенных наименований единицы измерения скорости, времени , расстояния и запишите в таблицу.
Км, см/с, м/мин, сут, км/ч, см, мин, кг с, м
-А сейчас взяли конверт №3, составьте формулы. (группой и на доске)
-Вспомним, как найти скорость, если известно время и расстояние? (V=S : t)
-Время? (t = S : V )
-Расстояние? ( S = V ×t ) (на доске с помощью магнитов)
- Для чего нам нужны эти знания? Они нам пригодятся в жизни?
- Очень нужны эти знания путешественникам, которые точно знают, как хорошо нужно знать математику, да и другие науки, чтобы их путешествие прошло успешно. Сегодня с нами на уроке английский путешественник лорд Филеас Фогг. Придумал и рассказал нам о его необыкновенном путешествии вокруг света за 80 дней известный французский писатель Жюль Верн (фотография на экране). Отправляясь в кругосветное путешествие, он точно рассчитал, чтобы преодолеть расстояние вокруг Земли и вернуться в назначенные сроки. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы заинтересуетесь его произведениями и обязательно прочитаете. Посмотрите на его портрет.
- Сегодня на уроке мы докажем, как важно знать математику, как важны математические знания в жизни. Итак, Англия, XIX век, лорд Филеас Фогг готовится к своему трудному путешествию. Чтобы ему завершить это путешествие за 80 дней вокруг света, мы с вами ему поможем, выполнив его задания.
2. Устный счёт.
-Давайте проверим, хорошо ли вы умеете вычислять величины в задачах на движение?
1. Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
2. Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
3. Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
4. Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?
5. Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?
6. Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?
(20 м; 4 м/с; 6 ч; 24 км/ч; 300 км; 9с)
IV. Самоопределение к деятельности
Движение характеризуется скоростью и направлением.
- Как могут двигаться два предмета? (навстречу, в разные стороны, вдогонку.)
- Продемонстрируйте. (Ученики демонстрируют разные виды движения.)
-Какие задачи на движение вы уже рассматривали?
- Две Василисы вышли из своих дворцов одновременно навстречу друг другу и встретились через 6 минут. Скорость одной Василисы 50 м/мин, а скорость другой – 40 м/мин. Найди расстояние между дворцами.
-Составьте устно обратную задачу.
- Из двух дворцов, расстояние между которыми 540 метров, вышли одновременно две Василисы. Первая шла со скоростью 50 м/мин, вторая – со скоростью 40 м/мин. Через сколько минут Василисы встретятся?
- Из двух дворцов, расстояние между которыми 540 метров, вышли одновременно навстречу друг другу две Василисы. Первая шла со скоростью 50 м/мин. С какой скоростью шла вторая Василиса?
-Чтобы уточнить, какие задачи на движение будем решать, посмотрите на схему (экран)
- О чём вам говорит эта схема? (Слайд)
- Одновременное движение навстречу друг другу.
Вдруг наших Василис кто-то испугал, и они бросились бежать в разные стороны с той же скоростью. Как изменяется расстояние между ними? (Увеличится). - А теперь что происходит с объектами?
- Одновременное движение в разные стороны.
- Объедините эти две схемы. Определите более точно тему урока?
- Мы будем решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Работаем по учебнику стр. 33. Задача 125
Прочитайте условие задачи.
-Чем отличается эта задача от задач, которые мы решали раньше? ( Эта задача на движение в противоположном направлении.) (Слайд)
-Предположим, эти пешеходы – Вовка и Василиса. Ваши предложения по решению задачи? (Высказывания детей)
(Разбор задачи, решение выносится на доску.)(Слайды)
1) 5 х 3 = 15 (км) – прошёл Вовка
2) 4 х 3 = 12 (км) – прошла Василиса
3) 15 + 12 = 27 (км ) – расстояние, которое будет между ними через 3 часа
5 + 4 = 9 (км/ч) – скорость удаления
9 х 3 = 27 (км) – весь путь
Ответ: 27 км будет между ними через 3 часа.
- Кто может записать решение задачи выражением? Какое из них более рациональное? (ответы детей)
VI. Физминутка (видеофрагмент)
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Продолжаем нашу работу. Прочитайте задачу № 125. Обсудите в парах и запишите решение.
- Решаем третью задачу № 135 (решение выносится на доску)
VIII. Подведение итогов урока
- Ребята, юные Василисы, Вовка, а также путешественник Фогг благодарят вас за хорошую работу. Им очень понравилось путешествовать с вами! Мы можем свои знания применять на практике, в жизни.(Оценки)
IX. Рефлексия. Самооценка.
Читайте также: