Международная миграция в современном мире план конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Овладеют знаниями о миграциях населения, причинах и видах миграций.

Определят влияние миграций на естественное движение населения, выявят исторические потоки миграций.

Применят приобретенные знания для решения учебной проблемы и определения сальдо миграции.

Совершенствуют умения анализировать тексты, диаграммы, схемы, таблицы. Р азвивают навыки смыслового чтения и работы с информацией.

Умеют оперировать ранее полученными знаниями, определяют цель, проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели , развивают умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету.

Продолжить развивать у учащихся умение работать в группах, умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. Воспитывать толерантность.

Продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Решаемые учебные проблемы

Старая Сарепта – немецкое поселение в России.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Миграции, причины миграций, виды миграций, миграционный прирост, миграционные потоки

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, мультимедийная доска.

Используемые технологии (методики):

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП Организационный

Задачи этапа:
1. обеспечить рабочую обстановку на уроке;
2. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Деятельность учителя

Здравствуйте, рада вас видеть, присаживайтесь

Деятельность обучающихся

Стоя приветствуют учителя, садятся на свои места .

ЭТАП Актуализация и контроль знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ЭТАП Актуализация знаний и создание проблемной ситуации

Задачи этапа: актуализировать субъектный опыт учащихся

Деятельность учителя

Учитель предлагает учащимся посмотреть на экран (Слайд 1).

Деятельность обучающихся

Учащиеся выдвигают разные версии (перелет птиц, переход быков, переезд людей, миграции птиц, беженцы).

ЭТАП Целеполагания

Деятельность учителя

Вступая в диалог с учащимися, подводит их к формулировке целей исследования (Слайд 3).

Деятельность обучающихся

В ходе диалога, учащиеся, формулируют следующие цели:

ЭТАП планирования.

Задачи этапа:

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

Деятельность учителя

Беседует с учащимися

Какими источниками информации мы пользуемся для решения поставленных задач?

Деятельность обучающихся

ЭТАП "Открытие" нового знания.

Задачи этапа:

стимулирование творческой активности учащихся;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к теме;

Деятельность учителя

Помогает обобщить и сгруппировать предложенные учащимися варианты (слайд 5).

Предлагает проанализировать схему в учебнике (стр.72 рис. 25), проводит беседу, поясняет части.

Предлагает составить формулу миграционного прироста (слайд 8).

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопрос. Анализируют рис.26 на стр. 73( внешняя миграция, влияет на возрастной и национальный состав), делают выводы.

Определяют формулу миграционного прироста (слайд 8).

ЭТАП Применение нового знания .

Задачи этапа: использование новых знаний на практике.

Деятельность учителя

Организует групповую работу по определению миграционных потоков в истории России. Предлагает изученный материал оформить в таблицу (слайд 9)

Используя краеведческие знания, предлагает решить ранее поставленную учебную проблему.

Деятельность обучающихся

Практическая работа со статистическими данными сайта Федеральной службы государственной статистики, вычисление миграционного прироста за 2017 год. Делают выводы по результатам практической работы.

Решают учебную проблему и вписывают в таблицу полученные выводы (слайд 10).

ЭТАП Рефлексия

Задачи этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и цели урока, определить, какой вид миграции совершает каждый участник истории.

Может быть и несколько видов одновременно. Зачитывает текст (приложение 2)

Подводит итог работы и оценивает вклад каждого ученика.

Деятельность обучающихся

Внимательно слушают текст, анализируют, отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы по достижению целей.

Оценивают урок и свои достижения.

9 ЭТАП Домашнее задание

Домашнее задание .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Миграционные процессы и миграционная политика государств. Причины и проблемы внешних миграционных потоков .

ЦЕЛЬ: расширить и углубить знание учащихся о миграциях, сформировать систему знаний об особенностях миграционных процессов в современном мире; развивать умение характеризовать направления мировых миграционных потоков, анализировать текст, картографические и статистические материалы, воспитывать любопытство к теме, самостоятельность мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, таблицы, графики.

ТИП УРОКА: комбинированный.

Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Назовите страну, которая является третьей по численности населения в мире. Какой тип воспроизводства населения для нее характерен?

Приведите примеры стран, где наблюдается отрицательный естественный прирост.

Приведите примеры стран, которые характеризуются наивысшими показателями естественного прироста в мире.

Назовите регионы с наивысшей плотностью населения в мире.

Назовите мегалополисы мира.

Обмен тетрадями с тестовыми вопросами, решение, взаимопроверка.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Значительное влияние на размещение населения, его численность в отдельных регионах мира или на определенных этапах развития имеет механическое движение населения, или миграции. Миграции играли выдающуюся роль в развитии человечества, — вспомним Большое переселение народов или Большие географические открытия. Расовая и этническая разновидность население Земли также сложилась в результате миграций. Именно механическое движение населения оказалось причиной образования городов, городских агломераций. Некоторые современные государства мира (США, Канада, Австралия) основаны мигрантами. 3 % население Земли — свыше 190 млн. чел. — сегодня проживает не в тех странах, где они родились.

На первый взгляд, в перемещении людей трудно обнаружить определенные закономерности, потому что достаточно сложно найти человека, который прожил на одном и том же месте всю свою жизнь. Люди постоянно перемещаются: путешествуют, ездят в командировку и на отдых, переселяются, — потому их количество в определенном месте все время меняется.

IV. Изучение нового материала

1. Миграции и их классификация

Миграция населения (от лат. migratio — перемещение) — перемещения людей (мигрантов) через границы тех или других административно-территориальных единиц с изменением местожительства навсегда или на более-менее длительное время.

Для характеристики миграций используют разные критерии. Миграции классифицируют:

- по причинам (экономические, политические, религиозные, национальные, экологические и тому подобное);

- сроками (сезонные, временные, постоянные, или необратимые) ;

- массовостью (единичные и массовые);

- дальностью (межконтинентальные и внутриконтинентальные); направлениями (внешние и внутренние);

- мотивами (принуждению и добровольные);

- способами организации (организованные и не организованные);

- правовым статусом (легальные и нелегальные).

Задание 1. Приведите примеры миграций населения, какие отличаются по мотивам, причинам, срокам, с которыми вы знакомы из предыдущего курса географии.

В определенные периоды внешние миграции приобретают настолько массовый характер, что в стране эмиграции резко сокращается количество населения, а в стране иммиграции механический прирост населения превышает естественный прирост. Да, 2/3 приросту населения Израиля обеспечивают иммигранты, ежегодная иммиграция в США представляет около 1 млн. чел., в Канаду — 200 тыс., в Австралию — 130 тыс. С другой стороны, Ирландия пережила три волны эмиграции, которые уменьшили ее население с 8,3 до 3 млн. чел.; Россия и Украина — четыре волны, Италия — шесть.

2. Причины внешних миграций

В международных миграционных процессах выделяют три больших волны трудовой миграции:

вторая волна (в конце XIX — вначале XX ст.) — переселения крестьян в годы столыпинской земельной реформы, экономическое освоение Сибири и Дальнего Востока, переселения крестьян с Европы в Америку в результате ухудшения уровня жизни (картофельный голод в Ирландии, падение цен на европейскую пшеницу);

Задание 2. Проанализируйте карты атласа и диаграммы в учебнике, определите основные направления современной миграции и объясните их причины.

Современная международная миграция рабочей силы предопределена относительным перенаселением и, соответственно, низким уровнем социально-экономического развития десятков слаборазвитых стран. К началу 1990-х гг. половину из 20 млн. иммигрантов в развитых странах Запада составляли выходцы из слаборазвитых стран. Максимальное количество иммигрантов — 13 млн. чел. — приходится на страны Европейского Союза, другими центрами иммиграции являются США, страны Персидского залива, Южная Африка.

Политические миграции вызваны войнами, революциями, ликвидацией колоний, изменением государственных границ и тому подобное. Политическая эмиграция в значительных масштабах происходила после Октябрьской революции у России, Первой и Второй мировых войн. В 90-х годах ХХ ст. наибольшие потоки эмигрантов наблюдались на Балканах потом гражданской войны, которая стала следствием распада Югославии на ряд суверенных государств.

Религиозные миграции, как правило, связанные с паломничеством к святыням: Иерусалима, Мекки и др. Типичным примером миграций на национальной почве является переселение евреев со всего мира в Израиль, который был создан в 1949 г.

В последнее время к главным причинам миграций добавилась еще одна — экологическая. Люди оставляют районы экологических катастроф, где существует угроза для их здоровья и жизни (ЧАЭС, Приуралья).

3. Последствия и проблемы внешних миграций

Современные миграции контролируются по большей части государственными органами, которые призваны создавать благоприятные жизненные условия для иммигрантов, контролировать их количество, состав. Существует много международных соглашений, которые регулируют направления миграционных потоков для более рационального использования рабочей силы.

Задание 3. Выразите свое мнение относительно позитивных и негативных последствий миграций. Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.

Миграция рабочей силы в значительной степени (причем как негативно, так и положительно) влияет как на страны, к которым она импортируется, так и на страны-экспортеры трудовых ресурсов.

В то же время неконтролируемый приезд эмигрантов может причинять даже развитым странам социальное напряжение, связанное с занятостью, этнокультурной или религиозной нетерпимостью (например, беспорядок мусульман в Париже). Поэтому большинство стран проводят жесткую иммиграционную политику.

Значительные проблемы во многих странах мира предопределены нелегальною миграцией, которая является угрозой для международной стабильности и развитых стран. Противодействие нелегальной миграции непосредственно связано с обеспечением национальной безопасности государства. Поскольку нелегальная миграция способствует созданию организованных злостных группировок, деятельность которых направлена на незаконное ввезение мигрантов, включая торговлю людьми, сексуальную эксплуатацию женщин и детей. Для нашей страны проблема нелегальных мигрантов является особенно актуальной, ведь в результате своего географического положение она выступает в качестве своеобразного транзитного моста, который связывает Азию и Европу.

V. Закрепление новых знаний, умений и навыков

Задание 4. Определите вид миграций:

переселение африканских рабов в США в ХІХ ст.;

освоение комсомольцами из Украины и России целинных земель в Казахстане;

переселение крымских татар после Второй мировой войны в отдаленные районы.

VI. Итог урока

Механическое движение населения (миграции) — перемещение людей по территории. Миграции классифицируют по причинам, срокам, мотивам и другим критериям.

Миграции существенно влияют не только на структуру и количество населения, но и на социальную, хозяйственную и духовную жизнь общества. Миграции так же влияют на численность трудовых ресурсов и занятость населения.

На протяжении последних десятилетий сохраняется основная тенденция миграционных процессов: увеличивается количество переселений из бедных и самых бедных стран в развитые.

Переселение людей за пределы их стран является очевидным признаком глобализации, которая приобретает все большую значимость.

VII. Домашнее задание

Тип урока: урок-беседа.

План урока:

  1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.
  2. Влияние окружающей среды на размещение населения.
  3. Влияние экономических факторов на размещение населения.
  4. Плотность населения.
  5. Миграции населения.
    А. Виды миграции.
    Б. Причины миграций.
    В. Международные миграции.
    Г. Вынужденные мигранты.
    Д. Трудовые миграции.

Ход урока

1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7% территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном.

15% суши - совершенно не освоено людьми. Это районы с экстремальными природными условиями.

2. Влияние окружающей среды на размещение населения.

На размещение населения влияют различные факторы, причем изначально главным фактором были природные условия. Подсчитано, что половина населения мира проживает на низменностях, а 1.3 - на прибрежных территориях. Большинство населения внутренних территорий материков селится вдоль берегов рек.

3. Влияние экономических факторов на размещение населения.

Второй фактор, от которого зависит размещение населения - это экономический. Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким- либо ресурсом: землей, лесом, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Сосредоточение населения на низменностях, вдоль берегов объясняется именно этим фактором.

На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоемкое рисосеяние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей. И в данном районе средняя плотность населения составляет 200 человек на км кв. А в некоторых районах и вовсе достигает 2000 человек на км. кв.

В Европе и Северной Америке, в промышленных районах выше плотность населения, чем в сельскохозяйственных. Также наблюдается тяготение мест проживания людей к транспортным путям, в частности, к морским, речным, железнодорожным и автомобильным.

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Главные причины: природный фактор, исторические условия, социально-экономические условия.

4. Плотность населения.

Группы стран с различной плотностью населения

Примеры стран

Причины, объясняющие картину плотности населения

Страны с равномерно низкой плотностью населения

Нигер, Австралия, Монголия.

Страны, находящиеся в аридном климате, кроме Австралии, не имеют выхода к морю и т.д.

Страны с равномерно высокой плотностью

Индия, ФРГ, Италия, Греция

Благоприятные условия проживания на всей территории стран

Страны, имеющие районы с высокой и низкой плотностью

Канада, Россия, Бразилия, Китай

Различные условия: природные, социальные, экономические сильно различаются в разных районах страны.

Вывод: Среднемировой показатель плотности населения- 45 чел / км. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные, есть практически не освоенные, такие как Гренландия, Антарктида, Высокогорья планеты, пустыни, тундры и арктические пустыни. Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% мирового населения живет в Северном и Восточном полушариях.

В Индии средняя плотность равна 326 чел/км; Китае - 131, Индонезии - 116, США - 30, Бразилии - 20.

5. Миграция населения.

Учащиеся вспоминают виды миграций, с которыми они ознакомились в курсе 9 класса. Они оформляют ответ на вопрос в тетради, а один из учеников работает у доски. Затем учащиеся сравнивают свои ответы исправляют ошибки и недочеты.

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.

А. По продолжительности: временные, постоянные.

Б По направленности: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

В. По мотивам: социально-экономические, религиозные, политические, военные.

Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Средние века - прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Второй очаг эмиграции сложился в Азии . Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

Трудовая миграция.

Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

Главная причина - большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.

В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:

  • Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) - рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.
  • Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.
  • Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):

Вынужденные мигранты.

Задание: Перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире. Покажите на карте, страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов. Назовите причины вынужденных миграций в прошлом и в настоящее время.

Общее число беженцев в мире в середине 90-х гг. превысило 20 млн человек. Среди них преобладают беженцы из районов региональных военных и межэтнических конфликтов в Афганистане, Ираке, Израиле, Ливане, Кипре, Анголе, Судане, Уганде, ЮАР, Гондурасе и т.д.

Обычно беженцы находят убежище в соседних странах, но иногда они стремятся уехать далеко (в Европу, Северную Америку). С конца 90-х гг. одним из главных районов с большим количеством беженцев и перемещенных лиц является СНГ.

Задание: Заполните таблицу.

Виды миграции

Причины миграций

Откуда? Куда?

Из развивающихся в экономически развитые страны

Переманивание высококвалифицированных специалистов

В развитые страны

Освоение новых земель

Колонизация и освоение новых территорий

Характерен для больших по площади территорий с разной плотностью населения.

Из села в город

Политические конфликты, военные конфликты

Из районов бедствия в наиболее благополучные.


Вывод: Главные причины перемещения населения: экономические, политические, религиозные, военные конфликты.

Исследования причин перемещения жителей из регионов России в другие регионы показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом на первом месте - 89 % ставят потребности в стабильном заработке, 11% - из-за экологических проблем района, 2% - возможность получения жилья.

1. Знакомство
2. Вводная часть
3. Работа учащихся с готовыми проектами
4. Работа учащихся на компьютере
5. Итоги работы

Конспект урока:
Цели:

Задачи:
- рассмотреть миграции населения и ее виды.
- изучить причины миграции населения.
- познакомится с показателями, изучающими миграционные процессы.
- применить на практике полученные знания с помощью компьютера.


Методы: Практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.

Ход урока:
1. Вводная часть: вступительное слово учителя
Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Васильевна! Я веду уроки географии в школе №8 г. Новочебоксарска. А сегодня я пришла в ваш класс, чтобы провести урок с вами.
А теперь переходим непосредственно к нашему уроку.
2. Изучение нового материала
Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на экране:

Миграция Эмиграция Иммиграция Рэмиграция
Миграционный прирост или сальдо миграции

Читайте также: