Южные и юго западные русские княжества презентация 6 класс торкунов конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.

  • Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития
  • Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в парах, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.
  • Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.

Тип урока: комбинированный

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.
  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, тетради, атласы, карта.

Межпредметные связи: география, литекратура

Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_6_klass.docx 30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Южные и Юго-западные русские княжества.

Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.

  • Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития
  • Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в парах, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.
  • Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.

Тип урока: комбинированный

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.
  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, тетради, атласы, карта.

Межпредметные связи: география, литекратура

Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.

- Каким было географическое положение Новгородской земли? Покажите ее на карте. (Северо-запад и север Руси)

- Какими были основные занятия населения? (Ремесла, торговля, промыслы, земледелия)

- Назовите основные города Новгородской земли. ( Крупными городами Новгородской земли были Торжок, Великие Луки, Старая Руса, Городец.

- Отличалась ли форма правления в Новгородской земле от формы правления во Владимиро-Суздальском княжестве? Чем отличалась? (Г лавное отличие это способ осуществления власти в Новгороде это республиканская форма правления , где власть принадлежит вече, а в Владимиро - Суздальском княжестве главой был князь,

- Назовите памятники культуры Новгородской республики.

- Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.

- Принятие христианства: князь Владимир 980-1015, Днепр, 988г

- Крупнейшие города Руси: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Владимир-Волынский, Ростов, Полоцк.

- Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.

- Категории рядового населения: люди, смерды, закупы, холопы.

- Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Политика – искусство управлять государством.

Усобицы – вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей.

Бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Вотчина – крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Духовенство – служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.

Смерды – свободные крестьяне в Древней Руси.

Мозаика – изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камушков или стекла.

Патриотизм – любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Удел – владения младших членов княжеского рода.

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным людям.

Уроки – размер дани

Погосты – место сбора дани.

3.Мотивация. Постановка проблемы. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: На карте видно, что кроме Новгородских и Владимиро-Суздальских земель немало других княжеств.

Назовите наиболее крупные из них и покажите на карте.

Конечно, поговорить сегодня обо всех не удастся. С северными и северо-восточными землями мы познакомились. Осталось узнать о каких землях?

  1. Киевское княжество.
  2. Черниговское княжество.
  3. Смоленское княжество.
  4. Галицко-Волынское княжество.

Какие вопросы в жизни этих княжеств вы предлагаете рассмотреть?

Предполагаемый ответ: географическое положение, занятия населения, города, известных правителей, систему управления, памятники культуры.

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развитие различных русских земель? Стр. 123

4. Введение в новый материал

Сегодня вы выступите в роли исследователей.

— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам об истории одного из южных и юго-западных русских княжеств.

Первая группа анализирует историю Киевского княжества. Вторая группа оценивает развитие Черниговского княжества. Третья группа рассказывает о Смоленском княжестве.

Вы будете изучать географическое положение, занятия и культуру княжества. Расскажете нам о полученной из учебника информации.

С какими княжествами граничит______________________________________

Занятия населения __________________________________________________

( при ответе показать на карте, обратиться к иллюстрации на стр. 123)

С какими княжествами граничит______________________________________

( при ответе показать на карте, обратиться к иллюстрации на стр. 124)

Подведем итог: Как повлияли географическое положение и природные условия на развитие Киевского и Черниговского княжества? ( здесь было развито земледелие, в многочисленных городах – ремесло и торговля. Постоянно совершали набеги половцы. Были боярские вотчины, а княжеская власть ослабела.

С какими княжествами граничит______________________________________

Подведем итог: как повлияло положение Смоленской земли на западной окраине на развитие княжества? (В Смоленской земле была сильная княжеская власть)

Разминка. Все должны встать и выйти из-за парт. Я буду говорить утверждение, а вы, если оно верное – поднимаете руки вверх, если неверное – опускаете.

  1. Одной из причин феодальной раздробленности было господство натурального хозяйства.+
  2. Политическая раздробленность имела только положительные последствия. -
  3. Положительным последствие раздробленности был расцвет культуры.+
  4. Церковь выступала за единство земель, прекращение усобиц. +
  5. В период раздробленности Киев оставался центром всех земель. –
  6. В период раздробленности продолжала развиваться торговля с соседними княжествами и с дальними соседями.+
  7. В период раздробленности не развивалась культура.-

6.Аналитический этап.

Все учащиеся смотрят фрагмент видеоурока и работают самостоятельно по Галицко-Волынскому княжеству. Они заполняют таблицу в течение 7-8 минут, потом проверка задания.

(работа с документом на странице 127 учебника)

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развитие различных русских земель? (географическое положение и природные условия повлияли на особенность развития различных русских земель на севере руси установилось феодальная республика в центре и юго-востоке абсолютная монархия на юге и юго-западе сословная монархия.)

  • Означала ли раздробленность конец существования русского государства? (Нет: сохранялось единство языка, культуры, православной церкви, законов и.т.д.)

Учитель: Я предлагала вам выполнить творческое домашнее задание. Используя учебник, ресурсы интернета подготовить рисунок по одному из городов 12 - начала 13 века.

(Слушаются ответы учащихся)

8. Рефлексия. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

- За что сегодня я могу себя похвалить?

- Мне надо ещё поработать над … чем?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- Каким было географическое положение Новгородской земли? Покажите ее на карт.

Описание презентации по отдельным слайдам:

- Каким было географическое положение Новгородской земли? Покажите ее на карт.

- Каким было географическое положение Новгородской земли? Покажите ее на карте. - Какими были основные занятия населения? - Назовите основные города Новгородской земли. - Отличалась ли форма правления в Новгородской земле от формы правления во Владимиро-Суздальском княжестве? Чем отличалась? - Дайте определение понятию республика. - Назовите памятники культуры Новгородской республики.



Направо пойдешь- будешь полным хозяином в своем уделе. Налево пойдешь- будешь.

Направо пойдешь- будешь полным хозяином в своем уделе. Налево пойдешь- будешь считаться со своеволием бояр. Прямо пойдешь- заключишь ряд о служении

Какой путь выберут князья? К чему будут стремиться? По какой дороге в своем р.

Какой путь выберут князья? К чему будут стремиться? По какой дороге в своем развитии пойдут русские земли?

История России , 6 класс Тема урока: Южные и юго-западные русские княжества

История России , 6 класс Тема урока: Южные и юго-западные русские княжества

Повторить параграфы 12-14 Вопросы и задания на стр.127 . Рабочая тетрадь №3,4.

План: 1.Киевскок княжество. 2.Черниговское княжество. 3. Галицко-Волынское кн.

План: 1.Киевскок княжество. 2.Черниговское княжество. 3. Галицко-Волынское княжество.

Проблемный вопрос ! (стр. 123) Как географическое положение и природные услов.

Проблемный вопрос ! (стр. 123) Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развития различных русских земель?

Задание на урок Заполните таблицу Княжество Киевское Черниговское Галицко-Вол.

Задание на урок Заполните таблицу КняжествоКиевскоеЧерниговскоеГалицко-Волынское Географическое положение Крупные города С какими княжествами граничит Памятники культуры Известные князья

Киевское княжество

Расположено на юге Руси. Ближайшие соседи: на западе Владимиро-Волынское кня.

Расположено на юге Руси. Ближайшие соседи: на западе Владимиро-Волынское княжество; на севере – Турово-Пинское княжество; на востоке – Черниговское и Переяславское княжества; на юге – кочевые племена половцы. Киевское княжество

Памятники культуры Киевского княжества в X-XIII в. Храм святой Софии . Десяти.

Памятники культуры Киевского княжества в X-XIII в. Храм святой Софии . Десятинная церковь. Киевско-Печорская лавра .

Известные князья Киевской земли Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий – мл.

Известные князья Киевской земли Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий – младший сын Владимира Мономаха Глеб Юрьевич – сын Юрия Долгорукого 1169 -1171 годы правления

Святослав Всеволодович – киевский князь, 1174 – 1194 годы правления

Святослав Всеволодович – киевский князь, 1174 – 1194 годы правления

1. государственное устройство – абсолютная власть князя; 2. столица – г. Киев.

1. государственное устройство – абсолютная власть князя; 2. столица – г. Киев; 3. основные занятия – земледелие, ремёсла, торговля 1132 год – образование Киевского княжества

Киевское княжество в XII-XIII в.

Киевское княжество в XII-XIII в.

 Черниговское княжество.


Памятники культуры Черниговского княжества Пятницкая церковь Борисоглебский с.

Памятники культуры Черниговского княжества Пятницкая церковь Борисоглебский собор

Чернигово-Северское княжество Столица – Чернигов Князь Мстислав

Чернигово-Северское княжество Столица – Чернигов Князь Мстислав

Известные князья Чернигово-Северское княжество Черниговский князь Олег Святос.

Известные князья Чернигово-Северское княжество Черниговский князь Олег Святославович (Гореславович)

Черниговское княжество Черниговский князь Святослав Ольгович

Черниговское княжество Черниговский князь Святослав Ольгович

Князь Новгород Северский Игорь Святославович

Князь Новгород Северский Игорь Святославович

Буй тур Всеволод курский князь

Буй тур Всеволод курский князь

Занятия населения

Чернигово-Северское княжество

3.Галицко-Волынское княжество.

Галицкое княжество: расположено на юге Руси, столица – г. Галич, соседи – на.

Галицкое княжество: расположено на юге Руси, столица – г. Галич, соседи – на западе Польша и Венгрия

Волынское княжество – расположено на юге Руси, столица – г. Владимир-Волынски.

Волынское княжество – расположено на юге Руси, столица – г. Владимир-Волынский, соседи – на западе Польша, с востока – Киевское княжество

Природно-географические особенности

Культура Галицко- Волынского княжества Крепость Хотин

Культура Галицко- Волынского княжества Крепость Хотин

Успенский собор в городе Владимир-Волынский 1160 г. Здесь и похоронен создате.

Успенский собор в городе Владимир-Волынский 1160 г. Здесь и похоронен создатель мощного Галицко-Волынского государства Роман Мстиславович Были построены соборы, оборонительные сооружения, украшенные белокаменной резьбой и близкие по типу и отделке аналогичным постройкам

Витражи – красочные композиции из цветного стекла, пропускающего свет

Витражи – красочные композиции из цветного стекла, пропускающего свет

Ярослав Осмомысл (1153 – 1187 гг.) Во время его правления Галицкое княжество.

Роман Мстиславич Волынский Роман Мстиславич – галицко-волынский князь, 1199 –.

Роман Мстиславич Волынский Роман Мстиславич – галицко-волынский князь, 1199 – 1205 годы правления

Даниил Романович (1221 – 1264)

Даниил Романович (1221 – 1264)

Социально-политические особенности Рано сложилось боярское землевладение. Боя.

Социально-политические особенности Рано сложилось боярское землевладение. Боярство было сильным, могущественным, могло противиться воле князя, оспаривало его власть. Пограничное положение обрекло княжества на многочисленные вооруженные конфликты с участием соседних государств.

Государственное устройство – боярская монархия – тип правления, при котором в.

Государственное устройство – боярская монархия – тип правления, при котором власть князя опирается на сильное и богатое боярство.

Проблемный вопрос ! (стр. 123) Как географическое положение и природные услов.

Проблемный вопрос ! (стр. 123) Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развития различных русских земель?

Наиболее крупными землями, на которые распалось Древнерусское государство, б.

Наиболее крупными землями, на которые распалось Древнерусское государство, были: Новгородская Владимирско-Суздальская Галицко-Волынская Феодальная республика Абсолютная монархия Сословная монархия

ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос ! (стр. 123) географическое поло.

ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос ! (стр. 123) географическое положение и природные условия повлияли на особенностях развития различных русских земель на севере Руси установилась феодальная республика в центре и юго-востоке абсолютная монархия на юге и юго-западе сословная монархия


Направо пойдешь- будешь полным хозяином в своем уделе. Налево пойдешь- будешь.

Направо пойдешь- будешь полным хозяином в своем уделе. Налево пойдешь- будешь считаться со своеволием бояр. Прямо пойдешь- заключишь ряд о служении

Направо пойдешь- будешь полным хозяином в своем уделе. (Владимиро-Суздальское.

Направо пойдешь- будешь полным хозяином в своем уделе. (Владимиро-Суздальское княжество) Налево пойдешь- будешь считаться со своеволием бояр. (Галицко-Волынское княжество) Прямо пойдешь- заключишь ряд о служении (Новгородская республика)

- За что сегодня я могу себя похвалить? - Мне еще надо поработать над…….. чем.

- За что сегодня я могу себя похвалить? - Мне еще надо поработать над…….. чем? Рефлексия

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 287 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Южные и юго-западные русские княжества

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2019 18202
  • PPTX 11.3 мбайт
  • 1921 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Челенков Сергей Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.

Задачи:

  • Образовательные: Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития
  • Развивающие: Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в группе, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.
  • Воспитательные: Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок самостоятельной работы и проектной деятельности

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентации, учебник, рабочие тетради, атласы.

Межпредметные связи: география.

Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.

Ход урока

Начало урока.

Учитель: Период политической раздробленности – неизбежный этап в развитии средневековых государств. В 12-13 веках политическую раздробленность переживало Древнерусское государство. Оно распалось на 15 самостоятельных княжеств. Мы говорили о Владимиро-Суздальских землях. Покажите это княжество на карте.

Здесь была сильная княжеская власть. Огромную территорию занимали Новгородские земли. Покажите их на карте.

Учитель: Покажите на карте города Новгородской земли. А что можно сказать о княжеской власти?

Кто возглавил управление в Новгородской республике? Предполагаемый ответ: Бояре.

Вы получили на дом творческое задание, написать письмо от имени немецкого купца о его поездке в Новгород. Давайте послушаем несколько работ и поищем в каждой из них исторические ошибки.

Слушайте внимательно и участвуйте в обсуждении. (Зачитывают одну, две работы, обсуждают и оценивают).

1. Мотивация. Постановка проблемы. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: На карте видно, что кроме Новгородских и Владимиро-Суздальских земель немало других княжеств. Назовите наиболее крупные из них и покажите на карте. Конечно, поговорить сегодня обо всех не удастся. Так что можете воспользоваться исторической литературой и Интернетом, если что-то окажется за рамками нашей работы. С северными и северо-восточными землями мы познакомились. Осталось узнать о каких землях?

  1. Киевское княжество.
  2. Черниговское княжество.
  3. Смоленское княжество и Бельские земли.
  4. Галицко-Волынское княжество.

Какие вопросы в жизни этих княжеств вы предлагаете рассмотреть?

Предполагаемый ответ: географическое положение, занятия населения, города, известных правителей, систему управления, памятники культуры.

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств?

2. Информационный этап.

Учитель: Познакомимся с событиями в Киевском и Черниговском княжествах. (Рассказ учителя сопровождается презентацией - у автора).

Учитель: Одним из самых экономически сильных было Черниговское княжество. Оно протянулось от левого берега Днепра до рязанских и муромских земель. В Чернигове было развито ремесло, процветала торговля. Чернигов был одним из церковных центров Руси. В городе были построены каменные храмы Свято-Преображенский и Троицкий. Князь Олег Святославич, родоначальник черниговской династии, был не только храбрым воином, но и умелым дипломатом. При его наследниках княжество стало утрачивать былое влияние. Отделилось Муромо-Рязанское княжество, затем другие земли.

Учитель: Как повлияли географическое положение и природные условия на развитие Киевского и Черниговского княжества?

Предполагаемый ответ: Здесь было развито земледелие, в многочисленных городах - ремесло и торговля. Постоянно совершали набеги половцы. Были боярские вотчины, а княжеская власть ослабла.

Учитель: На западе располагались земли сильнейшего Смоленского княжества. В его состав входили Бельские земли. Мы послушаем выступления ваших одноклассников и посмотрим иллюстративный материал.

Учитель: Как повлияло положение Смоленской земли на западной окраине на развитие княжества?

Предполагаемый ответ: В Смоленской земле была сильная княжеская власть.

3. Аналитический этап.

Все учащиеся работают по парам с текстом учебника по Галицко-Волынскому княжеству. Они заполняют таблицу в течение 7-8 минут, потом проверка задания в течение ещё 7-8 минут.

4. Подведение итогов.

Учитель: В ходе работы по истории южных и юго-западных княжеств вы говорили о влиянии географического положения и природных условий на развитие княжеств, их усиление в регионе или, наоборот, об ослаблении их позиций, об особенностях управления, хозяйственной деятельности и культуры.

5. Рефлексия.

За что сегодня я могу себя похвалить?

Мне надо ещё поработать над … чем?

6. Домашнее задание.

Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание. Используя учебник, ресурсы интернета подготовить экскурсию по одному из городов 12 - начала 13 века.

Киевское княжество
Расположено на
юге Руси.
Ближайшие соседи:
на западе
ВладимироВолынское
княжество; на севере
– Турово-Пинское
княжество; на
востоке –
Черниговское и
Переяславское
княжества; на юге –
кочевые племена
половцы.

Памятники культуры Киевского
княжества в X-XIII в.
Десятинная церковь.
Храм святой Софии .
Киевско-Печорская
лавра .

9. Известные князья Киевской земли

Юрий Владимирович по
прозвищу Долгорукий –
младший сын Владимира
Мономаха
Глеб Юрьевич – сын
Юрия Долгорукого
1169 -1171 годы
правления

11. 1. государственное устройство – абсолютная власть князя; 2. столица – г. Киев; 3. основные занятия – земледелие, ремёсла,

1132 год – образование Киевского княжества
1. государственное устройство –
абсолютная власть князя;
2. столица – г. Киев;
3. основные занятия – земледелие,
ремёсла, торговля

Киевское княжество в XII-XIII в.
Киевское княжество попрежнему считалось первым
среди других русских княжеств.
Его князь продолжал носить
титул великого киевского князя.
Киев сохранил и свою
историческую славу матери
русских городов. Оставался он и
главным религиозным центром
русских земель. Но вместе с тем с
1140-х гг. Киев безвозвратно
потерял контроль над русскими
землями и превратился в одно из
русских княжеств, с которым все
меньше считались сильные
соседи.

Черниговское княжество
граничит со Смоленским ,
Рязанским,
Переяславским.
Киевским, Туро-Пинским
На юго-востоке граничит
с половецкими землями.
Особые отношения
сложились у
Черниговского княжества
с половцами… Князья не
только отражали набеги
половцев, но и роднились
с половецкими ханами .

15. Памятники культуры Черниговского княжества

16. Столица – Чернигов

Чернигово-Северское княжество
Черниговское княжество рано
обособилось от Киева. Еще
черниговско-тмутараканский
князь Мстислав
противопоставил себя Киеву и
заставил своего брата
Ярослава Мудрого отдать ему
половину государства. Затем
сын Святослава Ярославича Олег вел долгую войну с
Владимиром Мономахом. И в
дальнейшем Ольговичи были
постоянными противниками
Мономашичей.
Князь Мстислав
Столица – Чернигов

Известные князья ЧерниговоСеверское княжество
Черниговский
князь Олег
Святославович
(Гореславович)
Олег Святославович, ставший родоначальником династии
черниговских князей, дружил с половцами, и они нередко
помогали ему в борьбе с Владимиром Мономахом.
Поэтому Черниговская земля не испытывала в течение
десятилетий такого напора кочевников, как, скажем,
Киевское княжество.

Чернигово-Северское княжество
Со временем Чернигов стал одним из крупнейших русских
городов. Здесь сформировалось мощное боярство,
опиравшееся на вотчинное землевладение

23. 3.Галицко-Волынское княжество.

24. Галицкое княжество: расположено на юге Руси, столица – г. Галич, соседи – на западе Польша и Венгрия

Волынское княжество – расположено на юге Руси,
столица – г. Владимир-Волынский, соседи – на западе
Польша, с востока – Киевское княжество

26. Природно-географические особенности

В ХIIв. на юге западе Руси
существовали два самостоятельных
княжества – Волынское и Галицкое.
В 1199г. они объединились в могучее
Галицко-Волынское княжество.
Юго-запад Руси, относительная
удаленность от кочевников.
Галицко-Волынское княжество
занимало земли в бассейнах рек
Днестр, Прут, Западный Буг.
Простиралось от Карпат до Полесья.
Крупные города Перемышль, Галич,
Владимир-Волынский, Теребовль, Луцк,
Львов, Холм и др.

27. Культура Галицко- Волынского княжества

Были построены соборы,
оборонительные сооружения,
украшенные белокаменной
резьбой и близкие по типу и
отделке аналогичным
постройкам
Успенский собор в городе
Владимир-Волынский 1160 г.
Здесь и похоронен создатель
мощного ГалицкоВолынского государства
Роман Мстиславович

30. Ярослав Осмомысл (1153 – 1187 гг.)

31. Роман Мстиславич Волынский

Роман Мстиславич –
галицко-волынский князь,
1199 – 1205 годы правления
Роман Мстиславич объединил под
своей властью Галич и Волынь и
образовал единое ГалицкоВолынское княжество. Через
несколько лет он присоединил к
своим владениям и Киевское
княжество.

32. Даниил Романович (1221 – 1264)

Его политику продолжил сын —
Даниил Романович. Даниил был
выдающимся государственным
деятелем, смелым и
талантливым полководцем. О его
личной храбрости ходили
легенды, но опасные соседи
Галицко-Волынской Руси,
Венгрия и Польша, в сговоре с
местными боярами пытались
ослабить власть Даниила и
помешать централизации ЮгоЗападной Руси.

33. Социально-политические особенности

Рано сложилось боярское
землевладение. Боярство
было сильным,
могущественным, могло
противиться воле князя,
оспаривало его власть.
Пограничное положение
обрекло княжества на
многочисленные
вооруженные конфликты с
участием соседних
государств.

Государственное устройство – боярская
монархия – тип правления, при
котором власть князя опирается
на сильное и богатое боярство.

Проблемный вопрос !
Как географическое положение и
природные условия сказывались
на особенностях развития
различных русских земель?


Феодальная
республика
Абсолютная
монархия
Сословная
монархия
Наиболее
крупными
землями, на
которые распалось
Древнерусское
государство, были:
• Новгородская
• ВладимирскоСуздальская
• ГалицкоВолынская

37. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Проблемный вопрос !
географическое положение и природные условия
повлияли на особенностях развития различных
русских земель на севере Руси
установилась феодальная республика в центре и
юго-востоке абсолютная монархия на юге и югозападе сословная монархия

Направо пойдешь- будешь полным
хозяином в своем уделе.
(Владимиро-Суздальское княжество)
Налево пойдешь- будешь считаться со
своеволием бояр.
(Галицко-Волынское княжество)
Прямо пойдешь- заключишь ряд о
служении
(Новгородская республика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Современные подходы к определению задач, содержанию и методам воспитания детей раннего возраста в соответствии с ФГОС

Читайте также: