Я рисую словами конспект 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Рисуем словами! Средства создания выразительной речи Урок - практикум." — Транскрипт:

1 Рисуем словами! Средства создания выразительной речи Урок - практикум

3 Средства художественной изобразительности Эпитет (художест - венное определение) Метафора ( скрытое сравнение) Олицетворение (перенос свойств одушевленного предмета на неодушевленный) холодный взгляд, тяжёлый характер клочок неба, костёр рябины красной Запела капель, ветер поёт, лес уснул, слова рисуют Все эти образные средства созданы на основе переносного значения слова

4 Выполняем упр. 230 Выписать из текста примеры средств выразительности. Эпитеты: золотой (дождь), пёстрый (смерч) Метафоры: деревья стоят по колено в листьях Олицетворения: листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются; листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики.

5 невыспавшееся Потянулось и зевнуло Шар солнца в ночном колпаке Грустно посмотрело уставшее Грустная улыбка солнца Проснулось

6 Нежные, легкокрылые бабочки; тонкий аромат розы Бабочки – путешественницы, шипы – защитники, головки цветов Бабочки что-то шептали на ушко цветам, а те звонко смеялись в ответ

7 Самостоятельная работа 1. Выпишите из текста три эпитета, три метафоры, три олицетворения. 2. Выполните задания 4 – 5. Задание 4 Выписать из текста слова, которые соответствуют указанным в учебнике схемам. Какой частью речи являются эти слова. Задание 5 Выписать из текста три прилагательных, которые состоят из корня и окончания. Какие из них употреблены в переносном значении? Подчеркните их волнистой линией.

8 Проверяем самостоятельную работу! Эпитеты: золотая (роща); березовым, веселым (языком); сиреневая (цветь). Метафоры: души сиреневая цветь, костер рябины красной, я роняю слова, не обгорят рябиновые кисти. Олицетворения: отговорила роща, журавли не жалеют, дерево роняет тихо листья. Рябиновый, березовый, грустный. Золотая, весёлый, красный.

Конспект внеурочного занятия в 5 классе по развитию речи нра тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Вашему вниманию представлен конспект внеурочного занятия в 5 классе по программе "Школа развития речи" на тему "Словесное рисование". Урок составлен и проведен в незнакомом классе села Кинель-Черкассы на основе изучения обучающимися стихотворчества поэтов Кинель-Черкасского района Самарской области, с использованием деятельностного подхода в преподавании литературы в условиях модернизации российского образования.

7. Словарная работа (3 минуты)
М..тафора, …лиц..творение, сре..тва, окс..морон, изображает..ся, п..йзаж, мног..знач?ный, выр..зительность, …краска, ст…листический.
• Составьте небольшой рассказ по ключевым словам (словарная работа).

Первый снег
Валерий Брюсов

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Первый снег

Валерий Брюсов
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

Сергей Есенин.

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

Сергей Есенин.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Средства художественной выразительности
Языковые средства выразительности традиционно принято называть рит(о)(а)рическими фигурами. Риторические фигуры призваны (с)(з)делать реч(?) богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задумат(?)ся, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.
Тропы – сер(?)цевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подч(е)(и)ркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта созд(а)(о)вать м(е)(и)тафоры, это знак таланта, поскольку для создания удач(?)ной метафоры необходимо подм(е)(и)чать неожиданные черты сходства.
В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном зн(а)(о)чении.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Эпитет – образное использование прилагательных в переносном значении. Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным.
Постоянные эпитеты – часто встречаются в произведениях устного народного творчества (былинах, сказках, песнях).
Метафора – перенос значения слова с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.
Олицетворение – особый вид метафоры, при котором неодушевлённые предметы, явления наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ.
Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением.
Гипербола – разновидность тропа, основанная на преувеличении.
Литота – преуменьшение (от.англ. little - маленький).
Оксюморон – сочетания, в котором соединяются несовместимые понятия (горячий снег, печальная радость).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:
- В ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСПРЕДЕЛЕНЫ РОЛИ. ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ:
- Организатор (лидер) – организует работу группы.
- Секретарь – оформляет решение группы.
- Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
- Спикер – представляет результаты работы группы.
- Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
- Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
- КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ВЕРСИЮ РЕШЕНИЯ.
- ОДИН ГОВОРИТ, А ОСТАЛЬНЫЕ СЛУШАЮТ.
- КАЖДАЯ ВЕРСИЯ ОБСУЖДАЕТСЯ В ГРУППЕ.
- В ГРУППЕ СОГЛАСУЕТСЯ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ ЗАЩИЩАЕТ СОГЛАСОВАННОЕ РЕШЕНИЕ ПЕРЕД КЛАССОМ.

Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

Воспитывать интерес к художественному слову, умение применять эпитеты в создании собственного текста;

Опорные понятия: прилагательное, образное определение, прямое и переносное значение.

Новые понятия: эпитет.

Межпредметные связи: русский язык, музыка, работа с терминологией.

Применяемые приемы, методы, технологии

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Сформулировать проблемный вопрос,

дать понятие об эпитете и роли прилагательного как эпитета. Учить пользоваться текстовыми источниками.

Понять роль прилагательного как эпитета .Научиться находить эпитеты в литературном тексте.

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

Этап: актуализация необходимых знаний.

Метод творческого чтения.

Проверяет готовность рабочих мест.Создает ситуацию,при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

-постараться передать сказочную атмосферу ,иронию автора.

Ученики организуют рабочее место.

Выразительно читают заданный отрывок.

Развивать слух,речь и внимание учащихся.

принятие учебной задачи.

Умение выступать перед классом.

Проявлять положительное отношение к уроку, следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Этап: Мотивация познавательной деятельности.

Объясняет детям, что автор находит для каждого героя особенные краски и слова. Слова-волшебники .Они способны рисовать образ героя или предмета.

Золотое кольцо-золотое сердце;

Солнечный лучик-солнечный зайчик.

Эпитет-выразительное образное определение, указывает на свойства и качества предмета, передает настроение, показывает необычный взгляд автора на предмет.

-каким членом предложения является прилагательное?

Невиданные звери,брег печальный…

-как называются эти слова?

-что такое тропы?

-с какими тропами вы уже знакомы?

Пишет тему урока на доске.

-определением. Находят все определения в тексте, которые передают звуки, настроение ,цвет с особенной изобразительной силой.

-краски речи, изобразительно-выразительные средства.

Ученики записывают тему урока в тетради.

Формировать у детей представление о том, что такое эпитет.

Коммуникативные: формулирование собственной позиции и умение договариваться.

поиск решения задачи.

Познавательные: построение высказывания.

Проявлять познавательную активность.

Отвечать на эмоциональное состояние одноклассников

Этап: Организация познавательной деятельности.

-как же рождаются эпитеты?

Обращается к раздаточному материалу.

Включает музыку, которая далее звучит фоном .

-что такое береза?

-а какая береза у автора стихотворения?

.Помогает детям объяснить каждый эпитет!

Закрепляет отличительные особенности эпитетов.

Зачитывает определение эпитета из разных словарей .

Предлагает проделать исследовательскую работу: выписать в тетрадь все эпитеты и подсчитать их.

-прочитайте, пожалуйста, объясните значение каждого.

-сколько всего получилось эпитетов, а сколько других слов?(31:9)

-о чем это говорит?

-какие ассоциации возникают?

Выбирают правильный ответ из многообразия общих ассоциаций:

Эпитет определяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом.

Выписывают на доске пары словосочетаний, сравнивают, определяют эпитет.

Дети подыскивают свои эпитеты к словам музыка и лицо, делая вывод, что таких слов-множество.

Объясняют значение эпитетов ,вступают в дискуссию: что есть эпитет, а что нет.( Преобладающая часть речи-прилагательное, которое делает описание образным, живописным; поэт рисует картину родной природы, близкой каждому ).

Нужно позволить детям объясниться-договориться-это вершина урока!

Учить находить эпитеты в литературном тексте.

Оценка правильности выполнения действия.

Умение задавать вопросы .Умение отвечать на вопросы.

Познавательные: поиск информации для выполнения задания с использованием учебной литературы.

общаться в группе.

Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, понимать ответственность, уметь выступить перед классом.

Учиться понимать авторскую позицию и высказывать собственное отношение к миру.

Учиться вырабатывать и выражать свои мировоззренческие позиции.

Этап: Подведение итогов.

Рефлексия. Выставление оценок.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Примерные вопросы учителя:

-в чем же секреты эпитета?

-возможно ли написать картину не только кисточкой, но и словом?

-как увидеть эпитеты в тексте?

-какова их роль в художественном тексте?

-на что нам не хватило времени в уроке, чтобы понять место эпитета в тексте?

-какой эпитет Вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

Фиксируют материал, изученный на уроке, объясняют недостаток тех знаний и умений, которых не хватает для понимания предмета и решения новых задач .Оценивают личный вклад в решение коллективной проблемы урока-целеполагания через стандартную шкалу оценки от 1 до 5.

Предполагаемые ответы записаны на обратной стороне доски: так вот как, оказывается…;я никогда раньше не задумывался об этом…;и я могу так, но…

Переосмысливание первоначальной учебной задачи, собственной цепочки действий.

Помогло ли чем-то мнение одноклассника.

Что понял и чем поможет в жизни умение пользоваться эпитетами.

Осознавать свои эмоции, учиться понимать эмоциональное состояние других людей.

Понимать личную ответственность за результаты деятельности.

Дополнительный материал (творческие задания и т.п.)

Написать четверостишие о родной природе(лес, поля, луга, река, грибы, осень),используя яркие и красочные эпитеты.

Читайте также: