Я и моя семья конспект урока 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

– Дети, приветствуем гостей, присутствующих на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

А я вам хочу рассказать одну легенду. Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: “Я”
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: “Я”
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: “Я”
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
“Я, я”, – тихо молвила Ева: “я, я”,
Сказала она знаменитых семь “Я”
Вот так на Земле появилась семья.

- Какое слово всё время произносила Ева? Сколько раз? (Показ ребуса “7Я”)

- Слово семья обозначает семь “Я”, которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей.

- Конечно, не у всех в семье живет 7 человек, да и не важно сколько. Главное, что мы любим друг друга, понимаем и помогаем друг другу.

– Попробуйте определить тему и цель нашего урока. (Составить из слов предложение – тему)

3. Работа по теме урока.

1) Вступительное слово.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.

Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра.

Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

На Руси к семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные.

2) Работа по учебнику

Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. СТР. 52 (пословицы)

  • В гостях хорошо, . а дома лучше
  • Яблоко от яблони . не далеко падает
  • Семья в куче – не страшна . и туча
  • Вся семья вместе, так и душа . на месте.
  • Кто родителей почитает, тот вовеки . не пропадает

Физкультминутка. - А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. - Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло?

(РАБОТА В ПАРАХ) Перед вами лежат листочки. Вам нужно выбрать из предложенных слов верные слова о вашей семье. Попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос “какая?”. (Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая). Какие слова вы не выбрали?

Дети: злобная, жестокая, вредная, невыносимая

Учитель: Я скажу начало предложения, а вам надо его закончить такими словами, какие бы вы хотели сказать своим родным.

Я хочу, чтобы мои мама и папа были.
Я люблю, когда бабушка.
Мои мама и папа для меня самые.
Я люблю своего дедушку за то, что.
Я хочу своим родителям пожелать.
Свою семью я считаю.
Моя мамочка для меня самая.
Мой папочка для меня самый.

Чтение статьи из учебника стр.53

4. КРАЕВЕДЕНИЕ

- Что такое традиция? То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

В каждой семье есть традиции. К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь, отмечание праздников.

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ “В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА”

Учитель: - Ребята, пройдёт немного времени, и мы будем отмечать один из самых любимых вами праздников, самый семейный праздник – Новый год.

- Среди многих традиций, присущих новогоднему празднику, существует обязательное исполнение песни “ В лесу родилась ёлочка”. Нет человека, который не пел сам или хотя бы не слышал эту новогоднюю песенку. Кто же её автор? Об этом расскажет Нотка.

- Слова этой песни написала Раиса Кудашева, а музыку – Леонид Бекман. В канун Рождества в 1903 году Раиса Кудашева опубликовала стихотворение под названием “ Ёлка” в журнале “ Малютка”. Спустя три года кандидат естественных наук, Леонид Бекман, положил шесть четверостиший этого стихотворения на музыку. Так появилась эта замечательная песня, без которой невозможно представить встречу Нового года.

(Разучивание и исполнение песни под музыку).

Снег ложится на дома,
К нам опять пришла зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки,
Холода, сугробы, лёд,
И весёлый.

Прочитать стихотворение в тетради (хором)

- Как к нам пришёл этот праздник? Отмечают ли Новый год в других странах? Какие традиции празднования Нового года существуют в вашем городе, школе, семье? Об этом нам расскажет творческая группа, которая заранее подготовилась, подобрала очень интересный материал.

- Так кто же придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл?

1 ученик. В древности наши предки его отмечали 1 марта. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на 1 сентября. И только в 1700 году, по указу царя Петра I, Новый год принято отмечать 1 января. Именно царь Пётр 1 повелел украшать дома еловыми и сосновыми ветками.

- О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете?

2 ученик. Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка – это символ новогоднего праздника.

3 ученик. Ещё одна традиция – пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году.

4 ученик. Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.

- А как отмечают Новый год в других странах?

1 ученик. В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью.

2 ученик. Венгерский народ в полночь громко играет на дудочках, свистульках, рожках. Они считают, что это помогает выгнать из дома злых духов.

3 ученик. Немцы всех возрастов забираются на стулья, диваны, кресла и с наступлением праздника прыгают на пол. Они говорят, что это помогает впрыгнуть в новый год чистым и безгрешным.

4 ученик. Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавится от плохой энергетики.

5 ученик. В Испании принято съесть 12 виноградин и загадать 12 желаний.

6 ученик. В Скандинавии существует традиция хрюкать под столом, скандинавы утверждают, что это помогает им избавится от болезней и неудачи.

7 ученик. А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года – это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку.

8 ученик. В Индии Новый год называют Гуди Падва, в этот день индийцы обязательно должны съесть листья дерева ним-ним.

9 ученик. Болгария – это страна где самый маленький член семьи читает гостям стихи, поёт песни, дарит сувениры, которые снимает с ёлки.

- Дети, а без кого не бывает новогоднего праздника? Как он выглядит? А сколько ему лет? (больше 1000) А кто его помощница?

Как зовут Деда Мороза в разных странах?

1 ученик. В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании – это Санта Клаус. Отличается от нашего одеждой, на нём всегда одета красная куртка с белым мехом и шаровары.

2 ученик. В Швеции их вообще два: Юлтомтен и Юлниссаар, они награждают послушных детей и оставляют им подарки под окном.

3 ученик. И во Франции тоже два Деда Мороза: Пэр-Ноэль и Шаланд.

4 ученик. В Румынии - Мош Кречун.

5 ученик. Финляндия славится Йоулупукки, он всегда находится в свите гномов.

6 ученик. В Эстонии - Йиулувана.

7 ученик. А ребята из Узбекистана с нетерпением ждут Корбобо, который приезжает на ослике.

Учитель. Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.

Чтение стр. 32 тетради № 2 (как в других странах называют Деда Мороза)

Чтение стр. 32 тетради № 2 (Старый Новый год)

Что “растёт” на нашей ёлке?

Услышав название ёлочной игрушки, надо поднять руку и сказать: “ Да!”, а когда называется то, чего на ёлке не бывает, надо сдержаться и помолчать.

Что “растёт” на нашей ёлке?
Только ль шишки да иголки?
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-Петрушка,
Старая кадушка.
Белые снежинки,
Швейные машинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки.
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Спортивные палатки.
Яркие фонарики,
Хлебные сухарики,
Красные флажки,
Шапки и платки.

Творческая работа в тетради “Украсить новогоднюю ёлку”.

IV. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Удалось ли вам узнать что-то новое для себя?

Говорят под Новый год,
Что не пожелается,
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Ёще одна замечательная новогодняя традиция – дарить друг другу добрые пожелания.

У каждого из вас на парте – вырезанный из бумаги ёлочный шар. Напишите на нём какое-нибудь новогоднее пожелание, прикрепите его к изображению ёлочки, и тогда оно обязательно сбудется.

Урок знаний для первоклассников, актуален в год семьи.

ВложениеРазмер
ya_i_moya_semya.docx 20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Я и моя семья. 1-й класс

Тряпьева Маргарита Михайловна , учитель начальных классов

  • Образовательные :
  • сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе.
  • Развивающие :
  • развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания;
  • развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах;
  • продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух;
  • Воспитательные :
  • воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
  • создание условий для полноценного межученического диалога;
  • обеспечить тесную связь обучения с жизнью.

1. Организационный момент

– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

На интерактивной доске появляется слайд 1 ( Приложение 1 )

2.Актуализация знаний и постановка проблемы

Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение).

3. Открытие новых знаний

– Как же появилась семья?
– Какой у вас возникает вопрос?
– Попробуйте определить тему и цель нашего урока.

4. Тема урока. Объявление цели

– Тема урока: Ты и твоя семья.
– Цель урока: узнаем, что такое семья, что взаимопомощь – основа благополучия в семье и определим признаки дружной семьи.
– Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

– О каких же родственниках упоминается в стихотворении? (Составление ромашки)

( Приложение 1 , слайд 5 с изображением ромашки)

– Очень символично, но с давних времен ромашка является символом взаимопонимания добра и веры, благополучия семьи. И вы, благодаря своей старательности на уроке технологии сделали в подарок своей семье ромашку, подарите её своим родителям. Пусть этот символ приносит в ваш дом радость, заботу, любовь, счастье.

Индивидуальная работа (картинки рассмотреть).

– В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д. ( Приложение 1 , слайд 7)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Я и моя семья .

Подготовила: Коршун Александра Васильевна

Цели: формировать у учащихся представление о семье как группе живущих вместе близких родственников, о правах и обя­занностях членов семьи, содействовать воспитанию уважительных и заботливых отношений детей к членам их семей, развитию вни­мания, мышления, речи учащихся.

1. Организационно-мотивационный момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Думаю, что многое вы уже знаете.

Встаньте те, кто сегодня в школу шел один.

Поднимите руку те, кто умеет переходить дорогу.

2. Актуализация знаний

- Ответьте на вопросы:

· Как называет­ся населенный пункт, в котором мы живем? (агрогородок Новка)

· Какой транспорт можно встретить в нашей Новке?

· К какому виду транспорта относят самосвалы, грузовики, автофургоны? (к Грузовому, специальному или пассажирскому?)

· Как называется та часть улицы, по которой движутся пешеходы? (Тротуар.)

· Где нужно пешеходам переходить проезжую часть улицы? (По пешеходному переходу.)

· На какой сигнал светофора следует переходить улицу? (Зеленый.)

Хорошо, вот мы и повторили то, что проходили на прошлом уроке.

Посмотрите внимательно на картинки, что вы на них видите?


- Посмотрите на доску. Кто догадался, о чем конкретно мы будем сегодня говорить?

- Сегодня мы с вами поговорим о вас и вашей семье.

4. Знакомство с правилами поведения во время экскурсии

- Что такое семья? ( В толковом словаре С. И. Ожегова есть определение этого слова. Семья — это группа живущих вместе близких родственников .)

- Какие это могут быть родственники. (Дети, их родителимама и папа, бабушка, дедушкав некоторых семьях вместе с ними могут жить прабабушка или прадедушка.)

Дети говорят, а учитель прикрепляет к доске рисунки с изображением род­ственников так, чтобы в центре оставалось место.

- Мне кажется, кого-то не хватает? (Не хватает нас, меня.)

- Значит, семья — это я и мама. Помогайте. Я и. (папа). Я и. (брат) и т. д.


- Какое значение для человека имеет его семья?

- Соглашусь с каждым из вас. Семья — это счастье.

Физкультминутка

Работа по учебному пособию с. 42. Откройте учебник на с. 42 и прочитайте пословицы на­родов мира, обсудите, как вы их понимаете, почему важно, чтобы в семье были спокойные, добрые отношения.

· Добрая семья прибавит ума-разума.

· Дерево держится корнями, а человек – родственниками.

· Согласную семью и горе не берёт. Если в семье согласие и понимание, то в ней и горя нет.

- Семья с давних пор имеет большое значение в жизни людей. В семье люди обсуждают важные вопросы быта, ра­боты, совместно ведут домашнее хозяйство, решают, когда и какие хозяйственные работы надо выполнить, что купить для дома. В семье люди вместе проводят часы отдыха. Семья нужна для продолжения рода: в семье рождаются и вырас­тают дети. В семье дети получают воспитание, с помощью взрослых познают окружающий мир, узнают много нового. Люди радостны и счастливы в семьях, где все понимают и поддерживают друг друга, заботятся друг о друге.

· Родители в детях продолжаются. Обычно семьи стараются передать детям не только жизненный, но и профессиональный опыт из своей жизни. Дома, все стараются вести разговоры об учёбе, о работе и что нового в современном мире происходит. Чаще всего родители стараются привить любовь к своей профессии, так как работа эта им наиболее знакома.

- Расскажите, сколько человек в ваших семьях, как родители заботятся о детях. (Родители заботятся о пище, по­купают детям одежду и обувь, игрушки, другие необходимые предметы. Взрослые в семьях учат и воспитывают детей, вме­сте с ними читают книги, играют. Некоторых детей взрослые водят на занятия кружков, в спортивные секции, музыкаль­ную или художественную школу. Родители заботятся о здоро­вье детей, лечат их, когда те заболеют. Родители внимательно относятся к детям, любят и не обижают их. )

- Не только родители, но и дети должны выполнять эти обязанности, которые общие для всех членов семьи.

Физкультминутка

1. Помогаете ли вы родителям нести сумки с покупками из магазина?

2. Известно ли вам, какая вещь необходима маме или папе?

3. Помогаете ли вы маме или бабушке снять пальто (обувь), когда они приходят домой?

4. Уступаете ли вы маме, бабушке место в транспорте? А дедушке?

5. Мама угощает вас апельсином, шоколадкой, чем-то дру­гим вкусным, делитесь ли вы с ней, папой, братом, сестрой, бабушкой, дедушкой?

6. Всегда ли вы с первого раза отзываетесь на просьбы родителей?

7. Приходится ли вашим родителям напоминать вам о том, что нельзя мешать взрослым, нельзя вмешиваться в их разговор?

8. Можете ли вы назвать дни рождения мамы, папы, ба­бушки, дедушки, брата, сестры?

Работа с рисунками в учебном пособии с.42

- Рассмотрите рисунки на с. 42 учебного пособия.

- Какие домашние дела могут выполнять в семье дети, помогая взрослым. (Подметать пол, помогать делать покупки в магазине, мыть и вытирать посуду, чистить обувь, поливать комнатные цветы, играть с младшим братом или сестрой.)

Работа в парах , как они помогают своим близким в семье? (Сейчас вы поработаете в парах, Ваше задание у соседа по парте узнать то, как он помогает дома, и позже Вы расскажете классу о домашней помощи своего соседа по парте)

Оля и Лида гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье, и говорит подруге:

— И я сегодня маме помогала.

— И я тоже, — ответила Лида. — А что ты делала?

— Со стола убирала, посуду всю вымыла, тарелки, ложки, вил­ки вытерла и в буфет убрала.

— А я ботинки почистила.

— Мамины? — спросила Оля.

— Разве это помощь маме? — засмеялась Оля. — Ты же их себе чистила!

— Ну и что же? Зато у мамы сегодня меньше работы будет, — сказала Лида.

Так это или не так?

Первоклассники высказывают свое мнение, обосновывают ответ.

- В особом внимании и помощи нуж­даются пожилые члены семьи — бабушки и дедушки. Они быстро утомляются, нуждаются в отдыхе, им тяжело вы­полнять работу по дому.

- Как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?

- Многие бабушки и дедушки находятся на пенсии, у них много свободного времени, кото­рое они посвящают своим внукам. Читают им книги, ходят с ними в парк, в цирк, на спектакли, в кино. А как Ваши бабушки и дедушки проводят с Вами время?

5. Закрепление изученного материала

Работа по тетради

№1 Какую работу дома ты выполняешь? Отметь подходящие рисунки галочкой.

№2 Рассмотрите рисунки. Как дети заботятся о пожилых людях? Закрасьте зелёным цветом квадраты у рисунков, на которых изображено, как ты заботишься о своих бабушках и дедушках.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. О чём мы с Вами говорили на уроке?

- Кем бы Вы хотели стать в будущем?

-Встаньте, если Вы считаете, что только к Вам в семье должны хорошо относиться.

-Встаньте, если Вы считаете, что помогать нужно всем членам семьи.

-Поднимите ручки вверх, если Вы считаете, что поступать нужно с другими так, как Вы бы хотели, чтобы поступали с Вами?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок традиция моей семьи.Подойдет как для классного часа там для урока в 1 классе по окружающему миру.

Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

- Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.

2. Упражнение – энергизатор.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплименты.

3. Вступительная беседа

Учитель: Очень трудно самому

Жить на свете одному.

Вместе с Мамой жить и Папой

Хочется всегда ребята.

- Сегодня мы поговорим,…а о чём, вы узнаете, разгадав ребус:


Учитель вывешивает на доску (-Семья.)

Учитель: Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)

В словаре С. И.Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.

- А как вы думаете, родственники – это кто?

(Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.)

По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…

Учитель: Какой лучик забыли? (Себя.)

Учитель: Что у нас получилось? (Семья – солнышко.)

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

Учитель: Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка - ваша семья.

- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?

( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят.

Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело.

Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.

- В семье идет все своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся родителями, а потом стариками: бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи:

Иьмес иманелч имыратс и имыньлоб аз доху и йетед еинатипсов.

(Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)

- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? (в которой царит доброта, нежность, взаимная любовь, верность, терпимость, справедливость, умение прощать, уважение интересов другого и т.д.)

- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком, - еще не дом.

Когда вечерняя сгуститься темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

- О каком же тепле идет речь?

Учитель: Вы, конечно, знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи - ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту.

И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда вас накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательны и заботливы с вами в эти дни мама, бабушка! Дают вам лекарство. Ставят горчичники и градусник. И шепчут – говорят вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. Скажите, какие ласковые слова вам говорят мамы?

(Хороший, любимый, солнышко моё, котеночек…)

Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова. Слушая их, всегда быстрее идёшь на поправку.

- А если в вашем доме праздник? Назовите самые любимые праздники в вашей семье? (Ответы детей)

Любимым семейным праздником многие из вас назвали Новый год.

Как вы готовитесь к нему, расскажите.

(Все вместе убираем квартиру, папа приносит ёлку, мы её вместе украшаем, помогаем маме готовить вкусные угощения).

- В эти дни от весёлых забот и от любви близких в вашем доме становиться так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой заглядывают на огонёк!

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам ваших родных. Всё-всё, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные вашими родителями, твоими близкими. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас? По вашему отношению к вещам, можно судить об уважении к труду ваших родных. Подумайте, много ли вы знаете о своих мамах, папах, бабушках, дедушках? Часто ли вы думаете о них? А между тем…

Вот – ваши мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (Папа)

Потому что ваши папы добрые, умные, заботливые, сильные. Про всё на свете знают. Про хоккей. Про то, откуда взялись звёзды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. Расскажите, о чём рассказали вам папы?

( Мой папа рассказывает мне, как надо ловить рыбу. Мой папа учит меня играть в шахматы. А мой играет со мной в машинки…)

Вот какие удивительные люди живут-поживают в ваших семьях. Все они самые верные и самые надёжные ваши друзья. А друзей нужно беречь, заботиться о них. Во всём стараться им помочь.

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

- Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?

(Я мою посуду, пылесошу, протираю пыль, поливаю цветы…)

Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?

(Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…)

Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?

(Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…)

Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.

(рассказ детей о моментах, запечатлённых на фотографиях)

- Ребята, сегодня вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы

видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.

6. Творческая работа.

(Дети рисуют)

7. Итог занятия

Выставка работ детей

- Посмотрите, какой получился замечательный поезд с рисунками ваших семей. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас. Пусть ваши близкие будут всегда вместе с вами, где бы вы не оказались.

- Подведем итог нашего занятия.

Продолжите высказывание: Я хочу, чтобы моя семья…..

- Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.



Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

Организационный момент:

Сегодня у нас с вами необычный урок: веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, рисовать, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, о семье.

На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте его отгадаем.

(Дети отгадывают ребус: 7Я,)

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )

Оформление доски:


Отгадывание загадок:

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама.

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша. (МАМА)

2.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша. ( БАБУШКА)

4. Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии много лет

Нестареющий наш. (ДЕД)

5.Мамы старшая сестра-

С виду вовсе не стара,

Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

6.Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный . (БРАТ)

8.Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили. (СЕСТРУ)

Оформление доски:

По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:


Вот такая схема у нас получилась.

Основная часть.

Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

Практическое задание:

А каков состав вашей семьи? Сейчас я буду вызывать вас по одному к доске, а вы покажите кто живет в вашей семье (дети при помощи магнитных картинок, перетаскивая их в один ряд, ставят тех, кто является членами его семьи.)

Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- сотворение семейного счастья .Счастье каждый человек понимает по своему, и все-таки если у человека нет своей семьи или в его семье нет мира и лада, вряд ли он сочтет себя счастливым. Вот и получается, что семейное счастье - при всем разнообразии представления о нем - нужно каждому из нас!

Взрослые люди вывели всем понятную формулу жизни: когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью домой, применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.

Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.

Работа с пословицами:

На доске пословицы и поговорки напечатанные на картоне с магнитной основой (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)

(Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье разлад, так и дому не рад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Согласие да лад_ в семье клад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отца с матерью почитать- горя не знать.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Согласие да лад - в семье клад.

Отца с матерью почитать- горя не знать.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

В недружной семье добра не бывает.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей: Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

Оформление доски:


Возврат к первой схеме:

(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)

Получилась новая схема:


Творческая работа:

Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа, ваши родители могут вам помогать.

(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

(дети объясняют, что нарисовали и почему.)


Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет.

Учитель Дикова Татьяна Юрьевна, ВКК

Город Великий Новгород.

Читайте также: