Взаимодействие молекул физика 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная, фронтальная работа, работа в паре.

Методы: проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.

Предметные: понимание и объяснение явления взаимного притяжения и взаимного отталкивания молекул , зависимости скорости протекания от агрегатного состояния вещества и температуры тела; умение приводить примеры в окружающем мире.

Личностные: формирование познавательного интереса к учебному материалу; убеждение в возможности познания природы.

Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, объясняющие наблюдаемые явления, анализировать результаты эксперимента и делать выводы; овладение навыками самостоятельной организации эксперимента и оценки своей деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать зависимость расстояния между молекулами и притяжением и отталкиванием; использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные понятия: Молекулы, притяжение молекул, отталкивание молекул.

1. Организационный этап.

Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Готовятся к работе, организуют рабочее место.

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.

Коммуникативные: создание благоприятного микроклимата.

2. Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний, типичные ошибки.

Выполняют задания, отвечают на вопросы физического диктанта с последующей взаимопроверкой.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, оценивание качества усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного действия с одноклассниками.

Познавательные: оценивание знаний одноклассников.

3. Постановка учебной задачи.

Создает проблемную ситуацию, ставит перед учащимися задачу.

Наблюдают за распространением запаха, выдвигают гипотезы, объясняющие явление, формулируют цели и тему урока, записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: понимание задач деятельности и умение решать их в практической ситуации.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, аргументация своего мнения, учет мнений одноклассников.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4. Первичное усвоение материала.

1.Проводит опыты по наблюдению взаимного притяжения и взаимного отталкивания молекул .

2. Направляет и корректирует деятельность учащихся по организации и проведению самостоятельных экспериментов.

1. Наблюдают демонстрируемые опыты, анализируют результаты и делают выводы.

2. Под руководством учителя самостоятельно планируют и проводят опыты, анализируют результаты и делают выводы, дают оценку своей деятельности.

3. Формулируют понятие взаимного притяжения и взаимного отталкивания молекул

4. Делают выводы, полученные выводы записывают в тетрадь.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий при проведении опытов, оценка результатов своей деятельности.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, распределять обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Познавательные: анализ, обобщение, осознанное построение речевого высказывания, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.

6. Осознание и осмысление изученного материала.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют и корректируют ответы одноклассников.

Личностные: смыслообразование, активное участие в познавательной деятельности.

Регулятивные: осуществление контроля на уровне произвольного внимания.

Познавательные: анализ, построение цепи логических рассуждений, осознанное построение речевого высказывания.

7. Самостоятельная работа

Фиксирует индивидуальные затруднения учащихся и организует коррекционную работу по их устранению.

Самостоятельно выполняют тест, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, прогнозирование результата, самооценка уровня усвоения материала.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Составляют синквейн, выбирают лучший синквейн, дают самооценку собственной деятельности на уроке.

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения материала.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, аргументация своего мнения, учет мнений одноклассников.

расширить представления учащихся о строении веществ и выяснить физический смысл взаимодействия молекул.

Образовательные:

1.в ходе урока добиться осознанного усвоения учащимися основных положений молекулярно-кинетической теории;

2.обсуждая демонстрационный эксперимент выяснить физический смысл взаимодействия молекул;

3. в ходе решения задач развивать умения применять полученные знания для объяснения физических процессов и явлений.

Развивающие:

1. в ходе решения качественных задач пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету.

Воспитательные:

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о строении веществ;

2.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать полученные знания для объяснения физических процессов, явлений.

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Основные понятия темы

Сила взаимодействия, притяжение, отталкивание, молекула.

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснений учителя. 2.Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента.

3.Работа с тестом.

4.Решение качественных задач.

Физическое оборудование:

пластилин, воздушный шарик, мыльные пузыри, стеклянные пластинки, пружина, вода.

Структура и ход урока.

Задачи этапа

Деятельность

Деятельность

Вводно-мотивационный этап.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Этап актуализации.

Повторить изученный ранее материал.

Предлагает отгадать загадку и прочитать ребус.

Читают, отгадывают, отвечают, играют.

Личностные, познавательные, регулятивные

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить пословицу и вопросы, назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить, Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

Операционно-содержательный этап

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Предлагает ответить на вопросы и обсудить ДЭ, задачи-рисунки.

Изучение нового материала.

Отвечают на вопросы, объясняют ДЭ и качественные решают задачи.

Личностные, познавательные, регулятивные

Рефлексивно – оценочный этап.

Проверка изученного материала.

Проверить уровень усвоения изученного ранее материала.

Предлагает выполнить тест.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает выбрать предложение.

Личностные, познавательные, регулятивные

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Актуализация знаний.

Прочитайте ребус и отгадайте загадку.


«Всегда в движенье мировом

В круговороте мировом

Ответ: молекула.

Что вы знаете о молекулах?

1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. (Нет)
2. Атомы состоят из молекул. (Нет)
3. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да)
4. Объем газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)
5. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, так как промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)

6. При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)
7. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд.
8. Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет)
9. Молекула – мельчайшая частица вещества. (Да)
10. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (Нет)

Мотивационный момент.

1. В чем житейский смысл пословицы?
2. Верна ли пословица с точки зрения физики?

Высказывают свое мнение. Если возникли трудности в объяснении, предложите ученикам ответить на вопросы.

Вопрос №1. Почему во время разбрызгивания воды капли жидкости не устремляются друг к другу

3) Сформулируйте тему урока, что нам предстоит узнать сегодня?

Проведем эксперимент.

1. Сжатие и растяжение куска пластилина, воздушного шарика.

2. Разрывание листа бумаги и склеивание его клеем.

3. Прилипание после смачивания водой двух стеклянных пластинок.

4. Явление смачивания и несмачивания.

1. Между молекулами существуют силы притяжения и отталкивания.

2. Силы притяжения заметны лишь на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул.

3. Когда две молекулы находятся на расстоянии меньше диаметра одной молекулы, возникают силы отталкивания.

Подведем итог.

1) Что произошло бы с твердыми телами, жидкостями и газами, если бы их молекулы перестали притягиваться друг к другу?

2) Что произошло бы с твердыми телами, жидкостями и газами, если бы их молекулы перестали отталкиваться друг от друга?

Домашнее задание.
Прочитать параграф, подумать над вопросами и найти ответы.


Что вы знаете о строении вещества? Как можно получить такие сведения?

Какие факты, явления говорят о том, что вещества состоят из мельчайших частиц?

Назовите доказательства того, что молекулы вещества находятся в постоянном хаотическом движении.

II. Отчет о домашнем эксперименте

Учащиеся, проводившие домашний эксперимент, выходят к доске и сообщают результаты опыта:

Наблюдалась диффузия чая в воде. В холодной воде за то же время ок¬расилась меньшая часть объема, значит, диффузия протекает медленнее при более низкой температуре.

Учитель задает вопросы по ходу изложения:

Какое явление наблюдалось в том и другом стаканах?

Есть ли разница в результатах опытов?

В каком случае диффузия протекала быстрее?

III. Изучение нового материала

Почему твердые тела хорошо держат свою форму? Что заставляет их держаться вместе?

Учитель показывает на примерах, как реагируют на сжатие либо растяжение различные тела - кусок пластилина, пружина, полоска резины и др.

Прижмите друг к другу два куска пластилина.

Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите его. Проделайте задания 1 и 2, сделайте вывод:

При каком условии становятся заметны силы притяжения между частицами?

Когда становятся значительными силы отталкивания между частицами?

Основной вывод: Между молекулами существуют силы притяжения. Они заметны лишь на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул. Промежутки между молекулами существуют лишь для того, чтобы при

сжатии тела между молекулами могли возникнуть силы отталкивания. Когда две молекулы находятся на расстоянии примерно равном диаметру молекулы, силы притяжения уравновешены силами отталкивания.

В зависимости от направления действия внешних сил, проявляются либо силы притяжения, либо силы отталкивания.

Поставим опыт по отрыву кусочка стекла (пластинки)от поверхности воды. На опыте ученики наблюдают, что

в момент отрыва динамометр показывает силу, большую, чем сила тяжести пластинки. Значит, молекулы разных

веществ притягиваются друг к другу с разной силой.

Важным элементом опыта является тот факт, что нижняя поверхность пластинки остается влажной.

Делается вывод: сила притяжения между молекулами стекла и воды больше, чем сила притяжения между молекулами воды.

По этой же причине мы наблюдаем подъем воды в тонкой трубочке (капилляре).

Целая система длинных каналов и пор имеется у растений и деревь­ев. Диаметры этих каналов меньше сотых долей миллиметра. Благодаря этому капиллярные силы поднимают почвенную влагу на значительную высоту (до нескольких десятков метров!) и разносят воду по телу расте­ния.

В тех случаях, когда молекулы жидкости притягиваются к молекулам твердого тела сильнее, чем друг к другу, мы говорим о смачивании твер­дого тела. Вода смачивает стекло, дерево, хлопок, кожу.

Но есть и другой вид взаимодействия: если опустить на поверхность воды парафиновую, либо покрытую жиром стеклянную пластинку, то на поверхности пластинки воды не будет.

Это указывает на то, что сила притяжения между молекулами воды больше, чем между молекулами воды и твердого тела. В таких случаях говорят о несмачиваемости поверхностей. На таких повер­хностях небольшие объемы воды не растекаются, а собираются в виде капли.

Явление смачивания и несмачивания обязательно учитывают в быту и технике. Применение фитилей для ламп, стирка, склеивание - все это предполагает хорошее смачивание.

Водоплавающие птицы, наоборот, - свои перья обрабатывают жиром, чтобы покров не намок, и птицы не замерзли.

Стволы деревьев пронизаны мельчайшими трубочками — капилля­рами (диаметр около миллиметра), по которым к кроне поднимаются питательные вещества, растворенные в воде.

При строительстве домов фундамент изолируют от кирпичных стен, чтобы они не сырели. Для этого на фундамент кладут либо рубероид, либо другой материал, в котором капилляры отсутствуют.

Закрепление изученного

Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твердого тела нет?

Что означают слова: молекулы взаимодействуют?

Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твердого тела и жидкости притягиваются?

Проверку знаний можно провести и в виде опроса по карточкам. При­мерное содержание карточек может быть следующим:

При каких условиях между молекулами возникают силы оттал­кивания?

Какие явления указывают на то, что между молекулами сущест­вуют силы притяжения.

Домашнее задание

§ 10; вопросы к параграфу; упр. 2.

Задача на смекалку:

Что произошло бы с твердыми, жидкими и газообразными вещества­ми, если бы их молекулы престали притягиваться друг к другу? переста­ли отталкиваться друг от друга?

Дополнительный материал

Опыты с несмачиваемыми поверхностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная цель урока: изучение взаимодействия молекул и явлений, обусловленных взаимодействием молекул.

Развивающая цель: развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании явлений природы.

В результате работы на уроке учащиеся должны знать/понимать: а) притяжение и отталкивание – одно из свойств молекул, б) притяжением и отталкиванием молекул обусловлены такие явления, происходящие в природе, как упругость, смачивание, несмачивание и слипание, в) молекулы различных веществ взаимодействуют по-разному, г) понятия: упругость, смачивание, несмачивание, слипание

Урок физики по теме "Взаимодействие молекул"; 7 класс

Тип урока: комбинированный.

Познавательная цель урока: изучение взаимодействия молекул и явлений, обусловленных взаимодействием молекул.

Развивающая цель: развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании явлений природы.

В результате работы на уроке учащиеся должны знать/понимать: а) притяжение и отталкивание – одно из свойств молекул, б) притяжением и отталкиванием молекул обусловлены такие явления, происходящие в природе, как упругость, смачивание, несмачивание и слипание, в) молекулы различных веществ взаимодействуют по-разному, г) понятия: упругость, смачивание, несмачивание, слипание

Учащиеся должны уметь определять на практике вид взаимодействия молекул различных веществ, моделировать явления смачивания, несмачивания и слипания тел, а также объяснять бытовые ситуации, причиной которых являются указанные явления, с точки зрения взаимодействия молекул.

Оборудование и средства обучения: мультимедийный компьютер и проектор, экран, мультимедийный диск, интернет-ресурс, набор для фронтального эксперимента учащихся.
Урок выполнен в форме презентации.

Демонстрации: упругость тел при растяжении и сжатии, слипание металлических цилиндров, смачивание стеклянной пластины водой.

План урока:

1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Повторение изученного материала
4. Вступление
5. Изучение нового материала
6. Закрепление материала
7. Запись домашнего задания

Читайте также: