Конспект урока 6 класс словообразование и орфография 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Морфемный анализ – это анализ состава слова, выяснение того, из каких морфем оно состоит.

Словообразовательный анализ – это выяснение того, как образовано слово.

Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных слов, в котором каждое следующее слово отличается от предыдущего одной словообразовательной морфемой.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что некоторые слова русского языка пишутся так, как слышатся, например: расписание – разбег. Буквы на конце приставки обозначают тот звук, который произносится. Так же пишутся гласные в приставках в словах расписание – роспись.

Возьмём ряд однокоренных слов: город – города – городской – городишко – Волгоград и определим произношение корня.

Мы имеем 5 вариантов произношения корня, но только один вариант написания, одинаковый для всех слов. Если бы мы писали слова так, как слышим, было бы много проблем с пониманием написанного.

Посмотрим теперь на единообразное написание приставок. Вы учили правило, что в русском языке есть приставка до-, но нет приставки да-, есть приставка от-, но нет приставки ат-. Это означает, что во всех словах, где есть приставка до- или от-, она пишется одинаково, или единообразно. Это же относится к приставке с. Во всех словах эта приставка пишется одинаково, хотя произносится и как [с], [з], [ж]: сре́зать, сбить, сделать, сжечь.

Проверим действие принципа единообразного написания морфем на примере суффиксов.

В словах бревенчатый, игольчатый, дощатый, веснушчатый разные суффиксы. Для доказательства нужно провести словообразовательный анализ: слово бревенчатый образовано от основы слова бревно при помощи суффикса -чат-. От основы слова игла с помощью суффикса -чат- образовано слово игольчатый. Слово дощатый образовано от слова доска при помощи суффикса -ат-, при этом в корне слова наблюдается чередование. То же и в слове веснушчатый. Во всех прилагательных, где есть суффикс -чат-, он пишется одинаково, как и суффикс -ат-.

Давайте теперь решим лингвистическую задачу. Дана транскрипция слов, необходимо определить, какие слова спрятались в ней, и записать их

У нас получаются варианты:

пруд – водоём, прут – ветка;

металл – существительное и метал – глагол метать в форме прошедшего времени мужского рода: атлет метал ядро;

свистнуть – просвистеть, свиснуть – от висеть, повиснуть, нависнуть.

Какой вывод можем сделать после решения лингвистической задачи? Слова в языке могут совпасть при произношении, но при этом иметь разное написание. Такие слова называются омофонами.

Знание словообразования помогает решать орфографические задачи.

Давайте решим словообразовательную задачу. Нам необходимо образовать прилагательные от географических названий: Минск, Одесса, Спасск, Сан-Франциско. Мы знаем, что для образования таких прилагательных используются суффиксы -к- и -ск-. Но что мы видим? Если добавить эти суффиксы, то получатся слова с тремя буквами или трудно произносимые. Поэтому язык отбрасывает некоторые буквы, в результате получаются слова: минский, одесский, Спасский, сан-францисский.

Продолжим выполнять задачи. Теперь необходимо определить, одинаковые ли суффиксы в словах петрушка, игрушка, лягушка, избушка. Мы можем предположить, что слово игрушка образовано от слова игра, избушка – от слова изба при помощи суффикса -ушк-. Обратимся к словообразовательному словарю Александра Николаевича Ти́хонова. Гипотеза со словами игрушка, избушка подтвердилась. В слове лягушка нет суффикса. А вот слова петрушка в словаре нет. Определим значение слова, обратившись к толковому словарю интернет-портала.

Мы видим две словарные статьи со словом петрушка. Это говорит об омонимах. Петрушка – растение. У этого слова нет суффикса. Второе слово петрушка обозначает персонаж кукольного театра. Мы можем предположить, что слово образовано от имени Пётр с помощью суффикса -ушк-.

Таким образом, мы решили задачу: суффикса нет только в слове лягушка.

В языке много загадок. Чтобы их разгадывать, нужно приучить себя пользоваться справочными источниками.

Тренировочные задания

Восстановление последовательности элементов

Восстановите последовательность словообразовательной цепочки.

Непоследовательность ← след ← последовать ← непоследовательный ← следовать ← последовательный

Для выполнения задания нужно проанализировать каждое слово, дать толкование его значения через ближайшее родственное слово. Непоследовательность – проявление непоследовательных действий. Непоследовательный – такой, который не является последовательным. Последовательный – такой, который последует. Последовать – форма совершенного вида глагола следовать – идти по следу.

Правильный ответ

Непоследовательность ← непоследовательный ← последовательный ← последовать ← следовать ← след.

Подчеркивания / зачеркивания элементов.

Найдите ошибки в написании гласных после шипящих. Ошибочные слова зачеркните.

Башмачёк, с ландышом, шёрстка, бельчонок, кумачовый, шофёр, шопот, язычок, моржовый, грушовый, дурачок, сбережём, ночовка, бечовка.

Башмачёк, с ландышом, шёрстка, бельчонок, кумачовый, шофёр, шопот, язычок, моржовый, грушовый, дурачок, сбережём, ночовка, бечовка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - повторить и обобщить знания, полученные учащимися при изучении раздела "Словообразование и орфография". Задачи:формировать умение выполнять морфемный разбор слов, коментировать известные виды орфограмм, работа над связной речью учащихся на лингвистические темы.

1) формировать умение выполнять словообразовательный разбор;

2)определять способы образования слов;

3) комментировать известные виды орфограмм.

-развивающие:

1) работать над связанной речью учащихся на лингвистические темы;

2) способствовать развитию творческих способностей учащихся.

-воспитательные

1) прививать любовь к книге;

2)развивать чувство бережного отношения друг к другу.

11.Формы работы учащихся: коллективно-групповая, индивидуальная.

Ход урока

I. Самая большая ценность народа -его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает.

- Как понимаете слова Д.С.Лихачёва?

НА ДОСКЕ: паровоз пар возить, земледелие земля делать

- Как называются образованные таким образом слова? (сложные) - Почему? (состоят из двух корней)

- Что связывает корни этих слов?(соединительные гласные О и Е)

- Они и будут сегодня героями нашего урока.

II. Работа по теме урока.

Работа с предложением.

Подберите схему, которая соответствует предложению. Рас­ставьте знаки препинания.

Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.

Сделайте словообразовательный разбор слова прокатиться.

Проверочная работа.

1) Определите, как образованы следующие слова, поставив на­против каждого соответствующий номер:

- сложение (основ или целых слов)

- сложение сокращенных основ

- переход одной части речи в другую

2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объ­ясните выбор гласной графически.

Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.

Все двери зап..рались на замок.

Ярко зарделась з..ря.

Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.

Река протекала в густых зар..слях.

Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.

Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..с­новением пальцев гладила дрожащие лепестки.

Он знал эту отр..сль производства.

Девочка соб..рала сучья и обжигала их.

Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.

3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

4) Вставьте пропущенные буквы:

Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.

Проверочная работа __________________________________

1) Определите, как образованы следующие слова, поставив на­против каждого слова соответствующий номер:

- сложение (основ или целых слов)

- сложение сокращенных основ

- переход одной части речи в другую

2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объ­ясните выбор гласной графически.

Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.

Все двери зап..рались на замок.

Ярко зарделась з..ря.

Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.

Река протекала в густых зар..слях.

Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.

Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..с­новением пальцев гладила дрожащие лепестки.

Он знал эту отр..сль производства.

Девочка соб..рала сучья и обжигала их.

Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.

3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

4) Вставьте пропущенные буквы: Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.

Проверочная работа __________________________________

1) Определите, как образованы следующие слова, поставив на­против каждого слова соответствующий номер:

- сложение (основ или целых слов)

- сложение сокращенных основ

- переход одной части речи в другую

2) Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объ­ясните выбор гласной графически.

Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.

Все двери зап..рались на замок.

Ярко зарделась з..ря.

Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.

Река протекала в густых зар..слях.

Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.

Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик..с­новением пальцев гладила дрожащие лепестки.

Он знал эту отр..сль производства.

Девочка соб..рала сучья и обжигала их.

Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.

3) Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

4) Вставьте пропущенные буквы: Лед..кол, раз.скивать, везд..ход, сверх..дейный, без..скусный, птиц..лов, под..тожить, земл..коп, раз..грать, сам..кат, сверх..нтересный, верт..лет, меж..нститутский, стал..вар, с..грать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тип урока : систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока : сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;обобщить способы образования слов.

-развивающие:

1) работать над связанной речью учащихся на лингвистические темы;

2) способствовать развитию творческих способностей учащихся.

-воспитательные

развивать чувство бережного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах

Используемое оборудование:

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Приветствие обучающихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2 . Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа с текстом (слайд )

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Просит ученика прочитать текст вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме

-Как надо прожить жизнь.

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: с амоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание . Коммуникативные : выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3 . Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Назовите устно пропущенные буквы.

-В какой морфеме находятся эти буквы?

-В каком разделе русского языка вы изучали чередование буква и о?

Что изучает словообразование?

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4 . Постановка учебной проблемы

- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения . Личностные: с амоопределение, смыслообразование, Коммуникативные : выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Подготовка к обобщению понятий, правил

Закрепление

Физкультминутка

- Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием?

Предложите план нашей работы на уроке.

Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

– От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: синяя группа - от ударения, зеленая – от последующей буквы, желтая – от суффикса А)

Проверка с доски

Работа в группах.( 1 гр.-от ударения; 2 гр-от последующей буквы, 3 гр. От наличия суффикса а после корня)

Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни: один учащийся приводит примеры, подтверждающие правило, второй – исключения из правила, третий должен обобщить всю информацию и выступить перед классом, четвертый ученик – анализирует (исправляет, дополняет) ответ другой группы ( 1 группа анализирует ответ 2, 2 – 3,3-1)

1.Работа в парах .Словарный диктант (домашняя работа).Взаимопроверка.

2. Распределительный диктант:

Приг..рел, к..саться, прико..сновение, пор..сль, заг..р, з..рево, выр..стить, ог..рок, з..рька, к..снуться, р..сток, з..ря.

Физкультминутка.

Заменить глаголы, глаголами с чередующимися гласными, сходными по значению:

Пионеры устроились (расположились) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки. Заря угасала (догорала). Последние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Ребята стали искать (собирать) сучья. Один за другим вспыхивали (загорались) костры

Работа с сигнальными карточками.

Загар, сгорели, подгоревшим, догорает, нагар, разгорается, обгорели, угар, перегорают, загорелый, угоревшего.

5. Прочитайте текст. Определите тип, стиль текста(устно). Подчеркните слова с чередующимися гласными в корнях; с орфограммами в приставках (для тех, кто выполнил задание быстрее).

Туристы расположились на берегу большого озера.
На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер.
Когда заблистали звезды, каша, хотя и слегка пригорелая, была готова.
Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрасывали ветки в костер ,
не давая ему догореть.
Никто не собирался спать.
Так и просидели всю ночь до зари

(Проверка: Слова высвечиваются на доске.)

разложили
заблистали
пригорелая
расстилался
догореть

Составляют план действий, озвучивают примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием.

Ученики перечисляют группы корней.

Их нельзя проверить ударением

Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения

Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу

Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп

Выполняют задание, данное учителем

Ученики самостоятельно выполняют задание, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.

Взаимопроверка в парах (слайд )

-Правописание гласных в корне слова

-Чередующиеся гласные в корне слова

Дети работают в парах

Самопроверка с доски

Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником

Итог урока. Рефлексия

Задает вопросы :

-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание .

Подготовиться к контрольной работе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 437 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2018 763
  • DOCX 77 кбайт
  • 17 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Емельянова Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; внимание, память, мышление; коммуникативные навыки; формировать навыки самоконтроля, рефлексии, воспитывать интерес к русскому языку

Урок 26 русский язык 6 класс

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; внимание, память, мышление; коммуникативные навыки; формировать навыки самоконтроля, рефлексии, воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

- предметные: применяют знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении морфемного и словообразовательного анализа слова;

-познавательные УУД : формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила; используют приобретенные умения при выполнении творческих заданий, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы;

-личностные УУД : устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала,

-коммуникативные УУД сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника; комментируют собственные действия при выполнении задания;

-регулятивные УУД ставят учебные задачи, проводят контроль.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, листы самооценивания

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Мы с вами умеем трудиться, мы целеустремленны и собранны, мы умеем преодолевать трудности.

2. Мотивация учебной деятельности.

Определение темы и цели урока.

Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение и запишите его.

Грамотный человек должен разбираться в структуре слова.

- Как вы понимаете эти слова? Каким синонимом можно заменить слово структура? (состав слова). Как они связаны с темой урока?

- Для чего нужно разбираться в структуре слова?

- чтобы определить его смысл

-для правописания . Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова). Многие орфографические правила опираются на словообразование. Зная из чего состоит слово, мы видим орфограмму.

- Так чем же мы сегодня будем с вами заниматься?

- Какие цели можно поставить перед собой на уроке? (Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, отрабатывать орфографические навыки).

3.Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос

-Что составляет основу слова?

-Изменяемая часть слова.

-Какие части слова служат для образования новых слов?

-Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов.

-Это значимая часть слова, которая находится перед корнем.

-Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании.

-Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка?

-Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему?

-Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить?

-В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных?

-Часть слова без окончания

-Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов

-Часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

-Какие разделы науки о языке мы изучали в данной теме ?

1. Ростение 2. Расточек 3. Премудрый 4.Загарел 5.Загар 6.Прешил 7.Зоря 8. Зоренька

3. Лингвистическая задача (инд. у доски)- Дано: выход способ образования? Решение: выходить→ выход (бесуфиксальный способ) Ответ: слово выход образовано бессуффиксальным способом).

Приехать- прист., стенной-прист., пригородный- прист.- суф.-. - Какие способы образования здесь не названы? ( бессуффиксальный, сложение, переход в другую часть речи).

3.Выберите из данных утверждений верные.

1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание.
2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.
3)В слове может быть только один корень.
4)В слове может быть только одно окончание.
5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные.
6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем.
7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
8)В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
9)В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
10)Выражение "У слова нулевые окончание" и "У слова нет окончание" значат одно и тоже.

11) Этимология изучает произношение слова

12) Морфемика изучает части речи

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

4. Применение знаний и умений

1. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:

подосиновик, водный, объездной, синь.

- Чем отличаются эти виды разбора?

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют. Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)

2. Практическая работа

Вы должны пройти 3 уровня разной степени сложности. Максимальное количество баллов 6 баллов. За 1 – 1, за 2 – 2, за 3 -3балла.

Задание на 1 балл

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано. Укажите морфемный состав слова грустноватый

ГРУСТНОВАТЫЙ ГРУСТЬ ГРУСТНЫЙ

Задание на 2 балла

Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

ГИТАРА - ______________ , ГИТАРИСТКА

ШЁЛК - _______________ , ________________ , ШЕЛКОВИСТОСТЬ

Задание на 3 балла

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Определите способ образования.

СДЕЛАННЫЙ ДЕЛАТЬ ДЕЛО СДЕЛАТЬ

3. Выборочная работа. по 1 примеру

1. Приставочный способ:



+

Выберите слова, образованные приставочным способом: сберечь, выгодный, объездной, запасной, подпрыгнуть, прибавка.

2. Суффиксальный способ:





+

Выберите слова, образованные суффиксальным способом: подосиновик, лесок, мамочка, подушка, набор, водный.

3. Приставочно-суффиксальный способ:






+ +

Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: подоконник, подводный, прилететь, выход, выполненный, заводной.

4. Решение проблемных ситуаций:

1. Одинаковые ли корни в словах ГОРЕВАТЬ, ГОРЕЦ, ЗАГОРЕЛЫЙ? Почему?

(Корни омонимичные, разные по лексическому значению)

(В слове расти корень с чередованием гласных, его ни в коем случае нельзя проверить ударением.) Вывод: - Почему так важно уметь определять правильно корень в словах? (Это необходимо для правильного написания слов).

- От чего зависит выбор гласных О-А в этих корнях?

5. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе! Расул Гамзатов.

Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.) Какой это тип речи? (Рассуждение). На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?

5. Обобщение и систематизация знаний

1. Буквенный диктант с самопроверкой

Я называю слово, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и ставите крестик в соответствующей строке с самопроверкой (1 у доски)

1. загорать 2. касательная 3. зорька 4. выращенный 5. пригорело

6. отрасль 7. зарница 8. сгорели 9. загар 10. росток

2. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

Расположенный у берега.

Задуматься на некоторое время.

Участок около школы.

Гнаться за кем-нибудь.

Слегка задеть что-либо.

Вызывающий восхищение, красивый.

Немного открыть окно.

Расположенный у дороги

Спуститься с неба на землю.

Расположенный у берега. (Прибрежный).

Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).

Участок около школы. (Пришкольный).

Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).

Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).

Немного открыть окно. (Приоткрыть).

Расположенный у дороги (Придорожный).

Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

Очень длинный. (Предлинный).

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест Взаимопроверка

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?

а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?

а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе

5.В каком слове пропущена буква А?

а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать

6.Буква А пропущена в слове

а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка

7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает

а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень

8.Буква И пропущена в слове

а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый

1.г 2. а 3. б 4. в 5. а 6. б 7.г 8. в

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.

Получилось слово ОЦЕНКА.

Итак, что мы сегодня повторили на уроке?

Над чем стоит ещё поработать?

В чём возникают трудности?

С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод: Морфемика и словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

а) хорошо б) не совсем хорошо в) плохо

2. Допускаю ошибки в а) разборе по составу, б) словообразовательном разборе в) в корнях с чередованием г) в приставках при-/пре-

2. Допускаю ошибки, потому что … а) не записал таблицу в справочник; б) не выучил правило; в) небрежно делал домашнее задание; г) не понял объяснение учителя; д) бываю невнимательным, отвлекаюсь; е) мне требуется дополнительное время.

Домашнее задание: готовиться к контрольной работе, выполнить задания 1,2. с.

Читайте также: