Взаимодействие гпс мчс россии с другими видами пожарной охраны конспект

Обновлено: 07.07.2024

Взаимодействие пожарной охраны с другими службами:

  1. согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия сил и средств пожарной охраны для тушения пожаров;
  2. совместные согласованные действия органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений всех видов и форм собственности, граждан по обеспечению пожарной безопасности.

В качестве существенных признаков взаимодействия при ликвидации пожаров выделяются:

  • общность цели;
  • согласованность в решении задач;
  • субъекты и объект взаимодействия;
  • сотрудничество в пределах своих функциональных обязанностей и компетенции;
  • организация управления силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров.

Организация взаимодействия пожарных подразделений со службами жизнеобеспечения населённых пунктов и объектов является важной частью организации тушения пожаров. (К службам жизнеобеспечения относятся: водопроводная; коммунальная; энергетическая; медицинская; газовая и другие службы, влияющие на функционирование муниципального образования или объекта.)

При выполнении задач гарнизонной службы пожарной охраны разрабатываются и утверждаются соответствующими руководителями соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения. Указанные инструкции устанавливают порядок оповещения и выезда работников на пожары, характер и порядок работ, осуществляемых службой во время пожара, порядок обмена информацией и входят в перечень регламентных документов подразделения пожарной охраны (хранятся в центральном пункте пожарной связи (ЦППС)).

Отработка взаимодействия осуществляется при проведении пожарно-тактического заня­тия (учения) с привлечением всех взаимодействующих служб, а также при составлении документов предварительного планирования действий по тушению пожаров.


Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразделений.

Ключевые слова: взаимодействие подразделений пожарной охраны, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, руководство тушением пожара

Как известно, пожарная охрана представляет собой систему государственных мер по борьбе с огнем — это основное содержание системы, а также организаций, специализированных служб, предназначенных при поддержке органов государственной власти страны и ее субъектов, общественных организаций и формирований, всего населения для практической реализации этих мер в жизнь. Согласно действующего законодательства в Российской Федерации, пожарная охрана — это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ [1]. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [1].

В зависимости от формы собственности пожарная охрана подразделяется на несколько видов:

  1. Государственная противопожарная служба, являющаяся составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В состав государственной противопожарной службы входят силы и средства федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации;
  2. Муниципальная пожарная охрана, которая создается органами местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований;
  3. Ведомственная пожарная охрана, создаваемая федеральными органами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов;
  4. Частная пожарная охрана, создаваемая для обеспечения пожарной безопасности объектов и населенных пунктов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности;
  5. Добровольная пожарная охрана осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы управления, органы федерального государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ, расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны [1].

Организация гарнизонной службы в субъектах Российской Федерации строится в соответствии с Федеральным законодательством [1], нормативными правовыми актами МЧС России [2], нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и приказами Главных управлений МЧС России по соответствующим субъектам Российской Федерации.

Территориальный пожарно-спасательный гарнизон субъекта Российской Федерации состоит из местных пожарно-спасательных гарнизонов [1].

Основное взаимодействие подразделений различных видов пожарной охраны происходит при подготовке должностных лиц подразделений к действиям по предназначению и проведению работ по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу [1]. С этой целью в субъектах Российской Федерации разрабатываются соответствующие соглашения между Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и организациями, в которых в установленном порядке созданы подразделения пожарной охраны. В данных соглашениях регламентируются вопросы взаимодействия при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, о порядке обмена информацией. Рассматриваются права и обязанности сторон взаимодействия.

Однако, на территории ряда субъектов Российской Федерации дислоцируются подразделения федеральной противопожарной службы не подведомственные Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации. Такие как, Специальные управления федеральной противопожарной службы МЧС России, предназначенные для организации предупреждения пожаров и их тушения в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях, и их органы управления подчинены непосредственно подразделению центрального аппарата МЧС России [4].

В целях повышения уровня взаимодействия специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России и территориальных органов МЧС России разработан соответствующий приказ МЧС России [3]. Данный нормативный правовой акт МЧС России определяет, в том числе, ответственность за организацию тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на различных объектах и территориях. Соответственно в организациях, расположенных вне территории ЗАТО, на начальников территориальных пожарно-спасательных гарнизонов.

Для подразделений специальной пожарной охраны в целях оказания помощи иным пожарно-спасательным подразделениям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ определены районы и подрайоны выезда (по согласованию).

Анализ уровня образования сотрудников федеральной противопожарной службы на территории Удмуртской Республики, допущенных к руководству тушением пожаров показал, что в настоящее время, доля сотрудников специальных подразделений ФПС, имеющих высшее профессиональное образование составляет 67 %, в то время как среди сотрудников Главного управления МЧС России эта цифра не превышает 50 %.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать следующее:

‒ определение старшинства однотипных оперативных должностных лиц при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ внесет чёткость в руководстве тушением пожаров;

‒ необходимо повышать уровень профессионального образования сотрудников федеральной противопожарной службы, для успешного выполнения поставленных перед пожарной охраной задач.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, пожарная охрана, федеральная противопожарная служба, тушение пожаров, руководство тушением, специальная пожарная охрана, Главное управление МЧС России, подразделение, проведение, работа.

Взаимодействие всех видов пожарной охраны со службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к тушению пожаров и проведению АСР регламентируется соглашениями (совместными инструкциями) в части, не противоречащей федеральному законодательству Российской Федерации.

В соглашениях (совместных инструкциях) о взаимодействии со службами жизнеобеспечения должны быть определены:

- вопросы управления силами и средствами;

- количество и порядок привлечения техники и личного состава служб жизнеобеспечения;

- действия дежурных диспетчеров (радиотелефонистов) подразделений пожарной охраны и служб жизнеобеспечения;

- обязанности личного состава служб жизнеобеспечения;

- подчиненность служб жизнеобеспечения и подразделений пожарной охраны при тушении пожаров и проведения АСР.

Соглашения (совместные инструкции) о взаимодействии заключаются (утверждается) с руководителями соответствующих служб и начальником (руководителем) пожарной охраны.

Практическая отработка вопросов взаимодействия при тушении пожаров и проведения АСР должна осуществляется при проведении пожарно-тактических учениях (ПТУ), пожарно-тактических занятиях (ПТЗ).

В качестве существенных признаков взаимодействия при ликвидации пожаров выделяются:

- согласованность в решении задач;

- субъекты и объект взаимодействия;

- сотрудничество в пределах своих функциональных обязанностей и компетенции;

- организация управления силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров.

Организация взаимодействия пожарных подразделений со службами жизнеобеспечения населённых пунктов и объектов является важной частью организации тушения пожаров.

К службам жизнеобеспечения относятся:

- газовая и другие службы, влияющие на функционирование муниципального образования или объекта.

При выполнении задач гарнизонной службы пожарной охраны разрабатываются и утверждаются соответствующими руководителями соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения. Указанные инструкции устанавливают порядок оповещения и выезда работников на пожары, характер и порядок работ, осуществляемых службой во время пожара, порядок обмена информацией и входят в перечень регламентных документов подразделения пожарной охраны (хранятся на пункте связи части (ДПЛС)).

В режиме повседневной деятельности ПО организуют постоянный контроль за оперативной обстановкой (в пределах своей компетенции) на охраняемой территории.

Ежедневно при заступлении на дежурство:

- по линиям телефонной или радиосвязи сведения (сводку) о наличии сил и средств на дежурные сутки: Службы жизнеобеспечения сообщают в ПО информацию о всех плановых (аварийных) отключениях и аварийных работах на предстоящие сутки;

- ЕДДС ведет общий учет сил и средств служб министерств, ведомств, организаций, учреждений, потенциально-опасных объектов экономики города и области независимо от форм собственности, имеющих в своем составе силы постоянной готовности (экстренного реагирования).

(ОБРАЗЦЫ ИНСТРКУЦИЙ ПРИЛАГАЮТСЯ)

Д/з: Проанализировать основные правила и порядок составления инструкций по взаимодействию пожарной охраны со следующими службами жизнеобеспечения: водопроводная; коммунальная; энергетическая; медицинская; газовая; полиция и тд.

Взаимодействие всех видов пожарной охраны со службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к тушению пожаров и проведению АСР регламентируется соглашениями (совместными инструкциями) в части, не противоречащей федеральному законодательству Российской Федерации.

В соглашениях (совместных инструкциях) о взаимодействии со службами жизнеобеспечения должны быть определены:

- вопросы управления силами и средствами;

- количество и порядок привлечения техники и личного состава служб жизнеобеспечения;

- действия дежурных диспетчеров (радиотелефонистов) подразделений пожарной охраны и служб жизнеобеспечения;

- обязанности личного состава служб жизнеобеспечения;

- подчиненность служб жизнеобеспечения и подразделений пожарной охраны при тушении пожаров и проведения АСР.




Соглашения (совместные инструкции) о взаимодействии заключаются (утверждается) с руководителями соответствующих служб и начальником (руководителем) пожарной охраны.

Практическая отработка вопросов взаимодействия при тушении пожаров и проведения АСР должна осуществляется при проведении пожарно-тактических учениях (ПТУ), пожарно-тактических занятиях (ПТЗ).

В качестве существенных признаков взаимодействия при ликвидации пожаров выделяются:

- согласованность в решении задач;

- субъекты и объект взаимодействия;

- сотрудничество в пределах своих функциональных обязанностей и компетенции;

- организация управления силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров.

Организация взаимодействия пожарных подразделений со службами жизнеобеспечения населённых пунктов и объектов является важной частью организации тушения пожаров.

К службам жизнеобеспечения относятся:

- газовая и другие службы, влияющие на функционирование муниципального образования или объекта.

При выполнении задач гарнизонной службы пожарной охраны разрабатываются и утверждаются соответствующими руководителями соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения. Указанные инструкции устанавливают порядок оповещения и выезда работников на пожары, характер и порядок работ, осуществляемых службой во время пожара, порядок обмена информацией и входят в перечень регламентных документов подразделения пожарной охраны (хранятся на пункте связи части (ДПЛС)).

В режиме повседневной деятельности ПО организуют постоянный контроль за оперативной обстановкой (в пределах своей компетенции) на охраняемой территории.

Ежедневно при заступлении на дежурство:

- по линиям телефонной или радиосвязи сведения (сводку) о наличии сил и средств на дежурные сутки: Службы жизнеобеспечения сообщают в ПО информацию о всех плановых (аварийных) отключениях и аварийных работах на предстоящие сутки;

- ЕДДС ведет общий учет сил и средств служб министерств, ведомств, организаций, учреждений, потенциально-опасных объектов экономики города и области независимо от форм собственности, имеющих в своем составе силы постоянной готовности (экстренного реагирования).

(ОБРАЗЦЫ ИНСТРКУЦИЙ ПРИЛАГАЮТСЯ)

Д/з: Проанализировать основные правила и порядок составления инструкций по взаимодействию пожарной охраны со следующими службами жизнеобеспечения: водопроводная; коммунальная; энергетическая; медицинская; газовая; полиция и тд.

Организация деятельности Государственной противопожарной служ6ы (пожарно-технические обследования территорий, зданий и сооружений, помещений, административная практика дознание по пожарам, государственный статистический учет пожаров) регламентируются законодательными нормативными документами. Руководители организаций должны руководствоваться основными положениями этих документов при организации внутриобъектовой работы ответственных за пожарную безопасность объектов, а также до6ронольных противопожарных формирований.

Систему Государственной противопожарной службы составляют:

Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы - Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.

Начальник ГУГПС по должности — Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.

Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:

- управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;

- центры управления силами и службы пожаротушения;

- подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);

- региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;

- специализированные части по тушению крупных пожаров;

- базы обеспечения мобилизационной готовности;

- учебные центры и учебные пункты;

- испытательные пожарные лаборатории;

- центры противопожарной пропаганды и общественных связей.

Государственная противопожарная служба

Она является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Основные задачи Государственной противопожарной службы:

- организация разработки и осуществления государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

- осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;

- организация и осуществление в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;

- обеспечивание и осуществление тушения пожаров;

- осуществление финансового и материально-технического обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы.

- координация деятельности других видов пожарной охраны;

- разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

- осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.

Иные задачи па Государственную противопожарную службу могут быть возложены только федеральным законом.

В систему Государственной противопожарной службы входят:

- федеральная противопожарная служба;

- противопожарная служба субъектов РФ.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

- структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

- структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;

- органы государственного пожарного надзора;

- пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяется Положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Муниципальная пожарная охрана

НПБ 202-96 (82) устанавливают требования пожарной безопасности в области организации муниципальной пожарной службы.

Муниципальная пожарная служба организуется органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования и финансируется за счет средств местного бюджета, а также иных предусмотренных законодательством источников.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Муниципальная пожарная служба может быть создана, если на территории субъекта РФ выполнен установленный федеральным законом «О пожарной безопасности” (ст. 10) норматив численности (1 ед. личного состава Государственной противопожарной службы на 650 чел. населения.

Муниципальная служба организуется в вале добровольной или ведомственной пожарной охраны и осуществляется подразделениями, созданными в порядке, установленном для этих видов пожарной охраны.

Подразделение муниципальной пожарной службы (далее — подразделения) входит в состав гарнизона пожарной охраны. Если привлечение к тушению пожаров осуществляется на основании соответствующих планов привлечения сил и средств, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, боевым уставом пожарной охраны и иными нормативными актами Государственной противопожарной службы.

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций добровольной пожарной охраны, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

Предельная численность добровольных пожарных определяется органами местного самоуправления.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые являются муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответственно муниципального образования.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливается руководителем местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

«Организация обеспечения безопасности людей

1. Нормативное регулирование использования водных объектов

Окружающая среда оказывает либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей, от ее состояния зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений. Достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды.

– земли, недра, почвы;

– поверхностные и подземные воды;

– леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

– атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов

Объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

– поверхностные водные объекты;

– внутренние морские воды;

– территориальное море Российской Федерации;

– подземные водные объекты.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов физическим и юридическим лицам РФ.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи. От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности после получения лицензии на водопользование.

Водопользователь – юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование.

Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом.

Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью.

В собственности РФ (федеральной собственности) находятся:

– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

– подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

– водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

– трансграничные (пограничные) водные объекты;

– внутренние морские воды;

– территориальное море Российской Федерации;

– водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федер. значения или представляющие собой часть этих территорий;

– водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

– иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

– право долгосрочного пользования;

– право краткосрочного пользования;

– право ограниченного пользования (водный сервитут).

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Аннулирование лицензии на водопользование является основанием для расторжения заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование, заключение договора пользования водным объектом является обязательным.

Водные объекты могут использоваться для следующих целей:

– питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

– промышленности и энергетики;

– сельского и лесного хозяйства;

– транспорта и строительства;

– рыбного и охотничьего хозяйства;

– добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля.

Общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.

Лицензии на водопользование, договоры пользования водным объектом в установленном порядке аннулируются и признаются недействительными, если могут привести к монополизации водопользования, влекущей существенное нарушение прав и законных интересов др. водопользователей.

При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователи обязаны принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод:

– наводнения, затопления и подтопления;

– разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений;

– заболачивания и засоления земель;

– эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.

Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах обязаны принимать участие в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Указанные мероприятия проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и с органами местного самоуправления.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации, к ним относятся воды:

– портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

Читайте также: