Конспект по риторике говорящий взгляд 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

На уроке риторике показано использование технологии проблемного обучения. Использование разнообразных форм работы.

Оценить 1377 0

Конспект открытого урока по риторике

Учитель: Денисова Н.А.

ОУ: МОУ Лицей №11 Волгоград

Цель: воспитание вежливого поведения, умения действовать и поступать в соответствии с принятой системой ценностей;

Учить выбирать уместные для конкретных ситуаций средства выражения просьбы;

Познакомить с ненавязчивой (скрытой просьбой).

Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

Назовите основную задачу, которую мы ставим перед собой на уроке риторике?

Речевая разминка.

На доске выставлены карточки со словами:

-прочтите их про себя.

- нужно ли нам разбирать значения этих слов?

- ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?

Хоровое чтение с протягиванием ударного слога.

- прочитайте слова с интонацией восторга

- с интонацией недовольства.

- от чего зависит выбор интонации?

Проверка чтения по группам ( по 1-му ученику)

-какие средства устной речи вы использовали

Научиться правильно общаться.

Нет, они нам знакомы.

Прочитать слова, правильно расставив ударение и запомнить, как правильно произносятся эти слова.

От ситуации, от настроения собеседников, от цели разговора.

Темп, тембр, мимику и позу

Повторение пройденного.

- о чём мы говорили на прошлом уроке?

У меня в руках листы, на которых записаны различные реплики.

Посовещавшись в своих группах, скажите, какие из них можно отнести к вежливой просьбе, а какие к требованию.

Работать будете с выделителями текста.

Зел цветом выделите просьбу

- прошу Вас, обучите меня тому, что вы умеете делать…

- не надо вставать, я велела вам сидеть…

- помоги мне сделать контрольную работу…

-помоги, пожалуйста, Кате с математикой…

- прошу Вас, не забудьте принести учебник риторики…

1-я группа – прочитайте реплики, в которых выражена просьба,

- 2-я группа внимательно слушает и проанализирует.

- какие использовали средства устной речи?

Аналогично 2-я группа – реплики –требования:

-изменились ли средства устной речи?

Отсутствие волшебных слов

- А можно изменить требования в просьбу? Как?

- назовите ещё раз все средства просьбы.

Создание проблемной ситуации.

Целеполагание.

- всегда ли нам легко в жизни просить

-представьте себе - сегодня в нашей прогимназии День просьбы. Это значит, что можно просить кого угодно и о чём угодно.

- К кому бы вы обратились с просьбой?

-Я предлагаю вам попросить о чём – нибудь нашего директора – Ирину Геннадьевну.

С какой просьбой вы обратитесь?

Предлагают просьбы

- а вот _______почему – то не просит,

- неужели ____ не хочется ни о чём попросить?

- а в чём же дело?

А с вами случалось такое?

Предлагают варианты

ПРОБЛЕМА Не всегда можно попросить прямо, есть ещё варианты выражения просьбы!

- постановка цели

V . Работа по теме урока

- иногда трудно просьбу выразить напрямую по различным причинам.

Вы хотите, чтобы я пришла к вам в следующую субботу?

Ко мне в следующую субботу

- попросите об этом, используя вопрос и средства вежливой просьбы?

Варианты детей в группах

Ответы выставляю на доску

- какую просьбу вы выражали?

-это просьба или требование?

- вы просили напрямую?

Спрятали – то - есть скрыли

ТАКУЮ ПРОСЬБУ НАЗЫВАЮТ –СКРЫТОЙ ПРОСЬБОЙ

Вывод: как ещё можно выразить просьбу

ИГРА открытая просьба –встаньте

Скрытая просьба – присесть на корточки

Закрепление

1.- проходите быстро!

2. - проходите, пожалуйста, побыстрее!

3. - не трудно ли вам пройти побыстрее?

- выберите прямую просьбу. Зачитайте.

-аргументируйте ваш выбор.

Какой вариант вы считаете наиболее вежливым?

-выберите скрытую просьбу. Зачитайте.

2. работа в группах

На карточках

Ещё раз объяснить непонятное слово

Пересадить поближе к доске

Ещё раз объяснить домашнее задание.

Обратиться к учителю

со скрытой просьбой

Прямой просьбой, используя средства вежливой просьбы

Ответы по группам

3. самостоятельная работа

Работа в учебнике

О вежливой просьбе и требовании.

Жесты просящий, умоляющий.

Отсутствие волшебных слов

Стеснение. Мнения детей.

Работа в группах

- не смогли бы вы прийти ?

- может быть, вы сможете прийти ?

Вам не трудно будет прийти?

Чтобы вы пришли в субботу.

Как бы спрятали просьбу в вопрос

С помощью вопроса, использовав средства вежливой просьбы.

Работа в группах

-взаимопроверка в группе

- выбор лучшего вопроса в группе и его зачитывание

-какую цел вы ставили в начале урока?

- узнали ли вы новые формы просьбы?

назовите отличия прямой вежливой просьбы от скрытой?

-оценка работы группы

Спросите у родителей. Какую просьбу они чаще всего используют: прямую или скрытую и от чего зависит их выбор.

-добавить задание: используя и скрытую просьбу

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ВУ Мимикаи жесты 1-2 кл 17г Г.Эгот.pptx

 Риторика 1- 2 класс Мимика 1и жесты

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Риторика 1- 2 класс Мимика 1и жесты

Риторика 1- 2 класс Мимика 1и жесты

Слова М.Ю.Ломоносова « Риторика есть наука… красно говорить и писать… Кто се.

Мимо санатория мчатся мотороллеры

Мимо санатория мчатся мотороллеры

Правила работы в группах 1.Работать должны все. 2.Один говорит, остальные слу.

Правила работы в группах 1.Работать должны все. 2.Один говорит, остальные слушают. 3.Ответственный (капитан) распределяет работу в группе. 4.Если не понял, переспроси. 5.Своё несогласие высказывай вежливо.

Он был маленький. Вот такой:

Он был маленький. Вот такой:

 Когда он гулял, то важничал и задирал кверху голову :

Когда он гулял, то важничал и задирал кверху голову :

 Мама пожалела и приласкала

Мама пожалела и приласкала

Удивление

Гнев

Обида

Грусть

Радость

Страх

Интерес

 МИМИКА ЖЕСТЫ

 Жесты


 Что за жесты?

 .


Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом использ.

Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете папе или маме, что по.



ПОЗА


 Лишние жесты и мимика

Лишние жесты и мимика

Хлопать собеседника по плечу. Размахивать руками. Теребить одежду, крутить п.

Хлопать собеседника по плечу. Размахивать руками. Теребить одежду, крутить пуговицы. Чесать голову и теребить себя за ухо. Барабанить пальцем по столу. Трогать лицо руками. Чихать в пространство. Бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

Говорящий взгляд 1)Буравящий взгляд- пристально смотреть на какого – то собес.

Говорящий взгляд 1)Буравящий взгляд- пристально смотреть на какого – то собеседника . 2)Косой взгляд - неодобрение, недоверие к кому-либо, выраженное взглядом. 3)Одичалый взгляд - это ставший диким, одичавший взгляд. 4)Молодцеватый взгляд - удалой, бравый.

 Пусть удача сопутствует Вас в дороге за знаниями.

Пусть удача сопутствует Вас в дороге за знаниями.

Высунуть язык – жест-дразнилка. Стукнуть по лбу – жест-воспоминание. Грозить.

Высунуть язык – жест-дразнилка. Стукнуть по лбу – жест-воспоминание. Грозить кулаком – жест-угроза. Поднять брови – жест-удивление. Обхватить голову руками – жест-испуг.

Выбранный для просмотра документ Технол карта урока.docx

Внеурочная деятельность в 1-2 классах ( учитель Анжарова Галина Эрдниевна)

Тем а: Несловесные средства устного общения: мимика , жесты и говорящий взгляд.

– ознакомить учащихся с несловесными средствами общения;

– научить использовать средства неречевого общения ;

– формируем умение уместно использовать изученные несловесные средства при решении риторических задач .

- познакомить детей с несловесными средствами общения; совершенствовать умение использовать средства выразительности в собственной устной речи.

Правильно использовать в своей речи мимику и жесты;

Развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-сформированность социальных мотивов, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

-воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Характеристика деятельности учащихся:

-побывать в роли исследователя, актёра;

-классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи

- обозначать знаками настроение лиц( радость, грусть, удивление, страх) ;

- выделять на рисунке жесты, позу, соответствующие настроению персонажей .

- обращать внимание на мимику, жесты позу и взгляд говорящего

Ι. Актуализация знаний

1. – Чему мы учимся на уроках риторики?

-Учимся говорить так. чтобы нас слушали и понимали..

Общие артикуляционные упражнения по индивидуальным карточкам . ( приложение 1)

Слайд №3 Речевая разминка

Слайд №4 Правила работы в группах

– Сегодня я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком.

Учитель рассказывает сказку без мимики и жестов.

1 часть Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А кот был вот такой. ( учебник с 49)

– Смогли вы представить себе цыплёнка, его маму, злого кота?

? Какие они? Почему?

2 часть Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на забор петух, вытянул шею – вот так – и во всё горло закричал:

Ку-ка-ре-ку! – и важно посмотрел по сторонам. – Я ли не удалец, я ли не молодец?

Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею – вот так – и что было силы запищал:

Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!

Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так.

В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась:

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!

А была лягушка вот такая.

Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его.

Познавательные УУД:

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙΙ. Открытие нового знания

– Как надо прочитать сказку, чтобы мы смогли хорошо представить себе её героев? Вспомните слова Ломоносова М.В

Повторное чтение сказки учителем

– Послушайте сказку ещё раз и внимательно смотрите на меня.

Учитель рассказывает сказку, используя выразительные жесты и мимику.

2. – А теперь увидели вы героев сказки, поняли, какие они?

– Что же вам помогло их как бы увидеть? 3

– Правильно, когда я рассказывала, мне помогали мои руки.

– Кто знает, как называется движение рук, пальцев? (Движения рук, пальцев называют жестами.)

– А как называется выражение лица? (Выражение лица – доброе, удивлённое, злое – это мимика.)

– Для чего нам необходимы мимика и жесты? (Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собой даже целые слова.

– Смогли вы представить себе цыплёнка, его маму, злого кота, петуха и лягушку? Какие они? 2

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Распознавание учащимися назначения мимики и жестов учителя: 3 1 1

улыбка как знак одобрения ;

– Представьте ситуацию: вы отвечаете у доски. Учитель кивает вам и улыбается. Как вы думаете, что это означает?

поднятые брови как знак удивления или недоумения ;

– А теперь я поднимаю брови.

Учитель демонстрирует мимику.

движение руки вниз – садитесь, вверх – встаньте и т.д.

– Какое действие вы совершите, если я подниму руку?

2 Распознавание мимики (. Упражнения на ИД слайды № 9 -16)

3. Распознавание жестов ( Упражнения на ИД слайды № 17-21

Самостоятельная работа учащихся 1 класса

2. Работа по учебнику. 1 1

1) – Рассмотрите рисунки на с. 42 и скажите, что обозначает каждый рисунок-символ.

– Как художник передал радость, грусть, удивление, страх?

2) – К какому произведению нарисована иллюстрация на с. 42?

(– Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э. Успенский?)

– Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение.

– Какой рисунок-символ соответствует каждой ситуации?

– Попробуйте сами около каждого рисунка нарисовать нужный символ.

3) – Рассмотрите рисунки на с. 43. Что обозначают мимика и жесты Вини-Пуха и его друзей?

– Как вы догадались?

Работа с группой 2 класса

Творческие задания

2. Кто они? Как их понимают люди? Слайд № 25-26

- Артисты балета, танца и театра пантомимы тоже рассказывают нам о своих героях при помощи мимики . жестов и позы.

3. Люди и животные молча при помощи мимики и позы могут выразить свое настроение Слайды № 27 -28

3. Работа в парах. Карточки

1 ученик показывает жестами , мимикой и позой, второй отгадывает и озвучивает ответ

4.«Всё здорово!

4. Лишние жесты и мимика Слайды № 29-30

5.Работа по учебнику с 43 ( 2 класс)

Чтение теста, беседа, словарная работа Слайд № 31

6. Работа в группах

– У вас на каждой парте лежит карточка со стихотворениями.

– Прочитайте стихотворения . Подумайте, какие надо использовать мимику и жесты , чтобы понять содержание произведения.

– Договоритесь, кто будет читать произведение, а кто – показывать мимику и жесты, соответствующие стихотворениям.

Вариант 1. 2 кл

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

И на камень лягушки кладут узелок.

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

Вариант 2. 2 кл

КИСЛЫЕ СТИХИ

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

И спешат несчастные

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

(Э. Мошковская.)

Вариант 3. 1 кл

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы живы! Живы мы!

Вариант 4 1 кл

В ручеёчек смотрит лось.

И откуда всё взялось?

Вариант 4 (проза). для гостей 3-4 кл

НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ

Гулял заяц по лесу и зонтик нашёл. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

– З-з-западня, – затрясся заяц, – убегать поздно. Встану-ка я на пенёк под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами

стучит от страха, но сам не шевелится.

Волк потихоньку сзади подходит.

И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

Летит заяц над лесом, смеётся-заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щёлкает, задыхается.

– Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.

Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенёк и ждёт, когда же и он взлетит, как заяц.

Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

– Ах, козёл! – рычит. – Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

Прочитанные вслух произведения проанализировать по таким вопросам:

● Сумел ли чтец голосом (интонацией) передать настроение, которое испытывал поэт?

● Удачно ли определил чтец громкость, темп, окраску голоса?

● Мимика и жесты соответствовали тому, что произносил чтец?

Итог. Рефлексия (смайлики) Слайд 32

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2 ) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.

Обозначать знаками настроение лиц в виде смайликов ( радость, удивление, грусть, и.т.д)

Формируем умение передавать информацию при помощи мимики, жестов.

Вариант 4 (проза). для гостей 3-4 кл

НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ

Гулял заяц по лесу и зонтик нашёл. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

– З-з-западня, – затрясся заяц, – убегать поздно. Встану-ка я на пенёк под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами

стучит от страха, но сам не шевелится.

Волк потихоньку сзади подходит.

И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

Летит заяц над лесом, смеётся-заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щёлкает, задыхается.

– Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.

Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенёк и ждёт, когда же и он взлетит, как заяц.

Цели. Повторить основные понятия темы “Устная речь”: тон, громкость, темп; закрепить умение с помощью тона передать своё настроение, своё состояние, выражать чувства; обобщить знания о несловесных средствах общения - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза говорящего.

Оборудование. Магнитофон, фонограмма песен “Песня Красной Шапочки”, “Ива” подготовленные учителем музыки. На доске прикреплены портрет главного героя Риторика, причудливо вырезанные облака, две плакучие ивы. Кукла для сценки.

Звучит спокойная музыка. Дети входят в класс выбирают цветок любого цвета (их в вазе 27 по количеству учеников в классе, красные, жёлтые, зелёные) рассаживаются за парты, составляя букеты из цветков одинакового цвета. Парты расставлены для работы по группам. Выбирается жюри из присутствующих гостей.

I. Речевая разминка

Учитель. Улыбнитесь, вдохните запах цветов, на выдохе произнесите

Ах, как замечательно!

После слова ах сделайте паузу, остановите выдох, слово замечательно протяните (повторить 2 раза).

II. Актуализация знаний

У. Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости?

У. А зачем, как вы думаете?

Д. Мы закончили первый раздел в риторике “Как мы говорим” и Риторик хочет послушать, чему мы научились.

У. Помните ли вы основные понятия “Устная речь”? Попробуйте разгадать кроссворды. (уч-к, стр. 45) Чья группа готова берутся за руки и поднимают вверх.

(Слова прикрепляются на доску)

тон состояние

темп отношение

громкость настроение

У. Какой вывод можно сделать?

Д. С помощью тона, темпа, громкости можно передать чувства, состояние, отношение, настроение.

III. Введение в тему урока

У. А сейчас Риторик хочет увидеть и услышать, как с помощью тона, темпа, громкости вы сможете передать чувства, состояние и настроение героев.

Прочитайте отрывки из стихотворения С.Я.Маршака “Багаж”.

Представим, что вы на вокзале. У всех багаж – у кого - то большой, у кого – то маленький. И вот вы видите даму, носильщик везёт за ней целую тележку с багажом.

У. Как вы думаете, дама заранее прибыла на вокзал, у неё достаточно времени, чтобы сдать свой багаж в багажное отделение поезда?

Д. Думаем, что достаточно.

У. Какой мы выберем для чтения этого отрывка темп?

У. Что же случилось потом? Было у проводников время искать пропажу? Что они сделали?

У. Как будем читать второй отрывок? Темп?

Д. Громче, чем обычно.

У. Что произошло, когда дама обнаружила, что багаж ей подменили, ведь пёс-то не её?! Какой будет темп?

У. Как читаем последнюю строчку?

“От – дай – те мо – ю со – ба – чон – ку”

У. Попробуем прочитать по ролям. Кому удастся более точно передать настроение, состояние и чувство героини? (Каждая группа выбирает автора и даму).

Жюри оценивает каждую группу.

У. Ребята, кто из вас мечтает стать актёрами? Давайте попробуем ими стать. Рассмотрите рисунок в учебнике и прочтите под ним диалог.

У. Почему бабушке неприятно слышать слово “пожалуйста”?

Д. Бабушке не понравился тон, каким было сказано это слово.

У. А можно ли сказать те же слова, но так, чтобы слово “пожалуйста” звучало иначе?

У. Попробуйте это показать. А жюри оценит, у кого это получилось более убедительно.

У. Прочитайте следующий диалог. Чем опечалена Марина?

Д. У неё сломалась кукла.

У. Сочувствует ли ей Оля?

У. Озвучьте диалог так, чтобы слова Оли “как жаль” выражали сочувствие.

(Жюри оценивает выступление детей)

У. Ребята, вы сейчас передавали настроение, чувства героев с помощью слов, а можно ли передать настроение и чувства, но без слов?

У. Что при этом используется?

Д. Мимика, жесты, поза.

У. Пусть первая группа изобразит – надоедливого комара, вторая – муху, севшую на мёд, третья – рыболова.

У. Ребята, вы любите смотреть на плывущие по небу облака? Посмотрите на наши облака, что вы видите?

Д. Одно облако по форме напоминает медвежонка, другое – лошадку, третье похоже на цветок.

У. Прочитайте текст Сухомлинского и подумайте, почему он назвал свой рассказ “Цветок и волчья пасть”?

Д. Облако одному напомнило по форме – цветок, а другому – волчью пасть.

У. Почему мальчики увидели разные предметы?

Д. У одного из героев было хорошее настроение, и он в облаке увидел – цветок, у другого настроение было плохое, и он сравнил облако с волчьей пастью.

У. Мы передаём чувство, настроение, когда читаем, общаемся – в тексте, в диалоге, стихотворении. А в чём ещё мы можем передать своё состояние, свои чувства?

У. Послушайте две песни и определите настроение каждой. (Песню исполняет ученица этого же класса в костюме Красной Шапочки, при исполнении первой песни “Ива” на плечи накидывает платок).

У. Чем отличаются эти песни?

У. Какие чувства они у вас вызвали?

Д. Первая песня вызывает лёгкую грусть, задумчивость, она очень мелодична. Вторая песня вызвала чувство радости, захотелось попрыгать, повеселиться.

У. На этой весёлой ноте мы и закончим с вами урок.

IV. Итог

У. Что вам сегодня запомнилось, что показалось трудным? Пригодится ли в жизни то, о чём мы сегодня говорили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока можно использовать как на уроке "Риторика", так и на классных часах в начальной школе.

Урок общения с помощью речи, жестов и мимики.

1.Научить слушать и слышать другого.

2.Уметь участвовать в свободной беседе.

3.Уметь быть внимательным к окружающим и самому себе.

4.Уметь понимать чувства и настроение другого.

5.Ознакомить с основными способами общения: речью, мимикой, жестами.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет урок общения. Давайте вспомним. Как нужно приветствовать друг друга. Как это приветствие можно заменить мимикой или жестом, вспомним, как вести себя в гостях, когда есть в кампании не только дети, но и взрослые люди.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

-Каждый из нас нередко наблюдал, как малыш, еще не умея

Привычное речевое действие имеет в основе побудительный мотив посылать встречному человеку знаки доброжелательства. Это нужно для того,

чтобы была обстановка доброжелательности при общении.

-От того, что вы пожелаете друг другу при встрече, от того, как Вы поздороваетесь, зависит и Ваше дальнейшее общение с людьми и их настроение. Эти все понятия входят в понятие этикет. Что же такое этикет?

Это понятие философское, оно обозначает совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

-Как же приветствуют люди разных государств друг друга?

Великобритания - поднимают котелки.

Англичане - поднятие котелков.

Тибетские ламы - простирают руки над человеком открытыми ладонями.

Японцы – поклоны 23 видов. В зависимости от того, кто здоровается. Если выше чин, то поклон ниже и дольше стоят.

Африканские племена – трутся носом и щекой.

Россия – подают руку, показывая, что в руках нет меча.

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

― Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

― Надо делать вот так.

― Все ясно! ― обрадовался аист. ― Это и есть музыка? ― и улетел, чтобы удивить мир своим искусством.

Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он учил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.

А чудак аист умеет только стучать клювом. Да еще хвалится и учит других птиц:

― Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

-Как же нужно поступить в такой ситуации?

-Кто прав, а кто неправ?

- Как бы Вы поступили?

1 секрет общения: Называйте друга по имени и он будет обращаться к тебе так же.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

-Представьте, что вы пришли в гости, где есть люди разных возрастов.

- Как можно познакомиться? (ответы детей).

- Как можно еще поздороваться? (ответы детей).

-Давайте понаблюдаем, как здороваются Саша и Витя?

-Как пожали руку?

-С какой мимикой?

Если 2 человека здороваются, и один человек прикрывает рукой сверху- то это здороваются приятели.

Здороваются и трогают за плечо-деловой лад, контакт.

-Как Саша пожимал руку?

-Кто первый должен здороваться?



Как-то на лестнице маленькую собачку Соню остановила пожилая незнакомая такса.

- Здравствуйте! .сказала Соня, которой, конечно, очень хотелось быть воспитанной собачкой, и, вильнув хвостиком, побежала дальше.

Но не успела она добежать и до середины таксы, оказавшейся невероятно длинной, как её снова окликнули.

- Спасибо! - сказала Соня, которой, конечно же, очень хотелось быть вежливой и воспитанной собачкой, и побежала дальше.

Но только она добежала до таксиного хвоста, как сзади послышалось:

- До свидания! - крикнула Соня и, довольная тем, что знает теперь правила хорошего тона, бросилась догонять хозяина.

С этого дня собачка Соня стала ужасно вежливой и, пробегая мимо незнакомых собак, всегда говорила:

- Здравствуйте, спасибо и до свидания! Жаль, что собаки ей попадались самые обыкновенные. И многие кончались раньше, чем она успевала всё сказать.

- Очень важно при приветствии и лица.

-Когда мальчики здоровались, какие были лица?

- Давайте рассмотрим несколько картинок, на которых изображены лица и попробуем определить, какая мимика что обозначает?



Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;

Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;

Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;

-Давайте с помощью мимики попробуем выразить: горе, гнев, радость, боль, страх, удивление.

-Разговаривать можно и с помощью жестов. Давайте вспомним, какие жесты используют при общении?

-Как жестом остановить машину?

-Спросить разрешения на уроке?

Вы приехали в другую страну, не знаете их языка, вас не понимают. Спросите дорогу в зоопарк, бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту.

Читайте также: