Выразительность русской речи конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Лексика. Лексические средства выразительности.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… К.Г.Паустовский Любовь к родному языку немыслима без любви к родине. К.Г.Паустовский

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь стоит над ним и смотрит в его темную воду – ночь, полная звезд. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Художественные средства Эпитеты Олицетворение Метафоры Сравнения торжественный свет ночь стоит и смотрит дрожь осиновых листьев озеро, как черное, косо поставленное зеркало бесшумно летают бормочут журавли в траве горят светляки догоревший день зарождается рассвет закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой совы летают, как комья белого пуха темная вода спит вода звучание вечера ночь, полная звёзд спят кувшинки тлеет заря необыкновенная, никогда не слыханная тишина спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы небо зеленеет летают медленно и бесшумно голубым хрусталем загорается Венера

Доскажи пословицу Ученье - свет, а неученье - … Корень учения горек, а плод … Знай больше, говори …

Подведём итоги Для чего автор использует лексические средства выразительности? Лексические средства позволяют автору не только наиболее четко, ярко выразить свои мысли, образно описать предмет, явление, событие, но и выразить к нему своё отношение. Какой раздел науки о языке изучает словарный состав языка? Лексика – словарный состав языка

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок в 11 классе

Источники богатства и выразительности русской речи.

Основные виды тропов и стилистических фигур.

познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры, определять их роль в тексте, готовить учащихся к ЕГЭ( задание 26);

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Планируемые результаты

Личностные: мотивация учебной деятельности, осуществление самооценки, воспитание культуры речи; повышение требовательности к своей речи; воспитание бережного отношения к языку.

Регулятивные : умение оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собствен -ную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные : слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Предметные: организовать деятельность учащихся по применению полученных знаний на практике, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Тип урока : комбинированный

Форма урока: групповая, фронтальная.

Методы урока : частично - поисковый, исследовательский.

Оборудование урока : компьютер, презентация, тексты произведений для анализа, карточки

1.Организационный момент.

2 Целеполагание.

3 Проверка дом . задания ( в процессе урока)

4 . Вступительное слово учителя. Запись эпиграфа в тетрадь.

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

(А.Н. Толстой говорит о богатстве и красоте русского языка, отмечая в первую очередь культуру речи. Каждый человек должен уметь правильно говорить, не допуская в речи ошибок).

Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.

Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.

Об этом следует помнить каждому человеку.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседника. В XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными"словами? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством общения.

- Из всего сказанного можно ли сформулировать тему урока? Запишите тему в тетрадях.

- Каковы будут цели и задачи урока?

Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

- Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса : как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи.

- Ребята, за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. В задания ЕГЭ по русскому языку, кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

Орфоэпическая разминка. Г рамотный человек должен правильно произносить слова. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание № . На столах у вас технологические карты со словами. Ваша задача правильно расставить в них ударение.

Добыча, закупорить, договор, торты, баловаться, черпать, жалюзи, свёкла. дефис, красивее, банты, водопровод, каталог, монолог, звонишь, столяр, щавель, засветло, затемно, озлобить.

4 . Найдите 4 лишнее ( за каждый правильный ответ- по 1 баллу)

1. В…лна, призн…вать, зак…ляться, п…литический (политический)

2. Прибл…жаться, стр…ла, разъед…нять, проб…раться. (пробираться)

3. Заг…рали, з…рница, распол…гала, х…лода (холода)

4. Деш…вый, щ…тка, ш…колад, скл…ниться. (склониться)

Ответы: 1-политический, 2- пробираться,3- холода,4- склониться.

- Для чего предназначен язык художественной литературы ?

-Что является вершиной литературного языка?

- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?

(тропы и стилистические фигуры).

- Для чего используются тропы?

Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.

- Я предлагаю вам вспомнить, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи. На доске прикреплены 2 таблички: тропы и фигуры речи. Записать их На учительском столе таблички с названиями средств языка. (правильно соотнести эти названия с основной группой, прикреплять можно на магниты. В результате получается схема на доске).

- Что лежит в основе стилистических фигур? Какова роль стилистических фигур?

Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности, в котором главное – сделать впечатление более ярким, выразительным, наглядным и подчёркнутым.

Фигуры делят на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).

Проверяем, правильно ли распределены тропы и стилистические фигуры на доске.

Работа с текстом. Выполнение задания: работа в парах.

Будем искать тропы в конкретных предложениях. Перед вами на парте текст. Прочитайте его. Дети первой группы должны найти в тексте и подчеркнуть метафоры и перифразы, дети второй группы – гиперболы и литоты, дети третьей группы – эпитеты и олицетворения.

Подчеркните в тексте и подпишите указанные тропы. (Дети самостоятельно работают с текстом).

Метафоры : орудие познания окружающего мира, засоряя речь, речь – это королева.

Перифраза: средство общения.

Гиперболы: обогащаясь ежеминутно.

Литота: не забывать ни на секунду, ни на минуту.

Эпитеты: глубокая старость, гибкий, живописный язык, красивая речь.

Олицетворения: язык просит.

Задание. Соотнесите тропы и их определения . (Фронтальная работа).

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

д) употребление слова или выражения в смысле, обратном

буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

Задание. Соотнесите тропы.

а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.

II . Тренировочные задания

3. синтаксический параллелизм

5. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

6. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:

«О времена! О нравы! (Цицерон).

3. риторическое восклицание

III . Прежде чем приступить к работе с художественным текстом , поговорить о Всероссийской общественно-государственной инициативе "Горячее сердце".Этот Проекте Фонда социально-культурных инициатива, который реализуется с ноября 2013 года.

Горячее сердце – это пример героических и отважных поступков, готовность бескорыстно прийти на помощь нуждающимся, это пример преодоления мужественных и трудных жизненных ситуаций, пример социально значимых волонтёрских и добровольческих инициатив и проектов.

Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям.

Я надеюсь, что вы будете нести людям добро делами, поступками.

Татаринова Екатерин родилась в 2000 году.

9 июля 2013 года в посёлке Ленинское Шабалинского района Кировской области загорелись хозяйственные постройки в жилом двухквартирном доме. Как потом

установило следствие, причиной пожара стала неисправная электропроводка. Огненное чрезвычайное происшествие собрало всех соседей. Однако только Катя,

находившаяся среди них, заметила стоящего почти в самом огненном пекле испуганного 5-летнего мальчика – сына хозяйки этого дома. Не думая о смертельной опасности, школьница кинулась его спасать. Подбежав к малышу, она схватила его на руки и вынесла из огня .

Поразмышляйте над словами Омар Хайяма:

Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
То кто тогда согреет мир?

- Назовите фигуры речи (анафора, риторический вопрос)

- Есть ли в художественной литературе герои с горячим сердцем? (Соколов, Данко. )

- Обратите внимание на следующий текст.

- О ком идет речь? О Данко.

IV . Слушаем чтение текста.(26 задание ЕГЭ)

Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул (сравнение) Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь (олицетвори.) и вырвал из нее свое сердце (олицетвор.) и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца (сравнение), и весь лес замолчал (олицетвор.), освещенный этим факелом великой любви (метафора) к людям, а тьма разлетелась (олицетвор.) от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой (эпитеты) зев болота (метафора). Люди же, изумленные , (эпитет) стали как камни (сравнение).

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (Метафора)

И вот вдруг лес расступился (олицетвор.) перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой (эпитет), а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света (метафора) и чистого воздуха, промытого дождем . Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава (олиц) в брильянтах дождя и золотом сверкала река ( сравнение ) . Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей ( сравнение ) из разорванной груди (эпитет) Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко. А потом упал и — умер.

Люди же, радостные и полные надежд (эпитет), не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце ( эпитет). Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно , рассыпавшись в искры, угасло. ..

Вывод: это и есть горячее сердце, достойное восхищения: умереть, спасая других.

1.Определите средства выразительности (учитель называет, учащиеся определяют. )

Разорвал грудь, вырвал сердце, лес расступился, Кинул взор, оно угасло. – олицетворение

пылает сердце, гордое сердце, воздуха, промытого дождем, в брильянтах дождя, кровь. - метафора

расступился – повтор

плотный и немой, ширь степи , гордый смельчак, осторожный, гордое сердце. – эпитет

лес, плотный и немой; Люди же, радостные и полные надежд - инверсия

2. Работа с орфограммами:

1-в: разорванный, освещенный (н-нн)

2-в: расспупился, рассыпалось, вздыхала степь (з-с в приставках)

3-в: Чередование гласной в корне слова (блестела)

Цель данного урока состоит в изучении средств выразительности художественной речи, относящихся к лексике, синтаксису, морфологии и словообразованию.

Задачи урока состоят в том, чтобы: дать вам представление о выразительности художественной речи и выразительных средствах разных языковых уровней; научить вас характеризовать фрагменты прозаических и поэтических художественных текстов с точки зрения использованных изобразительно-выразительных средств разных языковых уровней; научить вас использовать изобразительно-выразительные средства разных языковых уровней

Глоссарий по теме

Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Гипербола — чрезмерное преувеличение с целью увеличения образности.

Ирония — употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Литота — чрезмерное преуменьшение с целью увеличения образности.

Метафора — слово или устойчивое выражение, употребленные в переносном значении, для определения предмета или явления на основе какого-либо свойства, аналогии.

Метонимия — слово или выражение, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе непосредственной внешней или внутренней связи двух предметов или явлений.

Окказионализм — слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста.

Оксюморон — средство стилистической выразительности, состоящее в сочетании контрастных по значению слов.

Олицетворение — приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на количественном отношении между предметами (часть вместо целого и целое вместо части, единственное число вместо множественного и множественное вместо единственного и др.).

Сравнение — слово и выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Фигура речи — средство выразительности, в основе которого лежит особое построение предложения.

Эпитет — образное определение предмета или явления, подчеркивающее их характерное свойство.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Москвин В. П. Русская метафора. Очерк семиотической теории. — Изд. 2, перераб. и доп. — М.: ЛЕНАНД, 2006 – 200 с.;
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985 – 399 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

В художественной речи используются возможности лексики, синтаксиса, морфологии, словообразования. Выразительные средства лексики, или тропы, основываются на использовании переносных значений слов. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, сравнение, эпитет. К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся градация, антитеза, параллелизм, анафора, перифраза, инверсия. Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи. Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования.

Согласно Словарю лингвистических терминов Дитмара Эльяшевича Розенталя, «троп — это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, сравнение, эпитет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

- Добрый день, ребята. Рада видеть вас нас своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка.

Если в мире есть вещи,
достойные названия “чудо”,
то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский

II. Вступительное слово

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, - явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова Л. Успенского: “Если в мире есть вещи, достойные названия “чудо”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них”. (Запись эпиграфа)

III. Составление синквейна. Формулирование задач

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно–выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи" (Презентация)

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Градация

Антитеза

Параллелизм

Эпифора

Оксюморон

Инверсия

Умолчание

По вертикали: анафора

По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 2. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 3. Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Метонимия

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

Перифраза

Аллегория

Гипербола

Литота

По вертикали: метафора

– Как можно назвать этот кроссворд?

Задание 2. "Солнышко" (презентация)

  1. Перифраза.
  2. Ирония.
  3. Олицетворение.
  4. Сравнение.
  5. Эпитет.
  6. Перифраза.
  7. Сравнение, гипербола.

VI. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

VII. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры" Тестовые задания на применение знаний.

Тест по теме: “Изобразительные средства языка”. (Приложение 1)

1. Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

1) гипербола, 2) литота, 3) перифраза, 4) олицетворение.

2. Найдите оксюморон.

1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

3) Простите, простите, простите меня!

4) С наглой скромностью смотрит в глаза.

3. Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

1) гипербола, 2) риторический вопрос, 3) литота, 4) антитеза.

4. Найдите предложение с фразеологизмом.

1) Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.

2) Он обязательно будет кривить душой перед другими.

3) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

4) Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…

5. Определите средство выразительности: “Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели”.

1) сравнение, 2) олицетворение, 3) антитеза, 4) анафора.

6. Определите средство выразительности: “Отколе, умная, бредешь ты, голова?” - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

1) риторический вопрос, 2) ирония, 3) антитеза, 4) градация.

7. Найдите “четвёртое лишнее”.

1) Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.

2) Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

4) Как вышки, елочки темнеют.

8. Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

1) градация, 2) лексический повтор, 3) риторический вопрос, 4) инверсия.

9. Найдите олицетворение.

1) Плачут вербы, шепчут тополя.

2) В сто сорок солнц закат пылал.

3) Октябрь серебристо-ореховый.

4) Страна восходящего солнца.

10. Определите, в каком отрывке использована перифраза.

1) Слухи действительно пошли. И самые фантастические.

2) Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

3) Ученье – свет, а неученье – тьма.

4) Солнце русской поэзии.

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М. Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

1. Выразительное чтение текста:

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.

(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

2. Что вам известно об авторе данного текста?

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР). Имеет негласный титул “совести нации”.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.

X. Фронтальная беседа

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1) 5, 2) 11, 3) 9, 4) 15.

2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте.

1) рассуждение и описание,

2) рассуждение и повествование,

3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.

1) 3, 2) 2, 3) 6, 4) 8.

XI. Работа с заданием В8

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В этом письме из цикла “Цель и самооценка” Д. Лихачев рассуждает о цели в жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого _________(предложения 3, 4) и _______ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____(предложение 2), а также ________ (предложение 15).

3) лексический повтор,

6) вопросно-ответная форма изложения,

8) однородные члены предложения,

XII. Домашнее задание

Упражнение 84; параграф 13.

XIII. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Читайте также: