Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями конспект урока 6 класс рыбченкова

Обновлено: 26.07.2024

Цель: познакомить учащихся с полногласными и неполногласными сочетаниями и сформировать умение выделять такие сочетания.

Задачи: создать условия для развития внимания, речи учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, для формирования коммуникативных УД, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

На какие группы делится лексика русского языка?

Какие слова называются исконно русскими?

Какие слова называются заимствованными?

Какими могут быть заимствованные слова? (по времени вхождения, по способу вхождения, по языку-источнику)

Какие бывают слова по времени вхождения? (ранними из старославянского, финского, греческого; более поздние из английского, немецкого, французского)

Эпиграф (Слайд 1)

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Я прислушиваюсь к словам –

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

Запись в тетрадях числа и темы урока (Слайд 2)

IV. Актуализация опорных знаний (орфографический практикум + сложение, прилагать, загорать, загар, растение, росток)

На этом уроке речь пойдет о словах-братьях, родство которых уходит в историю языка. Послушайте лингвистическую сказку и докажите, что Град по-прежнему в почете.

ДВА БРАТА (Слайд 3)

Решил Город навестить своего брата, которого звали Град и который жил теперь уединенно.

– Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко появляешься в обществе, о тебе стали уже забывать.

– Да, моя слава за последние годы пошатнулась, – ответил осунувшийся, похудевший Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе, в любой книге, в любом стихотворении, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение: генеральный план города (а не града!), застройка городов, население города. Всюду только и слышно: город, город.

– А разве тебе плохо живется в словах Волгоград, градостроительство, градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почете, – подбадривал брата Город.

Под напором этих аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться, что он еще не забыт и занимает почетное место в языке. Но в душе он завидовал шумному и счастливому Городу.

Таких слов-братьев в русском языке немало: берег и брег, холодный и хладнокровный, обморок и мрак и т.д. Родство этих слов возникло из родства двух языков – русского и старославянского. В языке – основе индоевропейских языков существовали сочетания *tort, *tolt, *tert, *telt (*t условно обозначает согласный звук), все слоги были закрытыми. Основным фонетическим законом славянских языков являлась открытость слога. В связи с этим различные славянские языки по-разному осуществили это основное требование своего языка. Так, южнославянские языки (болгарский, старославянский) осуществили перестановку гласного с согласными и удлинение гласного звука:

(Слайд 4) *golva ––> глава––> голова;

*berg ––> брегъ––> берегъ;

*gord ––> градъ––> городъ.

Такие сочетания ла, ра, ре называются неполногласными.

В восточнославянских языках возникало полногласие – сочетания оло (ело), оро, ере между согласными в корнях слов.

Но во всех случаях открытость слога осуществлена: го-ло-ва, гла-ва, бе-ре-гъ, бре-гъ.

Так появились в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.

Старославянский язык оказал большое влияние на русский язык, многие неполногласные слова вошли в наш язык.

(Слайд 5) веремя – время, веред – вред, ворог – враг, хоробрый – храбрый, солодкий – сладкий.

Некоторые неполногласные формы оказались настолько активными, что полностью вытеснили русские формы с полногласием. Так, например, вместо исконно русских слов веремя, веред, ворог, хоробрый, солодкий в современном русском языке употребляются старославянские по происхождению время, вред, враг, храбрый, сладкий.

Когда русский язык сохранял оба слова, происходило их лексическое и стилистическое размежевание, т.е. старославянское и соответствующее ему русское слово закреплялись в разных значениях или с разными стилистическими оттенками: прах и порох, страна и сторона, страж и сторож и т.д.

ПРАХ – тело человека после смерти

порох - взрывчатое вещество, применяемое для изготовления снарядов и патронов

сторона - пространство, место, расположенное в каком-либо направлении от кого-, чего- либо; направление

Обычно заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием носят более отвлеченный, книжный характер, чем соответствующие им исконно русские слова. Сравните:

гражданин (страны) – горожанин;

верный страж (отчизны) – сторож;

влачить (жалкое существование) и волочить (ноги).

Неполногласные формы несут отпечаток высокого стиля, придают речи торжественность и величие.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат,

Вознесся пышно, горделиво. (А.Пушкин. Медный всадник)

Поскольку русский язык не хочет отказываться от слов-братьев, пришедших из старославянского языка, нам следует помнить: чтобы не ошибиться в написании полногласных и неполногласных сочетаний (верно выбрать гласные), их сопоставляют таким образом:

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (стр. 79, упр. 147 (устно))

Не всякое слово, в котором есть изученное сочетание букв, относится к словам с полногласными и неполногласными сочетаниями. О полногласии или непоногласии мы говорим тогда, когда у слова с полногласием есть пара с неполногласием: молодежь – младенец, жеребьевка – жребий.

V. Закрепление изученного материала.

А теперь проверьте себя.

1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются.

2. Если в корне есть сочетания . . . . они называются неполногласными.

3. Слова глас и голос – братья, потому что.

4. В слове охл_дить в корне надо писать гласный . так как.

Давайте теперь потренируемся узнавать эти слова и писать их правильно.

Выпишите однокоренные слова-братья. Выделите чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее.

3. Предлагаю вам еще несколько слов, а вы:

1) подберите к ним слова с неполногласными сочетаниями:

сторож, молодой, короткий, золото, берег, дерево;

2) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам:

прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие.

* Можно ли сказать: Царские хоромы охраняет сторож? Почему?

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Город и огород, смородина и смард;

Ошеломить – значит сильно удивить, поразить чем-нибудь воображение

1) Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Поднялся со всех ст_рон.

2) И желанная стр_на

Вот уж издали видна.

3) Петушок мой з_л_той

будет верный стор_ж твой.

4) Лишь ее пох_ронили,

Свадьбу тотчас учинили.

5) В в_р_та вошла она.

На подворье тишина.

6) Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда.

7) Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на б_рег пустой,

Расплеснется в скором беге –

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы м_лодые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хр_нить

И дозором обходить –

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

5. Вспомните слова, допишите пропущенные буквы с полногласными сочетаниями.

(Мороз, город, порох, сторона, дорога, ворота, борозда, воробей, сорочка)

VI. Подведение итогов.

Прочитайте выразительно слова эпиграфа к уроку. (Слайд 15 эпиграф)

Расскажите, как называется языковое явление, примеры которого приводит поэт, и почему подобные пары слов возникли в языке?

VIII. Домашнее задание п. 19 выучить теорию, упр. 148

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Цель: Продолжить работу по изучению фонетических особенностей старославянских слов и исконно русских по происхождению; развивать умения находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке; отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием; воспитывать интерес к истории развития русского языка.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки с заданием.

Тип урока: комбинированный.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая работа.

Касаться; вырасти; подрастут; прикоснуться; гореть; растения; предположить; сгореть; слагать; касаюсь; предполагать; коснись; предлагать; разрослись; загораться.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

ІV. Объявление темы и цели урока.

V. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в современном русском языке параллельно.

2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).
3 группа. Слова, которые в русском литературном языке выступают только с неполногласными сочетаниями; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют.
2. Работа с карточкой (один учащийся работает у доски, а остальные – в тетрадях).

- Вставьте пропущенные буквы.

Чужая ст___р___на

отворить в___рота

спросить о зд___ровье

ст___р___жить вход

к___роткая память

д___р___гой друг

свежее м___л___ко

ч___р___дования в корнях

3. Проблемный вопрос.

- А вы сможете придумать предложение, где бы встретились слова с таким чередованием? Прочитайте вслух.

4. Самостоятельная работа.

- Вставьте пропущенные буквы.

М__л__ко — мл__копитающее;

х__л__док — охл__ждение;

обл__чный — об__лочка — обл__чение;

пр__рвать — п__р__рвать;

зл__тоглавый — з__л__той;

м__л__дой — мл__денец;

гл__венствовать — г__л__ва;

прин__р__виться — своенравный;

г__р__дской — огр__ждение;

б__р__жок — прибрежный;

п__л__тно — пл__точек;

сокр__щение — к__роткий;

с__лодка — сл__дковатый;

вр__тарь — в__р__тник;

чр__змерный — ч__р__сполосный;

д__р__вянный — др__весина;

отстр__нить — ст__р__на

VІ. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Упражнения 149-150, с. 80 (устно и письменно).

VІІ. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

Закончите высказывания.

- Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются.

- Если в корне есть сочетания . . . . они называются неполногласными.

- Слова глас и голос – братья, потому что.

- В слове охл..дить в корне надо писать гласный . так как.

- Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.

- Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как…

VІІІ. Домашнее задание.

Работа с карточкой.

- Вставьте пропущенные буквы.

Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход, к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях.

Самостоятельная работа.

- Вставьте пропущенные буквы.

М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка — обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой — мл__денец;

гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение;

б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный — др__весина; отстр__нить — ст__р__на.

Работа с карточкой.

- Вставьте пропущенные буквы.

Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход, к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях.

Самостоятельная работа.

- Вставьте пропущенные буквы.

М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка — обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой — мл__денец;

гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение;

б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный — др__весина; отстр__нить — ст__р__на.

Работа с карточкой.

- Вставьте пропущенные буквы.

Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход, к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях.

Самостоятельная работа.

- Вставьте пропущенные буквы.

М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка — обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой — мл__денец;

гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение;

б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный — др__весина; отстр__нить — ст__р__на.

Работа с карточкой.

- Вставьте пропущенные буквы.

Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход, к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях.

Самостоятельная работа.

- Вставьте пропущенные буквы.

М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка — обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой — мл__денец;

гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение;

б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный — др__весина; отстр__нить — ст__р__на.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № ________

Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями "

Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;

метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;

личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Мотивация УД.

И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день.

- А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.

- Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее?

Читают, анализируют, осмысливают.

Вступительное слово учителя

Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?

Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Работа над темой.

Ребята, как называется:

- Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)

– Как называют разновидность угля (Древесный)

– Куда надевается шапка? (Голова)

– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)

– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)

– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)

- Что даёт корова? (Молоко)

- Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)

(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).

Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.

Старославянский (древнеболгарский) – ГРАД

Древнерусский - ГОРОД

Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) могут чередоваться с сочетаниями ла, ра, ре (злато, краткий, небрежный; сочетание оло может, кроме того, чередоваться и с сочетанием ле (полон – плен). Первые сочетания называются п о л н о г л а с н ы м и, вторые – н е п о л н о г л а с н ы м и.

Работа с учебником .Чтение материала учебника

Закрепление материала.

Задание: придумай пару

град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)

глас (старослав.) –(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);

брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);

шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.

Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные "родственники". А у слова трава нет "родственника" "то-рова", значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть "родственники" брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет "родственников" "брет" или "чред" Значит, нет и полногласных сочетаний.

Учащиеся по очереди работают у доски.

Класс – в тетради

Задание: выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.

Актуальность: представление истоков русского в информационном пространстве современности, интегрированный подход в представлении восприятии информации и последующем практическом применении полученных знаний и умений

усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

1. Познакомить учащихся с особенностями происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

2. Развивать навыки видения старославянизмов в текстах и объяснения их лексического значения.

3. Вызвать интерес к истории развития русского языка, п родемонстрировав учащимся историко-культурную взаимосвязь славянских народов.

Форма проведения занятия: урок изучения нового материала

Целевая аудитория : учащиеся 6 класса

Оборудование:

Мультимедийный проектор и экран

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся находить старославянизмы в тексте и подбирать к ним однокоренные русские слов а;

учащиеся познакомятся с интересными фактами истории славянской письменности;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность детей

Задания для учащихся

Планируемый результат (УУД)

Организационный момент

Цель: включение обучающихся в деятельность

Проверяет готовность детей к уроку, создает эмоциональный настрой на урок:

-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Обеспечивают готовность, эмоциональный настрой на урок

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

Актуализация знаний

Цель : повторение изученного о чередовании звуков

Коммуникативные : развивать навыки коллективной работы, излагать свое мнение

Познавательные : структурировать ранее полученные знания

Формулирование темы урока, постановка цели

Цель : постановка цели, определение задач урока

Обращаем внимание на экран, где помещены пары слов с чередованием.

-Ответьте на вопрос, чем отличаются эти слова. (В корнях слов происходит чередование буквосочетаний ). -Назовите их (оло – ла, оро-ра, ере-ре)

-Давайте сформулируем тему урока. Хотите узнать, почему так произошло? Тогда слушайте.

Отвечают на вопрос. Формулируют тему, записывают на доске.

Обучающиеся должны понять, что слова отличаются буквосочетаниями в корне и сферой употребления.

Чем отличаются эти слова?

Регулятивные : выдвигать версии, находить и исправлять ошибки

Познавательные:

анализировать, обобщать и группировать по заданным основаниям

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его фактами, участвовать в диалоге, понимать позицию другого

Мотивация к изучению нового материала

Цель: создание активной познавательной атмосферы

Слово учителя. Установка на слушание. Инсценировка. (Приложение №1)

Слушают инсценировку, после чего обдумывают ответы на вопросы и составляют высказывания.

-Что же нового вам рассказал профессор Иван Калинович?

Регулятивные: постановка цели, саморегуляция .

Познавательные: формирование представления об исторических изменениях, подведение под понятие, выведение следствий

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью.

Изучение нового материала

Цель: формирование представления о чередовании полногласных и неполногласных сочетаний в корнях слов

Организация работы с информационным текстом.

Учитель предлагает провести ученикам самостоятельное исследование по тексту на слайде и объяснить значение термина полногласие/неполногласие

Обучающиеся делают вывод о действии закона открытого слога. Составляют Модель фрейма: Неполногласие → полногласие = ра//оро, ла//оло, ре//ере, ле//оло.

Предтекстовый этап

Текстовый этап

Послетекстовый этап

Полногласные сочетания встречаются в…

Познавательные:

находить информацию в тексте, представлять ее в развернутом и сжатом виде

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами

Предметные: иметь представление о полногласных и неполногласных сочетаниях

Закрепление нового материала Цель : закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала

-Выполните задания на поиск орфограмм, которые можно объяснить чередованием полногласных и неполногласных сочетаний.

(слайд № 9,10,11)

Познавательные:

Классифицировать, группировать по заданным основаниям

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, работать в группе

Регулятивные:

выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить

2. Работа со слайдовой презентацией

Учащиеся должны прийти к выводу, что старославянизмы часто употребляются как принадлежность книжного стиля для придания речи эмоциональности, торжественности.

Придумайте и запишите предложения с данными фразеологическими оборотами.

установите значение представленных на слайде выражений;

определите стилевую принадлежность высказываний.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: находить и исправлять ошибки

Коммуникативные : обогащать речь

Контролирующее задание

Цель: проверка умений находить слова с чередованием в тексте, подбирать к ним соответствия

На экране представлены отрывки из произведений А. С. Пушкина, выпишите слова парами (полногласие/неполногласие).

Отгадайте загадку и выпишите из текста загадки слова с полногласными сочетаниями, подберите к ним слова с неполногласием.

Выполняют задание в парах

Выписывают соответствия с полногласием/неполногласием.

1. Найдите слова с полногласными или неполногласными сочетаниями в стихотворных строках А. С. Пушкина.

2.Отгадайте загадку. (слайд № 15)

Регулятивные:

оценивать степень успешности по критериям

Коммуникативные: быть готовыми изменить точку зрения под воздействием контраргументов, взаимодействовать в паре

Цель: объяснение домашнего задания,

выставление и комментирование оценок за урок

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Разноуровневое домашнее задание (на выбор):

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера

Учитель и ученик определяют отметку в диалоге (внешняя оценка + самооценка)

определяют отметку в диалоге (внешняя оценка + самооценка)

-Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.

Коммуникативные: излагать и аргументировать свое мнение

Регулятивные: оценивать степень успешности

Личностные: адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Анализируют работу на уроке через предложенные вопросы.

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Коммуникативные: излагать свое мнение, участвовать в диалоге

Личностные: осознание значимости урока

Регулятивные: оценивать степень успешности в достижении цели по критериям.

Приложение №1

Профессор Иван Калинович.

- Я слышал, вы сегодня говорили о том, что в нашей лексике, кроме исконно русских слов, есть еще и заимствованные. Среди них особое место занимают старославянизмы.
Почемучка.

- Heт. Старославянизмы – это слова, которые заимствованы русским языком из старославянского, который хотя и приходится близким родственником восточнославянским языкам, но относится к южнославянской группе. Старославянский язык-это письменная форма одного из южнославянских языков. В XI веке на этот язык были переведены греческие религиозные книги, с помощью которых среди славян распространилось христианство. Эти переводы были сделаны Кириллом и Мефодием. Сначала старославянский язык распространялся среди западных и южных славян. В Х–ХI веках книги на старославянском языке получили широкое распространение и в Древней Руси, и вместе с ними в русский язык стали проникать старославянские слова- старославянизмы.
Почемучка.

-Все это было так давно. А можно ли в наше время отличить старославянские слова от русских?
Профессор Иван Калинович.

- Да, оказывается, очень интересно изучать историю языка!

Ли тература:

Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста [Текст] : метод.пособие / Н.С. Болотнова. - Томск, 2002.- 64 с.

Сидоренков В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка [Текст] / В.А. Сидоренков // Русский язык в школе. -1997. - № 2. - С. 7-11.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС [Текст]: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. -М.: Баласс, 2013. - 128 с.


Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

Задачи:

предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;

метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;

личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Содержимое разработки

Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями "

Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;

метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;

личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Мотивация УД.

И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день.

- А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.

- Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее?

Читают, анализируют, осмысливают.

Вступительное слово учителя

Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?

Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Работа над темой.

Ребята, как называется:

- Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)

– Как называют разновидность угля (Древесный)

– Куда надевается шапка? (Голова)

– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)

– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)

– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)

- Что даёт корова? (Молоко)

- Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)

(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).

Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.

Старославянский (древнеболгарский) – ГРАД

Древнерусский - ГОРОД

Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) могут чередоваться с сочетаниями ла, ра, ре (злато, краткий, небрежный; сочетание оло может, кроме того, чередоваться и с сочетанием ле (полон – плен). Первые сочетания называются п о л н о г л а с н ы м и, вторые – н е п о л н о г л а с н ы м и.

Работа с учебником .Чтение материала учебника

Закрепление материала.

Задание: придумай пару

град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)

глас (старослав.) –(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);

брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);

шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.

Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные "родственники". А у слова трава нет "родственника" "то-рова", значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть "родственники" брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет "родственников" "брет" или "чред" Значит, нет и полногласных сочетаний.

Учащиеся по очереди работают у доски.

Класс – в тетради

Задание: выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.

Читайте также: