Вынужденное автономное существование в природных условиях обж 11 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.

Добровольная автономия человека – автономное пребывание человека или группы людей в дикой природе в результате своего собственного желания.

Вынужденная автономия человека – это незапланированное автономное пребывание человека в дикой природе в результате несчастного случая или действий непреодолимой силы.

Трут – это легковоспламеняющийся предмет, необходимый для розжига костра. В качестве трута можно использовать: старые гнезда птиц, сухую траву, мелкие ветки, кору, сухой мох.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 6-15)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.

Автономное существование, в зависимости от причины его наступления, бывает вынужденным или добровольным.

Дикая природная среда таит в себе много опасностей для человека, поэтому, находясь в автономных условиях, независимо от причины, необходимо обладать следующими умениями:

  • сооружать временные укрытия;
  • добывать и очищать питьевую воду;
  • добывать пищу;
  • добывать огонь и разводить костер;
  • подавать сигналы бедствия
  • ориентироваться на местности

Особое внимание следует уделить тому моменту, что на нашей планете существуют места с совершенно различными климатическими условиями. И даже в одном и том же месте в разные сезоны погода может сильно отличаться. Например, в Сибири летом температура воздуха может доходить до +45 градусов, а в том же месте зимой – до –50 и ниже. Поэтому при путешествии в разные регионы, необходимо предварительно ознакомиться с местными условиями, которые, на первый взгляд, могут быть не очевидны. Так, например, в пустыне Сахара днем воздух прогревается до +60 градусов, а уже ночью того же числа может упасть до 0 градусов.

Особенно коварна и переменчива погода в горах, где условия могут меняться каждые 15 минут. Часто это становится неожиданностью для путешественников, и солнечная ласковая погода, неожиданно превратившаяся в бурное ненастье, может нести страшную опасность. Поэтому никогда не пренебрегайте прогнозами погоды перед отправлением в путь. А если вы уже в пути, знайте признаки изменяющейся погоды: резкое изменение давления воздуха, появление перистых облаков, утренняя ярко-красная заря, отсутствие росы, быстро меняющееся направление ветра.

Умея применять все это на практике, вы повышаете свою безопасность, ведь вынужденное автономное существование невозможно спрогнозировать, а походы на природу с друзьями или семьей станут для вас еще более приятными.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются (1) способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются (2) способом подачи сигналов бедствия.

Информация об ответах

Правильный вариант: 1 – А; 2 - В

Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются звуковым способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются визуальным способом подачи сигналов бедствия.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Б – не подходит ни для одного

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;


В этом видеоуроке мы узнаем, что представляет собой автономное существование человека в природной среде. Расскажем, что такое выживание и какие факторы ему способствуют. Познакомим ребят со способами преодоления страха в ситуации вынужденной автономии. А также вспомним некоторые способы ориентирования и способы подачи сигнала бедствия.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вынужденное автономное существование в природных условиях"


Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи. Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, попадающий в такие условия впервые, оказывается часто неприспособленным к жизни в незнакомой среде. Поэтому чем жёстче условия внешней среды, тем короче оказывается время возможного автономного существования, и тем строже должны выполняться правила выживания в экстремальных для человека условиях.

Выживание — это активная деятельность человека, направленная на сохранение жизни, здоровья, работоспособности в экстремальных условиях.

А вынужденное автономное существование — это нахождение человека в условиях изолированности от других людей в природной среде, когда ограничены или исключены вероятность скорой помощи и возможность использовать привычные способы жизнедеятельности.

Выживание в экстремальных для человека условиях природной среды требует специальных теоретических знаний и практических умений: самообладания, самоуправления, оказания первой помощи и самопомощи, навыков добывания, обработки и приготовления пищи и воды, подачи сигналов бедствия, ориентирования и поиска маршрутов выхода в населённую местность.


Основные условия выживания — это настрой человека на выживание (мотивация) и активная деятельность по использованию ресурсов окружающей природной среды. Причины вынужденного автономного существования человека в природе могу быть разные. Это и авиакатастрофа, и кораблекрушение, и стихийное бедствие, военные конфликты и просто поездки на природу.

Оказавшись в условиях долговременного вынужденного автономного существования, следует помнить, что благоприятный исход во многом зависит:

от хорошего состояния здоровья человека (не только физического, но и психического);

морально-волевых качеств (воля к жизни, самообладание, самоуправление);

подготовленности (навыки выживания в экстремальных условиях);

и наличия полезных для выживания средств (снаряжения, воды, пищи, медикаментов, и средств связи).

Важным фактором является и воля к выживанию. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным.

А для этого, в первую очередь, необходимо преодолеть свой страх и стрессовое состояние.

Стресс — это состояние повышенного напряжения организма, возникающее как защитная реакция на воздействие раздражающих неблагоприятных факторов (стрессоров). Неблагоприятные факторы — это страх, холод, тяжёлая физическая нагрузка, жажда, одиночество, переутомление. Они вызывают реакцию стресса, чтобы человек сознательно или подсознательно старался приспособиться к новой для него ситуации. Преодоление стресса — это адаптация к новым обстоятельствам и обретение равновесия деятельности всех функциональных систем организма.


Для преодоления стресса в условиях автономного существования специалисты рекомендуют заранее получить достоверную информацию (СМИ, книги, учебные курсы) о возникновении стрессовых состояний в жизни, об эффективных методах самопомощи в преодолении стресса, в управлении своими эмоциями.

В стрессовой ситуации не спешите принимать решение. Помните, что из большинства сложных ситуаций вы способны найти выход (с помощью интуиции, рассуждения).

Одной из форм эмоциональной реакции, возникающей в результате экстремальной ситуации, является страх. Страх — это нормальная реакция на опасность, чувство, вызываемое действительной или кажущейся опасностью, ожиданием боли, страдания или смерти. Страх либо мобилизует организм, либо приводит к полному упадку сил. Для неподготовленного человека, оставшегося один на один с природой, окружающая его среда является постоянным источником страха.

Для преодоления страха в условиях автономного существования специалисты рекомендуют:

Первое: правильно выбрать лидера группы, который имеет опыт выживания в природных условиях (охотник, альпинист, турист).

Если же выживать придётся одному, то следует, разговаривая с собой, сразу заняться деятельностью, рассуждать, как и что лучше сделать (если ум занят работой, снижается чувство страха и одиночества).

И, конечно же, необходимо постоянно анализировать свои действия и поступки, ошибки и просчёты, чтобы в будущем их не повторить.

После того как страх будет преодолён, постарайтесь сориентироваться на местности и определить своё местонахождение. Ваша задача — выйти к населённому пункту или хотя бы на широкую тропу, к шоссе или железной дороге. Для этого следует:

определить стороны горизонта;

выяснить, в какой точке находитесь;

и выбрать нужное направление движения.

Самый простой способ сориентироваться на месте — это использовать компас и карту. Напомним, что для этого нужно положить компас горизонтально и подождать, пока стрелка остановится. Затем следует повернуть компас так, чтобы отметка 0° совместилась с северным концом стрелки компаса. Тогда направление на восток по шкале компаса соответствует 90°, на юг — 180°, и на запад — 270°.



Также с ориентироваться поможет небольшой шест или палка. Шест нужно воткнуть в землю и чем-нибудь отметить конец его тени. Через некоторое время (минут через 10—15) вновь отметить конец тени. Затем провести прямую линию от первой отметки через вторую и ещё на 30—40 сантиметров. Теперь если встать носком левой ноги напротив первой отметки, а правой — в конце начерченной линии, то лицо человека будет обращено на север.

Но может случиться так, что солнца не видно на небе (например, в пасмурный день). Тогда сама природа приходит человеку на помощь, предоставляя ему разные ориентиры. Например, известно, что лишайники и мхи более развиты на северной стороне стволов деревьев, пней и камней. Также и грибы предпочитают расти с северной стороны пня, дерева или кустарника. А муравьи строят свои муравейники так, что их северная сторона всегда круче, чем южная.

При определении сторон горизонта по всем этим приметам нужно применять несколько способов, чтобы сделать правильный вывод.

При этом помните, что ориентироваться по ветвям и годовым кольцам деревьев нельзя. Ветви сильнее развиваются не с южной стороны, как часто думают, а в сторону свободного пространства. На отдельно стоящее дерево влияют также ветер и другие факторы. Годовые кольца даже у отдельно стоящих деревьев не всегда шире с южной стороны, к тому же их ширина меняется в зависимости от высоты среза.


Находясь в горах, надо обратить внимание на характер склонов и их растительность. Южные склоны более сухие, и на них теплее. На них растут более теплолюбивые деревья, например дуб. А кора деревьев темнее и грубее с северной стороны стволов. Это хорошо видно на берёзе, сосне, лиственнице или осине. На смолистых деревьях в жаркую погоду большее выделение смолы происходит с южной стороны.

Ночью вам помогут сориентироваться Луна и звёзды. Самый простой способ определения сторон горизонта ночью — определение по Полярной звезде, которая указывает направление на север.


Помните, что вас обязательно будут искать. Поэтому потерпевшим бедствие или отставшим от группы туристам следует быть готовыми к подаче сигналов спасателям.

Сигнал бедствия — это международно признанное средство запроса помощи, которое сообщает, что человеку, группе людей или транспортному средству угрожает смертельная опасность и требуется срочное оказание помощи.

Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния. Поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Для этого у туристов либо членов экипажа самолёта должен быть НАЗ — носимый аварийный запас, сигнальные патроны, сигнальное зеркало, пакеты с красящим порошком, аварийный радиопередатчик.

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами.

Самый простой и, наверное, самый древний способ подать сигнал — развести большой сигнальный костёр. Лучше приготовить не один костёр, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, расположенные друг от друга в 30—50 метрах друг от друга и образующие равносторонний треугольник. Или те же три костра, вытянутые по прямой линии на том же расстоянии, являются международным сигналом бедствия.


При разведении сигнального костра следует помнить, что в ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костёр подбрасываются сырые ветки, мох и траву. В пасмурную погоду лучше виден тёмный дым — в огонь добавляются зелёные листья, куски резины, покрышки и камеры от колёс автотранспорта, пластик, еловый лапник и сырой мох.

В солнечную погоду вам поможет солнечный зайчик. С самолёта, летящего на высоте до полутора километров, его блики видны на расстоянии 20—24 километра. Известны случаи, когда пилоты поисковых самолётов замечали этот посланный наугад сигнал много раньше, чем потерпевшие были способны увидеть или услышать сам самолёт.

Можно привлечь внимание выложив знаки кодовой таблицы ветвями или камнями на поляне, лоскутами материала или золой от костра. Главное помните, что знаки бедствия должны быть видны издалека. А для этого они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены.


Очень важно, чтобы ваша сигнализация не осталась незамеченной, поэтому лучше всего подавать как можно больше сигналов бедствия. Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. В этом случае прежде всего не стоит паниковать. Необходимо собраться с мыслями, вспомнить основные сигналы спасения, найти все подручные средства и материалы, которые можно использовать и немедленно приступать к работе. Главное, не отчаиваться и не предаваться негативным мыслям, а стоит выработать позитивный настрой, не прекращать свои попытки и не терять веры!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию или возникновению экстремальных ситуаций.

2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3) Воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

4) Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия

5) Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта

- познавательного интереса к предмету ОБЖ.

Метод: рассказ, беседа, самостоятельная и практическая работа. Оборудование: подручный материал, электронная презентация.

Ход урока

I. Актуализация знаний

- Как можно оказаться в экстремальной ситуации? (Учащиеся предлагают свои варианты)

II. Изучение новой темы

Эпиграфом нашего урока будут слова: "Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть ". (Слайд № 4)

Как вы понимаете эти слова? (высказывания обучающихся)

1.Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, снегопад, мороз, засуха и т.д.).

3. Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).

4. Аварийные ситуации на транспорте в условиях природной среды: Потеря группы на маршруте (во время похода, экспедиции). Аварии на транспорте.

  • Итак, человек может пребывать в природе автономно. Что это значит?

Автономное существование - это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях. Или, наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне проблематична.

Как мы уже выясняли причины, приводящие человека к автономному существованию в природных условиях, могут быть самые разнообразные. Автономное существование человека может быть добровольным и вынужденным.

  • Итак, вы сейчас прослушали несколько примеров добровольной и вынужденной автономии. А как вы понимаете слова добровольная автономия? вынужденная автономия? (ответы обучающихся)

Добровольная автономия - это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь разные цели, в том числе познавательные, исследовательские и спортивные.

Вынужденная автономия - это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечить жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Вынужденная автономия может быть связана с аварией транспортных средств или ошибками в поведении человека, находящегося в природных условиях (заблудился, отстал от группы и др.). Оказавшись в условиях вынужденной автономии, человек вступает в единоборство с силами

природы. Основа успеха в этой борьбе - умение выжить. Что же понимается под термином "выживание"?

Выживание - активная деятельность, направленная «на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, используя для этого всё, что дает окружающая среда и собственные теоретические знания, и практический опыт.

III. Творческая деятельность обучающихся.

У каждой команды на столах лежат подручные материалы (ветки, куски ткани, плёнки, нитки, пластилин-фиксатор). Ваша задача: смастерить временное укрытие, используя предложенные средства и защитить работу (объяснить отчего оно может защитить человека) - 10 мин.

а) Ориентирование (Слайд № 11 – 12)

б) Временное укрытие (Слайд № 13)

1. ТЕСТ. (Слайд № 14)

- Каково самое главное требование к месту для сооружения временного
укрытия (длительного лагеря):

A. Наличие рядом воды.
Б. Живописная природа.

B. Безопасность места стоянки.
Г. Отсутствие комаров и мошек.

2. ВЕСЕЛЫЙ ТЕСТ. (Слайд № 15)

в) Костёр (Слайд № 16 – 18)

г) Поиск и добывание воды (Слайд № 19 – 20)

д) Поиск и добывание пищи (Слайд № 21 – 23)

IV. ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, сознание того, что ему еще много надо сделать.


№ слайда 1

“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.

№ слайда 2

“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.

это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях. это

№ слайда 3

это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях. это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях.


№ слайда 4

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собстве

№ слайда 5

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходят на самостоятельное существование в природных условиях. Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходят на самостоятельное существование в природных условиях. Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечить жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.


№ слайда 6

Статистика свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу разных обстоятельств од

№ слайда 7

Статистика свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу разных обстоятельств один на один с дикой природой, могут в течение длительного времени сохранять силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов, если построят временное укрытие, хотя бы простейшее. Возвести такое укрытие необходимо и потому, что спасателям с воздуха значительно легче обнаружить лагерь или убежище с сигнальными знаками, чем одинокую человеческую фигуру или даже группу людей. Статистика свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу разных обстоятельств один на один с дикой природой, могут в течение длительного времени сохранять силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов, если построят временное укрытие, хотя бы простейшее. Возвести такое укрытие необходимо и потому, что спасателям с воздуха значительно легче обнаружить лагерь или убежище с сигнальными знаками, чем одинокую человеческую фигуру или даже группу людей.

Укрытие Укрытие Пропитание и вода Защита от диких животных

№ слайда 8

Укрытие Укрытие Пропитание и вода Защита от диких животных


№ слайда 9


№ слайда 10


№ слайда 11


№ слайда 12


№ слайда 13


№ слайда 14


№ слайда 15

Чтобы в случае дождя в ваше убежище не затекала вода с поверхности земли, сделай

№ слайда 16

Чтобы в случае дождя в ваше убежище не затекала вода с поверхности земли, сделайте так. Вокруг укрытия выкопайте канавку глубиной и шириной 8—10 см — она отведёт воду по уклону местности. Землёй или дёрном обложите низ жилища, и тогда вода не попадёт внутрь даже во время продолжительного или сильного дождя. Чтобы в случае дождя в ваше убежище не затекала вода с поверхности земли, сделайте так. Вокруг укрытия выкопайте канавку глубиной и шириной 8—10 см — она отведёт воду по уклону местности. Землёй или дёрном обложите низ жилища, и тогда вода не попадёт внутрь даже во время продолжительного или сильного дождя.


№ слайда 17


№ слайда 18


№ слайда 19

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на

№ слайда 20

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, сознание того, что ему еще много надо сделать. Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, сознание того, что ему еще много надо сделать.

постоянно учитесь побеждать в себе страх; постоянно учитесь побеждать в себе стр

№ слайда 21

постоянно учитесь побеждать в себе страх; постоянно учитесь побеждать в себе страх; если вы попали в ситуацию вынужденной автономии в природной среде, то оценивайте свои возможности с учетом климатогеографических условий и времени года;

Читайте также: