Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Изучить вид программного обеспечения компьютера – системы программирования и его функции.

Решаемые учебные задачи:

- развитие представлений учащихся о деятельности программирования;

- развивать образное и логическое мышление, творческую активность, активизировать познавательную деятельность через компьютерные технологии;

– воспитывать познавательный интерес к изучению информатики, аккуратность, культуру общения, восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
- воспитание дисциплинированности, ответственности.

Планируемые образовательные результаты:

  • представление о языках программирования
  • представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности;
  • иметь представление о системе программирования КуМир
  • ставить цель – планировать достижение этой цели;
  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели ;
  • искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения;
  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла.
  • понимание назначения программирования;
  • пользоваться возможностями системы программирования КуМир
  • синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логические цепи рассуждений.
  • аргументировать свою точку зрения;
  • выслушивать собеседника и вести диалог;
  • развивать логическое мышление,
  • признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

Электронные образовательные ресурсы

Технологическая карта урока

I. Организационный этап.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

II. Актуализация знаний

- На предыдущих уроках мы выяснили, что для того, чтобы пользователи могли работать с компьютером нам нужно … (ответы детей)

Вам я предлагаю информационный лабиринт, состоящий из истинных и ложных утверждений. Каждое утверждение имеет свою букву. Если вы считаете, что утверждение верно, вы переходите по зеленой сплошной стрелки. Если вы считаете. что утверждение неверно, вы переходите по красной пунктирной стрелке. Из собранных букв вам надо составить слово, имеющее смысл.

Найдите отличия операционной системы и приложений.

1 группа называют цифры, соответствующие операционной системе, 2 группа – соответствующие приложениям.

Дома вы работали над заданием № 104 в рабочей тетради. Откройте его для проверки. Случайно ли был выбран этот номер?

Поэтому, нам сегодня предстоит подробно познакомиться с системами программирования.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и универсальных учебных действий.

Образовательная технология: технология смешанного обучения.

Цель: систематизировать представления учащихся о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией.

Задачи:

образовательные:

  • систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, программном обеспечении, устройствах ввода и вывода информации;
  • организовать учебную деятельность на основе самоконтроля и самооценки учащихся.

развивающие:

  • развивать навык работы с информацией;
  • развивать навыки работы на образовательных платформах Classtime, Learnis.

воспитательные:

Планируемые результаты:

  • предметные: понимать универсальность компьютера как устройства обработки информации, описывать устройство компьютера, классифицировать устройства ввода и вывода информации; применять навыки работы на компьютере, в частности на платформах Classtime, Learnis;
  • метапредметные: работать самостоятельно или в группе, искать и находить способы решения поставленной задачи; анализировать модельно-схематические средства;
  • личностные: формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, интересоваться информатикой как наукой, осознавать ценность полученной информации в реальной жизни.

Основные понятия: компьютер, персональный компьютер, программа, программное обеспечение, файл, каталог, пользовательский интерфейс, индивидуальное информационное пространство.

Список литературы

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: на парте должен быть учебник, тетрадь, ручка, мобильное устройство.

С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Чат мгновенно подключит.
Он рисует и поёт,
В Интернет с собой ведёт.
Ничего он не забудет
Персональный наш…
(Компьютер).

- Тема нашего урока связана именно с этим устройством, без которого сегодня не обходится практически ни один человек (тема - на слайде).

2. Этап целеполагания

На прошлом уроке мы изучили понятие персональный компьютер, устройства компьютера, их функции, компьютерные сети. Дома вы дополнительно работали с текстом параграфа учебника, выполняли упражнения в рабочей тетради. Сегодня мы приведём все полученные знания в систему, и вы сможете проверить, насколько вы усвоили тему.

«Сегодня на уроке можно…

3. Этап обобщения и систематизации знаний универсальных учебных действий

- Одним из важнейших объектов, изучаемых на уроках информатики, является компьютер.

- Давайте смоделируем ситуацию: вы пришли в магазин компьютерной техники и собираетесь приобрести персональный компьютер. Какие комплектующие персонального компьютера вам необходимы прежде всего? (системный блок, клавиатура, мышь, монитор).

- Этого достаточно, чтобы купленный компьютер стал рабочим? (нет, необходимо установить программное обеспечение).

Учащиеся работают со схемой.

- Давайте вместе обсудим, что на ней изображено.

- Из каких компонентов состоит любой компьютер? (процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации).

- В чем назначение процессора? (он организует прием данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, ее анализ и выполнение, а также отправку результатов на требуемое устройство).

- Для чего предназначена память компьютера (память компьютера предназначена для записи (приема), хранения и выдачи данных).

- Без чего невозможна работа компьютера? (без программного обеспечения).

- Что такое программное обеспечение? (совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере).

- Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов. Из чего состоит имя файла? (собственно имени файла, которое даёт пользователь, и расширения, имя и расширение разделены точкой).

- Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам объединяются в группы, как называются эти группы? (каталоги или папки).

- Итак, ещё раз посмотрите в корзины: устройства ввода информации - это мышь, клавиатура, сканер, микрофон, веб-камера, графический планшет, устройства вывода информации - это монитор, принтер, колонки и т.д.

4. Этап первичного закрепления знаний и универсальных учебных действий

Учащиеся выполняют тест.

Результаты теста автоматически отражаются на рабочем столе компьютера учителя.

5. Этап применения знаний и универсальных учебных действий

- На листе (приложение 4) заполните название команды, запишите фамилии участников и фамилию капитана.

- Внимательно знакомьтесь с инструкцией, помните, что иногда мелкая ошибка, совершённая из-за невнимательности, может снизить результат.

Учитель выступает в роли тьютора, в чьи обязанности входит оказание помощи при возможных технических неполадках, а также отмечает порядок прохождения командами квеста.

6. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок

- Итак, по итогам квеста рейтинг команд выглядит следующим образом (учитель показывает на доске рейтинг команд).

- Что помогло одним и помешало другим при выполнении заданий квеста?

б) слабое владение навыками управления мышью, клавиатурой;

в) неумение договариваться, работать в команде.

7. Этап рефлексии

- Вернёмся к тем целям, которые вы ставили перед собой в начале уроке. Вновь продолжите предложения:

«Сегодня в конце урока я могу…

«Сегодня в конце урока я смог(ла)…

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;

метапредметные – основы ИКТ-компетентности;

личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного

человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа

жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и

технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;

метапредметные – основы ИКТ-компетентности;

личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного

человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа

жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и

технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ).

Решаемые учебные задачи:

1) расширение представления школьников о сферах применения

2) формирование представления об информатике как науке, занимающейся

изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки

информации с помощью компьютеров;

3) актуализация и систематизация представлений об основных устройствах

компьютера и их функциях;

4) закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего

места при работе в компьютерном классе и дома;

5) закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

2) анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и

Особенности изложения содержания темы урока

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения

1) экспресс-опрос по вопросам 1–2 к §1 с одновременной визуальной проверкой

выполнения заданий №1, №4 и №7 в РТ (ученики раскрывают рабочие тетради на

соответствующей странице, а учитель их бегло просматривает);

2) учитель предлагает отдельным ученикам зачитать свои варианты выполнения

заданий №4 и №7 в рабочей тетради;

3) экспресс-опрос по вопросам 4–6 к §1;

4) учитель предлагает совместно разгадать кроссворд (№10 в РТ). Можно

предварительно подготовить интерактивный кроссворд, например с помощью

Подробную инструкцию по работе с этим инструментом можно найти по ссылке

групповую работу школьников по разгадыванию интерактивной версии кроссворда;

5) небольшая дискуссия по вопросу 7 к §1;

6) при наличии времени – обсуждение №11 в РТ. Обязательно подчеркнуть, что

выполнение этого задания не было обязательным, оно выполнялось по желанию учеников.

Важно, чтобы каждый выполнивший дополнительное задание ученик был отмечен;

На этапе изложения нового материала необходимо в процессе беседы с учениками

рассмотреть сферы применения компьютера – можно предложить школьникам

является универсальной машиной для работы с информацией, дать понятие о науке

При рассмотрении основных устройств компьютера также необходимо учитывать

имеющиеся знания школьников в этой области. Беседу с учениками следует

сопровождать демонстрацией соответствующих устройств или их изображений (анимация

Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении заданий №15, №16, №17

(выполняется по группам), №19. №21 в РТ. После этого целесообразно провести аналогию

между функциями органов человека и функциями устройств компьютера (№22 в РТ).

После этого повторяются правила техники безопасности и организации рабочего

места за компьютером.

приложении к учебнику.

Заметим, что достаточно объѐмный материал рекомендуемых к выполнению в классе

и дома заданий к этому уроку связан с тем, что данная тема может быть хорошо известна

ученикам (опыт работы с компьютерами в начальной школе и во внешкольной жизни).

Домашнее задание

§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

если у школьников уже есть опыт работы, например, с текстовым процессором Word.

Задания в рабочей тетради

№12. Слова-ответы:

№13. Архитектор – Проектирование новых зданий и сооружений, создание чертежей

конструкций. Библиотекарь – Формирование каталогов; хранение книг, газет и журналов

в электронной форме; быстрый поиск и доступ к нужному материалу. Бухгалтер –

Быстрый расчѐт заработной платы, учѐт доходов и налогов, подготовка документации.

Врач – Обследование, диагностика, назначение лечения. Дизайнер – Создание

интерьеров, подбор фактуры и цвета отделочных материалов, расположение предметов.

Композитор – Создание, обработка, исполнение музыкальных композиций. Конструктор

– Проектирование и расчѐт характеристик новых механизмов и конструкций. Модельер –

Разработка новых моделей одежды и обуви, подготовка выкроек. Мультипликатор –

Создание движущихся изображений, спецэффектов. Переводчик – Выполнение перевода

отдельных слов, фраз и текстов с одного языка на другой. Почтальон – Доставка

Демонстрация изучаемого материала в наглядной форме, проведение экспериментов,

проверка знаний. Художник – Создание новых изображений, изменение имеющихся

рисунков и фотографий.

№14. Предполагается работа с иллюстрацией на стр. 12 учебника.

№15. Информация – Сведения об интересующем вас предмете. Компьютер –

Универсальное программно управляемое устройство для обработки информации.

Процессор – Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и

управления работой компьютера. Оперативная память – Информация в ней находится

только во время работы компьютера. Жѐсткий диск – Используется для длительного

хранения информации. Клавиатура – Устройство для ввода информации путѐм нажатия

клавиш. Монитор – Устройство визуального отображения информации. Мышь –

Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации. Принтер

– Устройство для печати информации на бумаге. Данные – Информация, представленная в

форме, пригодной для обработки компьютером. Аппаратное обеспечение – Совокупность

всех устройств компьютера.

№16. В устройствах ввода лишним является монитор; в устройствах вывода – сканер.

ш) акустические колонки;

обозначают устройства хранения информации –информация с них может считываться;

информация на них может записываться. Возможный вариант заполнения схемы:

текстовая информация, графическая, видеоинформация; принтер –числовая информация,

текстовая информация; графическая информация; микрофон –звуковая информация;

акустические колонки –звуковая информация; сканер –числовая информация, текстовая

информация; графическая информация; веб-камера –видеоинформация.

№21. Телевизор –монитор; печатная машинка –клавиатура; магнитофон и патефон

–магнитные и оптические диски; телефон –подключение к каналам связи.

Компьютер.Устройства ввода, вывода и хранения информации

обозначают устройства хранения информации – информация с них может считываться;

информация на них может записываться.

№22. Органы чувств –приѐм (ввод) информации –устройства ввода информации

(клавиатура, сканер, микрофон и пр.). Мозг –хранение информации –устройства памяти

(оперативной, долговременной). Мозг –обработка информации –процессор. Органы

речи и опорно-двигательной системы – передача (вывод) информации – устройства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект окрытого урока по информатике для 7-х классов. Урок обобщения и систематизации пройденного раздела "Компьютер как универсальное устройство для обработки информации". Урок-игра.

Конспект урока по информатике в 7В классе

Учителя информатики Лозенко Марины Ивановны

Всего часов на тему: 1

Номер урока в теме: 1

Тип урока: систематизация и обобщение изучаемого материала.

Цель урока: повторить раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Задачи урока:

закрепить и систематизировать основные понятия раздела,

подготовиться к контрольной работе,

продолжить работу над формированием навыков работы в группе.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

установление взаимосвязей между понятиями, структурирование и систематизация, обобщение учебного материала, применение на практике

Принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию, выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

- формирование коммуникационных навыков;

- показать значение информационного моделирования как метода познания окружающего мира

Организационная структура урока

Типовые этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Уточнение направления актуализации изученного материала. Положительный настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, представляет гостей.

Приветствуют учителя и гостей, проверяют свою готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности.

Организует работу по определению цели урока.

Обсуждают и формулируют цель урока.

Подготовительный этап

Организация деятельности по подготовке к игре

Организует работу по делению класса на группы. Сообщает правила игры.

Слушают учителя. Занимают свои места. Выбирают капитана.

Повторение изученной терминологии раздела, закрепление и систематизация изученного материала

Организует деятельность команд. Работает с презентацией. Задает вопросы, выставляет баллы.

Осуществляют выбор вопросов, обсуждение, выбор верного ответа из предложенных участниками команды. Капитаны команд выбирают участников, которые отвечают на поставленные вопросы.

Повторение изученной терминологии раздела, закрепление и систематизация изученного материала

Организует работу с капитанами команд. Задает вопросы. Резюмирует ответы

Капитаны отвечают на вопросы. Участники команд слушают ответы.

Повторение изученной терминологии раздела, закрепление и систематизация изученного материала

Организует деятельность команд. Работает с презентацией. Задает вопросы, выставляет баллы.

Осуществляют выбор вопросов, обсуждение и выбор верного ответа из предложенных участниками команды. Капитаны команд выбирают участников, которые отвечают на поставленные вопросы.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Записывает домашнее задание.

Рефлексируют, анализируют что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Записывают домашнее задание в дневники.

Подготовительный этап

Класс делится на 4 команды по 4-6 человек в команде. Деление происходит с условием, что уровень игроков в каждой команде в целом одинаков. Определенным образом расставляются парты в кабинете, чтобы команды не мешали друг другу при обсуждении вопросов. Игрокам объясняются правила игры. Дается время на выбор капитана команды. Как правило, это самый сильный игрок.

В конкурсе капитанов участвуют капитаны всех четырех команд. Они выходят к доске и отвечают на вопросы, задаваемые учителем. Каждый верный ответ оценивается в 2 балла. Вопросы задаются поочередно каждому капитану. Всего по три вопроса.

Вопросы для капитанов

Поименованная совокупность вложенных файлов. (Папка)

Поименованная область внешней памяти. (Файл)

Окна для двустороннего взаимодействия между пользователем и компьютером. (Диалоговые)

Описание из последовательности действий для данных на понятном (формальном) языке компьютеру. (Программа)

Специальная программа для осуществления сжатия данных и программ. (Архиватор)

Совокупность правил взаимодействия и средств компьютера и человека. (Интерфейс)

Список команд, выводимые на экран, которые можно задать компьютеру. (Меню)

Вредоносная программа, которая может вывести из строя компьютер и нанести вред данным. (Вирус)

Универсальное электронное программное устройство для работы с информацией. (Компьютер)

Специалист, который разрабатывает программное обеспечение. (Программист)

Меню к текущему объекту, содержащее для него список команд. (Контекстное)

Центральное устройство компьютера с разрядностью и тактовой частотой. (Процессор)

Далее переходим к 3 этапу игры.

Игра состоит их 16 вопросов и заданий. Игра разработана в программе PowerPoint. Десять очков дается команде за правильный ответ на один вопрос или за одно задание. Играют все команды. Программа-презентация демонстрирует на экране название игры и колесо с номерами вопросов. Команды, начиная с первой, выбирают номера вопросов и заданий. Дается 1 минута на размышление. После чего учитель выслушивает ответ команды. Если команда отвечает неправильно, то право ответа предоставляется другой команде. Когда ни одна команда не ответит правильно, очки переходят в следующий тур, т.е. при правильном ответе на следующий вопрос команда получает уже двадцать очков и т.д.

Вопросы и ответы “Брейн-ринга” по информатике.

1. Назовите устройства, которые служили для облегчения вычислений.

Ответ. Абак, счеты, суан-пан, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор.

2. Когда появился манипулятор типа “мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа.

Ответ. “Колобок” (источник – Математический энциклопедический словарь, 1988 г.)

3. Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30 х 30 и одним из элементов компьютера?

Ответ. Они все связаны со словом “винчестер”.

4. О какой компьютерной программе идет речь в песне:

Он мне дорог с давних лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет.

Ответ. Речь идет об операционной системе Windows, хотя некоторые слова песни изменены (Windows – англ., окна).

5. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “По порядку номеров – рассчитайся!”?

Ответ. “А в какой системе счисления считать?”

Ответ. 1) Курсор, 2) Компьютер, 3) Дискета.

7. Расположить приведенные значения количества информации в порядке их возрастания:

Ответ. 3), 2), 4), 1).

8. В приведенных текстах некоторые подряд идущие буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.

Искомые термины – элементы компьютера.

Этот процесс орнитологи называют миграцией.

Потом они торжествовали и радовались, как дети.

По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

Ответ. 1) Процессор; 2)Монитор; 3)Мышка.

9. Вам предложены слова, представляющие собой половину другого слова, связанного с информатикой и компьютерами, а так же комментарий к этому слову.

Заданное слово: овод. Искомое слово: часть системного блока персонального компьютера.

Заданное слово: карта. Искомое слово: носитель информации в компьютерах первых поколений.

Заданное слово: ряд. Искомое слово: позиция в записи числа.

Ответ. 1) Дисковод; 2) Перфокарта; 3) Разряд.

10. Один символ алфавита "весит" 4 бита. Сколько символов в этом алфавите?

11. Перед вами - две колонки слов и словосочетаний Необходимо найти пары слов (по одному из каждой колонки), являющиеся синонимами.

Читайте также: